Автор: Щетинина Надежда Ефимовна
Должность: преподаватель кафедры математики и информатики
Учебное заведение: "Ставропольский государственный педагогический институт" в г. ЕССЕНТУКИ (Филиал СГПИ в г. Ессентуки)
Населённый пункт: г. Ессентуки, Ставропольский край
Наименование материала: статья
Тема: Актуальность поликультурного воспитания в образовательной среде
Раздел: высшее образование
Актуальность поликультурного
воспитания в образовательной среде
Статья
Автор: Щетинина Надежда Ефимовна,
преподаватель кафедры математики и информатики
«Ставропольский государственный педагогический институт»
в г. ЕССЕНТУКИ (Филиал СГПИ в г. Ессентуки)
«Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не
уважать оной есть постыдное малодушие»
(А.С. Пушкин)
Современная жизнь ставит перед образованием сложную задачу - необходимо воспитать
молодёжь в духе мира и уважения всех народов, сформирования умения общаться и
сотрудничать с людьми разных национальностей, вероисповеданий, социальных групп,
глубоко понимать и ценить своеобразие культур других народов. Проблема подготовки
молодёжи в многонациональной, поликультурной среде является актуальной и занимает
одно из самых важных мест среди проблем образования на сегодняшний день.
Что же такое поликультурное воспитание?
Поликультурное воспитание – это:
- противостояние расизму, предубеждениям, ксенофобии, предвзятости, ненависти,
основанной на культурных различиях (Г.Д. Дмитриев);
- выбор интернационального воспитания. (А.Н. Джуринский);
- формирование человека, который способен к активной и эффективной
жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладает развитым
чувством понимания и уважения иных культур, умения жить в мире и согласии с людьми
разных национальностей (В.В. Макаев, З.А. Малькова, Л.Л. Супрунов).
Специфическими целями поликультурного образования являются:
- формирование всесторонне и гармонически развитой личности, способной к
творческому саморазвитию и осуществляющей этнокультурное и гражданское
самоопределение на основе национальной традиции, ценностей российской и мировой
культуры;
- развитие национальных культур и родных языков народов России как
необходимых инструментов социализации подрастающих поколений и важнейшей
основы становления и функционирования Российской гражданской нации;
- создание условий для развития и сохранения сотрудничества всех этнокультурных групп
в едином экономическом, социальном, политическом и культурном сообществе,
называемая, Российской гражданской нацией;
- более эффективная подготовка выпускников школы и вуза к жизни в условиях
федеративного государства и современной цивилизации, расширение возможностей
самореализации, социального роста, повышения качества жизни;
- развитие образовательного и профессионального потенциала России, воспитание
молодежи, подготовленной к ответственной и продуктивной интеллектуальной,
организаторской, производственной деятельности в открытом поликультурном
мире.
Поликультурное образование - ещё очень молодая отрасль педагогического знания для
России. Лишь за последние 10 лет появилось большое количество публикаций по
вопросам поликультурного воспитания нашего общества и объективной необходимости
перестраивать систему образования, как школьную, так и вузовскую. Так в 1999 году была
разработана и
опубликована Концепция поликультурного образования в современной
общеобразовательной школе России (авторы – В.В. Макеев, З.А. Малькова, Л.Л.
Супрунова). Согласно данной концепции уже сейчас работает ряд школ Кабардино-
Балкарии, Карачаево-Черкесии, Северной Осетии, Краснодарского и Ставропольского
края. Идеи поликультурного образования творчески развиваются педагогами разных
городов. В 2003г. принята Концепция поликультурного образования в высшей школе РФ
(авторы – Ю.С. Давыдов и Л.Л. Супрунова).
В своих выступлениях В.В.Путин говорит: «Россия – многонациональная страна. Она
является общим домом для христиан, мусульман, представителей других концессий.
Много веков эти люди живут в согласии и добрососедстве. Такие отношения не просто
норма жизни для нашей страны. Это, без всякого преувеличения является нашим
национальным достоянием. И мы бережём его как зеницу ока. Имея уникальный опыт
взаимообогащения культур и традиций, мы стремимся к развитию диалога цивилизаций,
выступаем за создание более справедливой системы международного устройства,
основанной на принципах равноправия и уважения всех людей вне зависимости от их
национальности или вероисповедания. Такую политику Россия намерена проводить по
всем направлениям…»
Все миграционные перемещения, которые сейчас происходят в России, за короткий
срок изменили социальный и этнокультурный облик населения нашего города и края в
целом. Соответственно изменился и контингент учащихся в школах и в Вузах.
Поэтому, на базе школ края все чаще возникают поликультурные образовательные
центры, способствующие решению проблем социальной адаптации и образования
детей-мигрантов. Здесь возникает необходимость поликультурного воспитания с
дошкольного и школьного образования.
Поликультурное воспитание – сложное социально-воспитательное явление, которое
требует расширения коммуникативных каналов диады «педагог – ребенок (подросток,
молодой человек) в рамках открытой воспитательной среды. Это предполагает
осуществление педагогического взаимодействия на трех уровнях:
Первый уровень:
- ориентирован на осознание этнической принадлежности и культивирование
положительных черт «национального характера»;
Направлением деятельности педагога на данном уровне является:
- стимулирование интересов личности человека к межкультурной коммуникации.
Второй уровень:
- предполагает обогащение знаний о многомерности этнического мира,
формирование положительного образа «этнического соседа»;
Направлением деятельности педагога на данном уровне является
- использование интерактивных технологий обучения;
- создание ценностно-смыслового воспитывающего поля на основе обычаев и традиций в
режиме поликультурного диалога.
Третий уровень:
- включает формирование и развитие осознанного отношения к межэтническому
и межкультурному взаимодействию, приобретение применение
коммуникативных умений и навыков в режиме «диалога культур».
На этом уровне деятельность педагога сводится к :
- формированию позиционности в поликультурной среде;
- стимулированию осмысленного взаимодействия.
Причём формы работы должны быть разнообразными: беседы, устные рассказы,
доклады, сообщения, сочинения о межнациональных отношениях, экскурсии в музеи
национальных культур, проведение концерта ко дню Народного Единства, конкурсы
рисунков, газет, где отражается история своего народа, конкурсы чтецов (знакомство с
национальной поэзией).
Одним из главных способов организации поликультурного воспитания является
обеспечение культурологической направленности филологического образования и
введение поликультурного компонента в различные учебные дисциплины. Ведущим при
этом остается двуязычное и многоязычное обучение (родной язык, язык доминирующего
этноса, иностранные языки), которое не только служит коммуникации, но и позволяет
приобщаться к различным способам мышления, чувствования, поведения. Воспитание и
обучение должны содействовать тому, чтобы человек осознал свои корни и тем самым
мог определить место, которое он занимает в современном мире и привить ему уважение,
ценностное отношение к другим культурам. Мы сейчас живем в условиях усиливающихся
процессов глобализации. Глобальными сейчас являются такие системы как, экономика,
политика, рынки, миграция населения Земли. От того как качественно укрепляются
межкультурные связи и общения, это и есть основа благополучия, безопасности и
экономической стабильности наций, населяющих нашу планету.
Известен отечественный опыт межнационального сотрудничества. Во всех отраслях
хозяйства и культуры СССР плодотворно трудились многонациональные коллективы.
Сплоченность народов ярко проявилась в боях, труде, повседневной жизни в годы
Великой Отечественной войны, в послевоенном возрождении страны. Так в культурной
сфере сотрудничество обеспечило ликвидацию неграмотности, создание письменности
пятидесяти этносов, расцвет яркого, самобытного искусства малочисленных народов. В
СССР в ХХ в. не исчезла ни одна малая культура и фактически сохранилась вся
этническая мозаика огромного государства, в то время как в других регионах мира
исчезли сотни малых культур.
Испокон веков Россия являлась посредницей между различными культурами, и поэтому
русскому человеку свойственна «всечеловечность» (по выражению Ф.М.Достоевского).
Всем нам необходимо любить и признавать другие умственные склады, культурные
облики, жизненные идеалы, иные расы и национальные выражения духа.
Перед российской государственной властью всегда стояла «задача» -
«заполнение пространства между всеми культурами, ныне существующими». Таким
образом, поликультурное воспитание является важнейшим элементом в современной
системе образования, направленной на интеграцию представителей различных народов,
сохранение и защиту этнокультурной самобытности, и способствует формированию форм
толерантного взаимодействия в обществе.