Напоминание

"Эстетическое воспитание на уроках литературы в сельской школе"


Автор: Орлова Ирина Семёновна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Северного района Новосибирской области Витинская основная школа
Населённый пункт: д. Витинск, Северный район
Наименование материала: статья
Тема: "Эстетическое воспитание на уроках литературы в сельской школе"
Раздел: среднее образование





Назад




ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ

И.С. Орлова

(учитель МКОУ Витинской ОШ Северного района, Новосибирской области)

Аннотация. Статья посвящена проблеме эстетического воспитания учащихся сельской

школы. Представлен опыт работы в данном направлении: от урочной формы до внешкольной

деятельности.

Описаны

формы

уроков,

приёмы

и

средства

для

развития

у

учащихся

художественных

способностей,

эстетического

вкуса,

общечеловеческих

ценностей

через

восприятие ими произведений искусства. В заключении дан вывод о роли литературы в

эстетическом воспитании школьников.

Ключевые слова: эстетическое развитие, связь литературы и искусства, духовно-

нравственное воспитание.

«Будущее человечества сидит сейчас за партой, оно еще очень наивно, доверчиво,

чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках. Какими мы сформируем их, наших

детей, - такими они и будут. И не только они. Таким будет и общество через 30 - 40 лет,

общество,

построенное

ими

по

тем

представлениям,

которые

мы

у

них

создадим»

[Неменский, 1981, с.29].

В настоящее время, в условиях реформирования образования и пересмотре духовно-

нравственных ценностей, эти слова, произнесённые советским и российским живописцем,

педагогом, профессором Б.М. Неменским несколько десятков лет назад, считаются и сегодня

актуальными, так как задачей образования в школе является ценность знаний человека, его

неповторимость,

в

которой

непосредственно

отражается

уровень

сформированности

его

эстетической культуры. Помимо Б.М. Неменского, данная проблема была хорошо освещена и

в трудах других советских педагогов, например: В.А. Сухомлинского, Л.С. Выготского, А.С.

Макаренко, Д.Б. Кабалевского.

Актуальность проблемы эстетического воспитания современного школьника имеет

особое значение при переходе на новые стандарты. Так как федеральный государственный

образовательный стандарт основного общего образования устанавливает такое требование к

личностным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы:

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и

мира, творческой деятельности эстетического характера [ФГОС ООО, 2010, с.6].

Эстетическое

воспитание

это

целенаправленное

формирование

в

человеке

его

эстетического отношения к реальности. В центре образования эстетическое воспитание

ставит

личность

ребенка,

её

творческие

способности.

А

искусство

благоприятствует

осознанию значимости окружающего мира.

Литература

-

одна из основных дисциплин гуманитарного цикла в образовании,

призванная пробуждать в учащихся стремление к прекрасному, возвышенному, чувственному,

доброму.

Изучение

литературы

связано

с

искусством

важным

средством

воспитания

личности.

Предметными результатами освоения литературного образования современного школьника

по

стандартам

второго

поколения

являются: осознание

значимости

чтения

и

изучения

литературы;

понимание

литературы

как

одной

из

основных

национально-культурных

ценностей народа; обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-

эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений

культуры;

воспитание

квалифицированного

читателя

со

сформированным

эстетическим

вкусом; овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста [ФГОС ООО,

2010, с.9].

Таким образом, говоря

о духовном возрождении и

гармоничной личности модели

выпускника

школы,

учителю

литературы

нужно

использовать

в

качестве

источника

духовного

обогащения

и

эстетического

воспитания

произведения

искусства,

способствующие

появлению

на

уроке

атмосферы

высокой

духовной

нравственности

и

культуры речи.

Поэтому цель данного исследования – представить и обосновать методы, приёмы и условия

работы

по

эстетическому

воспитанию

школьников

посредством

связи

литературы

и

искусства.

Чтобы достичь цели, важно решить следующие задачи:

- изучить теоретическую и методическую литературу выдающихся исследователей в данном

направлении, выделяя при этом такие подходы, актуальные для современного образования и

подходящие для их реализации в сельской школе;

-

изучить

особенности

психологического

развития,

уровень

эстетического

воспитания

учащихся среднего звена и определить место искусства в их духовной жизни;

- представить и обобщить практический опыт в данном направлении.

Выполнить

требование

Стандарта

по

развитию

духовно

нравственной

личности

,

обладающей

эстетическим

вкусом,

нам,

учителям

литературы,

живущим в

сельской

местности, где нет театров, музеев и школы искусств, проблематично.

Поскольку сельская

школа всегда отличалась от городской (или

даже от поселковой школы) не только по

численности, по педагогическим кадрам, но и материальной базе, оснащённости и т. п. К

сожалению, сельские ученики не имеют возможности получить то эстетическое воспитание,

которое

имеют

городские

школьники.

И

хотя

в

последние

десятилетия,

благодаря

видеотехнике

и

компьютеризации,

через

сети

Интернет

возможности

сельских

школ

увеличены, но различия в эстетическом развитии учащихся всё же остаются. Поэтому нам,

сельским учителям, применив свой опыт и творчество, нужно создать такие условия, чтобы,

насколько это возможно, устранить существующие границы.

Исходя из опыта двадцатипятилетней

работы преподавателем русского языка и

литературы

в

среднем

звене

сельской

малокомплектной

школы,

пришла

к

выводу:

необходимо привести в систему всю работу по направлению эстетического воспитания

учащихся, начиная с младшего школьного возраста. А так как дети приходят в среднее звено

из

начальной

школы,

поэтому

проводим

анкетирование

пятиклассников,

чтобы

оценить

уровень их эстетического развития и в дальнейшем

выстроить траекторию работы от

урочной формы до внешкольной деятельности. Затем в 7 классе проводим промежуточное

анкетирование или беседу, собираем и анализируем результаты за два года с целью проверки

успешности

выбранных

приёмов,

методов

по

эстетическому

воспитанию.

Исходя

из

вышеизложенного, корректируем этап работы, запланированной на последующие два года:

что-то

изменяем,

дополняем,

а

что-то

оставляем

прежним.

И

уже

диагностируем

выпускников основной школы: наблюдаем, собираем информацию, результаты, сравниваем,

анализируем

и

делаем

выводы. Каждый

молодой

человек,

окончивший

школу,

должен

обладать культурой выбора художественных произведений для чтения, чтобы обобщенно

рассуждать

о

них.

Необходимо

«формирование

в

человеке

эстетического

отношения

к

действительности, эстетических потребностей и активизации их до творческой деятельности

по законам красоты» [Лармин, 2005, с. 87].

Готовясь к уроку литературы, прежде всего, следует внимательно отнестись к выбору

музыкального произведения или

репродукции картины: подбирать такие произведения,

которые активизируют речь учащихся, корректируют интеллектуальную, психологическую,

нравственную

стороны

личности,

развивают

художественный

вкус.

Работа

с

произведениями искусства, соответствующими изучаемому литературному произведению,

развивает в учащихся критическое чутьё, воображение, обобщение, при этом вовлекаются

мышление,

восприятие,

ощущение,

эмоции,

способствуя

у

учащихся

развитию

наблюдательности, познанию литературных явлений.

Во время занятий литературой у ребёнка совершенствуются не только навыки чтения и

усваивается

содержание

прочитанного,

но

и

развивается

критическое

и

аналитическое

мышление. При чтении художественного

произведения

существенное значение имеет

первая стадия – эмоциональное восприятие. Углубляет эмоции ребёнка следующая стадия -

понимание

им

идеи

произведения.

Непосредственно

на

первых

этапах

и

привлекаются

репродукции

картин,

музыкальные

произведения

для

развития

эмоционального

сопереживания

ка

основы

для

восприятия

искусства.

И

на

последней,

третьей

стадии,

происходит обдумывание прочитанного.

А

проверить

глубину

первичного

восприятия

и

интерес

школьника

позволяют

выразительное,

эмоциональное

чтение

ими

наизусть

стихотворения

или

прозаического

отрывка изучаемого произведения. Помогают развивать художественные способности детей,

раскрыть их индивидуальность разноообразные творческие задания: написать сочинение или

отзыв,

составить

синквейн,

самостоятельный

анализ

или

рецензия,

подготовка

доклада,

презентация образов, интерпретация прочитанного, дать оценку поступкам героев, составить

вопросы

для

дискуссии,

подобрать

иллюстрации

или

музыкальное

произведение

к

художественному

произведению,

нарисовать

литературных

героев

и

т.п.

Важно

также

научить

ребят

видеть

отличительные

признаки

стиля

в

создании

произведения

будь

то

литература, живопись или музыка, и понимать авторское видение мира и человека в нём.

Благодаря

современным компьютерным технологиям,

в своей практике продуктивно

использую большой наглядный материал, сочетая такие виды искусства, как: живопись,

музыка,

театр,

кинематограф

для

проведения

нестандартных

форм

уроков:

урок

экскурсия, урок – виртуальное путешествие, урок-презентация, уроки – сценки и т.д. На

уроках

ребята

приучаются

чтению

в

лицах,

драматизации,

просмотру

кинофильмов

и

спектаклей, слушанию дисков с записями художественного чтения, обучаются коллективному

и индивидуальному чтению понравившихся отрывков.

Эмоционально наполненный урок находит отзвуки в душах детей, в будущем это будет

основой развития эстетического вкуса, а затем эстетическое чувство к искусству оставит

свой след и в отношении к окружающему миру.

Также

внеурочная

и

внешкольная

работа

(литературные

вечера,

салоны,

гостиные,

литературно-музыкальные

композиции,

выпуск

стенгазеты,

выставки,

литературные

журналы, праздники, исследовательские работы, проекты, конкурсы сочинений, конкурсы

чтецов, наличие драматического кружка и т.п.) являются средством повышения интереса к

изучению

литературы

и

искусства,

стремлению

к

гармоничности

личности,

развитию

художественного творчества учащихся, формированию художественного вкуса и приближает

детей к пониманию подлинного искусства.

Дети с большим интересом, с увлечением участвуют во всей этой работе и имеют свои

достижения. Например, школьный коллектив драматического кружка ежегодно участвует в

районном конкурсе театральных коллективов «Театральная весна» и занимает призовые

места. Два года были участниками Международной игры-конкурса по литературе «Пегас»,

пробуют свои силы в Международном конкурсе – игре по мировой художественной культуре

«Золотое руно». В этом учебном году ученица 9 класса стала победителем районного этапа

Всероссийского конкурса чтецов прозы «Живая классика – 2017» и участницей областного

тура. А ученица 5 класса заняла первое место в районном этапе Всероссийского конкурса

сочинений

«Вий»:

от

кинофильма

к

книге»

(номинация

«Произведение

литературы

в

кинематографе»), участвовала и в областном туре. Также ученица 5 класса стала победителем

в районном конкурсе чтецов «Мой поэтический край», посвящённом юбилею Новосибирской

области. Второй год участвуем в районном конкурсе творчества учащихся «Первоцветы» в

номинации «Родная природа глазами русских поэтов». Имеются победители и призёры

районного Конкурса чтецов прошлых лет.

Таким образом, приходим к выводу о том, что уроки литературы, внеурочная и внешкольная

деятельность имеют особое значение в воспитании выпускника с отзывчивой, красивой

душой, художественными вкусами, с творческим умом и глубокими, прочными знаниями.

Это также является своего рода базой для формирования в будущем общечеловеческих

ценностей через призму произведений искусства.

Поэтому так важна работа, которая в школе

возлагается

непосредственно

на

учителя

литературы,

и

становится

она

своеобразным

толчком

для духовно-нравственного роста подрастающего поколения.

А

наличие

результатов позволяет судить о том, деятельность по эстетическому воспитанию учащихся

ведётся в нужном направлении и средства достижения этого подобраны правильно.

Эмоционально воздействуя на подрастающее поколение, литература влияет на мораль,

поведение,

мировоззрение

человека,

особенно

на

молодёжь,

«тот

возраст,

когда

складывается человек» [Таборидзе, 1988, с. 8].

Литература:

Лармин О.В. Культура личности, способности человека к эстетическому

творчеству/О.В. Лармин. - М.: - Просвещение, 2005. - с. 87.

Неменский Б.М. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания. Книга для

учителя/Б.М. Неменский. - М.: - Просвещение, 1981. - с. 192.

Роговер Е.С. Эстетическое воспитание на уроках литературы в средней школе/Е.С.

Роговер. - М.: - Ленинград,1974. – с. 208.

Таборидзе М.Д. Эстетическое воспитание школьников/М.Д. Таборидзе. - М.: -

Педагогика, 1988. – с. 104.

Тисленкова И.А. Эстетическое воспитание в средней школе/И.А. Тисленкова. – В.:

Учитель, 2007. – с. 135.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего

образования/ М.: - Просвещение, 2010. - с. 47.



В раздел образования