Напоминание

"Формирование навыка постановки вопросов как метод работы с текстом на уроках истории и обществознания"


Автор: Гадеева Людмила Геннадьевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МАОУ СШ №4
Населённый пункт: город Бор,Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование навыка постановки вопросов как метод работы с текстом на уроках истории и обществознания"
Раздел: среднее образование





Назад




Формирование навыка постановки вопросов как метод работы с текстом на

уроках истории и обществознания

Чтение делает человека знающим,

беседа — находчивым,

а привычка записывать — точным

(Ф. Бэкон)

Этой фразой английский философ определил практически все виды работы с текстом: чтение,

беседа, запись. Современное образование предъявляет новые требования не только к учителям, но

и к учащимся у которых должен быть сформирован ряд компетентностей, одна из которых

является информационной.

Не секрет, что современные школьники читают мало и порой с трудом понимают прочитанное. А

ведь эти навыки, пожалуй, являются первостепенными в учебе и жизни. Достаточно привести

несколько примеров из тестовых заданий ЕГЭ, чтобы стало ясно: без навыка работы с текстом

школьник не сможет справиться с ними.

В настоящее время существует ряд проблем, имеющих прямое отношение к тексту.

Не умеют:

выделять и анализировать детали;

сопоставлять, сравнивать и соединять найденную в разных источниках информацию в

целостную информационную картину;

использовать

разные

типы

чтения:

просмотровый

(ознакомительный),

поисковый

ориентацией на отбор нужной информации), аналитический;

формулировать качественный, а не точный (количественный) ответ.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

составлять простой или сложный план

Не могут:

уточнить

и

переформулировать

вопрос,

содержащий

дополнительную

информацию

к

заданию;

учесть точку зрения или знания адресата;

определить замысел и цели автора текста.

Суть обозначенных причин сводится к следующему: учащиеся не умеют понять прочитанное —

мало думают сами. Соответственно, для разрешения сложившейся ситуации необходимо уделить

внимание этим двум составляющим: во-первых, научить школьников работать с текстом, во-

вторых

заинтересовать

их

в

изучении

информации,

что,

в

итоге,

и

должно

обеспечить

«грамотность чтения».

Существует много форм и методов работы с текстом,

1. Составление вопросов к тексту и ответы на них.

2. Комментированное чтение текста.

3. Аналитическое чтение текста.

4. Деление текста на смысловые части.

5. Составление тезисного плана.

6. Составление конкретизирующих, сравнительных, хронологических обобщающих таблиц.

7. Подбор примеров, раскрывающих основные идеи текста.

9. Составление логической схемы.

10. Преобразование цифровой информации (графика, статистической таблицы, диаграммы) в

собственный текст.

Применение данных видов работы с текстом разнообразно.

Например, на этапе изучения нового материала чаще всего используются следующие виды работ:

комментирование чтение и аналитическое чтение, составление плана, логической схемы, графика.

Этап осмысления материала включает в себя составление различного вида таблиц, подбор

примеров к тексту, составление вопросов.

На стадии закрепления ребятам предлагается составить собственный текст на основе схемы,

таблицы или графика, подобрать примеры к тексту, написать реферат.

Этап контроля и коррекции знаний подразумевает составление сравнительных таблиц, логических

цепочек, восстановление деформированного текста (вставка пропущенных слов, исправление

ошибок), составление собственного высказывания (пересказ, работа по опорным словам)

Но я хочу остановиться на методике постановки вопросов.

Рассмотрим ракурс учебной ситуации: учитель объясняет новый материал, авторы учебника дают

объяснение тем или иным событиям — т.е. ученики получают ответы на вопросы, которые у них

ещё не возникли. Создаётся парадоксальная ситуация — информация опережает запрос на неё! И

ценность

этой

информации

наверное

невелика.

И

совсем

иначе

будет

восприниматься

информация, полученная учеником самостоятельно при поиске ответа на им же заданный вопрос.

Эти вопросы могут быть трех видов: репродуктивные, продуктивные и проблемные.

Репродуктивные вопросы, как правило, не составляют трудности т.к. требуют просто

воспроизведения информации .Поэтому обратимся к продуктивным.

Так, например, при изучении Древней Греции работа с вопросами может быть организована

следующим образом. Ученики читают миф «Суд Париса» и составляют к нему продуктивные

вопросы:

• какие выводы можно сделать из того, что Зевс отказался сам рассудить спор трёх богинь и

передал право суда над ними человеку?

• если спор о «яблоке раздора» начался среди богов, то почему в него оказались вовлечены люди?

Наиболее удачные вопросы записываются в тетрадь, после чего пятиклассники на них отвечают

(выслушиваются мнения всех желающих).

Продолжением работы по составлению вопросов к текстовой информации является освоение

учащимися методики формулирования проблемного вопроса. Для начала формирования данного

навыка

лучше

всего

выбрать

тему,

исторический

период,

явление,

характеризующиеся

неоднозначностью и противоречивостью. Возьмём, к примеру, тему «Нашествие Батыя на Русь».

При её изучении проводится сравнение походов ордынцев на Северо-Восточную и Южную Русь.

Учащимся предлагается:

1. Выделить основные моменты каждого из походов.

2. Выявить характерные черты каждого из походов по их описанию.

3. Определить особенности каждого из походов.

4. Предположить, что лежит в основе действий татаро-монгол и защитников Руси при нападении

на Северо-Восточную и Южную Русь.

5. Оценить последствия каждого из походов для Руси и татаро-монгол.

На

основании

проделанной

работы

ученики

совместно

с

учителем

вырабатывают

алгоритм

постановки проблемного вопроса:

• изучение информации — выделение основных моментов события, задачи, теории;

• выделение главного (мысли, идеи, особенности, условия, специфики);

• выявление противоречий, несогласований, неубедительности аргументов;

• определение сути противоречий;

• формулирование проблемного вопроса.

Приведу варианты проблемных вопросов, сформулированных учащимися на уроке:

1. Почему поход на Южную Русь был менее масштабным и разорительным, чем в Северо-

Восточную Русь, хотя и враг, и его тактика остались прежними?

2. Известно, что первое столкновение между Русью и татаро-монголами произошло на реке Калке

при участии южнорусских князей и завершилось победой татар, почему же Батый напал вначале

на Северо-Восточную Русь, а не на Южную, уже однажды побеждённую?

На примере первого вопроса рассмотрим наличие в нём всех элементов, составляющих структуру

проблемного вопроса:

• объект изучения — походы ордынцев на Северо-Восточную и Южную Русь;

• направление изучения объекта — характер походов и их последствия;

• противоречие — враг один и тот же, а способ действий различный.

Подобная

организация

деятельности

на

уроке

позволяет

учителю

проверить

степень

сформированности навыка постановки вопросов, а школьники при этом осваивают новую тему с

применением

нового

метода

изучения

материала

и

учатся

самостоятельно

выявлять

и

формулировать исторические закономерности.

Кроме

того,

такая

работа

является

хорошей

основой

для

осуществления

еще

одного

вида

образовательной

деятельности

учащихся

составления

проблемного

доклада,

которая

предполагает:

• определение проблемы, способов её решения;

• самостоятельный анализ информации, взятой из различных источников;

• подбор аргументов, примеров;

• формулирование собственных выводов.

Использование различных форм работы с текстом помогает развить в обучающихся навыки

аналитического мышления, умение работать с книгой и историческим документом, развивает

устную

и

письменную

речь,

тем

самым

способствует

формированию

информационной

компетенции обучающихся.



В раздел образования