Напоминание

Концептуальные основы коррекционной работы и индивидуального обучения незрячих обучающихся


Автор: Морозова Наталия Евгеньевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБОУ "Школа-интернат №1 для обучения и реабилитации слепых"
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: статья
Тема: Концептуальные основы коррекционной работы и индивидуального обучения незрячих обучающихся
Раздел: дополнительное образование





Назад




Концептуальные основы коррекционной работы и индивидуального

обучения незрячих обучающихся.

Морозова Наталия Евгеньевна.

Основная

концепция

программы

развития

современной

коррекционной

школы

заключается в утверждении «Школа не для всех, а для каждого», в связи с этим проблема

коррекционного

и

инклюзивного

образования

детей

с

особыми

образовательными

потребностями

сегодня

актуальна

и

приоритетна.

При

решении

данного

вопроса

необходимо

обратить

внимание

на

разработку

индивидуальных

образовательных

программ,

медико-психолого-педагогическое

сопровождение

ребенка

с

особыми

образовательными потребностями, психолого-педагогическое и социально-педагогическое

консультирование и сопровождение семьи, воспитывающей ребенка-инвалида или ребенка

с ограниченными возможностями здоровья.

Полноценная реализация прав детей с особыми образовательными потребностями в

условиях

общеобразовательных

учреждений

возможна

только

при

условии

принятия

грамотных

управленческих

решений,

раннем

включении

в

инклюзию,

организации

коррекционной

помощи,

построению

индивидуальных

образовательных

маршрутов

и

обязательном вовлечении родительской общественности.

Важно своевременное эффективное выявление, предупреждение и преодоление

недостатков

в

развитии

и

отклонений

в

поведении

детей

и

подростков,

адекватная

интеграции их в социальную среду.

Осуществляя коррекционно-педагогическую деятельность, необходимо учитывать

основные принципы коррекционной педагогики:

-

принцип единства коррекционных, профилактических и развивающих задач;

-

принципа единства диагностики и коррекции;

-

принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка;

-

деятельностный принцип;

-

принцип комплексного использования методов и приемов;

коррекционно-педагогической деятельности;

-

принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения.

Основополагающие

положения

системы

коррекционной

педагогической

деятельности формируют ее базу, определяют логику коррекционного процесса, намечают

общую

стратегию

и

конкретную

тактику

на

соответствующих

ступенях

управления

процессом педагогической коррекции развития и поведения детей и подростков.

В

соответствии

с

Федеральным

законом

«О

социальной

защите

инвалидов

в

Российской

Федерации»

одним

из

наиболее

эффективных

механизмов

повышения

1

социального статуса и защищённости инвалидов является получение ими полноценного

общего и профессионального образования, которое должно обеспечить им возможности

для

полноценного

участия

в

жизни

общества.

Реализация

общего

образования,

профессионального образования и профессионального обучения детей-инвалидов должна

быть

направлена

на:осуществление

ими

прав

и

свобод

человека

наравне

с

другими

гражданами;

развитие

личности,

индивидуальных

способностей

и

возможностей;

интеграцию в общество.

Концептуальной

основой

дополнительного

образования

наших

учащихся

являются

следующие приоритетные принципы:

1.

Свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности.

2.

Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка.

3.

Возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка.

4.

Единство обучения, воспитания, развития.

5.

Практико-деятельностная основа образовательного процесса.

6.

Своевременная

коррекция

дефекта

с

учетом

изменения

психосоматического

состояния ребенка с ОВЗ.

В

московскую

школу-интернат

№1

для

обучения

и

реабилитации

слепых

принимаются незрячие дети, а также дети с остаточным зрением (0,04% и ниже) и более

высокой остротой зрения (0,08%) при наличии сложных сочетаний нарушения зрительных

функций, с прогрессирующими заболеваниями, ведущими к слепоте.

Основная

причина

тотальной

слепоты

у

наших

детей

является

ретинопатия

недоношенных. Существуют также врожденные нарушения зрения, полученные детьми по

наследству или в период эмбриогенеза. Значительно меньше учащихся с приобретенной

аномалией зрения: глаукомой, атрофией зрительного нерва, заболеваниями сетчатки и др.

Есть дети с прогрессирующей близорукостью и дальнозоркостью.

У

всех

педагогов

школы

имеются

сведения

об

офтальмологическом

диагнозе

каждого учащегося, которые он обязан учитывать в работе с данным ребенком. Например,

нельзя резко включать яркий свет в помещении, где находится ребенок с глаукомой или

разрешать наклоняться детям, у которых есть угроза отслойки сетчатки. Около 10%

воспитанников – тотально незрячие дети, у которых полностью отсутствует светощущение

и

цветоразличение,

у

40%

-

практическая

слепота,

у

50%

-

остаточное

зрение,

позволяющее различать контуры и силуэты, иногда цвет.

Время наступления слепоты имеет существенное значение для психического и

физического развития ребенка. Чем раньше она наступила, тем значительнее отклонения в

нервно-психическом

развитии

ребенка.

У

незрячих

с

рождения

детей

существуют

2

значительные задержки в освоении пространства и предметной деятельности, развитии

эмоциональной сферы. Они лишены возможности овладевать неречевыми средствами

коммуникации по зрительному подражанию. Все выразительные движения этих детей,

жесты,

пантомимика

весьма

ослаблены,

упрощены

и

смазаны,

а

мимика

лица

маловыразительна.

У

некоторых

детей

плохо

развита

общая

моторика,

присутствуют

навязчивые

движения,

такие

как

покачивания

головой,

телом,

руками.

У

ребят,

потерявших

зрение

в

более

позднем

возрасте,

зрительный

опыт

облегчает

развитию

моторики, образованию представлений и понятий. Специальная коррекционная работа с

такими

детьми

должна

проводиться

систематически

и

как

можно

раньше.

В

школе

проводятся занятия по ориентировке в пространстве, ритмике, мимике и пантомимике,

СБО,

по

развитию

мелкой

моторики,

развитию

представлений

о

предметах.

Функционирует кабинет развития остаточного зрения. Для каждого ученика ежегодно

составляются

индивидуальные

маршрутные

листы,

в

которых

расписывается

его

почасовая занятость в течение всей недели пребывания в школе.

Формирование

неречевых

средств

общения

проводится

в

виде

специальных

коррекционных занятий по развитию мимики и пантомимики для учащихся начальной

школы.

Мы

занимаемся

с

небольшой

группой

(3-4

чел.)

или

индивидуально.

После

проведения диагностики составляется индивидуальный план работы для каждого ученика,

ведется подробный дневник наблюдения.

Особое значение для организации таких занятий имеют:

-

индивидуальный

и

дифференцированный

подход

к

обучению,

учитывающий

особенности развития каждого ребёнка, тяжести зрительной патологии.

- комплексный подход к восприятию (следует стимулировать все действующие сенсорные

системы);

- психодинамическая разгрузка (чередование фаз психической нагрузки и двигательной

активности).

Программа развития мимики и пантомимики направлена на формирование общей

культуры,

духовно-нравственного,

социального,

личностного

развития,

развития

творческих

способностей,

саморазвития

и

самосовершенствования,

сохранения

и

укрепления здоровья, обучающихся с нарушениями зрения.

Особыми принципами, положенными в основу программы, являются:

-

принцип

единой

психологической

основы,

который

обеспечивает

единство

психологического подхода к ребёнку, обращение его к сознанию, эмоциям, отношениям,

ценностям (на уровне возрастных особенностей);

3

- принцип комплементарности, призванный обеспечить сочетание и взаимное дополнение

разных направлений коррекции в одном занятии;

- принцип мобильности использования учебной информации, заложенной в программе с

учётом состояния ребёнка, дидактических требований к подаче учебной информации.

Это не исключает использование и общедидактических принципов: наглядности,

систематичности

и

последовательности,

доступности,

прочности

и

сознательности

обучения, связи его с жизнью, коллективного характера обучения.

Данная технология также включает:

-развитие

психофизических

способностей

(мимики,

пантомимики);

психических

процессов (восприятия, воображения, фантазии, мышления, внимания, памяти и др.), речи

(монолог, диалог), творческих способностей (умения перевоплощаться, импровизировать,

брать на себя роль);

-участие детей в театрализованной игре: разыгрывание стихов, сказок, басен; владение

куклой, игрушкой и всеми доступными видами театра;

-обогащение

театрального

опыта:

знания

детей

о

театре,

атрибутах;

постановка

спектаклей по собственным сценариям для учащихся начальной школы.

Занятия

показаны

детям

с

чрезмерной

утомляемостью,

истощаемостью,

непоседливастью, вспыльчивым, замкнутым, с неврозами, нарушениями характера.

Не

имеет

смысла

составлять

группу

по

какому-то

одному

признаку:

только

амимических и т. п. Желательно включить в группу одного - двух детей, не нуждающихся

в таких занятиях, но которые могут быть полезны группе своей артистичностью. С их

помощью легче «заразить» других детей нужной эмоцией. Основной организационной

формой

работы

с

детьми

являются

подгрупповые

(3-4

человека)

и

индивидуальные

коррекционные занятия длительностью до 45 минут, которые строятся с учетом интересов

обучающихся,

их

состоянием

здоровья,

уровня

развития,

навыков

практической

деятельности. В соответствии с Федеральным базисным учебным планом на прохождение

данного курса в 1-5 классах начальной школы выделяется 270 часов (2 часа в неделю):1

класс - 66 ч. (33 учебные недели), 2-5 классы - по 68 ч.(34 учебные недели).

Основные формы и методы обучения:

Словесные:

-

чтение художественных произведений и их анализ;

-

слушание аудиозаписей;

-

рассказ педагога и рассказы детей;

-

сочинение историй;

-

беседы с использованием неречевых средств общения;

4

Наглядные:

-

использование символов-схем лица и тела; барельефов и рельефных изображений;

-

использование

карточек

с

различными

видами

поверхностей

для

развития

тактильной памяти и образного мышления;

-

использование озвученных игрушек, пальчиковых, штоковых, перчаточных кукол,

марионеток, ростовых кукол.

-

наблюдения, прогулки, экскурсии;

Практические

-

психоразвивающие игры;

-

подвижные игры;

-

дидактические

игры

с

использованием

слухового,

обонятельного,

вкусового,

тактильного анализаторов и др.;

-

упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера);

-

упражнения на релаксацию

-

использование пальчиковой гимнастики;

-

этюды, театрализованная деятельность;

-

импровизации;

-

моделирование и анализ заданных ситуаций;

-

мини-конкурсы, игры - соревнования.

Занятия строятся по следующей схеме и состоят из фаз:

1 фаза. Мимические и пантомимические этюды.

Цель: выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний, связанных с

переживанием телесного и психического довольства и недовольства. Модели выражения

основных эмоций (радость, удивление, интерес, гнев, отвращение, презрение, страх и др.)

и некоторых эмоционально окрашенных чувств (гордость, застенчивость, уверенность и

др.). Дети знакомятся с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой,

походкой.

2 фаза. Этюды и игры на выражение отдельных качеств характера и эмоций.

Цель:

выразительное

изображение

черт,

порождаемых

социальной

средой

(жадность,

доброта, честность и т. п.) их моральная оценка. Модели поведения персонажей с теми или

иными чертами характера. Закрепление и расширение уже полученных ранее сведений,

относящихся к их социальной компетентности. Гармонизация личности ребёнка. При

изображении эмоций внимание детей привлекается ко всем компонентам выразительных

движений одновременно.

5

3

фаза.

Этюды

и

игры,

имеющие

психотерапевтическую

направленность

на

определённого

ребёнка

или

группу

в

целом.

Используются

мимические

и

пантомимические

способности

детей

для

предельно

естественного

воплощения

в

заданный образ. Цель: коррекция настроения и отдельных черт характера ребёнка, тренинг

моделирования стандартных ситуаций.

4 фаза. Психомышечная тренировка. Цель: снятие психоэмоционального напряжения,

поведения, черт характера.

По окончании обучения на всех этапах обучающиеся должны уметь:

-

самостоятельно координировать мимические и жестовые движения;

-

воспринимать

и

воспроизводить

основные

эмоции

в

самостоятельной

и

практической деятельности;

-

замечать эмоциональные состояния окружающих, декодировать (расшифровывать)

их выразительные проявления;

-

анализировать собственные эмоции и понимать, чем они вызваны, под влиянием

чего меняются, управлять своим эмоциональным состоянием;

-

творчески

использовать

сформированные

навыки

выразительных

движений

в

жизненных ситуациях, характеризуя их в речи;

-

пользоваться

сформированными

навыками

культурного

поведения

в

свободной

практической деятельности, применяя выразительные средства общения;

-

повышать родительскую компетентность в вопросах эмоционального развития и

здоровья ребенка.

Программа

предусматривает:

самооценку

состояния

детей

(эмоционально-

личностные качества, наличие навыков общения); оценку детей педагогом; оценку детей

родителями.

Все обследования проводятся дважды: до начала введения практического курса и в

конце учебного года, после прохождения курса.

Также нами разработана программа развития творческих способностей детей с

тяжелой

патологией

зрения

средствами

пластилиновой

живописи.

Занятия

в

студии

пластилиновой

живописи

дают

возможность

слабовидящим

и

поздно

ослепшим

не

забывать цветной мир, оказывают влияние на все виды учебной и трудовой деятельности,

способствуют развитию индивидуальных ЗУН, являются одним из видов арттерапии,

позволяют работать с самым сложным в отношении зрения и психики контингентом.

Способ «пластилиновой живописи» рассчитан на непосредственное осязание материала

(на основной компенсаторный фактор), что развивает тактильную чувствительность и

мелкую моторику (это, в свою очередь, создает особую мотивацию у незрячих детей)

6

Основным в процессах реабилитации (абилитации) и образования наших детей

является

организация

органичного

сочетания

реабилитационных

мероприятий,

коррекционной работы и учебно-воспитательной работы. Именно за счет этого по мере

взросления наших детей происходит социализация таких детей и интеграция в общество.

Образовательный процесс является одним из ведущих средств реабилитации наших детей.

Дети

обучаются

по

адаптированным

образовательным

программам,

позволяющим

им

максимально развить жизненно-важные компетенции и навыки.

Преимущество ГБОУ школы-интерната № 1 для обучения и реабилитации слепых

состоит в следующем:

- функционирует непрерывная система реабилитации и образования детей от дошкольного

возраста

до

получения

среднего

общего

образования.

Создана

возможность

прогнозирования непрерывного реабилитационного и образовательного маршрута, что

повышает качество социальной адаптации, дает возможность организовывать реализацию

индивидуальных образовательных траекторий.

-

реабилитационный

процесс,

процесс

обучения

организованы

по

индивидуальным

программам, при этом особое внимание обращается на формирование жизненно важных

компетенций необходимых для социализации ребенка;

- имеются все условия для всестороннего развития личности детей, коррекции нарушений

умственного и речевого развития, получения образования, а также подготовки детей к

общественно-полезной деятельности;

-

учреждение

укомплектовано

высококвалифицированными

специалистами

в

области

специальной педагогики;

-

родителям

предоставляется

возможность

получать

консультативную

помощь

по

проведению коррекционной работы в условиях семьи;

- расширен спектр услуг в сфере реабилитации: расширен контингент воспитанников, мы

начали работать с детьми более раннего возраста; функционирует дошкольная группа

«особый ребенок» для организации реабилитации детей с тяжелыми нарушениями в

развитии, задача которых на максимально-возможном уровне социализировать ребенка,

развить у него навыки коммуникации, поведения; организован консультационный пункт

для родителей детей-инвалидов, не входящих в контингент ГБОУ ОШИ № 1.

По

результатам

работы

специалистов

на

момент

окончания

периода

обучения

сформированы

навыки

самообслуживания

у

100%

выпускников,

коммуникации

(на

вербальном и невербальном уровне) – 100%, поступило: в ВУЗЫ- 76% выпускников, в

колледжи- 16%

7

Адекватное сочетание всех компонентов (реабилитационной и образовательной

среды) обеспечивает единство реабилитационного пространства, которое позволяет, с

одной

стороны,

создать

условия

для

всестороннего

воспитания

личности

ребенка

с

глубоким нарушением зрения, с другой – активно включиться самому ребенку и его семье

в

процесс

коррекции

и

максимально

возможной

компенсации

имеющихся

у

него

ограничений,

что

в

дальнейшем

позволит

осуществить

идею

перехода

«От

особых

образовательных потребностей к равным образовательным возможностям».

В

своей

профессиональной

деятельности

мы

руководствуемся

главными

принципами

гуманистической

педагогики:

признание

уникальности

и

самоценности

человека, его права на самореализацию, личностно-равноправная позиция педагога и

ребенка,

ориентированность

на

его

интересы,

способность

видеть

в

нем

личность,

достойную уважения. По новым Стандартам образования (ФГОС) субъектно-субъектные

отношения педагогов и учащихся являются приоритетными. Воспитательная технология

должна

способствовать

совместной

творческой

деятельности

детей

и

взрослых

по

различным направлениям.

Результатом работы по развитию мимики и пантомимики стали в этом году два

спектакля: «Ледяное сердце» и «Путешествие на машине времени», сценарии которых мы

написали

совместно

с

ребятами.

В

студии

пластилиновой

живописи

в

ходе

нашей

совместной работы с учащимися по изучению особенностей восприятия окружающего

мира

различными

людьми,

мы

пришли

к

выводу,

что

почти

у

всех

опрашиваемых

взрослых и ребят, независимо от того, есть ли у них проблемы со зрением или нет,

восприятие звуков музыки и речи, осязание различных по фактуре поверхностей, запахов,

вкусовые

ощущения

вызывают

те

или

иные

эмоциональные

ассоциации,

которые

большинство людей связывают с тем или иным цветом. То есть, все виды восприятия

связаны между собой на уровне эмоций, на уровне чувств. Все это мы используем в

творческих

заданиях:

нарисовать

иллюстрацию

к

стихотворению,

выразить

свое

настроение от прослушанной музыки, в комплексных занятиях «Цвет в живописи, музыке

и поэзии». Ребята иллюстрируют собственные стихи или, наоборот, пишут стихи к своим

картинам. Дети-инвалиды по зрению создают изображения цветным пластилином вместо

красок,

используя

осязание,

основной

компенсаторный

фактор

для

детей

с

глубокой

патологией

зрения.

Изображения

можно

делать

рельефными,

что

дает

возможность

«прочтения» содержания картины другими детьми. Особым привлекательным мотивом

для детей в занятиях пластилиновой живописью является значительное расширение сферы

и круга их общения: друг с другом, со взрослыми, с участниками выставок, фестивалей,

мастер-классов.

Учащиеся

студии

ежегодно

1996

г.)

участвовали

и

в

окружных,

8

городских, всероссийских, международных фестивалях, ежегодно становясь лауреатами,

победителями

и

призерами,

неоднократно

получали

Гран-при.

Студия

активно

сотрудничает с музеями, выставочными залами, детскими кинотеатрами и библиотеками г.

Москвы.

В портфолио студии – каталог работ по годам, копии дипломов, сведения о

персональных

выставках,

сценарии

школьных

мероприятий,

проведенных

членами

студии, сведения об участии в выездных мероприятиях.

Индивидуальные занятия составляют большую часть специальных коррекционных

занятий по развитию мимики и пантомимики. Коррекционная работа по формированию

неречевых средств общения является для детей с патологией зрения основным источником

познания

значения

и

способов

общения

с

помощью

выразительных

движений.

Индивидуальная работа проводится прежде всего с тотально незрячими детьми, которые

лишены возможности овладевать неречевыми средствами коммуникации по зрительному

подражанию.

В

работе

с

ними

первостепенное

внимание

следует

уделять

обучению

тем

общепринятым внешним проявлениям эмоций, которые повышали бы взаимопонимание

инвалидов по зрению со зрячими людьми. Важно выработать навык преодоления у детей с

нарушением зрения двигательного автоматизма (стереотипных движений), которые зрячие

часто

принимают

за

признак

интеллектуальной

неполноценности.

Выразительные

движения слагаются из жестов, мимики и поз. Их необходимо сначала отрабатывать в

отдельности. Обучение новому движению начинается с выполнения его совместно с

педагогом,

затем

ребенок

выполняет

движения

за

педагогом

(отраженно),

потом

по

словесной инструкции, а затем самостоятельно. Закрепление и отработку выразительных

движений лица и тела целесообразно осуществлять в этюдах и в играх. Все выполняемые

детьми

выразительные

движения

следует сопрягать

с

речью,

т.е.

соединять

с

соответствующими словами.

Один педагог, занимающийся с детьми невербальными средствами общения, не в

состоянии контролировать выполнение тех или иных жестовых действий учащихся вне

коррекционных

занятий.

Здесь главное, чтобы

навыки,

полученные

на

коррекционных

занятиях, закреплялись до автоматизма во время уроков и во внеурочной деятельности, в

семье, что необходимо для самостоятельной жизни выпускника после окончания школы.

В

работе

с

подгруппами

(2-4

чел.)

появляется

возможность

совместной

деятельности

и

обучения

в

сотрудничестве:

дети

вместе

придумывают

сюжет

для

театрального этюда, проверяют у друг друга знание жестов и поз, вместе выполняют

различные творческие задания, участвуют в дидактических играх. Конечный результат

зависит от их совместной деятельности.

9

Занятия в студии пластилиновой живописи тоже проводятся в индивидуальной и

групповой формах. С новичками первые занятия необходимо проводить индивидуально,

особенно с тотально незрячими детьми. После обязательной диагностики выполняются

небольшие учебные задания, показываются и называются приемы работы с материалами и

инструментами, (как находить нужный цвет в коробке с пластилином, как создавать

различные оттенки, как наносить фон и т.д.).

Важно показать это ребенку, чтобы уже

потом можно было все объяснять на вербальном уровне. Первые работы надо выполнять

совместно, чтобы ребенок на практике знакомился с приемами работы, с тем, каким

должен быть конечный результат. Во время проведения коллективных занятий малышам

помогают старшие ребята, которые делятся своим опытом.

Со старшими учениками

помимо

обычных

занятий

мы

занимаемся

проектной

деятельностью.

Для

музея

Отечественной тифлопедагогики учащиеся студии выполнили индивидуальные проектные

работы: «Здания нашей школы в 1882-1886, 1886-1911, 1911 – 1953 годах», «Василий

Ярошенко – поэт, педагог, переводчик, выпускник нашей школы», «Михаил Попов –

выпускник

1938

г.,

прототип

героя

поэмы

А.

Суркова

«Песнь

о

слепом

баянисте».

Ребятами был собран очень интересный материал и на его основе созданы картины,

которые демонстрируются ими во время экскурсий по экспозиции музея и на лекциях по

истории

школы.

Также

в

этом

году

учащимися

студии

был

выполнен

интересный

коллективный проект: «Грецию античную знаем на отлично». Ребята создали несколько

авторских

картин

на

эту

тему,

совместно

поставили

спектакль

по

мотивам

комедии

Аристофана

«Облака»,

а

затем

участвовали

в

открытии

в

нашей

школе

выставки

скульптуры и барельефов, выполненных в мастерских объединения «Новый Акрополь»,

«Боги и герои Древней Греции», на которой были экскурсоводами. В рамках проектной

деятельности

в

этом

году

были

проведены

персональные

выставки

учащихся

«Архитектура Древней Руси», «Памятники архитектуры Алексеевского района». Защищая

свои проекты, авторы представили зрителям не только свои картины, но и подготовили

интересные доклады по темам выставок.

Работа

над

проектами

дает

возможность

ребятам

научиться

определять

цели,

выдвигать

проблемы,

формулировать

гипотезы,

ставить

задачи,

осуществлять

поиск

материала, анализировать и контролировать ход работы, вносить необходимые изменения,

защищать свой проект. Умение работать самостоятельно для детей с глубокой патологией

зрения просто необходимо для его дальнейшей профессиональной деятельности. Чтобы

быть успешным в социуме, он должен не только быть на равных со зрячими, но и в чем-то

их превосходить. Это особенно ярко видно на примере наших выпускников, среди которых

10

ученые, педагоги, переводчики, музыканты, писатели, выдающиеся спортсмены, люди

самых разных профессий. В нашей школе успешно преподают 14 незрячих учителей.

11



В раздел образования