Напоминание

"Познавательно - исследовательская деятельность в ДОУ."


Автор: Щевровская Анна Федоровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д/с "Ласточка"
Населённый пункт: Новосибирская область, Кыштовский район, с.Кыштовка
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Познавательно - исследовательская деятельность в ДОУ."
Раздел: дошкольное образование





Назад




Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ.

Расскажи - и я забуду,

покажи - и я запомню,

дай попробовать – и я пойму.

Китайская пословица.

Дети

по

своей

природе

исследователи.

Новые

впечатления,

любознательность,

постоянное

стремление

поэкспериментировать,

самостоятельно

искать

новые

сведения

о

мире

рассматриваются

как

важнейшие

черты

детского

поведения.

Исследовательская

деятельность

вызывает

огромный

интерес.

Исследования

предоставляют

возможность

ребёнку

самому

найти

ответы

на

вопросы

"как"

и

"п очему".

Исследовательская

активность

-

естественное

состояние

ребёнка.

Он

настроен на познание мира, он хочет всё знать, исследовать, открыть, изучить

- значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей

думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им

присуще

наглядно-действенное

и

наглядно-образное

мышление,

и

экспериментирование,

как

никакой

другой

метод,

соответствует

этим

возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в

первые три года — практически единственным способом познания мира.

Своими

корнями

экспериментирование

уходит

в

манипулирование

предметами, о чем неоднократно говорил Л.С. Выгодский.

Работая над

темой «Познавательно – исследовательская деятельность» поставила перед

собой цель:

- Развитие познавательных и творческих способностей дошкольников в

процессе детского экспериментирования.

Для реализации намеченной цели определила следующие задачи:

- Создавать условия для познавательно-исследовательской деятельности.

-расширять представления детей о свойствах окружающего мира.

- Знакомить с различными свойствами предметов

-развивать

познавательную

активно сть

детей

в

п р о ц е с с е

экспериментирования;

развивать внимание, память, воображение, логическое мышление, речь;-

развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать,

развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования,

установление

причинно-следственной

зависимости,

умение

делать

выводы.дметами, о чем неоднократно говорил Л.С. Выгодский.

Работа по развитию поисково-познавательной деятельности ведется по трем

взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представляется

несколькими темами:

- Живая природа (характерные особенности сезонов в разных природно-

климатических зонах, многообразие животных организмов как

приспособлений к окружающей среде).

- Неживая природа (воздух, вода, почва, песок, глина, камни ).

- Физические явления – (магнетизм, звук, вес, электричество, свет).

Структура детского экспериментарования:

- постановка проблемы, которую необходимо разрешить;

- целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);

- выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);

- проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);

- анализ полученного результата (подтвердилось - не подтвердилось);

- формулирование выводов.

В работе с детьми используются различные формы, методы и приемы

работы.

Методы и приёмы работы: наблюдения. трудовые поручения, опыты,

дидактические игры, моделирование, фиксации результатов, постановка

вопросов проблемного характера, эвристическике беседы, (сказки, рассказы,

стихи, загадки, поговорки)

Формы работы: наблюдения, прогулка, путешествия, опыты, трудовая

деятельность, экскурсии.

В работе по опытно-экспериментальной деятельности детей необходимо

использовать разные формы и методы в комплексе, правильно сочетать их

между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их

использования определяется возрастными возможностями дошкольников и

характером воспитательно-образовательных задач, которые решают

воспитатели.

Для положительной мотивации деятельности дошкольников

используются различные стимулы:

Внешние (новизна, необычность объекта);

Тайна, сюрприз;

Мотив помощи;

Познавательный мотив (почему так);

Ситуация выбора.

Результат в работе с детьми достигается с помощью соблюдения

последовательности проведения опытов и экспериментов от «простого к

сложному» на протяжении запланированного временного промежутка.

Наша работа с детьми строится с учётом закономерностей детского

экспериментирования. В ходе проведения исследований с воздухом дети

получают знания о свойствах воздуха, обнаруживают его в пространстве,

внутри человека, в окружающих предметах; рассматривают вопрос о

необходимости воздуха для всего живого; узнают, что воздух занимает место,

имеет силу; выясняют, как образуется ветер, что теплый воздух легче

холодного и поднимается вверх. На начальном этапе проблема ставится нами,

а дети предлагают различные возможные решения этой проблемы,

выдвигают гипотезы. Затем проверяют эти возможные решения, исходя из

данных гипотезы. Делают выводы в соответствии с результатами проверки:

верна ли гипотеза?

Содержание опытно – экспериментальной деятельности построено из

четырёх блоков педагогического процесса.

1. Непосредственно-организованная деятельность с детьми. Для

последовательного поэтапного развития у детей исследовательских

способностей, воспитателями разработан перспективный план опытов и

экспериментов. Занятия реализуются как в рамках образовательной

“Программы воспитания и обучения в детском саду”, так и в совместной

деятельности воспитателя и детей, игровой и проектной деятельности.

Непосредственно образовательная деятельность познавательного цикла

дополняется опытно-экспериментальной, поисковой деятельностью, что

позволяет обогатить новым содержанием задачи познавательного развития и

усилить развивающий эффект.

Важно помнить, что занятие является итоговой формой работы

исследовательской деятельности, позволяющей систематизировать

представления детей.

Проблемные ситуации, эвристические задачи, экспериментирование может

быть также частью любого занятия с детьми (по математике, развитию речи,

ознакомлению с окружающим, конструированию и т д.) ориентированного на

разные виды деятельности (музыкальной, изобразительной,

естественнонаучной и др.)

Примерная структура занятия-экспериментирования.

1.Постановка исследовательской задачи (при педагогической

поддержке в

раннем, младшем, среднем дошкольном возрасте,

самостоятельно в старшем дошкольном возрасте).

2.Прогнозированные результаты (старший дошкольный возраст).

3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе

осуществления экспериментирования.

4.Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, капитанов,

помогающих организовать работу сверстников, комментирующих

ход и результаты совместной деятельности детей в группах

(старший дошкольный возраст).

5. Выполнение эксперимента (под руководством воспитателя).

6.Наблюдение результатов эксперимента.

7.Фиксирование результатов эксперимента.

8.Формулировка выводов (при педагогической поддержке в раннем и

младшем дошкольном возрасте, самостоятельно в среднем и старшем

возрасте).

2. Совместная деятельность с детьми.

Экспериментирование осуществляется в ходе режимных моментов: приём

пищи, занятие, игра, прогулка, сон, умывание. Для этого мы создаём

специальные условия в развивающей среде, стимулирующие обогащение

развития исследовательской деятельности.

3. Самостоятельная деятельность детей (работа в лаборатории).

Вне занятий опыты в лаборатории проводятся по желанию детей

самостоятельно, воспитатель уточняет у ребенка цель опыта, но в ход его не

вмешивается. Результаты опытов и выход знаний, полученных в

самостоятельной деятельности детей, отражаются в дальнейших беседах.

Дети с увлечением рассказывают о том, кто что делал, и что у кого

получилось, анализируют полученные данные. Это положительно

сказывается на развитии речи детей, умении выстраивать сложные

предложения, делать выводы. Роль воспитателя – подготовить ключевые

вопросы, запускающие и поддерживающие активность воспитанников.

Окончательный вывод формулирует воспитатель.

В процессе свободного экспериментирования ребенок получает новую, порой

неожиданную для него информацию, устанавливает практические связи

между собственными действиями и явлениями окружающего мира,

совершает своего рода открытие. Экспериментирование стимулирует ребенка

к поискам новых действий и способствует развитию гибкости мышления.

Самостоятельное экспериментирование дает возможность ребенку

опробовать разные способы действия, снимая при этом страх ошибиться и

скованность мышления схемами действия. Роль взрослого в этом процессе

заключения не в том, чтобы сразу показать, как нужно делать правильно, а в

том, чтобы стимулировать интерес малыша к предметам, побудить к

самостоятельному исследованию, поддержать его любознательность. Ярко

выраженная любознательность ребенка является важнейшим показателем его

успешного психологического развития. Она проявляется в том, что малыш

активно стремится к новым впечатлениям, любит наблюдать за окружающим:

сразу же исследовать его;

с интересом включается в предложенные взрослым игры с водой, песком,

экспериментировать с различными веществами;

подолгу с увлечением экспериментирует сам, подражая взрослому и

изобретая новые действия; стремится поделиться ими с взрослыми.

4. Совместная работа с родителями (участие в различных исследовательских

проектах).

Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при

условии тесного взаимодействия с семьей.

Главными задачами во взаимодействии с родителями мы считаем:

– установление партнёрских отношений с семьёй каждого воспитанника и

объединение усилия для развития и воспитания детей;

– создание атмосферы общности интересов;

– активизация и обогащение воспитательских умений родителей;

– формирование у родителей ответственного отношения за природу родного

края через воспитание ребенка.

Опыт показывает, что экспериментальная деятельность вовлекает,

«притягивает» к себе не только дошкольников, но и их родителей. С этой

целью мы проводим родительские собрания, консультации, беседы. Пытаемся

объяснить, родителям, что главное – дать ребёнку импульс к

самостоятельному поиску новых знаний, что не надо делать за ребёнка его

работу. Через различные виды наглядной агитации убеждаем родителей в

необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям,

поощряя стремления ребенка узнать новое, самостоятельно выяснить

непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений. Разрабатываются советы

родителям: «Как помочь маленькому исследователю», «Как проводить

исследования с детьми», предлагаются картотеки элементарных опытов и

экспериментов, которые можно провести дома. Объясняем, что пусть его

первые итоги в экспериментировании будут примитивными и

невыразительными, важны не они, а сам опыт самостоятельного поиска

истины. Чтобы выявить отношение родителей к поисково-исследовательской

активности детей, планируем анкетирование родителей. Педагоги

привлекают родителей к созданию познавательно-развивающей среды в

группе. Родители помогают в оборудовании уголков экспериментирования,

пополнении необходимыми материалами, способствуют удовлетворению

познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях.

Мы уделяем большой акцент на создании условий для самостоятельного

экспериментирования и поисковой активности самих детей. Наша задача –

помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными. Для

развития познавательной активности детей и поддержания интереса к

экспериментальной деятельности, помимо традиционных уголков природы в

группах оборудованы и постоянно оснащаются детские мини-лаборатории,

уголки экспериментирования, где представлены различные материалы для

исследования. Дети в любое время в свободной деятельности могут

удовлетворить свои исследовательские интересы.

Уголки экспериментирования – это база для специфической игровой

деятельности ребенка, способствуют формированию основ научного

мировоззрения. Они постоянно пополняется новыми материалами

необходимыми для работы в разных возрастных группах в соответствии с

возрастом детей и их интересами,

Так, в возрасте 2-3 лет преобладающими должны быть объекты для

исследования в реальном действии с небольшим включением образно-

символического материала. В 3-4 года объекты для исследования

усложняются и становятся более разнообразными, а образно-символический

материал начинает занимать большее место. В 4-5 лет в дополнение к

усложняющимся реальным объектам и образно-символическому материалу

могут вводиться простейшие элементы нормативно-знакового материала. В 5-

7 лет должны быть представлены все типы материалов с более сложным

содержанием.

При оборудовании мини-лаборатории учитываются следующие требования:

– безопасность для жизни и здоровья детей;

– достаточность;

– доступность расположения.

Материал для проведения опытов в уголке экспериментирования меняется в

соответствии с планом работы.

В мини-лабораториях может быть выделено:

1. Место для постоянной выставки.

2. Место для приборов.

3. Место для выращивания растений.

4. Место для хранения природного и бросового материалов.

5. Место для проведения опытов.

6. Место для неструктурированных материалов (стол «песок-вода» и емкость

для песка и воды и т.д.)

Приборы и оборудование для мини-лабораторий:

- приборы-помощники: лупы, компас, магниты, микроскопы, зеркала,

термометры, бинокли, весы, песочные часы.

- Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины,

мерки, воронки, сита, лопатки, формочки, разнообразные сосуды из

различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика).

- природный материал: желуди, шишки, камешки, глина, песок, ракушки,

перья, мох, листья, семена, спилы дерева и т.д.

- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани,

пластмассы, пробки и др.;

- технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.;

- разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;

- красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);

- медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без

игл), мерные ложки, резиновые груши и др.;

- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар,

цветные и прозрачные стекла, сито и др.

В ходе работы в специально подготовленной среде, дети:

*Проявляют активный интерес к предметам и явлениям, лежащим за

пределами конкретной ситуации;

Задают вопросы: почему? Зачем? Как?;

Стремятся объяснить факты, связи, используя в речи обороты «потому

что…»;

Проявляют интерес к познавательной литературе;

Умеют выражать свои мысли, формулировать представления об

окружающем мире, событиях;

Пробуют самостоятельно составлять схемы и зарисовывать опыты;

Применяют свои знания в жизни.

Практика показывает, что дети с удовольствием «превращаются» в учёных

и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать условия для

самостоятельного нахождения ответов на интересующие вопросы,

что

познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном

учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес,

но и возбуждать, по какой-то причине погасший, что является залогом

успешного обучения в дальнейшем.

Овладение дошкольниками разными

способами познания способствует развитию активной, самостоятельной,

творческой личности.

Детские годы самые важные и как они пройдут, зависит от родителей и от

нас, педагогов. Очень важно раскрыть вовремя перед родителями стороны

развития каждого ребёнка и порекомендовать соответствующие приёмы

воспитания.

.

Хотелось бы отметить, что в своей работе с детьми – дошкольниками мы

руководствуемся мудрым советом: “Умейте открыть перед ребенком в

окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл

перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то

недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратится к тому,

что он узнал” (В.А. Сухомлинский).



В раздел образования