Напоминание

"Внедрение новых форм работы с родителями, имеющими детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья"


Автор: Олтаржевская Наталья Васильевна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МАДОУ № 38
Населённый пункт: г. Сухой Лог
Наименование материала: "Внедрение новых форм работы с родителями, имеющими детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья"
Тема: "Внедрение новых форм работы с родителями, имеющими детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Внедрение новых форм работы с родителями, имеющими детей раннего возраста с

ограниченными возможностями здоровья»

Н.В. Олтаржевская

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 38» , г. Сухой Лог

Проблема

ранней

помощи

детям

с

ограниченными

возможностями

здоровья,

в

настоящее время является чрезвычайно актуальной. На сегодняшний день у нас в стране

большой

процент

детей

с

такой

проблемой,

поэтому

грамотно

организованная

ранняя

коррекция способна предупредить появление вторичных отклонений в развитии, обеспечить

максимальную реализацию реабилитационного потенциала.

Родители, столкнувшиеся с проблемами ребенка, испытывают и сами множество

трудностей социального, психологического характера. К сожалению, в нашем населенном

пункте отсутствуют психологические центры, общественные организации, объединяющие

родителей

детей

с

ОВЗ,

куда

бы

они

могли

обратиться

за

психологической

помощью,

поддержкой или специальной литературой.

Наша творческая группа долго думала над этой проблемой и пришла к выводу, что

наиболее

реальный

и

рациональный

способ

решения

возникшей

проблемы

создание

службы помощи. Идея создания возникла в противовес сугубо вербальным формам работы,

традиционно используемым в работе с родителями, поэтому на базе нашего МДОУ с 2010

года

действует

служба

помощи, в структуру, которой входят адаптационный клуб

«Карапуз»

(для

родителей

детей

раннего

возраста,

которые

собираются

поступать

в

дошкольное учреждение и родителей неорганизованных детей), школа «Семейный педагог»

(для

родителей

детей,

которые

посещают

дошкольное

учреждение

и

неорганизованных

детей),

школа

«Будущий

первоклассник»

(для

детей

старшего

дошкольного

возраста).

Занятия проводят педагог-психолог, учитель-логопед, старший воспитатель, музыкальный

руководитель, медицинская сестра (участвует в проведении занятий в клубе «Карапуз»), а в

проведении школы «Будущий первоклассник», кроме перечисленных специалистов, в целях

преемственности,

принимает

участие

учитель

начальных

классов

МУ

СОШ.

Все

составляющие нашей службы помощи взаимосвязаны, чтоб дети и родители не остались на

каком-то возрастном этапе без помощи.

Остановимся отдельно на работе клуба «Карапуз».

Известно, что процесс адаптации у

каждого малыша зависит от его индивидуально-типологических особенностей и социальной

обстановки, которая окружает его. Многолетние наблюдения за особенностями привыкания

воспитанников к условиям пребывания в дошкольном учреждении позволяют сделать вывод,

что дети раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья в процессе адаптации

испытывают такие же трудности, что и нормально развивающиеся дети, но они усугубляется

тяжестью его диагноза. Период адаптации для ребенка с ОВЗ остро переживается им в связи

с

отрывом

от

дома,

от

матери,

от

близких,

в

связи

с

тем,

что

у

таких

детей

наблюдается высокая

степень

привязанности

к

дому

и

семье,

поэтому

встречи

с незнакомыми

взрослыми

и

детьми

зачастую

становятся

серьезной

психологической

травмой.

Поэтому создание

и

поддержание

психологически

безопасных,

развивающих

условий

вхождения

малыша

в

новый

социум

детский

сад

и

полноценная психолого-

педагогическая

помощь семье

ребенка

стали

приоритетными

целями

взаимодействия

воспитателей раннего возраста, педагога-психолога, учителя-логопеда с родителями, которые

способны минимизировать возможные риски в развитии детей с ОВЗ в адаптационный

период.

Основная

цель

работы

клуба:

установление

психологического

контакта

с

семьей,

преодоления барьера недоверия к ДОУ, оказание консультативной помощи для облегчения

периода адаптации детей и их родителей, а также повышение образовательного уровня и

психологической грамотности родителей. Занятие проводятся 1 раз в неделю, они состоят

из практической и теоретической частей.

Одним из важных преимуществ работы клуба, является использование в работе с

родителями тренингов конструктивного взаимодействия с ребенком, компонентов игрового

моделирования,

практические

действия,

психологические

игры

и

упражнения,

игры

на

развитие моторики и т.д.. Психолого-педагогические знания, полученные в клубе, помогают

родителям понять

особенности своего ребенка, эффективнее взаимодействовать с ним,

осознать проблемы своих детей и почувствовать уверенность в своих собственных силах по

преодолению трудностей. В основе этой работы лежит знакомство родителей с проблемами

детей

с

ОВЗ

существующими

в

обществе,

путями

их

преодоления,

с

социальными

и

медицинскими

взглядами

на

проблемы

детей,

средствами

реабилитации.

Это

дает

возможность переориентировать воспитательную стратегию семьи на уровень преодоления

проблем в развитии ребенка, что сделает жизнь ребенка более полноценной.

В течение пяти лет работой клуба «Карапуз» было охвачено 90% родителей детей

раннего

возраста

в

нашем

социуме.

В

процессе

работы

были

освоены

и

широко

использовались

новые

технологии:

игротехника,

тренинговые

упражнения.

Коллектив

родителей всегда с интересом участвовал в занятиях, где они учились играть со своими

детьми.

Просвещению

родителей

способствовало

широкое

внедрение

в

работу

информационных технологий. В помощь родителям было представлено печатное издание -

газета

МДОУ

«Ромашка»,

где

они

могли

найти

ответы

на

интересующие

их

вопросы

развития детей, коррекции отклонений и т.д.

Еще одной из эффективных форм взаимодействия, которую в последние годы мы

особенно активно используем в работе с родителями детей с ОВЗ, является сайт МБДОУ, где

есть странички: «Служба психологической

помощи», «Страничка логопеда», «Шпаргалка

для родителей» и т.д.. Здесь вниманию родителей предложены советы, игры для коррекции и

развития ребенка в домашних условиях.

Внедрение

новых

форм

работы

с

родителями

оказало

позитивное

влияние

на

родителей и детей:

В результате коррекционно-развивающей работы специалистов ДОУ и

родителей выявлена положительная динамика в развитии детей.

Родители стали более заинтересованно относиться к проблемам ребенка.

У них повысилась психологическая и педагогическая компетенция, пробудился

интерес

к

развитию

ребенка.

Они

все

чаще

стали

обращаться

с

психологическими, педагогическими вопросами к специалистам.

На своем опыте мы убедились, что для получения позитивной динамики в развитии

детей с особыми возможностями здоровья, необходимо разнообразить, совершенствовать и

находить новые формы, технологии развития воспитательного потенциала семьи, вовлекать

их в совместный образовательный процесс.



В раздел образования