Автор: Александрова Ирина Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 23
Населённый пункт: Санкт -Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок по основам религиозных культур и светской этики. Тема: " Обычаи и обряды русского народа " 4 класс
Раздел: начальное образование
Урок по основам религиозных культур и светской этики.
Тема: « Обычаи и обряды русского народа « 4 класс
Преподаватель нач.школы Александрова И.А.
Тип урока: интеграция знаний
Цель: познакомить детей с обычаями и обрядами русского народа (свадьба)
Задачи:
Предметные: * получить представление об основных обычаях, традициях и обрядах русского
народа;
познакомить учащихся с обычаями проведения русского свадебного торжества
в прошлое и настоящее время
вызвать и развить интерес к истории к народному творчеству;
Развивающие:* развивать познавательный интерес к предмету;
* развивать коммуникативные навыки и культуру выражения мысли;
* развивать логическое мышление, воображение, эмоциональную сферу;
* развивать творческие способности;
Воспитательные: * формировать положительное отношение к культурным ценностям русского
народа;
* осмыслить роль и значение обычаев в жизни и в наше время;
Оборудование:
Мультимедийная презентация ( Microsoft Office PowerPoint 97-2013)
Урок ОРКиСЭ № 5 «Обычаи и обряды русского народа» 4 класс.
Компьютер
Проектор
Учебник «Основы светской этики» М.Т.Студеникин.
Ход урока
1.
Организационный момент.
Учитель
:
Здравствуйте ребята, здравствуйте дорогие гости!
Сегодня мы представляем Вам урок «Основы светской этики « для 4 класса
2.
Введение в тему урока.
Учитель: Ребята внимание! Давайте вспомним , какую тему мы начали изучать на прошлом
уроке?( ответы детей)
Тема урока: Обычаи и обряды русского народа.
( слайд № 2)
Учитель: Многие важные события в жизни людей в старину сопровождались обычаями и
обрядами.(откройте учебник на стр.79)
( слайд № 3)
3. Текущая оценка усвоенных знаний.
Учитель: Давайте вспомним и назовём определения?
* Что такое обычай? ( ответы детей )
( общепринятый, привычный порядок поведения людей в повседневной жизни)
*
Что такое обряд? (ответы детей)
(
совокупность определённых действий, которые диктуются тем или иным обычаем)
( слайд № 4)
* Как вы думаете, что значит общепринятый порядок? (ответы детей)
( так принято обществом, заведено, касается всех )
* Как можем объяснить слово совокупность ? ( ответы детей)
(сочетание, соединение, общий итог чего-то)
Учитель: На прошлом уроке мы узнали , что обычаи и обряды появились очень давно, ещё в
древности. Обычаи и обряды хранят национальную память народа, что позволяет народу ощутить
связь времён и поколений, хранят человека от обезличивания, дают ему духовную поддержку и
жизненную опору. Ведь обычаи и обряды сопровождали человека от рождения до последних
дней и каждому народу дороги его обычаи и обряды.
( (слайд № 5)
( Учитель читает запись слайда)
Греческий философ Геродот сказал: «Если бы представить всем народам выбирать обычаи и
нравы, то каждый бы выбрал свои, так как каждый народ убеждён , что его обычаи и нравы
самые лучшие.»
Учитель: Русский народ очень бережно хранит свои обычаи и обряды.
Их очень много, как и у любого народа заселяющего Землю и конечно вместить их в
рамки нашего урока это значит объять необъятное. И сегодня мы с вами поговорим об обычае, о
котором узнали на прошлом уроке. Это очень праздничный и торжественный обычай, на который
собирается вся семья.
Учитель: * Ребята, скажите о каком обычае идёт речь? (ответы детей)
( мы узнали об обычае праздновать свадьбу)
В словаре С.Ожегова есть разъяснение, что такое свадьба.
(учитель читает текст слайда)
(слайд №6)
* Давайте узнаем, что было принято на Руси для того, чтобы молодой человек
получил согласие на брак? Давайте это узнаем из учебника.
4.Работа с учебником.
Стр.3
Учитель:
Ребята откройте учебник на стр.79 3
абзац учебника. ( дети читают текст учебника)
……На Руси было принято………
до 3 абзаца стр.80
5. Работа с текстом:
(слайд № 7)
Учитель: 1) Ребята, как называли на Руси человека занимающегося сватовством?
(сват)
2)
Как благословляли родители молодых? (работаем с текстом учебника)
(иконой, обменивались хлебом и солью)
3)
Какой обряд проходил посреди избы или во дворе и сопровождался обрядовыми
песнями? При этом руки жениха и невесты были связаны полотенцем или платком.
( обряд сводов)
Продолжаем читать текст учебника стр.80 3 абзац
….наступал долгожданный…………….
до…… обменивались кольцами
Учитель: Скажите мне, пожалуйста, а какой обряд проходит во время свадьбы? (ответы детей)
( обряд церковного бракосочетания – венчания)
( слайд № 8)
Запись на слайде: Венчание – церковное бракосочетание. В церкви на головы молодых
священник возлагал венцы. Стоя под венцом , молодые перед Богом давали клятву быть верными
друг другу в горе и радости, обменивались кольцами.
5. Работа с новым материалом.
Учитель: Совсем просто сватаются в наше время. Будущий жених сам приходит в дом невесты ,
чтобы » попросить руки « у её родителей. И если родители не против этого брака, то делается
публичное объявление о согласии молодых вступить в брак – помолвка.
( слайд № 9)
После объявления о помолвке присутствующие договариваются, о дате свадьбы. Сохранился
обычай приветствовать молодых хлебом-солью, круглым хлебом – караваем.
( слайд № 10)
Учитель читает запись слайда.
Учитель: 1) Скажите мне ребята , чем украшали каравай? (ответы детей)
( узорами из теста и веточками калины)
2) Почему считалось ,что каравай на свадьбе должен быть большим? (ответы детей)
( тем счастливее жизнь молодожёнов)
(слайд № 11)
Учитель читает запись слайда
( Переходим к слайду № 12)
3) Как вы думаете, чем женитьба в прошлом отличается от женитьбы в наше время?
( нет сватов, можно не венчаться, мнение молодых – важно и т.д.)
4) А что сохранилось? Что осталось неизменным? (обмениваться кольцами,
встречать молодых хлебом с солью на вышитом полотенце, обряд венчания, клятва перед
Богом)
5) Почему в свадебном обряде обязательно присутствовал каравай?(ответы детей)
(хлеб символ семьи, дома, благополучия, символ жизни)
5. Работа в парах.
( Читает вслух задание карточки)
Учитель: Ребята, у вас на партах лежат листки с заданием. Вам нужно ( в парах ) завершить
предложения и подставить подходящие по смыслу слова: венчание, сват, обычай, помолвка,
обряд, клятва, венец, бракосочетание, каравай.
1)
Общепринятый порядок поведения людей - ____________________________ (обычай)
2)
Действия, которые определяются обычаем -____________________________ ( обряд)
3)
Обряд, церемония вступления в брак - ________________________( бракосочетания)
4)
Человек, занимающийся сватовством, хлопочущий о свадьбе -____________(сват)
5)
Церковное бракосочетание ______________________________________(венчание)
6)
Корона для венчания - ____________________________________________(венец)
7)
Публичное объявление о согласии молодых вступить в брак ________________( помолвка)
8)
Как называли круглый хлеб, с которым встречали молодых _________________(каравай)
9)
Торжественное обещание быть верным друг другу данное перед Богом _________(клятва)
Учитель: Работа проверяется совместно с классом. При проверке каждый вопрос
зачитывается отдельно.
6. Заключительная часть урока.
Вывод урока:
Учитель: Мы с вами сегодня познакомились с русским обычаем празднования свадьбы и с
обрядами, которые проводились на этой церемонии. Мы узнали, какие обряды проводились в
давнее время и как это происходит сейчас. Но как в прошлом, так и сейчас свадебный обычай
и сопутствующие ему обряды несут в себе значимость и важность этих церемоний, их
торжественность и праздничность. Они несут в себе настрой на сохранение семьи, на долгую
и счастливую жизнь.
У вас на партах прикреплены стикеры, не подписываясь запишите на них новые слова
(понятия) которые вы узнали на этом уроке и прикрепите их на доске. (методика
экспресс-опрос )
(дети клеят стикеры на доску)
Обращаем внимание на д\з
8. Домашнее задание: (слайд № 13)
Учитель: Всем спасибо! До свидания! (слайд № 14)
Стр 4