Автор: Олтаржевская Наталья Васильевна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МАДОУ № 38
Населённый пункт: г. Сухой Лог
Наименование материала: "Внедрение новых форм работы с родителями, имеющими детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья"
Тема: "Внедрение новых форм работы с родителями, имеющими детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья"
Раздел: дошкольное образование
«Внедрение новых форм работы с родителями, имеющими детей раннего возраста с
ограниченными возможностями здоровья»
Н.В. Олтаржевская
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 38» , г. Сухой Лог
Проблема
ранней
помощи
детям
с
ограниченными
возможностями
здоровья,
в
настоящее время является чрезвычайно актуальной. На сегодняшний день у нас в стране
большой
процент
детей
с
такой
проблемой,
поэтому
грамотно
организованная
ранняя
коррекция способна предупредить появление вторичных отклонений в развитии, обеспечить
максимальную реализацию реабилитационного потенциала.
Родители, столкнувшиеся с проблемами ребенка, испытывают и сами множество
трудностей социального, психологического характера. К сожалению, в нашем населенном
пункте отсутствуют психологические центры, общественные организации, объединяющие
родителей
детей
с
ОВЗ,
куда
бы
они
могли
обратиться
за
психологической
помощью,
поддержкой или специальной литературой.
Наша творческая группа долго думала над этой проблемой и пришла к выводу, что
наиболее
реальный
и
рациональный
способ
решения
возникшей
проблемы
–
создание
службы помощи. Идея создания возникла в противовес сугубо вербальным формам работы,
традиционно используемым в работе с родителями, поэтому на базе нашего МДОУ с 2010
года
действует
служба
помощи, в структуру, которой входят адаптационный клуб
«Карапуз»
(для
родителей
детей
раннего
возраста,
которые
собираются
поступать
в
дошкольное учреждение и родителей неорганизованных детей), школа «Семейный педагог»
(для
родителей
детей,
которые
посещают
дошкольное
учреждение
и
неорганизованных
детей),
школа
«Будущий
первоклассник»
(для
детей
старшего
дошкольного
возраста).
Занятия проводят педагог-психолог, учитель-логопед, старший воспитатель, музыкальный
руководитель, медицинская сестра (участвует в проведении занятий в клубе «Карапуз»), а в
проведении школы «Будущий первоклассник», кроме перечисленных специалистов, в целях
преемственности,
принимает
участие
учитель
начальных
классов
МУ
СОШ.
Все
составляющие нашей службы помощи взаимосвязаны, чтоб дети и родители не остались на
каком-то возрастном этапе без помощи.
Остановимся отдельно на работе клуба «Карапуз».
Известно, что процесс адаптации у
каждого малыша зависит от его индивидуально-типологических особенностей и социальной
обстановки, которая окружает его. Многолетние наблюдения за особенностями привыкания
воспитанников к условиям пребывания в дошкольном учреждении позволяют сделать вывод,
что дети раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья в процессе адаптации
испытывают такие же трудности, что и нормально развивающиеся дети, но они усугубляется
тяжестью его диагноза. Период адаптации для ребенка с ОВЗ остро переживается им в связи
с
отрывом
от
дома,
от
матери,
от
близких,
в
связи
с
тем,
что
у
таких
детей
наблюдается высокая
степень
привязанности
к
дому
и
семье,
поэтому
встречи
с незнакомыми
взрослыми
и
детьми
зачастую
становятся
серьезной
психологической
травмой.
Поэтому создание
и
поддержание
психологически
безопасных,
развивающих
условий
вхождения
малыша
в
новый
социум
–
детский
сад
и
полноценная психолого-
педагогическая
помощь семье
ребенка
–
стали
приоритетными
целями
взаимодействия
воспитателей раннего возраста, педагога-психолога, учителя-логопеда с родителями, которые
способны минимизировать возможные риски в развитии детей с ОВЗ в адаптационный
период.
Основная
цель
работы
клуба:
установление
психологического
контакта
с
семьей,
преодоления барьера недоверия к ДОУ, оказание консультативной помощи для облегчения
периода адаптации детей и их родителей, а также повышение образовательного уровня и
психологической грамотности родителей. Занятие проводятся 1 раз в неделю, они состоят
из практической и теоретической частей.
Одним из важных преимуществ работы клуба, является использование в работе с
родителями тренингов конструктивного взаимодействия с ребенком, компонентов игрового
моделирования,
практические
действия,
психологические
игры
и
упражнения,
игры
на
развитие моторики и т.д.. Психолого-педагогические знания, полученные в клубе, помогают
родителям понять
особенности своего ребенка, эффективнее взаимодействовать с ним,
осознать проблемы своих детей и почувствовать уверенность в своих собственных силах по
преодолению трудностей. В основе этой работы лежит знакомство родителей с проблемами
детей
с
ОВЗ
существующими
в
обществе,
путями
их
преодоления,
с
социальными
и
медицинскими
взглядами
на
проблемы
детей,
средствами
реабилитации.
Это
дает
возможность переориентировать воспитательную стратегию семьи на уровень преодоления
проблем в развитии ребенка, что сделает жизнь ребенка более полноценной.
В течение пяти лет работой клуба «Карапуз» было охвачено 90% родителей детей
раннего
возраста
в
нашем
социуме.
В
процессе
работы
были
освоены
и
широко
использовались
новые
технологии:
игротехника,
тренинговые
упражнения.
Коллектив
родителей всегда с интересом участвовал в занятиях, где они учились играть со своими
детьми.
Просвещению
родителей
способствовало
широкое
внедрение
в
работу
информационных технологий. В помощь родителям было представлено печатное издание -
газета
МДОУ
«Ромашка»,
где
они
могли
найти
ответы
на
интересующие
их
вопросы
развития детей, коррекции отклонений и т.д.
Еще одной из эффективных форм взаимодействия, которую в последние годы мы
особенно активно используем в работе с родителями детей с ОВЗ, является сайт МБДОУ, где
есть странички: «Служба психологической
помощи», «Страничка логопеда», «Шпаргалка
для родителей» и т.д.. Здесь вниманию родителей предложены советы, игры для коррекции и
развития ребенка в домашних условиях.
Внедрение
новых
форм
работы
с
родителями
оказало
позитивное
влияние
на
родителей и детей:
В результате коррекционно-развивающей работы специалистов ДОУ и
родителей выявлена положительная динамика в развитии детей.
Родители стали более заинтересованно относиться к проблемам ребенка.
У них повысилась психологическая и педагогическая компетенция, пробудился
интерес
к
развитию
ребенка.
Они
все
чаще
стали
обращаться
с
психологическими, педагогическими вопросами к специалистам.
На своем опыте мы убедились, что для получения позитивной динамики в развитии
детей с особыми возможностями здоровья, необходимо разнообразить, совершенствовать и
находить новые формы, технологии развития воспитательного потенциала семьи, вовлекать
их в совместный образовательный процесс.