Напоминание

"Взгляд педагога ДШИ на проблемы и задачи начального этапа обучения игре на скрипке"


Автор: Шумаева Татьяна Владимировна
Должность: преподаватель по классу скрипки
Учебное заведение: СПб ГБУ ДО "ДШИ№11"
Населённый пункт: Санкт - Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Взгляд педагога ДШИ на проблемы и задачи начального этапа обучения игре на скрипке"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Взгляд педагога ДШИ на проблемы и задачи начального этапа обучения

игре на скрипке.

«Учитель игры на любом инструменте должен быть, прежде всего учителем, т.е.

разъяснителем и толкователем музыки»

Г.Г.Нейгауз

«Происхождение скрипки покрыто тайной. Такое ощущение, что её просто спустили с неба

готовой. Её мог изобрести Леонардо или Челлини, но прославили её другие имена - Стради-

вари, Гварнери, Паганини» - такие трогательные и завораживающие слова читаем в статье

Елены Мунтян «Гварнери против Страдивари» (журнал STORY). Действительно, скрипка

прекрасна и по форме своей и по звучанию. Игра на этом удивительном и красивом инстру-

менте предполагает наличие обострённого слуха, хорошего чувства ритма, музыкальной па-

мяти, музыкальной отзывчивости, чёткой скоординированности движений. Существует ряд

требований к определению рук скрипача, хотя это не гарантирует хорошую приспособляе-

мость к инструменту. Кроме того, обучающийся на скрипке должен быть физически крепким

и психически устойчивым. Впрочем, это также необходимо для обучения и на других музы-

кальных инструментах. У многих поступивших в школу уже наблюдается нарушение осанки,

а игра на скрипке может усугубить эти проявления. Поэтому, при поступлении ребёнка в шко-

лу, требуется справка от врача об отсутствии противопоказаний. Требований к поступающим

в класс скрипки достаточно много, а отсюда и проблема с набором. Конечно, существует

комплекс упражнений для обучающихся игре на скрипке, который необходим для поддержа-

ния здоровья и снятия излишних мышечных напряжений, т.к. поза скрипача является неесте-

ственной. Дети охотно выполняют эти упражнения, но всё же школа не лечебное учреждение.

А именно с этой целью некоторые родители приводят детей в музыкальную школу.

Выбор инструмента обычно решается родителями или старшими членами семьи, которые

пытаются реализовать, возможно, свои несбывшиеся мечты и не задумываются о наличии

необходимых данных у ребёнка. Поэтому уже на этапе подготовки ребёнка к поступлению в

школу и на этапе приёмных испытаний от педагога требуется довольно большое чувство

такта, терпения и умения убеждать родителей в необходимости выбора того или иного

инструмента.

Если приёмные испытания пройдены успешно и 6 – 7 –летний ребёнок становится учеником

школы, то у него появляются обязанности, которых не было раньше. Обучение в ДМШ/ДШИ

предполагает не только посещение предметов, предусмотренных учебным планом, но и регу-

лярное выполнение домашних заданий, которое необходимо для овладения предметом.

Именно регулярность выполнения домашних заданий связывают музыкальную педагогику с

другими видами обучения. Зачастую родители к этому не готовы, т.к. к моменту поступления

в школу их ребёнок уже занимается или хореографией, или каким - либо иностранным язы-

ком, или посещает театральную студию и т.д. и т.п. Задача педагога разъяснять родителям

необходимость выбора в пользу того, что наиболее интересно ребёнку и, что чрезмерные

перегрузки могут принести непоправимый вред здоровью.

Ни для кого не секрет, что первый год обучения в музыкальной школе является очень слож-

ным, т.к. чаще всего совпадает с поступлением ребёнка в первый класс общеобразователь-

ной школы. Совмещать две школы довольно трудная задача и серьёзный стресс для малень-

кого ребёнка. Очень важно, чтобы педагог, родители ученика или его законные представите-

ли стали единомышленниками в вопросах обучения и воспитания.

Даже имея достаточно хорошие природные данные, ребёнка необходимо научить правильно

заниматься на инструменте. А как это сделать? Во – первых, разъяснять ученику необходи-

мость ежедневно заниматься дома и обязательно выполнять задания, которые учитель кон-

кретно и чётко записывает в дневнике. Во – вторых, необходимо проводить работу с родите-

лями: разъяснять как

правильно организовать домашние занятия ребёнка и как правильно осуще-

ствлять контроль за их выполнением. Однако, очень важно, чтобы родители или законные представи-

тели не переусердствовали в этом, т.к. проявление чрезмерной «активности» может помешать работе

педагога. И опять от педагога требуется терпение, чувство такта, умение доходчиво объяснять суть

своих претензий и необходимых требований.

Дети 6-7 летнего возраста быстро утомляются, их психика неустойчива и, исходя из этого педагог

должен правильно планировать ход урока, уметь реагировать на настроение, поведение и самочув-

ствие ученика. Ребёнок должен ощущать душевный комфорт и радость от встречи со своим учителем.

Взаимоотношения педагога и ученика, основанные на доверии и уважении – это залог успеха в освое-

нии учеником необходимых навыков и умений. Ученик будет стараться порадовать своего учителя,

выполнив каждое задание как можно лучше и даже проявить инициативу, например, самостоятельно

разобрав понравившуюся пьесу или сделав рисунок к ней и т.д.

Важна сама личность педагога: его профессионализм, эрудиция, человеческие качества, знания пси-

хологии. Увлечь, заинтересовать, влюбить маленького ребёнка в инструмент, расположить к себе –

важнейшая задача педагога! Если педагог не справляется со своими эмоциями и ведёт себя несдер-

жанно: кричит, бьют по рукам, то такому педагогу необходимо задуматься о правильности выбранно-

го пути. Вместо радости от общения с таким учителем и интереса к занятиям такой педагог порожда-

ет у ребёнка комплексы, но это не значит, что педагог должен быть «добреньким» и не требователь-

ным. Необходим некий баланс. Важно чтобы ученик понимал, что учитель переживает за него и раду-

ется даже самому незначительному его успеху.

Для того, чтобы завладеть вниманием ребёнка и вызвать у него интерес нужны не только объяснения

и педагогический показ произведений, находящихся в работе, но и шутки, юмористические замеча-

ния, сравнения, примеры. «Порой люди помнят, о чём шла речь только по примерам» - пишет

А.В.Стешов в учебно – практическом пособии «Риторика для лидера».

Ребёнок должен ощутить потребность в занятиях и встрече с педагогом. Необходимо продумывать

план, ход и содержание урока, учитывать индивидуальные особенности ребёнка.

При обучении игре на скрипке большое количество времени уходит на организацию игрового аппа-

рата. Прежде, чем исполнить даже самую простую пьеску, занимаемся каждой рукой отдельно, а ма-

ленькому ребёнку самому скорее хочется начать играть на инструменте. От учителя требуется по-

строить урок так, чтобы ученик не заскучал и в тоже самое время, объяснить ему правила поведения

на уроке. Преподавателю необходимо ясно и чётко излагать свои мысли, говорить понятным и про-

стым для ребёнка языком. Говорить уверенно и выразительно, говорить так, чтобы активизировалось

воображение, память и чувства ученика. Деликатно и правильно дозировать поощрения и порицания,

не ущемляя самолюбия ребёнка.

Очень важно первое знакомство ребёнка с инструментом. Если сам педагог увлечённо рассказывает

об инструменте, любуется его изяществом, наслаждается извлекаемыми из него звуками, то это отно-

шение, любовь и трепет будет передаваться и ученику.

Каждый ребёнок развивается по – своему, исходя из своих индивидуальных особенностей, поэтому

работа должна проходить без спешки, без нажима, постепенно, последовательно, систематично. Ино-

гда для определения возможностей ученика необходимо использовать репертуарные «скачки».

Не случайные и хорошо подготовленные «скачки» благотворно влияют на развитие ученика. Желание

оправдать доверие любимого учителя заставляет ребёнка мобилизовать все свои силы и способности.

«Исключительно важная задача педагога – руководить темпом продвижения и развития ученика..» -

пишет А.Л.Готсдинер в статье «Дидактические основы музыкального развития учащихся.»

Современные дети легко и быстро справляются с различными электронными устройствами, подолгу

сидят за компьютерами, меньше читают и меньше слушают хорошей музыки, чем их сверстники ка-

кие – то 15 -20 лет назад (конечно же не все!). Вероятно, отсюда проблемы, появившиеся в последние

два десятилетия: проблема, связанная с музыкальной памятью и проблема, связанная с усвоением

необходимых навыков при игре на струнном инструменте. Имеются ввиду обычные районные школы,

в которые приходят обычные дети, живущие неподалёку от школы. Плохая музыкальная память влия-

ет на усвоение необходимого материала, на репертуар, на ход урока. Поэтому эти проблемы часто ста-

новятся темой для обсуждения на методических совещаниях. Память – сложный процесс. Для того,

чтобы активизировать и развивать память необходимо иметь представления о типах и видах памяти.

У детей 5 – 6 лет образная (механическая) память и держится недолго. Поэтому в работе с такими

детьми есть свои особенности. «Прорабатываем каждую пьесу со всех сторон: поём, подбираем,

транспонируем, прохлопываем в ладоши, считаем, определяем характер, настроение, рисуем, запоми-

наем ноты (их написание)» - пишет в своей работе «Скрипка раньше букваря» Э.В.Пудовочкин. В ре-

зультате - все эти средства воздействуют на развитие памяти.

Подбираем произведения небольшие по объёму, с повторяющимися отрезками мелодии, в то же вре-

мя прислушиваемся к пожеланиям ученика, привлекаем его к выбору репертуара. О необходимости

такого подхода к выбору репертуара говорил в своё время известный педагог – скрипач П.С.Столяр-

ский.

Тщательно, вместе с ребёнком анализируем произведения, находящиеся в работе и делаем это так,

чтобы у ребёнка не пропал интерес к изучаемому материалу и вообще к инструменту. Чередуем

контрастные по настроению пьесы. Подбираем репертуар так, чтобы он вызывал интерес, желание за-

ниматься и преодолевать трудности даже у самых ленивых.

Для поддержания интереса к занятиям нужно использовать и коллективные формы обучения. Детям

интересно заниматься вместе - это даёт возможность присмотреться друг к другу, присмотреться к

тем, у кого получается лучше, да и просто пообщаться. В коллективе, даже самом небольшом, ребёнок

чувствует себя увереннее (как правило).

В 1-2 классах подбираем несложный репертуар с использованием открытых струн; объединяем детей

в дуэты, исходя из их индивидуальных особенностей, музыкальных данных, степени подготовленно-

сти. При накоплении необходимого ансамблевого опыта можно увеличить состав участников и ввести

другие инструменты (например: блокфлейту). Таким образом педагог решает воспитательные, разви-

вающие и другие учебные задачи.

Важно привлекать и родителей или других родственников обучающегося в классе скрипки к совмест-

ному музицированию. Общее дело объединяет, укрепляет взаимоотношения в семье и повышает моти-

вацию ребёнка к занятиям музыкой.

Огромную пользу приносят совместные походы на концерты в Филармонию, Капеллу и т.д.. Слушая

игру выдающихся исполнителей, ребёнок начинает понимать к чему нужно стремиться.

Задача каждого педагога-скрипача ДМШ/ДШИ - привить ребёнку любовь к инструменту, воспитать у

него потребность слушать хорошую музыку (и не только скрипичную) в исполнении выдающихся му-

зыкантов, дирижёров и оркестров, читать литературу о музыке и музыкантах. Но самое главное по-

мнить, что «каждый ребёнок талантлив по – своему», а нам нужно только помочь раскрыть этот та-

лант.



В раздел образования