Напоминание

"Особенности формирования мотивации к обучению детей с умственной отсталостью".


Автор: Быкова Альбина Сергеевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МКОУ "ОШ № 4 с ОВЗ"
Населённый пункт: Удмуртская Республика г. Сарапул
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности формирования мотивации к обучению детей с умственной отсталостью".
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Учитель географии: Быкова Альбина Сергеевна

МКОУ «ОШ № с ОВЗ»

Особенности формирования мотивации к обучению детей с умственной

отсталостью.

Важным условием формирования учебной деятельности является мотивация.

Мотивация связана с возрастными особенностями ребенка, но не возраст как стадия

созревания определяет содержание мотивации, а характер деятельности ребенка и система

его взаимодействий с окружающими людьми в этом возрасте.

Изучение мотивов учебной деятельности у школьников с интеллектуальной

недостаточностью представляет интерес для понимания психологических причин

трудностей в учебном процессе. На формирование мотивации достижений влияет

множество внешних условий. Для педагога очень важно знать эти условия и понимать,

какое влияние они могут оказывать на развитие мотивации ребенка.

Слабость мотивов деятельности и их неустойчивость – наиболее характерные проявления

незрелости мотивационной сферы умственно отсталых учеников.

Для разного поколения разные мотивы. Педагог должен распознать мотивационную сферу

умственно отсталых учеников.

Учебная деятельность должна быть направлена на самостоятельную деятельность

ученика.

1. ученик должен понять, что он не знает

2.должен понять, для чего это ему нужно

3. определить источники информации

4.осознать конечный результат

Принципы формирования мотивации.

Дети до 13 лет

Подростки 14-18 лет

Взрослое население 33-51 и старше

Молодежь 19-32

Игра

Развитие

Занятость

Самоутверждение

Подражание

Мода

Физическая форма

Форма досуга

Коммуникация

Мода, стиль жизни

Физическая форма

Форма досуга, общение

Здоровье

Пример детям

5.спланировать свою работу по окончанию результата

6.работа должна принести каждому ученику лично для него ощутимые результаты.

Для учащихся с интеллектуальными нарушениями подойдут только осознание, что он не

знает, понимание, для чего это ему нужно и работа должна принести ученику лично для

него ощутимые результаты. Все остальное предоставляет педагог, а во взрослой жизни, его

родители или человек с которым он в дальнейшем будет жить.

Предлагаю приемы развития мотивационных факторов учебно-трудовой деятельности,

для дополнения и обогащения существующего содержания методики обучения умственно

отсталых учащихся. Данные материалы могут быть использованы не только при обучении

детей с нарушением интеллекта, но и при обучении нормально развивающихся учащихся

и

детей

с

другими

нарушениями.

Существует

ряд

форм

нестандартного

проведения

уроков.

Нестандартные формы уроков:

урок-исследование

урок-путешествие,

урок-экскурсия,

урок-игра,

урок-сказка,

урок с применением ИКТ

Форма проведения урока важна, но важны и формы организации учебной деятельности на

уроке.

Существует три вида организации учебной деятельности на уроке: фронтальная,

групповая и индивидуальная. Но стоит помнить и о том, что привычной и желанной

формой деятельности для ребенка с нарушенным интеллектом является игра, а значит

надо

использовать

эту

форму

организации

деятельности

для

обучения

таких

детей.

Педагог должен объединить игру и учебный процесс, точнее - применить игровую форму

организации деятельности обучающихся для достижения образовательных целей. Таким

образом,

потенциал

игры

как

мотив

будет

направлен

на

более

успешное

освоение

школьниками образовательной программы.

Привлечь внимание ученика, удивить его - это лишь начало возникновения интереса, и

добиться этого, в общем-то, не так трудно. Гораздо труднее удержать интерес, сделать его

достаточно

стойким.

Интерес

к

той

или

иной

работе

надо

воспитывать

постепенно,

поддерживая его ко всем предметам различными приёмами. Сначала это будет интерес к

непосредственной деятельности во время выполнения определённой работы. Позднее под

чутким руководством педагога интерес перерастет в интерес к процессу мыслительной

деятельности, к новым знаниям.

Если спросить ученика: «На каком уроке тебе интересней учиться – на обычном

уроке

или

не

совсем

обычном,

нетрадиционном?»,

то

он,

конечно

же,

ответит,

что

интересней

там,

где

играют,

путешествуют,

соревнуются.

Действительно,

на

нетрадиционных уроках дети работают с большим удовольствием, проявляют активность

и любопытство. Учащиеся с радостью приступают к выполнению задания и выполняют их

лучше, чем на обычных уроках.

Такие

уроки

очень

продуктивны.

Качество

знаний

на

таких

уроках

повышается,

развивается познавательный интерес, память, дети больше запоминают материала, и,

конечно же, повышается интерес к предмету. На них повышается мотивация к учебно-

познавательной

деятельности

даже

у

слабых

учащихся,

так

как

они

чувствуют

себя

увереннее.

Но

главное

не

перестараться,

а

то

тогда

нетрадиционное

станет

традиционным и интерес снова исчезнет. Поэтому следует чередовать формы обучения

учащихся и помнить, что не форма определяет содержание, а наоборот - содержание

определяет форму .

Использование новых информационных технологий в деятельности учителя в

повышении мотивации является одним из важнейших аспектов совершенствования и

оптимизации учебного процесса, обогащения арсенала методических средств и приемов,

позволяющих

разнообразить

формы

работы

и

сделать

урок

интересным

и

запоминающимся для учащихся.

Современный

учитель

должен

эффективно

применять

информационные

и

коммуникационные технологии в учебном процессе. Некоторые технологии используются

почти всеми учителями.

Компьютерные обучающие системы, как программные средства учебного назначения,

которые могут широко использоваться в образовательном процессе обучения, позволяют:

на

этапе

предъявления

учебной

информации

обучающимся

(кроме

текста

может

включать картинки, графики, таблицы, видео и музыкальное сопровождение).

• на этапе усвоения учебного материала в процессе интерактивного взаимодействия с

компьютером;

• на этапе повторения и закрепления усвоенных знаний (навыков, умений);

• на этапе промежуточного и итогового контроля и самоконтроля достигнутых результатов

обучения;

на

этапе

коррекции

и

самого

процесса

обучения,

и

его

результатов

путем

совершенствовании дозировки учебного материала, его классификации, систематизации.

•повышать

интерес

к

процессу

обучения,

используя

игровые

ситуации;

• передать культуру познания и др.

Дистанционные олимпиады

Участие в дистанционных олимпиадах является эффективным способом обучения и

повышения

образовательного

уровня

школьников.

Дистанционные

олимпиады

мотивируют учащихся на проверку своих знаний, на самоутверждение, на раскрытие

своего потенциала. Участие в дистанционных олимпиадах ведет к углубленному изучению

школьных предметов, развивает их способности.

Внеурочная деятельность

Данный

вид

деятельности

помогает

преодолевать

трудности

в

обучении

и

самоутверждении учащихся, поскольку позволяет им раскрывать свои возможности и

способности. Внеурочная работа увеличивает пространство, в котором школьники могут

развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие

личностные

качества,

т.

е.

демонстрировать

те

способности,

которые

зачастую

не

используем на уроках. Все это создает благоприятный фон для достижения успеха, что, в

свою очередь, положительно влияет на учебную деятельность.

Итак: формированию положительной мотивации учения способствуют:

общая атмосфера в школе, классе;

участие

ученика в

коллективистических

формах

организации

разных

видов

деятельности;

отношения

сотрудничества учителя

и

учащегося, помощь

учителя не

в

виде

прямого вмешательства в выполнение задания, а в виде советов;

привлечение учителем школьников к оценочной деятельности и формирование у

них адекватной самооценки.

Формированию мотивации способствуют занимательное изложение, необычная форма

преподавания

материала,

вызывающая

удивление

у

учащихся;

эмоциональность

речи

учителя; познавательные игры, ситуация спора и дискуссии; анализ жизненных ситуаций;

умелое применение учителем поощрения и порицания.

Особое значение здесь приобретает укрепление всех сторон умения школьника учиться,

обеспечивающее

усвоение

всех

видов

знаний

и

их

применение

в

новых

условиях,

самостоятельное выполнение им учебных действий и самоконтроля, самостоятельный

переход от одного этапа учебной работы к другой, включение учащихся в совместную

учебную деятельность.

Процесс обучения станет более эффективным, если организовать само преподавание не

как трансляцию информации, а как активизацию и стимуляцию процессов осмысленного

обучения. Чтобы активизировать и стимулировать любознательность и познавательные

мотивы, учитель должен добиться благотворных взаимоотношений с учащимися, а также

он должен хорошо знать себя. Это очень сложно сформировать у умственно отсталых

учащихся у многих он не сформируется. Поэтому чаще всего всем руководит, наводит,

поддерживает интерес учащихся учитель.

Развитие внутренней мотивации — это движение вверх. Для того чтобы учащийся

по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в

ходе учебной деятельности, были не только поняты, но и внутренне приняты, доступны

им, то есть чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли отклик в его

переживаниях.

Мотивация достижения и способности. Поведение, ориентированное на достижение,

предполагает наличие у каждого человека мотивов достижения успеха и избегания неудач.

Когда

в

классе

имеется

весь

диапазон

способностей,

только

учащиеся

со

средними

способностями будут сильно мотивированы на достижение. Ни у очень сообразительных,

ни у малоспособных школьников не будет сильной мотивации, связанной с достижением,

поскольку ситуация соревнования будет казаться или "слишком легкой", или "слишком

трудной".

Эмоциональность урока — стимул или вред? Следует помнить, что продуктивность

деятельности (даже при наличии положительной мотивации) зависит от силы эмоций,

которые сопровождают эту деятельность. Реакция учащихся на учебную нагрузку будет

благоприятной,

если

трудность

задания

оптимально

сочетается

с

эмоциональностью

урока.

Любознательность и познавательный интерес. В процессе обучения учителю важно

учитывать и поддерживать в развитии познавательную потребность ученика: в младших

классах

любознательность;

в

старших

классах

потребность

в

творческой

деятельности.

Взаимоотношение учителя с классом Развитие учебной мотивации невозможно, если

у учителя не складываются отношения с конкретным классом. Для устранения этой

ситуации следует установить:

Соответствие формы подачи материала уровню развития учебных способностей

детей (вредно как завышение, так и занижение уровня).

Условия для успешного усвоения материала (благоприятный психологический

климат в классе).

Характер взаимоотношений учителя с лидером класса, влияние взаимодействия

"учитель — лидер" на атмосферу в классе.

Заинтересованность учителя в преподаваемом предмете. Как сказал известный

немецкий поэт И.Гёте: «Научить других можно только тому, что любишь сам».

В рамках данной проблемы проводилась небольшая работа по определению

мотивации учащихся 8-9 класса нашей школы . Для реализации намеченной работы была

выбрана методика на основе анкеты Н.Г. Лускановой с целью выявления уровня школьной

мотивации

и

общего

отношения

к

учебному

процессу,

школе,

эмоционального

реагирования на школьную ситуацию, а также сбора конкретных данных относительно

личности испытуемых.

Было установлено следующее:

1.Хорошая

школьная

мотивация

-

отношение

к

себе

как

к

школьнику

практически

сформировано.

2.Положительное

отношение

к

школе

-

но

школа

привлекает

больше

внеучебными

сторонами.

3.Низкая школьная мотивация - отношение к себе как к школьнику не сформировано.

Выводы:

1. Становление мотивации учения у школьников с умственной отсталостью зависит от

педагогических условий процесса обучения.

2. Педагогическими условиями формирования мотивации учения у

школьников с умственной отсталостью являются: учёт

возрастных особенностей и состояния мотивации учения; включение

учащихся в позитивно-мотивированную социально значимую деятельность;

оказание педагогической и поэтапной поддержки и контроля в определении,

уточнении и конкретизации целей деятельности;

3.Реализация особой педагогической технологии, а также применение педагогической

технологии,

содержание

которой составляют: коррекционно-развивающие упражнения,

дидактические и сюжетно-ролевые игры, отражающие социально-бытовой опыт ученика,

использование

различных

форм

совместной

деятельности

(мини-группы,

пары)

способствует формированию и развитию мотивации учения у школьников с умственной

отсталостью.



В раздел образования