Напоминание

"Природа и люди Древней Индии!


Автор: Иеги Наталья Юрьевна
Должность: учитиель истории
Учебное заведение: МБОУ Яснинская СОШ №2
Населённый пункт: ст.Ясная Оловяннинский район Забайкальский край
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: "Природа и люди Древней Индии!
Раздел: среднее образование





Назад




Урок истории : Природа и люди Древней Индии

5 класс

Педагогические цели

Способствовать ознакомлению с природными условиями долин Инда Ганга, жизнью и занятиями

населения; создать условия для выявления особенностей религии Древней Индии

Тип и вид урока

Открытия новых знаний /Усвоение знаний, навыков и умений/

Планируемые

результаты

(предметные)

Овладение целостными представлениями об историческом пути народов и человечества как

необходимой основой для миропонимания и познания современного общества

Личностные

результаты

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; понимание культурного

многообразия мира; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со

сверстниками и взрослыми в процессе образовательной , общественно-полезной , учебно-

исследовательской , творческой и других видов деятельности

Метапредметные

результаты

Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную

и другую; готовность к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе, освоение основ

межкультурного взаимодействия в школе, социальном окружении и др.

Основное

содержание темы,

понятия и термины

Местоположение и природные условия Индостана. Занятия жителей Древней Индии,

сельскохозяйственные культуры и одомашненные животные. Древние города-государства. Бог Ганеша.

Вера в переселение душ. Джунгли, рис, хлопчатник, сахар.

Образовательные

ресурсы

Учебник. Карта "Индия и Китай в древности". Рабочий лист. Презентация. Иллюстрации. Жетоны.

Схема-кластер

Структура урока

Этапы урока

Формы, методы,

метод. приемы

Фронтальная.

Словесный,

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма

контроля

Хар-ка основных

видов

деятельности

Формируемые УУД

Орг. момент

Фронтальная.

Словесный. Слово

учителя

Приветствует учащихся.

Проверяет готовность к

уроку

Приветствуют

учителя.

Организуют свое

Быстрое включение в

деловой ритм.

рабочее место

Актуализация

знаний и

способов

действий.

"Древние гос-

ва мира"

Фронтальная.

Словесный,

наглядный,

практический.

Беседа, работа с

картой,

Контрольно-

оценочная

деятельность.

Практический

метод

Дает задание показать на

карте и назвать

местоположение древних

государств

Выполнение заданий с

презентации (9 слайдов)

Показывают на

карте изученные

страны: Древний

Египет, Двуречье,

Финикию,

Палестину,

Персидское

царство и т.д.

Быстро отвечают

на вопросы,

заносят ответы в

рабочий лист.

Осуществляют

взаимоконтроль

Умение ориентироваться

по карте, знание

географических

объектов

Проверка усвоенных

предметных знаний

Работа с

картой у

доски

Электронны

й опросник.

Постановка

учебной задачи

Фронтальная.

Словесный.

Сообщение

учителя, беседа

Слушают учителя,

формулируют

учебную задачу.

Приводят

примеры того, как

природа древней

страны влияла на

жизнь населения,

его занятия и

религиозные

верования

Беседа по

вопросам

Усвоение

новых знаний

и способов

действий.

Местоположен

Фронтальная.

Объяснительно-

иллюстративный,

проблемный.

Работа с картой,

Показывают на

карте

местоположение

Древней Индии,

горы и главные

Работа с

картой,

беседа по

вопросам

ие и

природные

условия

Индостан.

Занятия

жителей

рисунком-схемой,

иллюстрациями,

беседа

реки Индии - Инд

и Ганг. Зная

природные

условия,

определяют

основные занятия

жителей.

Поясняют, почему

долина Инда была

раньше заселена

земледельцами

Боги и

животные.

Вера в

переселение

душ.

Парная.

Словесный,

практический,

проблемный.

Работа с текстом,

документом,

беседа

Проводят поиск

необходимой

информации в

тексте учебника и

документа.

Выбирают

животных.

Сравнивают

религиозные

взгляды индийцев

и египтян,

определяют

сходство (жизнь

после смерти,

суд), особенность

религии индийцев

- переселение

душ.

Осуществляют

анализ документа.

Характеризуют

Мини-

исследовани

е

Работа с

текстом,

документом,

беседа по

вопросам.

работа в

парах

человеческие

качества

Закрепление

знаний и

способов

действий

Групповая.

Словесный,

творческий.

Работа с картой,

рассказ

Находят на карте и

определяют

местоположение

Индии, ее главных

рек, высочайших в

мире гор; места

раскопок

древнейших

городов Индии;

территорию

державы царя

Ашоки, ее

столицу. Готовят

коллективные

исторические

рассказы по

составленным

планам

Работа с

картой,

рассказ,

план

рассказа

Информация о

домашнем

задании

Фронтальная.

Словесный.

Сообщение

учителя

Воспринимают

задание, уточняют

Контурная

карта,

сообщения,

задание в

рабочей

тетради

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет, класс

История Древнего мира 5 класс

Тема урока

Природа и люди Древней Индии

Педагогические цели

Способствовать ознакомлению с природными условиями долин Инда Ганга, жизнью и занятиями

населения; создать условия для выявления особенностей религии Древней Индии

Результаты

предметные

метапредметные

личностные

Овладение целостными

представлениями об

историческом пути народов и

человечества как необходимой

основой для миропонимания и

познания современного

общества; ознакомление с

местоположением, климатом,

природой Древней Индии;

выяснение особенности

занятий жителей Древней

Индии; определение связи

между географическим

положением Древней Индии и

занятиями ее жителей;

Способность сознательно

организовывать и регулировать свою

деятельность; готовность к

сотрудничеству с соучениками, к

коллективной работе, освоение основ

межкультурного взаимодействия в

школе, развитие навыков работы с

текстом учебника, исторической картой;

развитие навыков сравнения, выделения

общего и отличного; формирование

умения обобщать изучаемые факты,

делать выводы; демонстрировать

умение составлять рассказ

формирование

коммуникативной

компетентности в общении

и сотрудничестве со

сверстниками и

взрослыми; развитие

интереса у учащихся к

предмету; осознание

причастности к истории

человечества

Образовательные

ресурсы

Учебник. Карта "Индия и Китай в древности".Презентация. Рабочий лист. Иллюстрации. Жетоны.

Схема-кластер

ИКТ

компьютер, мультимедиапроектор, экран, программные средства

Актуальность

использования средств

ИКТ на уроке

- средство для решения образовательных задач урока

- учебно-методическое сопровождение изучаемого материала

Основное содержание

темы, понятия и

термины

Местоположение и природные условия Индостана. Занятия жителей Древней Индии,

сельскохозяйственные культуры и одомашненные животные. Древние города-государства. Бог Ганеша.

Вера в переселение душ. Джунгли, рис, хлопчатник, сахар.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Организационны

й этап

Приветствие учителя

Друзья мои, звенит звонок

И рады мы начать урок.

Нас впереди открытья ждут,

Итак, вперёд и в добрый путь!

Сообщает о присутствии гостей

на уроке

Ответное приветствие

2. Актуализация

знаний

Предлагает поочердно выйти к

доске, показать изученные гос-ва

Древнего Востока и назвать их

местоположение.

Предлагает мультимедийные

задания, ответы на которые

нужно внести в рабочий лист

Просит поднять руку тех, у кого

вопрос №9 выполнен правильно.

Затем тех, у кого он

неправильный и объяснить

почему.

Показывают на карте изученные страны: Древний Египет, Двуречье,

Финикию, Палестину, Персидское царство и т.д.

Отвечают поочередно на 9 вопросов, ответы записывают в таблицу.

Затем взаимопроверка по открытому слайду и самооценка.

Выставляют количество баллов в рабочий лист

Выдвигают предположение, почему дали неправильный ответ

3.

Мотивационный

этап

Предлагает учащимся

прослушать стихотворение и

определить, о какой стране идет

речь (2 слайда)

учитель предлагает учащимся

сформулировать тему урока,

определить задачи (задачи

учитель записывает на доске) и

составить план урок в виде

кластера;

Учащиеся называют Страну – Индия (сл. 5);

Формулируют тему урока , определяют задачи и составляют план

решения проблемы

4. Изучение

нового

материала

Задает вопросы по плану урока:

- С какого вопроса мы обычно

начинаем изучение нового

материала? рассмотреть карту

и определить где находится

Индия (сл. 8)

учитель предлагает по ходу

изучения нового материала

выполнять задания в Рабочем

листе :

какие горы ее защищают от

холодных ветров, какие моря

омывают, какие крупные реки

протекают

Организует заполнение листа

оценки и рефлексивного листа

Отвечают, что с вопроса "Где?, т.е. с выяснения местоположения.

Составляют вопросы для кластера . Работают с текстом учебника

(п.1)

Работа с контурной картой. Делают подписи на карте, опираясь на

карту учебника с.96

учащиеся осуществляют учебные действия по плану - отвечают на

вопросы, работают с картой, раздаточным материалом,

иллюстрациями; заполняют таблицу; формулируют выводы

Заполняют рабочий лист, проводят самооценку или взаимооценку

прочитать текст учебника и

документ (прил.2) определить

каковы особенности природы

Древней Индии ;

определить занятия жителей

Древней Индии ,

Обсуждая в парах приведенные

учителем факты, стараются

сделать выводы и записать их .

Работая в группах ознакомиться с религиозными верованиями древних

индийцев

4. Закрепление

пройденного

материала

учитель предлагает учащимся

работу с текстом ( прил.5), в

котором нужно заполнить

пропуски;

учитель обращает внимание

учащихся на проблему урока и

предлагает учащимся

самостоятельно сделать

выводы)

учащиеся работают с текстом, заполняя пропуски;

учащиеся обобщают полученные на уроке знания и формулируют

ответ на поставленный вопрос: Чем Древняя Индия отличается от

уже изученных государств?

5. Рефлексия

учитель, задавая вопросы, просит

учащихся отметить на листе

картинку ( улыбка, грусть,

безразличие), таким образом,

понимая отношение учащихся к

уроку

учащиеся рассматривают смайлики, выражающие эмоции и отвечая

на вопросы учителя выбирают картинку ( улыбка, грусть, безразличие),

таким образом выражая свое отношение к уроку

6. Домашнее

задание

ученикам предлагается

разноуровневое домашнее задание

с последующей проверкой

учителем (сл.21)

ученики сами выбирают уровень домашнего задания из предложенных

учителем с учётом индивидуальных возможностей

Рабочий лист по теме: ___________________________________________ Дата______

Приложение 1

учени___ 5 ____ класса ___________________________________________________

1. Проверяй-ка

сумма баллов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

2. Постановка целей урока

Сегодня на уроке я бы хотел(а) узнать…_______________________________________

___________________________________________________________________________

3. Составление кластера с вопросами по теме урока

ИНДИЯ

Оцените выполнение задания и поставьте баллы.

Индия

4. Работа по учебнику (

§

20, п.1). Впишите недостающие слова.

-Индия расположена на юге материка _________________ .

-Северной границей Индии служат самые высокие горы в мире - _____________.

-Берега Индии с запада, с востока и с

юга омывает ____________________ океан.

-Самые многоводные реки Индии — это_________ и _____________.

-Климат Индии - ________________ и __________________ .

Оцените друг у друга это задание.

5. Работа с картой

6. "Джунгли на берегах Ганга" (п.2). Прочитать текст учебника и отрывок из поэмы "Махабхарата", ответить на

вопросы:

Что такое джунгли?

Чем оны опасны для человека?

Встречались ли нам джунгли ранее при изучении других стран?

В чем особенность природы Древней Индии?

7. "Деревни среди джунглей" (

§

20, п.3) Прочти и дополни схему:

а)

1. Надпишите названия двух

главных рек Индии.

2. Обозначьте и надпишите

Гималайские горы 3.

Подпишите название океана,

омывающего берега Индии.

4. Обозначьте значком Δ места

древнейших городов Индии.

5. Обведите границы

крупнейшего государства в

Подготовка участка для поселения

и

б) Какие культуры выращивали индийцы на полях?________________________

_____________________________________________________________________

в)Назови основное занятие жителей Индии.

Оцени себя: 2 балла за схему, за каждую с/х культуру по 1 баллу, за занятие - 2 балла

8. Составь список домашних и диких животных Индии. (опирайся на п.4)

Домашние животные:____________________________________________________

__________________________________________________________

Дикие животные:________________________________________________________

__________________________________________________________

Оцените друг у друга это задание. Максимальный балл -"5"

9.Анализируя факты, приведенные учителем, сделай выводы и запиши их.

а)_____________________________________________________________________

б)_____________________________________________________________________

в)_____________________________________________________________________

За каждый правильный вывод - 2 балла. Максимальное количество - 6 баллов.

10. Вырази свое отношение к уроку. Для этого отметь соответствующую мордочку: 1-всё хорошо, 2 - удовлетворен, 3-

не удовлетворен работой на уроке

1.

2.

3.

Оценка за урок:

Я -............................... !

Приложение 2

На хорька похож чуть – чуть.

Мышь и крыса прочь бегут.

Бился с коброй ядовитой-

Победил её, убита

Кобра. Съел её, под куст

Подремать прилёг (М…т)

Среди всех животных суши

Он по весу – чемпион.

У него большие уши,

Длинный хобот – это ... (слон).

Он огромный и усатый,

И (к тому же) полосатый.

Если встретишь, не до игр!

Потому что это - (тигр)

Сильный змей нанёс удар,

Жертву телом удавил,

А потом уж проглотил.

Толстокожий мощный зверь,

Редкий на Земле теперь.

На ногах его копыта,

Самой тёмной, тёмной ночью

он смеётся и хохочет.

Он не волк- настолько мал.

Таблица достижений

задания

1

3

4

5

6

7

8

9

Итого

Баллы

Все зовут его

( у…в).

Очень этот зверь сердитый.

На носу – огромный рог,

В бой идёт с ним … (носорог).

Дети, это кто….. (лакаш)

Смешно корчат рожи.

Аж «вылезли из кожи»!

Любят киви и бананы.

Потому что ...(обезьяны)

В страхе крикнет обезьянка

Всем животным на полянке:

- Эй, спасайтесь все скорей!

На охоте

- царь зверей!

В нём и гордая осанка,

И ужасный рык, и гнев.

Кто - в кусты, кто - на лианку,

Если ищет ужин ...(ЛЕВ).

Повстречался как- то с ним:

Хвост, как веер он раскрыл,

Шёл, ну словно лодка плыл,

А потом раскрыв свой рот,

Как обиженный, злой кот.

Замяукал вдруг

(П...н)



В раздел образования