Автор: Канева Елена Георгиевна
Должность: учитель немецкого языка
Учебное заведение: МБОУ "СОШ с.Косьювом"
Населённый пункт: г.Инта,с.Косьювом
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Открытый урок по немецкому языку в 3 классе по теме"Осень"
Раздел: начальное образование
Открытый урок по немецкому языку в 3 классе по теме: «Осень».
Учитель: Канева Елена Георгиевна
Пояснительная записка.
В 3 классе малокомплектной школы с. Косьювом 4 учащихся(2 мальчиков, 2 девочек)
По уровню развития состав однородный. Все успевают.
Но на раннем этапе обучения важным моментом является создание устойчивой мотивации к изучению иностранного
языка, то есть формирование у учащихся устойчивого интереса к изучению культуры страны – носителя языка, к
общению на иностранном языке. В связи с чем, именно на раннем этапе изучения уроки иностранного языка должны
б ы т ь
к а к
м о ж н о
б о л е е
я р к и м и ,
н е о б ы ч н ы м и
к а к
п о
ф о р м е ,
т а к
и
п о
с о д е р ж а н и ю .
Работая с младшими школьниками, я пришла к выводу, что одним из наиболее оптимальных средств повышения
мотивации к изучению иностранного языка является использование на уроках игровых
и здоровье-сберегающих
технологий.
Главной задачей учителя должно стать обеспечение максимально комфортной и благоприятной обстановки и создание
у детей положительной эмоциональной настроенности на уроке. Положительные эмоции способны полностью снимать
последствия отрицательных воздействий на организм школьника. Учитель должен стремиться вызывать положительное
отношение к предмету, повышать интерес и мотивацию школьников. Важно, чтобы у детей не появлялось чувство
страха, боязни перед этим предметом.
Все знают, как трудно сделать урок немецкого языка интересным для детей в начальной школе. Если материал будет
ярким, захватывающим и соответствовать возрасту, то детям урок понравится. Подвижные игры, разминки и
физкультминутки особенно необходимы младшим школьникам. И нам, преподавателям немецкого языка, гораздо легче
логично «вплести» их в структуру урока, чем преподавателю математики, физики или истории.
Естественно, урок необходимо проводить не в традиционной форме, а в форме игры, так как в этом возрасте
малышам легче воспринять подаваемый им материал через игру, а игра, как известно, является большим
стимулятором чему-либо научиться.
На уроке был использован УМК авторов И.Л.Бим, Л. И. Рыжовой, Л.М. Фомичёвой «Deutsch». Немецкий язык.3 класс
Предметная линия ФГОС. М. Просвещение 2012 год. Два часа в неделю.
Технологическая карта урока немецкого языка в 3 классе по теме «Осень».
Тема
Осень.
Тип урока
Отработки умений и рефлексии (по типологии уроков деятельностной направленности по
целеполаганию)
Цель
Деятельностная - формирование способностей к рефлексии коррекционно-контрольного
типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений, контроль и
проект выхода из затруднений). Формирование регулятивных УУД Содержательная цель –
закрепление и коррекция изученных способов действий, понятий, алгоритмов.
Задачи
Речевая компетенция: развивать произносительные навыки.
Языковая компетенция: доводить до автоматизации употребление в речи лексических единиц
по теме «Осень».
Социокультурная компетенция: привить любовь к родной природе и краю.
Компенсаторная компетенция: развивать языковые догадки и воображения, творческое
мышление, память.
Учебно-познавательная компетенция: развивать навыки критического мышления.
Познавательный аспект: познакомить учащихся с дополнительной лексикой по теме»Осень»
Развивающий аспект: развивать психические функции, связанных с речевой деятельностью
(внимание, способность к анализу и синтезу, логическое мышление, способность к выявлению
языковых закономерностей, языковая догадка, зрительная и слуховая память, фонематический
слух).
Учебный аспект: овладевать всеми видами речевой деятельности: говорением, аудированием,
чтением и письмом.
Воспитательный аспект: повышать интерес к изучению немецкого языка, воспитывать культуру
языкового общения, уважительного отношения друг к другу, умение внимательно слушать
собеседника.
Формируемые УУД
Личностные: способность к определению своего эмоционального состояния,к самооценке на
основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные:
определять
и
формулировать
цель
на
уроке; планировать
свои
действия
в
соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его
завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в
соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической
формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами немецкого языка.
Познавательные:
ориентироваться
в
своей
системе
знаний; осуществлять
анализ
объектов;
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной
формы в другую: составлять ответы на вопросы.
Предметные: - уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
Личностные: уметь
проводить
самооценку на
основе
критерия
успешности
учебной
деятельности.
Метапредметные: уметь определять и формулировать цель на уроке;
планировать своё действие
в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его
завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (регулятивные УУД);
-уметь
слушать
и
понимать
речь
других;
оформлять
свои
мысли
в
устной
форме
(коммуникативные УУД;
-уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы
на вопросы в тексте; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы
на вопросы (познавательные УУД).
Основные понятия
Der Herbst, die Waldtiere, das Obst, das Gemüse, fressen,Vorräte machen, frieren, den Tierenhelfen, der
Wolf, der Fuchs, der Hase, das Eichhörnchen und andere.
Ресурсы:
- основные
- дополнительные
УМК авторов И.Л.Бим, Л.
И. Рыжовой, Л.М. Фомичёвой «Deutsch». Немецкий язык.3 класс
Предметная линия ФГОС. М. Просвещение 2012 год. Два часа в неделю.
Презентация , мультимедиа, рабочие листы, материал для рефлексии, песня, иллюстрации.
Применяемые
технологии
Игровые, здоровьесберегающие.
Организация
фронтальная, групповая, индивидуальная.
пространства
Оборудование урока
ПК, проектор, СD-диск, иллюстрации животных, фруктов, овощей, времён года. Мяч.
Презентации.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность
ученика
Задания для
учащихся,
выполнение
которых
приведет к
достижению
запланированны
х результатов
Планируемые результаты
Предметные
УУД
I. Этап
мотивации к
учебной
деятельности
H e u t e
h a b e n
w i r
e i n e
ungewöhnliche Stunde. Zu uns
kommen
viele
Gäste-
die
Lehrer.
Jetzt
grüßen
wir
einander.
Ребята, сегодня на урок к нам
пришли
гости,
я
предлагаю
вам поприветствовать гостей.
Ребята, с каким настроением
вы пришли сегодня на урок?
С
хорошим?
Also?
Wer
hat
heute Кlassendienst?
Ученики
отвечают, с каким
настроением
пришли на урок.
Ich habe heute…
Идёт рапорт
дежурного.
Личностные:
- адекватная
мотивация
учебной
деятельности.
Регулятивные:
- самооценка
готовности к
уроку.
II.Этап
целеполагания и
построения
проекта
коррекции
So, Kinder!
Ребята я предлагаю вам
посмотреть на экран и
сказать, что вы там видите?
Ученики
отвечают.
Просмотр
слайдов, после
которого дети
должны выйти на
тематику урока.
Познавательные
проблемная
ситуация:
соотнесение
предметов
с
их
выявленных
затруднений.
А как вы догадались, что это
осень? Сегодня мы
отправляемся в гости к
осени. Она приготовила нам
испытания и хочет нас
проверить.
Und zuerst singen wir ein
Lied!
Wir haben gut gesungen. Jetzt
arbeiten wir.
Raten wir. Welche Jahreszeit
ist das?
- Es ist kalt. Der Schnee liegt
überall. Der Himmel ist grau.
Die Sonne scheint nicht.
-.Es ist warm. Die Sonne
scheint hell. Die Blätter sind
grün. Wir sehen viele schöne
Blumen.
- Es regnet oft. Die Sonne
scheint nicht immer. Die bunten
Blätter fallen auf die Erde. Sie
Дети
высказывают
предположения о
том, что эти
слайды про осень.
Дети поют
дважды осеннюю
песню.
Дети отвечают:
Der Winter
Der Sommer
Der Herbst
Слайды с
осенними
пейзажами.
Активизация
ранее изученного
лексического
материала
Воспринимать
на слух
музыкальные
произведения,
изученные
ранее.
Воспринимать
на слух
знакомую
лексику
значением
согласно
заданной
ситуации.
Личностные:
В результате
выполнения
задания
формируется
мотивация
достижения,
интерес к
учебному
материалу.
Личностные:
- ценностно-
смысловая
ориентация.
Регулятивные:
- принимать и
сохранять уч.
задачу;
- определять цель
своих учебных
действий;
Познавательные
:
tanzen im Winde. Die Tiere
machen Vorräte.
- умение
осознанно
строить речевое
высказывание в
устной форме;
III.Этап
включения в
систему знаний
и повторения.
На прошлых уроках мы
узнали с вами много новых
слов. Сейчас поиграем.
Spielen wir!
а) я бросаю вам мяч и
называю слово. Вы ловите
мяч, если это
существительное и не ловите,
если это другая часть речи.
Der Apfel, fressen, wehen, das
Blatt, fallen, der Himmel, das
Wetter, kalt, warm, der Wind,
fliegen, der Wolf, der Fuchs,
schlau, der Igel, hell, bunt, das
Tier, dick, gelb, dünn, der Hase,
der Herbst, der Bär.
b) Arbeiten wir weiter! Schlagt
Учащиеся ловят
мяч.
Учащиеся
зачитывают
загадки и
У ч а щ и е с я
учатся
быстро
и
а д е к в а т н о
реагировать
на
поступающую
информацию.
Познавательные
самостоятельное
в ы д е л е н и е
и
формулирование
познавательной
цели;
- п о и с к
и
выделение
необходимой
информации;
-умение
структурировать
знания;
Логические:
-построение
логической
цепи
рассуждений;
Коммуникативн
ые:
-умение
die Lehrbücher auf! Seite 81.
Raten wir!
Wir sind müde. Turnen wir!
Физкультминутка.
(Презентация с музыкой.)
- Eins, zwei, drei, vier
Alle, alle turnen wir.
Mit den Händen, klapp, klapp,
mit den Füssen trap, trap,
mit dem Kopfe nick, nick,
mit den Fingern tick, tick,
einmal hin, einmal her,
ringsherum, das ist nicht
schwer.
c)Nun, spielen wir weiter!
Осень приготовила нам
отгадывают.
Выполняют
все,
что им говорят.
Затем учитель
проводит зарядку,
делая смысловые
ошибки, пытаясь
сбить учащихся с
толку.
Упражнения,
после которых
учащиеся
получают
дополнительный
импульс для
дальнейшей
работы.
распознавать и
дифференцироват
ь по
определённым
признакам слова
по теме.
красивые картинки с
животными, но вот беда, она
перепутала подписи к ним.
Помогите осени исправить
ошибки. ( Учитель
раскладывает картинки,
подписанные карандашом, а
дети выбирают их и
исправляют ошибки).
Учащиеся
перебирают
картинки с
животными и
исправляют
надписи под
ними, если есть
необходимость.
Учащиеся
учатся
сопоставлять
т е к с т
с
иллюстрацией.
IV. Этап
самостоятельной
работы с
проверкой по
эталону.
а)осень закапала
холодным дождём текст, и
часть букв была смыта.
Помогите ей восстановить
недостающие буквы и
отгадайте, о ком идёт
речь. ( Текст на
листочках).
- Dieses Tier ist nicht groß,
aber läuft sehr schnell. Er
frisst Salat, Blätter. Wer ist
das?
-Dieses Tier ist groß, braun
und dick. Er kann schnell
laufen. Er frisst gern
Waldbeeren und Honig. Das
Tier schläft im Winter. Wer
ist das?
- Dieses Tier ist rot. Er frisst
Mäusen und Hasen. Er ist
.
Учащиеся
вставляют в текст
недостающие
буквы и после
прочтения пишут
отгадку.
Уметь
работать в
команде
Вписывать
недостающие
буквы в текст.
Познавательные
-самостоятельное
в ы д е л е н и е
и
формулирование
цели;
- п о и с к
и
выделение
необходимой
информации;
-применение
методов
информационного
поиска,
умение
о с о з н а н н о
и
произвольно
строить
речевое
высказывание
в
у с т н о й
и
письменной
формах;
sehr schlau. Wer ist das?
в)Die zweite Űbung.
Осень разбросала по
полю слова. Помогите
собрать из них
предложения.
Die Sonne
ist grau sind bunt
weht kalt
der Himmel
Es ist
die Blätter
На листочках дети
из разрозненных
слов составляют
письменно
предложения.
Умение
составлять
предложения,
используя
Der Wind
scheint nicht
новую
лексику по
теме.
V. Этап
самостоятельной
работы с
самопроверкой
1. Итак, проверяем, что у
нас получилось.
Дети проверяют и
зачитывают
получившиеся
предложения.
Познавательные
-моделирование,
рефлексия,
к о н т р о л ь
и
оценка.
Логические:
-подведение
под
понятия.
Личностные:
у с т а н о в л е н и е
учащимися
связи
м е ж д у
ц е л ь ю
учебной
деятельностью
и
ее мотивом.
Коммуникативн
ые:
- у м е н и е
с
достаточной
п о л н о т о й
и
точностью
выражать
с во и
мысли.
VI. Этап
рефлексии
учебной
деятельности на
уроке
– Nun, die Stunde ist zu
Ende.Урок подошёл к
концу. Мы неплохо
поработали и госпожа
осень довольна нашими
результатами. Давайте
посмотрим, какие знания
мы продемонстрировали
госпоже осени.
Мы… (далее дети
поднимают руки и
говорят, какие
знания они
продемонстрирова
ли). Учитель
подводит итоги и
выставляет оценки,
комментируя их
при этом.
Регулятивные:
-умение
контролировать
свою
деятельность по
результатам;
- умение
адекватно
понимать оценку
учителя,
одноклассника.
Личностные:
-умение развивать
способность к
самооценке;
Регулятивные:
-контроль и
оценка своих
действий.
Самоанализ урока немецкого языка в 3 классе по теме «Осень».
Урок проводился в 3 классе. Обучающиеся изучают немецкий язык со 2 класса, 2 часа в неделю по УМК авторов И. Л.
Бим, Л. И. Рыжовой, Л.М. Фомичёвой «Deutsch». Немецкий язык.3 класс. Предметная линия ФГОС. М. Просвещение
2012 год.
Данный урок являлся 9(последним) уроком по теме «Осень».
Тип урока: Отработки умений и рефлексии (по типологии уроков деятельностной направленности по целеполаганию)
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:
Личностные:
способность
к определению
своего эмоционального состояния,к
самооценке
на
основе
критерия
успешности учебной деятельности.
Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке; планировать свои действия в соответствии с поставленной
задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера
сделанных ошибок.
Коммуникативные:
уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и
условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими
и синтаксическими нормами немецкого языка.
Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы
в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
Предметные: - уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные: уметь определять и формулировать цель на уроке;
планировать своё действие в соответствии с
поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта
характера сделанных ошибок (регулятивные УУД);
-уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД;
-уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (познавательные УУД).
Цели и задачи урока определены правомерно и гармонично вписываются
в цикл уроков по данной теме.
Оценивая весь урок и ответы учащихся, можно сказать, что цель урока достигнута и соотнесенные с нею задачи решены.
Этому способствовало и то, что при планировании урока были учтены психологические и возрастные особенности
данного класса.
Поэтому был выбран урок с элементами игровых и здоровьесберегающих технологий.
При планировании урока учитывался принцип развивающего обучения, что урок проводится не ради урока, а ради
ученика.
Следовала
принципу,
что
на
уроке
не
следует
принуждать,
ругать,
наказывать
за
невыполнение,
а
организовывать деятельность учащихся так, чтобы требования учителя стали внутренними побуждениями учащихся.
Поэтому все упражнения и этапы урока были взаимосвязаны и соответствовали общему сюжету урока.
Рациональное распределение времени и последовательность этапов и отдельных упражнений сделали урок динамичным.
Четкость
установок
снимала
возможные
трудности.
На
уроке
была
создана
комфортная
атмосфера
для
снятия
психологического дискомфорта.
Все использованные на уроке наглядные пособия способствовали достижению целей урока. И их использование были
оправданным.
На
уроке
были
использованы
все
виды
речевой
деятельности
и
режимы
работы.
Деятельность
учащихся
организовывалась посредством моделирования учебных ситуаций. В классификации типов учебных ситуаций выделены
следующие: ситуация – проблема, ситуация – оценка, ситуация- тренинг, классическая ситуация, живая ситуация,
действия по алгоритму. Большинство из которых присутствовали на уроке.
В конце были подведены итоги урока и оценивание деятельности учащихся.