Автор: Репина Галина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ общеразвивающего вида "Детский сад №19"
Населённый пункт: Орловская обл. г.Ливны
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование количественных представлений у дошкольников посредством дидактических игр"
Раздел: дошкольное образование
Статья
«Формирование количественных представлений
у дошкольников посредством дидактических игр»
Воспитатель
Репина Г.Н.,
МБ ДОУ «Детский сад №19»
г.Ливны, Орловская обл.
Игра - это искра, зажигающая огонек
пытливости, любознательности. Без игры нет и
не может быть полноценного умственного
развития.
В.М. Сухомлинский
Репина Г.Н., воспитатель
МБ ДОУ «Детский сад №19»
г.Ливны.
«Формирование количественных представлений
у дошкольников посредством дидактических игр»
Мощным фактором интеллектуального развития ребенка,
формирования его познавательных и творческих способностей, является
математика. Её изучение способствует развитию памяти, речи, воображения;
формирует
волевые качества, творческий потенциал личности.
Однако часто можно слышать, что математика - скучная наука. Я с этим
не согласна. Необходимо лишь правильно организовать обучение, начиная с
раннего возраста.
В детском саду работа по формированию элементарных
математических представлений осуществляется в разных видах детской
деятельности. Но чему отдать большее предпочтение, чтобы формирование
элементарных
математических представлений проходило более доступно и эффективно?
Вслед за первым вопросом, встает второй: чем любит больше всего
заниматься ребенок дошкольного возраста? Ну, конечно, играть.
Игра - это основное и любимое занятие детей, их работа. Игра поможет
научить ребенка читать, считать, а главное думать и рассуждать. Игра,
преимущественно, дидактическая создает условия для решения
педагогических задач с учетом индивидуальных возможностей каждого
ребенка.
Полностью поддерживаю исследования Е.И. Тихеевой, раскрывшей не
только роль дидактических игр в развитии способностей ребенка, но и в
становлении личности; определившей важность системности игр.
Особую значимость приобретает дидактическая игра в формировании
количественных представлений у дошкольника, используемая в
самостоятельной и организованной деятельности, в окружающей среде.
Наличие специального уголка для математической деятельности повышает
интерес к обследованию предметов, их пересчету, сравнению.
В моей группе уголок обеспечен наличием настольно-печатных игр,
забавных мелких игрушек, разнообразных палочек, яркого настенного панно,
привлекающих внимание детей и желание действовать с ними.
Широкое использование педагогически обоснованного, разнообразного
дидактического материала дает мне возможность на наглядной основе
знакомить малышей с образованием чисел в пределах 10
,
преобразовывать
неравенство в равенство и наоборот, сравнивать их, делать выводы,
формулировать умозаключения.
Развитие количественных представлений сложный процесс,
вызывающий у большинства детей значительные трудности. Работа в данном
направлении осуществляется мною в системе, последовательно, учитывая
возрастные особенности детей.
Формирование представлений о количестве на первом этапе ограничено
дочисловым приемом обучения. Дети учатся составлять группу из отдельных
однородных предметов и выделять из нее один предмет. В данном
направлении проводились такие игры, как «Медведь и пчелы», «Самолеты»,
«Разноцветные фонарики» и др. В ходе игровых действий дети не только
учатся различать понятия «много», «один», но и формируется представление
о множестве, как структурно-целостном единстве.
В процесс е игровой деятельности дети научились составлять группу из
отдельных предметов; возможен переход к следующему этапу формирования
количественных представлений - установлению равенства между двумя
группами предметов.
Используя самый разнообразный дидактический материал, учу малышей
выделять каждый элемент в множестве, определять его границы. В играх
побуждаю рассказывать о своих действиях. Постепенно дети начинают
усваивать понятия «столько-сколько» и употреблять их в речи.
В ходе неоднократных упражнений в сравнении численностей двух
множеств дети выявляют, в какой из двух групп больше (меньше) предметов
или их поровну. На закрепление и усвоение данного материала проводились
игры «Бабочки и цветы», «Воробушки и автомобиль», «Птички», «Рыбак и
рыбки» и др.
Действуя с группами предметов, разными по количественному составу,
вызывает у детей потребность точно определять их количество. Создаются
условия для усвоения счета.
Используя сказочные сюжеты, дидактические игры, знакомлю детей с
образованием чисел в пределах 10. На протяжении всего дошкольного
обучения происходит совершенствование навыков количественного и
порядкового счета, дети учатся называть числа в прямом и обратном порядке,
знакомятся с цифрами 0- 9, составом числа. Для успешной реализации
поставленных задач детям предлагается следующие дидактические игры:
«Какой цифры не стало?», «Сколько?», «Путаница», «Назови соседей»,
«Засели домики», «Исправь ошибку», дети учатся свободно оперировать
числами в пределах 10.
Знание чисел, умение считать делают ребенка более самостоятельным,
независимым в окружающей среде. Дидактические игры, такие как «Задумай
число», «Число, как тебя зовут?», «Считай - не ошибись!» и многие другие я
использую, как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности. Играя в
такие игры, дети четко различают количественный и порядковый счет,
наглядное изображение каждого числа. Для запоминания цифр широкое
использование получили такие игры: «Волшебные ниточки», «Цифропарк»,
«Бегите к цифре».
Особенно детям нравятся игры на соотнесение числа с цифрой –
«Фотосалон», «Найди себе место», «Найди портрет числа», «Кривые
зеркала». Играя, дети лучше усваивают программный материал, легко
справляются со сложными заданиями.
Таким образом, можно смело утверждать: математика – это совсем не
сложно, особенно если знаешь «ключик» к детскому сердцу. Этот «ключик» -
дидактическая игра.