Автор: Сидорова Марина Юрьевна
Должность: преподаватель специального фортепиано
Учебное заведение: ГБОУДОГС Севастопольская музыкальная школа №2
Населённый пункт: г.Севастополь, Крым
Наименование материала: Доклад
Тема: "Участие в конкурсах, фестивалях, концертах как творческое и личностное развитие обучающихся."
Раздел: дополнительное образование
Государственно бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
города Севастополя
Севастопольская музыкальная школа № 2
Участие в конкурсах, фестивалях, концертах,
как творческое и личностное развитие
обучающихся
Доклад
преподавателя специального
фортепиано СМШ № 2
Сидоровой Марины Юрьевны
Севастополь, 2017
2
План
План.......................................................................................................................... 2
Вступление............................................................................................................... 3
1.
Значимость концертной и конкурсной деятельности для
образовательного процесса в СМШ...................................................................... 4
2.
Градации слов «успех» и «победа»........................................................... 6
2.1.
Особенности и различия конкурса профессионального мастерства и
фестиваля........................................................................................................... 6
2.2.
Публичное выступление несоревновательного характера...................9
2.3.
Дискуссионная школа............................................................................11
3.
Связь музыки с различными видами искусств.......................................12
Выводы................................................................................................................... 14
Литература............................................................................................................. 15
3
Вступление
Цель
данного
доклада
–
раскрыть
неоспоримую
пользу
для
эстетического,
профессионального
и
личностного
развития
ученика
и
педагога
через
творческую
деятельность
при
подготовке
и
участии
в
конкурсах, фестивалях и концертах.
Актуальность
выбранной
темы
заключается
в
том,
что
развитие
творческого потенциала имеет научную и практическую актуальность в силу
того,
что
именно
индивидуальность
и
творческая
инициатива
каждого
ученика
своеобразна,
и
реализация
в
личной,
профессиональной
и
общественной сферах является существенным ресурсом развития общества.
Задачи данного вида деятельности:
раскрытие духовного, интеллектуального и культурного потенциала
детей;
выявление и поддержка талантливых исполнителей-учащихся;
сохранение традиций фортепианного исполнительства, повышение
уровня исполнительского мастерства;
активное вовлечение учащихся в исполнительно-просветительскую
деятельность для наиболее полной реализации их индивидуальных
способностей;
расширение
репертуара,
популяризация
классической
и
современной музыки;
укрепление
значимости
роли
преподавателя
в
воспитательном
процессе.
В данном докладе постараюсь осветить три аспекта:
актуальность темы в современных условиях, широта возможностей для
деятельности;
профессиональный
рост
учащихся
и
педагогов,
повышение
квалификации;
вклад в эстетическое, духовное развитие ученика.
1. Значимость
концертной
и
конкурсной
деятельности
для
образовательного процесса в СМШ.
4
Начнем с того, что конкурсная и концертная деятельность является
неотъемлемой
частью
обучения
и
воспитания
учащегося
музыкальной
школы.
Она
оказывает
благотворное
влияние
на
развитие
музыкально-
эстетических вкусов, способствует развитию гармоничной личности, росту
профессионализма и учащегося, и педагога.
В процессе эволюции, развиваясь и совершенствуясь человек, достигая
каких-либо высот, сравнивал себя с другими, хотел выделиться и получить
признание.
Наверно,
Создатель
заложил
в
природу
своего
детища
соревновательный дух: кто-то хотел убедиться, что он лучший, кто-то просто
желал показать своё творчество, успехи. Наше поколение – не исключение.
Во все времена поколения думали о своём будущем, о продолжении своих
начинаний, развитии своих идей у будущих поколений. Приобщение детей к
искусству и интерес к их творческим способностям существовал во все
времена. Всевозможные разноуровневые состязания люди стали проводить
очень
давно.
Пальма
первенства
в
организации
состязаний
в
области
искусства
принадлежит
Древней
Греции.
Это
Дионисийские
игры,
где
устраивались
состязания
в
области
поэзии,
музыки,
театра,
а
также
Пифийские (Дельфийские) игры, которые в своей программе соединяли виды
искусства с атлетическими состязаниями и гонками на колесницах.
Сегодня
интерес
к
теме
одаренности
и
одарённых
детей
не
уменьшился, а наоборот, усилился. В последние 10-15 лет мы наблюдаем
наибольшую
активность
в
организации
детских
конкурсов
и
фестивалей
самых
различных
уровней:
от
школьных
до
международных.
Представительность
их
определяется
числом
участников,
городов,
стран,
принимающих
в
них
участие,
а
также
представительностью
жюри
и
призовым фондом. На многие конкурсы и фестивали можно попасть, прислав
заявку,
на
некоторые
(более
престижные)
–
только
по
приглашению
оргкомитета
после
предварительного
просмотра
конкурсного
материала
(Гаврилинский
–
г.
Вологда,
«Щелкунчик»,
«Синяя
птица»
–
г.
Москва,
«Ступени к мастерству» – г. С-Пб, конкурсы в Европе – в Варшаве, Женеве,
5
Праге
и
другие),
на
третьи
–
такие
как
«Дельфийские
игры»,
нужно
представить результаты предыдущих достижений, лауреатские дипломы за
последние 3 года.
Вообще,
концертная
и
конкурсная
деятельность
является
очень
значимой
для
образовательного
процесса.
Это
–
выявление
творческого
потенциала
ученика,
активное
развитие
и
совершенствование
его
пианистических навыков, расширение репертуара учащегося, укрепление его
сценической
выносливости.
Конкурсы,
фестивали
помогают
открывать
таланты,
поощрять
наиболее
одарённых
и
способных
детей,
которые,
возможно,
впоследствии
продолжат
музыкальное
образование
и
изберут
музыку
своей
профессией.
Не
секрет,
что
без
высокой
мотивации
или
устремленности к цели ни в одном трудном деле ничего не добьёшься. А
занятия в музыкальной школе на фортепианном отделении – большой труд.
Творческую мотивацию психологи любят называть словом «drive», что в
буквальном переводе означает «порыв, движение». Российские исследователи
психологии творчества обнаружили, что при решении достаточно сложной,
но доступной для большинства задачи, выигрывает не самый умный и не
самый интеллектуальный, а тот, кто в состоянии зажечься проблемой, считать
её успешное решение делом чести и даже осуществлением мечты. Благодаря
подготовке и участию в конкурсном мероприятии ученики даже со средними
данными при упорной подготовке, целеустремлённости, грамотном подборе
программы
и
профессиональной
педагогической
работе
могут
добиться
успехов,
раскрыться
и
показать
себя
с
самой
лучшей
стороны.
После
окончания
конкурса
у
таких
детей
повышается
самооценка,
наблюдается
творческий
подъем
в
учёбе,
появляется
большое
желание
интенсивнее
заниматься
на
инструменте,
и
намечается
значительный
прогресс.
Опыт
показывает, что принимая участие в конкурсах и фестивалях, и у педагога, и у
ученика происходит качественный профессиональный рост. Каждый из них
получает максимум впечатлений1, информации, практического опыта.
6
В современной России подготовка ученика к участию в конкурсных
состязаниях
любого
уровня
–
необходимое
условие
существования
преподавателя и учащегося в социуме, возможность продолжения работы,
получения званий, категорий. Конкурсы также служат средой сохранения
традиций исполнения классики и классического музыкального искусства в
целом.
Они
дают
возможность
выйти
за
пределы
рутинного
учебного
процесса,
постоянного
круга
общения,
получить
новые
впечатления
от
общения с коллегами, расширить во многих отношениях профессиональный
кругозор, сравнить собственные достижения с успехами коллег их других
учебных заведений.
2. Градации слов «успех» и «победа»
2.1.Особенности
и
различия
конкурса
профессионального
мастерства и фестиваля.
Сейчас
в
России
организуется
большое
количество
и
конкурсов
и
фестивалей
разных
уровней.
В
первую
очередь
педагогу
нужно
чётко
понимать,
в
чём
особенности
и
различия
конкурса
профессионального
мастерства
и
фестиваля
(следует
отметить,
что
в
жюри
и
там
и
там
приглашаются
только
уважаемые
мастера
–
мэтры
с
высокими
подчас
званиями),
а
также
выстраивать
постепенный,
последовательный
график
участия
в
нём,
не
перегружая
ученика,
чтобы
не
получило сь
«эмоционального перегорания». При этом нужно учитывать многие факторы:
реальные
способности
(может,
следует
начать
конкурсную
деятельность с более «лёгких», классных, школьных);
степень подготовленности пианистического аппарата;
конкурентоспособность ученика;
понимать и адекватно оценивать «шансы» на успех.
Каждому начинающему музыканту хотелось бы, чтобы Фортуна ему
улыбнулась. Но, к слову сказать, «успех» и «победа» могут иметь градации.
То есть:
для
одного
успешное
исполнение
программы
с
полной
эмоциональной
«выкладкой»
или
преодоление
сценического
волнения,
позволившее
донести
до
слушателя
красоту
7
произведения, удовлетворение от доставленного удовольствия от
игры себе и слушателям – «успех»;
для другого «успех» или «победа» - только звание Лауреата.
Что же такое конкурс и чем он отличается от фестиваля, концерта?
Конкурс
–
от
лат. concursus
–
стечение,
столкновение,
соревнование,
имеющее целью выявить лучших из числа участников. А значит – это борьба.
Чем выше уровень конкурса, тем она жестче. И участники должны обладать
не
только
профессиональными
навыками,
но
и
иметь
опыт
публичных
выступлений и устойчивость к стрессам.
Но
как
уже
было
сказано
раньше,
сейчас
организуется
достаточно
разнообразных
конкурсов
профессионального
мастерства,
поэтому
есть
возможность выбрать по силам.
Программные требования в конкурсе бывают разные:
2
разнохарактерные
или
разностилевые
пьесы
–
самая
демократичная программа. Именно в пьесах ученики школ выглядят
наиболее интересно, да и пьесы являются более понятным жанром
для них;
2
разнохарактерные
пьесы
и
этюд.
Все
плюсы
предыдущей
программы, но этюд многих напрягает (правда, не всех).
Наиболее сложные и уязвимые условия типа:
полифония, крупная форма, пьеса и этюд. Программа экзамена,
несколько тяжеловесна (если это не престижный Международный
конкурс);
полифония, пьеса, этюд.
Максимальные
возможности
выбора
преподавателя
для
раскрытия
более «сильных» сторон учащегося и приоткрытия «слабых» даёт свободная
программа.
Особенности
профессионального
конкурса
в
общих
чертах
мы
рассмотрели. Что же из себя представляет фестиваль?
Фестиваль
–
от
ит. Festive
(фр. festival)
–
праздничный,
большое
празднество культуры и искусства. Показ достижений в области музыки,
театра, кино, эстрады, хореографии. Музыкальные фестивали зародились в
Великобритании в 1709 году и сначала были связаны с церковной музыкой. В
наши дни фестиваль – это, прежде всего, праздничная встреча участников
8
разных
номинаций
(инст румент а льно е,
вока льно е,
хо р о в о е ,
хореографическое, театральное цирковое, изобразительное и другие).
Участие в фестивале даёт возможность получить опыт творческого
общения
на
празднике,
радость
творческого
процесса,
общение
в
неформальной обстановке со своими сверстниками и коллегами.
Самая
трудная,
психологически
затратная
составляющая
–
это
конкурсное
прослушивание.
От
конкурсанта
требуется
максимальная
сосредоточенность,
собранность,
чтобы
показать
лучший
результат,
максимально
ярко
проявляя
свои
способности.
На
фе стивалях
прослушивания
проходят
в
весьма
жёстких
условиях,
когда
многим
приходится
долго
ждать
своего
выхода,
а
репетиционная
аудитория
не
предоставляется. Но... «назвался груздем»!
Молодость,
драйв,
кураж,
здоровое
честолюбие
побеждают
все
негативные стороны, а удача и внимание жюри окрыляют.
Фестивалей в нашей стране и за рубежом устраивают ещё больше, чем
конкурсов. Выбор огромен. Можно выбрать даже по сезонам года, чтобы
удобно уложиться в учебный график ученика. Многие фестивали проводятся
именно в дни детских каникул.
Что отличает проведение фестивалей:
организация транспорта (встреча – проводы, иногда трансферт на
фестиваль);
обеспечение проживания;
обзорная экскурсия + дополнительная экскурсионная программа;
организация питания;
при
подведении
итогов
внимательное
отношение
практически
к
каждому участнику и педагогу.
Организуют
фестивали
разные
творческие
объединения:
«Планета
талантов»,
«Триумф»,
«Салют
талантов»,
Общественное
фестивальное
движение «Дети России», «Дети 21 века», «Арт-центр» и другие. К участию в
проектах
устроители
фестивалей
приглашают
артистов,
художественных
руководителей
известных
коллективов
в
России,
представителей
региональных министерств, лучших деятелей культуры.
9
Конкурсы-фестивали, музыкальные форумы – это отличная стартовая
площадка для детей и молодых музыкантов. Они вовлекают в конкурсный
процесс
большее
количество
участников
и
педагогов,
чем
традиционные
«академические» и служат хорошим дополнением к учебному процессу.
Подготовка к конкурсу и выступление на нем заставляет педагога и
ученика работать в более напряженном, ответственном режиме, и, конечно,
не может не сказаться на профессиональном росте ученика, а нередко и
преподавателя… Конкурсные выступления учеников – это не самоцель, это
их движения вперед, проверка своих сил, своей воли и собранности. Очень
многие вещи в этой жизни мы доказываем, прежде всего, себе, а не кому-то.
Участие в фестивалях и конкурсах запоминаются не столько победами (и ими
тоже),
сколько
впечатлениями,
которые
после
них
остаются,
теми
открытиями,
которые
там
произошли,
теми
встречами,
которые
там
состоялись.
2.2.
Публичное выступление несоревновательного характера
И ещё один вид публичного выступления, но не соревновательного
характера, это концерт.
Концерт – от ит. concerto – согласие, гармония, публичное исполнение
музыкального
произведения.
Концерт
–
едва
ли
не
самая
популярная
и
общедоступная
форма
культурно-просветительской
работы.
Во
времена
Средневековья концерт имел музыкально-инструментальный характер. На
него приглашались только члены аристократических знатных семей, и он был
закрытым для посторонних глаз и ушей. Впервые публичные концерты стали
организовываться во второй половине 18 века, были сугубо музыкальными и
назывались дивертисментами.
Концерты бывают разных видов: сборные, посвящённые какой-либо
дате, событию, и тематические.
Концертные
выступления
оказывают
большое
влияние
на
личность
музыканта-исполнителя. Именно публичные выступления, являясь важным
элементом образовательного процесса, способствуют развитию у учащихся
определенного
исполнительского
качества.
Во
время
выступления
проявляется решительно всё: и комплекс природных данных, и музыкальная
10
одарённость, и «техническая развитость», и приобретённые знания, умения,
навыки, и устойчивость психики.
Качественная подготовка к выступлению является основой успешности
концертной деятельности ребёнка-исполнителя и одним из главных условий
мотивации его к дальнейшим занятиям. С первых классов ученик должен
знать,
что
выступление
–
это
серьёзное
дело,
за
которое
он
несет
ответственность
перед
слушателем,
перед
автором
произведения,
перед
самим собой и перед своим педагогом. Рекомендуем взять за правило: «На
концерт
выносить
только
хорошо
сделанное
произведение!»
«Сырая»,
недоработанная, недоотточенная пьеса породит у ученика неуверенность,
воспитает
неряшливость
в
дальнейшей
работе,
закрепит
стереотип
небрежности при сценическом исполнении.
Тематические
концерты
–
это
одна
из
ведущих
форм
музыкально-
просветительской
работы,
позволяющая
соединить
решение
учебно-
педагогических проблем с задачами просвещения. Тематический концерт –
это концерт одной главенствующей темы. Она группирует вокруг себя все
художественные компоненты. Организация и проведение таких концертов
несёт познавательную функцию. Содержание в яркой занимательной форме
помогает установить связь со смежными видами искусства. Оформление
концертов вернисажами, включение в сценарий литературных фрагментов,
поэтических образцов, проведение в залах музеев – всё это способствует
более эмоциональному, творческому восприятию музыки, более глубокому её
пониманию. А для юных исполнителей ещё прибавляется осознание своей
сопричастности к действию и важности, ценности своего вклада в общее
действие и доставляет эстетическое наслаждение.
2.3.
Дискуссионная школа
Каждый
конкурс
–
это
не
только
смотр,
соревнование,
но
и
одновременно дискуссионная школа. На конкурсах и фестивалях, конечно,
самое главное – удачное исполнение программы. Но не менее важно и то, что
происходит после прослушиваний. А это «круглые столы» и образовательные
мастер-классы,
которые
проводят
только
опытные
преподаватели
и
11
концертирующие
артисты.
Требования,
которые
предъявляла
комиссия
к
исполнителям:
артистизм,
грамотное изложение текста,
умение донести до слушателя замысел произведения,
создать художественный образ
чистота исполнения,
технический уровень,
сложность репертуара.
Я посетила мастер-класс и круглый стол на международном конкурсе-
фестивале «Когда мы вместе» проекта «Планета талантов» (март 2017г.,
г.Симферополь). Мастер-класс проводил профессор кафедры специального
фортепиано
Московского
государственного
института
культуры
Котомин
Евгений
Васильевич.
Он
давал
характеристику
каждому
выступлению
учащегося,
преподаватель
которого
присутствовал
на
круглом
столе,
а
мастер-класс
провёл
на
тему
«Средства
улучшения
качества
звучания».
Аудитория в свободной форме общалась с преподавателем мастер-класса и по
другим выступлениям конкурсантов.
3.
Связь музыки с различными видами искусств.
Каждое искусство стремится в меру своих возможностей отразить всю
полноту и многообразие действительности, всё богатство красок, форм
Чтобы
работа
над
произведением
шла
более
продуктивно,
ученик
тоньше
понимал
образную,
красочную,
стилистическую
составляющую
пьесы,
важно
развивать
его
эмоциональный
потенциал.
Весьма
важно
воспитывать
нужное
отношение
к
любому
виду
искусства.
Хотелось
бы
обратить
внимание
на
то,
что
дети
способны
к
стихийному,
подчас
совершенно
неосознанному
синтезированию
не
только
различных
видов
искусств, но и природы и различных явлений жизни. И когда они увлекаются
чем-то
одним:
живописью,
музыкой
или
литературой,
то
невольно
вспоминают всё, что им известно из других видов искусств или смежных
областей знаний. Так от живописи, от поэзии, от умения видеть окружающую
природу ребёнок приходит к восприятию.
То,
что
разные
виды
искусств
родственны
между
собой,
люди
чувствовали уже очень давно. Мифы Древней Греции рассказывают о девяти
12
музах
–
покровительницах
искусств.
И
все
они
сёстры,
дочери
Зевса
и
Мнемосины – богини памяти. В их родстве глубокий смысл, заключающийся
в том, что искусства тесно связаны, а в те далёкие от нас времена люди
осознавали это ещё яснее.
Родство
пространственных
искусств
с
музыкой
не
так
легко
обнаружить, но оно существует. Ведь музыка отражает не только то, что мы
слышим, но и то, что мы видим. Это основано на способности человека
мыслить ассоциативно, т.е. связывать иногда очень далёкие представления по
их сходству, смежности или контрасту.
Главная
особенность
музыки
состоит
в
том,
что
музыкально
произведение
должно
каждый
раз
как
бы
заново
«воссоздаваться»
исполнителем. Ведь ноты – графическая запись музыки – сами по себе не
звучат. И мы никогда не узнаем, как звучали органные произведения Баха в
его исполнении, музыкальные шедевры Бетховена, почему так восхищались
знаменитыми певцами прошлого. А творения скульпторов и зодчих живут
тысячелетия в первозданном виде. Недаром Ф. Лист говорил, что Рафаэль и
Микеланджело
помогли
ему
понять
Моцарта
и
Бетховена.
Говоря
это,
великий пианист стремился научить своих учеников ценить прекрасное в
различных его проявлениях.
Научить ребёнка самостоятельному мышлению, видеть и слышать, как
можно больше в окружающем его мире; воспринимать жизнь во всей её
многогранности, сложности, во всей её необъятной красоте – главная задача
педагогики. Искусство всегда порождено человеком, а значит – жизнью, и вне
этой жизни не существует.
13
Выводы
Важно, чтобы молодой музыкант как можно больше получал ярких
художественных
впечатлений.
Надо
слушать
хорошие
произведения
в
возможно
лучшем
исполнении.
Нельзя
переоценить
благотворность
воздействия
концертов
больших
артистов,
искусство
которых
оставляет
глубокий след в душах слушателей. Музыкальная эстетика рассматривает
музыку,
как
специфическую
форму
отражения
действительности.
Как
и
другие виды искусства, музыка тесно связана с жизнью. Центральное место в
музыкальной
культуре
занимают
накопленные
обществом
ценности
искусства. Музыкальная культура личности характеризуется тем, в какой
мере освоил человек эти ценности.
По всеобщему признанию, творчество – главный двигатель прогресса и
единственное оправдание существования человека на Земле. И завершить
доклад я хочу словами Д.К. Кирнарской: «Учитель музыки – очень важная
фигура
в
биографии
музыканта.
И
чем
дальше
музыкант
от
гения,
тем
всеохватнее и существеннее роль педагога».
В современном мире наша жизнь, и взрослых и детей, динамична и
насыщена.
Приобщение
юных
музыкантов
к
участию
в
конкурсах,
фестивалях
и
концертах
развивают,
обогащают
и
раскрашивают
нашу
повседневность многообразием эмоциональных полутонов. Занятия музыкой,
участие
в
музыкальных
соревнованиях,
публичных
выступлениях
воспитывают характер, развивают коммуникативные навыки, эмоционально
обогащают учащихся, закладывают основу эстетического вкуса для развития
и совершенствования его в дальнейшем. Музыкальная сфера общения – это
развитие максимальной выдержки и артистизма на всю жизнь.
14
Литература
1.
Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. М., 1961.
2.
Арнажникова Л. Профессия – учитель музыки. М., 1994.
3.
Бегак Б. Воспитание искусством. М., 2000.
4.
Бузони Ф. Путь к фортепианному мастерству. М., 1973, вып.1.
5.
Вицинский
А.
Процесс
работы
пианиста-исполнителя
над
музыкальным произведением М., 2003.
6.
Вопросы музыкальной педагогики. М., 1981.
7.
Кирнарская Д. Музыкальные способности. М., 2004.
8.
Либерман Е. Работа над фортепианной техникой. М., 2007.
9.
Музыка и воспитание. Минск, 2005
10.Португалов К. Музыка и дети. М., 1969.
11.Фейгин М. Индивидуальность учащегося и искусство педагога. М.,
1975.
12.Шацкая В. Музыкально-эстетическое развитие детей и юношества.
М., 1975.
13.Интернет ресурсы.