Напоминание

"Как работает технология развития критического мышления во внеурочной деятельности по физике"


Автор: Хафизова Лилия Мунировна
Должность: преподаватель физики
Учебное заведение: Казанское СВУ
Населённый пункт: город Казань, Республика Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: "Как работает технология развития критического мышления во внеурочной деятельности по физике"
Раздел: среднее образование





Назад




Как работает технология развития критического мышления

во внеурочной деятельности

по физике для обучающихся 7-9 классов.

Преподаватель физики

Казанского СВУ

Хафизова Л.М.

Физика занимает особое место среди школьных дисциплин. Как учебный

предмет она создает у учащихся представление о научной картине мира. Являясь

основой научно-технического прогресса, физика формирует творческие

способности у учащихся, их мировоззрение, способствуя целям обучения и

воспитания, если в процесс обучения сформирован интерес к знаниям.

В развитии интереса к предмету нельзя полностью полагаться на содержание

изучаемого материала. При формировании познавательных интересов школьников

особое место принадлежит такому эффективному педагогическому средству, как

внеурочные занятия по предмету. Внеурочная деятельность – обязательное звено

учебно-воспитательного процесса. Она позволяет преподавателю, в увлекательной

форме показать суворовцам связь между наукой и жизнью, разнообразие

физических явлений в природе, научить ребят находить и объяснять их в

обыденной жизни. Комфортная, творческая атмосфера внеклассного мероприятия

даёт обучающимся возможность проявить смекалку, творческую активность и

самостоятельность, а преподавателю – расширить и углубить знания ребят,

полученных на уроках.

Технология развития критического мышления для меня является ключевой

для формирования познавательного интереса к предмету физика. Она помогает

мотивировать обучающихся на более глубокое изучение предмета, раскрывая

смысл физических законов. Использование технологии развития критического

мышления во внеурочной деятельности суворовцев на раннем этапе изучения

физики позволяет развивать навыки обучающихся, необходимые не только в

учебе, но и в повседневной жизни (умение принимать взвешенные решения,

работать с информацией, анализировать различные стороны явлений).

Примеры использования приёмов технологии развития критического

мышления во внеурочной деятельности по физике:

7 класс.

Прием №1 Стратегия «ИДЕАЛ»

И - Идентифицируйте проблему

Д - Доберитесь до её сути

Е - Есть варианты решения?!

А - А теперь – за работу!

Л - Логические выводы

1 этап. Идентификация проблемы. Проблема определяется в самом общем виде.

2 этап. Обучающиеся формулируют проблему в виде вопроса. Он должен быть

предельно точным, конкретным, начинаться со слова «как» и в нем могут

присутствовать отрицания.

3 этап. Генерирование как можно большего числа вариантов решения проблемы.

Любая критика на этом этапе запрещена. Для графической организации можно

использовать кластер.

4 этап. Выбор оптимального варианта.

5 этап. Анализ действий, предпринятых для решения проблемы, логические

выводы.

Во время внеурочных занятий в 7 классе, я предлагаю обучающимся найти пути

решения жизненной проблемной ситуации, используя «стратегию идеал».

Жизненная проблемная ситуация: лестницы, особенно каменно цементные

опасны в гололёд. Предложите идею, которая способна уменьшить травматизм

на лестницах.

Обучающиеся, работая в группах, предлагают различные варианты решений,

которые можно зафиксировать на доске. Результаты обучающиеся записывают в

таблицу.

И

Гололёд на лестницах

Д

Как увеличить трение при взаимодействии трущихся поверхностей.

Почему обледенение приводит к травматизму на лестницах.

Е

1.

Постелить резиновые коврики.

2.

Посыпать лестницы солью или песком.

3.

Повесить табличку «Осторожно, гололёд!»

4.

Отколоть снег.

5.

Стелить полы с подогревом, чтобы снег таял сразу, не образуя

наледь .

А

Полы с подогревом.

Л

Необходимо увеличить трение.

Группа экспертов оценивает работу команд по критериям: оригинальность

мышления, экономичность решения, соответствие целей и результатов.

После анализа данной ситуации во время внеурочных занятий обучающиеся

смогут понимать физический смысл действия силы трения, увидеть пользу и вред

трения, что на этапе знакомства с видами сил на уроках физики в 7 классе

поможет мотивировать суворовцев на изучение законов динамики.

Прием №2: «ТАБЛИЦА АРГУМЕНТОВ»

Я использую прием ТРКМ «Таблица аргументов» в 7 классе во внеурочной

деятельности при демонстрации слайд шоу по теме «Слила трения». Я предлагаю

аргументы, а обучающиеся в результате просмотра слайдов должны опровергнуть

или подтвердить фактами.

АРГУМЕНТ

ПОЧЕМУ «ДА»

ПОЧЕМУ «НЕТ»

Сила трения

приносит пользу.

У многих растений

и животных имеются

различные органы,

служащие для хватания

(усики растений, хобот

слона, цепкие хвосты).

Они имеют

шероховатую

поверхность для

увеличения трения

Во всех машинах

из-за трения

нагреваются и

изнашиваются

движущиеся части. Для

уменьшения трения

соприкасающиеся

поверхности делают

гладкими или

используют смазку.

Сила трения

возникает только при

движении.

Автомобиль с

выключенным

двигателем проедет

недолго, т.к. сила

трения будет причиной

его остановки.

В результате

действия силы трения

покоя тело может

держаться на наклонной

плоскости под

определённым углом.

Трение покоя

удерживает гвоздь,

вбитый в доску, не дает

развязаться банту на

ленте.

Сила трения

зависит от физических

свойств

взаимодействующих

поверхностей.

Во многих городах

зимой дороги посыпают

химическим составом,

который растапливает

лед. Трение между

автошиной и льдом

гораздо меньше, чем

между автошиной и

асфальтом.

Трение возникает

при любом

взаимодействии

соприкасающихся

поверхностей.

Прием №3: «КЛАСТЕР»

Это педагогическая стратегия, которая помогает учащимся свободно и

открыто думать по поводу какой - либо темы, используется для стимулирования

мыслительной деятельности до того, как определена тема или в качестве средства

для подведения итогов, стимулирования появления новых ассоциаций или

графического изображения новых представлений. Это письменный род

деятельности служит инструментом обучения письменной речи, дает доступ

собственным знаниям, пониманию или представлениям об определенной теме.

Разбивка на кластеры очень проста и легко запоминается:

1.

Необходимо написать ключевое слово или предложение в середине

листа или доски.

2.

Далее записывают слова или предложения, которые приходят на ум в

связи с данной темой

3.

По мере того как возникают идеи необходимо устанавливать связи

между ними.

В 8 классе во время внеурочных занятий при изучении темы

«Источники света. Распространение света», я предлагаю список

источников излучения. Обучающимся необходимо назвать список,

разделить предложенные слова на группы по определенному признаку,

назвать получившиеся группы, далее обучающимся я предлагаю

составить кластер.

1.

Солнце

2.

Экран включенного телевизора

3.

Молния

4.

Глаза кошки, светящиеся в темноте

5.

Бенгальские огни

6.

Пламя свечи

7.

Вольфрамовая лампа накаливания

8.

Звезды

9.

Лампа дневного света

10.Светлячки

11.Фосфор

12.Бортовые огни самолета

13.Полярное сияние

14.Экран включенного телефона

15.Автомобильные фары

16.Свечение электрической плитки

17.Свечение гнилостного газа

Искусственные

Естественные

Холодные

Горячие

ИСТОЧНИКИ

ИЗЛУЧЕНИЯ



В раздел образования