Автор: Сарбаева Айгуль Аюповна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ башкирский лицей имени Мухаметши Бурангулова с.Раевский муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан
Населённый пункт: с.Раевский, Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: Компетентностный подход в воспитанании
Раздел: начальное образование
Согласно
Концепции
модернизации
российского
образования:
«Воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать
органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в
общий
процесс
обучения
и
развития.
Важнейшие
задачи
воспитания
-
формирование
у
школьников
гражданской
ответственности
и
правового
сознания,
духовности
и
культуры,
инициативности
и
самостоятельности,
толерантности,
способности
к
успешной
социализации
в
обществе
и
активной адаптации на рынке труда.
Компетентностный подход в воспитании акцентирует внимание на
формировании у учащихся компетенций обеспечивающих им возможность
успешной социализации.
Компетенции — это интегративная целостность знаний, умений и навыков,
обеспечивающих профессиональную деятельность, это способность человека
реализовывать
на
практике
свою
компетентность.
Поскольку
реализация
компетенций
происходит
в
процессе
выполнения
разнообразных
видов
деятельности
для
решения
теоретических
и
практических
задач,
то
в
структуру компетенций, помимо деятельностных знаний, умений и навыков,
входят
также
мотивационная
и
эмоционально-волевая
сферы.
Важным
компонентом
компетенций
является
опыт
-
интеграция
в
единое
целое
усвоенных человеком отдельных действий, способов и приемов решения
задач.
Воспитательный потенциал технологий способствует формированию у
учащихся
в
учебном
процессе,
в
предметной
деятельности,
следующих
компетенций:
– ценностно-смысловых:
Умеют адекватно оценивать свои способности и возможности.
Сформирована внутренняя мотивация приобретения знаний для дальнейшего
образования.
Понимают
необходимо сть
лично стного
ро ста
для
у с п е ш н о го
самоопределения в будущем.
– общекультурных:
Проявляют
личностные
качества
—
гражданские,
нравственные,
интеллектуальные, общей культуры.
Сформированы представления о необходимости соблюдать в мире людей
общечеловеческие, гуманные, нравственные законы и нормы.
Стремятся жить в гармонии с окружающим миром.
– учебно-познавательных:
Умеют самостоятельно планировать свою деятельность.
Способны к самореализации, активны в выборе деятельности.
Способны к самообразованию.
Благодаря
участию
в
проектно-исследовательской
деятельности
овладели
навыками продуктивной деятельности.
– информационных:
При помощи реальных объектов (телевизор, компьютер, принтер, модем) и
информационных
технологий
(аудио-
и
видеозапись,
электронная
почта,
СМИ, Интернет) способны самостоятельно искать, анализировать и отбирать
необходимую информацию.
– коммуникативных:
Умеют жить и работать в коллективе, имеют понятия о социальных ролях
(лидер-организатор, лидер — генератор идей, исполнитель, зритель).
Имеют представления о способах выхода из конфликтных ситуаций.
Функции классного руководителя – создание необходимых условий для
"само":
САМОактуализации,
САМОопределения,
САМОсозидания,
САМОреализации.
На наш взгляд, для реализации воспитательной деятельности должны
быть использованы такие принципы, как:
• принцип гуманизма,
• принцип социального закаливания,
• принцип сотрудничества и
• принцип ценностной ориентации.
Основным назначением воспитательной работы в школе является
формирование личности, которая приобрела бы в процессе развития
способность самостоятельно строить свой вариант жизни, стать достойным
человеком, дать возможность и создать условия для индивидуального выбора
образа жизни, научить её делать этот выбор и находить способы реализации.
Но и то и другое должно совершаться в контексте других традиций
классического воспитания и образования и на лучших и на лучших
традиций, сложившихся за все время существования школы, современных
культурных и педагогических достижений, чтобы в автономности свое
личность не выпадала из окружающего социума.
Исходя из всего выше сказанного, целью воспитательной системы школы
является формирование гармоничного развитой личности адаптированной к
условиям реальной жизни, личности, способности самостоятельно строить
жизнь, достойную человека.
Начальная школа – это первая ступень обучения и воспитания. Важное
звено в системе школьного образования. В рамках реализации
компетентностного подхода знания, умения, навыки это не цель воспитания,
обучения, а средство с помощью которого происходит всестороннее развитие
ребёнка. Каким в идеале должен быть ученик начальной школы?
Любознательный, интересующийся, активно познающий мир, владеющий
основами умения учиться....
Какими же ключевыми компетенциями для этого должны обладать
выпускники начальной школы? Технология традиционного обучения не в
состоянии отвечать современным требованиям. Поэтому, все чаще и чаще мы
сталкиваемся с понятиями “Компетентностное образование”
“Компетентностный подход”
- Какие ассоциации возникают у нас, когда слышим слово
“компетентность”?
(Посмотрите на слова которые начинаются с букв данного слова).
к - креативность…
о - организованность…
м -модернизация…
п - планирование…
е - единство…
т - толерантность…
е - единомышленники…
н - новизна…
т - творчество…
н - научность…
о - осведомлённость…
с - сотрудничество…
т - терпимость…
ь
Иначе говоря:
Компетенция – это совокупность взаимозависимых качеств личности
(знаний, умений, привычек, способов деятельности), что являются
заданными для соответствующего круга предметов и процессов,
необходимых для продуктивного действия относительно них.
Необходимым условием жизни класса в условиях компетентностного
подхода является открытое выражение учениками:
- своих переживаний, радостей, разделение чужих чувств для более глубокого
понимания человеческих взаимоотношений;
- своего понимания возникающих в жизни класса проблем и путей для их
разрешения;
- своих оценок учебной и внеучебной деятельности класса в целом и личного
вклада отдельных учащихся в эту деятельность.
Основная задача планирования воспитательной системы, так организовать
жизнь классного коллектива, чтобы учащиеся добровольно, с большим
желанием участвовали в разнообразных делах класса и школы, учились быть
самостоятельными, умели бы оценивать свои возможности и постоянно
стремились к познанию самих себя.
В прошлом году я стала учителем первоклассников и столкнулась с
необходимостью организовать специальные действия по сплочению
коллектива. Перед собой я поставила следующие задачи;
1.Подготовить учеников к сознательному и ответственному обучению.
2.Подготовить учащихся к успеху в жизни
3.Повысить степень мотивации учения
4.Обеспечить единство учебно-воспитательного процесса.
Я пересмотрела свой план воспитательной работы и рабочую программу и
пришла к выводу, чтобы реализовать поставленные задачи надо
подкорректировать план воспитательной работы. Так появилась серия
классных часов по теме «Мы интересны друг другу», «Моя семья», «Моя
школьная семья», «Наш общий дом - Россия». Требования регионального
компонента только добавили актуальности к этой тематике. В разделе «Моя
семья» дети рассказывали о своих семьях. На уроках математики и
окружающего мира рассматривали вопрос о бюджете семьи. С помощью
бабушек и дедушек ребята составили родословную. По теме «Наши предки»
учащиеся рассказывали о том как жили, учились их бабушки, дедушки. С
классом ходили в гости, приглашали на праздник день пожилого человека.
Эти встречи произвели на них большое впечатление.
Классные часы позволили развить у учащихся способность приобретения
знаний из различных источников знаний, в тои числе внешкольных.
Например, С.Динислам, расспросил своих родителей, бабушки дедушку об
обычаях и традициях своей национальности. Здесь семья имеет 2 нации:
татары и башкиры. Поэтому его презентация о семье была весьма интересна.
Дети учатся использовать сведения из разных областей. К примеру, на
уроке окр.мира дети узнали историю национальной одежды. На уроках
физической культуры мы играем в подвижные башкирские народные игры.
На уроках литературного чтения изучаем стихи, сказки народов
Башкортостана. На уроках изобразительного искусства учились рисовать
узоры. Интересная работа получилась по русскому языку по теме «Ребята,
давайте жить дружно!». Главное условие переписки – доброжелательный тон,
радость общения. Мои ученики сначала писали друг другу, мне, а затем, для
желающих я объявила, что можно обменяться адресами своих друзей,
братьев, сестёр из других районов, городов, деревень. Отрадно признаться,
эта работа велась с помощью родителей. Провели «Весёлые старты» с
участием родителей и детей. Было здорово. Были познавательные экскурсии в
районную библиотеку, школьный музей, мечеть.
Подкрадывается вопрос, можно ли представить современных детей и
родителей без телефона, модема, музыки и видео, Интернета. Думаю, нет, и
вы со мной согласитесь. Поэтому я учу детей добывать нужную информацию,
используя эти источники во благо. Конечно, не без помощи родителей. Для
достижения этих целей я организую работу следующим образом.
При подготовке к мероприятиям я ставлю перед детьми задачу: «Как мы это
сделаем?»
Когда готовились к конкурсу инсценированной сказки я дала
задание: - С помощью интернета или спросите у родителей, – Какие
интересные сказки, где много действующих лиц они знают? После подбора,
остановились на сказке «Колосок». Обозначилась проблема: - Как показать?
Стали собирать материал, разбились на группы и дали задание
каждой.1группа – изготавливали декорацию. 2 гр - изготавливала костюмы, 3
гр. – скачивала музыку для танцев. Большую помощь оказали родители,
купили необходимые вещи или взяли в РДК напрокат. Выучили танцы, роли,
провели несколько репетиций. В итоге были выбраны для участия в районном
этапе. На сцене выступали всем классом, никто в стороне не остался.
Совместное переживание и проживание ситуации в процессе подготовки
этого мероприятия способствовало формированию сплочённого, дружного
коллектива и личностных качеств: умение общаться, осознавать свою роль,
знания в бытовой и культурно-досуговой деятельности, анализировать своё
поведение, умение вести беседу, задать вопрос. То есть, в результате не
только провели мероприятие, но и приобрели опыт, который теперь нам
помогает в любом совместном деле и в индивидуальной деятельности
учащихся. В ходе подготовки следующего мероприятия дети сами предлагали
способы более красочного, творческого решения. Они применяют
полученный опыт и получают результат. Так, если в прошлом году я была
инициатором , то в этом идейными вдохновителями являются дети и
родители. В результате выполнения подобных заданий младшие школьники
приобретают значимые качества личности: умение общаться со
сверстниками, выстраивать и поддерживать диалог, строить доверительные
отношения между взрослыми и детьми, получают навыки общения в группе,
учатся видеть свою роль в коллективе, самостоятельно выражают своё
мнение. Система нашей работы предполагала, что у учащихся будут
заложены основы самостоятельности, инициативности и ответственности
личности как главное условие её самоактуализации, готовности к
самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их
результаты, формирование целеустремлённости и настойчивости в
достижении целей.
«Научить ученика нельзя – он может только научиться, нельзя его воспитать
– он может только воспитаться». Очень важно, чтобы, начиная еще с
младшего школьного возраста, дети имели представление о связи времен
поколений, знали и гордились нашими лучшими национальными
ценностями, любили свою большую и малую Родину и делали все, чтобы она
была стабильной и крепкой.
Итогом кропотливой работы по реализации компетентностного подхода в
обучении и воспитании учащихся, можно считать результаты качества знаний
и достижения учащихся. Ежегодно мои учащиеся принимают активное
участие в школьных и районных внеклассных мероприятиях. Так, например в
прошлом учебном году на муниципальном этапе конкурса «Зеркало
природы» Азнагулов Фидан, Юнусов Динислам заняли 1 место, в этом
учебном годй Галиев Радмир занял 1 место. Хуснутдинова Залия заняла 3
место на районном этапе республиканского конкурса детского рисунка
«Профессии моих родителей», за коллективную подписку на журнал
«Акбузат» заняли 3 место по республике. На конкурсе рисунков по газовой
безопасности в прошлом году была отмечена работа Хуснутдиновой Алины, в
этом учебном году работы Муллагуловой Адели, Юнусова Динислама,
Кутлиахметовой Дианы, Азнагулова Фидана, Хуснутдиновой Алины,
Резванова Инсафа. На конкурсе рисунков, посв.Дню Защиты детей Узбеков
Аяз занял 2 место, Муратшина Милана и Садыкова Лиана заняли 3 место. В
этом учебном году на школьном конкурсе чтецов «Пою мою Республику»
Саттаров Динислам занял 1 место. Мы участвовали и на Щербаковских
чтениях. Юнусов Динислам победитель конкурса чтецов, Юнусов Динислам
победитель конкурса сочинений, Муллагулова аделина призёр конкурса
сочинений. То есть были и удовольствия от творческих проектов и радость
участия в различных конкурсах.
Уметь анализировать, сравнивать, давать адекватную самооценку, быть
ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать, проявлять
инициативу, замечать проблемы и искать пути их решения на основе здравых
рассуждений - это ключевые компетентности, которые можно выделить в
современном обществе. Моя задача - так выстроить процесс обучения и
воспитания, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребёнка, научить его
мыслить, привить навыки практических действий.
Можно сделать вывод, что частично компетентностный подход в начальной
школе существует и реализуется, а его полная реализация представляется
возможной.
В конце своего выступления я бы хотела вас познакомить с одной древней
притчей, которая гласит:
“Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец
знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая
бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая –
я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в
твоих руках”.
Так вот в наших с вами руках возможность формировать личность:
любознательную, интересующуюся, активно познающую мир;
умеющую учиться, способную к организации собственной деятельности;
уважающую и принимающую ценности семьи и общества, историю и
культуру каждого народа;
доброжелательную, умеющую слушать и слышать партнёра, уважающую
своё и чужое мнение;
готовую самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.
Памятка для педагогов по реализации компетентностного подхода в
образовании и воспитании
1.
Главным
есть
не
предмет
,
которому
вы
учите
,
а
личность
,
которую
вы
формируете
.
Не
предмет
формирует
личность
,
а
учитель
своей
деятельностью
,
связанной
с
изучением
предмета
.
2.
На
воспитание
активности
не
жалейте
ни
времени
,
ни
усилий
.
Сегодняшний
активный
ученик
–
завтрашний
активный
член
общества
.
3.
Помогайте
ученикам
овладеть
наиболее
продуктивными
методами
учебно
-
познавательной
деятельности
,
учите
иx
учиться
. .
4.
Помните
,
что
знает
не
тот
,
кто
пересказывает
,
а
тот
,
кто
использует
на
практике
.
5.
Приучайте
учеников
думать
и
действовать
самостоятельно
.
6.
Творческое
мышление
развивайте
всесторонним
анализом
проблем
;
познавательные
задачи
решайте
несколькими
способами
,
чаще
практикуйте
творческие
задачи
.
7.
В
процессе
обучения
обязательно
учитывайте
индивидуальные
особенности
каждого
ученика
,
объединяйте
в
дифференцированные
подгруппы
учеников
с
одинаковым
уровнем
знаний
.
8.
Учите
так
,
чтобы
ученик
понимал
,
что
знание
является
для
него
жизненной
необходимостью
.
9.
Объясняйте
ученикам
,
что
каждый
человек
найдет
свое
место
в
жизни
,
если
научится
всему
,
что
необходимо
для
реализации
жизненных
планов
.