Автор: Зайцева Наталия Петровна
Должность: классный руководитель 8 класса
Учебное заведение: ГБОУ СОШ (ОЦ) с. Челно-Вершины Самарской области
Населённый пункт: с. Челно-Вершины Самарской области
Наименование материала: Методическая разработка воспитательной программы
Тема: Воспитательная программа "Расту гражданином" для учащихся 5-8 классов
Раздел: полное образование
Воспитательная программа
«Расту гражданином» для учащихся 5-8 классов
Пояснительная записка
Программа
«Расту
гражданином»
разработана
в
соответствии
с
Концепцией
патриотического воспитания граждан Российской Федерации и предназначена для учащихся
5-8
классов.
Программа
определяет
содержание,
основные
пути
развития
гражданско-
патриотического воспитания и направлена на формирование гражданственности и воспитание
патриотизма.
Воспитание
–
это
целенаправленное
вхождение
ребенка
в
современное
общество, развитие его способностей для достойной жизни в нем, ценностное отношение к
окружающему
миру.
Поэтому
главным
результатом
воспитания
будет
Личность,
которая
способна строить жизнь, достойную Человека.
В
настоящее
время
необходимо
воспитывать
в
молодежи
такие
качества,
как
гражданственность, трудолюбие, уважение к человеку, любовь к Родине, к семье, к родному
дому,
что
является
одним
из
главных
принципов
государственной
политики
в
области
образования, записанных в Законе «Об образовании» Российской Федерации. Воспитание
гражданина начинается с формирования родственных чувств к своей семье: маме, папе,
дедушке, бабушке, ближайшим и дальним родственникам. Это первый шаг. Второй шаг идет
через воспитание любви к малой родине – деревне, городу, ученическому коллективу, местным
традициям и истории. Третий шаг – это воспитание любви к Отечеству, обществу, народу, их
истории,
культуре,
традициям.
Таким
образом,
начинается
процесс
формирования
гражданских качеств и патриотизма в семье, любовь к Родине – его финал. Эта идея высказана
в народной, христианской, сравнительной педагогике. Академик Д.С. Лихачев считал, что
«любовь к Родине начинается с любви к своей семье, своему дому, к своей школе. Она
постепенно растет. С возрастом она становится также любовью к своему городу, к своему селу,
к родной природе, к своим землякам, а, созрев, становится сознательной и крепкой до самой
смерти, любовью к своей стране и ее народу».
Главное в программе «Расту гражданином» - создание условий для
самопознания и
самовоспитания. При этом важно помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт.
Она
представляет
собой
определённую
систему
содержания,
форм,
методов
и
приёмов
педагогических воздействий.
Программа
опирается
на
принципы
социальной
активности,
индивидуализации,
мотивированности,
взаимодействия
личности
и
коллектива,
развивающего
воспитания
и
единства образовательной и воспитательной среды.
Целью
Программы
является
воспитание
патриотов
России,
граждан
правового
демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского
достоинства, любви к Отечеству, своему народу.
Задачи, решаемые в ходе реализации программы:
формирование национального самосознания учащихся и развитие чувства патриотизма
в них;
формирование творческой, мыслящей личности, обладающей современными знаниями,
ориентированной на постоянное духовное развитие;
формирование основ экологической культуры;
привитие интереса к нравственному, духовному самосовершенствованию;
пропаганда здорового образа жизни.
В
содержание
деятельности
входит
формирование
гражданского
отношения
к
Отечеству, осмысление ребенком себя как части своей Родины, ее гражданина и патриота.
Исходные
положения:
каждый
человек
не
только
сын
или
дочь
своих
родителей,
но
и
гражданин Отечества.
Реализация программы воспитания основана на принципах:
1. Приоритет общечеловеческих нравственных ценностей.
2. Принцип успешности. И взрослому, и ребенку нужно чувствовать собственную
значимость и успешность. Степень успешности определяет самочувствие человека, его
отношение к миру, желание участвовать в работе, стимулирует стремление к творчеству
и
сотрудничеству.
Эмоциональное
переживание
успеха
способствует
росту
активности
ребенка в дальнейшей деятельности.
3. Принцип свободы выбора. Каждому ребенку важно проявить себя в коллективе. Нужно
и можно для каждого найти занятие по душе, поручение с учетом возможностей ученика, его
интересов,
личностных
качеств,
помочь
каждому
ощутить
свою
значимость
для
коллектива. Предоставляя свободу выбора, необходимо готовить ребенка к умению видеть его
последствия и нести за это ответственность.
4. Принцип сотворчества. Творчество - универсальный механизм развития личности.
Совместная творческая деятельность, в которой каждый ученик находит приложение
своим способностям,
способствует
прохождению
детей
через
ситуацию
успеха,
эмоционально закрепляя достигнутые результаты.
5. Принцип коллективно – творческого дела. Деятельность не является набором
разнообразных форм, она призвана порождать удовлетворение и радость от самого
процесса реализации идеи.
Ожидаемый педагогический прогноз
по
завершению
воспитательной
программы
«Расту гражданином»:
1. сформированность гражданских навыков:
умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;
знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;
умение принимать и защищать свои решения;
готовность к участию в общественных делах;
готовность к образованию;
2. сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:
патриотизм и любовь к Родине;
права и свобода человека и гражданина;
символика Российской Федерации;
национальное самосознание;
гражданственность.
3. включенность каждого школьника в воспитательные ситуации;
4. участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике.
В результате совместного, достойного воспитания ребёнка семьей и школой, личность ученика
должна иметь определённые качества:
доброжелательность;
порядочность;
самодисциплинированный;
уверенный;
терпимый (толерантный);
самостоятельный;
ответственный;
целеустремленный (особенно к знаниям);
внимательный к сверстникам;
аккуратный;
уважительный;
любящий;
интеллектуальный;
здоровый;
общительный;
любознательный;
сопереживающий;
воспитанный;
трудолюбивый;
открытый;
активный;
коммуникабельный;
социально зрелый и др.
Требования к уровню усвоения содержания дисциплины
и ключевым компетенциям
В результате изучения кружка учащийся демонстрирует компетенции:
Когнитивная составляющая – знание:
- общечеловеческих ценностей;
- прав человека на образование в РФ;
- государственных символов России, региона;
- документов, в которых указаны права и обязанности гражданина РФ;
- прав и обязанностей обучающихся;
- способы защиты своих прав, предусмотренных законом;
- государственных органов, призванных защищать права ребёнка;
-
конкретных
правил
поведения
в
семье,
в
своём
доме,
гостях,
общественных
местах,
транспорте;
- правил дорожного движения и пожарной безопасности.
Деятельностная составляющая - умения:
- выполнять правила поведения, разъяснять их другим детям;
- оценивать свои поступки и поступки других людей с точки зрения выполнения этих правил;
- выбирать способ поведения в соответствии с этими правилами;
- ценить общественный порядок и деятельность по его охране;
- добросовестно выполнять обязанности учащихся школы;
- вступать в различные коммуникации с учетом правил общения.
Ценностносная составляющая – проявление личностных свойств и качеств в решении
жизненно важных задач:
- чувство собственного достоинства в различных ситуациях;
- человечность к окружающим людям;
- честность;
- целеустремлённость;
-трудолюбие;
- самодеятельность и самостоятельность;
- жизнестойкость.
Содержание воспитательной программы «Расту гражданином»
Раздел «Я и Отечество»
I. Узнаём свое Отечество» . Участие в экскурсиях, в путешествиях по родному краю;
занятия
в
краеведческих
кружках;
изучение
самостоятельно
истории,
культуры
и
природы родного края; знакомство с жизнедеятельностью замечательных людей села;
знание и почитание государственных символов Отечества; познание устного творчества
народов
Челно-Вершинского
района;
участие
в
конкурсах,
викторинах
и
НПК,
посвященных прошлому и настоящему нашего района».
II. Храним
и
возрождаем
традиции
народа.
Помощь
в
работе
музеев,
участие
в
фестивалях народного фольклора, в проведении народных праздников.
III. Помогаем
Отечеству.
Участие
в
охране
памятников
истории;
в
поиске
и
пополнении исторических и культурных фондов.
IV. Растём
патриотами
своего
Отечества.
Помощь
по
сбору
материалов
для
школьных музеев; участие в тимуровском движении, шефство над ветеранами ВОв,
участие в акциях, в операциях «Подарок ветерану», «Никто не забыт, ничто не забыто»;
занятия в клубах юных патриотов.
Раздел «Я и Здоровье»
I. Занимаемся
физкультурой. Занятия
в
спортивных
секциях,
в
хореографических
кружках; участие в туристических походах; организация и проведение спортивных
праздники, первенства, соревнования.
II. Пропагандируем здоровый образ жизни. Участие в агитбригадах оздоровительного
направления; участие в акциях и движениях «Все против наркотиков»; участие в
конкурсах, выставках рисунков про здоровый образ жизни.
Раздел «Я и Природа»
I. Познаю
природу. Изучение природы родного края; участие в походах на природу;
занятие в кружках «Юный турист», «Юный эколог», участие в викторинах, конкурсах,
выставках
рисунков,
плакатов,
стихов,
лепки,
поделок
из
природного
материала,
флористики,
фотографий
на
природоведческие
темы;
участие
на
экологических
конференциях.
II. Люблю природу. Участие в рейдах по благоустройству территории школы, села «Мы
встречаем весну», в эстафете «Живи, Земля» (по посадке деревьев и очистке рек и
родников); выполнение посильной работы на пришкольном участке; осуществление
шефства и ухода за парками, скверами; участие в борьбе с эрозией почв; изготовление и
развешивание искусственных гнездовий, кормушек; заготовка лекарственных растений;
работа школьных лесничеств.
III. Охраняю
природу. Организация
и
проведение
экологических
акций,
операций,
разведок
и
рейдов;
участие
в
экологическом
движении,
выпуск
газет;
участие
в
операциях по сбору макулатуры; участие в театрализации экологических сказок, в
организации агитбригад по экологической тематике; участие в организации месячников
природы и экологии.
Раздел «Я и Люди»
I. Я
добр
к
людям. Научиться
каждый
день
делать
добро,
поздравлять
ветеранов,
одиноких с праздниками; находить «Час общения» с детьми-инвалидами, одинокими,
пожилыми людьми, быть внимательным и вежливым дома, на улице, в школе и т.д.
II. Я помогаю людям. Участие в тимуровском движении, участие в благотворительных
марафонах,
концертах,
акциях
«Дети-
детям»;
оказание
помощи
в
интернатах,
реабилитационных
центрах,
больнице;
участие
в
организации
концертов
в
реабилитационном центре, в детских садах, в больницах; ухаживание за одинокими
престарелыми людьми, детьми-инвалидами, забота о ветеранах войны и труда; сбор
теплых вещей для детей из малообеспеченных и многодетных.
При планировании работы учитываются традиционные общешкольные, районные, областные,
всероссийские
мероприятия,
связанные
с
юбилейными
и
государственными
датами;
положения о районных, областных, всероссийских конкурсах.
В классе стало традицией проведение таких мероприятий, как:
День Матери, трудовые
десанты к памятнику воинам-интернационалистам (3 раза), митинг, посвященный выводу
войск
из
Афганистана,
участие
в
Открытых
районных
краеведческих
детско-юношеских
чтениях
«Край
родной
навек
любимый», биологическая
игра
«Кто
хочет
быть
интеллектуалом»,
посвященная
Всемирному
дню
птиц,
Областные
социально-спортивные
акции,
Школьные
профориентационные
конференции,
туристические
походы
вместе
с
родителями, участие в акция «Декада добрых дел», районный форум «Молодежь за здоровый
образ жизни»
Примерные темы занятий
№
Тема занятия
теория
практика
1.
Государственные символы страны, области, района
1
1
2.
Знаменитые люди села (Экскурсия к районной Доске
Почета)
1
2
3.
Устный журнал «Неофициальные символы России» -
библиотека
1
1
4.
Военно-патриотическая игра «Зарница» - поход вместе с
родителями
1
4
5.
Трудовой десант к памятнику ветеранам Афганской войны
2
6.
Экскурсия в районный краеведческий музей «Историческое
прошлое района»
1
3
7.
100 лет революции 1917 года – презентация учащихся
1
1
8.
Подготовка и проведение Дня Матери «Пусть всегда будет
мама»
1
2
9.
3.12.- Международный день инвалидов – посещение
реабилитационного центра
2
10.
«Святые символы села Челно-Вершины»- презентация о
храме «Знамение Божией матери»
1
2
11.
Проведение квест - игры в музее «Эхо Афганской войны»
1
2
12.
Трудовой десант к памятнику ветеранам Афганской войны
2
13.
15.02. - День памяти о россиянах, исполнявших служебный
долг за пределами Отечества. Митинг, посвященный выводу
войск из Афганистана.
1
2
14.
23.02. - День защитника Отечества. Проведение зимней игры
«Зарница»
4
15.
18.03. - День воссоединения Крыма с Россией
1
1
11
31
1.
Казачёнок Н.В., Шмелева Н.В. «Духовно-нравственное воспитание личности
гражданина России». Методические рекомендации. М.:Просвещение, 2014