Напоминание

"Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ"


Автор: Логинова Ольга Ивановна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МКДОУ "Куртамышский детский сад№6"
Населённый пункт: г. Куртамыш Курганская область
Наименование материала: статья
Тема: "Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ

Основная задача дошкольных образовательных учреждений ─

подготовить ребёнка к самостоятельной жизни, дав ему для этого

необходимые умения, навыки, воспитав определённые привычки.

Но может ли каждый профессионально подготовленный педагог,

просто взрослый ответственный человек бесстрастно относиться к

неблагополучному состоянию здоровья своих воспитанников, его

прогрессирующему ухудшению? Одним из ответов на этот вопрос и

стала востребованность педагогами образовательных учреждений

здоровьесберегающих образовательных технологий.

Прежде чем начать говорить о здоровьесберегающих технологиях,

определим понятие «технология». Технология ─ это инструмент

профессиональной деятельности педагога.

Что же такое здоровьесберегающие технологии?

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании ─

технологии, направленные на решение приоритетной задачи

современного дошкольного образования ─ задачи сохранения,

поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического

процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании

применительно к ребёнку – обеспечение высокого уровня реального

здоровья воспитаннику детского сада и воспитание

валеологической культуры как совокупности осознанного

отношения детей к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и

умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валелогической

компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и

эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного

поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной

медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Применительно к взрослым цель здоровьесберегающих технологий

─ содействие становлению культуры здоровья, в том числе

культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и

валеологическому просвещению родителей.

Учёные выделяют следующие задачи здоровьесберегающих

технологий:

1. Сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного

и системного использования доступных для дошкольных

образовательных учреждений средств физического воспитания,

оптимизации двигательной деятельности на свежем воздухе.

2. Обеспечение активной позиции детей в процессе получения

знаний о здоровом образе жизни.

3. Конструктивное партнёрство семьи, педагогического коллектива

и самих детей в укреплении их здоровья, развитии творческого

потенциала.

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании

─ это классификация здоровьесберегающих технологий по

доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств

здоровьесбережения и здоровьеобогащения субъектов

педагогического процесса в детском саду.

Итак, рассмотрим виды здоровьесберегающих технологий в

дошкольном образовании.

• медико-профилактические;

• физкультурно-оздоровительные;

• технологии обеспечения социально-психологического

благополучия ребёнка;

• технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов

дошкольного образования;

• валеологического просвещения родителей; здоровьесберегающие

образовательные технологии в детском саду.

Медико-профилактические технологии в дошкольном образовании

– технологии, обеспечивающие сохранение и преумножение

здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в

соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с

использованием медицинских средств. К ним относятся следующие

технологии: организация мониторинга здоровья дошкольников и

разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;

организация и контроль питания детей раннего и дошкольного

возраста, физического развития дошкольников, закаливания;

организация профилактических мероприятий в детском саду;

организация контроля и помощь в обеспечении требований

СанПиНов; организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.

Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном

образовании – технологии, направленные на физическое развитие и

укрепление здоровья дошкольников: развитие физических качеств,

двигательной активности и становление физической культуры

дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и

самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование

правильной осанки, воспитание привычки к повседневной

физической активности и заботе о здоровье и т. п.

Реализация этих технологий, как правило, осуществляется

специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ

в условиях специально организованных форм оздоровительной

работы.

Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду

– технологии воспитания валеологической культуры или культуры

здоровья дошкольников. Цель ─ становление осознанного

отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление

знаний о здоровье и развитие умений оберегать, поддерживать и

сохранять его, обретение валеологической компетентности,

позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать

задачи здорового образа жизни и безопасного поведения. Это

технология личностно-ориентированного воспитания и обучения

дошкольников. Ведущий принцип таких технологий ─ учёт

личностных особенностей ребёнка, индивидуальной логики его

развития, учёт детских интересов и предпочтений в содержании и

видах деятельности в ходе воспитания и обучения.

Технологии обеспечения социально-психологического

благополучия ребёнка ─ технологии, обеспечивающие психическое

и социальное здоровье дошкольников. Основная задача этих

технологий ─ обеспечение эмоциональной комфортности и

позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе

общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье. К

ним относятся: технологии психологического или психолого-

педагогического сопровождения развития ребёнка в педагогическом

процессе ДОУ.

Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов –

технологии, направленные на развитие культуры здоровья

педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья,

развитие потребности к здоровому образу жизни.

Технологии валеологического просвещения родителей –

обеспечение валеологической образованности родителей

воспитанников ДОУ.

Перечислим основные здоровьесберегающие технологии,

используемые в дошкольных образовательных учреждениях:

стретчинг, подвижные и спортивные игры, релаксация, пальчиковая

гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика,

гимнастика после сна, утренняя гимнастика, физкультурные

занятия, точечный массаж, самомассаж, ароматерапия, су-джок

массаж, корригирующая гимнастика, физкультминутки и т. д.

Таким образом, можно сделать вывод, что здоровьесберегающие

технологии в дошкольном образовании направлены на решение

приоритетной задачи современного дошкольного образования, а

именно, на решение задачи сохранения, поддержания и обогащения

здоровья воспитанников образовательных учреждений.

Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в

итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ

жизни. Чтобы вызвать у детей желание заниматься, важно

заинтересовать ребенка с первых минут. Для этого необходимо

предварительно продумать методические приемы, которые помогут

решать поставленные задачи.

Поставленные задачи будут успешно решаться только при

использовании открытых педагогических принципов и методов

обучения, а именно:

Принцины здоровьесберегающих технологий:

-принцип «Не навреди!»;

-принцип сознательности и активности;

-непрерывности здоровьесберегающего процесса;

-систематичности и последовательности;

-принцип доступности и индивидуальности;

-всестороннего и гармонического развития личности;

-системного чередования нагрузок и отдыха;

-постепенного наращивания оздоровительных воздействий;

-возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса.

Существует десять золотых правил здоровьесбережения, которые

относятся и к воспитателям:

1.

Соблюдайте режим дня!

2. Обращайте больше внимания на питание!

3. Больше двигайтесь!

4. Спите в прохладной комнате!

5. Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!

6. Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!

7. Гоните прочь уныние и хандру!

8. Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!

9. Старайтесь получать как можно больше положительных

эмоций!

10.

Желайте себе и окружающим только добра!

Таким образом, здоровьесберегающие технологии можно

рассматривать как одну из самых перспективных систем 21-го века

и как совокупность методов и приемов организации обучения

дошкольников, без ущерба для их здоровья



В раздел образования