Напоминание

"Игра – забава?"


Автор: Меньшикова Маргарита Владимировна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МКДОУ Глядянский детский сад "Малышок"
Населённый пункт: село Глядянское Курганская область
Наименование материала: Родительское собрание
Тема: "Игра – забава?"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Родительское собрание

«Игра – забава?»

Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей,

для их здоровья и правильного развития.

Д.В. Менджерицкая

– Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с Вами. Предлагаем Вашему

вниманию следующую тему для обсуждения: «Игра – забава?». Сегодня мы поговорим о

кризисе трех лет и о запретах .

Психологическая разминка «Улыбка»

- Но сначала я хотела бы узнать: у Вас хорошее настроение? Как без слов подарить его

другим людям при встрече? Как без слов сообщить о своем хорошем настроении?

Конечно, улыбкой. Улыбка может согреть своим теплом, показать ваше дружелюбие и

улучшить настроение.

Дискуссия

- Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, деятельность, определяющая

развитие интеллектуальных, физических и моральных сил ребёнка.

Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного

развития. Игра радует детей, делает их весёлыми и жизнерадостными. Играя, дети много

двигаются: бегают, прыгают, делают постройки. Благодаря этому дети растут крепкими,

сильными, ловкими. Игра развивает у детей сообразительность, фантазию. Играя вместе,

дети приучаются дружно жить, уступать друг другу, заботиться о товарищах.

Воспитательное значение игры, её влияние на развитие личности ребёнка трудно

переоценить. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей ко всему.

Игра может сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность детей

замкнутых и застенчивых, воспитать в игре сознательную дисциплину (Д.В.

Менджерицкая).

- Как и во что играют наши дети дома? От чего это зависит? (ответы родителей)

Порой у взрослых возникает желание поиграть, но мы либо забыли, как это делать, либо

стесняемся. Сегодня у нас есть эта возможность вспомнить детство и поиграть с

удовольствием, от души. Затем можно провести эти игры с ребенком.

Игра «Полянка настроения»

Цель: создание положительного эмоционального фона, развитие воображения.

Оборудование: салфетки, цветные ленточки, шнурки.

Ход игры:

Используя салфетку, разноцветные ленточки, шнурочки, лепестки роз, мы создадим

полянку настроения. Обычно ребенок видит дома следующую картину: мама моет посуду,

варит кашу, а папа работает за компьютером. Все взрослые заняты своими делами,

забывая о том, что в этом возрасте преобладает общение со взрослыми. И вдруг на глазах у

ребенка и при его участии происходит превращение: вместо скучной серой салфетки

появляется «красота». Помимо этого, продевание шнурка сквозь отверстие в салфетке

способствует развитию мелкой моторики малыша – его пальчики становятся более

ловкими, пробуждается творческое воображение, развивается речь.

ИГРА «Колючий ежик»

Цель: развитие мелкой моторики и координации движений, стимуляция речевой

активности.

Оборудование: массажный мяч.

Ход игры:

Педагог-психолог:

Самомассаж оказывает на организм благотворное воздействие. Обучение

простейшим приемам происходит в игре. На вашей ладони появляется необычный шарик.

Вместе вы внимательно рассматриваете его. Оказывается, что он похож на ежика.

Аккуратно кладете шарик на ладонь ребенка, прокатываете «ёжика» по каждому пальчику,

начиная с большого пальца ведущей руки, и чуть дольше задерживаетесь на подушечке

каждого пальчика. Массирующие движения следует выполнять в направлении от

периферии к центру. Действия сопровождайте стихами:

Дай ладошку, моя крошечка,

Я поглажу тебя по ладошечке.

Ходит-бродит вдоль дорожек

Весь в колючках серый ёжик,

Ищет ягодки-грибочки

Для сыночка и для дочки.

Самомассаж кисти развивает мускулатуру пальцев рук, помогает нормализовать

состояние нервной системы, оказывая наряду с успокаивающим ещё и

общеоздоровительный эффект. Воздействие на кисти рук оказывает воздействие на

состояния мозга, а соответственно, и на общее состояние организма.

ИГРА «Что нам подскажут пальчики»

Цель: развитие тактильного восприятия, наблюдательности, обогащение сенсорного

опыта, стимуляция познавательной активности.

Оборудование: природные материалы различной фактуры: каштан грецкий орех, шишка,

деревянный ребристый карандаш, гладкий камушек.

Ход игры:

Педагог-психолог:

Ребенок осваивает окружающий мир с помощью органов чувств. В частности,

через тактильное восприятие, чувствительность рук. В плетеной коробочке вы найдете

природные материалы – шишку, камушек, каштан. Рассмотрите, потрогайте и опишите их.

Например, шишка – шершавая, камень – гладкий. Затем закройте глаза, протяните

ладошку, отгадайте, какой предмет лежит на ней. Если в детском возрасте не тренировать

движения и не обогащать сенсорный опыт (то, что мы чувствуем и воспринимаем через

органы чувств), то, повзрослев, человек не будет обладать достаточной пластичностью

ума, чтобы уметь легко приспосабливаться к различным обстоятельствам. При этом

развивается чувствительность рук, активизируется внимание. К тому же подвижность

пальцев рук тесно связана с развитием речи. Активизировать речевое развитие можно,

используя обычную деревянную прищепку и карандаш: добываем огонь, показываем

маятник, пропеллер. Важно вовлекать в движение большое количество пальцев, а сами

движения проводить энергично. Благодаря этой игре ребенок с нетерпением ждет новых

переживаний, впечатлений, ощущений, на основе которых впоследствии у него появится

возможность рассуждать, мыслить, решать проблемы.

ИГРА «Легкое перышко»

Цель: развитие диафрагмального типа дыхания, стабилизация психоэмоционального

состояния.

Оборудование: перышко, ленточка, прозрачная коробочка.

Ход игры:

Педагог-психолог:

Ребенок испытывает различные эмоции. Природа подарила человеку возможность

управлять своими эмоциями с помощью регуляции дыхания. В корзиночке есть два

разноцветных пера, соединенные нитью, а в прозрачной коробочке – цветной шнур.

Повесим ниточку с перьями на шнур, сделаем глубокий вдох и медленный долгий выдох

так, чтобы наши перья колыхались в воздухе. У вдоха и выдоха есть своя

психофизиологическая роль. Вдох возбуждает; выдох успокаивает, рассеивает

отрицательные эмоции, способствует расслаблению мышц. Успокоительный эффект

достигается за счет увеличения времени выдоха по отношению к времени вдоха и

брюшного (диафрагмального)типа дыхания. Далее выполняем следующие упражнения.

Упражнение: «Дышим животиком»

Педагог-психолог:

Обычно это упражнение делают лежа. А мы попробуем выполнить его сидя. Положите

ладонь на живот и почувствуйте, как живот поднимается, когда мы делаем вдох, и

опускается, когда мы делаем выдох.

Бегемотики лежали,

Бегемотики дышали.

То животик поднимается (вдох),

То животик опускается (выдох).

Сели бегемотики,

Потрогали животики:

То животик поднимается (вдох),

То животик опускается (выдох).

Работа диафрагмы должна восприниматься ребенком и зрительно, и тактильно. Положим

на животик игрушку, например рыбку, и посмотрим, как она поднимается, когда мы

делаем вдох, и опускается, когда мы делаем выдох:

Качаю рыбку на волне,

То вверх (вдох),

То вниз (выдох)

Плывет ко мне.

Брюшное дыхание – противострессовое, оно способствует уменьшению тревоги,

возбуждения, вспышек отрицательных эмоций. Приводит к общему расслаблению,

способствует достижению более спокойного и уравновешенного состояния. Такое дыхание

поможет ребенку быстрее уснуть после разнообразных ярких впечатлений, полученных в

течение дня.

ИГРА «Бабочки на весеннем лугу»

Цель: регуляция процессов возбуждения и торможения, снижение уровня

тревожности, развитие пластики движений.

Оборудование: цветные платки из легкой полупрозрачной ткани.

Ход игры:

Педагог-психолог:

А сейчас мы поиграем в прятки, но не простые – а прозрачные. Эту игру любят

абсолютно все дети, ничто не может сравниться с радостью, испытываемой ребенком,

когда он обнаруживает любимого родителя, вытянувшегося по струнке за занавеской или в

платяном шкафу. Кстати, эта любовь не случайна. Прятки помогают справиться со

страхами темноты и замкнутого пространства, с чувством одиночества: его в какой-то

момент испытывает каждый ребенок, а во время игры он должен некоторое время

провести абсолютно один, да еще и в тайном, укромном месте. Итак, накинув прозрачный

шарф на лицо, ребенок видит все вокруг, но при этом – он спрятался! Радость движения

будет ярче, если платки превратятся в крылья бабочек:

Мы – бабочки весенние, на листиках сидели (ребенок сидит на корточках),

Ветер дунул – полетели (встает, бегает по комнате, расставив руки в стороны).

Мы летели и летели

И на землю тихо сели (садится на корточки, замирает).

Ветер снова набежал,

Высоко он нас поднял (встает, поднимает руки вверх).

Он вертел нас и кружил

И на землю опустил (кружится по комнате, ложится на пол и замирает).

ИГРА «Храбрые лягушата»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, обучение приемлемому способу

выражения негативных эмоций, агрессивных импульсов. Развитие координации движений.

Оборудование: бумага в рулоне, корзина.

Ход занятия:

Педагог-психолог:

Особое значение для развития малыша играют подвижные игры, с момента

рождения ребенок стремиться к движению. Они познают мир ползая, лазая, карабкаясь,

бегая. Через подвижные игры он учиться владеть своим телом, его движения становятся

красивыми и уверенными. А в момент физического и эмоционального напряжения эти

игры помогут «выплеснуть» негативную энергию приемлемым способом. Наверняка

малышам понравиться игра-превращение в храбрых лягушат. У нас есть обычные рулоны

бумаги. И у каждого лягушонка есть лист, на котором он сидит.

(от рулона каждому участнику отрывается кусок бумаги и кладется на пол.)

Педагог-психолог:

Жили-были в тихом пруду с красивыми кувшинками молодые лягушата. У

каждого из них был свой любимый листик, на котором лягушонок сидел, грелся на

солнышке и, конечно, разговаривал. «А как лагушата разговаривают? Правильно, ква-ква-

ква…» и вот однажды прилетела большая птица, которая искала себе обед. Заметив

лягушат, она решила полакомиться ими, но они были умными: скомкали свои листочки и

стали бросать в птицу. Птица испугалась и улетела. С тех пор лягушата ничего не бояться.

А если взять лист бумаги, разорвать его на много мелких кусочков и на счет 1-2-

3-4-5 подбросить вверх, то получиться веселый салют. Результат салюта собирают в

корзинку, приговаривая: «собираем мы листочки быстро-быстро, чисто-чисто». В этой

игре в буквальном смысле выплескиваются эмоции. В человеческом организме самой

природой заложена возможность саморегуляции: когда на смену реакции напряжения

(стрессу) приходит расслабление, покой, отдых. И, конечно, подвижная игра – это

источник радости и одно и одно из лучших средств общения взрослого с ребенком.

ИГРА «Наливаем, выливаем, сравниваем».

Цель: развитие тактильного восприятия, возбуждение интереса к исследовательской

деятельности.

Оборудование: таз с теплой водой, фигурные губки. Пластмассовые бутылочки с

отверстиями, коробочки от киндера-сюрприза, разноцветные бусины, резиновая игрушка.

Ход игры:

Педагог-психолог:

Особой притягательной силой обладает вода. Теплая вода успокаивает и

расслабляет. Хорошо в воду добавить отвары трав (валерианы, мелиссы). Успокаивающий

эффект обеспечит добавление в воду специальных ароматических масел: ромашкового,

лавандового, мятного. Но предварительно лучше посоветоваться с врачом. В воду

опускаются игрушки, поролоновые губки, трубочки, бутылочки с отверстиями. Если игра

с водой происходит в дневное время, можно включить в нее познавательный компонент:

сравнивать опускаемые в воду предметы по фактуре и весу. Можно заполнить миску с

водой пуговицами, бусинками, монетками, небольшими кубиками и т. д. и поиграть с

ними:

взять как можно больше предметов в одну руку и пересыпать в другую;

собрать одной рукой, например, бусинки, а другой - камешки;

приподнять как можно больше предметов на ладонях.

После выполнения каждого задания ребенок расслабляет кисти рук, держа их в воде.

Продолжительность упражнения – около 5 минут, пока вода не остынет. По окончании

игры руки ребенка следует растирать полотенцем в течении одной минуты.

Игры в ванной комнате

В пластмассовое ведерко налейте воду и предложите ребенку определить, сколько

стаканов воды содержится в нем, переливая воду в другое ведерко, а потом ковшиком

перелить воду из полного ведра в пустое. В этой игре можно знакомить малыша с

понятиями «много – мало», «полное – пустое», «половина», «на донышке», «через край».

ИГРА «Разговор с игрушкой»

Цель: обучение способу выражения своего эмоционального состояния, переживаний,

развитие навыков речевого общения.

Оборудование: игрушки «бибабо», перчаточные игрушки.

Ход игры:

Педагог-психолог:

Для ребенка в период жизненных изменений важна поддержка взрослого. У

каждого малыша есть потребность сообщить, что у него «не так», но сделать это ему пока

сложно. Помочь ребенку в этом может его любимая игрушка, которая ассоциируется с

положительными эмоциями, ощущением комфорта и безопасности. Давайте попробуем

надеть на руку перчаточную игрушку на руке у ребенка тоже игрушка. Вы прикасаетесь к

ней, можете погладить и пощекотать, при этом спрашивайте, «почему мой… грустный, у

него мокрые глазки; с кем он подружился в детском саду, как зовут его друзей, в какие

игры они играли» и т. д. побеседуйте друг с другом, поздоровайтесь пальчиками.

Используя образ игрушки, перенося на него свои переживания и настроения, ребенок

расскажет вам, что же его тревожит, поделиться тем, что трудно высказать без

специальной поддержки. Ученые установили, что дети, окруженные любовью и заботой,

легче переносят стрессовые ситуации, в их организме вырабатывается меньше кортизола –

гормона, негативно воздействующего на обмен веществ, иммунную систему, мозг.

Родительское тепло помогает малышу управлять своими эмоциями. Дошкольнику важно

чувствовать контакт с мамой (и физический в том числе). Ведь общаясь с ребенком, мы

как бы говорим ему: «Я тебя люблю, мне хорошо рядом с тобой».

ИГРА «Рисунки на песке»

Цель: развитие тактильной чувствительности, визуализация понятия «Я».

Оборудование: цветные подносы, манная крупа.

Ход игры:

Педагог-психолог:

Давайте вспомним одну из самых любимых игр-занятий нашего детства. Когда на улице

становилось тепло, детвора собиралась в песочнице: создадим свою маленькую песочницу

с белым «песком» (манной крупой), можно насыпать ее горкой или разгладить. По песочку

пробежится стадо лошадей, проскачут зайчики, потопают слоники, покапает дождик. Его

согреют солнечные лучи, на нем появиться рисунок, а какой рисунок, вам подскажет

ребенок, который с удовольствием включится в игру. Почему дети любят играть в песке?

Песок помогает расслабиться: руки зарываются в песок – это приятные тактильные

ощущения; песок медленно сыпется – это зрительно завораживает; из песка можно

построить что угодно, все, что хочется – быстрые изменения. Превращения отвлекают от

переживаний. А в целом играть с песком просто интересно. Полезно выполнять движения

двумя руками. Это помогает синхронизировать активность обоих полушарий головного

мозга, стимулирует развитие логического, отвечающего за речевое развитие левого

полушария, и интуитивного, эмоционального правого полушария.

ИГРЫ в ванной комнате

В пластмассовое ведерко налейте воду и предложите ребенку определить, сколько

стаканов воды содержится в нем, переливая воду в другое ведерко, а потом ковшиком

перелить воду из полного ведра в пустое. В этой игре можно знакомить малыша с

понятиями «много – мало», «полное – пустое», «половина», «на донышке», «через край».

В тазик с водой опустите несколько легких резиновых шариков, такое же количество

шариков у ребенка в руках. Отойдя на расстояние 0,5 – 1 метр, ребенок кидает свои

шарики, пытаясь попасть в шарики, находящиеся в оде. Если это получается, шарики

вынимаются из воды; если нет, то и шарики малыша остаются в воде. Игра заканчивается,

когда в тазу не останется ни одного шарика.

ИГРЫ между делом

Занимаясь домашними делами, взрослые могут привлечь внимание ребенка к интересным

событиям и явлениям. «Сейчас мы с тобой будем шуршать. Вот так…». С этими словами

взрослый встряхивает газету, мнет фантики от конфет, привязывает спичечный коробок за

веревочку и тянет его за собой, поводит ладонью по любой поверхности («Шуршалки»), а

еще можно играть в «Звенелки», «Чавкалки», «Стучалки», «Скрипелки» и так далее.

ИГРЫ на кухне

Не секрет, что значительную часть времени мамы проводят на кухне. Кухня может стать

местом для задушевных, доверительных разговоров, для шуток и веселья. Кроме того,

кухня – отличная школа, где малыш приобретает полезные навыки, знания. Разумеется,

требуются особые меры предосторожности, чтобы защитить ребенка от ожогов, ударов

током, отравлений и острых предметов. Но если вы позаботитесь о безопасности, то

получите еще один шанс приятно и с пользой провести время.

Скорлупа от вареных яиц послужит прекрасным материалом для детских аппликаций.

Раскрошите ее на кусочки, которые ребенок легко может брать пальцами. Нанесите на

картон тонкий слой пластилина – это фон, а затем предложите ребенку выкладывать

рисунок или узор из скорлупы.

Увлекательными могут быть игры с тестом. Тесто для этого нужно не обычное, а соленое

(после высыхания оно делается словно камень). Поделки из него хранятся очень долго,

ими можно играть. Рецепт приготовления теста прост: 2 стакана муки, 1 стакан соли, 1

стакан воды (ее можно подкрасить), 2 столовые ложки растительного масла – все смешать,

чуть подогреть, и получится мягкий комок. Лепите все, что захочется!

Пусть малыш отвернется, а вы помешайте ложкой в стакане, закройте крышкой кастрюлю

и так далее. Предложите ребенку, отгадать какие предметы могут издавать такие звуки.

Из макаронных изделий разных форм, размеров и цветов можно выкладывать на столе или

листе бумаги причудливые узоры, попутно изучая формы и цвета.

Поставьте перед ребенком небольшое блюдце, в котором смешаны горох, рис и гречка, и

попросите помочь вам их перебрать.

На кухне хорошо изучать новые звуки и вкусы, благо здесь всегда есть возможность

постучать, позвенеть, понюхать, попробовать… можно вместе посмотреть и послушать,

как льется или капает вода из крана, как по-разному звенит чайная ложка в пустом стакане

и чашке с водой, как громко пересыпается в стеклянный стакан горох и тихо манка.

Попросите ребенка отвернуться и на слух определить, что вы сейчас делаете.

Особой любовью пользуется шутка «Закрой глаза – открой рот». Пусть малыш с

закрытыми глазами на вкус определит, что вы ему положили: кусочек яблока, банана,

огурца и даже чеснока. Можно поменяться ролями, и, уж если вы ошибетесь, бурный

восторг малыша вам гарантирован!

Большинство мам сейчас слишком заняты, чтобы «затевать» пироги, но готовы слоеным

тестом многие пользуются охотно. Не пожалейте маленького кусочка теста для своего

ребенка. Из него можно слепить фигурки, как из пластилина, и при помощи обычных

формочек для песка из раскатанного теста вырезать что–нибудь интересное, посыпать

сахаром и запечь. Вы ели когда-нибудь «настоящий» грузовик, или паровоз с трубой и

колесами, или слона?

Тонкие кусочки хлеба, сыр, колбаса – вот она, долгожданная тишина, а «умелые ручки»,

вооружившись теми же формочками небольшого размера, создают необыкновенные

бутерброды.

У малышей самый любимый предмет на кухне – венчик. Налейте в миску воды, добавьте

немного жидкого мыла и поставьте в раковину. Пододвиньте к раковине стул, наденьте

ребенку фартук, закатайте рукава, и вы увидите сами, с каким восторгом он будет взбивать

мыльную пену.

Прислушайтесь с ребенком к гулу стиральной машины, плеску воды в ванной, шуршанию

душа, хлопку входной двери, кашлю отца, шелесту газеты и так далее.

Из сухого завтрака «Колечки» могут получиться отличные бусы и браслеты.

Если ребенок знает сказку «Три медведя», можно предложить ему выбрать ложку, миску,

кастрюлю для Михаила Ивановича, для Настасьи Петровны, для маленького Мишутки.

Если малыш уже различает несколько цветов, можно попросить его сложить на стол

только красные предметы. Для тех, кто умеет различать форму, полезно поиграть в игру

«Найди все круглое».

Безделушки на магнитах, которыми принято украшать кухню, помогут взрослым

придумать много интересных заданий и игр. Например, мама просит ребенка расположить

их на дверце холодильника в определенном порядке: сначала только фрукты, потом только

круглые предметы, потом только желтые и так далее.

Удовольствие, с которым вы сегодня играли, важно «не расплескать» и передать его своим

детям. Человек так устроен, что привязанности, особенно между детьми и родителями,

«питаются» позитивными эмоциями.

Спасибо за участие!



В раздел образования