Автор: Кузьминых Галина Сергеевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ детский сад №128 Населённый пункт: город Иркутск Наименование материала: статья Тема: Технологии дошкольного образования в свете ФГОС Раздел: дошкольное образование
(федеральных государственных образовательных стандартов)
Подготовила Кузьминых Галина Сергеевна
МБДОУ детский сад №128 г. Иркутска
Современные
требования,
предъявляемые
государством
к
качеству
воспитательно-
образовательной
работы
в
детском
саду,
предполагают,
что
педагог
должен
владеть
необходимыми педагогическими технологиями.
Технология происходит от греческих слов «мастерство, искусство» и «закон, наука», то
есть - «наука о мастерстве».
В образовательном процессе ДОУ используются следующие технологии:
1.здоровьесберегающие технологии;
2.технологии проектной деятельности;
3.технологии исследовательской деятельности;
4.информационно-коммуникационные технологии;
5.личностно-ориентированные технологии;
6.игровые технологии.
Здоровьесберегающие технологии
Здоровьесберегающие технологии направлены на укрепление здоровья ребенка, привитие
ему здорового образа жизни.
Цель:
-сохранение здоровья. Реализуется медицинским персоналом: контроль за питанием,
мониторинг здоровья, обеспечение здоровьесберегающей среды;
- физическое развитие ребенка посредством различных видов гимнастик (дыхательная,
пальчиковая, ортопедическая), закаливания, динамических пауз, стретчинга;
- знакомство с культурой здоровья;
- обучение здоровому образу жизни через коммуникативные игры, игровые сеансы,
логоритмику, физкультурные занятия;
- коррекция, реализуется на сеансах различного вида терапий (арт- терапия, сказко-
терапия, цвето- терапия).
Технологии проектной деятельности
Проектная деятельность в детском саду реализуется ребенком совместно с педагогом.
Цель — работа над проблемой, в результате которой ребенок получает ответы на вопросы.
Проекты различаются:
-по количеству участников: индивидуальные, парные, групповые, фронтальные;
-по продолжительности: краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные;
-по приоритетному методу: творческие, игровые, исследовательские, информационные;
-по тематике: включают семью ребенка, природу, общество, культурные ценности и
другое.
Технологии исследовательской деятельности
Исследовательская деятельность ребенку помогает выявлять актуальную проблему и
посредством ряда действий ее решить. При этом ребенок подобно ученому проводит
исследования, ставит эксперименты.
Методы и приемы организации исследовательской деятельности:
наблюдения;
-беседы;
-опыты;
-дидактические игры;
-моделирование ситуаций;
-трудовые поручения, действия.
Информационно-коммуникационные технологии
Компьютер имеет ряд существенных преимуществ перед классическим занятием.
Анимационные картинки, мелькающие на экране, притягивают ребенка, позволяют
сконцентрировать внимание. С помощью компьютерных программ становится возможным
моделирование различных жизненных ситуаций, которые бы в условиях детского сада не
удалось воссоздать.
В зависимости от способностей ребенка, программа может быть подстроена именно под
него, то есть делать упор на его индивидуальное развитие.
При этом, вследствие компьютерной неграмотности педагоги могут допускать ряд
ошибок. Например, перегружать занятие слайдами, быть недостаточно компетентны в
вопросах компьютерной грамотности из-за отсутствия соответствующего опыта.
Личностно-ориентированные технологии
Личностно-ориентированные технологии обеспечивают условия для развития
индивидуальности ребенка. Это различные сенсорные комнаты, уголки для
индивидуальных игр и занятий.
Личностно-ориентированным подходом обладают программы, широко используемые в
детских садах: «Детство», «От рождения до школы», «Радуга», «Из детства в отрочество».
Игровые технологии
Игровые технологии — вот фундамент всего дошкольного образования. В свете ФГОС
(федеральных государственных образовательных стандартов) личность ребенка выводится
на первый план и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре.
При этом, игры имеют множество познавательных, обучающих функций. Среди игровых
упражнений можно выделить те, которые
-помогают выделять характерные признаки предметов: то есть учат сравнивать;
- помогают обобщать предметы по определенным признакам;
-учат ребенка отделять вымысел от реального;
- воспитывают общение в коллективе, развивают быстроту реакции, смекалку и другое.
Технология «ТРИЗ» (теория решения изобретательных задач облекает сложный материал
в легкую и доступную для ребенка форму. Дети познают мир с помощью сказок и бытовых
ситуаций.
Литература
1. Микляева, Н. В. Программа развития и образовательная программа ДОУ : технология
составления, концепция / Н. В. Микляева. – М., 2007.
2. Хабарова, Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании / Т. В. Хабарова.
– М., 2004.
3. Об особенностях обучения по программе образовательной области «Технология» :
Методическое письмо от 17.06.1997 №760/14 – 12 // Вестник образования. – 1998. - №10.
4. Новиков, А. М. Образовательный проект : методология образовательной деятельности /
А. М. Новиков, Д. А. Новиков. – М. : Эгвес, 2004.
5. Куликовская, И. Э. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст :
учебное пособие / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. – М. : Педагогическое общество
России, 2003.