Автор: Бухарина Людмила Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад №125"
Населённый пункт: г.Новокузнецк,Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Художественно-творческая деятельность как средство успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста в практике работы ДОО
Раздел: дошкольное образование
Художественно-творческая деятельность как средство успешной адаптации детей
младшего дошкольного возраста в практике работы ДОО
Бухарина Людмила Сергеевна , воспитатель
МБ ДОУ «Детский сад №125»,г.Новокузнецк
Поступление ребёнка в дошкольное учреждение – процесс сложный и для самого
малыша, и для родителей. Для ребёнка это сильное стрессовое переживание, которое
необходимо
смягчить.
Малышу
предстоит
приспособиться
к
совершенно
иным
условиям, чем те, к которым он привык в семье. Четкий режим дня, отсутствие
родителей, другой стиль общения, контакт со сверстниками, новое помещение – все
эти изменения создают для ребёнка стрессовую ситуацию. Все это может вызвать у
малыша
защитную
реакцию
в
виде
плача,
отказа
от
еды,
сна,
общения
с
окружающими. И педагоги, и родители должны понимать, насколько ответственен
момент
выхода
ребёнка
в
детский
сад,
насколько
серьёзные,
хотя
и
не
сразу
бросающиеся в глаза последствия он может иметь. Чтобы привыкание ребёнка к
детскому саду было максимально безболезненным, необходим комплексный подход к
решению проблемы адаптации.
С
приходом
в
детский
сад
или
другое
дошкольное
учреждение
у
ребенка
начинается новый этап в его жизни. Ведь воспитание в коллективе вырабатывает у
малыша
позитивные
социальные
стереотипы
поведения
–
самостоятельность,
внимание
к
окружающим,
готовность
помочь
другому,
а
также
способность
находиться в группе детей.
Дети часто тяжело привыкают к детскому саду, они
попадают в новую среду, к незнакомым людям. Часто адаптация сопровождается
нервными и эмоциональными расстройствами.
Изобразительное творчество является одним из любимейших занятий детей. У
ребенка
возникает
вполне
естественное
желание
передать
в
рисунках
свои
впечатления от увиденного и пережитого. Он берет в руки карандаши, краски, кисти,
бумагу, и начинается процесс творчества. С его помощью малыш может преодолеть
свой страх перед незнакомым местом, людьми, вследствие чего процесс адаптации
пройдет легче.
В формировании личности ребенка большое значение имеют разнообразные виды
художественно-творческой
деятельности:
рисование,
лепка,
вырезание
из
бумаги
1
фигурок
и
наклеивание
их,
создание
различных
конструкций
из
природных
материалов
и
т.д.
Изобразительная
деятельность
дошкольников
как
вид
художественной деятельности должна носить эмоциональный, творческий характер.
Педагог должен создавать для этого все условия: он, прежде всего, должен обеспечить
эмоциональное, образное восприятие действительности, формировать эстетические
чувства и представления, развивать образное мышление и воображение, учить детей
способам создания изображений, средствам их выразительного исполнения.
В 2-3 года малышей начинают активно интересовать книжки-раскраски. При этом
контур не играет для них роли ограничителя, как для более старших детей. Они
узнают образ, радуются и начинают рисовать скорее на основе картинки, чем в ее
пределах.
Проявляется
это
очень
индивидуально.
Одни
дети
рисуют
крупными
цветовыми пятнами как живописцы, другие «идут» по контуру как графики, третьи
ставят маленькие пятнышки, полоски или мазки.
Рисование
в
книжках-раскрасках
яркими
гуашевыми
красками
необыкновенно
увлекает малышей. Они не ограничиваются пределами контура, свободно выходят за
него (травка возле цыпленка, море под корабликом). Создают свой сюжет, начинают
играть (двигают картинку по столу, будто паровозик бежит или жучок ползет) и
звукоподражанием
передают
урчание,
гудение,
шипение...
Конечно,
поначалу
малышам это надо показать («Цыпленок пошел гулять, давай нарисуем травку и
цветочки. Покорми цыпленка - нарисуй зернышки или червячка»). Если же их не
остановить вовремя («Молодец - красивый кораблик получился, давай его покажем
бабушке») или не переключить на другой рисунок («Ой, ой, вот цыпленок плачет, он
замерз,
давай
ему
поможем
-
нарисуем
желтое
платьице-пушок»),
дети
закроют
цветовыми
пятнами
весь
лист,
так
что
невозможно
будет
разглядеть
начальный
рисунок.
Зачастую рисование красками является новым видом деятельности для ребенка
младшего дошкольного возраста, т.к. большинство родителей не любят, когда ребенок
пачкается сам, и пачкает все вокруг, поскольку рисование довольно грязное занятие.
Придя в детский сад, ребенок открывает для себя новые горизонты. Как мы уже
говорили
ранее,
дети
любят
рисовать.
Создавая
образы,
пусть
в
виде
каракуль,
головоногов и т.п., ребенок бессознательно передает свои чувства. Конечно, ребенок
раннего возраста еще не способен четко выразить в рисунках свои страхи, но, тем не
менее, занимаясь рисованием, малыш отвлекается от своих переживаний, связанных с
отсутствием мамы ,учится ориентироваться в новой для себя ситуации общения с
детьми.
2
В период адаптации наших малышей к ДОУ мы проводим такие игровые
задания
сначала
индивидуально
с
каждым
малышом,
позже
по
подгруппам,
продолжительность занятий : от 5 до 15 минут каждый день (начиная с 5 минут,
постепенно увеличивая интервал до 15 минут). На занятиях использовались такие
виды художественной деятельности, как рисование на бумаге (кисточками, руками),
рисование красками на камне, рисование на песке, аппликация, лепка из теста. Самое
главное требование к нам, педагогам:
не ограничивать ребенка и не навязывать своего мнения. Педагог является
лишь направляющим.
проявлять внимательное и терпеливое отношение к детям, которое
проявляется в том, что ребенок чувствует к себе любовь и принятие таким, какой он
есть.
Художественная деятельность является средством успешной адаптации дошкольников к
ДОУ, а это – необходимое условие полноценного развития ребенка, поэтому в практике
работы
нашего
ДОО
широко
используем следующие
виды изобразительного
творчества (Таблица 1)
Таблица 1 «Изобразительная деятельность
детей в процессе
адаптации к
ДОО»
Вид
деятельности
Содержание деятельности
Рисование на
бумаге руками и
кисточками
знакомство с материалами (краски, ручки и бумага);
рисование пальчиковыми красками (вместе с другими
детьми) (правила рисования: мыть руки после работы, не пачкать
детей и окружающее и т.д.);
простейшие рисунки: линии (дождик, дорожки и т.д.);
рисование рядом с другими детьми (у каждого свои
инструменты, чтобы детям не приходилось их делить);
3
рисование гуашью, кисточками (сначала одной
краской) (правила рисования: мыть кисточку, рисовать на листе
бумаги и т.д.).
Рисование
красками на камне
совместный поиск природного материала
знакомство с материалом
рисование гуашью, кисточками и т.д.
Работа с песком
рисование на песке;
создание из песка фигурок с помощью формочек;
создание из песка горок, ямок и т.д.
Аппликация
знакомство с материалом (бумага цветная, клей,
ножницы);
приклеивание готовых деталей;
разрезание бумаги
Лепка из теста
знакомство с материалом (тесто);
простейшие приемы работы с тестом (разминание,
катание колбасок, шариков, отщипывание).
Рекомендации для выбора используемого материала:
Материал должен быть достаточно прочным, так как малыш, исследуя эти вещи, не
всегда использует их по назначению. Например, лучше дать фломастер с толстым
стержнем, а вместо хрупких карандашей – цветные шариковые ручки.
4
Не
следует
одновременно
давать
слишком
много
материала,
это
рассеивает
внимание малыша. Он может катать, бросать карандаши, стучать ими, просовывать
в какую-нибудь щель, пробовать на вкус и т.д. Бумагу он будет мять, и рвать на
мелкие кусочки.
Если интерес малыша иссяк, можно предложить ему материал другого свойства,
цвета, величины и т.д.
Надо дать возможность малышу опробовать материал так, как он хочет, пойти
навстречу его желаниям (исключая действия, опасные для его здоровья).
Психологи советуют взрослым научиться делать что-либо не за ребенка, не для него, а
вместе с ним, и доверять ему то, с чем он вполне может справиться сам. Игровые
задания, используемые в период адаптации наших малышей, дают очень хорошие
результаты. Поскольку основным методом оценки эмоционального состояния ребенка
является наблюдение, используются следующие таблицы фиксации результата.
Таблица 2 «Шкала оценки проявления эмоционального состояния»
Степень
выраженности
Характеристика
Способы
проявления
1-я степень
внешние проявления негативных
эмоций отсутствуют или выражены
незначительно
2-я степень
Эмоциональные проявления
выражены средне
Мимика, поза, слова
и т.д.
3-я степень
Эмоции выражены сильно
Мимика, речь,
двигательная
активность
Таблица 3 « Шкала оценки проявления эмоционального состояния»
эмоция
1-я степень
2-я степень
3-степень
Страх
спокоен,
нерешителен,
малоактивен
хмурит брови,
возбужден,
напряжен
отказывается
смотреть, убегает,
плачет, хватается за
близкого, замирает,
визжит
Гнев
спокоен, хмурит
брови, смотрит
угрюмо
убегает, крепко
зажмуривается,
колотит руками,
сжимает кулаки
все отвергает,
плачет, дерется
Радость
расслаблен, слегка
улыбается
обнимается,
активно играет,
широко улыбается
размахивает
руками, прыгает,
хвастается, хохочет,
дурачится,
5
восторженно кричит
Печаль
спокоен,
малоактивен,
хмурит брови,
кривит губы,
сдерживает слезы
плачет, все
отвергает,
капризничает
Интерес
практически не
интересуется ничем
новым,
предпочитает
старые игрушки,
уклоняется от
незнакомых
играет с новыми
игрушками,
улыбается при
встрече с новым
активно
интересуется всем
происходящим,
задает вопросы
взрослым
Удивление
не выказывает
удивления, не
обращает внимания
на необычное
широко открывает
глаза и рот от
удивления,
подбегает к тому,
что его удивило,
расспрашивает
окружающих об
этом
Используя в качестве основы предложенные оценки поведенческих реакций, можно
составить карту эмоционального состояния детей группы.
Изобразительное творчество является одним из любимейших занятий детей. Необходим
большой запас зрительных образов и впечатлений, творческое воображение. У ребенка
возникает
вполне
естественное
желание
передать
в
рисунках
свои
впечатления
от
увиденного
и
прочитанного.
Он
берет
в
руки
карандаши,
краски,
кисти,
бумагу,
и
начинается процесс творчества.
Литература
1.
Божович Л.И., Личность и ее развитие в детском возрасте. М., 1968.
2.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте:
Психологический очерк. М., 1991.
3.
Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций. М.,
2004.
4.
Калинина, Р., Семенова, Л., Яковлева, Г. Ребенок пошел в детский сад… / Р.
Калинина Л. Семенова, Г. Яковлева // Дошкольное воспитание. 1998. №4. – с.2-11.
5.
Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения
социального опыта. М., 1981.
6.
Печора К.Л., Пантюхина, Г.В., Голубева, Л.Г. Дети раннего возраста в
дошкольных учреждениях / К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева. – М.:
ВЛАДОС, 2003. – 172 с.
6
7.
Полуянов Ю.А. Диагностика общего и художественного развития детей по
их рисункам. М.; 2000.
8.
Смирнова Е. Ранний дошкольный возраст: становление произвольного
поведения.// Дошкольное воспитание, №3, 1998. с.85-94.
9.
Степанова Г. Эмоциональные состояния ребенка-дошкольника и их
педагогическая оценка в условиях детского сада / Г.Степанова // Дошкольное
воспитание. –1998. –
ПРИЛОЖЕНИЕ
7
Приложение 1
Занятие (лепка из теста)
«Домик для зайчика»
Цель: Формировать умение скатывать кусочки
теста ладошками на дощечке. Воспитывать
доброжелательное отношение к игровым
персонажам, вызывать сочувствие.
Материал: вертикальные ёлочки, «осенние листочки», мягкая игрушка зайчик,
зонтик, пластилин, доски, салфетки, кусочки морковки на разносе.
Воспитатель: Ребята, пойдёмте в осенний лес погуляем. Смотрите, как здесь
красиво! Ёлочки растут, под ногами листья жёлтые, красные лежат. Походите по
ним, послушайте, как они шуршат.
Мы листочками шуршим,
Ш-ш-ш,
Нагуляться мы хотим,
Ш-ш-ш,
Наступаем ножками,
Ш-ш-ш,
И шуршим немножко мы,
Ш-ш-ш.
Воспитатель: Смотрите-ка! Погода испортилась, дождик пошёл. А у нас зонтик
есть! Спрячемся под зонтиком и не намокнем под дождём! Ой, слышите, кто-то
плачет? Поищите, под ёлочки загляните. (Дети находят мокрого плюшевого
зайку). Ребята, да он весь мокрый! Пощупайте шубку. Мокрая? Почему он такой
мокрый? (дождик намочил). Да, у нас зонтик есть. Мы можем под зонтом
укрыться. Или дома от дождя можем спрятаться, или в детском саду. А у зайчика
ни зонтика, ни домика нет. И когда в лесу идёт дождь, зайка всегда мокрый.
8
Жалко его! (Заяц чихает). Вот заболел, наверно. Давайте ему домик слепим.
Садитесь за столы.
(У каждого ребёнка по несколько кусочков теста). Воспитатель согревает и
разминает
кусочки
теста,
показывает
способ
катания
брёвнышек,
поощряет
детей, делает указания, оказывает индивидуальную помощь, спрашивает: «Что
лепим? Для кого?»). После того, как все брёвнышки готовы, воспитатель вместе
с детьми строит домик для зайчика.
Воспитатель: Смотрите, зайчик повеселел, улыбается. Домик готов. Осталось
только крышу сделать (крыша делается из картона).
Заяц (подпрыгивая): У меня красивый дом,
Тёплый дом, крепкий дом,
Мне не страшен дождь и гром,
Дождь и гром, дождь и гром.
Большое спасибо, мальчики и девочки! Вы очень помогли мне. Я за это хочу
угостить вас морковкой.
9
Занятие (аппликация)
«Тучки по небу гуляют...»
Цель
:
Повышать
у
детей
произвольность
действий
–
выкладывать
неправильные
формы
в
одном
направлении,
плотно
приставляя их одну к другой; располагать элементы по всему пространству листа.
Развивать способность ориентироваться на всей плоскости листа, находить «верх»,
«низ». Формировать навыки совместной работы.
Материал : изображения туч разной величины синего цвета, изображения капель
дождя, силуэты деревьев, синий большой лист цветного картона.
Ход занятия. Ребята, сегодня я вас познакомлю с семьёй тучек. Посмотрите – папа-
туча, мама-туча и дети-тучки. Все они ходят по небу, внимательно смотрят на
землю и, если видят, что деревья, цветы, трава хотят пить, то льют дождём.
Найдите
папу-тучу.
Папа
самый
большой.
Какого
он
цвета?
(Кладёт
тучу
на
большой лист бумаги). А где же мама? Она какого цвета? Тоже синего, но меньше.
(Прикладывает к папе). Сегодня им нужно полить деревья. Вместе с папой и мамой
отправятся
в
путь
и
их
дети
-
маленькие
тучки.
(Дети
берут
деток-тучек
и
прикладывают их плотно к родителям и друг к другу в верхней части листа).
Подуйте на тучки, чтобы они быстрей поплыли по небу, но дуйте осторожно, чтобы
они не разлетелись и не растерялись.
Включается музыка плавного характера.
Ребята,
тучи
плывут,
смотрят
вниз
и
видят:
стоят
деревья,
которые
ждут
их
(воспитатель предлагает выложить несколько силуэтов деревьев в нижней части
листа). Деревья жалобно просят: «Пить-пить». Тучи постарались, и пошёл дождь.
Воспитатель
предлагает
детям
выложить
в
средней
части
листа
капли
дождя:
«Дождь идёт везде, чтобы полить все деревья. Капельки нужно выкладывать острой
часть вверх, чтобы не поранить деревья».
Во время выполнения задания воспитатель делает указания: «Уступайте соседям,
не толкайте друг друга, передвигайтесь по всему листу».
10
После выполнения задания воспитатель обращает внимание детей на то, что все
деревья политы. Кто им помог? (Тучки и ребята).
11