Автор: Головачева Галина Анатольевна
Должность: учитель обществознания
Учебное заведение: МОУ "Великопетровская СОШ"
Населённый пункт: Челябинская область, Карталинский район, село Великопетровка
Наименование материала: Методика организации краеведческой работы в сельской школе ( из опыта работы)
Тема: Методика организации краеведческой работы в сельской школе ( из опыта работы)
Раздел: среднее образование
Методика организации краеведческой работы
в сельской школе ( из опыта работы)
Нам всегда кажется, что о своей малой родине мы знаем всё или почти
всё. Наше село не может похвастаться многовековой историей. Я думаю,
что не это главное. В процессе знакомства с культурой родного края
учащиеся должны открыть для себя, сколь богата духовно та земля, на
которой они живут, должны почувствовать сердечно какая яркая и
разнообразная культурная жизнь существовала во все времена в краю их
отцов, дедов и прадедов.
Создавая программу по региональному компоненту в 1998 году было много
проблем, как историю и храм Петра и Павла втиснуть в программу по
литературе. Сегодня появилась прекрасная возможность воплотить все свои
задумки- я имею ввиду уроки краеведения Челябинской области.
Как сделать урок краеведения интересным и нужным нынешним
школьникам? Необходимо ли изменение и преобразование консервативных
методов и применение новых форм, методов, технологий?! Практика
изучения истории Родного Края ( краеведения) показала, что учащиеся с
особым интересом воспринимают содержание полученной информации как
старыми проверенными методами, так и новыми. Краеведение подразумевает
работу, в первую очередь, практическую, где в сотрудничестве работают
учащийся и учитель. Главным в этой работе - интерес учащегося, учитель
же становится консультантом, направляющим его деятельность. Не секрет,
что, изучая историю своего края в рамках школьной программы, школьники
получают лишь часть знаний, тонкости они постигают самостоятельно в
поисковой работе. Таким образом, формами организации краеведческой
работы может быть проектная деятельность, ученическое исследование, а
компьютерные технологии помогают быстро находить нужный материал
далеко за пределами региона.
Проектная деятельность
В современном понимании проектная деятельность-это способ достижения
дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна
завершиться вполне реальным практическим результатом, оформленным тем
или иным образом. Метод проектов направлен на развитие самостоятельной
деятельности учащихся , что не мало важно в изучении истории Родного
края. При использовании метода проектов в краеведческой работе
необходимо учитывать специфику выбранных тем-проектов. Особенность
проектного метода в том, что после сбора материалов, вещественных
доказательств и их анализа учащиеся на конечном этапе работы должны
получить конкретный, «реальный » результат-продукт, готовый к внедрению.
Проектный метод ориентирован как на индивидуальную, так и групповую
самостоятельную деятельность учащихся. Этот метод предполагает решение
какой-либо проблемы, предусматривающей использовать разнообразные
методы обучения, техники и технологии, формирует креативность учащихся.
Главным аспектом проектной деятельности, который чаще всего вызывает
трудность, является выбор темы проекта. Это могут быть темы, связанные:
1.
С историей поселка
Так, итогом проекта «Во имя жизни на земле. Подвиг Героя Советского
Союза И.С. Пьянзин стало не только выступление учеников на
конференциях разного уровня ( для нас это было не главным), но и рождение
традиции: в школе каждый год проходит неделя Мужества, посвященная
памяти И.С. Пьянзина.
В настоящее время дети пытаются восстановить фамилии
красногвардейцев, похороненных в братской могиле ( помощь обещали
оказать работники военкомата). Ни для кого не секрет, что денег, к
сожалению, на исследовательскую работу нам не выделяется, особенно в
обычной сельской школе. Поэтому мы работаем с информацией, которую
можно найти на месте. Опрос информантов является основной формой в
нашей работе. Опрашивая информантов, дети не «фильтруют» материал,
они записывают все. И часто из разговора рождается новая тема, которую
школьники определяют сами. Так, изучая Подвиг Пьянзина, школьники
заинтересовались жизнью нашей школы в годы ВОВ, так как очень часто
абсолютно разные информанты упоминали о ней. Ребята начали собирать
документы: фотографии, которые выкидывались за ненадобностью,
пополнили школьный музей; документы из архива администрации
Великопетровского поселения в настоящее время изучаются школьниками, и
помогают воссоздать живую картину нашей школы в годы В.О.войны.
2.
Родословная семьи.
Учащиеся 8 класса на уроках краеведения в начале учебного года получают
задание изучить родословную своей семьи. Сначала дело идет достаточно
тяжело. Дети жалуются на то, что родители не знают и не хотят вспоминать
своих далеких предков. Бабушки отмахиваются, что ничего не помнят.
Постепенно в проекте начинает участвовать вся семья. На защите проектов,
которая проходит в мае, учащиеся с огромным интересом рассказывают о
своих предках, представляют древо, которое составляли совместно с
родителями. Приведу пример заключения выступления учащейся: «Я не
хотела заниматься родословной. Никто ничего не хотел говорить. К бабушке
пришлось 8 раз сходить. Но потом я услышала столько интересного.
Оказывается, мои предки были очень богатыми людьми, они были поляками!
А бабушка, их дочь пережила очень тяжелое время. Я совсем другими
глазами смотрю сейчас на фотографии своих предков. Вы не представляете,
насколько перевернулось мое отношение к прошлому моей семьи. Если бы
ни этот проект я бы никогда не узнала….»
3. Культура родного края
На уроках краеведения в 8 классе, изучая нации и народности,
проживающие на территории Южного Урала, ребятам предлагается
групповой проект, связанный с этой темой. Для этого ученикам дается
задание изучить итоги переписи населения села Великопетровка в архиве
администрации Великопетровского поселения. Затем учащиеся
самостоятельно разбиваются на группы по 4-5 человек. Каждая группа
выбирают интересующую его народность и готовит мини-проект в течение
одного месяца, защищая его в результате.
В 2008 году учащиеся 9 класса подготовили и прекрасно защитили проект
«Масленица широкая» Защита проекта проходила в школе в форме
народного гуляния . Кроме общерусских традиций, которые учащиеся
выявили, работая с литературой, дети провели исследовательскую работу по
традициям и обычаям празднования Масленицы непосредственно в селе
Великопетровка.
Таким образом, в процессе работы над проектами у меня родился алгоритм
выполнения проекта, который я предлагаю школьникам:
1.
Определить область интересов в изучении истории села
2.
Выбрать (сформулировать) тему, проблему будущего проекта
3.
Спланировать ход выполнения проекта (распределить обязанности)
4.
Отобрать необходимые средства для выполнения проекта
5.
Защитить проект в творческой форме
Хочу заметить что именно из маленьких проектов, которые выполняют
учащиеся вырастают научно исследовательские работы
Научно- исследовательская работа
Научно- исследовательская работа в краеведении – предполагает не только
теоретическую, а, в большей степени, практическую работу.
Исследовательская работа в краеведении строится на четком понимании
исследователем, что необходимо найти, узнать, сопоставить. Для научно-
исследовательской работы определяются формы, которые наиболее подходят
в каждом отдельном исследовании. Формами исследования могут быть:
интервью, работа в архивах, музеях, исследование исторических находок и
документов с описанием, анализом и сравнением краеведческих источников.
Научно - исследовательская работа тогда считается законченной, когда
становится достоянием общественности. Это может быть выступление на
конференциях различного типа, доклады на уроках, организация выставок,
презентации и т.д. с последующей оценкой, разбором ситуаций, критикой со
стороны общественности. Все это делает исследование продуктивным,
заинтересовывает учащегося в дальнейшем продолжении работы,
активизирует познавательную деятельность, развивает мышление, интерес к
краеведческой работе.
Опыт организации исследовательской работы в нашей школе привел к
следующим результатам: проведены и защищены исследовательские работы
«Судьба человека в истории страны», « Летопись Великопетровской школы»,
Ведется исследование «Великопетровская школа в годы ВОВ», «Забытое
прошлое: восстановление истории существования поселения Шеелит».
Сейчас учащиеся 7 класса работают по восстановлению истории
появления и работы церкви в с.Татищево. Много информации мы черпаем
из книги, выпущенной лабораторией народной культуры МаГУ «Летопись
Великопетровского прихода».
Компьютерные технологии.
Компьютерные технологии - система получении, анализа, обработки
информации с помощью современных технических возможностей. Не секрет,
что в век глобальной компьютеризации человеку из провинции можно
получить информацию, не выходя из дома (Интернет), это значительно
сокращает поиск исторических справок, документов, информации, дает
возможность доступа в архивы, библиотеки, на интернет-страницы. Краеведы
не только могут получать информацию, но и делиться ею, общаться с
другими заинтересованными краеведением людьми. Так, работая над
проектом «Во имя жизни на Земле» нам удалось доподлинно установить,
что не все участники 365 зенитной батареи погибли, как говорилось ранее во
всех доступных нам источниках. Там же мы нашли и воспоминания
участников той битвы, и смогли поминутно восстановить битву. Нам
удалось связаться и с краеведами из Верхнеуральска, где учился наш герой -
Иван Пьянзин.
Кроме этого мы получили два письма, которые помогли нам установить
факты проживания семьи - и именно в поселке Шеелит, которым мы сейчас
занимаемся. Также к нам обратились за помощью связаться с человеком,
установившим памятный крест людям, расстрелянным в Советское время, в
селе Полтавка. Им оказался учитель труда нашей школы.
Краеведение – узкий пласт истории, который в современном процессе
обучения набирает методический аппарат, путем проб и ошибок, оставляя те
методы, формы, приемы, технологии, которые наиболее приемлемы для
получения и приобретения учащимися знаний из истории Родного Края.
РАССКАЗАТЬ О ЗАСЛУГАХ НАШИХ РАБОТ