Напоминание

"Чудеса Башкортостана"


Автор: Пестова Ольга Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №9 "Петушок"
Населённый пункт: город Благовещенск Республика Башкортостан
Наименование материала: Педагогический проект
Тема: "Чудеса Башкортостана"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 9 «Петушок» комбинированного вида г. Благовещенска

Республики Башкортостан

Педагогический проект

«Чудеса Башкортостана»

Подготовила воспитатель

подготовительной группы

Пестова О.С.

г. Благовещенск, 2017- 2018 гг.

Паспорт проекта.

Автор проекта: Пестова О.С.

Участники: воспитанники подготовительной группы, воспитатели, родители

воспитанников.

Вид проекта: познавательный, информационный

Тип проекта: долгосрочный (сентябрь 2017 – май 2018г.)

Актуальность. Ребёнок – это будущий полноправный член социума,

которому предстоит усваивать, сохранять, развивать и передавать дальше

культурное наследие общества через включения в культуру, социальную

активность и поведение. В условиях возрождения России возникает

потребность в теоретической основе и методической разработке проблемы

национального воспитания в условиях дошкольного образовательного

учреждения. Обращенность образования к культуре – это поиск путей выхода

из духовного кризиса.

Культура – как сосредоточение человеческих ценностей, передаваемых от

старших поколений к младшим, остаётся пониманием всеми людьми

независимо от принадлежности к той или иной нации или социальной

группе.

Сегодня становится возможным на деле осуществить «связь времён», внести

в воспитание детей разнообразные элементы культуры. Одной из важных

задач воспитания детей является приобщение их к духовным истокам бытия,

развития интереса к своим корням. Сохранение и развитие культуры каждого

этноса актуально для многонациональной России, потому что в современном

обществе именно этнос способен обеспечить успешную адаптацию индивида

к условиям интенсивных перемен во всём укладе его жизни.

Педагогический аспект культуры понимается не только как возрождение и

воссоздание традиций башкирского народа, но и как приобщение нового

поколения к системе культурных ценностей народа и своей семьи. Наверное,

самый благородный путь – возрождение забытых национальных ценностей. К

счастью, детство – то время, когда возможно подлинное искреннее

погружение в истоки национальной культуры.

Проблема: низкий уровень знаний детей об истории, традициях и обычаях

башкирского народа.

Гипотеза: развитие интереса к культуре и традициям башкирского народа

будет эффективным при соблюдении следующих условий:

создание развивающей среды;

проведение систематического знакомства (обучение) с использованием

наглядного материала;

привлечение к данной теме родителей.

Цели:

Познакомить детей с особенностями культуры, быта,

традициями башкирского народа;

Расширить кругозор детей, обогатить словарный запас;

Развивать познавательный интерес, желание узнать больше о культуре,

экологии, традициях своей республики;

Воспитывать гуманное отношение к природе, любовь к малой Родине.

Задачи:

Развивать у детей эмоциональное, активное отношение,

действительный интерес к народной культуре башкир.

Познакомить детей с особенностями культуры, быта, традициями

народа (жилище, народный костюм, национальная кухня).

Обогащать интеллектуальную, информационную сторону ребёнка.

Формировать интерес к самостоятельному изготовлению поделок,

отражающих национальное искусство башкир.

Воспитывать уважение к культурным традициям других народов.

Формы и методы работы:

Формы работы:

- непосредственно образовательная деятельность;

- совместная деятельность;

- самостоятельная деятельность;

- взаимодействие с родителями.

Для успешной реализации программы необходимо создать условия для

формирования у детей целостного восприятия прошлого и настоящего своего

края, осмысление своего места в нём, осознание своей ответственности за

него. Это напрямую зависит от правильного выбора и применения методов

обучения:

1. Методы, в основе которых лежит способ организации занятий:

- игровой (игровая мотивация, сюрпризные моменты, дидактические игры,

вербальные, сюжетно-ролевые игры);

- словесный (устное изложение, беседа, рассказ и т.д.);

- наглядный (показ иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом,

работа по образцу и др.);

- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и

таблицам.).

2. Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую

информацию;

- репродуктивный – дошкольники воспроизводят полученные знания и

освоенные способы деятельности;

- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение

поставленной задачи совместно с педагогом;

- исследовательский – самостоятельная творческая работа дошкольников.

3. Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности

дошкольников в образовательной деятельности:

- фронтальный – одновременная работа со всеми детьми;

-индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и

фронтальных форм работы;

- групповой – организация работы в группах;

- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Этапы реализации:

1. Подготовительный - сбор информации из различных источников по теме;

обогащение и дополнение развивающей среды в группе, диагностирование

участников проекта; составление тематического планирования мероприятий.

2. Основной - осуществление деятельности в соответствии с тематическим

планированием; повышение профессиональной компетентности педагогов

путем обеспечения методического сопровождения проектной деятельности в

дошкольном образовательном учреждении; привлечение родителей к участию

в мероприятиях детского сада, осуществлению проектной деятельности;

осуществление контроля над реализацией проекта.

3. Заключительный – итоговая диагностика, самоанализ, презентация опыта

работы по проекту.

Презентация проекта:

1. Организация выставки детских творческих работ «Край родной».

2. Оформление фотовыставки «Мы познаем край родной».

3. Изготовление лепбука «Мой Башкортостан»

Основные направления в работе по реализации проекта:

Образовательная область «Познавательное развитие»

Развитие познавательных интересов, исследовательской и

продуктивной деятельности;

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей;

Формирование представление о том, что такое планета земля, какие

люди живут на земле, чем они похожи на нас и чем они отличаются.

Образовательная область «Развитие речи»

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической

стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи;

связной речи – диалогической и монологической форм) в различных

формах и видах детской деятельности;

Знакомство с фольклором башкир (потешки, сказки, пословицы,

поговорки).

Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг;

Развитие литературной речи;

Приобщение к словесному искусству, развитие художественного

восприятия и эстетического вкуса.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Развитие игровой деятельности детей;

Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам

взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе

моральным);

Формирование первичных представлений об обществе (ближайшем

социуме и месте в нем);

Формирование первичных представлений о государстве (в том числе

его символах, «малой» и «большой» Родине, ее природе) и

принадлежности к нему;

Формирование первичных представлений о мире (планете

Земля, многообразии стран и государств, населения, природы планеты

и др.).

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

o

Развитие музыкально-художественной деятельности;

o

Приобщение к музыкальному искусству.

o

Развитие способности эмоционально воспринимать музыку.

o

Развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка,

аппликация, художественный труд);

o

Развитие детского творчества;

o

Приобщение к изобразительному искусству.

Образовательная область «Физическое развитие»

Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости,

выносливости и координации);

Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение

основными движениями);

Формирование у воспитанников потребности в двигательной

активности и физическом совершенствовании.

Ожидаемый результат: воспитание свободной, творческой личности,

осознающей свои корни, национальные истоки, традиции, обычаи, способной

ориентироваться в современном мире, жить в мире и согласии со всеми

народами.

В результате реализации проекта воспитанники должны знать и называть:

Место проживания: республика, город; предприятия родного города и

их значимость; символику республики, города, достопримечательности,

климатические условия; флору и фауну; находить на карте крупные

города республики, знают природоохранительные мероприятия;

Свою нацию, культуру, язык, традиции, гордятся своим народом, его

достижениями. Знают столицу своей Родины. Ее историю,

достопримечательности, показывают на карте Башкортостана

несколько крупных городов.

Называть представителей других национальностей, населяющих нашу

Республику. Уважать их культуру и традиции;

Знать природу республики, ее флору и фауну;

Уметь любоваться природой, бережно относиться к ней;

Национальные игры, с удовольствием в них играть.

Приобщая детей к культуре своего народа и национальностей, проживающих

рядом, мы формируем у них представление о себе и других как о личности.

Данный проект поможет воспитателям раскрыть ребенку мир национальных

культур, расширить представления об образе жизни людей, населяющих

республику Башкортостан, их обычаях, традициях, фольклоре; на основе

познания способствовать речевому, художественно-эстетическому,

нравственному, эмоциональному и социальному развитию детей. Приобщая

детей к культуре своего народа и национальностей, проживающих рядом, мы

формируем у них представление о себе и других как о личности.

Работа с родителями:

1. Привлечение родителей к сбору материала по проекту.

2. Консультации «Приобщение детей к традициям башкирского народа», «Как

воспитать патриота».

3. Родительское собрание в форме деловой игры «Мой Башкортостан».

4. Посещение краеведческого музея

Работа с педагогами:

КВН «Знатоки Башкортостана»

Перспективный план по реализации проекта.

Раздел программы

Формы и методы работы с детьми

Познавательное развитие

ОД «Башкортостан – мой край родной»;

ОД «Государственные символы республики

Башкортостан»

Беседа «Достопримечательности моего города»;

ОД «Природные памятники Башкортостана»;

Занятие «Коренные жители Башкирии»;

Занятие «Башкирское народное жилище»;

Занятие «Одежда башкирского народа»;

Беседа «Что мы знаем о пчёлах»;

Беседа «Что получают из молока?»;

Беседа «Целебные напитки. Кумыс»;

ОД «Башкирские народные музыкальные

инструменты».

Занятие «Салават Юлаев – славный сын

башкирского народа».

Речевое развитие

Занятие «Красоты и богатства моего края»;

Пересказ сказки «Ленивый сын»;

Рассказывание по картине «В башкирской избе»;

Легенда «Происхождение башкир»;

Сказка «О курае»;

Легенда о происхождении шиханов;

Легенды о реках Башкортостана;

Сказка «Медведь и пчелы»;

Беседа о лени и трудолюбии. Познакомить детей

с произведением «Пчелка» Авт. Айсысыу

Ягафарова (перевод М.Гафурова).

Знакомство с произведениями поэтов

Башкортостана:

«Башкортостан – чудесная земля…»,

«Башкортостан – родная сторона».

Рассматривание иллюстраций, заучивание

стихотворений о Башкортостане;

Прослушивание сказки «Абзалил»;

Разучивание стихотворения Ф. Рахимгуловой

«Откуда родом ты?»,

Прослушивание рассказа о детстве Салавата.

Разучивание стихотворения С. Юлаева;

Чтение легенды об Агидели;

Рассказывание легенды «В царстве Шульгена»;

Чтение башкирских народных сказок «Урал-

батыр», «Петух - батыр», «Акбузат», «Алп-

батыр», «Шумбай».

Художественно-эстетическое

развитие

Рисование «Мой край родной»;

Рисование «Юрта»;

Рисование «Башкирский национальный

костюм»;

Рисование «Украсим фартук для бабушки»

Аппликация «Башкирский ковёр»

Декоративная аппликация «Украсим юрту

узором».

Аппликация «Сапожки – ичиги»;

Лепка «Башкирский сувенир в подарок другу»;

Лепка «Кадушка для кумыса»;

Знакомство с работами художников

А.Ф.Лутфуллина «Женский портрет»,

А.Ситдиковой «В башкирской избе»,

Э.Тюлькина «Изба Салавата».

Слушание музыкальных произведений

башкирских детских композиторов:

Слушание гимна Республики Башкортостан;

«Колыбельная» Р. Сагхаутдиновой;

«Процветай, Родина моя!»,

«Я люблю тебя, мой Башкортостан

Физическое развитие

Подвижные игры:

Социально-коммуникативное

развитие

«Юрта», «Стрелок», «Липкие пеньки»,

«Охотники», «Ловкий джигит», « Мы веселые

ребята», «Мишень», «Петушиный бой»,

«Медведь и пчелы», «Курай».

Сюжетно-ролевые игры «В гости пришла

бабушка», «В аул к бабушке и дедушке»;

КВН «Мой Башкортостан»;

Квест-игра «Чудеса Башкортостана»

Башкирская народная игра «Невод»

(разучивание)

Дидактические игры:

«Какого города герб?»

«Башкирская национальная одежда»,

«Собери карту Башкортостана»,

«Кто скорее составит флаг РБ?»

Настольно – печатные игры:

«Башкирская посуда»,

«Башкирские узоры»,

«Узнай свой элемент башкирского орнамента».



В раздел образования