Напоминание

"ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ"


Автор: Скульбеда Екатерина Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 7
Населённый пункт: Мурманская область г. Мурманск
Наименование материала: Статья
Тема: "ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Скульбеда Екатерина Сергеевна

воспитатель МБДОУ №7 г. Мурманска

e_skulbeda@mail 8(906) 290- 61- 69

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ

ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ

Формирование

творческой

личности

одна

из

важных

задач

педагогической

теории

и

практики

дошкольного

образования.

Наиболее

эффективным

средством

развития

творческих

способностей

является

изобразительная деятельность дошкольников.

В процессе рисования, лепки, аппликации у детей:

- уточняются и углубляются представления об окружающем;

-

происходит

осмысливание

качества

предметов,

запоминание

их

характерных

особенностей

и

деталей,

овладение

изобразительными

навыками;

- развивается уверенность в собственных силах, пространственное мышление

воображение;

- происходит освоение разных техник изобразительной деятельности;

-

развивается

чувство

композиции,

ритма,

колорита,

цветовосприятия,

фактурности и объемности;

- совершенствуется мелкая моторика рук.

Учитывая методологические подходы к данной проблеме, художественное

творчество дошкольников определяется как создание нового значимого для

ребенка

продукта;

придумывание

к

известному

новых,

ранее

не

используемых

деталей,

характеризующих

создаваемый

образ

в

рисунке,

лепке, аппликации и разных вариантов изображения, применения усвоенных

ранее способов изображения.

И.Я.

Лернер

определяет

характерные

черты

творческой

деятельности

ребенка:

- самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию;

- видение новой функции предмета, структуры объекта;

- способность к альтернативным решениям;

- комбинирование ранее известных способов деятельности с новыми.

Для

накопления

творческого

опыта

проводится

целенаправленная

систематическая работа по овладению определенными знаниями, умениями.

В

исследованиях

В.Г.

Злотникова

определено,

что

художественное

творчество характеризует непрерывное единство познания и воображения,

практической

деятельности

и

психических

процессов,

оно

является

специфической духовно - практической деятельностью, в результате которой

возникает особый материальный продукт – произведение искусства”.

В

младшем

дошкольном

возрасте

творческое

начало

в

создании

изображения

может

проявляться

в

изменении

величины

предметов.

В

старших

группах

по

мере

овладения

навыками

в

рисунках,

лепке,

аппликациях усложняется творческое решение, появляются фантастические

образы, сказочные герои, волшебная природа. Педагог отмечает и поощряет

интересные

находки

детей,

открывает

выставки

детского

творчества,

оформляет работами воспитанников учреждение.

В творческой деятельности ребенка выделяется три основных этапа:

1 этап - возникновение, развитие, осознание и оформление замысла.

Тема предстоящего изображения может быть определена самим ребенком или

предложена воспитателем. Чем младше ребенок, тем более ситуативный и

неустойчивый характер имеет его замысел.

2

этап

процесс

создания

изображения.

Тема

задания

дает

возможности

проявить

творчество,

направляет

его

воображение,

если

воспитатель не регламентирует решение, ребенок создает изображение

по

собственному замыслу, а педагог задает лишь направление выбора темы,

содержания изображения. Деятельность на этом этапе требует от ребенка

умения

владеть

способами

изображения,

выразительными

средствами,

специфичными для рисования, лепки, аппликации.

3 этап – анализ результатов. Просмотр и анализ продуктов детской

деятельности

осуществляются

при

их

максимальной

активности,

что

позволяет

полнее

осмыслить

результаты.

По

окончании

организуется

выставка детских работ, где каждому ребенку предоставляется возможность

рассмотреть

все

работы,

отметить

наиболее

понравившиеся,

обосновав

доброжелательно свой выбор.

Развернутый

анализ

детских

рисунков,

лепки

или

аппликации

необязателен

для

каждого

занятия.

Это

определяется

особенностью

и

назначением создаваемых изображений.

Таким

образом,

изобразительная

деятельность

имеет

неоценимое

значение

для

творческого

развития

дошкольников.

Работая

над

изображением,

дети

овладевают

новыми

изобразительными

навыками

и

умениями, расширяющимися их творческие возможности, учатся осознанно

их

использовать,

при

этом

уточняются

и

углубляются

представления

об

окружающем.

Литература:

1.

Комарова Т.С. Рисование для детей среднего и старшего возраста из

серии “Страна чудес”. - М.: Издательство АСТ, 1997.

2.

Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в

детском саду: Учеб. Пособие для Высш. пед. учеб. Заведений. – М.:

Издательский центр “Академия”,2002.

3.

Паскаль

М.В.,

Сичкорез

С.А.

Развитие

творческих

способностей

и

изобразительного

фантазирования.-

Центр

методологии

творчества

ИНТАЛ, 1995.

4.

Топалова Е.П. Художники с пеленок.- М.: Айрис – Пресс, 2004.



В раздел образования