Автор: Леуцкая Наталья Александровна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: Екатеринбургский экономико - технологический колледж
Населённый пункт: г. Екатеринбург, Свердловская обл.
Наименование материала: статья
Тема: "Использование социальных ресурсов в обучении учащихся СПО английскому языку в рамках ФГОС"
Раздел: среднее профессиональное
Использование социальных ресурсов в обучении учащихся
СПО английскому языку в рамках ФГОС
Как
известно,
согласно
федеральным
государственным
образовательным
стандартам,
основной
целью
изучения
иностранного
языка
является
формирование
коммуникативной компетенции, которая в современном её понимании предусматривает
формирование
способности
к
межкультурному
взаимодействию
т.е.
способности
и
готовности
осуществлять
иноязычное
межличностное
и
межкультурное
общение
с
носителями языка. В наше время именно эта цель является и наиболее востребованной
любыми
категориями
учащихся,
студентов,
изучающих
иностранный
язык.
При
сформированной коммуникативной
компетенции выпускник
научится:представить
себя
устно
и
письменно,
написать
анкету,
заявление,
резюме,
письмо,
поздравление;
представлять свой класс, школу, страну в ситуациях межкультурного общения, в режиме
диалога культур, использовать для этого знание иностранного языка; владеть способами
взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; выступать с устным
сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог; владеть разными
видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо).
Коммуникативность
предполагает
речевую
направленность
учебного
процесса,
которая заключается не столько в том, что преследуется речевая практическая цель,
сколько в том, что путь к этой цели есть само практическое пользование языком. Чтобы
сформировать у обучающихся необходимые умения и навыки в том или ином виде речевой
деятельности,
а
также
лингвистическую
компетенцию
на
уровне,
определенном
программой и стандартом, необходима активная устная практика для каждого ученика.
Чтобы
сформировать
коммуникативную
компетентность
вне
языкового
окружения,
недостаточно
насытить
урок
условно-коммуникативными
или
коммуникативными
упражнениями, позволяющими решать коммуникативные задачи. Важно предоставить
учащимся
возможность мыслить,решать какие-либо
проблемы,
которые
порождают
мысль, рассуждать над возможными путями решения этих проблем, с тем, чтобы дети
акцентировали внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания
была мысль, а язык выступал в своей прямой функции – формирования и формулирования
этих мыслей.
Современные средства связи, доступ к информационным ресурсам сети Интернет
предполагают достаточно свободное владение не только компьютерными технологиями,
но и иностранными языками.
Среди учителей и преподавателей зачастую существует мнение, что социальные
сети только отвлекают молодых людей от учебы, однако их использование может сделать
процесс
обучения
весьма
эффективным,
повышая
интерес
и
личную
мотивацию
обучаемых к изучению английского языка.
Cоциальная сеть – мощный инструмент, позволяющий пользователям общаться
друг
с
другом.
В
последнее
десятилетие,
социальные
сети
получили
широкое
распространение и превратились для многих пользователей в нечто большее, нежели
просто сайт. Стандартные социальные сети позволяют присоединиться к любой сети,
посылать сообщения, размещать фотографии, выходить на других пользователей через
своих знакомых. Наиболее известными социальными сетями в мире являются Facebook и
MySpace, а в России у молодой аудитории – Вконтакте. К одному из видов социальных
сетей относятся языковые социальные сети, которые позволяют изучать иностранный язык
с
а
м
о
с
т
о
я
т
е
л
ь
н
о
.
Социальные
сети
позволяют
осуществлять
быстрое,
качественное
и
непрерывное
социальное взаимодействие между Интернет-пользователями. Это создает уникальную
среду, в которой географическая удаленность перестает быть препятствием для общения
или любого другого интерактивного взаимодействия. Можно, например, вместе смотреть
фильм
и
обмениваться
впечатлениями
об
увиденном,
будучи
физически
в
тысячах
километров друг от друга. Кроме иностранного языка, при непосредственном общении в
интернете становится более понятной культура страны, язык которой изучается.
Можно обозначить следующие лингво-дидактические преимущества использования
социальных сетей при изучении английского языка:
-
наличие
готовой
коммуникационной
платформы,
с
готовым
и
детально
продуманным интерфейсом,
- использование социальных сетей в обучении повышает мотивацию к изучению
иностранного языка,
- возможность общения с большим количеством людей, среди которых множество
носителей языка,
- возможность мгновенного обмена актуальной информацией,
- мультимодальность, т.е. использование аудио, видео и текстовых материалов на
английском языке в одной среде (на одном ресурсе),
-
самостоятельность
и
возможность
почувствовать
себя
активным
агентом
образовательного процесса (реальные субъектно-субъектные отношения не в теории, а на
практике),
- чувство свободы и раскованности, которое со временем нивелирует боязнь сделать
ошибку, что создает условия общения максимально приближенного к реальному, что в
свою очередь, способствует формированию навыков и развитию умений использования
английского
языка,
как
основного
средства
общения
в
поликультурном,
электронном
пространстве.
При использовании социальных сетей значительно меняется роль преподавателя.
Если в процессе традиционного обучения он является наставником и главным лицом, то
при
использовании
языковых
социальных
сетей
преподаватель
становится
лишь
координатором, и общение с учениками характеризуется как непрямое. Следовательно,
увеличивается
самоконтроль
ученика,
его
мотивация
и
независимость.
Правильная
организация
самостоятельной
работы
учащихся
преподавателем
является
залогом
успешного процесса изучения английского языка.
Однойиз наиболее популярных в России языковых социальных сетей является
Lingualeo. Для изучения английского языка на этом сайте необходимо зарегистрироваться
в языковой социальной сети и пройти тестирование для определения уровня знаний.
После теста, ученику представляется программа, по которой ему следует заниматься, тем
самым развивая лексические, грамматические, фонетические умения, а также умение
читать и понимать прочитанный материал. При этом у пользователя открывается доступ к
профилям других пользователей и появляется возможность изучать иностранный язык
вместе
с
международным
сообществом
(обсуждать
трудности
и
вести
беседы
на
изучаемом языке с носителями, помогая им, в свою очередь, изучать, например, русский
язык).
Если
же
мотивация
учеников
не
настолько
сильна,
чтобы
заниматься
целенаправленным изучением английского языка на специализированных сайтах, можно
обратить
их
внимание
на
обычные
социальные
сети.
В
русскоязычном
Вконтактезарегистрировано
немало
носителей
английского
языка,
готовых
помочь
и
обсудить сложности, а также существуют специальные группы для просмотра фильмов,
прослушивания
аудиокниг,
чтения
журналов
любой
направленности,
а
обсуждение
и
общение в них ведется только на английском языке.
Итак,
учитывая
активное
использование
современных
технологий
в
нашем
о б щ е с т в е ,
е с т ь
в с е
о с н о ва н и я
п ола г ат ь ,
ч то
в
кач е с т в е
в н е у р оч н о й
деятельностисоциальные
сети,
особенно
языковые,
являются
эффективным
методом
изучения английского языка.
Список литературы
1.
Гузеев В.В. Основы образовательной технологии: дидактический инструментарий.
М.: Сентябрь. 2006 год.
2.
Фокин Ю. Г. Преподавание и воспитание в высшей школе. Методология, цели и
содержание, творчество. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.
– Издательский центр «Академия» (Москва), 2002. – 304 с.
3.
Чернявская А.П., Байбородова Л.В., Харисова И.Г. Технологии педагогической
деятельности. Часть I. Образовательные технологии: учебное пособие/ под общ. ред.
А.П.Чернявской, Л.В.Байбородовой. — Ярославль; Издательство ЯГПУ, 2012. – 311 с.