Напоминание

Авторская программа для группы раннего эстетического развития по предмету: "Беседы об искусстве для детей"


Автор: Марченко Ирина Валерьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО ДХШ г. Усть-Лабинска
Населённый пункт: город Усть-Лабинск, Краснодарский край
Наименование материала: Программа
Тема: Авторская программа для группы раннего эстетического развития по предмету: "Беседы об искусстве для детей"
Раздел: дополнительное образование





Назад





МУНИЦИПАЛЬНОЕ

БЮДЖЕТНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕТСКАЯ

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ

ШКОЛА

ГОРОДА

УСТЬ

-

ЛАБИНСКА

МУНИЦИПАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

УСТЬ

-

ЛАБИНСКИЙ

РАЙОН
Тел ./ факс : 8(86135) 5-09-81 352330, Краснодарский кр . г . Усть - Лабинск E-mail: school.hud@mail ул . Октябрьская , 38 « Утверждаю » Директор МБУ ДО ДХШ г . Усть - Лабинска __________ Плоский М . М . « ____» ______________ 2016 г . Одобрено на заседании педагогического совета « ____» ______________ 2016 г . Протокол № 1 1 [ Введите название организации ] Авторская программа для группы раннего эстетического развития по предмету : « Беседы об искусстве для детей » Срок реализации программы 2 года . Возраст обучающихся – 5-6 лет Разработчик программы: Марченко Ирина Валерьевна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Художественно – эстетическое развитие осуществляется с помощью искусства. Поэтому его содержание должно охватывать ознакомление и приобщение обучающейся в ДХШ группе раннего эстетического развития (РЭР) к различным видам искусства - литературе, музыке, изобразительному искусству. Этой цели служит требование ФГОС к ООП, а именно содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). Одна из важнейших задач дополнительного образования и образования в группе раннего эстетического развития, в частности – формирование кругозора и обеспечение видения целостной картины мира. Одним из путей оптимизации образовательного процесса является
интеграция.
Я.А. Коменский отмечал, чем больше органов чувств участвует в восприятии, тем более полным и глубоким будут впечатления детей о предметах и объектах окружающей действительности. В 60-е годы 20 в. Н.Л. Сакулина рекомендовала обязательное использование на каждом занятии дополнительных материалов (чтение стихотворений, пение песен, использование произведений искусства и др.). Проблема интеграции важна и современна как для теории, так и для практики. Ее актуальность продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к предшкольному образованию, цель которого – выравнивание стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоев населения и создание условий для обеспечения доступности дополнительного образования детей, ориентированного на формирование успешности ребенка, развитие его индивидуальных особенностей. Идея «полихудожественного подхода» в отечественной педагогике сформировалась достаточно недавно. Популярность ее постоянно растет, что связано с особенностями современной культуры, необходимостью 2
использования интегрированного подхода и взаимодействия разных видов искусств, полихудожественных технологий в педагогическом процессе. Изначально происхождение данной идеи связано с синкретизмом (синтез, слияние), что подразумевает нераздельную слитность всех видов художественного проявления — слова, пения, танцев, движений в ритуалах, в которых участвовало племя, соединяя это с игрой, языческими верованиями в едином художественном действе. В наше время все острее стала проявляться необходимость интегрированного подхода к изучению художественной культуры, взаимодействие разных видов искусства, памятников культуры, соединяющие в себе архитектуру, скульптуру, живопись, музыку, костюмы, интерьер, театрально- драматургическую режиссуру, и природно-ландшафтное окружение, парки и т.д. Прежде детей знакомили с внешней стороной искусства, опираясь на память, умение и способность запомнить, воспроизвести, исполнить, рассказать о чужом, возможно, и высоком творчестве. Теперь главным выступает развитие творческих возможностей самого ребёнка — разнообразное детское художественное творчество. Поэтому художественное воспитание включает в себя не только формирование художественного вкуса, способности понимать «языки» различных искусств, потребности в общении с произведениями искусства, любви к нему как источнику высоких духовных радостей, но и полихудожественное образование. Данная программа воплощает в себя новый, полихудожественный подход к художественно-творческому развитию дошкольников, который заключается в постановке и реализации принципиально новых задач художественной педагогики. Основа программы – это постепенность погружения в мир искусства, в особенности его связей с жизнью. Каждое занятие – новый шаг в познании. А п о зн а н и е э то п р о и сход и т, ка к ч е р е з во с п р и я т и е и с к у с с т в а (профессионального и народного), так и через практическую творческую деятельность ребенка. Единство их в каждом занятии обязательно. Часть занятий построена в виде игры. Основная цель этих превращений в веселую игру занятий – научить растущего человека думать, фантазировать, мыслить смело и свободно, в полной мере проявляя свои способности. Постепенно дети включаются в круг художественной жизни через три формы художественной деятельности: художественно-речевая, музыкальная, игровая. На занятиях дети познакомятся с историей развития культуры, с величайшими произведениями искусства, с жизнью и творчеством великих 3
художников, стилями различных эпох, овладеют техникой работы с различными материалами и инструментами для рисования. Каждое занятие состоит из двух частей с игровым перерывом. Первая часть – теоретическая, в форме бесед с показом слайдов. Вторая часть – практическая, на которой дети, познакомившись с произведениями тех или иных эпох и стилей, смогут применить эти знания на практике - попробовать себя в роли художников, скульпторов и архитекторов.
Основная цель
– постижение ребенком духовного содержания искусства, его образного языка и возможностей различных художественных материалов.
Задачи программы
- Развивать интерес к искусству как виду творческой деятельности человека; - Знакомство детей с видами и жанрами искусства, историей его возникновения, средствами выразительности разных видов искусства; - Воспитание эстетического восприятия детей; - Формирование понимания красоты произведений искусства, потребности общения с искусством; - Развитие способности к освоению и преобразованию окружающего культурного пространства; - Приобщение детей к народным традициям Кубани; - Формирование ярких положительных эмоций у детей в процессе их творческого взаимодействия и художественно-деятельного общения со взрослыми; - Способствовать сенсорному развитию ребенка, развитию его художественного восприятия, мышления, памяти, обогащение словаря детей; - Развитие творческие способности детей в различных видах искусства; - Интеллектуальное развитие детей.
Методические приёмы
Познавательные беседы – проводятся с целью ознакомления детей с новым материалом. Словесные, настольно-печатные игры – организуются с целью закрепления и как форма проведения занятия (ознакомление с окружающим, продуктивные виды деятельности). Целевые прогулки, экскурсии – проводятся с целью ознакомления с окружающим. Вопросы проблемного и исследовательского характера – используются для развития мышления, умения рассуждать, высказывать свои мысли, делать выводы, вести наблюдения. Викторины – проводятся с целью закрепления пройденного материала. Метод моделирования – используется для развития у детей умения работать по схемам. Наглядный метод и прием обучения – 4
использование натуры, репродукции картин, образца и других наглядных пособий; рассматривание отдельных предметов; показ приемов изображения; показ детских работ в конце занятия, при их оценке. Инсценировки сказок – проводятся для ознакомления детей со сказкой, снятия напряжения. Проведение праздников – проводятся с целью закрепления материала и создания положительных эмоций у детей. Работа с семьей - проводится с целью привлечения родителей к совместной деятельности: участие в викторинах, развлечениях, семинарах, организация туристического похода, экскурсий. Практические занятия (рисование, лепка, упражнения, игра). Диско-лекция — устный рассказ, сопровождаемый видеорядом и музыкальным сопровождением.
Средства обучения
- материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом; - наглядно - плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учащихся, настенные иллюстрации, магнитные доски, интерактивные доски; - демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии, демонстрационные модели, натюрмортный фонд; - электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы; аудиовизуальные слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудио-записи. Основное время на занятиях отводится беседе. Создание творческой атмосферы на занятии способствует появлению и укреплению заинтересованности в собственной творческой деятельности. С этой целью происходит знакомство детей с работами художников и народных мастеров, с шедеврами живописи и графики (используя богатые книжные фонды и фонды мультимедиатеки школьной библиотеки). Важным условием творческой заинтересованности учащихся является приобщение детей к посещению художественных выставок, музеев, театров, проведение экскурсий. Несмотря на направленность программы к развитию индивидуальных качеств личности каждого ребенка, проводятся внеклассные мероприятия (организация выставок, проведение праздников, тематических дней, посещение музеев и др.). Это позволит объединить и сдружить детский коллектив. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде культурных национальных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно - бытовых обычаях, обрядах, 5
ритуалах. Программа частично решает вопрос приобщения детей дошкольного возраста к народной культуре Кубани, народным традициям.
Конечная цель
– формирование художественной культуры как неотъемлемой части культуры духовной. Каждое занятие сопровождается показом электронного видеоряда, с музыкальным сопровождением для лучшего усвоения и раскрытия темы. Обучение строится на следующих принципах: единство и постепенность погружения в мир искусства; сравнение на основе воспринятых впечатлений в жизни и в произведениях живописи; доступность и простота изучаемого.
Объем УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ
и виды учебной работы Срок освоения 2 года В и д у ч е б н о й работы Годы обучения Всего 1-й год 2-й год Интегрированные занятия 34 34 68 Продолжительность урока – 30 мин. (академический час) Форма занятий – мелкогрупповая (5-6 человек) Срок освоения программы – 2 года Количество уроков в неделю – 1 Всего – 34 часа в год, 68 часов за 2 года обучения Возраст обучающихся – 5-6 лет Программа «Беседы об искусстве для детей» включает в себя следующие
разделы
(каждый раздел рассчитан на 34 занятия, 1 занятие в неделю):
- «Введение в классическое и современное искусство».
На занятиях дети познакомятся с видами и жанрами изобразительного искусства, научатся разбираться в том, что такое натюрморт, пейзаж, портрет, кто такие художники - маринисты, анималисты, чем занимаются скульптор и архитектор. Детям предстоит знакомство с историей архитектуры и такими понятиями современного искусства, как стрит-арт, арт-объект, коллаж, инсталляция.
- «Шедевры русского искусства и традиции Краснодарского края».
6
Обучающиеся познакомятся с искусством Древней Руси, иконописью, деревянным и каменным зодчеством, с великими русскими художниками 19 века, русским модерном и течениями русского авангарда начала 20 века; узнают, что такое иконостас, гризайль, барокко, ампир, абстракционизм. На практических занятиях дети овладеют приемами работы с классическими художественными материалами, изучат манеру письма знаменитых русских художников и создадут свои произведения по мотивам их работ. Самобытность, культура, декоративное-прикладное творчество, игры родного кубанского края – все это, и не только, узнают обучающиеся из последнего раздела программы. Познавая красоту народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Образуются образные представления, мышления, воображения. Все это вызывает у детей стремление передать воспринятую красоту, запечатлеть те предметы народно-прикладного искусства, которые им понравились, у них пробуждается и развивается созидательная активность, формируются эстетические чувства и художественный вкус, эстетическая оценка к предметам русского декоративно-прикладного искусства. У детей формируются разнообразные способности – как художественные, так и интеллектуальные.
Учебно-тематический план

1 год обучения
№ п/п Тема Интегрированные занятия беседа
Раздел:

«Введение в классическое и

современное искусство»
Часы 1 Литература. Детские писатели. Комплексное занятие 1 2 Искусство музыки. Комплексное занятие 1 3 Искусство танца. Комплексное занятие 1 4 Искусство кино. Комплексное занятие 2 5 Искусство цирка. Комплексное занятие 1 6 Занятие-игра «Времена года» в картинах русских художников 1 7 Как работает художник, чем пользуется 2 7
8 Виды искусства (изобразительные, неизобразительные) 2 9 Изобразительное искусство 1 10 Живопись (портрет, натюрморт, пейзаж). Выразительные средства. Стили и течения. Понятие цвета, формы 5 11 Рисунок (портрет, пейзаж) 2 12 Декоративно-прикладное искусство. Игрушка, роспись 2 13 Работа с карточками для закрепления знаний о цвете и его свойствах 1 14 Комплексное занятие «Изменения в природе» 1 15 Комплексное занятие "Вологодские кружева" 2 16 Архитектура, скульптура 2 17 Игра «Угадай здание» 1 18 Знакомство с начальным анализом произведений искусства 1 19 Мифология 1 20 Мультфильм. Художник- мультипликатор 2 21 Виды современного искусства 1 22 Настольно-печатная игра для закрепления полученного материала 1 Итого часов: 34 2 год обучения № п/п Тема Интегрированные занятия беседа
Раздел

«Шедевры русского искусства и

традиции Краснодарского края»
Часы 1 Знакомство с иконописью 2 2 Деревянное зодчество 2 3 Каменное строительство 2 4 Сказочные герои на картинах В.М. Васнецова 1 5 Герои былин в картинах И. Репина 1 8
6 Художники-иллюстраторы детских книг (Борис Александрович Дехтерёв, Владимир Григорьевич Сутеев, Юрий Алексеевич Васнецов и др.) 1 7 Природа России в картинах русских художников 2 8 Знакомство с искусством оригами 2 9 Наскальная живопись 2 10 Беседа о росписях (гжель, хохлома) 2 11 Знакомство с различными техниками рисования 2 12 Культура и традиции родного края 2 13 Языческие обряды и праздники Кубани 2 14 Кубанские игры 3 15 Кубанские промыслы 3 16 Типы казачьих жилищ 2 17 Музей. Выставочный этнокомплекс Атамань 2 18 Настольно-печатная игра для закрепления полученного материала 1 Итого часов: 34 ЛИТЕРАТУРА Алленов М.М., Евангулова О.С. Русское искусство начала X - начала XX века - М., 1989 Болотина И. С. Русский натюрморт. - М., 1993 Иванченко Г.В. Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы. - М.: «Смысл», 2001 Изобразительное искусство. Учебное пособие: Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Под рук. Шпикаловой Т.Я. - М ., 1996 Изобразительные мотивы в русской народной вышивке. Музей народного искусства. - М., 1990 Изучение языка изобразительного искусства дошкольниками на примере натюрморта. Методическое пособие для воспитателей детских садов. - С-П. Государственный русский музей.- 1996 Никологорская О. “Волшебные краски”, М, АСТ пресс, 1997 г. Мосин И.Г. “Рисование” (в 2-х частях), Ектеринбург, У-Фактория, 2004 г. Сокольникова Н.М. “Изобразительное искусство” (в 2х частях), М, АСТ, 1998 г. Смит А., Тетчелл Д. “Энциклопедия рисования”, М, РОСМЭН, 2000 г. 9
Комарова Т.С. “Рисование для детей среднего дошкольного возраста”, М, АСТ, 2000 г. Максимова Н.М., Колобова Т.Г. “Аппликация для детей старшего дошкольного возраста”, М, АСТ 1998 г. Куревина О.А., Селезнева Г.Е. “Путешествие в прекрасное” (в 3-х ч.), М, Баласс,1999 г. Васильева-Гангус Л. “Уроки занимательного труда”, М, Педагогика, 1987 г. Коротеева Е.И. “Искусство и ты”, М, Просвещение, 1997 г. Неменский Б.М. “Искусство вокруг нас”, М, Просвещение, 2005 г. Ищенко И. “Моя первая книжка о красках”, LINKA-PRESS, 1994 г. Никологорская О.А., Маркус Л.И. “Излечивает гнев и заполняет время” (о графике), журнал “Сделай сам” №3, 1990 г. Михайлова Н. “Рисование дошкольников – процесс или результат”, журнал “Дошкольное воспитание” №4, 1994 г. Кий А.И., Мальцев Н.В., Козлев В.Н. и др. “ Мы входим в мир прекрасного”, Санкт-Петербург, 1995 г. Столяров Б.А. “По залам Русского музея”, Санкт-Петербург, 1993 г. Мигаль Б.Г. “Цвет в природе и изобразительном искусстве”, Санкт- Петербург, 1993 г. Мигаль Б.Г. “Линия и форма в природе и изобразительном искусстве”, Санкт- Петербург, 1993 г. Рева Н.Д. “Детский рисунок. Материалы и техника”, Санкт-Петербург, 1994 г. Желли Т. “Ной, научи нас рисовать животных”, Цицеро, Рудомино, 1992 г. 10


В раздел образования