Автор: Васильева Надежда Ивановна
Должность: преподаватель теории музыки
Учебное заведение: МБОУ ДО "Детская школа искусств им. Г. Кукуевицкого
Населённый пункт: г. Сургут ХМАО-Югра
Наименование материала: Методический доклад
Тема: "Музыкальный диктант"
Раздел: дополнительное образование
Методический доклад на тему:
Музыкальный диктант
Содержание:
1.
Основные задачи в работе над диктантом
2.
Организация процесса записи диктанта
3.
Роль педагога в процессе работы
4.
Воспитание у учащихся способности самоконтроля
5.
Формы проверки диктанта
6.
Виды диктанта
Основная задача сольфеджио – развитие музыкального слуха. Диктант
является одной из сложных форм работы в курсе сольфеджио. Именно
диктант является показателем уровня слухового развития учащегося, его
музыкальной памяти, ладового мышления, чувства ритма и т. д.Он развивает
память, способствует осознанному восприятию мелодии, развивает умение
записывать услышанное. Как анализ на слух, так и диктант – это итог знаний
и навыков, определяющий уровень музыкально-слухового развития ученика.
Цель музыкального диктанта является воспитание навыков перенесения
услышанной мелодии в четкие слуховые представления и закрепление их в
нотной записи.
Основные задачи, которые стоят перед педагогом в работе над диктантом,
следующие:
- Создавать и закреплять связь слышимого и видимого, т.е. научить
слышимое сделать видимым.
- Развивать память и внутренний слух
- Использовать диктант как средство для закрепления и практического
освоения знаний и навыков ,полученных в курсах теории ,гармонии , анализа,
а также на занятиях по сольфеджио.
Островский в своей книге «Очерки по методике теории музыки и
сольфеджио» пишет: «Цель музыкального диктанта состоит в том, чтобы
воспитать навыки непосредственного перевода воспринимаемых
музыкальных образов в четкие слуховые представления.»
Практика нотной записи служит большим подспорьем в воспитании и
развитии четких, рельефных представлений; занятия по музыкальному
диктанту воспитывают чувство стиля музыки и обогащают память запасом
полезных музыкальных образов.
Авторы « Систематического курса музыкального диктанта» Алексеев, Блюм
отмечают, что «воспитание слуха будущего музыканта – это, прежде всего
всемерное развитие музыкальной памяти». Таким образом, музыкальная
память – это не просто способность запоминания мелодии, гармонического
сопровождения музыкального отрывка в целом, а память аналитическая, т.е.
ЗАПОМИНАНИЕ И ,одновременно, ПОНИМАНИЕ структуры горизонтали и
вертикали, мелодии, формы, строения, расположения и функций аккордов, их
взаимосвязь, особенностей фактуры и голосоведения, т.е. тех элементов,
которые обычно выявляются учащимися при зрительном анализе нотного
текста» Совершенно очевидно, что сложный процесс записи диктанта:
«слышу – понимаю – записываю»- требует не только определенных знаний,
уровня развития слуха, но и специальной подготовки, обучения. Это одна из
важнейших задач методики сольфеджио – показать, как учить писать диктант.
В процессе записи диктанта участвуют самые различные стороны слуха и
разные свойства психологической деятельности:
- мышление, обеспечивающее осознание слышимого
- память, дающая возможность уточнять услышанное
- внутренний слух, способность мысленно слышать и представлять себе
звуки, ритм и другие элементы.
Кроме того, диктант предполагает наличие теоретических знаний,
помогающих грамотно записать услышанное. Прежде чем приступить к
записи диктанта, педагог должен быть уверен в том, что учащиеся
подготовлены к этой работе, что все указанные выше стороны музыкальных
способностей и слуха( мышление, память, внутренний слух, знания)
достаточно явно проявились на предыдущих занятиях и были закреплены в
других формах работы – интонационных и ритмических упражнениях,
чтении с листа, анализе на слух. Поэтому целесообразно начинать работу над
записью музыки после проведения большой подготовительной работы. Иначе
могут сформироваться неверные навыки и неправильные приемы процесса
записи, которые потом так и останутся.
Начиная с 1 класса полезно проводить подготовительную работу:
ритмический диктант, запись знакомых или ранее выученных мелодий,
устный диктант, диктант с «ошибкой», диктант с пропущенными звуками
диктант только с написанными «головками» нот – (оформить ритм)
Работа над диктантом в основном проходит на уроке. Поэтому очень важна
правильная организация процесса записи, а также обстановка, которую
педагог создает в классе. Опыт многих преподавателей дает возможность
рекомендовать следующую методику процесса записи: необходимо собрать
внимание, пробудить интерес к тому, что будет сыграно. Первое исполнение
должно быть по возможности красивым, выразительным, в настоящем темпе.
Для того, чтобы музыка запомнилась учащимися, полезно с самого начала
проиграть пример не один раз. После этого выяснить размер, структуру и т.д.
Затем дается настройка и диктант снова проигрывается, учащиеся уточняют
ладогармонические, структурные, метроритмические особенности музыки и
приступить к записи по памяти. На первых порах хорошо проверить усвоение
мелодии, пропев ее всем классом наизусть без названия нот. В сильных
группах проверку запоминания можно на основе внутреннего слуха.
Практика показывает ,что вредная привычка ждать очередного проигрывания
для того, чтобы записать еще несколько звуков рождается именно тогда, когда
учащиеся стремятся написать диктант, не проверив свою память. Только
постоянная проверка педагогом степени запоминания диктанта воспитывает у
учащихся правильный навык – писать по памяти, а также способствует
развитию памяти и внутреннего слуха.
Роль педагога в процессе работы над диктантом очень ответственна – он
должен учитывать индивидуальные особенности каждого ученика,
направлять его работу. К сожалению, часто педагог сам «диктует» и затем
ждет, когда способные ученики напишут его быстрее, чем слабые. Руководя
работой класса, кроме общеклассных замечаний, советов и объяснений
приемов записи, следует давать и индивидуальные советы, задания, приемы,
необходимые на данном этапе отстающим. Очень важно воспитать у
учащихся способность самоконтроля, выработать умение найти свою ошибку.
Проверяя процесс записи, педагогу не следует самому пропевать
неправильно записанное ( как это делают многие) он должен найти способы
привлечь внимание ученика, заставить его самого спеть неверную запись или
сыграв, найти и исправить ошибку .Как правило, учащиеся должны писать
диктант молча, основываясь на внутреннем слухе. Но тем, у кого внутренний
слух еще слабо развит и музыкальное представление неясно, непрочно,
можно разрешить напевать, чтобы приучить к точности интонации, к более
ясному различению звуковысотных взаимоотношений. Только постепенно,
приучая учеников петь все реже и тише, можно, развивая их внутренний
слух, сделать ненужным напевание вслух. Особенно это относится к
вокалистам. В силу специфики певческого рефлекса движения голосовых
связок помогут им в восприятии и осознании мелодии. Внутренние
представления вырабатываются у них медленно, и даже при мысленном
пении они в большой степени связаны с движениями голосовых связок и
гортани. Учитывая это, можно первое время разрешать напевание при записи,
постепенно переводя такой внешний, звучащий контроль над слуховыми
представлениями в мысленный.
В первое время следует требовать, чтобы все ученики дирижировали при
записи. В дальнейшем более развитые сами перестают дирижировать,
заменяя внешние жесты четким внутренним ощущением пульсации мелодии.
Педагогу ни в коем случае при исполнении диктанта нельзя выделять
сильную долю – это своего рода подсказка. Первые 2 – 3 проигрывания
диктанта должны быть в нужном темпе, чтобы учащиеся верно восприняли и
запомнили выразительный характер примера. В дальнейшем, когда в
процессе записи диктант проигрывается еще несколько раз для уточнения и
сверки с записью, темп можно замедлить. Количество проигрываний зависит
от музыкального материала, от того, насколько развита память учащихся.
Многие педагоги для быстроты записи играют диктант по частям. В
некоторых случаях, например, при записи многоголосных примеров
большого объема (10 – 16 тактов) такое разделение возможно. Но обычные
диктанты (6 – 8) не следует делить, чтобы не нарушать логику и цельность
музыки. В конце записи диктанта он проверяется. Для этого можно
использовать коллективные и индивидуальные формы: пропевание всем
классом, коллективный разбор примера (называются ноты, ритм и т.д.),
индивидуальная проверка учителем тетрадей, проигрывание каждым
учащимся своей записи по тетради и самостоятельная проверка, исправление
ошибок, сравнение учеником записи с оригиналом.
Важно, чтобы организация процесса записи диктанта правильно воспитывала
внимание и восприятие, чтобы соблюдался принцип продвижения от общего
к частному, от восприятия и запоминания художественного образа
произведения к анализу выразительных средств музыкального языка, и, в
итоге, к записи слышимого.
Главная задача курса сольфеджио – развитие музыкального слуха.
Существует метод: больше и чаще заниматься записью, причем используя
любые отрывки, без системы. Это своего рода «натаскивание». Конечно, это
тоже приводит к определенным результатам. Но нельзя забывать, что при
выборе метода мы должны исходить: во-первых, из принятых нами общих
установок музыкального восприятия на основе осознания музыкальных
явлений; во-вторых, из реальных возможностей классных уроков. На долю
диктанта выделяется ограниченное время. Значит нужно искать новые
методы.
Метод слухового анализа противопоставляется механической записи мелодии
- способ, основанный на осознании отдельных элементов музыки и их связи в
целом. Залог успеха связан не с количеством записанных примеров, а с тем,
овладел ли ученик навыком разделять услышанное на элементы, осознавать и
записывать их, одновременно удерживая в памяти всю мелодию. Такой
подход к записи диктанта надо прививать с самого начала. Многие при
записи воспринимают мелодию пассивно, лишь на слух, не применяя знания
по элементарной музыкальной грамоте.
Другие виды диктантов:
Диктант с предварительным разбором (размер, ритм, структура,
интонационные особенности), запись по памяти знакомых мелодий или
прочитанных мелодий с листа, запись мелодии с голоса преподавателя ,
исполняющего ее с названием звуков, тембровые диктанты.
Поскольку диктант самая сложная работа в курсе сольфеджио, то
необходимо, чтобы эта работа была систематическая и постоянная. Кроме
того, в качестве домашней работы для развития навыков написания диктанта
можно рекомендовать учащимся при прослушивании дома любых
произведений обязательно следить по нотам, произведения по специальности
очень полезно петь нотами, а также переписывать любые произведения по
специальности.
Использованная литература:
Е. Давыдова. Методика преподавания сольфеджио. – М, Музыка, 1993
А. Островский. Методика теории и сольфеджио. М, Музыка, 1989
Л. Фокина. Методика преподавания музыкального диктанта. М, Музыка,1993