Автор: Бунякова Анна Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Тополек"
Населённый пункт: Сахалинская область,Корсаковский район,п.Чапаево
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Социально-коммуникативное развитие дошкольников в условиях ФГОС
Раздел: дошкольное образование
Социально-коммуникативное развитие
дошкольников в условия реализации ФГОС ДО.
Сахалилнская область
Корсаковский округ
МБДОУ Детский сад
«Тополёк» п. Чапаево
Воспитатель Бунякова
Анна Ивановна
«От того, как прошло детство, кто вел ребенка
за руку в детские годы, что вошло в его разум и
сердце из окружающего мира-от этого в решающей
степени зависит, каким человеком станет
сегодняшний малыш.»
(В. А. Сухомлинский)
Первого
января
2014
года
в
силу
вступил
фед ерал ьный
г ос уд арс т вен ный
стандарт
дошкольного
образования
(ФГОС).
Стандарт
разработан
с
учетом
Конвенции
ООН
о
правах
ребенка,
Конституции
Российской
Федерации,
законодательства
Российской
Федерации.
Во
втором разделе ФГОС ДО «Требования к структуре
образовательное
программы
дошкольного
образования и её объёму.» в пункте 2.6 говориться о
том,
что
содержание
программы
дошкольного
образования
должно
обеспечить
развитие
личности,
мотивации
и
способностей
детей
в
различных
видах
деятельности
и
охватывать
с л е д у ю щ и е
н а п р а вл е н и я
р а з в и т и я
д е т е й
(образовательные области):
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.
В соответствие с ФГОС дошкольного
образования социализация личности дошкольника и
его коммуникативное развитие выделены в одну
образовательную область «Социально-
коммуникативное развитие». Подобное
объединение не случайно и закономерно, так как
решающим фактором развития личности является
социальная среда. И именно она обеспечивает
полноценную практику взаимодействия и речевого
общения.
Задачи образовательной области «Социально-
коммуникативное развитие»:
усвоение норм и ценностей, принятых в
обществе, включая моральные и
нравственные ценности;
развитие общения и взаимодействия
ребёнка со взрослыми и сверстниками;
становление самостоятельности,
целенаправленности и саморегуляции
собственных действий;
развитие социального и эмоционального
интеллекта, отзывчивости,
сопереживания;
формирование готовности к совместной
деятельности со сверстниками;
формирование уважительного отношения
и чувство принадлежности к своей семье и к
обществу детей и взрослых;
формирование позитивных установок к
различным видам труда и творчества;
формирование основ безопасного поведения
в быту, социуме, природе.
ФГОС дошкольного образования неоднократно
указывает на позитивную социализацию ребенка,
развитие положительного самоощущения и
формирование позитивного отношения к
деятельности человека, к окружающей среде.
Это не только обеспечение эмоционального
благополучия дошкольника и получения нового
опыта с радостью и удовольствием. Понятие
«социализация» следует рассматривать шире:
это умение взаимодействовать с окружающими
людьми, достигать общих интересов,
выстраивать свое поведение и деятельность,
учитывая потребности и интересы других. Речь,
в данном случае, является компонентом
активного коммуникативного поведения,
продуктом и элементом социализации. При
помощи речи ребенок овладевает
конструктивными способами и средствами
взаимодействия с окружающими людьми, а
именно:
вступает в общение, поддерживает и
завершает общение;
умеет общаться в паре, группе, в
коллективе;
проявляет инициативу при взаимодействии
с окружающими людьми.
Социально-коммуникативное развитие-это
комплексный процесс, во время которого ребенок
усваивает ценности, традиции, культуру
общества или сообщества, в котором ему
предстоит жить.
Проблема социально-коммуникативного развития-
развитие ребенка во взаимодействии с
окружающим его миром, становится особо
актуальной на данном современном этапе.
Являясь приоритетным, социально-
коммуникативное развитие детей выводится
сегодня в ранг стратегических направлений
обновления Российского образования, в том числе
дошкольного, и непосредственно связано не только
педагогикой, но и психологией, изучающей влияние
социальной среды на развитие личности ребенка.
Таким образом, целью нашей психолого-
педагогической деятельности является
стимулирование социально-коммуникативного
развития дошкольников через игровую
деятельность в условиях реализации ФГОС ДО.
Воспитатели формируют у детей
представления о социуме, самом себе, окружающих
людях, природе и рукотворном мире, воспитывают
социальные чувства, активную жизненную позицию.
Условия, необходимые для создания социально-
коммуникативной ситуации развития детей
дошкольного возраста:
обеспечение эмоционального благополучия
через: непосредственное общение с каждым
ребенком;
уважительное отношение к каждому
ребенку, к его чувствам и потребностям.
Поддержку индивидуальности и инициативы
детей через:
1. создание условий для свободного выбора
детьми деятельности, участников совместной
деятельности;
2. создание условий для принятия детьми
решений, выражения своих чувств и мыслей;
3. не директивную помощь детям, поддержку
детской инициативы и самостоятельности в
разных видах деятельности (игровой,
исследовательской, проектной,
познавательной и т.д.)
4. установление условий для позитивных,
доброжелательных отношений между детьми,
в том числе принадлежащими к разным
национально-культурным, религиозным
общностям и социальным слоям, а также
имеющими различные (в том числе
ограниченные) возможности здоровья;
5. развитие коммуникативных способностей
детей, позволяющих разрешить конфликтные
ситуации со сверстниками;
6. развитие умения детей работой в группе
сверстников.
Таким образом, ФГОС дошкольного образования
неоднократно указывает на позитивную
социализацию ребенка, развитие положительного
самоощущения и формирование позитивного
отношения к деятельности человека, к
окружающей среде. Это не только обеспечение
эмоционального благополучия дошкольника и
получения нового опыта с радостью и
удовольствием.