Автор: Иеги Наталья Юрьевна
Должность: учитиель истории
Учебное заведение: МБОУ Яснинская СОШ №2
Населённый пункт: ст.Ясная Оловяннинский район Забайкальский край
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: "Природа и люди Древней Индии!
Раздел: среднее образование
Урок истории : Природа и люди Древней Индии
5 класс
Педагогические цели
Способствовать ознакомлению с природными условиями долин Инда Ганга, жизнью и занятиями
населения; создать условия для выявления особенностей религии Древней Индии
Тип и вид урока
Открытия новых знаний /Усвоение знаний, навыков и умений/
Планируемые
результаты
(предметные)
Овладение целостными представлениями об историческом пути народов и человечества как
необходимой основой для миропонимания и познания современного общества
Личностные
результаты
Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; понимание культурного
многообразия мира; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками и взрослыми в процессе образовательной , общественно-полезной , учебно-
исследовательской , творческой и других видов деятельности
Метапредметные
результаты
Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную
и другую; готовность к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе, освоение основ
межкультурного взаимодействия в школе, социальном окружении и др.
Основное
содержание темы,
понятия и термины
Местоположение и природные условия Индостана. Занятия жителей Древней Индии,
сельскохозяйственные культуры и одомашненные животные. Древние города-государства. Бог Ганеша.
Вера в переселение душ. Джунгли, рис, хлопчатник, сахар.
Образовательные
ресурсы
Учебник. Карта "Индия и Китай в древности". Рабочий лист. Презентация. Иллюстрации. Жетоны.
Схема-кластер
Структура урока
Этапы урока
Формы, методы,
метод. приемы
Фронтальная.
Словесный,
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Форма
контроля
Хар-ка основных
видов
деятельности
Формируемые УУД
Орг. момент
Фронтальная.
Словесный. Слово
учителя
Приветствует учащихся.
Проверяет готовность к
уроку
Приветствуют
учителя.
Организуют свое
Быстрое включение в
деловой ритм.
рабочее место
Актуализация
знаний и
способов
действий.
"Древние гос-
ва мира"
Фронтальная.
Словесный,
наглядный,
практический.
Беседа, работа с
картой,
Контрольно-
оценочная
деятельность.
Практический
метод
Дает задание показать на
карте и назвать
местоположение древних
государств
Выполнение заданий с
презентации (9 слайдов)
Показывают на
карте изученные
страны: Древний
Египет, Двуречье,
Финикию,
Палестину,
Персидское
царство и т.д.
Быстро отвечают
на вопросы,
заносят ответы в
рабочий лист.
Осуществляют
взаимоконтроль
Умение ориентироваться
по карте, знание
географических
объектов
Проверка усвоенных
предметных знаний
Работа с
картой у
доски
Электронны
й опросник.
Постановка
учебной задачи
Фронтальная.
Словесный.
Сообщение
учителя, беседа
Слушают учителя,
формулируют
учебную задачу.
Приводят
примеры того, как
природа древней
страны влияла на
жизнь населения,
его занятия и
религиозные
верования
Беседа по
вопросам
Усвоение
новых знаний
и способов
действий.
Местоположен
Фронтальная.
Объяснительно-
иллюстративный,
проблемный.
Работа с картой,
Показывают на
карте
местоположение
Древней Индии,
горы и главные
Работа с
картой,
беседа по
вопросам
ие и
природные
условия
Индостан.
Занятия
жителей
рисунком-схемой,
иллюстрациями,
беседа
реки Индии - Инд
и Ганг. Зная
природные
условия,
определяют
основные занятия
жителей.
Поясняют, почему
долина Инда была
раньше заселена
земледельцами
Боги и
животные.
Вера в
переселение
душ.
Парная.
Словесный,
практический,
проблемный.
Работа с текстом,
документом,
беседа
Проводят поиск
необходимой
информации в
тексте учебника и
документа.
Выбирают
животных.
Сравнивают
религиозные
взгляды индийцев
и египтян,
определяют
сходство (жизнь
после смерти,
суд), особенность
религии индийцев
- переселение
душ.
Осуществляют
анализ документа.
Характеризуют
Мини-
исследовани
е
Работа с
текстом,
документом,
беседа по
вопросам.
работа в
парах
человеческие
качества
Закрепление
знаний и
способов
действий
Групповая.
Словесный,
творческий.
Работа с картой,
рассказ
Находят на карте и
определяют
местоположение
Индии, ее главных
рек, высочайших в
мире гор; места
раскопок
древнейших
городов Индии;
территорию
державы царя
Ашоки, ее
столицу. Готовят
коллективные
исторические
рассказы по
составленным
планам
Работа с
картой,
рассказ,
план
рассказа
Информация о
домашнем
задании
Фронтальная.
Словесный.
Сообщение
учителя
Воспринимают
задание, уточняют
Контурная
карта,
сообщения,
задание в
рабочей
тетради
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Предмет, класс
История Древнего мира 5 класс
Тема урока
Природа и люди Древней Индии
Педагогические цели
Способствовать ознакомлению с природными условиями долин Инда Ганга, жизнью и занятиями
населения; создать условия для выявления особенностей религии Древней Индии
Результаты
предметные
метапредметные
личностные
Овладение целостными
представлениями об
историческом пути народов и
человечества как необходимой
основой для миропонимания и
познания современного
общества; ознакомление с
местоположением, климатом,
природой Древней Индии;
выяснение особенности
занятий жителей Древней
Индии; определение связи
между географическим
положением Древней Индии и
занятиями ее жителей;
Способность сознательно
организовывать и регулировать свою
деятельность; готовность к
сотрудничеству с соучениками, к
коллективной работе, освоение основ
межкультурного взаимодействия в
школе, развитие навыков работы с
текстом учебника, исторической картой;
развитие навыков сравнения, выделения
общего и отличного; формирование
умения обобщать изучаемые факты,
делать выводы; демонстрировать
умение составлять рассказ
формирование
коммуникативной
компетентности в общении
и сотрудничестве со
сверстниками и
взрослыми; развитие
интереса у учащихся к
предмету; осознание
причастности к истории
человечества
Образовательные
ресурсы
Учебник. Карта "Индия и Китай в древности".Презентация. Рабочий лист. Иллюстрации. Жетоны.
Схема-кластер
ИКТ
компьютер, мультимедиапроектор, экран, программные средства
Актуальность
использования средств
ИКТ на уроке
- средство для решения образовательных задач урока
- учебно-методическое сопровождение изучаемого материала
Основное содержание
темы, понятия и
термины
Местоположение и природные условия Индостана. Занятия жителей Древней Индии,
сельскохозяйственные культуры и одомашненные животные. Древние города-государства. Бог Ганеша.
Вера в переселение душ. Джунгли, рис, хлопчатник, сахар.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1.
Организационны
й этап
Приветствие учителя
Друзья мои, звенит звонок
И рады мы начать урок.
Нас впереди открытья ждут,
Итак, вперёд и в добрый путь!
Сообщает о присутствии гостей
на уроке
Ответное приветствие
2. Актуализация
знаний
Предлагает поочердно выйти к
доске, показать изученные гос-ва
Древнего Востока и назвать их
местоположение.
Предлагает мультимедийные
задания, ответы на которые
нужно внести в рабочий лист
Просит поднять руку тех, у кого
вопрос №9 выполнен правильно.
Затем тех, у кого он
неправильный и объяснить
почему.
Показывают на карте изученные страны: Древний Египет, Двуречье,
Финикию, Палестину, Персидское царство и т.д.
Отвечают поочередно на 9 вопросов, ответы записывают в таблицу.
Затем взаимопроверка по открытому слайду и самооценка.
Выставляют количество баллов в рабочий лист
Выдвигают предположение, почему дали неправильный ответ
3.
Мотивационный
этап
Предлагает учащимся
прослушать стихотворение и
определить, о какой стране идет
речь (2 слайда)
учитель предлагает учащимся
сформулировать тему урока,
определить задачи (задачи
учитель записывает на доске) и
составить план урок в виде
кластера;
Учащиеся называют Страну – Индия (сл. 5);
Формулируют тему урока , определяют задачи и составляют план
решения проблемы
4. Изучение
нового
материала
Задает вопросы по плану урока:
- С какого вопроса мы обычно
начинаем изучение нового
материала? рассмотреть карту
и определить где находится
Индия (сл. 8)
учитель предлагает по ходу
изучения нового материала
выполнять задания в Рабочем
листе :
какие горы ее защищают от
холодных ветров, какие моря
омывают, какие крупные реки
протекают
Организует заполнение листа
оценки и рефлексивного листа
Отвечают, что с вопроса "Где?, т.е. с выяснения местоположения.
Составляют вопросы для кластера . Работают с текстом учебника
(п.1)
Работа с контурной картой. Делают подписи на карте, опираясь на
карту учебника с.96
учащиеся осуществляют учебные действия по плану - отвечают на
вопросы, работают с картой, раздаточным материалом,
иллюстрациями; заполняют таблицу; формулируют выводы
Заполняют рабочий лист, проводят самооценку или взаимооценку
прочитать текст учебника и
документ (прил.2) определить
каковы особенности природы
Древней Индии ;
определить занятия жителей
Древней Индии ,
Обсуждая в парах приведенные
учителем факты, стараются
сделать выводы и записать их .
Работая в группах ознакомиться с религиозными верованиями древних
индийцев
4. Закрепление
пройденного
материала
учитель предлагает учащимся
работу с текстом ( прил.5), в
котором нужно заполнить
пропуски;
учитель обращает внимание
учащихся на проблему урока и
предлагает учащимся
самостоятельно сделать
выводы)
учащиеся работают с текстом, заполняя пропуски;
учащиеся обобщают полученные на уроке знания и формулируют
ответ на поставленный вопрос: Чем Древняя Индия отличается от
уже изученных государств?
5. Рефлексия
учитель, задавая вопросы, просит
учащихся отметить на листе
картинку ( улыбка, грусть,
безразличие), таким образом,
понимая отношение учащихся к
уроку
учащиеся рассматривают смайлики, выражающие эмоции и отвечая
на вопросы учителя выбирают картинку ( улыбка, грусть, безразличие),
таким образом выражая свое отношение к уроку
6. Домашнее
задание
ученикам предлагается
разноуровневое домашнее задание
с последующей проверкой
учителем (сл.21)
ученики сами выбирают уровень домашнего задания из предложенных
учителем с учётом индивидуальных возможностей
Рабочий лист по теме: ___________________________________________ Дата______
Приложение 1
учени___ 5 ____ класса ___________________________________________________
1. Проверяй-ка
сумма баллов
1
2
3
4
5
6
7
8
9
2. Постановка целей урока
Сегодня на уроке я бы хотел(а) узнать…_______________________________________
___________________________________________________________________________
3. Составление кластера с вопросами по теме урока
ИНДИЯ
Оцените выполнение задания и поставьте баллы.
Индия
4. Работа по учебнику (
§
20, п.1). Впишите недостающие слова.
-Индия расположена на юге материка _________________ .
-Северной границей Индии служат самые высокие горы в мире - _____________.
-Берега Индии с запада, с востока и с
юга омывает ____________________ океан.
-Самые многоводные реки Индии — это_________ и _____________.
-Климат Индии - ________________ и __________________ .
Оцените друг у друга это задание.
5. Работа с картой
6. "Джунгли на берегах Ганга" (п.2). Прочитать текст учебника и отрывок из поэмы "Махабхарата", ответить на
вопросы:
•
Что такое джунгли?
•
Чем оны опасны для человека?
•
Встречались ли нам джунгли ранее при изучении других стран?
•
В чем особенность природы Древней Индии?
7. "Деревни среди джунглей" (
§
20, п.3) Прочти и дополни схему:
а)
1. Надпишите названия двух
главных рек Индии.
2. Обозначьте и надпишите
Гималайские горы 3.
Подпишите название океана,
омывающего берега Индии.
4. Обозначьте значком Δ места
древнейших городов Индии.
5. Обведите границы
крупнейшего государства в
Подготовка участка для поселения
и
б) Какие культуры выращивали индийцы на полях?________________________
_____________________________________________________________________
в)Назови основное занятие жителей Индии.
Оцени себя: 2 балла за схему, за каждую с/х культуру по 1 баллу, за занятие - 2 балла
8. Составь список домашних и диких животных Индии. (опирайся на п.4)
Домашние животные:____________________________________________________
__________________________________________________________
Дикие животные:________________________________________________________
__________________________________________________________
Оцените друг у друга это задание. Максимальный балл -"5"
9.Анализируя факты, приведенные учителем, сделай выводы и запиши их.
а)_____________________________________________________________________
б)_____________________________________________________________________
в)_____________________________________________________________________
За каждый правильный вывод - 2 балла. Максимальное количество - 6 баллов.
10. Вырази свое отношение к уроку. Для этого отметь соответствующую мордочку: 1-всё хорошо, 2 - удовлетворен, 3-
не удовлетворен работой на уроке
1.
2.
3.
Оценка за урок:
Я -............................... !
Приложение 2
На хорька похож чуть – чуть.
Мышь и крыса прочь бегут.
Бился с коброй ядовитой-
Победил её, убита
Кобра. Съел её, под куст
Подремать прилёг (М…т)
Среди всех животных суши
Он по весу – чемпион.
У него большие уши,
Длинный хобот – это ... (слон).
Он огромный и усатый,
И (к тому же) полосатый.
Если встретишь, не до игр!
Потому что это - (тигр)
Сильный змей нанёс удар,
Жертву телом удавил,
А потом уж проглотил.
Толстокожий мощный зверь,
Редкий на Земле теперь.
На ногах его копыта,
Самой тёмной, тёмной ночью
он смеётся и хохочет.
Он не волк- настолько мал.
Таблица достижений
№
задания
1
3
4
5
6
7
8
9
Итого
Баллы
Все зовут его
( у…в).
Очень этот зверь сердитый.
На носу – огромный рог,
В бой идёт с ним … (носорог).
Дети, это кто….. (лакаш)
Смешно корчат рожи.
Аж «вылезли из кожи»!
Любят киви и бананы.
Потому что ...(обезьяны)
В страхе крикнет обезьянка
Всем животным на полянке:
- Эй, спасайтесь все скорей!
На охоте
- царь зверей!
В нём и гордая осанка,
И ужасный рык, и гнев.
Кто - в кусты, кто - на лианку,
Если ищет ужин ...(ЛЕВ).
Повстречался как- то с ним:
Хвост, как веер он раскрыл,
Шёл, ну словно лодка плыл,
А потом раскрыв свой рот,
Как обиженный, злой кот.
Замяукал вдруг
(П...н)