Напоминание

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения "Ассоль"


Автор: Гвоздю Ольга Лаврентьевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "Дом детского творчества г.Калининска Саратовской области"
Населённый пункт: город Калининск Саратовская область
Наименование материала: Дополнительная общеразвивающая программа
Тема: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения "Ассоль"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Пояснительная записка.

Данная программа адаптированная. Относится к программам

физкультурно-спортивной направленности.

Танец – одно из древнейших проявлений народного творчества. У

каждого народа сложились свои национальные традиции танцевального

искусства, одна из форм которого – бальный танец.

Спортивный бальный танец – это ритмические движения тела или

частей тела, которые исполняются в определённой технике под музыку с

целью выражения эмоций и служат средством передачи индивидуального

характера.

Занятия по изучению основ этой формы танцев привлекают к себе

детей разного возраста.

Актуальность данной программы вызвана необходимостью решения

важных проблем:

1.

Дети разного возраста испытывают потребность в общении друг с

другом, но часто незнание правил поведения приводит к конфликтам.

2.

Ускоренное и неравномерное развитие органов, а вместе с тем

недостаток движения, обусловленный нагрузками

общеобразовательного процесса, приводит к разного рода отклонениям

в физическом развитии.

3.

Многообразие музыкального материала создает трудности в

правильном музыкальном выборе детей.

В то же время, система занятий бальными танцами может помочь

учащимся:

найти правильные решения в вопросах взаимоотношений друг с

другом;

в укреплении их здоровья, в правильном формировании осанки;

сделать правильный выбор в огромном мире музыки, так как на

занятиях должны звучать лучшие ее образцы.

Цель программы: формирование гармонически развитой личности

посредством обучения спортивным бальным танцам в условиях учреждения

дополнительного образования.

Задачи обучения:

Обучающая. Обучение детей основам танца и импровизации, изучение

танцевальных движений и схем, индивидуальных и массовых танцевальных

композиций.

Развивающая. Развитие музыкального слуха и ритма, пластики и грации

в движениях, а также эстетического вкуса.

Воспитательная. Воспитание

в

детях

морально-волевых

качеств:

терпение, настойчивость, уверенность в своих силах, уважению к партнерам

по

танцу,

чувство

товарищества,

ответственности,

во спит ание

коммуникативных качеств ребенка.

Анализ программ этой направленности позволяет выделить следующие

отличительные особенности, присущие данной:

- включение в программу изучения танцевальной этики;

- увеличение числа практических занятий;

- включение в учебный материал метода круговой композиции разучивания

танцев.

Программа рассчитана на детей разного возраста (7 – 17 лет).

Срок реализации программы - 4 года.

Краткие сведения о коллективе:

Набор детей: свободный;

Состав групп: постоянный;

Форма занятий: групповая, индивидуальная;

Количество детей в группе: до 20 человек;

Возраст детей: от 7 до 17 лет

Режим занятий: три раза в неделю по два часа;

Формы обучения:

Используются традиционные и нетрадиционные формы обучения, на

первых этапах обучения активно используются игровые методики, просмотр

видео материалов и литературы.

Занятия осуществляются по нескольким формам:

1.

Теоретические

занятия

(просмотр

видеоматериалов,

анализ

литературных источников).

2.

Практические общие занятия

3.

Индивидуальные занятия.

Общие занятия строятся по определенной структуре:

Вводная часть (подготовка детей к основной части, разминка).

Основная часть (составление и изучение технических элементов и

композиций, совершенствование изученных схем).

Заключительная

часть

(выполнение

технических

элементов

под

музыку).

Формы подведения итогов реализации дополнительной

образовательной программы:

Открытые занятия;

Концерты для родителей внутри коллектива;

Участие в районных и городских мероприятиях и праздниках;

Проведение итоговых концертов в конце учебного года.

Контроль, оценка результатов обучения детей:

«Предварительный контроль» - перед началом учебного года, а также

перед изучением новой темы.

«Поурочный

контроль»

-

результат

усвоения

предложенного

материала.

«Промежуточный»

-

контрольные

задания,

тесты,

показательные

уроки.

«Итоговый» - в конце учебного года.

Данная программа вводит ребенка в мир танца, воспитывает

эмоциональное, осознанное отношение к танцевальному искусству, которое

на сегодняшний день остается актуальным. Данная программа направлена на

физическое и эстетическое развитие детей. Танцы – делают детский организм

выносливым, сильным и здоровым. Способствую вырабатыванию хорошей

осанки, делают движения пластичными и гибкими. Способствуют развитию

музыкального слуха и чувства ритма. Танцы также воспитывают морально-

волевые качества ребенка: терпение, настойчивость, стремление достигать

поставленной цели, уверенность в своих силах. Кроме того, в детях

воспитывается уважение к тренеру и другим танцорам, а также чувство

товарищества, доброжелательности, ответственности и вежливости.

Отличительными особенностями танцев является:

Отсутствие строгих возрастных ограничений;

Эстетичность данного вида спорта

К концу первого года обучения обучающиеся должны

ЗНАТЬ:

- правила по технике безопасности во время проведения занятия;

- танцевальный этикет;

- основные понятия и названия движений, входящих в классический зкзерсис;

- позиции рук и ног в танце;

- базовые движения фигурного вальса;

- базовые движения польки;

- базовые движения медленного вальса;

- базовые движения квикстепа;

- базовые движения ча – ча – ча;

- базовые движения джайва.

УМЕТЬ:

- применять на практике правила по технике безопасности;

- пользоваться во время занятий правилами танцевального этикета;

- правильно выполнять движения классического экзерсиса лицом к станку;

- исполнять базовые движения в танцах: фигурный вальс, квикстеп, полька,

медленный вальс, ча – ча – ча, джайв.

К концу второго года обучения обучающиеся должны

ЗНАТЬ:

- правила выполнения основных движений классического станка в

положении на середине зала;

- правила исполнения левого поворота, правого спин поворота, виска и

синкопированного шассе в медленном вальсе;

- правила исполнения в квикстепе четвертного поворота влево,

поступательного шассе и правого поворота;

- правила исполнения в ча – ча – ча веера, клюшки, закрытого хип-твиста,

спот-поворота под рукой;

- правила исполнения базовых движений самбы;

- правила исполнения в джайве свивлов с носка на каблук и смены рук за

спиной.

УМЕТЬ:

- исполнять основные движения классического станка, находясь в положении

на середине зала;

- правильно выполнять движения и фигуры танцев стандартной и

латиноамериканской программ: медленного вальса, квикстепа, ча – ча – ча,

джайва и самбы с усложнениями, предусмотренными на 2-ой год обучения

К концу третьего года обучения обучающиеся должны

ЗНАТЬ:

- базовые движения медленного фокстрота;

- правила выполнения в медленном вальсе правого поворота с хезитейшном,

виски назад, лок степа вперед и назад;

- базовые движения танго;

- базовые движения венского вальса;

- правила выполнения в квикстепе правого спин поворота, правого поворота с

хизитейшн, левого шассе поворота, лок степа вперед и назад;

- правила выполнения в самбе левого поворота, ботафого с продвижением,

вольты с продвижением влево и вправо;

- правила выполнения три ча – ча – ча, раскрытия вправо, алеману;

- правила выполнения в джайве движений: болл чейндж, звено, хлыст.

УМЕТЬ:

- выполнять движения и фигуры танцев стандартной и латиноамериканской

программ: медленного вальса, медленного фокстрота, танго, венского вальса,

квикстепа, самбы, ча – ча – ча, джайва с усложнениями, предусмотренными

на третий год обучения.

К концу четвертого года обучения обучающиеся должны

ЗНАТЬ:

- правила выполнения в медленном вальсе наружной перемены, левого кортэ;

- правила выполнения в медленном вальсе бокового шага в променаде,

правого пивот-поворота, левого пивот-поворота, кортэ назад;

- правила выполнения в быстром фокстроте поступательного шассе, типль

шассе вправо, кросс шассе;

- правила выполнения в танго закрытого променада, фор-степа, правого

твистового поворота;

- базовые движения румбы;

- правила выполнения в самбе теневого ботафога, ботафог в променадной и

контрпроменадной позиции, крисс кросса;

- правила выполнения в джайве фоллавей троувей, стоп-энд-гоу.

УМЕТЬ:

- выполнять движения и фигуры танцев стандартной и латиноамериканской

программ: медленного вальса, медленного фокстрота, быстрого фокстрота,

танго, румбы, самбы и джайва с усложнениями, предусмотренными на

четвертый год обучения.

Учебно-тематический план дополнительной общеразвивающей

программы

первого года обучения

Количество часов

п/п

Наименование тем

теория

практика

всего

1.

Вводное занятие. Правила по ТБ

1

-

1

2.

Танцевальный этикет

3

1

4

3.

Основы музыкальной грамоты.

Музыкально-ритмическое воспитание.

2

11

13

4

Общая физическая подготовка

-

10

10

5

Основы классического экзерсиса.

1

35

36

6.

Работа над техникой стандартной

программы танцев

1

37

38

7.

Работа над техникой латиноамериканской

программы танцев

1

36

37

8

Психологическая работа с танцорами

5

-

5

Итого

14

130

144

Учебно-тематический план дополнительной общеразвивающей

программы

второго года обучения

п/п

Наименование тем

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Вводное занятие. Правила по ТБ

1

-

1

2

Общая физическая подготовка

25

25

3

Основы классического экзерсиса.

1

40

41

4.

Работа над техникой стандартной

программы танцев

15

57

72

5.

Работа над техникой латиноамериканской

15

57

72

программы танцев

6

Психологическая работа с танцорами

5

-

5

Итого

37

179

216

Учебно-тематический план дополнительной общеразвивающей

программы

третьего года обучения

п/п

Наименование тем

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Вводное занятие. Правила по ТБ

1

-

1

2

Общая физическая подготовка

25

25

3

Основы классического экзерсиса.

1

40

41

4.

Работа над техникой стандартной

программы танцев

15

57

72

5.

Работа над техникой латиноамериканской

программы танцев

15

57

72

6

Психологическая работа с танцорами

5

-

5

Итого

37

179

216

Учебно-тематический план дополнительной общеразвивающей

программы

четвертого года обучения

п/п

Наименование тем

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Вводное занятие. Правила по ТБ

1

-

1

2

Общая физическая подготовка

-

25

25

3

Основы классического экзерсиса.

1

30

31

4.

Работа над техникой стандартной

программы танцев

10

67

77

5.

Работа над техникой латиноамериканской

программы танцев

10

67

77

6

Психологическая работа с танцорами

5

-

5

Итого

27

189

216

Содержание дополнительной общеразвивающей программы

Первый год обучения:

1. Правила по ТБ на занятиях. Рассказ о правилах поведения на групповых и

индивидуальных занятиях, о значении тренировочных упражнений.

2 . Танцевальный

этикет:

правила,

разграничивающие

роли

партнера

и

партнерши

в

танце;

правила,

относящиеся

к

поведению

танцоров

на

занятиях; правила, относящиеся к поведению танцоров во время концертов и

конкурсов.

3 . Основы музыкальной грамоты.

Музыкальное ритмическое воспитание.

Музыкальный счет, такт, затакт, ритм, ритмический рисунок, музыкальная

фраза.

Музыкальное упражнение

с чередованием темпа и ритма. Ритмические

упражнения: шаги, бег, подскок, прыжки, хлопки в ладоши.

4.

Общая физическая подготовка.

Разминка.

Упражнения на дыхание, наклоны и повороты головой, работа плечами, махи

руками, наклоны корпуса, круговые вращения корпуса, упражнения на бедра,

выпады, махи ногами.

Основная часть.

Бег на месте, бег с выносом прямых ног вперёд, назад, из стороны в сторону,

подскоки,

галоп,

прыжки,

перескоки,

махи

ногами,

полуприседания

и

приседания, упражнения на дыхание.

Партерная гимнастика.

Упражнения для развития стоп, упражнения на пресс, махи ногами (лёжа на

спине, на животе, на левом и правом боку), упражнения на развитие гибкости

(«лодочка», «рыбка», «мостик»), упражнения на развитие шага (наклоны

вперёд из положения сидя, ноги в стороны и поочерёдно к правой и лево

ноге, наклоны вперёд ноги вместе, наклоны вперёд наги накрест, наклоны

вперёд с поджатыми ногами, растяжка на «шпагат»)

4 . Основные

понятия

и

названия

движений,

входящих

в

классический

экзерсис. Ознакомление учащихся с основными техническими принципами

классического

танца:

правильной

постановки

корпуса,

рук,

ног,

головы,

устойчивости, выворотности.

У станка.

Позиции ног 1,2,3,4,5,6.

Позиции рук1,2,3.

Деми плис (полуприседания) по1,2,3 позициям.

Гранд плис (полное приседание) по 1,2,3 позициям.

Батман тандю вперед, в сторону, назад.

Батман тандю жете вперед, в сторону, назад.

Ронд де жамб партер.

Гранд батман жете вперед, в сторону, назад.

Растяжка.

5. Медленный вальс (закрытые перемены, правый поворот)

6. Квикстеп (четвертной поворот вправо).

На

середине

зала. Упражнения,

закрепляющие

навыки,

полученные

при

работе у станка; Движения на коорд

7. Ча-ча-ча (тайм-степ, основное движение на месте, Нью-йорк, чек, рука в

руке, повороты на месте.)

7. Джайв (основное движение на месте, основное фоллавей движение, смена

мест слева направо, смена мест справа налево.)

Второй год обучения:

1.

Медленный

вальс

(левый

поворот,

правый

спин

поворот,

виск,

синкопированное шассе)

2.

Квикстеп

(четвертной

поворот

влево,

поступательное

шассе,

правый

поворот)

3.

Ча-ча-ча (веер, клюшка, закрытый хип-твист, открытый хип-твист, плечом

к плечу, спот – поворот, поворот под рукой)

4.

Самба (основное движение, самба-ход на месте, поступательное основное

движение, виски вправо-влево)

5.

Джайв (свивлы с носка на каблук, смена рук за спиной)

Третий год обучения

1.

Медленный вальс (правый поворот с хезитейшн, виск назад, лок степ

вперед, лок назад)

2.

Медленный фокстрот( четвертной поворот вправо, четвертной поворот

влево)

3.

Танго

(основной

шаг,

картэ

вперед,

картэ

назад,

картэ

с

поворотом,

закрытый левый поворот)

4.

Венский вальс (натуральный поворот)

5.

Квикстеп (правый спин поворот, правый поворот с хезетейшн, левый

шассе поворот, лок степ вперед, лок назад)

6.

Самба (самба ход в ПП, боковой самба ход, левый поворот, ботафого с

продвижением, вольта с продвижением влево и вправо)

7.

Ча-ча-ча (три ча-ча-ча, раскрытие вправо, алемана)

8.

Джайв (болл чейндж, звено, хлыст, американский спин).

Четвертый год обучения

1.

Медленный

вальс

(наружная

перемена,

поступательное

шассе

вправо,

левое кортэ)

2. Медленный фокстрот ( боковой шаг в променаде, правый пивот-поворот,

левый пивот- поворот, кортэ назад.)

3. Быстрый фокстрот (поступательное шассе, типпль-шассе вправо, кросс-

шассе.)

4. Танго (закрытый променад, открытый променад, поступательный боковой

ход, фор – степ, правый твистовый поворот,)

5. Румба (основное движение, боковые шаги, кукарача, поворот партнерши

под рукой, поворот на месте, рука в руке, чек, веер, алимана, открытый твист

бедром).

6. Самба (вольта спот-поворот дамы влево и вправо, сольное вольто на месте

влево

и

вправо,

теневые

ботафоги,

ботафого

в

променадной

и

контр

променадной позиции,крисс кросс.)

7. Джайв (фоллавей троувей, стоп-энд-гоу)

Методическое обеспечение

дополнительной общеразвивающей программы.

В обучении бальным танцам определяющим является соблюдение

общепедагогических принципов и методов преподавания.

На занятиях у подростков формируется эстетический вкус, правильное

представление о правилах и нормах поведения, система знаний и навыков

обучения хореографией.

Бальный танец, как и любой другой, эмоционально окрашен. В бальном

танце утверждаются определенные черты характера, определенные

взаимоотношения между танцующими. Представление о танцевальном

образе, эмоциональной окраске танца у учащихся складывается постепенно.

Обычно работа над танцевальным образом начинается со слушания музыки,

определяется стиль танца, его своеобразие. Надо познакомить учащихся с

бытом, нравами и обычаями того народа, чей танец разучивается, дать

представление об отличительных особенностях костюма, правилах этикета,

знание того, как эти бытовые характеристики проявились в бальном танце,

расширяют и обогащают кругозор учащихся, дополняют образ, созданный

музыкой.

Основные технические приемы и навыки приобретаются и

отрабатываются учащимися в упражнениях у станка. С первого дня занятий

надо обратить внимание на правильную постановку корпуса. Весь корпус

должен быть выпрямлен, плечи опущены вниз, грудная клетка расправлена

(без утрировки), мышцы ног и корпуса сильно подтянуты, свободной

остается только шея. Это состояние подтянутости и собранности не должно

переходить в напряженность и скованность.

Большую роль в танцевальном искусстве играют руки. Надо обращать

внимание и на правильность выполнения ими основных позиций и на

эмоциональную окраску музыкального сопровождения.

При разучивании элементов и движений танцев используется поэтапный

метод, то есть метод - от простого к сложному. Сначала объяснение и показ

в медленном темпе, потом отдельно разучивают девушки и юноши каждый

свою партию и только после уверенного овладения техникой исполнения они

встают в пару, вместе закрепляют изученный материал, а в конце занятия

подводятся итоги.

Для усвоения материала можно использовать метод круговой

композиции, при котором танцующие, исполнив определенные фигуры

танца, меняются партнерами и партнершами по кругу пока не придут на свое

место.

При использовании метода «учи другого» знания учащихся становятся

более прочными.

Нельзя не учитывать возрастные особенности учащихся. Так как

программа рассчитана на проведение занятий для детей старшего

подросткового возраста надо учитывать то, что для них характерно

существенное физическое развитие, которое приводит к изменению в

формировании всего организма подростка. Поэтому надо осторожно

относиться к степени увеличения физических нагрузок и обратить внимание

на изменение темпов исполнения движений и их чередование.

Нельзя не учитывать при работе с детьми старшего подросткового

возраста тот факт, что активное самоутверждение приводит к резкости и

непоследовательности в оценках и поступках, что может привести к

конфликтной ситуации. Поэтому особое внимание уделяется танцевальной

этике. С первых занятий надо учить подростков уважать и понимать друг

друга. Партнер должен быть безукоризненным кавалером. Он не

равнодушный исполнитель, соревнующийся со своей дамой, внимание к

девушке должно быть основой, определяющей характер исполнения.

Девушка должна все движения исполнять иначе, чем партнер. С большей

мягкостью, легкостью в одних случаях или ярче, наряднее в других. Немало

здесь зависит от партнера. Ведь он обязан, следуя этике бального танца,

предоставить девушке возможность выделиться, быть на первом плане.

Каждый из танцующих должен считаться с исполнительскими

возможностями друг друга.

Эмоциональная насыщенность занятий и форма их проведения играют

большую роль в формировании у подростков устойчивого интереса к ним.

Список литературы:

1.

Базарова Н.П., Мэй В.П. Азбука классического танца. - Л. :

Искусство, 1983

2.

Боган Б.А. Воспитание искусством - М.: 1981.

3.

Блок Р.С. Методические указания в помощь начинающему педагогу

бального танца. – М.: 1972.

4.

Ильина М.В. Воображение и творческое мышление.

Психодиагностические методики - М.: Книголюб, 2004 - 56с.

5.

Кабалевский Д.Б. как рассказать детям о музыке. М.: 1982.

6.

Костровицкая В. 100 уроков классического танца. Л.: Искусство,

1972.

7.

Кузнецова Н.Л., Яковлев Д.Е. Управление методической работой в

учреждениях дополнительного образования детей; Пособие для

руководителей и педагогов/ Под общей редакцией Н.К. Беспятовой. -

М.: Айрис – пресс, 2004.

8.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010

года и методические рекомендации по её реализации - Саратов, 2002.

9.

Программа педагога дополнительного образования: от разработки до

реализации / Сост. Н.К. Беспятовой. – М.: Айрис-пресс, 2004.

10.Руднева С., Фиш Э. Ритмика. Музыкальное движение. – М.: 1972.

11.Сборник. Бальные танцы / Под редакцией Беликовой А.Н. – М.:

Советская Россия, 1984.

12.Сборник бальных танцев для репертуара коллективов художественной

самодеятельности. ОНМЦК - Саратов: 1992.

13.Туганкова. Бальный танец в клубе. Методическое пособие. – М.: 1988.

14.Уральская В.И., Гороховников Г.С. В ритме вальса. – М.: 1988.

Список литературы для детей.

1.

Ваганова А.Я. Основы классического танца. – Л.: Искусство, 1980.

2.

Захаров Р. Жизнь в танце. – М.: 1982.

3.

Котова Л.И. Федоров А. Современные детские танцы (описание). –

Магадан: 1969

4.

Уральская В.И. Природа танца. М.: 1982



В раздел образования