Напоминание

Актуальность поликультурного воспитания в образовательной среде


Автор: Щетинина Надежда Ефимовна
Должность: преподаватель кафедры математики и информатики
Учебное заведение: "Ставропольский государственный педагогический институт" в г. ЕССЕНТУКИ (Филиал СГПИ в г. Ессентуки)
Населённый пункт: г. Ессентуки, Ставропольский край
Наименование материала: статья
Тема: Актуальность поликультурного воспитания в образовательной среде
Раздел: высшее образование





Назад




Актуальность поликультурного

воспитания в образовательной среде

Статья

Автор: Щетинина Надежда Ефимовна,

преподаватель кафедры математики и информатики

«Ставропольский государственный педагогический институт»

в г. ЕССЕНТУКИ (Филиал СГПИ в г. Ессентуки)

«Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не

уважать оной есть постыдное малодушие»

(А.С. Пушкин)

Современная жизнь ставит перед образованием сложную задачу - необходимо воспитать

молодёжь в духе мира и уважения всех народов, сформирования умения общаться и

сотрудничать с людьми разных национальностей, вероисповеданий, социальных групп,

глубоко понимать и ценить своеобразие культур других народов. Проблема подготовки

молодёжи в многонациональной, поликультурной среде является актуальной и занимает

одно из самых важных мест среди проблем образования на сегодняшний день.

Что же такое поликультурное воспитание?

Поликультурное воспитание – это:

- противостояние расизму, предубеждениям, ксенофобии, предвзятости, ненависти,

основанной на культурных различиях (Г.Д. Дмитриев);

- выбор интернационального воспитания. (А.Н. Джуринский);

- формирование человека, который способен к активной и эффективной

жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладает развитым

чувством понимания и уважения иных культур, умения жить в мире и согласии с людьми

разных национальностей (В.В. Макаев, З.А. Малькова, Л.Л. Супрунов).

Специфическими целями поликультурного образования являются:

- формирование всесторонне и гармонически развитой личности, способной к

творческому саморазвитию и осуществляющей этнокультурное и гражданское

самоопределение на основе национальной традиции, ценностей российской и мировой

культуры;

- развитие национальных культур и родных языков народов России как

необходимых инструментов социализации подрастающих поколений и важнейшей

основы становления и функционирования Российской гражданской нации;

- создание условий для развития и сохранения сотрудничества всех этнокультурных групп

в едином экономическом, социальном, политическом и культурном сообществе,

называемая, Российской гражданской нацией;

- более эффективная подготовка выпускников школы и вуза к жизни в условиях

федеративного государства и современной цивилизации, расширение возможностей

самореализации, социального роста, повышения качества жизни;

- развитие образовательного и профессионального потенциала России, воспитание

молодежи, подготовленной к ответственной и продуктивной интеллектуальной,

организаторской, производственной деятельности в открытом поликультурном

мире.

Поликультурное образование - ещё очень молодая отрасль педагогического знания для

России. Лишь за последние 10 лет появилось большое количество публикаций по

вопросам поликультурного воспитания нашего общества и объективной необходимости

перестраивать систему образования, как школьную, так и вузовскую. Так в 1999 году была

разработана и

опубликована Концепция поликультурного образования в современной

общеобразовательной школе России (авторы – В.В. Макеев, З.А. Малькова, Л.Л.

Супрунова). Согласно данной концепции уже сейчас работает ряд школ Кабардино-

Балкарии, Карачаево-Черкесии, Северной Осетии, Краснодарского и Ставропольского

края. Идеи поликультурного образования творчески развиваются педагогами разных

городов. В 2003г. принята Концепция поликультурного образования в высшей школе РФ

(авторы – Ю.С. Давыдов и Л.Л. Супрунова).

В своих выступлениях В.В.Путин говорит: «Россия – многонациональная страна. Она

является общим домом для христиан, мусульман, представителей других концессий.

Много веков эти люди живут в согласии и добрососедстве. Такие отношения не просто

норма жизни для нашей страны. Это, без всякого преувеличения является нашим

национальным достоянием. И мы бережём его как зеницу ока. Имея уникальный опыт

взаимообогащения культур и традиций, мы стремимся к развитию диалога цивилизаций,

выступаем за создание более справедливой системы международного устройства,

основанной на принципах равноправия и уважения всех людей вне зависимости от их

национальности или вероисповедания. Такую политику Россия намерена проводить по

всем направлениям…»

Все миграционные перемещения, которые сейчас происходят в России, за короткий

срок изменили социальный и этнокультурный облик населения нашего города и края в

целом. Соответственно изменился и контингент учащихся в школах и в Вузах.

Поэтому, на базе школ края все чаще возникают поликультурные образовательные

центры, способствующие решению проблем социальной адаптации и образования

детей-мигрантов. Здесь возникает необходимость поликультурного воспитания с

дошкольного и школьного образования.

Поликультурное воспитание – сложное социально-воспитательное явление, которое

требует расширения коммуникативных каналов диады «педагог – ребенок (подросток,

молодой человек) в рамках открытой воспитательной среды. Это предполагает

осуществление педагогического взаимодействия на трех уровнях:

Первый уровень:

- ориентирован на осознание этнической принадлежности и культивирование

положительных черт «национального характера»;

Направлением деятельности педагога на данном уровне является:

- стимулирование интересов личности человека к межкультурной коммуникации.

Второй уровень:

- предполагает обогащение знаний о многомерности этнического мира,

формирование положительного образа «этнического соседа»;

Направлением деятельности педагога на данном уровне является

- использование интерактивных технологий обучения;

- создание ценностно-смыслового воспитывающего поля на основе обычаев и традиций в

режиме поликультурного диалога.

Третий уровень:

- включает формирование и развитие осознанного отношения к межэтническому

и межкультурному взаимодействию, приобретение применение

коммуникативных умений и навыков в режиме «диалога культур».

На этом уровне деятельность педагога сводится к :

- формированию позиционности в поликультурной среде;

- стимулированию осмысленного взаимодействия.

Причём формы работы должны быть разнообразными: беседы, устные рассказы,

доклады, сообщения, сочинения о межнациональных отношениях, экскурсии в музеи

национальных культур, проведение концерта ко дню Народного Единства, конкурсы

рисунков, газет, где отражается история своего народа, конкурсы чтецов (знакомство с

национальной поэзией).

Одним из главных способов организации поликультурного воспитания является

обеспечение культурологической направленности филологического образования и

введение поликультурного компонента в различные учебные дисциплины. Ведущим при

этом остается двуязычное и многоязычное обучение (родной язык, язык доминирующего

этноса, иностранные языки), которое не только служит коммуникации, но и позволяет

приобщаться к различным способам мышления, чувствования, поведения. Воспитание и

обучение должны содействовать тому, чтобы человек осознал свои корни и тем самым

мог определить место, которое он занимает в современном мире и привить ему уважение,

ценностное отношение к другим культурам. Мы сейчас живем в условиях усиливающихся

процессов глобализации. Глобальными сейчас являются такие системы как, экономика,

политика, рынки, миграция населения Земли. От того как качественно укрепляются

межкультурные связи и общения, это и есть основа благополучия, безопасности и

экономической стабильности наций, населяющих нашу планету.

Известен отечественный опыт межнационального сотрудничества. Во всех отраслях

хозяйства и культуры СССР плодотворно трудились многонациональные коллективы.

Сплоченность народов ярко проявилась в боях, труде, повседневной жизни в годы

Великой Отечественной войны, в послевоенном возрождении страны. Так в культурной

сфере сотрудничество обеспечило ликвидацию неграмотности, создание письменности

пятидесяти этносов, расцвет яркого, самобытного искусства малочисленных народов. В

СССР в ХХ в. не исчезла ни одна малая культура и фактически сохранилась вся

этническая мозаика огромного государства, в то время как в других регионах мира

исчезли сотни малых культур.

Испокон веков Россия являлась посредницей между различными культурами, и поэтому

русскому человеку свойственна «всечеловечность» (по выражению Ф.М.Достоевского).

Всем нам необходимо любить и признавать другие умственные склады, культурные

облики, жизненные идеалы, иные расы и национальные выражения духа.

Перед российской государственной властью всегда стояла «задача» -

«заполнение пространства между всеми культурами, ныне существующими». Таким

образом, поликультурное воспитание является важнейшим элементом в современной

системе образования, направленной на интеграцию представителей различных народов,

сохранение и защиту этнокультурной самобытности, и способствует формированию форм

толерантного взаимодействия в обществе.



В раздел образования