Автор: Шумаева Татьяна Владимировна
Должность: преподаватель по классу скрипки
Учебное заведение: СПб ГБУ ДО "ДШИ№11"
Населённый пункт: Санкт - Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Взгляд педагога ДШИ на проблемы и задачи начального этапа обучения игре на скрипке"
Раздел: дополнительное образование
Взгляд педагога ДШИ на проблемы и задачи начального этапа обучения
игре на скрипке.
«Учитель игры на любом инструменте должен быть, прежде всего учителем, т.е.
разъяснителем и толкователем музыки»
Г.Г.Нейгауз
«Происхождение скрипки покрыто тайной. Такое ощущение, что её просто спустили с неба
готовой. Её мог изобрести Леонардо или Челлини, но прославили её другие имена - Стради-
вари, Гварнери, Паганини» - такие трогательные и завораживающие слова читаем в статье
Елены Мунтян «Гварнери против Страдивари» (журнал STORY). Действительно, скрипка
прекрасна и по форме своей и по звучанию. Игра на этом удивительном и красивом инстру-
менте предполагает наличие обострённого слуха, хорошего чувства ритма, музыкальной па-
мяти, музыкальной отзывчивости, чёткой скоординированности движений. Существует ряд
требований к определению рук скрипача, хотя это не гарантирует хорошую приспособляе-
мость к инструменту. Кроме того, обучающийся на скрипке должен быть физически крепким
и психически устойчивым. Впрочем, это также необходимо для обучения и на других музы-
кальных инструментах. У многих поступивших в школу уже наблюдается нарушение осанки,
а игра на скрипке может усугубить эти проявления. Поэтому, при поступлении ребёнка в шко-
лу, требуется справка от врача об отсутствии противопоказаний. Требований к поступающим
в класс скрипки достаточно много, а отсюда и проблема с набором. Конечно, существует
комплекс упражнений для обучающихся игре на скрипке, который необходим для поддержа-
ния здоровья и снятия излишних мышечных напряжений, т.к. поза скрипача является неесте-
ственной. Дети охотно выполняют эти упражнения, но всё же школа не лечебное учреждение.
А именно с этой целью некоторые родители приводят детей в музыкальную школу.
Выбор инструмента обычно решается родителями или старшими членами семьи, которые
пытаются реализовать, возможно, свои несбывшиеся мечты и не задумываются о наличии
необходимых данных у ребёнка. Поэтому уже на этапе подготовки ребёнка к поступлению в
школу и на этапе приёмных испытаний от педагога требуется довольно большое чувство
такта, терпения и умения убеждать родителей в необходимости выбора того или иного
инструмента.
Если приёмные испытания пройдены успешно и 6 – 7 –летний ребёнок становится учеником
школы, то у него появляются обязанности, которых не было раньше. Обучение в ДМШ/ДШИ
предполагает не только посещение предметов, предусмотренных учебным планом, но и регу-
лярное выполнение домашних заданий, которое необходимо для овладения предметом.
Именно регулярность выполнения домашних заданий связывают музыкальную педагогику с
другими видами обучения. Зачастую родители к этому не готовы, т.к. к моменту поступления
в школу их ребёнок уже занимается или хореографией, или каким - либо иностранным язы-
ком, или посещает театральную студию и т.д. и т.п. Задача педагога разъяснять родителям
необходимость выбора в пользу того, что наиболее интересно ребёнку и, что чрезмерные
перегрузки могут принести непоправимый вред здоровью.
Ни для кого не секрет, что первый год обучения в музыкальной школе является очень слож-
ным, т.к. чаще всего совпадает с поступлением ребёнка в первый класс общеобразователь-
ной школы. Совмещать две школы довольно трудная задача и серьёзный стресс для малень-
кого ребёнка. Очень важно, чтобы педагог, родители ученика или его законные представите-
ли стали единомышленниками в вопросах обучения и воспитания.
Даже имея достаточно хорошие природные данные, ребёнка необходимо научить правильно
заниматься на инструменте. А как это сделать? Во – первых, разъяснять ученику необходи-
мость ежедневно заниматься дома и обязательно выполнять задания, которые учитель кон-
кретно и чётко записывает в дневнике. Во – вторых, необходимо проводить работу с родите-
лями: разъяснять как
правильно организовать домашние занятия ребёнка и как правильно осуще-
ствлять контроль за их выполнением. Однако, очень важно, чтобы родители или законные представи-
тели не переусердствовали в этом, т.к. проявление чрезмерной «активности» может помешать работе
педагога. И опять от педагога требуется терпение, чувство такта, умение доходчиво объяснять суть
своих претензий и необходимых требований.
Дети 6-7 летнего возраста быстро утомляются, их психика неустойчива и, исходя из этого педагог
должен правильно планировать ход урока, уметь реагировать на настроение, поведение и самочув-
ствие ученика. Ребёнок должен ощущать душевный комфорт и радость от встречи со своим учителем.
Взаимоотношения педагога и ученика, основанные на доверии и уважении – это залог успеха в освое-
нии учеником необходимых навыков и умений. Ученик будет стараться порадовать своего учителя,
выполнив каждое задание как можно лучше и даже проявить инициативу, например, самостоятельно
разобрав понравившуюся пьесу или сделав рисунок к ней и т.д.
Важна сама личность педагога: его профессионализм, эрудиция, человеческие качества, знания пси-
хологии. Увлечь, заинтересовать, влюбить маленького ребёнка в инструмент, расположить к себе –
важнейшая задача педагога! Если педагог не справляется со своими эмоциями и ведёт себя несдер-
жанно: кричит, бьют по рукам, то такому педагогу необходимо задуматься о правильности выбранно-
го пути. Вместо радости от общения с таким учителем и интереса к занятиям такой педагог порожда-
ет у ребёнка комплексы, но это не значит, что педагог должен быть «добреньким» и не требователь-
ным. Необходим некий баланс. Важно чтобы ученик понимал, что учитель переживает за него и раду-
ется даже самому незначительному его успеху.
Для того, чтобы завладеть вниманием ребёнка и вызвать у него интерес нужны не только объяснения
и педагогический показ произведений, находящихся в работе, но и шутки, юмористические замеча-
ния, сравнения, примеры. «Порой люди помнят, о чём шла речь только по примерам» - пишет
А.В.Стешов в учебно – практическом пособии «Риторика для лидера».
Ребёнок должен ощутить потребность в занятиях и встрече с педагогом. Необходимо продумывать
план, ход и содержание урока, учитывать индивидуальные особенности ребёнка.
При обучении игре на скрипке большое количество времени уходит на организацию игрового аппа-
рата. Прежде, чем исполнить даже самую простую пьеску, занимаемся каждой рукой отдельно, а ма-
ленькому ребёнку самому скорее хочется начать играть на инструменте. От учителя требуется по-
строить урок так, чтобы ученик не заскучал и в тоже самое время, объяснить ему правила поведения
на уроке. Преподавателю необходимо ясно и чётко излагать свои мысли, говорить понятным и про-
стым для ребёнка языком. Говорить уверенно и выразительно, говорить так, чтобы активизировалось
воображение, память и чувства ученика. Деликатно и правильно дозировать поощрения и порицания,
не ущемляя самолюбия ребёнка.
Очень важно первое знакомство ребёнка с инструментом. Если сам педагог увлечённо рассказывает
об инструменте, любуется его изяществом, наслаждается извлекаемыми из него звуками, то это отно-
шение, любовь и трепет будет передаваться и ученику.
Каждый ребёнок развивается по – своему, исходя из своих индивидуальных особенностей, поэтому
работа должна проходить без спешки, без нажима, постепенно, последовательно, систематично. Ино-
гда для определения возможностей ученика необходимо использовать репертуарные «скачки».
Не случайные и хорошо подготовленные «скачки» благотворно влияют на развитие ученика. Желание
оправдать доверие любимого учителя заставляет ребёнка мобилизовать все свои силы и способности.
«Исключительно важная задача педагога – руководить темпом продвижения и развития ученика..» -
пишет А.Л.Готсдинер в статье «Дидактические основы музыкального развития учащихся.»
Современные дети легко и быстро справляются с различными электронными устройствами, подолгу
сидят за компьютерами, меньше читают и меньше слушают хорошей музыки, чем их сверстники ка-
кие – то 15 -20 лет назад (конечно же не все!). Вероятно, отсюда проблемы, появившиеся в последние
два десятилетия: проблема, связанная с музыкальной памятью и проблема, связанная с усвоением
необходимых навыков при игре на струнном инструменте. Имеются ввиду обычные районные школы,
в которые приходят обычные дети, живущие неподалёку от школы. Плохая музыкальная память влия-
ет на усвоение необходимого материала, на репертуар, на ход урока. Поэтому эти проблемы часто ста-
новятся темой для обсуждения на методических совещаниях. Память – сложный процесс. Для того,
чтобы активизировать и развивать память необходимо иметь представления о типах и видах памяти.
У детей 5 – 6 лет образная (механическая) память и держится недолго. Поэтому в работе с такими
детьми есть свои особенности. «Прорабатываем каждую пьесу со всех сторон: поём, подбираем,
транспонируем, прохлопываем в ладоши, считаем, определяем характер, настроение, рисуем, запоми-
наем ноты (их написание)» - пишет в своей работе «Скрипка раньше букваря» Э.В.Пудовочкин. В ре-
зультате - все эти средства воздействуют на развитие памяти.
Подбираем произведения небольшие по объёму, с повторяющимися отрезками мелодии, в то же вре-
мя прислушиваемся к пожеланиям ученика, привлекаем его к выбору репертуара. О необходимости
такого подхода к выбору репертуара говорил в своё время известный педагог – скрипач П.С.Столяр-
ский.
Тщательно, вместе с ребёнком анализируем произведения, находящиеся в работе и делаем это так,
чтобы у ребёнка не пропал интерес к изучаемому материалу и вообще к инструменту. Чередуем
контрастные по настроению пьесы. Подбираем репертуар так, чтобы он вызывал интерес, желание за-
ниматься и преодолевать трудности даже у самых ленивых.
Для поддержания интереса к занятиям нужно использовать и коллективные формы обучения. Детям
интересно заниматься вместе - это даёт возможность присмотреться друг к другу, присмотреться к
тем, у кого получается лучше, да и просто пообщаться. В коллективе, даже самом небольшом, ребёнок
чувствует себя увереннее (как правило).
В 1-2 классах подбираем несложный репертуар с использованием открытых струн; объединяем детей
в дуэты, исходя из их индивидуальных особенностей, музыкальных данных, степени подготовленно-
сти. При накоплении необходимого ансамблевого опыта можно увеличить состав участников и ввести
другие инструменты (например: блокфлейту). Таким образом педагог решает воспитательные, разви-
вающие и другие учебные задачи.
Важно привлекать и родителей или других родственников обучающегося в классе скрипки к совмест-
ному музицированию. Общее дело объединяет, укрепляет взаимоотношения в семье и повышает моти-
вацию ребёнка к занятиям музыкой.
Огромную пользу приносят совместные походы на концерты в Филармонию, Капеллу и т.д.. Слушая
игру выдающихся исполнителей, ребёнок начинает понимать к чему нужно стремиться.
Задача каждого педагога-скрипача ДМШ/ДШИ - привить ребёнку любовь к инструменту, воспитать у
него потребность слушать хорошую музыку (и не только скрипичную) в исполнении выдающихся му-
зыкантов, дирижёров и оркестров, читать литературу о музыке и музыкантах. Но самое главное по-
мнить, что «каждый ребёнок талантлив по – своему», а нам нужно только помочь раскрыть этот та-
лант.