Напоминание

Воспитательная программа "Расту гражданином" для учащихся 5-8 классов


Автор: Зайцева Наталия Петровна
Должность: классный руководитель 8 класса
Учебное заведение: ГБОУ СОШ (ОЦ) с. Челно-Вершины Самарской области
Населённый пункт: с. Челно-Вершины Самарской области
Наименование материала: Методическая разработка воспитательной программы
Тема: Воспитательная программа "Расту гражданином" для учащихся 5-8 классов
Раздел: полное образование





Назад




Воспитательная программа

«Расту гражданином» для учащихся 5-8 классов

Пояснительная записка

Программа

«Расту

гражданином»

разработана

в

соответствии

с

Концепцией

патриотического воспитания граждан Российской Федерации и предназначена для учащихся

5-8

классов.

Программа

определяет

содержание,

основные

пути

развития

гражданско-

патриотического воспитания и направлена на формирование гражданственности и воспитание

патриотизма.

Воспитание

это

целенаправленное

вхождение

ребенка

в

современное

общество, развитие его способностей для достойной жизни в нем, ценностное отношение к

окружающему

миру.

Поэтому

главным

результатом

воспитания

будет

Личность,

которая

способна строить жизнь, достойную Человека.

В

настоящее

время

необходимо

воспитывать

в

молодежи

такие

качества,

как

гражданственность, трудолюбие, уважение к человеку, любовь к Родине, к семье, к родному

дому,

что

является

одним

из

главных

принципов

государственной

политики

в

области

образования, записанных в Законе «Об образовании» Российской Федерации. Воспитание

гражданина начинается с формирования родственных чувств к своей семье: маме, папе,

дедушке, бабушке, ближайшим и дальним родственникам. Это первый шаг. Второй шаг идет

через воспитание любви к малой родине – деревне, городу, ученическому коллективу, местным

традициям и истории. Третий шаг – это воспитание любви к Отечеству, обществу, народу, их

истории,

культуре,

традициям.

Таким

образом,

начинается

процесс

формирования

гражданских качеств и патриотизма в семье, любовь к Родине – его финал. Эта идея высказана

в народной, христианской, сравнительной педагогике. Академик Д.С. Лихачев считал, что

«любовь к Родине начинается с любви к своей семье, своему дому, к своей школе. Она

постепенно растет. С возрастом она становится также любовью к своему городу, к своему селу,

к родной природе, к своим землякам, а, созрев, становится сознательной и крепкой до самой

смерти, любовью к своей стране и ее народу».

Главное в программе «Расту гражданином» - создание условий для

самопознания и

самовоспитания. При этом важно помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт.

Она

представляет

собой

определённую

систему

содержания,

форм,

методов

и

приёмов

педагогических воздействий.

Программа

опирается

на

принципы

социальной

активности,

индивидуализации,

мотивированности,

взаимодействия

личности

и

коллектива,

развивающего

воспитания

и

единства образовательной и воспитательной среды.

Целью

Программы

является

воспитание

патриотов

России,

граждан

правового

демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского

достоинства, любви к Отечеству, своему народу.

Задачи, решаемые в ходе реализации программы:

формирование национального самосознания учащихся и развитие чувства патриотизма

в них;

формирование творческой, мыслящей личности, обладающей современными знаниями,

ориентированной на постоянное духовное развитие;

формирование основ экологической культуры;

привитие интереса к нравственному, духовному самосовершенствованию;

пропаганда здорового образа жизни.

В

содержание

деятельности

входит

формирование

гражданского

отношения

к

Отечеству, осмысление ребенком себя как части своей Родины, ее гражданина и патриота.

Исходные

положения:

каждый

человек

не

только

сын

или

дочь

своих

родителей,

но

и

гражданин Отечества.

Реализация программы воспитания основана на принципах:

1. Приоритет общечеловеческих нравственных ценностей.

2. Принцип успешности. И взрослому, и ребенку нужно чувствовать собственную

значимость и успешность. Степень успешности определяет самочувствие человека, его

отношение к миру, желание участвовать в работе, стимулирует стремление к творчеству

и

сотрудничеству.

Эмоциональное

переживание

успеха

способствует

росту

активности

ребенка в дальнейшей деятельности.

3. Принцип свободы выбора. Каждому ребенку важно проявить себя в коллективе. Нужно

и можно для каждого найти занятие по душе, поручение с учетом возможностей ученика, его

интересов,

личностных

качеств,

помочь

каждому

ощутить

свою

значимость

для

коллектива. Предоставляя свободу выбора, необходимо готовить ребенка к умению видеть его

последствия и нести за это ответственность.

4. Принцип сотворчества. Творчество - универсальный механизм развития личности.

Совместная творческая деятельность, в которой каждый ученик находит приложение

своим способностям,

способствует

прохождению

детей

через

ситуацию

успеха,

эмоционально закрепляя достигнутые результаты.

5. Принцип коллективно – творческого дела. Деятельность не является набором

разнообразных форм, она призвана порождать удовлетворение и радость от самого

процесса реализации идеи.

Ожидаемый педагогический прогноз

по

завершению

воспитательной

программы

«Расту гражданином»:

1. сформированность гражданских навыков:

умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;

знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;

умение принимать и защищать свои решения;

готовность к участию в общественных делах;

готовность к образованию;

2. сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:

патриотизм и любовь к Родине;

права и свобода человека и гражданина;

символика Российской Федерации;

национальное самосознание;

гражданственность.

3. включенность каждого школьника в воспитательные ситуации;

4. участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике.

В результате совместного, достойного воспитания ребёнка семьей и школой, личность ученика

должна иметь определённые качества:

доброжелательность;

порядочность;

самодисциплинированный;

уверенный;

терпимый (толерантный);

самостоятельный;

ответственный;

целеустремленный (особенно к знаниям);

внимательный к сверстникам;

аккуратный;

уважительный;

любящий;

интеллектуальный;

здоровый;

общительный;

любознательный;

сопереживающий;

воспитанный;

трудолюбивый;

открытый;

активный;

коммуникабельный;

социально зрелый и др.

Требования к уровню усвоения содержания дисциплины

и ключевым компетенциям

В результате изучения кружка учащийся демонстрирует компетенции:

Когнитивная составляющая – знание:

- общечеловеческих ценностей;

- прав человека на образование в РФ;

- государственных символов России, региона;

- документов, в которых указаны права и обязанности гражданина РФ;

- прав и обязанностей обучающихся;

- способы защиты своих прав, предусмотренных законом;

- государственных органов, призванных защищать права ребёнка;

-

конкретных

правил

поведения

в

семье,

в

своём

доме,

гостях,

общественных

местах,

транспорте;

- правил дорожного движения и пожарной безопасности.

Деятельностная составляющая - умения:

- выполнять правила поведения, разъяснять их другим детям;

- оценивать свои поступки и поступки других людей с точки зрения выполнения этих правил;

- выбирать способ поведения в соответствии с этими правилами;

- ценить общественный порядок и деятельность по его охране;

- добросовестно выполнять обязанности учащихся школы;

- вступать в различные коммуникации с учетом правил общения.

Ценностносная составляющая – проявление личностных свойств и качеств в решении

жизненно важных задач:

- чувство собственного достоинства в различных ситуациях;

- человечность к окружающим людям;

- честность;

- целеустремлённость;

-трудолюбие;

- самодеятельность и самостоятельность;

- жизнестойкость.

Содержание воспитательной программы «Расту гражданином»

Раздел «Я и Отечество»

I. Узнаём свое Отечество» . Участие в экскурсиях, в путешествиях по родному краю;

занятия

в

краеведческих

кружках;

изучение

самостоятельно

истории,

культуры

и

природы родного края; знакомство с жизнедеятельностью замечательных людей села;

знание и почитание государственных символов Отечества; познание устного творчества

народов

Челно-Вершинского

района;

участие

в

конкурсах,

викторинах

и

НПК,

посвященных прошлому и настоящему нашего района».

II. Храним

и

возрождаем

традиции

народа.

Помощь

в

работе

музеев,

участие

в

фестивалях народного фольклора, в проведении народных праздников.

III. Помогаем

Отечеству.

Участие

в

охране

памятников

истории;

в

поиске

и

пополнении исторических и культурных фондов.

IV. Растём

патриотами

своего

Отечества.

Помощь

по

сбору

материалов

для

школьных музеев; участие в тимуровском движении, шефство над ветеранами ВОв,

участие в акциях, в операциях «Подарок ветерану», «Никто не забыт, ничто не забыто»;

занятия в клубах юных патриотов.

Раздел «Я и Здоровье»

I. Занимаемся

физкультурой. Занятия

в

спортивных

секциях,

в

хореографических

кружках; участие в туристических походах; организация и проведение спортивных

праздники, первенства, соревнования.

II. Пропагандируем здоровый образ жизни. Участие в агитбригадах оздоровительного

направления; участие в акциях и движениях «Все против наркотиков»; участие в

конкурсах, выставках рисунков про здоровый образ жизни.

Раздел «Я и Природа»

I. Познаю

природу. Изучение природы родного края; участие в походах на природу;

занятие в кружках «Юный турист», «Юный эколог», участие в викторинах, конкурсах,

выставках

рисунков,

плакатов,

стихов,

лепки,

поделок

из

природного

материала,

флористики,

фотографий

на

природоведческие

темы;

участие

на

экологических

конференциях.

II. Люблю природу. Участие в рейдах по благоустройству территории школы, села «Мы

встречаем весну», в эстафете «Живи, Земля» (по посадке деревьев и очистке рек и

родников); выполнение посильной работы на пришкольном участке; осуществление

шефства и ухода за парками, скверами; участие в борьбе с эрозией почв; изготовление и

развешивание искусственных гнездовий, кормушек; заготовка лекарственных растений;

работа школьных лесничеств.

III. Охраняю

природу. Организация

и

проведение

экологических

акций,

операций,

разведок

и

рейдов;

участие

в

экологическом

движении,

выпуск

газет;

участие

в

операциях по сбору макулатуры; участие в театрализации экологических сказок, в

организации агитбригад по экологической тематике; участие в организации месячников

природы и экологии.

Раздел «Я и Люди»

I. Я

добр

к

людям. Научиться

каждый

день

делать

добро,

поздравлять

ветеранов,

одиноких с праздниками; находить «Час общения» с детьми-инвалидами, одинокими,

пожилыми людьми, быть внимательным и вежливым дома, на улице, в школе и т.д.

II. Я помогаю людям. Участие в тимуровском движении, участие в благотворительных

марафонах,

концертах,

акциях

«Дети-

детям»;

оказание

помощи

в

интернатах,

реабилитационных

центрах,

больнице;

участие

в

организации

концертов

в

реабилитационном центре, в детских садах, в больницах; ухаживание за одинокими

престарелыми людьми, детьми-инвалидами, забота о ветеранах войны и труда; сбор

теплых вещей для детей из малообеспеченных и многодетных.

При планировании работы учитываются традиционные общешкольные, районные, областные,

всероссийские

мероприятия,

связанные

с

юбилейными

и

государственными

датами;

положения о районных, областных, всероссийских конкурсах.

В классе стало традицией проведение таких мероприятий, как:

День Матери, трудовые

десанты к памятнику воинам-интернационалистам (3 раза), митинг, посвященный выводу

войск

из

Афганистана,

участие

в

Открытых

районных

краеведческих

детско-юношеских

чтениях

«Край

родной

навек

любимый», биологическая

игра

«Кто

хочет

быть

интеллектуалом»,

посвященная

Всемирному

дню

птиц,

Областные

социально-спортивные

акции,

Школьные

профориентационные

конференции,

туристические

походы

вместе

с

родителями, участие в акция «Декада добрых дел», районный форум «Молодежь за здоровый

образ жизни»

Примерные темы занятий

Тема занятия

теория

практика

1.

Государственные символы страны, области, района

1

1

2.

Знаменитые люди села (Экскурсия к районной Доске

Почета)

1

2

3.

Устный журнал «Неофициальные символы России» -

библиотека

1

1

4.

Военно-патриотическая игра «Зарница» - поход вместе с

родителями

1

4

5.

Трудовой десант к памятнику ветеранам Афганской войны

2

6.

Экскурсия в районный краеведческий музей «Историческое

прошлое района»

1

3

7.

100 лет революции 1917 года – презентация учащихся

1

1

8.

Подготовка и проведение Дня Матери «Пусть всегда будет

мама»

1

2

9.

3.12.- Международный день инвалидов – посещение

реабилитационного центра

2

10.

«Святые символы села Челно-Вершины»- презентация о

храме «Знамение Божией матери»

1

2

11.

Проведение квест - игры в музее «Эхо Афганской войны»

1

2

12.

Трудовой десант к памятнику ветеранам Афганской войны

2

13.

15.02. - День памяти о россиянах, исполнявших служебный

долг за пределами Отечества. Митинг, посвященный выводу

войск из Афганистана.

1

2

14.

23.02. - День защитника Отечества. Проведение зимней игры

«Зарница»

4

15.

18.03. - День воссоединения Крыма с Россией

1

1

11

31

1.

Казачёнок Н.В., Шмелева Н.В. «Духовно-нравственное воспитание личности

гражданина России». Методические рекомендации. М.:Просвещение, 2014



В раздел образования