Автор: Левашова Елена Викторовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО " Станция юных натуралистов"
Населённый пункт: город Саров, Нижегородская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Игра-викторина " Эти удивительные растения"
Раздел: дополнительное образование
Игра-викторина «Эти удивительные растения»
Введение
Большое значение в развитии познавательных интересов учащихся имеют биологические
игры и викторины. Они развивают внимание, зрительную память, слух, что дает возможность
полнее и тоньше воспринимать окружающую природу.
Как
правило,
познавательные
игры
требуют
сообразительности,
ориентировки
в
определенных условиях и большой наблюдательности.
Цель: формирование познавательного интереса к природе, расширение кругозора учащихся,
организация досуга.
Задачи:
Обучающие: обогащение знаний по растениеводству.
Развивающие: развитие мышления, познавательного интереса.
Воспитательные: формирование бережного отношения к растениям, эстетического восприятия
живой природы; воспитание чувства товарищества, умения работать в коллективе.
Общие рекомендации к проведению игры-викторины
Данная игра-викторина может проводиться как среди учащихся одного кружка, так и
среди
учащихся
разных
кружков.
Методическая
разработка
поможет
при
закреплении
пройденного
на
занятиях
кружков
материала
по
темам:
«Декоративные
растения»,
«Лекарственные
растения»,
«Ядовитые
растения»,
«Растения-хищники»,
«Луковичные
растения», «Растения-барометры» и др.; будет способствовать расширению кругозора; поможет
организовать досуг учащихся, например, в дни весенних каникул.
В игре могут принять участие 10 – 12 ребят 3 – 5 классов. Все участники игры делятся
на две команды, выбирают капитанов и определяют названия команд. Руководитель и два
помощника ведут подсчет очков (Приложение 2).
Игра – викторина состоит из семи этапов (соревнований). Сочетание викторин, загадок,
конкурса капитанов с двумя подвижными играми делает эти соревнования увлекательными.
Выигравшая команда награждается сувенирами – самоделками, специально изготовленными к
этим соревнованиям.
Оборудование для проведения игры – викторины:
1.
Мультимедийный проектор, ноутбук
2.
Листочки, два карандаша
3.
Карточки с изображением декоративных растений
4.
Два мяча или два воздушных шарика
5.
Карточки с изображением цветов двух расцветок (синей и бордовой) для проведения
3 этапа соревнования «Собери букет».
Проведение игры-викторины
1 этап «Разминка»
Участникам первого этапа игры предлагается вспомнить литературные произведения, в
которых среди персонажей есть растения и указать названия этих растений, например: «Репка»
(репа),
«Золушка»
(тыква),
«Принцесса
на
горошине»
(горох),
«Двенадцать
месяцев»
(подснежники), «Дикие лебеди» (крапива) и т. д.
Капитаны команд записывают на листочках ответы членов своей команды, а затем
передают их педагогу для оценки.
За правильно названное произведение и указанное растение команда получает
5 баллов.
2 этап «Биологическая викторина «Из жизни растений»
При проведении викторины педагог задает по очереди каждой команде вопрос (вопросы
должны быть представлены на слайде), на который отвечает член команды, первым поднявший
руку. Если на этот вопрос не смогли ответить ребята из одной команды, то этот же вопрос
задается
другой
команде.
Если
ни
одна
из
команд
не
смогла
дать
правильный
ответ
на
поставленный вопрос, команды очков не получают, а педагог сам дает ответ.
Правильные ответы
оцениваются в два балла.
1
1.
Цветы, каких растений издают аромат только ночью и почему?
(Цветы душистого табака привлекают ароматом насекомых для опыления).
2.
Почему цветы, распускающиеся ночью, имеют светлую окраску?
(Белые цветы лучше заметны ночью насекомым-опылителям).
3.
Назовите медоносные растения.
(Липа, гречиха, клевер, донник и др.).
4.
Приведите примеры насекомоядных растений.
(Росянка, пузырчатка, венерина мухоловка).
5.
Какие луковичные растения растут в наших садах и цветниках?
(Лилии, тюльпаны, нарциссы, гладиолусы и др.).
6.
Какие растения используются в медицине для приготовления лекарств?
(Ландыш, бессмертник, пустырник, наперстянка и др.)
7.
Из каких цветов варят варенье?
(Из розы, одуванчика).
8.
Какие цветы преподносятся при вручении Нобелевской премии и носят название «мысль»?
(Анютины глазки. Родина их Англия).
9.
Перечислите растения, в названии которых заключены женские и мужские имена.
(Иван-да-Марья, василек, маргаритка, анютины глазки, роза, иван-чай).
10. В названии какого цветка заключено название государства?
(Настурция).
11. Какое произведение А.М. Горького названо по имени цветка?
(Мальва).
11. Какая ягода заменяет лимон?
(Клюква)
12. Какое растение называют северной мимозой?
(Кислица)
13. Назовите 3-5 ядовитых растений, встречающихся в нашей местности.
(Вороний глаз, купена, ландыш, волчье лыко, борщевик Сосновского).
14. Из каких растений можно приготовить напиток, заменяющий кофе?
(Из корней одуванчика, из корней цикория, желудей дуба).
15. Можно ли без часов определить время?
(Можно,
по
распусканию
некоторых
цветов,
которые
распускаются
и
закрываются
в
определенное время суток).
16. По каким цветам можно узнать о приближении дождя?
(Одуванчик, вьюнок - к ненастью закрываются).
17. Плоды какого кустарника называются «кладовой витаминов»?
(Шиповника).
18.
Какая особенность кувшинки послужила причиной для легенды о колдовских чарах цветка?
(Кувшинка на ночь закрывается и погружается в воду, утром всплывает и раскрывается).
19. У какого растения плод похож на якорь?
(Водяной орех – чилим).
20. Какое растение может заменить йод и вату?
(Мох – сфагнум).
3 этап «Игра «Собери букет»
Для участия в данном конкурсе приглашаются по одному представителю от команды.
Педагог
раскладывает
перед
игроками
цветы
одной
окраски,
например,
синей.
Затем
участникам завязывают глаза и раскладывают среди цветов синей окраски цветы бордовой
окраски. Игроки собирают букет. Побеждает та команда, у представителя которой в букете
окажется больше синих цветов.
За каждый синий цветок присуждается два балла.
4 этап «Назови растение»
2
При проведении данного соревнования используются карточки с изображением растений
(Приложение 1). Капитаны по очереди берут по одной карточке, совещаются с членами команды
и называют растение. Если команда определяет растение, то оставляет карточку у себя. В случае
неправильного ответа капитан возвращает карточку педагогу.
Правильные ответы оцениваются в два балла.
5 этап «Загадки»
Педагог
зачитывает
по
очереди
каждой
команде
загадки
(загадки
должны
быть
представлены на слайде). Если правильный ответ не дали ребята из одной команды, то ребятам
из другой команды предоставляется возможность дать правильный ответ. Если ни одна из
команд не смогла дать правильный ответ на загадку, команды очков не получают, а педагог
демонстрирует слайд с правильным ответом. Правильные ответы оцениваются в два балла.
1. Весной я красный, как кумач,
Летом похож на мяч,
А осенью в домишке живут мои детишки. (Мак)
2. Есть один такой цветок,
Не вплетешь его в венок.
На него подуй слегка:
Был цветок - и нет цветка. (Одуванчик)
3. Я и в поле, и в саду
У прохожих на виду.
Голова моя бела,
Лепестками поросла. (Ромашка)
4. На зеленом шнурочке
Белые звоночки. (Ландыш)
5. Царицей цветов я зовусь,
На вид я прекрасна, нежна,
Но тронешь меня невзначай,
Почувствуешь, как я сильна. (Роза)
6. Колосится в поле рожь.
Там, во ржи, цветок найдешь.
Ярко-синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый. (Василек)
7. На припеке у пеньков
Много тонких стебельков.
Каждый тонкий стебелек
Держит алый огонек.
Разгибаем стебельки -
Собираем огоньки. (Земляника)
8. Ягоды зеленые,
А всеми хваленые,
Растут с костями
Висят кистями. (Виноград)
9. Низок, да колюч,
Сладок, да не пахуч.
Ягоды сорвешь -
Всю руку обдерешь. (Крыжовник)
10. В сенокос – горька,
А в мороз сладка,
Что за ягодка? (Калина)
11. Растет зеленый кустик,
Дотронешься – укусит. (Крапива)
3
12. Выросла травка -
К пище приправка;
Ее пожитки -
Душистые нитки. (Укроп)
13. Раскололся тесный домик
На две половинки.
И посыпались оттуда
Бусинки – дробинки. (Горох)
14. Лоскуток на лоскутке -
Зеленые заплатки,
Целый день на животе
Нежится на грядке. (Капуста)
15. Круглый, а не кочка;
Есть дно, а не бочка;
Есть перья, а не птица;
Есть горечь, а не горчица. (Лук)
16. Щеки розовы, нос белый,
В темноте сижу день целый.
А рубашка зелена,
Вся на солнышке она. (Редис)
17. Будто снежный шар бела,
По весне она цвела,
Нежный запах источала.
А когда пора настала,
Разом сделалась она
Вся от ягод черна. (Черемуха)
18. Русская красавица
Стоит на поляне,
В зеленой кофточке,
В белом сарафане. (Береза)
19. Стоит он задумчивый,
В желтом венце,
Темнеют веснушки
На круглом лице. (Подсолнечник)
20. Вырастаю всем на диво,
Высока, стройна, красива.
Прячу в светлые перчатки
Золотистые початки. (Кукуруза)
6 этап «Игра с мячом»
Играющие становятся в две шеренги (по командам) на расстоянии полшага друг от друга.
Капитанам, стоящим впереди команды, дают по мячу или воздушному шарику.
По сигналу педагога капитаны начинают передавать мячи через голову по цепочке. Мяч может
быть передан следующему игроку только после того, как он назовет растение на последнюю
букву,
которой
заканчивалось
слово.
Например,
капитан
назвал
«тюльпан»,
второй
член
команды – «нарцисс», третий – «сирень» и т. д.
Побеждает команда, которая раньше закончит передачу мяча. Мяч должен вернуться к
капитану, т. е. к первому игроку.
Выигравшая команда получает 10-12 баллов (в зависимости от количества игроков).
Капитаны
должны
внимательно
следить
за
ходом
игры
противоположной
команды.
При
повторении названия растений или падении мяча с команды снимается 2 балла.
4
7 этап «Конкурс капитанов»
Капитаны команд задают друг другу по три вопроса по теме игры, стараясь проявить
смекалку, находчивость, изобретательность. Вопросы могут быть в форме занимательных задач,
шуток. Чтобы данное соревнование было более интересным, можно подготовить вопросы
заранее (домашнее задание). Ответы оцениваются в 5 баллов.
Литература
1.
1000 загадок. Ярославль: «Академия развития», 1997.-224 с.
2.
Журналы «Педсовет», подборка.
Приложение 1
Приложение 2
Оценочная таблица
Название
команды
1 этап
Разминка
2 этап
Биологическая
викторина
«Из жизни
растений»
3 этап
Игра
«Собери
букет»
4 этап
Определи
растение
5 этап
Загадки
6 этап
Игра с
мячом
7 этап
Конкурс
капитанов
Сумма
баллов
1
2
Члены жюри:
5