Напоминание

"Формирование количественных представлений у дошкольников посредством дидактических игр"


Автор: Репина Галина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ общеразвивающего вида "Детский сад №19"
Населённый пункт: Орловская обл. г.Ливны
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование количественных представлений у дошкольников посредством дидактических игр"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья

«Формирование количественных представлений

у дошкольников посредством дидактических игр»

Воспитатель

Репина Г.Н.,

МБ ДОУ «Детский сад №19»

г.Ливны, Орловская обл.

Игра - это искра, зажигающая огонек

пытливости, любознательности. Без игры нет и

не может быть полноценного умственного

развития.

В.М. Сухомлинский

Репина Г.Н., воспитатель

МБ ДОУ «Детский сад №19»

г.Ливны.

«Формирование количественных представлений

у дошкольников посредством дидактических игр»

Мощным фактором интеллектуального развития ребенка,

формирования его познавательных и творческих способностей, является

математика. Её изучение способствует развитию памяти, речи, воображения;

формирует

волевые качества, творческий потенциал личности.

Однако часто можно слышать, что математика - скучная наука. Я с этим

не согласна. Необходимо лишь правильно организовать обучение, начиная с

раннего возраста.

В детском саду работа по формированию элементарных

математических представлений осуществляется в разных видах детской

деятельности. Но чему отдать большее предпочтение, чтобы формирование

элементарных

математических представлений проходило более доступно и эффективно?

Вслед за первым вопросом, встает второй: чем любит больше всего

заниматься ребенок дошкольного возраста? Ну, конечно, играть.

Игра - это основное и любимое занятие детей, их работа. Игра поможет

научить ребенка читать, считать, а главное думать и рассуждать. Игра,

преимущественно, дидактическая создает условия для решения

педагогических задач с учетом индивидуальных возможностей каждого

ребенка.

Полностью поддерживаю исследования Е.И. Тихеевой, раскрывшей не

только роль дидактических игр в развитии способностей ребенка, но и в

становлении личности; определившей важность системности игр.

Особую значимость приобретает дидактическая игра в формировании

количественных представлений у дошкольника, используемая в

самостоятельной и организованной деятельности, в окружающей среде.

Наличие специального уголка для математической деятельности повышает

интерес к обследованию предметов, их пересчету, сравнению.

В моей группе уголок обеспечен наличием настольно-печатных игр,

забавных мелких игрушек, разнообразных палочек, яркого настенного панно,

привлекающих внимание детей и желание действовать с ними.

Широкое использование педагогически обоснованного, разнообразного

дидактического материала дает мне возможность на наглядной основе

знакомить малышей с образованием чисел в пределах 10

,

преобразовывать

неравенство в равенство и наоборот, сравнивать их, делать выводы,

формулировать умозаключения.

Развитие количественных представлений сложный процесс,

вызывающий у большинства детей значительные трудности. Работа в данном

направлении осуществляется мною в системе, последовательно, учитывая

возрастные особенности детей.

Формирование представлений о количестве на первом этапе ограничено

дочисловым приемом обучения. Дети учатся составлять группу из отдельных

однородных предметов и выделять из нее один предмет. В данном

направлении проводились такие игры, как «Медведь и пчелы», «Самолеты»,

«Разноцветные фонарики» и др. В ходе игровых действий дети не только

учатся различать понятия «много», «один», но и формируется представление

о множестве, как структурно-целостном единстве.

В процесс е игровой деятельности дети научились составлять группу из

отдельных предметов; возможен переход к следующему этапу формирования

количественных представлений - установлению равенства между двумя

группами предметов.

Используя самый разнообразный дидактический материал, учу малышей

выделять каждый элемент в множестве, определять его границы. В играх

побуждаю рассказывать о своих действиях. Постепенно дети начинают

усваивать понятия «столько-сколько» и употреблять их в речи.

В ходе неоднократных упражнений в сравнении численностей двух

множеств дети выявляют, в какой из двух групп больше (меньше) предметов

или их поровну. На закрепление и усвоение данного материала проводились

игры «Бабочки и цветы», «Воробушки и автомобиль», «Птички», «Рыбак и

рыбки» и др.

Действуя с группами предметов, разными по количественному составу,

вызывает у детей потребность точно определять их количество. Создаются

условия для усвоения счета.

Используя сказочные сюжеты, дидактические игры, знакомлю детей с

образованием чисел в пределах 10. На протяжении всего дошкольного

обучения происходит совершенствование навыков количественного и

порядкового счета, дети учатся называть числа в прямом и обратном порядке,

знакомятся с цифрами 0- 9, составом числа. Для успешной реализации

поставленных задач детям предлагается следующие дидактические игры:

«Какой цифры не стало?», «Сколько?», «Путаница», «Назови соседей»,

«Засели домики», «Исправь ошибку», дети учатся свободно оперировать

числами в пределах 10.

Знание чисел, умение считать делают ребенка более самостоятельным,

независимым в окружающей среде. Дидактические игры, такие как «Задумай

число», «Число, как тебя зовут?», «Считай - не ошибись!» и многие другие я

использую, как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности. Играя в

такие игры, дети четко различают количественный и порядковый счет,

наглядное изображение каждого числа. Для запоминания цифр широкое

использование получили такие игры: «Волшебные ниточки», «Цифропарк»,

«Бегите к цифре».

Особенно детям нравятся игры на соотнесение числа с цифрой –

«Фотосалон», «Найди себе место», «Найди портрет числа», «Кривые

зеркала». Играя, дети лучше усваивают программный материал, легко

справляются со сложными заданиями.

Таким образом, можно смело утверждать: математика – это совсем не

сложно, особенно если знаешь «ключик» к детскому сердцу. Этот «ключик» -

дидактическая игра.



В раздел образования