Автор: Сергеева Надежда Юрьевна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ "Алябьевская СОШ"
Населённый пункт: с.п.Алябьевский
Наименование материала: учебная программа
Тема: рабочая программа по физической культуре 1 класс ФГОС
Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Алябьевская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено
Методическим объединением учителей
физической культуры
протокол № 1
от «29» августа 2017 г.
_______________/Сергеева Н.Ю./
«Согласовано»
зам. директора по УВР
_____________В.А. Ерёмина
«30» августа 2017г.
«Утверждаю»
Директор школы__________
И.В. Боровинская
Приказ № 255
от 30 августа 2017 г.
Рабочая программа
по физической культуре для 1 класса
на 2017-2018 учебный год
Составитель:
учитель физической культуры
Сергеева Надежда Юрьевна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе:
1.
Требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в соответствии с приказом
Минобрнауки
России
от
6
октября
2009
года
№
373
«Об
утверждении
и
введении
в
действие
федерального
государственного
образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки России от 31 декабря
2015 года № 1576».
2. Основной образовательной программы начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Алябьевская средняя общеобразовательная школа».
3.
Примерной
образовательной
программы
по
физической
культуре,
авторской
программой «Комплексная
программа
физического
воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Лях, А. А. Зданевич, с учетом планируемых к использованию учебно-методических комплексов,
включающих в себя авторскую программу по предмету.
Используемый УМК:
1.
«Комплексная рабочая программа физическая культура 1-11 классы», Лях В.И., М.Я. Виленский. Москва, Просвещение 2016г.
2.
«Комплексная программа физического воспитания 1-11 классы», А.П. Матвеев.-М: Просвещение, 2016г.
Рекомендации
на
основании
психологической
диагностики:
в
связи
с
тем,
что
большинство
интеллектуальных
операций
не
соответствуют возрастной норме либо находятся в ее нижнем диапазоне рекомендуется в процессе обучения:
- использовать короткие, четкие инструкции, при необходимости с повторением;
- постоянно работать над обогащением словаря;
- формировать запас знаний о предметах и явлениях окружающего мира;
- развивать скорость и продуктивность внимания путем самопроверки качества выполнения и тренинга скорости;
- использовать наглядные пособия, иллюстративный материал при работе.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения физической культуры
Личностные образовательные результаты
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и
сопереживания;
проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметные образовательные результаты
характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования,
организации места занятий;
планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной
деятельности.
Предметные образовательные результаты
планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической
культуры;
излагать факты истории развития физической культуры,
характеризовать ее роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических
качеств;
оказывать
посильную
помощь
и
моральную
поддержку
сверстникам
при
выполнении
учебных
заданий,
доброжелательно
и
уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические
упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать ее напряженность во время занятий по развитию
физических качеств;
взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно
их исправлять;
подавать строевые команды, вести подсчет при выполнении общеразвивающих упражнений;
находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки
и элементы;
выполнять акробатические и гимнастические комбинации на высоком техничном уровне, характеризовать признаки техничного
исполнения;
выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных
условиях.
Содержание
Структура содержания общеобразовательного предмета (курса) физическая культура в начальной школе может быть определена тремя
разделами:
«Знания о физической культуре» (информационный компонент),
«Способы физкультурной деятельности» (операционный компонент)
«Физическое совершенствование» (мотивационный компонент).
Содержание раздела «Физическое совершенствование» ориентировано на гармоничное физическое развитие, всестороннюю физическую
подготовку и укрепление здоровья школьников. Данный раздел включает в себя освоение жизненно важных навыков и умений, подвижных
игр и двигательных действий из программных видов спорта, а так же общеразвивающих упражнений с различной функциональной
направленностью.
Раздел 1. «Знания о физической культуре» (информационный компонент)
Содержание первого раздела «Знания о физической культуре» соответствует основным направлениям развития познавательной активности
человека:
знания
о
природе
(медико-биологические
основы
деятельности),
знания
о
человеке
(психолого-педагогические
основы
деятельности), знания об обществе (историко-социологические основы деятельности).
Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями. Возникновение физической культуры у древних
людей. Ходьба, бег, прыжки, лазанье и ползание, ходьба на лыжах как жизненно важные способы передвижения человека. Режим дня и
личная гигиена.
Раздел 2. «Способы физкультурной деятельности»
Содержание раздела «Способы физкультурной деятельности» соотносится с представлениями о самостоятельных занятиях физическими
упражнениями, способах организации исполнения и контроля за физическим развитием и физической подготовленностью учащихся.
Оздоровительные занятия в режиме дня: комплексы утренней зарядки, физкультминутки. Подвижные игры во время прогулок: правила
организации и проведения игр, выбор одежды и инвентаря. Комплексы упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц
туловища.
Раздел 3. «Физическое совершенствование»
Содержание раздела «Физическое совершенствование» ориентировано на гармоничное физическое развитие, всестороннюю физическую
подготовку и укрепление здоровья школьников. Данный раздел включает в себя освоение жизненно важных навыков и умений, подвижных
игр и двигательных действий из программных видов спорта, а так же общеразвивающих упражнений с различной функциональной
направленностью.
Гимнастика с основами акробатики
Организующие команды и приемы: построение в шеренгу и колонну; выполнение основной стойки по команде «Смирно!»; выполнение
команд «Вольно!», «Равняйсь!», «Шагом марш!», «На месте стой!»; размыкание в шеренге и колонне на месте; построение в круг колонной и
шеренгой; повороты на месте налево и направо по командам «Налево!» и «Направо!»; размыкание и смыкание приставными шагами в
шеренге.
Акробатические упражнения: упоры (присев, лежа, согнувшись, лежа сзади); седы (на пятках, углом); группировка из положения лежа и
раскачивание в плотной группировке (с помощью); перекаты назад из седа в группировке и обратно (с помощью); перекаты из упора присев
назад и боком.
Гимнастические упражнения прикладного характера: передвижение по гимнастической стенке вверх и вниз, горизонтально лицом и спиной
к
опоре;
ползание
и
переползание
по-пластунски;
преодоление
полосы
препятствий
с
элементами
лазанья,
перелезания
поочередно
перемахом
правой
и
левой
ногой,
переползания;
танцевальные
упражнения
(стилизованные
ходьба
и
бег);
хождение
по
наклонной
гимнастической скамейке; упражнения на низкой перекладине: вис стоя спереди, сзади, зависом одной и двумя ногами (с помощью).
Легкая атлетика
Бег: с высоким подниманием бедра, прыжками и ускорением, с изменяющимся направлением движения (змейкой, по кругу, спиной вперед),
из разных исходных положений и с разным положением рук.
Прыжки: на месте (на одной ноге, с поворотами вправо и влево), с продвижением вперед и назад, левым и правым боком, в длину и высоту с
места; запрыгивание на горку из матов и спрыгивание с нее.
Броски: большого мяча (1 кг) на дальность двумя руками из-за головы, от груди.
Метание: малого мяча правой и левой рукой из-за головы, стоя на месте, в вертикальную цель, в стену.
Лыжные гонки
Организующие команды и приемы: «Лыжи на плечо!», «Лыжи под руку!», «Лыжи к ноге!», «На лыжи становись!»; переноска лыж на плече и
под рукой; передвижение в колонне с лыжами.
Передвижения на лыжах ступающим и скользящим шагом.
Повороты переступанием на месте.
Спуски в основной стойке.
Подъемы ступающим и скользящим шагом.
Торможение падением.
Подвижные игры
На материале раздела «Гимнастика с основами акробатики»:
"Пройти бесшумно", "Космонавты", "Совушка", "Западня", "Змейка", "Ниточка и
иголочка", "Парашютисты".
На материале раздела «Легкая атлетика»:
"Белые медведи", «Вышибалы», "Лиса и куры", .«Прыгающие воробушки», «Зайцы в огороде», «Точный
расчет»,
И «Воробьи, вороны», «У медведя во бору»,
"Вызов номеров", "Защита укреплений", "Горелки", "День и ночь".
«
На материале раздела «Лыжная подготовка»:
«Быстрый лыжник», Игра «Кто быстрее войдет в гору», "Кто дальше прокатится", «Проехать через
ворота.
На материале раздела «Спортивные игры»:
"Кто обгонит", "Через кочки и пенечки", «Светофор», "Метко в цель", «Пустое место», «Белые медведи»,
"Класс, смирно!", "Октябрята", "Удочка".
Баскетбол: ловля мяча на месте и в движении: низко летящего и летящего на уровне головы; броски мяча двумя руками стоя на месте (мяч
снизу, мяч у груди, мяч сзади за головой); передача мяча (снизу, от груди, от плеча); подвижные игры:
."Бросай и поймай", «Передача мяча в
колоннах», «Мяч соседу», «Охотники и утки», «Мяч в обруч», . Игра «Перестрелка».
Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств.
Примечание: в 1 классе, по предмету физическая культура, обучается ребенок с задержкой психического развития.
Тематическое планирование по физической культуре
1 класс (99 часов)
№
п/п
Тема урока
Тип урока
Элементы содержания
Требования к уровню
подготовленности обучающихся
Вид контроля
Д/З
Дата
проведения
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Легкая атлетика 10 ч
1
Инструктаж ТБ. Ходьба и
бег. П.И. "Два мороза"
Вводный
Ходьба с изменением длины и
частоты шага. Ходьба под счет.
Бег с высоким подниманием
бедра. Бег с мах скоростью.
ОРУ. Игра "Два мороза".
Инструктаж ТБ.
Знать: правила Т.Б.
Уметь: Правильно выполнять
основные движения в ходьбе и
беге. Бегать с мах скоростью
(30 м)
Текущий.
Комплекс
№1
2
Построение и
перестроение. Строевые
команды. П.И."Белые
медведи"
Комплексный
ОРУ. Упражнения для развития
внимания. Бег, ходьба.
П.И."Белые медведи"
Знать: строевые команды
Уметь: выполнять строевые
команды. Уметь
перестраиваться в одну
шеренгу.
Текущий
Комплекс
№1
3
Ходьба. Бег 30 м.
П.И."Белые медведи"
Изучение
нового
материала
Ходьба под счет. Обычный бег.
Понятие короткая дистанция.
Бег с мах скоростью (30 м)
Игра "Белые медведи".
Знать: понятие "короткая
дистанция"
Уметь: правильно выполнять
основные движения при
ходьбе и беге.
Бегать с мах скоростью (30 м)
Текущий
Комплекс
№1
4
Бег 30 м
П.И. «Вышибалы»
Комплексный
Бег. Ходьба. Бег 30 м тест. П.И.
«Вышибалы»
Уметь: выполнять беговые
упражнения. Бегать с мах
скоростью. Играть в П.И.
Провести
тест в беге
на 30 м.
Комплекс
№1
5
Разновидности ходьбы.
Бег 60м. ОРУ.
Комбинирова
нный
Разновидности ходьбы. Бег с
ускорением 60м. ОРУ.
Уметь: правильно выполнять
основные движения в ходьбе и
беге. Бегать с мах скоростью
60 м
Текущий
Комплекс
№1
6
Подтягивание. Сгибание
и разгибание рук в упоре
лежа.
Комплексный
Бег. Ходьба. ОРУ. Подтягивание
на перекладине (мальчики),
сгибание и разгибание рук в
упоре лежа (девочки).
Уметь: выполнять
подтягивание на перекладине
(мальчики), сгибание и
разгибание рук в упоре лежа
Текущий
Комплекс
№1
7
Наклон вперед из
положения сидя,
сгибание и разгибание
туловища из положения
лежа за 30 секунд.
Комплексный
Бег. Ходьба. Наклон вперед из
положения сидя, сгибание и
разгибание туловища из
положения лежа за 30 секунд
Уметь: выполнять
наклоны вперед из положения
сидя, сгибание и разгибание
туловища из положения лежа
за 30 секунд
Текущий
Комплекс
№1
8
Техника челночного бега.
Повороты на месте.
Комплексный
ОРУ. Техника челночного бега.
Повороты на месте.
Уметь: бегать челночный бег.
Размыкание и смыкание в
шеренге.
Размыкание и смыкание в
шеренге. Тестирование
челночного бега 3х10 м .
Провести
тест 3х10м.
Комплекс
№1
9
Прыжки в длину с места,
с разбега. П.И. "Лиса и
куры"
Изучение
нового
материала
Прыжки на одной ноге, на
двух. Прыжок в длину с
разбега. Прыжок в длину с
места. Игра "Лиса и куры".
Уметь: правильно выполнять
движения в прыжках; прыгать
в длину с места и с разбега
Текущий
Комплекс
№1
10
Бег. Ходьба. Прыжки
через длинную скакалку.
П.И. «Два мороза».
Комплексный
Учить бегу в противоположную
сторону. ОРУ. Построение в
колонну. Бег и ходьба змейкой.
Прыжки через длинную
скакалку.
Уметь: строиться в колонну по
одному.
Текущий
Комплекс
№1
Подвижные игры 5 ч
11
П.И.
"Кто обгонит", "Через
кочки и пенечки".
Эстафеты с мячами.
Совершенство
вания
Комплексный
ОРУ в движении. Игры "Кто
обгонит", "Через кочки и
пенечки". Эстафеты с мячами.
Уметь: играть в подвижные
игры с бегом, прыжками,
метанием
Текущий
Комплекс
№2
12
П.И.«Прыгающие
воробушки», «Зайцы в
огороде». Эстафеты.
Комплексный
Бег. Ходьба.
П.И.«Прыгающие
воробушки», «Зайцы в
огороде». Эстафеты.
Уметь: играть в подвижные
игры с бегом, прыжками,
метанием.
Текущий
Комплекс
№2
13
П.И.«Лисы и куры»,
«Точный расчет».
Комплексный
Бег. Ходьба. П.И.«Лисы и
куры», «Точный расчет».
Уметь: играть в подвижные
игры с бегом, прыжками,
метанием.
Текущий
Комплекс
№2
14
П.И «Воробьи, вороны»,
«У медведя во бору».
Эстафеты.
Комплексный
Бег. Ходьба. П.И«Воробьи,
вороны», «У медведя во бору».
Эстафеты.
Уметь: играть в подвижные
игры с бегом, прыжками,
метанием.
Текущий
Комплекс
№2
15
П.И. "Вызов номеров",
"Защита укреплений".
Эстафеты с
гимнастическими
палками.
Совершенство
вания
Комплексный
ОРУ. Игры "Вызов номеров",
"Защита укреплений".
Эстафеты с гимнастическими
палками.
Уметь: играть в подвижные
игры с бегом, прыжками,
метанием
Текущий
Комплекс
№2
Подвижные игры на основе баскетбола - 12 ч
16
Инструктаж ТБ. Бросок
мяча снизу на месте.
ОРУ. П.И."Бросай и
поймай".
Изучение
нового
материала
Инструктаж ТБ. Бросок мяча
снизу на месте. ОРУ.
П.И."Бросай и поймай". Ловля
мяча на месте.
Уметь: владеть мячом
(держать, передавать на
расстоянии, ловля, ведение) в
процессе подвижных игр
Текущий
Комплекс
№3
17
Бросок мяча. Ловля мяча
на месте. Игра «Передача
мяча в колоннах»
Комплексный
Бросок мяча снизу на месте.
Ловля мяча на месте. Развитие
координационной способности.
Уметь: владеть мячом
(держать, передавать на
расстоянии, ловля, ведение) в
Текущий
Комплекс
Игра «Передача мяча в
колоннах»
процессе подвижных игр
№3
18
Бросок мяча. Передача
мяча снизу на месте.
Ловля мяча на месте.
Игра «Мяч соседу»
Комплексный
Бросок мяча. Передача мяча
снизу на месте. Ловля мяча на
месте. Развитие
координационной способности.
Игра «Мяч соседу»
Уметь: владеть мячом
(держать, передавать на
расстоянии, ловля, ведение) в
процессе подвижных игр
Текущий
Комплекс
№3
19
Бросок мяча. Передача
мяча. Ловля мяча.
Эстафеты с мячами.
Игра «Мяч соседу»
Комплексный
Бросок мяча. Передача мяча
снизу на месте. Ловля мяча на
месте. Развитие
координационной способности.
Игра «Мяч соседу»
Уметь: владеть мячом
(держать, передавать на
расстоянии, ловля, ведение) в
процессе подвижных игр
Текущий
Комплекс
№3
20
Передача мяча снизу на
месте. Бросок мяча снизу
в баскетбольный щит.
Эстафеты с мячами.
Комплексный
Передача мяча снизу на месте.
Бросок мяча снизу в
баскетбольный щит. Развитие
координационной способности.
Эстафеты с мячами.
Уметь: владеть мячом
(держать, передавать на
расстоянии, ловля, ведение) в
процессе подвижных игр
Текущий
Комплекс
№3
21
Передача мяча снизу на
месте. Ловля мяча на
месте. Игра «Охотники и
утки»
Комплексный
Передача мяча снизу на месте.
Ловля мяча на месте. Развитие
координационной способности.
Игра «Охотники и утки»
Уметь: владеть мячом
(держать, передавать на
расстоянии, ловля, ведение) в
процессе подвижных игр
Текущий
Комплекс
№3
22
Ведение мяча с
изменением направления.
Бросок двумя руками от
груди. Играть в мини -
баскетбол
Комплексный
Ловля и передача мяча на месте
в круге. Ведение мяча с
изменением направления.
Бросок двумя руками от груди.
ОРУ. Игра "Перестрелка"
Уметь: владеть мячом
(держать, передавать на
расстояние, ловля, ведение,
броски) процессе подвижных
игр; играть в мини - баскетбол
Текущий
Комплекс
№3
23
Ведение мяча шагом по
прямой. Бросок мяча
снизу. Игра «Мяч в
обруч»
Комплексный
Ведение мяча шагом по
прямой. Бросок мяча снизу в
баскетбольный щит. Развитие
координационной способности.
Игра «Мяч в обруч»
Уметь: владеть мячом
(держать, передавать на
расстоянии, ловля, ведение) в
процессе подвижных игр
Текущий
Комплекс
№3
24
Ведение мяча шагом
«змейкой». Бросок мяча
снизу. Игра «Мяч в
обруч»
Комплексный
Ведение мяча шагом
«змейкой». Бросок мяча снизу
в баскетбольный щит. Развитие
координационной способности.
Уметь: владеть мячом
(держать, передавать на
расстоянии, ловля, ведение) в
процессе подвижных игр
Текущий
Комплекс
Игра «Мяч в обруч»
№3
25
Ведение мяча шагом по
кругу. Бросок мяча
снизу. Игра
«Перестрелка»
Комплексный
Ведение мяча шагом по кругу.
Бросок мяча снизу в
баскетбольный щит. Развитие
координационной способности.
Игра «Перестрелка»
Уметь: владеть мячом
(держать, передавать на
расстоянии, ловля, ведение) в
процессе подвижных игр
Текущий
Комплекс
№3
26
Ведение мяча по прямой
бегом. Ловля и передача
мяча на месте. Игра
«Перестрелка»
Комплексный
Ведение мяча по прямой бегом.
Ловля и передача мяча на
месте. Развитие
координационной способности.
Игра «Перестрелка»
Уметь: владеть мячом
(держать, передавать на
расстоянии, ловля, ведение) в
процессе подвижных игр
Текущий
Комплекс
№3
27
Ведение мяча бегом по
кругу. Ловля и передача
мяча на месте с отскоком
от пола. Игра в мини -
баскетбол
Комплексный
Ведение мяча бегом по кругу.
Ловля и передача мяча на месте
с отскоком от пола. Игра в
мини- баскетбол
Уметь: владеть мячом
(держать, передавать на
расстоянии, ловля, ведение) в
процессе подвижных игр
Текущий
Комплекс
№3
Гимнастика - 18ч
28
Основная стойка.
Построение.
Группировка. Перекаты в
группировке. Инструктаж
по Т.Б.
Изучение
нового
материала
Основная стойка. Построение в
колонну по одному.
Группировка. Перекаты в
группировке. Развитие
координационных
способностей. Инструктаж по
Т.Б.
Игра "Пройти бесшумно".
Уметь: выполнять строевые
команды и акробатические
элементы раздельно и
комбинации.
Текущий
Комплекс
№2
29
Основная стойка.
Построение в колонну по
одному. Группировка.
Перекаты в группировке.
Игра "Пройти
бесшумно".
Комплексный
Основная стойка. Построение в
колонну по одному.
Группировка. Перекаты в
группировке. Название
основных гимнастических
снарядов.
Уметь: выполнять строевые
команды и акробатические
элементы раздельно и
комбинации.
Текущий
Комплекс
№2
30
Основная стойка.
Группировка. Перекаты в
группировке из упора
стоя на коленях. Игра
"Космонавты".
Комплексный
Основная стойка. Построение в
круг. Группировка. Перекаты в
группировке из упора стоя на
коленях Развитие
координационных
способностей.
Уметь: выполнять строевые
команды и акробатические
элементы раздельно и
комбинации.
Текущий
Комплекс
№2
31
Основная стойка.
Группировка. Перекаты в
группировке из упора
стоя на коленях. Игра
"Космонавты".
Комплексный
Основная стойка. Построение в
круг. Группировка. Перекаты в
группировке из упора стоя на
коленях Развитие
координационных
Уметь: выполнять строевые
команды и акробатические
элементы раздельно и
комбинации.
Текущий
Комплекс
№2
способностей.
32
Основная стойка.
Построение шеренгу.
Группировка. Перекаты в
группировке, лежа на
животе.
Игра "Совушка".
Комплексный
Основная стойка. Построение
шеренгу. Группировка.
Перекаты в группировке, лежа
на животе.
Игра "Совушка". Развитие
координационных
способностей.
Уметь: выполнять строевые
команды и акробатические
элементы раздельно и
комбинации.
Текущий
Комплекс
№2
33
Основная стойка.
Построение шеренгу.
Группировка. Перекаты в
группировке, лежа на
животе.
Игра "Совушка".
Комплексный
Основная стойка. Построение
шеренгу. Группировка.
Перекаты в группировке, лежа
на животе.
Игра "Совушка". Развитие
координационных
способностей.
Уметь: выполнять строевые
команды и акробатические
элементы раздельно и
комбинации.
Текущий
Комплекс
№2
34
Перекат вперед в упор
присев. Кувырок в
сторону. Игра "Западня"
Комплексный
Группировка. Перекаты в
группировке. Перекат вперед в
упор присев. Кувырок в
сторону. Игра "Западня"
Уметь: выполнять перекаты,
кувырки.
Текущий
Комплекс
№2
35
Кувырок в сторону.
Кувырок вперед. Игра
"Западня"
Комплексный
Группировка. Перекаты в
группировке. Перекат вперед в
упор присев. Кувырок в
сторону. Кувырок вперед. Игра
"Западня"
Уметь: выполнять перекаты,
кувырки.
Текущий
Комплекс
№2
36
Кувырок в сторону.
Кувырок вперед. Игра
"Западня"
Комплексный
Группировка. Перекаты в
группировке. Перекат вперед в
упор присев. Кувырок в
сторону. Кувырок вперед. Игра
"Западня"
Уметь: выполнять перекаты,
кувырки.
Текущий
Комплекс
№2
37
Стойка на лопатках
согнув ноги. Игра
"Совушка".
Комплексный
Группировка. Перекаты в
группировке. Перекат вперед в
упор присев. Стойка на
лопатках согнув ноги. Игра
"Совушка".
Уметь: выполнять перекаты,
кувырки. Стойку на лопатках
согнув ноги.
Текущий
Комплекс
№2
38
Перестроение по
звеньям, размыкание на
вытянутые руки. Ходьба
по гимнастической
скамейке. Игра "Змейка"
Комплексный
Перестроение по звеньям, по
заранее установленным местам.
Размыкание на вытянутые
руки. Стойка на носках на
гимнастической скамейке. Игра
"Змейка" Ходьба по
гимнастической скамейке.
Уметь: выполнять строевые
упражнения и упражнения в
равновесии
Текущий
Комплекс
№2
39
Перестроение по
звеньям. Размыкание.
Перестроение по звеньям.
Перестроение по заранее
Уметь: выполнять строевые
упражнения и упражнения в
Стойка на носках на
гимнастической
скамейке.
Комплексный
установленным местам.
Размыкание на вытянутые
руки. Стойка на носках на
гимнастической скамейке
равновесии
Текущий
Комплекс
№2
40
Строевые команды.
Ходьба по
гимнастической скамье.
Перешагивание через
мячи.
Комплексный
Повороты направо, налево.
Выполнение команд "Класс
шагом марш!", "Класс стой!".
ОРУ с обручами. Ходьба по
гимнастической скамье.
Перешагивание через мячи.
Уметь: выполнять строевые
упражнения и упражнения в
равновесии
Текущий
Комплекс
№2
41
Лазание по
гимнастической стенке. В
висе на гимнастической
стенке поднимание
согнутых ног.
Комплексный
Лазание на гимнастической
стенке. В висе на
гимнастической стенке
поднимание согнутых ног.
Уметь: лазать на
гимнастической стенке
Текущий
Комплекс
№2
42
Лазание по
гимнастической стенке.
Перелезание через коня.
Игра "Ниточка и
иголочка".
Комплексный
Лазание по гимнастической
стенке. ОРУ в движении.
Перелезание через коня. Игра
"Ниточка и иголочка".
Уметь: лазать по
гимнастической стенке,
канату. Выполнять опорный
прыжок.
Текущий
Комплекс
№2
43
Лазание по канату
(2-3 м). Игра
"Парашютисты"
Комплексный
ОРУ в движении. Лазание по
канату
(2-3 м). Игра "Парашютисты"
Уметь: лазать по
гимнастической стенке,
канату. Выполнять опорный
прыжок.
Текущий
Комплекс
№2
44
ОРУ с обручами.
Поднимание туловища за
30 сек. Игра "Три
движения".
Комплексный
ОРУ с обручами. Поднимание
туловища за 30 сек. Игра "Три
движения".
Уметь: выполнять строевые
упражнения.
Тест:
Поднимание
туловища за
30 сек.
Комплекс
№2
45
П.И. и эстафеты с
элементами лазания,
равновесия.
Совершенство
вание
П.И. и эстафеты с элементами
лазания, равновесия.
Уметь: выполнять строевые
упражнения и упражнения в
равновесии
Текущий
Комплекс
№2
Подвижные игры 5 ч
46
Подвижная игра «Не
ошибись», "Лисы и куры"
Эстафеты
Комплексный
ОРУ в движении. Подвижная
игра «Не ошибись», "Лисы и
куры". Эстафеты. Развитие
координационных
способностей
Уметь: играть, соблюдая
правила игры
Текущий
Комплекс
№3
47
Подвижная игра
«Космонавты».
Комплексный
ОРУ в движении. Подвижная
игра «Космонавты». Развитие
координационных
способностей
Уметь: играть, соблюдая
правила игры
Текущий
Комплекс
№3
48
Подвижная игра
ОРУ в движении. Подвижная
Уметь: играть, соблюдая
«Светофор». Эстафеты
Комплексный
игра «Светофор». Эстафеты.
Развитие координационных
способностей
правила игры
Текущий
Комплекс
№3
49
Игры: «Пустое место»,
«Белые медведи».
Эстафеты.
Комплексный
ОРУ в движении. Игры:
«Пустое место», «Белые
медведи». Эстафеты.
Уметь: играть в подвижные
игры с бегом, прыжками,
метаниями
Текущий
Комплекс
№3
50
Игры "Наступление",
"Метко в цель". Эстафеты
с мячами
Комплексный
ОРУ с мячами. Игры
"Наступление", "Метко в цель".
Эстафеты с мячами
Уметь: играть в подвижные
игры с бегом, прыжками,
метаниями
Текущий
Комплекс
№3
Лыжная подготовка 21 ч
51
Инструктаж по ТБ.
Подбор, переноска и
надевание лыж.
Повороты на месте
переступанием.
Вводный
Инструктаж по ТБ. Подбор,
переноска и надевание лыж.
Повороты на месте
переступанием.
Уметь: подбирать лыжный
инвентарь. Правильно
переносить, надевать.
Выполнять повороты.
Текущий
Комплекс
№4
52
Подбор, переноска и
надевание лыж. Строевые
упражнения с лыжами и
на лыжах
Комплексный
Подбор, переноска и надевание
лыж. Строевые упражнения с
лыжами и на лыжах
Уметь: Правильно переносить,
надевать. Выполнять строевые
команды.
Текущий
Комплекс
№4
53
Переноска и надевание
лыж. Передвижение
ступающим шагом без
палок.
Комплексный
Переноска и надевание лыж.
Передвижение ступающим
шагом без палок.
Уметь: подбирать лыжный
инвентарь. Правильно
переносить, надевать.
Передвигаться ступающим
шагом без палок.
Текущий
Комплекс
№4
54
Переноска и надевание
лыж. Передвижение
скользящим шагом без
палок.
Комплексный
Переноска и надевание лыж.
Передвижение скользящим
шагом без палок.
Уметь: подбирать лыжный
инвентарь. Правильно
переносить, надевать.
Передвигаться скользящим
шагом без палок.
Текущий
Комплекс
№4
55
Переноска и надевание
лыж. Передвижение
скользящим шагом без
палок.
Комплексный
Переноска и надевание лыж.
Передвижение скользящим
шагом без палок.
Уметь: подбирать лыжный
инвентарь. Правильно
переносить, надевать.
Передвигаться скользящим
шагом без палок.
Текущий
Комплекс
№4
56
Передвижение
скользящим шагом без
палок. Подвижная игра
«Быстрый лыжник»
Комплексный
Передвижение скользящим
шагом без палок. Подвижная
игра «Быстрый лыжник».
Развитие координационных
способностей
Уметь: играть, соблюдая
правила игры
Текущий
Комплекс
№4
57
Переноска лыж.
Надевание.
Попеременный 2-
шажный ход без палок
Комплексный
Переноска лыж. Надевание
лыж. Попеременный 2-шажный
ход без палок.
Уметь: переносить лыжи,
надевать. Выполнять шаги
различными способами
Текущий
Комплекс
№4
58
Переноска лыж.
Надевание.
Попеременный 2-
шажный ход с палками
Комплексный
Переноска лыж. Надевание
лыж. Попеременный 2-шажный
ход с палками.
Уметь: переносить лыжи,
надевать. Выполнять шаги
различными способами
Текущий
Комплекс
№4
59
Переноска лыж. Подъем
"лесенкой", "елочкой"
Комплексный
Переноска лыж. Подъем
"лесенкой", "елочкой"
Уметь: переносить лыжи,
надевать. Выполнять подъем
"лесенкой", "елочкой"
Текущий
Комплекс
№4
60
Передвижение
скользящим ходом с
изменением скорости.
Комплексный
Передвижение скользящим
ходом с изменением скорости
Уметь: передвигаться
скользящим ходом
Текущий
Комплекс
№4
61
Ходьба на лыжах за
учителем.
Комплексный
Ходьба на лыжах за учителем.
Уметь: пройти дистанцию за
учителем
Текущий
Комплекс
№4
62
Прохождение дистанции
100м на время
Комплексный
Прохождение дистанции 100м
на время
Уметь: пройти дистанцию
100м с мах скоростью
Текущий
Комплекс
№4
63
Передвижение
попеременным 2-
шажныйм ходом с
палками и без палок
Комплексный
Передвижение попеременным
2-шажныйм ходом с палками и
без палок
Уметь: передвигаться на
лыжах разными способами
Текущий
Комплекс
№4
64
Прохождение дистанции
500м.
Комплексный
Прохождение дистанции 500м.
Уметь: пройти дистанцию
500м
Текущий
Комплекс
№4
65
Спуски, подъемы
Комплексный
Спуски, подъемы
Уметь: выполнять подъем и
спуск
Текущий
Комплекс
№4
66
Спуски, подъемы.
Разновидности ходьбы
Комплексный
Спуски, подъемы
Разновидности ходьбы
Уметь: выполнять подъем и
спуск
Текущий
Комплекс
№4
67
Игра «Кто быстрее
войдет в гору».
Комплексный
Игра «Кто быстрее войдет в
гору».
Уметь: выполнять подъем и
спуск
Текущий
Комплекс
№4
68
Эстафеты на лыжах с
этапом 100м
Комплексный
Эстафеты на лыжах с этапом
100м
Уметь: участвовать в
эстафетах на лыжах
Текущий
Комплекс
№4
69
Игра "Кто дальше
прокатится"
Комплексный
Игра "Кто дальше прокатится"
Уметь: играть в П.И. на лыжах
Текущий
Комплекс
№4
70
Прохождение дистанции
1 км.
Комплексный
Прохождение дистанции 1 км.
Уметь: пройти дистанцию
1000м
Текущий
Комплекс
№4
71
Игра «Проехать через
ворота.
Комплексный
Игра «Проехать через ворота.
Свободный ход передвижение
Уметь: играть в П.И. на лыжах
Текущий
Комплекс
№4
Подвижные игры на основе волейбола - 12 часов
72
Инструктаж Т.Б. Стойка
игрока, перемещения.
Изучение
нового
материала
ОРУ. Инструктаж Т.Б.Стойка
игрока, перемещения. П.И.
"Летучий мяч".
Уметь: знать правила игры
Текущий
Комплекс
№2
73
Бросок мяча 2 руками
снизу в стенку, ловля
мяча.
Комплексный
ОРУ. Бросок мяча 2 руками
снизу в стенку, ловля мяча.
Уметь: выполнять броски,
ловлю
Текущий
Комплекс
№2
74
Набрасывание мяча над
головой.
Комплексный
ОРУ.
Упражнения на
координацию движения с
мячом
Уметь: выполнять броски,
ловлю
Текущий
Комплекс
№2
75
Нижняя прямая подача в
стенку.
Комплексный
ОРУ. Подводящие упражнения.
Нижняя прямая подача в
стенку.
Уметь: выполнять броски,
ловлю
Текущий
Комплекс
№2
76
Перебрасывание мяча
через сетку за 30 с.
Комплексный
ОРУ. Перебрасывание мяча
через сетку за 30 с.
Перебрасывание мяча через
сетку до потери мяча.
Уметь: перебросить мяч как
можно больше раз за 30 с
Текущий
Комплекс
№2
77
Перебрасывание мяча
через сетку за 30 до
потери мяча.
Комплексный
ОРУ. Перебрасывание мяча
через сетку за 30 с.
Перебрасывание мяча через
сетку до потери мяча.
Уметь: перебросить мяч как
можно больше раз до потери
мяча
Текущий
Комплекс
№2
78
Прием мяча двумя
руками снизу.
Комплексный
ОРУ. Прием мяча двумя руками
снизу.
Уметь: принимать мячи
Текущий
Комплекс
№2
79
Игра в пионербол по
упрощенным правилам.
Комплексный
Игра «Пионербол».
Уметь: учиться играть в
пионербол по упрощенным
правилам
Текущий
Комплекс
№2
80
Произвольное
перебрасывание мяча
через сетку.
Комплексный
ОРУ. Перебрасывание мяча
через сетку.
Уметь: перебросить мяч как
Текущий
Комплекс
№2
81
Эстафеты с
волейбольными мячами.
Комплексный
ОРУ. Эстафеты с
волейбольными мячами.
Уметь: выполнять упражнения
на метание, перебрасывание в
команде и быстро
Текущий
Комплекс
№2
82
Игра «Пионербол».
Комплексный
Игра «Пионербол»
Уметь: учиться играть в
пионербол.
Текущий
Комплекс
№2
83
Игра «Пионербол».
Комплексный
Игра «Пионербол».
Уметь: учиться играть в
пионербол
Текущий
Комплекс
№2
Легкая атлетика - 11ч
84
Равномерный бег (3 мин).
Чередование ходьбы и
бега. П.И. "Пятнашки"
Комплексный
Равномерный бег (3 мин).
Чередование ходьбы и бега (бег
50м, ходьба 100м). П.И.
"Пятнашки"
Уметь: бегать в равномерном
темпе до 10 мин. По слабо
пересеченной местности до
1км
Текущий
Комплекс
№4
85
Равномерный бег (4 мин).
Чередование ходьбы и
бега. П.И. "Горелки"
Комплексный
Равномерный бег (4 мин).
Чередование ходьбы и бега (бег
50м, ходьба 100м). П.И.
"Горелки"
Уметь: бегать в равномерном
темпе до 10 мин. По слабо
пересеченной местности до
1км
Текущий
Комплекс
№4
86
Виды ходьбы. Бег с
изменением направления,
ритма, темпа. Бег 30 м.
Комплексный
Сочетание различных видов
ходьбы. Бег с изменением
направления, ритма, темпа. Бег
30 м. ОРУ. П.И. "Воробьи и
вороны". Эстафеты
Уметь: правильно выполнять
основные движения в ходьбе и
беге. Бегать с мах скоростью
до 60м
Текущий
Комплекс
№4
87
Виды ходьбы. Бег 30 м.
на результат. Эстафеты
Комплексный
Сочетание различных видов
ходьбы. Бег с изменением
направления, ритма, темпа. Бег
30 м. ОРУ. Эстафеты
Уметь: правильно выполнять
основные движения в ходьбе и
беге. Бегать с мах скоростью
до 60м
Тест: 30м
Комплекс
№4
88
Бег с изменением
направления, ритма,
темпа. Бег 60 м.
Комплексный
Сочетание различных видов
ходьбы. Бег с изменением
направления, ритма, темпа. Бег
30 м. ОРУ. Эстафеты
Уметь: правильно выполнять
основные движения в ходьбе и
беге. Бегать с мах скоростью
до 60м
Текущий
Комплекс
№4
89
Прыжки в длину с места,
с разбега. П.И.
"Парашютисты"
Комплексный
Прыжки на одной ноге, на
двух. Прыжок в длину с
разбега. Прыжок в длину с
места. Игра "Парашютисты".
Уметь: правильно выполнять
движения в прыжках; прыгать
в длину с места и с разбега
Текущий
Комплекс
№4
90
Прыжки в длину с места
на результат.
Игра "День и ночь".
Комплексный
Прыжки на одной ноге, на
двух. Прыжок в длину с места.
Игра "День и ночь".
Уметь: правильно выполнять
движения в прыжках; прыгать
в длину с места и с разбега
Тест:
прыжки в
длину с
места
Комплекс
№4
91
Метание малого мяча в
цель. П.И. "Попади в
мяч". Эстафеты
Комплексный
Метание малого мяча в цель
(2*2) с 3-4 метров. ОРУ. П.И.
"Попади в мяч". Эстафеты
Уметь: правильно выполнять
основные движения в
метании; метать различные
Текущий
Комплекс
№4
предметы и мячи на дальность
с места и различных
положений
92
Метание малого мяча.
Метание набивного мяча.
Игра «Зайцы в огороде».
Комплексный
Метание малого мяча с места
на дальность и на заданное
расстояние. Метание набивного
мяча, вперед вверх на
дальность и на заданное
расстояние. Игра «Зайцы в
огороде». Развитие скоростно-
силовых качеств
Уметь: правильно выполнять
движения в метании
различными способами,
метать на дальность и на
заданное расстояние
Текущий
Комплекс
№4
93
Ходьба и бег. Круговая
эстафета.
Игра «Белые медведи».
Комплексный
Круговая эстафета. Бег с
максимальной скоростью 60 м.
Игра «Белые медведи».
Развитие скоростных
способностей
Уметь: правильно выполнять
движения в ходьбе и беге,
пробегать с максимальной
скоростью 60 м
Текущий
Комплекс
№4
94
Ходьба и бег. Встречная
эстафета.
Игра «Белые медведи».
Комплексный
Встречная эстафета. Бег с
максимальной скоростью 60 м.
Игра «Белые медведи»,
«Эстафета зверей». Развитие
скоростных способностей
Уметь: правильно выполнять
движения в ходьбе и беге,
пробегать с максимальной
скоростью 60 м
Текущий
Комплекс
№4
Подвижные игры - 5ч
95
П.И.
"К своим флажкам", "Два
мороза". Эстафеты с
мячами.
Совершенство
вания
Комплексный
ОРУ в движении. "К своим
флажкам", "Два мороза".
Эстафеты с мячами.
Уметь: играть в подвижные
игры с бегом, прыжками,
метанием
Текущий
Комплекс
№3
96
П.И. "Класс, смирно!",
"Октябрята". Эстафеты
Совершенство
вания
ОРУ в движении. П.И. "Класс,
смирно!", "Октябрята".
Эстафеты
Уметь: играть в подвижные
игры с бегом, прыжками,
метанием
Текущий
Комплекс
№3
97
П.И. " Метко в цель",
"Погрузка арбузов"
Совершенство
вания
П.И. " Метко в цель",
"Погрузка арбузов"
Уметь: играть в подвижные
игры с бегом, прыжками,
метанием
Текущий
Комплекс
№3
98
ОРУ. П.И."Капитаны",
"Посадка картошки"
Совершенство
вания
ОРУ. П.И."Капитаны",
"Посадка картошки"
Уметь: играть в подвижные
игры с бегом, прыжками,
метанием
Текущий
Комплекс
№3
99
ОРУ. "Лисы и куры",
"Удочка". Эстафеты
Совершенство
вания
ОРУ. "Лисы и куры", "Удочка".
Эстафеты
Уметь: играть в подвижные
игры с бегом, прыжками,
метанием
Текущий
Комплекс
№3
Учитывая неблагоприятные погодные условия, уроки легкой атлетики и лыжной подготовки могут заменены уроками гимнастики и подвижными играми.
Перечень учебно-методического, программного и материально-технического обеспечения по физической культуре для 1 класса
Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна обеспечивать мониторинг здоровья учащихся. Для этого
необходимо иметь в кабинете физкультуры компьютер, на котором можно было бы работать с программами, позволяющими следить за весо-
ростовыми и другими показателями состояния учащихся, в том числе составлять графики и работать с диаграммами.
Кроме того, учитель физкультуры должен участвовать в постоянном дистанционном взаимодействии образовательного учреждения с
другими организациями социальной сферы, в первую очередь с учреждениями здравоохранения и спорта.
Учителю физкультуры должна быть обеспечена информационная поддержка на основе современных информационных технологий в
области библиотечных услуг (создание и ведение электронных каталогов и полнотекстовых баз данных, поиск документов по любому
критерию, доступ к электронным учебным материалам и образовательным ресурсам Интернета).
Интерактивный электронный контент учителя физкультуры должен включать содержание предметной области «Физическая культура и
основы безопасности жизнедеятельности», представленное текстовыми, аудио- и видеофайлами, графикой (картинки, фото, чертежи,
элементы интерфейса).
1.
Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения. - М.: Просвещение, 2012);
2.
«Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» (В. И. Лях, А. А. Зданевич. - М.: Просвещение, 2013);
Материально- техническое обеспечение предмета «Физическая культура» включает необходимый набор спортивного инвентаря и
оборудования с учетом особенностей образовательного процесса на каждой ступени общего образования, специфики учебного предмета, а
также специфики вида спорта.
Таблица
№
п/п
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Количество
1.
Основная литература для учителя
1.1.
Стандарт начального общего образования по физической культуре
Д
1.2.
Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11-х классов. – М.: Просвещение,
2013.
Д
1.3.
Лях В.И. Физическая культура. Учебник для учащихся 1-4 классов начальной школы. Москва «Просвещение» 2014.
Ф
1.4.
Рабочая программа по физической культуре
Д
2.
Дополнительная литература для учителя
2.1.
Дидактические материалы по основным разделам и темам учебного предмета «физическая культура»
Ф
2.2.
Кофман Л.Б. Настольная книга учителя физической культуры. – М., Физкультура и спорт, 1998.
Д
2.3.
Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Практикум по теории и методики физического воспитания 2001г.
Д
2.4.
Школьникова Н.В., Тарасова М.В. Я иду на урок. Книга для учителя физической культуры 1- 6 классы. Издательство
«Первое сентября» 2002 г.
Д
2.5.
Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. Пособие для учителя, Москва, 1998.
Д
2.6.
Ковалько В.И. Поурочные разработки по физкультуре 1-4 класс, Москва «Вако» 2006
Д
3.
Дополнительная литература для обучающихся
3.1.
Научно-популярная и художественная литература по физической культуре, спорту, олимпийскому движению.
Д
4.
Технические средства обучения
4.1.
Музыкальный центр
Д
4.2.
Аудиозаписи
Д
5.
Учебно-практическое оборудование
5.1.
Козел гимнастический
П
5.2.
Канат для лазанья
П
5.3.
Перекладина гимнастическая (пристеночная)
П
5.4.
Стенка гимнастическая
П
5.5.
Скамейка гимнастическая жесткая (длиной 4 м)
П
5.7.
Комплект навесного оборудования (перекладина, мишени для метания.)
П
5.8.
Палка гимнастическая
К
5.9.
Скакалка детская
К
5.10. Мат гимнастический
К
5.11. Гимнастический подкидной мостик
П
5.12. Кегли
Д
5.13. Обруч пластиковый детский
К
5.14. Флажки: разметочные с опорой, стартовые
Д
5.15. Рулетка измерительная
Д
5.16. Лыжи бекговые
Д
5.17. Щит баскетбольный тренировочный
Д
5.19. Сетка для переноски и хранения мячей
К
5.20. Сетка волейбольная
5.21. Аптечка
П
Д – демонстрационный экземпляр (1экземпляр);
К – полный комплект (для каждого ученика);
Ф – комплект для фронтальной работы (не менее 1 экземпляра на 2 учеников);
П – комплект.
Список дополнительной литературы
для учащихся:
1.
В. И. Лях. Физическая культура. 1 —4 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений.
Для учителя:
1.В. И. Ляха. В. И. Лях. Физическая культура. 1 —4 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений.
2.Г. А. Колодницкий, В. С. Кузнецов, М. В. Маслов. Внеурочная деятельность учащихся. Лёгкая атлетика (Серия «Работаем по новым
стандартам»).
3. Г. А. Колодницкий, В. С. Кузнецов. Физическая культура. Учебно-наглядное пособие для учащихся начальной школы. 1—4 классы.
4.«Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» (В. И. Лях, А. А. Зданевич. - М.: Просвещение, 2013);
5.«Комплексная рабочая программа физическая культура 1-11 классы», Лях В.И., М.Я. Виленский. Москва, Просвещение 2016г.