Напоминание

"Где живут слоны?"


Автор: Шахтарина Марина Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Школа №3"
Населённый пункт: город Камышлов Свердловской области
Наименование материала: Конструкт урока окружающего мира
Тема: "Где живут слоны?"
Раздел: начальное образование





Назад




Конструкт урока окружающего мира

в первом классе

на тему: «Где живут слоны?»

Тема: «Где живут слоны?»

Класс: 1.

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель: формирование представлений о разнообразии природы Земли, жарких районах Земли – саванне и тропическом лесу,

животном мире этих районов.

Задачи:

Предметные:

формирование представлений о понятиях: «экватор», «саванна», «тропический лес»;

формирование умений показывать на глобусе экватор и жаркие районы Земли – саванну и тропический лес;

формирование

умения

устанавливать

связь

между

особенностями

приспособления,

образом

жизни

животных

и

природными условиями.

Метапредметные:

Познавательные:

формирование умения выделять и формулировать познавательную цель всего урока;

развитие умения ориентироваться в информации, представленной в учебнике;

формирование умения осуществлять поиск и выделение необходимой информации;

формирование

умения

осуществлять

логические

действия:

анализ

объектов

с

целью

выделения

существенных

признаков, синтез как составление целого из частей, выбор оснований для сравнения.

Регулятивные:

развитие целеполагания, умения принимать и сохранять учебные задачи;

развитие прогнозирования (выдвижение гипотез о месте

жарких районов, местах обитания слонов);

развитие умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями

её реализации.

Коммуникативные:

развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками;

формирование умения активного использования новых понятий – «южный полюс», «северный полюс», «глобус»,

«экватор», «саванна», «тропический лес»;

формирование умения работать в паре, вести учебный диалог;

формирование готовности слушать собеседника, признавать право каждого иметь свою точку зрения, излагать своё

мнение и аргументировать свою точку зрения.

Личностные:

формирование целостного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы;

развитие мотивов учебной деятельности.

Оборудование: УМК «Школа России», учебник А.А. Плешаков, 1 класс, часть 2, рабочая тетрадь А.А. Плешаков, 1 класс,

часть 2, презентация, видео-материал, карточки для рефлексии.

Ход урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность детей

Формируемые УУД

Методы и

приемы

Врем

я

Организационно-

мотивационный этап

Здравствуйте, ребята! Мы начинаем урок

окружающего мира.

Приветствуют учителя

Личностные:

развитие

мотивов

учебной деятельности.

Словесный метод

(слово учителя).

1 мин.

Актуализация знаний

На

слайде

появляется

изображение

белого медведя. (1 слайд)

Ребята, посмотрите, кто это?

Что вы можете о нем рассказать?

А где живут белые медведи?

Кто появился рядом с белым медведем?

Появляется изображение пингвина.

Как выглядит пингвин?

Где живет пингвин?

Ребята,

а

почему

белые

медведи

не

охотятся на пингвинов?

Учитель демонстрирует глобус

Посмотрите, как называется этот предмет

у меня в руках? А что такое глобус?

Поднимите руку, кто может показать на

глобусе, где живет белые медведь и где

живет пингвин?

Выйди,

пожалуйста,

к

доске,

покажи

всем,

где

обитают

белые

медведи,

а

теперь покажи, где обитают пингвины.

- Белый медведь

-

- Во льдах Северного Ледовитого

океана – на Северном полюсе.

- Пингвин

- У него белый живот и черная

спинка, есть клюв.

-

В

Антарктиде,

на

Южном

полюсе.

- Потому что они живут на разных

полюсах - на Северном и Южном.

- Глобус – это модель Земли.

- Белые медведи обитают во льдах

Северного

Ледовитого

океана

(сверху

глобуса),

пингвины

в

Антарктиде (снизу глобуса).

К о м м у н и к а т и в н ы е : развитие

н а в ы ко в

с о т р уд н и ч е с т в а

с о

в з р о с л ы м и

и

с в е р с т н и к а м и ;

формирование

умения

активного

использования

новых

понятий

«южный полюс», «северный полюс»;

формирование

готовности

слушать

собеседника;

Личностные:

ф о р м и р о в а н и е

целостного

взгляда

на

мир

в

его

органичном единстве и разнообразии

природы.

Словесный метод

(слово

учителя,

беседа).

2 мин.

Постановка цели урока

Ребята,

сегодня

кто-то

принес

нам

загадки. Давайте попробуем их отгадать и

узнаем,

кто

же

их

оставил!

Отвечаем

только по поднятой руке. (2 слайд)

1)

Любят

очень

есть

бананы,

это

точно….

2)

Птица

большая,

большая

трусиха

Голову прячет в песок ….

3)

На носу зверь носит рог и зовётся….

4)

К а к а я

м а л е н ь к а я

к и с к а !

Подходят

дети

к

клетке

близко.

К

н е й

т я н у т

р у к и

о с м е л е в ,

Но осторожно – это ….

А

теперь

давайте

попробуем

собрать

слово из красных букв. Что получилось?

(слайд 3) Правильно! И сегодня у нас на

уроке

новый

гость

это

слоненок

из

сказочной

страны,

он

прибыл

к

нам,

чтобы вместе с вами узнать о слонах в

нашей природе.

На

слайде

появляется

изображение

слона.

Посмотрите внимательно на этого слона.

Сегодня мы на уроке будем говорить об

очень удивительном животном, который

обитает на нашей планете – это слон.

Что

сегодня

на

уроке

вы

хотели

бы

узнать о слонах?

Ребята, вас интересует так много фактов,

это очень здорово! Но давайте подумаем,

какой

вопрос

будет

для

нас

самым

главным?

А

знаем

ли

мы,

где

можно

встретить

слонов? Какой вопрос мы зададим себе?

(конечно,

слоны

живут

в

Африке,

но

не

только там! Сегодня на уроке вы узнаете

еще места, где их можно встретить)

Давайте откроем учебник на 14 странице

и прочитаем тему урока. Совпадает ли

- Обезьяны

- Страусиха

- Носорог

- Лев

- Слон

-

Где

он и

ж и вут,

ч е м

о н и

питаются,

как

приспособились

к

жизни,

почему

слоны

т акие

большие?

Зачем

ему

большие

уши? Зачем ему хобот?

- Где живут слоны?

Регулятивные:

развитие

целеполагания, умения принимать и

сохранять учебную задачу.

Познавательные:

ф о рм и р о ва н и е

умения

выделять

и

формулировать

познавательную

цель

всего

урока;

развитие умения ориентироваться в

информации,

представленной

в

учебнике;

формирование

умения

осуществлять

поиск

и

выделение

необходимой информации.

Личностные:

развитие

мотивов

учебной деятельности.

Словесный метод

(слово

учителя,

бе седа),

ме тод

стимулирования

занимательности

(загадки),

наглядный

метод

(иллюстрация).

5 мин.

она с нашим главным вопросом?

Давайте сейчас предположим, где могут

жить слоны? В каких районах Земли?

А

теперь

прочитайте,

что

мы

узнаем,

чему научимся на уроке?

Правильно,

а

достичь

их

нам

поможет

наш

гость

слоненок,

он

буд е т

наблюдать

за

нашей

работой,

а

нам

с

в а м и

т о ж е

н у ж н о

б ы т ь

о ч е н ь

в н и мат е л ь н ы м и ,

с т а р а т е л ь н ы м и ,

активными, вы согласны со мной?

Тогда давайте начнем наш урок поскорее

узнаем все самое интересное о слонах!

- В теплых районах.

1.

Узнаем, что на Земле есть

очень жаркие районы.

2.

Научимся

находить

их

на

глобусе

и

приводить

примеры

животных этих районов.

- Да

Открытие новых знаний

Предлагаю

снова

обратиться

к

нашему

глобусу.

Мы

сказали,

что

холодные

районы

Земли

Северный

Ледовитый

океан

находится

сверху,

а

Антарктида

снизу, где же тогда теплые районы?

Вопрос был один, а мнения разделились.

Почему

так

получилось?

Что

мы

не

знаем?

Итак, неужели во всей нашей большой

планете постоянно холодно?

А есть ли такие места, где всегда лето?

Знаете

ли

вы,

как

называется

самое

жаркое

место

на

Земле?

Где

на

Земле

всегда очень жарко?

Правильно, вот здесь находится Африка.

На

глобусе

мы

можем

увидеть

линию,

которая

пере секает

Африку.

Она

пересекает и всю нашу планету, словно

обнимая ее.

Знаете ли вы, как называется эта линия?

Эта лини называется экватором.

(слайд 4)

Кто

может

показать

на

глобусе,

где

находится

экватор? (ученик показывает

или учитель)

- Посередине Земли…

- Мы не знаем, где теплые страны

- Нет

- Да

- Африка

- Экватор

Предметные:

ф о р м и р о в а н и е

представлений о понятии «экватор»,

«саванна»,

«тропический

ле с»;

формирование умений показывать на

глобусе

экватор

и

жаркие

районы

Земли

.

Познавательные:

развитие

умения

ориентироваться

в

информации,

п р е д с т а в л е н н о й

в

у ч е б н и к е ;

формирование умения осуществлять

поиск

и

выделение

необходимой

информации;

формирование

умения

осуществлять

логические

действия:

анализ объектов с целью выделения

существенных признаков, синтез как

составление целого из частей, выбор

оснований для сравнения.

Р е г у л я т и в н ы е : развитие

прогнозирования

(вы движение

гипотез

о

месте

жарких

районов,

местах обитания слонов);

К о м м у н и к а т и в н ы е : развитие

н а в ы ко в

с о т р уд н и ч е с т в а

с о

в з р о с л ы м и

и

с в е р с т н и к а м и ;

формирование

умения

активного

Словесный метод

(слово

учителя,

беседа),

наглядный

метод

(демонстрация

глобуса,

иллюстрация

изображений),

метод

практической

работы (работа с

учебником).

13 мин.

Ребята,

на

самом

деле,

экватор

это

воображаемая

линия

и

изображена

она

лишь

на

глобусах

и

картах.

Именно

экватор

поможет

нам

найти

жаркие

р а й о н ы

З е м л и ,

п отом у

ч то

о н и

располагаются

по

обе

стороны

от

экватора.

Ребята, а что вы уже можете рассказать о

жарких районах Земли?

Давайте

проверим

себя,

для

этого

откройте

учебник

на

84

странице.

Кто

прочитает

нам

информацию

о

жарких

районах

Земли?

Совпали

наши

предположения?

Ребята,

оказывается,

есть

два

особо

жарких района Земли – это саванны и

тропические

леса.

Давайте

подробнее

узнаем

об

этих

районах,

посмотрев

видео.

Итак, ребята, что мы можем сказать о

саванне? А о тропическом лесе?

Итак,

как

называются

открытые

места,

поросшие

травой

в

жарких

районах

Земли? (5 слайд)

А

как

называются

в

жарких

районах

густые влажные леса? (5 слайд)

Ребята,

слоненку

вместе

с

вами

было

интересно

посмотреть

видео,

но

он

п р е д л а г а е т

н а м

о т п р а в и т ь с я

в

экспедицию в саванны и тропический

лес.

Ребята, а что нам нужно взять с собой в

дорогу, если там очень-очень жарко?

Правильно. Давайте поскорее отправимся

в

жаркие

районы

Земли!

Откройте

учебник на 14 странице

Первый

ряд

и

две

первые

парты

на

втором ряду – отправляются в саванну.

-

Там

очень

жарко,

высокая

т е м п е р а т у р а ,

м а л о

растительности…

- Саванны

- Тропические леса

- Воду

использования

новых

понятий

«южный полюс», «северный полюс»,

«экватор»,

«саванна»,

«тропический

лес»;

формирование

готовности

слушать

собеседника,

признавать

право

каждого

иметь

свою

точку

зрения,

излагать

своё

мнение

и

аргументировать свою точку зрения.

Две

вторые

перты

на

втором

ряду

и

третий ряд отправляются в тропический

лес.

Работаем

в

парах!

Внимательно

рассмотрите рисунки на 14 и 15 странице

(первая группа – на 14 стр., вторая – н 15

стр.)

в

течение

5

минут

и

со

своим

соседом

по

парте

подготовьте

отчет

о

своей экспедиции по плану: (6 слайд)

1.

В каком районе вы побывали?

2.

Какая была погода?

3.

Какие растения были вокруг?

4.

Каких животных вы встретили?

Р е б я т а ,

к т о

п у т е ш е с т в о в а л

в

тропическом лесу? Поднимите руку. Вам

интересно

узнать

об

экспедиции

в

саванне?

Ребята,

я

буду

задавать

вопросы,

а

вы

отвечайте

по

поднятой

руке.

Спасибо. Ребята, а теперь вам интересно

узнать

об

экспедиции

в

тропическом

лесу? Давайте внимательно послушаем.

Итак, ребята, чем же похожи саванна и

тропический лес?

А

ч е м

о н и

о т л и ч а ю т с я ?

К а к а я

растительность в саванне? Много ли тут

деревьев? А в тропическом лесу?

Одних

и

тех

же

животных

можно

встретить

в

этих

районах?

Почему?

Почему,

например,

крокодил

или

черепаха не могут жить в саванне?

Почему павлин не живет в саванне?

Какие животные обитают и в саванне и в

тропическом лесу?

– З д е с ь

ж а р к о ,

е с т ь

растительность,

обитает

много

животных.

-

В

саванне

низкая

трава,

мало

деревьев,

в

тропическом

лесу

много растений, высоких деревьев

Нет,

могут

встречаться

как

од и н а ко в ы е ,

т а к

и

р а з н ы е

животные.

- Потому что в саванне нет воды

для их обитания.

-

Потому

что

в

саванне

нет

деревьев, на которых он обитает.

- Слоны

Физминутка

Раз, два, три – вперед наклон,

Раз, два, три – теперь назад.

(наклоны вперед и назад)

Головой качает слон –

Он зарядку делать рад.

(Подбородок

к

груди,

затем

голову

запрокинуть назад)

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.

Присаживайтесь, пожалуйста.

Повторяют действия за учителем.

Регулятивные: умение

соотносить

свои действия с действиями учителя;

умение удерживать несколько видов

деятельности:

двигательную

и

мыслительную.

Словесный метод

(слово

учителя).

Здоровьесберега

ющий метод.

1 мин.

Ребята, какая погода в жарких районах

бывает чаще?

Как вы думаете, тяжело ли слону жить в

ж а р е ?

А

к а к

ж е

с л о н ы

приспосабливаются к таким условиям?

(7 слайд)

Посмотрите,

слон

это

огромное

животное, думаете, чем он питается?

Правильно,

слоны

т р а в оя д н ы е

животные,

это

помогает

им

выжить

в

жарких районах.

Ребята, есть ли у слона шерсть?

Правильно, у слона нет шерсти, а клетки

кожи, которой покрыто всё его огромное

тело постоянно выделяет капельки воды,

этим он и спасается от жары.

А посмотрите на слона. Что в нем еще

примечательного?

Посмотрите, какие большие у слона ноги

уши, интересно узнать, почему? Какой у

него длинный нос и как он называется

Тогда давайте посмотрим видео, где слон

ответит на наши вопросы, и подумаем, а

что еще помогает ему приспособиться к

жизни в жарких районах?

Итак, ребята, почему же у слона такие

большие ноги?

- В жарких районах Земли очень

тепло, жарко.

- Травой

- Нет.

-

Почему

у

него

такие

большие

уши?

- Почему у слона такой длинный

нос? Зачем ему хобот, бивни?

-

Чтобы

удобно

было

ходить

и

б е г а т ь

п о

с а в а н н е ,

ч т о б ы

Предметные:

ф о р м и р о в а н и е

представлений о понятии «экватор»,

«саванна»,

«тропический

ле с»;

формирование умений показывать на

глобусе

экватор

и

жаркие

районы

Земли

;

формирование

умения

у с т а н а в л и в а т ь

с в я з ь

м е ж д у

особенностями

приспособления,

о б р а з о м

ж и з н и

ж и в о т н ы х

и

природными условиями.

Познавательные:

ф о рм и р о ва н и е

умения

осуществлять

поиск

и

в ы д е л е н и е

н е о б х о д и м о й

информации;

формирование умения осуществлять

логич е ские

дейст в ия:

а н а л и з

объектов

с

целью

в ы д е л е н и я

существенных признаков, синтез как

составление целого из частей, выбор

оснований для сравнения.

Регулятивные: развитие

умения

контролировать и оценивать учебные

д е й с т в и я

в

с о о т в е т с т в и и

с

поставленной задачей и условиями её

реализации.

Словесный метод

(слово

учителя,

беседа),

наглядный

метод

(демонстрация

видео,

иллюстрация

изображений).

7 мин.

Зачем слону огромные уши?

Как называется нос у слона?

Зачем ему хобот?

А зачем ему бивни?

Ребята,

а

как

же

все-таки

еще

слоны

приспособились к жаре?

Если слоны живут в Африке и Индии,

одинаковы

ли

они?

Различают

2

вида

слонов – индийский и африканский. Чем

ж е

о н и

о т л и ч а ю т с я ?

Д а в а й т е

предположим. (8 слайд)

Молодцы!

Кто теперь сможет ответить на главный

вопрос урока: где же живут слоны?

удерживать большое тело.

-

Чтобы

не

перегреваться

на

солнышке, обмахиваться ими.

- Хобот

- Пить воду, обливаться водой.

- Чтобы защищаться

- Обмахиваются большими ушами

в жару, поливают себя из хобота.

У

африканского

слона

уши

большие

и

более

округлые,

у

индийского – меньше и заострены

внизу.

Спина

у

африканского

слона прямая, слегка вогнутая, у

индийского – выпуклая. Бивни у

африканского слона длиннее.

– В жарких районах – саванне и

тропическом лесу

Первичное закрепление изученного

Давайте откроем рабочую тетрадь на 12

странице.

Прочитайте

первое

задание.

Мы с вами только что обнаружили, чем

о т л и ч а е т с я

и н д и й с к и й

с л о н

о т

африканского,

а

теперь

выполните

это

задание самостоятельно.

Итак,

первый

слон

индийский

или

африканский? А второй? Правильно.

Прочитайте второе задание. Что нужно

выполнить?

Выполните

это

задание

в

парах. На работу 2 минуты.

Время вышло. Поднимите руку, кто не

успел

сделать

задание.

Давайте

начнем

проверять.

Называйте по цепочке животное и где, по

вашему мнению, оно живет.

Молодцы!

У

африканского

слона

уши

большие

и

более

округлые,

у

индийского – меньше и заострены

внизу. Спина у африканского слона

прямая,

слегка

вогнутая,

у

индийского

выпуклая.

Бивни

у

африканского слова длиннее.

-

Первый

слон

африканский,

второй слон – индийский.

Носорог

живет

в

саванне,

лев

живет

в

саванне,

зебра

живет

в

саванне, птица-секретарь живет в

Р е г у л я т и в н ы е : развитие

самоконтроля (самопроверка задания

выполненного самостоятельно).

Познавательные:

развитие

умения

ориентироваться

в

информации,

представленной

в

рабочей

тетради;

формирование умения осуществлять

поиск

и

выделение

необходимой

информации;

формирование

умения

осуществлять

логические

действия:

анализ объектов с целью выделения

существенных признаков, синтез как

составление целого из частей, выбор

оснований для сравнения.

Личностные:

ф о р м и р о в а н и е

целостного

взгляда

на

мир

в

его

органичном единстве и разнообразии

природы.

Словесный метод

(слово

учителя,

беседа),

наглядный

метод

(иллюстрация

изображений),

метод

практической

работы

(выполнение

у п р а ж н е н и й

в

рабочей тетради).

5 мин.

Обратите

внимание

на

третье

задание.

Рассмотрите

изображение.

Художник

решил

поиграть

с

нами

в

прятки.

На

своем

рисунке

он

спрятал

несколько

животных. Постарайтесь отыскать их в

парах. Время на работу – 2 минуты.

Время вышло. Ребята, каких животных

вам

удалось

отыскать?

Называйте

животных по цепочке.

Молодцы!

с а в а н н е ,

п и т о н

ж и в е т

в

тропическом лесу, павлин живет в

тропическом лесу.

- Павлина, змею, крокодила, слона,

обезьяну.

Итоговый этап

Наш гость - слоненок сообщает мне, что

наш урок подходит к концу, и он очень

рад был побывать в гостях у таких умных

и старательных ребят!

Итак,

о каких же жарких районах мы

сегодня узнали?

Как найти эти районы на глобусе?

Приведите

примеры

животных

жарких

районов. По цепочке.

- Саванна и тропический лес.

- Они находятся по обе стороны от

экватора – сверху и снизу.

Жираф, носорог, птица-секретарь,

африканский

слон,

п а в и а н ,

мартышки,

страус,

зебры,

львы

(саванна).

Обезьяны-лангуры,

черепахи,

индийский

слон,

павлин,

питон,

крокодил.

Регулятивные: развитие

умения

контролировать и оценивать учебные

д е й с т в и я

в

с о о т в е т с т в и и

с

поставленной задачей и условиями её

реализации.

К о м м у н и к а т и в н ы е : развитие

навыков сотрудничества с взрослыми

и

сверстниками;

формирование

умения

активного

использования

н о в ы х

п о н я т и й

« э к в а т о р »

«саванна», «тропический лес»;

формирование

готовности

слушать

собеседника,

признавать

право

каждого иметь свою точку, излагать

своё мнение и аргументировать свою

точку зрения.

Словесный метод

(слово

учителя,

беседа).

2 мин.

Рефлексия

А теперь давайте вспомним, какие задачи

мы ставили перед собой в начале урока?

(9 слайд)

Решили ли мы их?

Ответы

на

какие

вопросы

мы

должны

были

найти

на

уроке?

А

каким

был

главный вопрос? Где же они проживают?

Ответили ли мы на остальные вопросы?

Если на какие-то вопросы мы не смогли

Узнаем, что на Земле есть очень

ж а р к и е

р а й о н ы .

Н ау ч и м с я

н а ход и т ь

и х

н а

гл о бу с е

и

приводить примеры животных из

этих районов.

- Да

- Где живут слоны?

– В жарких районах – саванне и

тропическом лесу

Регулятивные: развитие

умения

контролировать и оценивать учебные

д е й с т в и я

в

с о о т в е т с т в и и

с

поставленной задачей и условиями её

реализации.

Словесный метод

(слово

учителя,

беседа).

3 мин.

найти

ответы,

дома

вы

с м оже т е

обратиться к энциклопедиям и ответить

на свои вопросы.

Что

сегодня

на

уроке

вам

показалось

с а м ы м

и н т е р е с н ы м ?

А

ч т о

н е

понравилось?

Ребята,

оцените,

пожалуйста,

свою

работу

на

уроке.

Для

этого

у

вас

на

партах лежат изображения слонов. Если

на уроке вам было интересно, вы хорошо

поработали,

вам

все

понятно,

то

нарисуйте

слоненку

мячик

на

хоботе.

Если вам было неинтересно, что-то для

вас

осталось

непонятным

нарисуйте

мячик внизу – у ног слона.

Домашнее задание

А

теперь

давайте

откроем

дневники

и

запишем

домашнее

задание:

рабочая

тетрадь, с 13, № 4. Вам нужно будет в

дополнительной

литературе,

Интернете

узнать

подробнее

о

животном

мире

жарких

районов

и

п р и гото ви тьс я

рассказать на уроке о том, что показалось

вам самым интересным.

Ребята, у вас есть вопросы по домашнему

заданию?

Спасибо за урок! Мне было интересно с

вами работать!

Записывают домашнее задание в

дневник.

П о з н а в ат е л ь н ы е : формирование

умения

осуществлять

поиск

и

в ы д е л е н и е

н е о б х о д и м о й

информации.

Словесный метод

(слово учителя).

1 мин.



В раздел образования