Автор: Березина Лариса Геннапдиевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ " Лингвистическая гимназия"
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: Рабочая программа по внеурочной деятельности
Тема: " Страна здоровья"
Раздел: начальное образование
Рабочая программа «Страна здоровья»
3 класс
Аннотация.
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны.
Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как
- Закон РФ «Об образовании»,
- «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
-Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных
направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации».
Цель данной программы — формирование у школьников ценностного отношения к здоровому образу жизни, который является условием
полноценного развития и нормальной жизни человека. Стремление заботиться о здоровье, своём и окружающих, — качество личности, которое очень
востребовано в современном мире. В соответствии с федеральным государственным стандартом начального образования укрепление физического и
духовного здоровья обучающихся должно осуществляться в каждом образовательном учреждении.
Задачи:
-обеспечить двигательную активность младших школьников во внеурочное время;
-познакомить детей с разнообразием подвижных игр и возможностью использовать их при организации досуга;
-воспитывать у детей осознанное отношение к необходимости закаляться, заниматься спортом, есть овощи и фрукты, чтобы противостоять
болезням;
-развивать: сообразительность, речь, воображение, коммуникативные умения, внимание, ловкость, быстроту реакции, а так же
эмоционально-чувственную сферу;
-воспитывать культуру игрового общения, ценностного отношения к играм как наследию и к проявлению здорового образа жизни;
-учить младших школьников сознательному применению физических упражнений, подвижных игр в целях самоорганизации отдыха,
повышения работоспособности и укрепления здоровья;
-создавать условия для проявления чувства коллективизма;
-развивать активность и самостоятельность;
-обучение жизненно важным двигательным навыкам и умениям, применению их в различных по сложности условиях.
1.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты.
У учеников будут сформированы:
-установка на безопасный, здоровый образ жизни;
-потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление
прислушиваться к мнению одноклассников;
-этические чувства на основе знакомства с культурой русского народа
уважительное отношение к культуре других народов;
-умение выражать свои эмоции;
-оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как
хорошие или плохие;
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
-понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
-осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
-уметь планировать и регулировать свои действия во время подвижной игры;
-определять и формировать цель деятельности с помощью учителя;
-учиться работать по определенному алгоритму;
Познавательные УУД:
-проводить сравнение и классификацию объектов;
-понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
-проявлять индивидуальные творческие способности;
-различать между собой физические качества (силу, быстроту, выносливость, координацию, гибкость);
-соблюдать правила поведения и предупреждение травматизма во время занятий;
-подбирать упражнения для разминки;
-использовать знания во время подвижных игр на досуге;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
-работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
-обращаться за помощью;
-формулировать свои затруднения;
-предлагать помощь и сотрудничество;
-договариваться и приходить к общему решению;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-осуществлять взаимный контроль;
-адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
-оформлять свои мысли в устной форме;
-слушать и понимать речь других;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли
(лидера исполнителя).
Предметные результаты:
-формирование первоначальных представлений о значении спортивно-оздоровительных занятий для укрепления здоровья, для
успешной учёбы и социализации в обществе.
-овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные
мероприятия, полезные привычки, подвижные игры и т.д.)
2.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение. «Пусть всегда будет солнце…» (2 ч.)
Человек и окружающий мир. Условия, необходимые для жизни человека. Питание. Тепло. Дом. Школа. Социум. Счастье. Здоровье и болезнь.
Гуманное отношение к физическим недостаткам.
Правила групповой деятельности (имеются в виду правила, которые принимаются для занятий кружка).
Лексика темы:
Здоровье, болезнь, печаль, счастье, доброта, дом, любовь, мир, радость.
Ожидаемые результаты:
Объяснить, чем отличается состояние здоровья от состояния болезни.
Уметь объяснить, что необходимо человеку для жизни. Доброжелательно относиться к инвалидам, и помогать им. Учиться работать в группе.
Раздел 1. Изучаем свое тело (8 ч.)
Особенности внешнего строения человека. Сходство и отличие человека и животного.
Части тела (голова, туловище, руки, ноги), их функции.
Внутренние органы и их функции. Показатели работы организма: биение сердца (пульс), давление крови, дыха-ние, выделения и др.
Органы чувств, ощущения. Уход за кожей, глазами, зубами, ушами.
Правила гигиены.
Психические процессы: внимание, память, мышление. Сон и его значение.
Рост и развитие человека, периодизация развития. Практикум:
1. Сравнение человека и животного.
2. Функции частей тела.
3. Функции органов.
4. Измерение показателей работы организма. (При наличии прибора измерить давление, измерить температуру тела, подсчитать пульс,
подсчитать число дыхательных движений до и после выполнения физической работы).
5. Что мы чувствуем.
6. Правильно чистим зубы.
7. Гимнастика для глаз.
8. Тренировка памяти (игра).
9. Тренировка внимания (игра).
Ожидаемые результаты:
Называть органы и части тела, их функции.
Уметь рассказывать о своих телесных ощущениях. Рассказать о субъективных признаках своей усталости. Регулярно чистить зубы.
Соблюдать правила гигиены зрения.
Понимать значение измерения показателей работы организма, важность соблюдения времени сна.
Раздел 2. Интересы и увлечения (4 ч.)
Человек — творец. Разнообразие возможностей. Наука и искусство. Музыка. Живопись. Архитектура. Спорт. Коллекционирование. Игры.
Другие занятия людей.
Культура человека. Культурные центры. Информационная культура человека. Музеи, кинотеатры, театры. Культурно-исторические места
нашего района (села, города, области, страны).
Лексика темы:
Наука. Искусство. Музыка. Живопись. Культура. Дом культуры. Игра. Интересы. Увлечения. Коллекция. Лекция. Музей. Интернет.
Ожидаемые результаты:
Уметь рассказывать о своих интересах.
Знать некоторые интересные места своего района (села, города, области, страны).
Раздел 3. Гигиенические правила (6 ч.)
Гигиена тела. Кожа. Её предназначение. Уход за кожей, волосами и ногтями. Выбор одежды и обуви в соответствии с погодными
условиями и индивидуальными особенностями.
Гигиена полости рта. Общее представление о строении ротовой полости, временные и постоянные зубы. Прикус и вредные привычки,
нарушающие его. Факторы риска развития стоматологических заболеваний. Уход за зубами (горячее и холодное, посещение стоматолога,
что вредит зубам и что им полезно).
Гигиена труда и отдыха. Периоды изменения работоспособности. Режим дня. Субъективные и объективные признаки утомления.
Активный и пассивный отдых. Чередование видов деятельности. Сон. Гигиена органов зрения, факторы, приводящие к утомлению. Работа
и игра на компьютере (правила). Как правильно смотреть телевизор. Как правильно пользоваться сотовым телефоном.
Профилактика инфекционных заболеваний. Микроорганизмы (простейшие, вирусы, грибки). Взаимодействие организма человека с
микромиром. Полезные микроорганизмы. Инфекционные заболевания. Способы защиты от болезни: мытьё рук, ношение маски,
проветривание помещения, отдельная посуда, одноразовые шприцы и т.д.
Ожидаемые результаты:
Уметь быть опрятными. Регулярно выполнять гигиенические процедуры. Иметь сформировавшуюся привычку чистить зубы 2 раза в день.
Не иметь нелеченного кариеса зубов. Уметь составлять собственный режим дня на неделю и стараться следовать ему. Уметь распознать
признаки утомления, в том числе зрительного. Уметь переключать- ся на разные виды деятельности для избежания утомления.
Иметь привычку мыть руки перед любым приёмом пищи. Уметь защищаться при необходимости контакта с больным человеком. Знать,
для чего делаются прививки.
Раздел 4. Питание и здоровье (7 ч.)
Представление об основных пищевых веществах, их значение для здоровья, важнейшие пищевые источники. Витамины. Как происходит
пищеварение. Режим питания. Непереносимость отдельных продуктов и блюд. Традиции приёма пищи в разных странах. Правила
поведения за столом. Золотые правила питания (тщательно пережёвывать пищу, не переедать, есть в одно и то же время, есть
свежеприготовленную пищу). Что нужно есть в разное время. Питание и спорт. Как правильно накрыть стол. Какую пищу можно найти в
лесу. Гигиена питания (обра-ботка пищевых продуктов перед употреблением, хранение пищевых продуктов, сроки годности).
Ожидаемые результаты:
Стараться соблюдать режим питания. Уметь пользоваться столовыми приборами. Знать, как вести себя за столом.
Соблюдать правила гигиены питания, знать правила хранения пищевых продуктов.
Раздел 5. Медицинские услуги (4 ч.)
Работа врача. Поликлиника и вызов врача на дом. Служба «03», неотложная помощь, служба спасения. Где проконсультироваться по
поводу возникшей неотложной ситуации. Полис медицинского страхования. Посещение врача. Выполнение рекомендаций врача.
Больница, показания для госпитализации. Осторожное обращение с лекарствами, которые хранятся дома.
Ожидаемые результаты:
Знать врачей-специалистов (педиатр, лор, невролог, окулист, хирург, стоматолог).
Уважительно относиться к врачам и другим медицинским работникам.
Знать, в каких случаях необходимо обратиться за экстренной медицинской помощью, куда и когда можно обратиться.
Уметь обращаться с лекарствами (проверять срок годности перед употреблением, применять только по назначения врача или
рекомендации родителей, не пробовать неизвестные таблетки).
Понимать, чем отличаются врачи разных специальностей. Не бояться обращений к врачу.
Раздел 6. Проблема употребления психоактивных веществ (2 ч.)
Общее представление о психоактивных веществах. Почему люди употребляют психоактивные вещества. Вред табачного дыма.
Что такое алкоголь и чем опасно его употребление. Поведение с людьми, употребляющими психоактивные
вещества.
Ожидаемые результаты.
Уметь избегать ситуации пассивного курения.
Понимать, что алкоголизм и наркомания — трудноизлечимые заболевания. Знать, как себя вести, когда рядом находится человек в
состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
3.
УЧЕБНО-
ТЕМАТИЧЕСКИЙ
ПЛАН (66 ч.)
Название раздела, темы
Введение. Пусть всегда будет
солнце
2 ч.
1. Изучаем своё тело
6 ч.
2. Интересы и увлечения
6ч.
3. Гигиенические правила
6 ч.
4. Питание и здоровье
7 ч.
5. Медицинские услуги
4 ч.
6. Проблема употребления
психоактивных веществ
2 ч.
7. Занятия в бассейне 33ч.
Итого 66ч
Календарно-тематическое планирование занятий
по спортивно-оздоровительному направлению «Страна здоровья»
№
уроков
Наименование разделов и тем
Характеристика основных видов деятельности
ученика
Плановые сроки
прохождения темы
Фактические
сроки ( и/или
коррекция)
1-2
(2ч.)
Вводное занятие
Человек и окружающий мир.
Занятие в бассейне.
Беседы о безопасном поведении на дороге по пути в
школу, в школе, на стадионе, в спортивном зале.
Занятие в бассейне. ПТБ в бассейне.
3-4
(2ч.)
Человек
и
окружающий
мир.
Занятие в бассейне.
Беседа о условиях, необходимых для жизни человека.
Питание. Тепло. Гуманное отношение к физическим
недостаткам.
Практическое занятие в бассейне. ПТБ в бассейне.
5-6
(2ч.)
Особенности внешнего строения
человека.
Занятие в бассейне.
Сходство и отличие человека и животного.
Внутренние органы и их функции. Показатели работы
организма: биение сердца (пульс), давление крови,
дыхание, выделения и др.
Практическое занятие в бассейне. ПТБ в бассейне.
7-8
(2ч.)
Формирование
пра в иль ной
осанки.
Занятие в бассейне.
Разучивание игр «Хвостики», «Паровоз».
Практическое занятие в бассейне.
9-10
(2ч.)
Правила гигиены.
Занятие в бассейне.
Органы чувств, ощущения. Уход за кожей, глазами,
зубами, ушами.
Практическое занятие в бассейне. ПТБ в бассейне.
11-12
(2ч.)
Правила гигиены.
Занятие в бассейне.
Органы чувств, ощущения. Уход за кожей, глазами,
зубами, ушами.
Практическое занятие в бассейне. ПТБ в бассейне.
13-14
(2ч.)
Психические процессы: внимание,
память, мышление. Сон и его
значение.
Занятие в бассейне.
Тренировка памяти (игра). Тренировка внимания.
Практическое занятие в бассейне.
ПТБ в бассейне.
15-16
(2ч.)
Психические процессы: внимание,
память, мышление. Сон и его
значение.
Занятие в бассейне.
Тренировка памяти (игра). Тренировка внимания.
Практическое занятие в бассейне.
ПТБ в бассейне.
17-18
(2ч.)
Игры и увлечения.
Игры с разными предметами.
Занятие в бассейне.
Разучивание
игр
«Бирюльки»,
«Двенадцать
палочек». Практическое занятие в бассейне. ПТБ в
бассейне.
19-20
(2ч.)
Игры на развитие психических
процессов.
Занятие в бассейне.
Разучивание игр на развитие восприятия «Выложи
сам»,
«Магазин ковров». Практическое занятие в
бассейне. ПТБ в бассейне.
21-22
(2ч.)
Человек — творец. Разнообразие
в о зм ож н о с т е й .
З а н я т и е
в
бассейне.
Наука
и
искусство.
Музыка.
Живопись.
Другие
занятия людей. Практическое занятие в бассейне.
23-24
(2ч.)
Человек — творец. Разнообразие
в о зм ож н о с т е й .
З а н я т и е
в
бассейне.
Архитектура.
Спорт.
Коллекционирование.
Игры.
Другие
занятия
людей.
Практическое
занятие
в
бассейне. ПТБ в бассейне.
25-26
(2ч.)
Человек — творец. Разнообразие
в о зм ож н о с т е й .
З а н я т и е
в
бассейне.
Культура
человека.
Культурны е
ц е н т р ы .
Информационная
культура
человека.
Музеи,
кинотеатры, театры. Культурно-исторические места
нашего района. Практическое занятие в бассейне.
ПТБ в бассейне.
27-28
Интересы и увлечения.
Увлечения. Коллекция. Лек-ция. Музей. Интернет.
(2ч.)
Занятие в бассейне.
Практическое занятие в бассейне. ПТБ в бассейне.
29-30
(2ч.)
Ги г и е н а
т е л а .
З а н я т и е
в
бассейне.
Кожа. Её предназначение. Уход за кожей, волосами
и ногтями. Выбор одежды и обуви в соответствии с
погодными условиями и индивидуальными
особенностями. Практическое занятие в бассейне.
ПТБ в бассейне.
31-32
(2ч.)
Гигиена полости рта. Занятие в
бассейне.
Общее представление о строении ротовой полости,
временные и постоянные зубы. Прикус и вредные
привычки,
нарушающие
его.
Факторы
риска
развития стоматологических заболеваний. Уход за
зубами. Практическое занятие в бассейне. ПТБ в
бассейне.
33-34
(2ч.)
Гигиена труда и отдыха.
Занятие в бассейне.
«Спортивные почемучки» викторины, посвященные
спорту. ПТБ в бассейне.
35-36
(2ч.)
Субъективные
и
объективные
признаки утомления. Занятие в
бассейне.
Активный и пассивный отдых. Чередование видов
деятельности.
ПТБ в бассейне.
37-38
(2ч.)
Субъективные
и
объективные
признаки утомления. Занятие в
бассейне.
Гигиена органов зрения, факторы, приводящие к
утомлению. Работа и игра на компьютере (правила).
Как правильно смотреть телевизор. Как правильно
пользоваться сотовым телефоном.
ПТБ в бассейне.
39-40
(2ч.)
Микроорганизмы
(простейшие,
вирусы,
грибки).
Занятие
в
бассейне.
Иметь представление о взаимодействии организма
ч е л о в е к а
с
м и к р о м и р о м .
П о л е з н ы е
микроорганизмы.
ПТБ в бассейне.
41-42
(2ч.)
Инфекционные
заболевания.
Способы
защиты
от
болезни.
Занятие в бассейне.
Иметь представление о способах защиты от
болезни: мытьё рук, ношение маски, проветривание
помещения, отдельная посуда, одноразовые шприцы
и т.д.
ПТБ в бассейне.
43-44
(2ч.)
Инфекционные
заболевания.
Переутомление
о р г а н и зм а .
Занятие в бассейне.
Уметь
быть
опрятными.
Регулярно
выполнять
г и г и е н и ч е с к и е
п р о ц е д у р ы .
И м е т ь
сформировавшуюся привычку чистить зубы 2 раза в
день. Не иметь нелеченного кариеса зубов. Уметь
составлять собственный режим дня на неделю и
стараться следовать ему. ПТБ в бассейне.
45-46
(2ч.)
Представление
об
основных
пищевых
веществах.
Занятие
в
бассейне.
Иметь
представление
об
основных
пищевых
веществах, их значение для здоровья, важнейшие
пищевые
источники.
Витамины.
Как
происходит
пищеварение. Режим питания. ПТБ в бассейне.
47-48
(2ч.)
Правила
поведения
за
столом.
Золотые
правила
п и т а н и я .
Занятие в бассейне.
Стараться соблюдать режим питания. Уметь
пользоваться столовыми приборами. Знать, как
вести себя за столом.
ПТБ в бассейне.
49-50
(2ч.)
Питание
и
спорт.
Занятие
в
бассейне.
Соблюдать правила гигиены питания, знать правила
хранения пищевых продуктов.
ПТБ в бассейне.
51-52
(2ч.)
Традиции приёма пищи в разных
странах. Занятие в бассейне.
Стараться соблюдать режим питания. Уметь
пользоваться столовыми приборами. Знать, как
вести себя за столом.
ПТБ в бассейне.
53-54
(2ч.)
Работа
врача.
Поликлиника
и
вызов
врача
на
дом.
Служба
«03». Занятие в бассейне.
Знать врачей-специалистов (педиатр, лор, невролог,
окулист, хирург, стоматолог).
Уважительно относиться к врачам и другим
медицинским работникам.
ПТБ в бассейне.
55-56
(2ч.)
П о л и с
м е д и ц и н с к о г о
страхования.
Посещение
врача.
Занятие в бассейне.
Знать врачей-специалистов (педиатр, лор, невролог,
окулист, хирург, стоматолог).
Уважительно относиться к врачам и другим
медицинским работникам.
ПТБ в бассейне.
57-58
(2ч.)
О с то р ож н о е
о б р а щ е н и е
с
лекарствами. Занятие в бассейне.
Уметь обращаться с лекарствами (проверять срок
годности перед употреблением, применять только
по назначения врача или рекомендации родителей,
не пробовать неизвестные таблетки).
ПТБ в бассейне.
59-60
(2ч.)
О б щ е е
п р е д с т а в л е н и е
о
психоактивных
в е щ е с т в а х .
Занятие в бассейне.
Поведение с людьми, употребляющими
психоактивные
вещества.
Ожидаемые результаты.
Уметь избегать ситуации пассивного курения.
ПТБ в бассейне.
61-62
(2ч.)
Вред табачного дыма. Занятие в
бассейне.
Уметь избегать ситуации пассивного курения.
ПТБ в бассейне.
63-64
(2ч.)
Что такое алкоголь и чем опасно
его
употребление.
Занятие
в
бассейне.
Понимать, что алкоголизм и наркомания —
трудноиз-лечимые заболевания. Знать, как себя
вести, когда рядом находится человек в состоянии
алкогольного или наркотического опьянения.
ПТБ в бассейне.
65-66
(2ч.)
П р и б о р ы
д л я
и з м е р е н и я
показателей
работы
организма.
Занятие в бассейне.
При наличии прибора измерить давление, измерить
температуру тела, подсчитать пульс, подсчитать
число дыхательных движений до и после
выполнения физической работы.
ПТБ в бассейне.
67-68
(2ч.)
Ро с т
и
р а з в и т и е
ч е л о в е к а ,
периодизация
развития.
Занятие
в
бассейне.
1. Сравнение человека и животного.
2. Функции частей тела.
3. Функции органов
ПТБ в бассейне.
69-70
(2ч.)
Ро с т
и
р а з в и т и е
ч е л о в е к а ,
периодизация
развития.
Занятие
в
бассейне.
Упражнения для тренировки внимания и памяти.
ПТБ в бассейне.