Автор: Орлова Ирина Семёновна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Северного района Новосибирской области Витинская основная школа
Населённый пункт: д. Витинск, Северный район
Наименование материала: статья
Тема: "Эстетическое воспитание на уроках литературы в сельской школе"
Раздел: среднее образование
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ
И.С. Орлова
(учитель МКОУ Витинской ОШ Северного района, Новосибирской области)
Аннотация. Статья посвящена проблеме эстетического воспитания учащихся сельской
школы. Представлен опыт работы в данном направлении: от урочной формы до внешкольной
деятельности.
Описаны
формы
уроков,
приёмы
и
средства
для
развития
у
учащихся
художественных
способностей,
эстетического
вкуса,
общечеловеческих
ценностей
через
восприятие ими произведений искусства. В заключении дан вывод о роли литературы в
эстетическом воспитании школьников.
Ключевые слова: эстетическое развитие, связь литературы и искусства, духовно-
нравственное воспитание.
«Будущее человечества сидит сейчас за партой, оно еще очень наивно, доверчиво,
чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках. Какими мы сформируем их, наших
детей, - такими они и будут. И не только они. Таким будет и общество через 30 - 40 лет,
общество,
построенное
ими
по
тем
представлениям,
которые
мы
у
них
создадим»
[Неменский, 1981, с.29].
В настоящее время, в условиях реформирования образования и пересмотре духовно-
нравственных ценностей, эти слова, произнесённые советским и российским живописцем,
педагогом, профессором Б.М. Неменским несколько десятков лет назад, считаются и сегодня
актуальными, так как задачей образования в школе является ценность знаний человека, его
неповторимость,
в
которой
непосредственно
отражается
уровень
сформированности
его
эстетической культуры. Помимо Б.М. Неменского, данная проблема была хорошо освещена и
в трудах других советских педагогов, например: В.А. Сухомлинского, Л.С. Выготского, А.С.
Макаренко, Д.Б. Кабалевского.
Актуальность проблемы эстетического воспитания современного школьника имеет
особое значение при переходе на новые стандарты. Так как федеральный государственный
образовательный стандарт основного общего образования устанавливает такое требование к
личностным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы:
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и
мира, творческой деятельности эстетического характера [ФГОС ООО, 2010, с.6].
Эстетическое
воспитание
–
это
целенаправленное
формирование
в
человеке
его
эстетического отношения к реальности. В центре образования эстетическое воспитание
ставит
личность
ребенка,
её
творческие
способности.
А
искусство
благоприятствует
осознанию значимости окружающего мира.
Литература
-
одна из основных дисциплин гуманитарного цикла в образовании,
призванная пробуждать в учащихся стремление к прекрасному, возвышенному, чувственному,
доброму.
Изучение
литературы
связано
с
искусством
–
важным
средством
воспитания
личности.
Предметными результатами освоения литературного образования современного школьника
по
стандартам
второго
поколения
являются: осознание
значимости
чтения
и
изучения
литературы;
понимание
литературы
как
одной
из
основных
национально-культурных
ценностей народа; обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-
эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений
культуры;
воспитание
квалифицированного
читателя
со
сформированным
эстетическим
вкусом; овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста [ФГОС ООО,
2010, с.9].
Таким образом, говоря
о духовном возрождении и
гармоничной личности модели
выпускника
школы,
учителю
литературы
нужно
использовать
в
качестве
источника
духовного
обогащения
и
эстетического
воспитания
произведения
искусства,
способствующие
появлению
на
уроке
атмосферы
высокой
духовной
нравственности
и
культуры речи.
Поэтому цель данного исследования – представить и обосновать методы, приёмы и условия
работы
по
эстетическому
воспитанию
школьников
посредством
связи
литературы
и
искусства.
Чтобы достичь цели, важно решить следующие задачи:
- изучить теоретическую и методическую литературу выдающихся исследователей в данном
направлении, выделяя при этом такие подходы, актуальные для современного образования и
подходящие для их реализации в сельской школе;
-
изучить
особенности
психологического
развития,
уровень
эстетического
воспитания
учащихся среднего звена и определить место искусства в их духовной жизни;
- представить и обобщить практический опыт в данном направлении.
Выполнить
требование
Стандарта
по
развитию
духовно
–
нравственной
личности
,
обладающей
эстетическим
вкусом,
нам,
учителям
литературы,
живущим в
сельской
местности, где нет театров, музеев и школы искусств, проблематично.
Поскольку сельская
школа всегда отличалась от городской (или
даже от поселковой школы) не только по
численности, по педагогическим кадрам, но и материальной базе, оснащённости и т. п. К
сожалению, сельские ученики не имеют возможности получить то эстетическое воспитание,
которое
имеют
городские
школьники.
И
хотя
в
последние
десятилетия,
благодаря
видеотехнике
и
компьютеризации,
через
сети
Интернет
возможности
сельских
школ
увеличены, но различия в эстетическом развитии учащихся всё же остаются. Поэтому нам,
сельским учителям, применив свой опыт и творчество, нужно создать такие условия, чтобы,
насколько это возможно, устранить существующие границы.
Исходя из опыта двадцатипятилетней
работы преподавателем русского языка и
литературы
в
среднем
звене
сельской
малокомплектной
школы,
пришла
к
выводу:
необходимо привести в систему всю работу по направлению эстетического воспитания
учащихся, начиная с младшего школьного возраста. А так как дети приходят в среднее звено
из
начальной
школы,
поэтому
проводим
анкетирование
пятиклассников,
чтобы
оценить
уровень их эстетического развития и в дальнейшем
выстроить траекторию работы от
урочной формы до внешкольной деятельности. Затем в 7 классе проводим промежуточное
анкетирование или беседу, собираем и анализируем результаты за два года с целью проверки
успешности
выбранных
приёмов,
методов
по
эстетическому
воспитанию.
Исходя
из
вышеизложенного, корректируем этап работы, запланированной на последующие два года:
что-то
изменяем,
дополняем,
а
что-то
оставляем
прежним.
И
уже
диагностируем
выпускников основной школы: наблюдаем, собираем информацию, результаты, сравниваем,
анализируем
и
делаем
выводы. Каждый
молодой
человек,
окончивший
школу,
должен
обладать культурой выбора художественных произведений для чтения, чтобы обобщенно
рассуждать
о
них.
Необходимо
«формирование
в
человеке
эстетического
отношения
к
действительности, эстетических потребностей и активизации их до творческой деятельности
по законам красоты» [Лармин, 2005, с. 87].
Готовясь к уроку литературы, прежде всего, следует внимательно отнестись к выбору
музыкального произведения или
репродукции картины: подбирать такие произведения,
которые активизируют речь учащихся, корректируют интеллектуальную, психологическую,
нравственную
стороны
личности,
развивают
художественный
вкус.
Работа
с
произведениями искусства, соответствующими изучаемому литературному произведению,
развивает в учащихся критическое чутьё, воображение, обобщение, при этом вовлекаются
мышление,
восприятие,
ощущение,
эмоции,
способствуя
у
учащихся
развитию
наблюдательности, познанию литературных явлений.
Во время занятий литературой у ребёнка совершенствуются не только навыки чтения и
усваивается
содержание
прочитанного,
но
и
развивается
критическое
и
аналитическое
мышление. При чтении художественного
произведения
существенное значение имеет
первая стадия – эмоциональное восприятие. Углубляет эмоции ребёнка следующая стадия -
понимание
им
идеи
произведения.
Непосредственно
на
первых
этапах
и
привлекаются
репродукции
картин,
музыкальные
произведения
для
развития
эмоционального
сопереживания
ка
основы
для
восприятия
искусства.
И
на
последней,
третьей
стадии,
происходит обдумывание прочитанного.
А
проверить
глубину
первичного
восприятия
и
интерес
школьника
позволяют
выразительное,
эмоциональное
чтение
ими
наизусть
стихотворения
или
прозаического
отрывка изучаемого произведения. Помогают развивать художественные способности детей,
раскрыть их индивидуальность разноообразные творческие задания: написать сочинение или
отзыв,
составить
синквейн,
самостоятельный
анализ
или
рецензия,
подготовка
доклада,
презентация образов, интерпретация прочитанного, дать оценку поступкам героев, составить
вопросы
для
дискуссии,
подобрать
иллюстрации
или
музыкальное
произведение
к
художественному
произведению,
нарисовать
литературных
героев
и
т.п.
Важно
также
научить
ребят
видеть
отличительные
признаки
стиля
в
создании
произведения
будь
то
литература, живопись или музыка, и понимать авторское видение мира и человека в нём.
Благодаря
современным компьютерным технологиям,
в своей практике продуктивно
использую большой наглядный материал, сочетая такие виды искусства, как: живопись,
музыка,
театр,
кинематограф
–
для
проведения
нестандартных
форм
уроков:
урок
–
экскурсия, урок – виртуальное путешествие, урок-презентация, уроки – сценки и т.д. На
уроках
ребята
приучаются
чтению
в
лицах,
драматизации,
просмотру
кинофильмов
и
спектаклей, слушанию дисков с записями художественного чтения, обучаются коллективному
и индивидуальному чтению понравившихся отрывков.
Эмоционально наполненный урок находит отзвуки в душах детей, в будущем это будет
основой развития эстетического вкуса, а затем эстетическое чувство к искусству оставит
свой след и в отношении к окружающему миру.
Также
внеурочная
и
внешкольная
работа
(литературные
вечера,
салоны,
гостиные,
литературно-музыкальные
композиции,
выпуск
стенгазеты,
выставки,
литературные
журналы, праздники, исследовательские работы, проекты, конкурсы сочинений, конкурсы
чтецов, наличие драматического кружка и т.п.) являются средством повышения интереса к
изучению
литературы
и
искусства,
стремлению
к
гармоничности
личности,
развитию
художественного творчества учащихся, формированию художественного вкуса и приближает
детей к пониманию подлинного искусства.
Дети с большим интересом, с увлечением участвуют во всей этой работе и имеют свои
достижения. Например, школьный коллектив драматического кружка ежегодно участвует в
районном конкурсе театральных коллективов «Театральная весна» и занимает призовые
места. Два года были участниками Международной игры-конкурса по литературе «Пегас»,
пробуют свои силы в Международном конкурсе – игре по мировой художественной культуре
«Золотое руно». В этом учебном году ученица 9 класса стала победителем районного этапа
Всероссийского конкурса чтецов прозы «Живая классика – 2017» и участницей областного
тура. А ученица 5 класса заняла первое место в районном этапе Всероссийского конкурса
сочинений
«Вий»:
от
кинофильма
к
книге»
(номинация
«Произведение
литературы
в
кинематографе»), участвовала и в областном туре. Также ученица 5 класса стала победителем
в районном конкурсе чтецов «Мой поэтический край», посвящённом юбилею Новосибирской
области. Второй год участвуем в районном конкурсе творчества учащихся «Первоцветы» в
номинации «Родная природа глазами русских поэтов». Имеются победители и призёры
районного Конкурса чтецов прошлых лет.
Таким образом, приходим к выводу о том, что уроки литературы, внеурочная и внешкольная
деятельность имеют особое значение в воспитании выпускника с отзывчивой, красивой
душой, художественными вкусами, с творческим умом и глубокими, прочными знаниями.
Это также является своего рода базой для формирования в будущем общечеловеческих
ценностей через призму произведений искусства.
Поэтому так важна работа, которая в школе
возлагается
непосредственно
на
учителя
литературы,
и
становится
она
своеобразным
толчком
для духовно-нравственного роста подрастающего поколения.
А
наличие
результатов позволяет судить о том, деятельность по эстетическому воспитанию учащихся
ведётся в нужном направлении и средства достижения этого подобраны правильно.
Эмоционально воздействуя на подрастающее поколение, литература влияет на мораль,
поведение,
мировоззрение
человека,
особенно
на
молодёжь,
–
«тот
возраст,
когда
складывается человек» [Таборидзе, 1988, с. 8].
Литература:
Лармин О.В. Культура личности, способности человека к эстетическому
творчеству/О.В. Лармин. - М.: - Просвещение, 2005. - с. 87.
Неменский Б.М. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания. Книга для
учителя/Б.М. Неменский. - М.: - Просвещение, 1981. - с. 192.
Роговер Е.С. Эстетическое воспитание на уроках литературы в средней школе/Е.С.
Роговер. - М.: - Ленинград,1974. – с. 208.
Таборидзе М.Д. Эстетическое воспитание школьников/М.Д. Таборидзе. - М.: -
Педагогика, 1988. – с. 104.
Тисленкова И.А. Эстетическое воспитание в средней школе/И.А. Тисленкова. – В.:
Учитель, 2007. – с. 135.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования/ М.: - Просвещение, 2010. - с. 47.