Автор: Щевровская Анна Федоровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д/с "Ласточка"
Населённый пункт: Новосибирская область, Кыштовский район, с.Кыштовка
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Познавательно - исследовательская деятельность в ДОУ."
Раздел: дошкольное образование
Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ.
Расскажи - и я забуду,
покажи - и я запомню,
дай попробовать – и я пойму.
Китайская пословица.
Дети
по
своей
природе
исследователи.
Новые
впечатления,
любознательность,
постоянное
стремление
поэкспериментировать,
самостоятельно
искать
новые
сведения
о
мире
рассматриваются
как
важнейшие
черты
детского
поведения.
Исследовательская
деятельность
вызывает
огромный
интерес.
Исследования
предоставляют
возможность
ребёнку
самому
найти
ответы
на
вопросы
"как"
и
"п очему".
Исследовательская
активность
-
естественное
состояние
ребёнка.
Он
настроен на познание мира, он хочет всё знать, исследовать, открыть, изучить
- значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей
думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им
присуще
наглядно-действенное
и
наглядно-образное
мышление,
и
экспериментирование,
как
никакой
другой
метод,
соответствует
этим
возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в
первые три года — практически единственным способом познания мира.
Своими
корнями
экспериментирование
уходит
в
манипулирование
предметами, о чем неоднократно говорил Л.С. Выгодский.
Работая над
темой «Познавательно – исследовательская деятельность» поставила перед
собой цель:
- Развитие познавательных и творческих способностей дошкольников в
процессе детского экспериментирования.
Для реализации намеченной цели определила следующие задачи:
- Создавать условия для познавательно-исследовательской деятельности.
-расширять представления детей о свойствах окружающего мира.
- Знакомить с различными свойствами предметов
-развивать
познавательную
активно сть
детей
в
п р о ц е с с е
экспериментирования;
развивать внимание, память, воображение, логическое мышление, речь;-
развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать,
развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования,
установление
причинно-следственной
зависимости,
умение
делать
выводы.дметами, о чем неоднократно говорил Л.С. Выгодский.
Работа по развитию поисково-познавательной деятельности ведется по трем
взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представляется
несколькими темами:
- Живая природа (характерные особенности сезонов в разных природно-
климатических зонах, многообразие животных организмов как
приспособлений к окружающей среде).
- Неживая природа (воздух, вода, почва, песок, глина, камни ).
- Физические явления – (магнетизм, звук, вес, электричество, свет).
Структура детского экспериментарования:
- постановка проблемы, которую необходимо разрешить;
- целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);
- выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);
- проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);
- анализ полученного результата (подтвердилось - не подтвердилось);
- формулирование выводов.
В работе с детьми используются различные формы, методы и приемы
работы.
Методы и приёмы работы: наблюдения. трудовые поручения, опыты,
дидактические игры, моделирование, фиксации результатов, постановка
вопросов проблемного характера, эвристическике беседы, (сказки, рассказы,
стихи, загадки, поговорки)
Формы работы: наблюдения, прогулка, путешествия, опыты, трудовая
деятельность, экскурсии.
В работе по опытно-экспериментальной деятельности детей необходимо
использовать разные формы и методы в комплексе, правильно сочетать их
между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их
использования определяется возрастными возможностями дошкольников и
характером воспитательно-образовательных задач, которые решают
воспитатели.
Для положительной мотивации деятельности дошкольников
используются различные стимулы:
Внешние (новизна, необычность объекта);
Тайна, сюрприз;
Мотив помощи;
Познавательный мотив (почему так);
Ситуация выбора.
Результат в работе с детьми достигается с помощью соблюдения
последовательности проведения опытов и экспериментов от «простого к
сложному» на протяжении запланированного временного промежутка.
Наша работа с детьми строится с учётом закономерностей детского
экспериментирования. В ходе проведения исследований с воздухом дети
получают знания о свойствах воздуха, обнаруживают его в пространстве,
внутри человека, в окружающих предметах; рассматривают вопрос о
необходимости воздуха для всего живого; узнают, что воздух занимает место,
имеет силу; выясняют, как образуется ветер, что теплый воздух легче
холодного и поднимается вверх. На начальном этапе проблема ставится нами,
а дети предлагают различные возможные решения этой проблемы,
выдвигают гипотезы. Затем проверяют эти возможные решения, исходя из
данных гипотезы. Делают выводы в соответствии с результатами проверки:
верна ли гипотеза?
Содержание опытно – экспериментальной деятельности построено из
четырёх блоков педагогического процесса.
1. Непосредственно-организованная деятельность с детьми. Для
последовательного поэтапного развития у детей исследовательских
способностей, воспитателями разработан перспективный план опытов и
экспериментов. Занятия реализуются как в рамках образовательной
“Программы воспитания и обучения в детском саду”, так и в совместной
деятельности воспитателя и детей, игровой и проектной деятельности.
Непосредственно образовательная деятельность познавательного цикла
дополняется опытно-экспериментальной, поисковой деятельностью, что
позволяет обогатить новым содержанием задачи познавательного развития и
усилить развивающий эффект.
Важно помнить, что занятие является итоговой формой работы
исследовательской деятельности, позволяющей систематизировать
представления детей.
Проблемные ситуации, эвристические задачи, экспериментирование может
быть также частью любого занятия с детьми (по математике, развитию речи,
ознакомлению с окружающим, конструированию и т д.) ориентированного на
разные виды деятельности (музыкальной, изобразительной,
естественнонаучной и др.)
Примерная структура занятия-экспериментирования.
1.Постановка исследовательской задачи (при педагогической
поддержке в
раннем, младшем, среднем дошкольном возрасте,
самостоятельно в старшем дошкольном возрасте).
2.Прогнозированные результаты (старший дошкольный возраст).
3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе
осуществления экспериментирования.
4.Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, капитанов,
помогающих организовать работу сверстников, комментирующих
ход и результаты совместной деятельности детей в группах
(старший дошкольный возраст).
5. Выполнение эксперимента (под руководством воспитателя).
6.Наблюдение результатов эксперимента.
7.Фиксирование результатов эксперимента.
8.Формулировка выводов (при педагогической поддержке в раннем и
младшем дошкольном возрасте, самостоятельно в среднем и старшем
возрасте).
2. Совместная деятельность с детьми.
Экспериментирование осуществляется в ходе режимных моментов: приём
пищи, занятие, игра, прогулка, сон, умывание. Для этого мы создаём
специальные условия в развивающей среде, стимулирующие обогащение
развития исследовательской деятельности.
3. Самостоятельная деятельность детей (работа в лаборатории).
Вне занятий опыты в лаборатории проводятся по желанию детей
самостоятельно, воспитатель уточняет у ребенка цель опыта, но в ход его не
вмешивается. Результаты опытов и выход знаний, полученных в
самостоятельной деятельности детей, отражаются в дальнейших беседах.
Дети с увлечением рассказывают о том, кто что делал, и что у кого
получилось, анализируют полученные данные. Это положительно
сказывается на развитии речи детей, умении выстраивать сложные
предложения, делать выводы. Роль воспитателя – подготовить ключевые
вопросы, запускающие и поддерживающие активность воспитанников.
Окончательный вывод формулирует воспитатель.
В процессе свободного экспериментирования ребенок получает новую, порой
неожиданную для него информацию, устанавливает практические связи
между собственными действиями и явлениями окружающего мира,
совершает своего рода открытие. Экспериментирование стимулирует ребенка
к поискам новых действий и способствует развитию гибкости мышления.
Самостоятельное экспериментирование дает возможность ребенку
опробовать разные способы действия, снимая при этом страх ошибиться и
скованность мышления схемами действия. Роль взрослого в этом процессе
заключения не в том, чтобы сразу показать, как нужно делать правильно, а в
том, чтобы стимулировать интерес малыша к предметам, побудить к
самостоятельному исследованию, поддержать его любознательность. Ярко
выраженная любознательность ребенка является важнейшим показателем его
успешного психологического развития. Она проявляется в том, что малыш
активно стремится к новым впечатлениям, любит наблюдать за окружающим:
сразу же исследовать его;
с интересом включается в предложенные взрослым игры с водой, песком,
экспериментировать с различными веществами;
подолгу с увлечением экспериментирует сам, подражая взрослому и
изобретая новые действия; стремится поделиться ими с взрослыми.
4. Совместная работа с родителями (участие в различных исследовательских
проектах).
Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при
условии тесного взаимодействия с семьей.
Главными задачами во взаимодействии с родителями мы считаем:
– установление партнёрских отношений с семьёй каждого воспитанника и
объединение усилия для развития и воспитания детей;
– создание атмосферы общности интересов;
– активизация и обогащение воспитательских умений родителей;
– формирование у родителей ответственного отношения за природу родного
края через воспитание ребенка.
Опыт показывает, что экспериментальная деятельность вовлекает,
«притягивает» к себе не только дошкольников, но и их родителей. С этой
целью мы проводим родительские собрания, консультации, беседы. Пытаемся
объяснить, родителям, что главное – дать ребёнку импульс к
самостоятельному поиску новых знаний, что не надо делать за ребёнка его
работу. Через различные виды наглядной агитации убеждаем родителей в
необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям,
поощряя стремления ребенка узнать новое, самостоятельно выяснить
непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений. Разрабатываются советы
родителям: «Как помочь маленькому исследователю», «Как проводить
исследования с детьми», предлагаются картотеки элементарных опытов и
экспериментов, которые можно провести дома. Объясняем, что пусть его
первые итоги в экспериментировании будут примитивными и
невыразительными, важны не они, а сам опыт самостоятельного поиска
истины. Чтобы выявить отношение родителей к поисково-исследовательской
активности детей, планируем анкетирование родителей. Педагоги
привлекают родителей к созданию познавательно-развивающей среды в
группе. Родители помогают в оборудовании уголков экспериментирования,
пополнении необходимыми материалами, способствуют удовлетворению
познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях.
Мы уделяем большой акцент на создании условий для самостоятельного
экспериментирования и поисковой активности самих детей. Наша задача –
помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными. Для
развития познавательной активности детей и поддержания интереса к
экспериментальной деятельности, помимо традиционных уголков природы в
группах оборудованы и постоянно оснащаются детские мини-лаборатории,
уголки экспериментирования, где представлены различные материалы для
исследования. Дети в любое время в свободной деятельности могут
удовлетворить свои исследовательские интересы.
Уголки экспериментирования – это база для специфической игровой
деятельности ребенка, способствуют формированию основ научного
мировоззрения. Они постоянно пополняется новыми материалами
необходимыми для работы в разных возрастных группах в соответствии с
возрастом детей и их интересами,
Так, в возрасте 2-3 лет преобладающими должны быть объекты для
исследования в реальном действии с небольшим включением образно-
символического материала. В 3-4 года объекты для исследования
усложняются и становятся более разнообразными, а образно-символический
материал начинает занимать большее место. В 4-5 лет в дополнение к
усложняющимся реальным объектам и образно-символическому материалу
могут вводиться простейшие элементы нормативно-знакового материала. В 5-
7 лет должны быть представлены все типы материалов с более сложным
содержанием.
При оборудовании мини-лаборатории учитываются следующие требования:
– безопасность для жизни и здоровья детей;
– достаточность;
– доступность расположения.
Материал для проведения опытов в уголке экспериментирования меняется в
соответствии с планом работы.
В мини-лабораториях может быть выделено:
1. Место для постоянной выставки.
2. Место для приборов.
3. Место для выращивания растений.
4. Место для хранения природного и бросового материалов.
5. Место для проведения опытов.
6. Место для неструктурированных материалов (стол «песок-вода» и емкость
для песка и воды и т.д.)
Приборы и оборудование для мини-лабораторий:
- приборы-помощники: лупы, компас, магниты, микроскопы, зеркала,
термометры, бинокли, весы, песочные часы.
- Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины,
мерки, воронки, сита, лопатки, формочки, разнообразные сосуды из
различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика).
- природный материал: желуди, шишки, камешки, глина, песок, ракушки,
перья, мох, листья, семена, спилы дерева и т.д.
- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани,
пластмассы, пробки и др.;
- технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.;
- разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;
- красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
- медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без
игл), мерные ложки, резиновые груши и др.;
- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар,
цветные и прозрачные стекла, сито и др.
В ходе работы в специально подготовленной среде, дети:
*Проявляют активный интерес к предметам и явлениям, лежащим за
пределами конкретной ситуации;
Задают вопросы: почему? Зачем? Как?;
Стремятся объяснить факты, связи, используя в речи обороты «потому
что…»;
Проявляют интерес к познавательной литературе;
Умеют выражать свои мысли, формулировать представления об
окружающем мире, событиях;
Пробуют самостоятельно составлять схемы и зарисовывать опыты;
Применяют свои знания в жизни.
Практика показывает, что дети с удовольствием «превращаются» в учёных
и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать условия для
самостоятельного нахождения ответов на интересующие вопросы,
что
познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном
учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес,
но и возбуждать, по какой-то причине погасший, что является залогом
успешного обучения в дальнейшем.
Овладение дошкольниками разными
способами познания способствует развитию активной, самостоятельной,
творческой личности.
Детские годы самые важные и как они пройдут, зависит от родителей и от
нас, педагогов. Очень важно раскрыть вовремя перед родителями стороны
развития каждого ребёнка и порекомендовать соответствующие приёмы
воспитания.
.
Хотелось бы отметить, что в своей работе с детьми – дошкольниками мы
руководствуемся мудрым советом: “Умейте открыть перед ребенком в
окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл
перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то
недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратится к тому,
что он узнал” (В.А. Сухомлинский).