Напоминание

Урок по основам религиозных культур и светской этики. Тема: " Обычаи и обряды русского народа " 4 класс


Автор: Александрова Ирина Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 23
Населённый пункт: Санкт -Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок по основам религиозных культур и светской этики. Тема: " Обычаи и обряды русского народа " 4 класс
Раздел: начальное образование





Назад




Урок по основам религиозных культур и светской этики.

Тема: « Обычаи и обряды русского народа « 4 класс

Преподаватель нач.школы Александрова И.А.

Тип урока: интеграция знаний

Цель: познакомить детей с обычаями и обрядами русского народа (свадьба)

Задачи:

Предметные: * получить представление об основных обычаях, традициях и обрядах русского

народа;

познакомить учащихся с обычаями проведения русского свадебного торжества

в прошлое и настоящее время

вызвать и развить интерес к истории к народному творчеству;

Развивающие:* развивать познавательный интерес к предмету;

* развивать коммуникативные навыки и культуру выражения мысли;

* развивать логическое мышление, воображение, эмоциональную сферу;

* развивать творческие способности;

Воспитательные: * формировать положительное отношение к культурным ценностям русского

народа;

* осмыслить роль и значение обычаев в жизни и в наше время;

Оборудование:

Мультимедийная презентация ( Microsoft Office PowerPoint 97-2013)

Урок ОРКиСЭ № 5 «Обычаи и обряды русского народа» 4 класс.

Компьютер

Проектор

Учебник «Основы светской этики» М.Т.Студеникин.

Ход урока

1.

Организационный момент.

Учитель

:

Здравствуйте ребята, здравствуйте дорогие гости!

Сегодня мы представляем Вам урок «Основы светской этики « для 4 класса

2.

Введение в тему урока.

Учитель: Ребята внимание! Давайте вспомним , какую тему мы начали изучать на прошлом

уроке?( ответы детей)

Тема урока: Обычаи и обряды русского народа.

( слайд № 2)

Учитель: Многие важные события в жизни людей в старину сопровождались обычаями и

обрядами.(откройте учебник на стр.79)

( слайд № 3)

3. Текущая оценка усвоенных знаний.

Учитель: Давайте вспомним и назовём определения?

* Что такое обычай? ( ответы детей )

( общепринятый, привычный порядок поведения людей в повседневной жизни)

*

Что такое обряд? (ответы детей)

(

совокупность определённых действий, которые диктуются тем или иным обычаем)

( слайд № 4)

* Как вы думаете, что значит общепринятый порядок? (ответы детей)

( так принято обществом, заведено, касается всех )

* Как можем объяснить слово совокупность ? ( ответы детей)

(сочетание, соединение, общий итог чего-то)

Учитель: На прошлом уроке мы узнали , что обычаи и обряды появились очень давно, ещё в

древности. Обычаи и обряды хранят национальную память народа, что позволяет народу ощутить

связь времён и поколений, хранят человека от обезличивания, дают ему духовную поддержку и

жизненную опору. Ведь обычаи и обряды сопровождали человека от рождения до последних

дней и каждому народу дороги его обычаи и обряды.

( (слайд № 5)

( Учитель читает запись слайда)

Греческий философ Геродот сказал: «Если бы представить всем народам выбирать обычаи и

нравы, то каждый бы выбрал свои, так как каждый народ убеждён , что его обычаи и нравы

самые лучшие.»

Учитель: Русский народ очень бережно хранит свои обычаи и обряды.

Их очень много, как и у любого народа заселяющего Землю и конечно вместить их в

рамки нашего урока это значит объять необъятное. И сегодня мы с вами поговорим об обычае, о

котором узнали на прошлом уроке. Это очень праздничный и торжественный обычай, на который

собирается вся семья.

Учитель: * Ребята, скажите о каком обычае идёт речь? (ответы детей)

( мы узнали об обычае праздновать свадьбу)

В словаре С.Ожегова есть разъяснение, что такое свадьба.

(учитель читает текст слайда)

(слайд №6)

* Давайте узнаем, что было принято на Руси для того, чтобы молодой человек

получил согласие на брак? Давайте это узнаем из учебника.

4.Работа с учебником.

Стр.3

Учитель:

Ребята откройте учебник на стр.79 3

абзац учебника. ( дети читают текст учебника)

……На Руси было принято………

до 3 абзаца стр.80

5. Работа с текстом:

(слайд № 7)

Учитель: 1) Ребята, как называли на Руси человека занимающегося сватовством?

(сват)

2)

Как благословляли родители молодых? (работаем с текстом учебника)

(иконой, обменивались хлебом и солью)

3)

Какой обряд проходил посреди избы или во дворе и сопровождался обрядовыми

песнями? При этом руки жениха и невесты были связаны полотенцем или платком.

( обряд сводов)

Продолжаем читать текст учебника стр.80 3 абзац

….наступал долгожданный…………….

до…… обменивались кольцами

Учитель: Скажите мне, пожалуйста, а какой обряд проходит во время свадьбы? (ответы детей)

( обряд церковного бракосочетания – венчания)

( слайд № 8)

Запись на слайде: Венчание – церковное бракосочетание. В церкви на головы молодых

священник возлагал венцы. Стоя под венцом , молодые перед Богом давали клятву быть верными

друг другу в горе и радости, обменивались кольцами.

5. Работа с новым материалом.

Учитель: Совсем просто сватаются в наше время. Будущий жених сам приходит в дом невесты ,

чтобы » попросить руки « у её родителей. И если родители не против этого брака, то делается

публичное объявление о согласии молодых вступить в брак – помолвка.

( слайд № 9)

После объявления о помолвке присутствующие договариваются, о дате свадьбы. Сохранился

обычай приветствовать молодых хлебом-солью, круглым хлебом – караваем.

( слайд № 10)

Учитель читает запись слайда.

Учитель: 1) Скажите мне ребята , чем украшали каравай? (ответы детей)

( узорами из теста и веточками калины)

2) Почему считалось ,что каравай на свадьбе должен быть большим? (ответы детей)

( тем счастливее жизнь молодожёнов)

(слайд № 11)

Учитель читает запись слайда

( Переходим к слайду № 12)

3) Как вы думаете, чем женитьба в прошлом отличается от женитьбы в наше время?

( нет сватов, можно не венчаться, мнение молодых – важно и т.д.)

4) А что сохранилось? Что осталось неизменным? (обмениваться кольцами,

встречать молодых хлебом с солью на вышитом полотенце, обряд венчания, клятва перед

Богом)

5) Почему в свадебном обряде обязательно присутствовал каравай?(ответы детей)

(хлеб символ семьи, дома, благополучия, символ жизни)

5. Работа в парах.

( Читает вслух задание карточки)

Учитель: Ребята, у вас на партах лежат листки с заданием. Вам нужно ( в парах ) завершить

предложения и подставить подходящие по смыслу слова: венчание, сват, обычай, помолвка,

обряд, клятва, венец, бракосочетание, каравай.

1)

Общепринятый порядок поведения людей - ____________________________ (обычай)

2)

Действия, которые определяются обычаем -____________________________ ( обряд)

3)

Обряд, церемония вступления в брак - ________________________( бракосочетания)

4)

Человек, занимающийся сватовством, хлопочущий о свадьбе -____________(сват)

5)

Церковное бракосочетание ______________________________________(венчание)

6)

Корона для венчания - ____________________________________________(венец)

7)

Публичное объявление о согласии молодых вступить в брак ________________( помолвка)

8)

Как называли круглый хлеб, с которым встречали молодых _________________(каравай)

9)

Торжественное обещание быть верным друг другу данное перед Богом _________(клятва)

Учитель: Работа проверяется совместно с классом. При проверке каждый вопрос

зачитывается отдельно.

6. Заключительная часть урока.

Вывод урока:

Учитель: Мы с вами сегодня познакомились с русским обычаем празднования свадьбы и с

обрядами, которые проводились на этой церемонии. Мы узнали, какие обряды проводились в

давнее время и как это происходит сейчас. Но как в прошлом, так и сейчас свадебный обычай

и сопутствующие ему обряды несут в себе значимость и важность этих церемоний, их

торжественность и праздничность. Они несут в себе настрой на сохранение семьи, на долгую

и счастливую жизнь.

У вас на партах прикреплены стикеры, не подписываясь запишите на них новые слова

(понятия) которые вы узнали на этом уроке и прикрепите их на доске. (методика

экспресс-опрос )

(дети клеят стикеры на доску)

Обращаем внимание на д\з

8. Домашнее задание: (слайд № 13)

Учитель: Всем спасибо! До свидания! (слайд № 14)

Стр 4



В раздел образования