Автор: Суняева Екатерина Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ№2"Светлячок"
Населённый пункт: Город Инта
Наименование материала: занятия
Тема: "Свойства воды"
Раздел: дошкольное образование
Группа «Смешарики»
Воспитатель :Суняева Екатерина Сергеевна
Конспект занятия в средней группе «Свойства воды»
ЦЕЛЬ: Познакомить детей с некоторыми физическими свойствами воды.
Задачи:
Образовательная
- исследование вкуса и цвета воды, ознакомление со свойством
«прозрачность», закрепление знаний о воде, как растворителе.
Развивающая
- развитие познавательного интереса к предмету, умения работать в паре,
речи, мышления, внимания, памяти.
Воспитательная
- воспитание любознательности, уверенности в себе, внимательности,
аккуратности.
Направления: Познавательное, физическое, художественно-эстетическое,
речевое.
Оборудование для детей: на каждого ребенка стеклянные стаканы с водой и
молоком, сахар рафинад, соль, краска гуашь, камешки, ложки, салфетки
светло-голубого цвета и кусочки бумаги синего, белого и зелёного цвета,
солнышки и тучки из цветного картона (на магнитах) .
Оборудование для воспитателя: два стакана, один с водой другой с молоком,
кусочки картона синего, белого и зеленого цвета, столик у доски, предметы
для игры лук, чеснок, лимон, конфета, стакан чистой воды
Ход занятия:
I Организационный момент.
(Стук в дверь. Воспитатель вносит Капельку) .
- Посмотрите, кто пришел к нам в гости? Верно, это Капелька. Давайте с ней
поздороваемся (дети здороваются)
II Целеполагание и мотивация.
Она подготовила для вас очень интересную, но довольно сложную загадку.
Отгадав её, вы узнаете, о чем мы сегодня будем говорить.
- Я и в туче, и в тумане, и в ручье, и в океане,
И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу. (вода)
- Верно! Значит тема нашей беседы – вода.
(Звучит аудиозапись журчания ручейка)
-Ребята, послушайте и определите, что это за звуки. (ответы детей).
Действительно, это журчит ручей. Сегодня мы с вами отправимся в
путешествие в Царство Воды, но не одни, Капелька отправится с нами в это
удивительное путешествие.
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране…
-Ребята, наша Капелька много видела, много интересного знает о воде и
хочет поделится своими знаниями с вами. Сегодня мы будем заниматься
исследованием воды, делать открытия как настоящие ученые. А кто такие
учёные и чем они занимаются? (ответы детей) .
-Итак, представьте, что вы учёные.
Прошу пройти в 1-ую лабораторию. (Воспитатель напоминает о правилах
поведения в лаборатории) .
- Для проведения опыта нам понадобятся стаканы с чистой водой, краска,
сахар, поваренная соль. Все это стоит у вас на столе.
- Положите в стакан с чистой водой краску. Помешайте ложечкой воду. Что
стало с краской? Правильно, она растворилась.
- Положите в другой стакан с водой один кусочек сахара. Вы видите сахар?
Помешайте воду с сахаром. А сейчас вы видите кусочек сахара? Не видите? А
куда же он делся? Растворился? Правильно, сахар растворился в воде.
- Положите в третий стакан с чистой водой чайную ложечку соли. Тщательно
размешайте. Сейчас вы видите соль? А почему не видите? Правильно, соль
растворилась в воде.
-Что можно сказать о воде по итогам этого опыта. (ответы детей о том, что
вода может растворять вещества. Вода- растворитель)
-А теперь давайте подойдем к другому столу и посмотрим, что за сюрприз
нам приготовила Капелька.
- У вас на столах стоит по 2 стакана, в одном молоко, в другом вода.
- Возьмите по одному камешку и положите их в стаканы: один камешек в
стакан с водой, а другой – в стакан с молоком.
- В каком из стаканов виден камешек? Почему? (вода прозрачная). А что
значит «прозрачная»? (ответы детей) .
- Посмотрите внимательно и скажите: какого цвета молоко? А цвет воды
похож на цвет молока? Значит, цвет воды не… белый. Согласны?
- Как вы думаете, а какого цвета вода? Может быть, цвет воды похож на
синий цвет? (воспитатель берет кусочек цветной бумаги и прикладывает к
стакану с водой)
- Посмотрите у меня в руках кусочки бумаги различного цвета, можно ли
сравнить цвет воды с одним из этих цветов? Предлагаю вам сравнить цвет
воды с цветами бумаги. (Аналогично дети исследуют цвет воды, прикладывая
зелёный, синий и белый кусочки цветной бумаги к стакану с водой. Т. о. дети
выясняют, что вода не синяя, не зеленая и т. д.) .
-Итак, можно ли сравнить цвет воды с одним из этих цветов? Правильно
нельзя! У чистой воды нет цвета. Вода бесцветна.
- Ученые, вы сейчас сделали открытие: вода не имеет цвета, она бесцветна.
-а теперь Капелька предлагает нам немного отдохнуть.
Физминутка
Море очень широко,
(Дети широко разводят руки в стороны.)
Море очень глубоко.
(Приседают, коснувшись руками пола.)
Рыбки там живут, друзья,
(Выполняют движение «Рыбка».)
А вот воду пить нельзя.
(Разводят руки в стороны, приподняв плечи.)
Ребята, Капелька говорит, что вы еще не все узнали о свойствах воды и
предлагает поиграть в игру. Я вам буду показывать предметы, а вы должны
назвать, что это и его вкус. (изображение лимона, конфета, лука, чеснока, и т.
п., а потом показывает стакан с водой) .
- А вода? Ведь вы все пили воду. У неё есть вкус? Какая вода на вкус? (без
вкуса). Кто не верит, что вода не имеет вкуса, подойдите и попробуйте. (на
столе подготовленные стаканчики с водой)
- Верно. Какое открытие вы сейчас сделали? (ответы детей) .
V Обобщение и систематизация знаний.
- Ребята, вы сегодня такие молодцы! Ведь вы были настоящими учёными и
сделали сегодня много открытий! И теперь каждый из вас может рассказать
своим родителям и друзьям о том, что вода… (дети делают вывод)
(ответы детей: без цвета, без вкуса, прозрачная, растворитель) .
Литература :
1 .Журнал “Дошкольное воспитание”, №3, 2015.
2.Журнал “Дошкольное воспитание”, №6, 20016.
3.И.Э. Куликовская Н.Н. Совгир – Детское экспериментирование, средней
дошкольный возраст: М – педагогическое общество России, 2015.
4.Г.П. Тугушева А.Е. Чистякова – Экспериментальная деятельность детей
среднего и старшего дошкольного возраста: Детство-Пресс, 2015.
5.Организация экспериментальной деятельности дошкольников:
Методические рекомендации/под ред. Прохоровой Л.Н. – М.: Аркти, 2015