Напоминание

"Лаборатория химических чудес"


Автор: Васильева Светлана Алексеевна
Должность: учитель химии и биологии
Учебное заведение: МБОУ СОШУИП №3
Населённый пункт: г. Лабытнанги, ЯНАО
Наименование материала: мастер - класс
Тема: "Лаборатория химических чудес"
Раздел: полное образование





Назад




Мастер-класс «Лаборатория химических чудес»

Цели: 1. Заинтересовать учеников в изучении химии через серию занимательных опытов;

2. Подчеркнуть значение химии в жизни человека.

Задачи:

продолжение знакомства учащихся с химией,

повышение познавательной активности учащихся в химии, продемонстрировав ее

занимательную сторону,

совершенствование техники химического эксперимента.

развитие творческих способностей.

Ход мероприятия

Время прохождения мастер - класса примерно 30-35 минут. В мастер - классе

участвуют: преподаватель, 6 обучающихся медицинских классов в халатах и очках, и

зрители в количестве 12-15 человек. Зрители (любой возраст) участвуют в проведении

мастер класса, отвечают на вопросы, заканчивают предложения, отгадывают загадки,

проводят несложные и безопасные фокусы.

Над

всеми

столами

растяжка

с

надписью

«Лаборатория

химических

чудес»

и

рисунками, изображающими проведение различных опытов размером 50х1800-2000см

Три стола с надписями «Аттракционы» и картинками, можно транспаранты.

1.

Радужные чудеса. 2. Волшебные превращения. 3. Огненные чудеса. Каждый транспарант

размером 70х1000 см (всего 3 шт.). Например, такая картинка для аттракциона «Радужные

чудеса»

Перед 3 столами с реактивами 15 стульев для зрителей. За столами по краям размещены

три флипчарта.

1.

«Фото медицинских классов»

2.

«Методические рекомендации по развитию творческих способностей в процессе

изучения химии»

3.

«Печатная продукция и работы обучающихся»

Вступительное

слово

учителя:

наша

лаборатория

химических

чуде с

функционирует на базе МБОУ СОШ УИП №3 г Лабытнанги. В нашей школе в рамках

реализации инновационного проекта «Модель организации работы с одарёнными детьми

«Интеллект, поиск, творчество» в условиях реализации федеральных государственных

образовательных стандартов» разработана программа дополнительного образования по

химии для одарённых обучающихся «Юный Менделеев». На занятиях кружка внеурочной

деятельности мы используем занимательные опыты по химии, с некоторыми из них вы

сегодня познакомитесь.

Начинает учитель, продолжают ученики и зрители участвуют

Химия – интересная увлекательная наука. При помощи химии наша жизнь становится

интересней и разнообразнее.

Без химии жизни, поверьте, нет,

Без химии стал бы тусклым весь свет.

С химией ездим, живем и летаем,

В разных точках Земли обитаем,

Чистим, стираем, пятна выводим,

Едим, спим, и с прическами ходим.

Химией лечимся, клеим и шьем

С химией мы бок обок живем!

Хоть чудес на свете нет.

Химия дает ответ.

«Чудеса на свете есть.

И, конечно, их не счесть!»

Но прежде чем приступить к практической части мероприятия, прослушайте

шуточные правила техники безопасности, о которых расскажут мои ученики

1 ученик. Войдя в химический наш кабинет,

Не нарушай учителей совет:

И если даже ты не трус,

Не пробуй вещества на вкус!

И нюхать их не думай ты.

Пойми, что это не цветы!

Ничто руками не бери,

Ожег получишь, волдыри!

2 ученик. Чай и вкусный бутерброд

Очень просятся в твой рот.

Не обманывай себя -

Есть и пить у нас нельзя!

Это, друг, химкабинет,

Для еды условий нет.

3 ученик. Пусть в пробирке пахнет воблой,

В колбе - будто мармелад,

Вещества на вкус не пробуй!

Сладко пахнет даже яд.

4 ученик. В кабинете химии

Много всяких штучек:

Колбочки, пробирки,

Воронка и штатив.

И тянуть не нужно

Понапрасну ручек,

А то прольешь случайно

Ценный реактив!

А

теперь,

ознакомившись

с

правилами

техники

безопасности

приглашаю

вас

на

аттракционы.

Аттракцион «Огненные чудеса»

по очереди проводят два обучающихся

«Фараоновы змеи»

В Индии, в Египте можно наблюдать танцы змей под дудочку заклинателей. Давайте и мы

попробуем заставить «змей» танцевать, только заклинателем у нас будет огонь.

Опыт: на подставку положить таблетку сухого горючего, на нее положить 3 таблетки

глюконата кальция и поджечь. Образуется светло-серая масса по форме напоминающая

змей.

«Несгораемый платок»

Вспомните

волшебные

предметы

из

сказок (ответы

зрителей:

ковер-самолет,

скатерть самобранка, ларец, яйцо, шапка невидимка).

Улетел наш ковер-самолет,

Самобранки у нас тоже нет,

Есть платок, он сейчас загорит,

Но, поверьте, не сможет сгореть.

Опыт: смочить платок в смеси клея и воды (силикатный клей + вода = 1:1,5), слегка

подсушить, затем смочить спиртом и поджечь

«Дым без огня»

Старая поговорка гласит «Дыма без огня не бывает», давайте это проверим.

Опыт: В большую колбу (на 300-500 мл) насыпать карбонат калия так, чтобы он покрыл ее

дно ровным слоем, и аккуратно прилейте 25 % раствор аммиака, чтобы он его смочил.

Потом

в

колбу

медленно

(будьте

осторожны!)

прилейте

немного

концентрированной

соляной кислоты (появляется белый «дым»). Что мы видим? Дым есть, огня нет. Вот

видите, в жизни дыма без огня не бывает, а на химии бывает.

«Зеленый огонь».

В фарфоровую чашечку насыпают 1 г борной кислоты, приливают 10 мл спирта и 1 мл

серной кислоты. Смесь перемешивают стеклянной палочкой и поджигают. Пары эфира

горят зеленым пламенем.

Художник не рисует чьё-то счастье,

Художник воплощает волшебство.

Он подмечает все детали

На лучшем полотне Гюго.

«Пламя-художник»

На белом листе плотной бумаги делается надпись или рисунок 10-20% раствором

серной кислоты. После высушивания надпись или рисунок на бумаге незаметны. Если

теперь лист подержать над пламенем (oсторожно!) горелки, то через некоторое время на

бумаге появляется надпись или рисунок черного цвета. Вместо пламени спиртовки можно

использовать

настольную

электрическую

лампу

или

утюг,

нагрев

которыми

осуществляется более равномерно и исключает воспламенение бумаги.

«Пламя на воде»

Огонь свечи, огонь костра,

Огонь могучего пожара.

Огни – они все мастера

Ниспосланного людям дара.

Можно ли резать металл ножом? Может ли он плавать? А может ли гореть вода?

Опыт: в чашку с водой добавить фенолфталеин. От металлического натрия или лития

отрезать кусочек и аккуратно положить его в воду. Металл плавает по поверхности,

водород загорается, а из-за образующейся щелочи вода становится малиновой.

«Вулкан»

Полна чудес могучая природа,

И на Земле подвластны ей одной

Сиянье звезд, закаты и восходы,

Порывы ветра и морской прибой…

Но мы, сейчас вы убедитесь сами,

Порой владеем тоже чудесами.

Опыт: насыпать горкой в импровизированный вулкан дихромат аммония, капнуть спирт,

поджечь.

Аттракцион «Волшебные превращения»

«Фейерверк в цилиндре» Загадки про Фейерверки (отгадывают зрители)

Быстро на небо залез,

Ярко вспыхнул и исчез.

(Фейерверк)

Вспыхнул в небе яркий свет

И расцвел, как звезд букет.

(Фейерверк)

Словно пушка загрохочет

И раскрасит небо ночью.

Вздрогнут кошка и окно,

И опять темным-темно.

(Фейерверк)

С грохотом взлетает вверх

Разноцветный…

(Фейерверк)

В небо прыгнет, как пружинка,

И взорвется там...

(Фейерверк)

В

стеклянный

цилиндр

объемом

100-200

мл

наливают

50-100

мл

концентрированной

серной

кислоты,

затем

по

стенке

сосуда,

стараясь

не

допустить

смешивания, медленно приливают 30-60 мл этанола (можно использовать денатурат). Если

теперь в цилиндр понемногу подсыпать не слишком мелкие кристаллики перманганата

калия, то на границе между слоем серной кислотой и слоем спирта возникают огненные

вспышки в виде фейерверка.

«Апельсин, лимон, яблоко»

А сейчас следующее волшебство, из одного сока получим другой.

Опыт: сначала

показывается

зрителям

стакан

с

раствором

дихромата

калия,

который

оранжевого

цвета.

Потом,

добавляется

щелочь,

превращается

«апельсиновый

сок»

в

«лимонный». Затем делается, наоборот: из «лимонного сока» — «апельсиновый», для

этого

добавляется

немного

серной

кислоты,

затем

добавляется

немного

раствора

пероксида водорода и «сок» стал «яблочным».

«Заживление раны»

Вот вам еще одно развлечение

Кто дает руку на отсечение?

Жаль руку на отсечение,

Тогда нужен больной для лечения! (приглашается самый смелый мальчик)

Оперируем без боли.

Правда будет много крови.

При каждой операции нужна стерилизация.

Помогите, ассистент,

Дайте спирт.

Один момент! (дает спирт - КCNS) Спиртом смажем мы обильно.

Не вертитесь, пациент,

Дайте скальпель, ассистент!

(«скальпель» - палочка, смоченная в FeCl

3

)

Посмотрите, прямо струйкой

Кровь течет, а не вода.

Но сейчас я вытру руку –

От пореза ни следа!

«йод» - раствор FeCl

3

, «спирт» - KCNS, «живая вода» - NaF.

Аттракцион «Радужные превращения»

"Морское дно"

Вот оно какое море!

Разноцветно-голубое

Волнами шумящее,

чайками кричащее,

чистое, солёное,

тёплое, рифлёное

С небом обнимается,

Солнцу улыбается!..

Для проведения этого опыта вам необходим химический стакан примерно на 200мл.

Красивей всего этот опыт получается в более высоких стаканах. Налейте в стакан около

100мл водного раствора метасиликата натрия (канцелярский, или силикатный клей) и

добавьте

около

60-70мл

воды.

Перемешайте.

Теперь

внесите

в

раствор

кристаллики

хлоридов

различных

металлов,

и

сразу

каждый

из

них

пускает

"отросточек":

вверх

начинает

двигаться

пузырёк,

оставляя

за

собой

след,

похожий

на

водоросль.

Цвет

водоросли зависит от того, хлорид какого металла вы погрузили в раствор.

Вот некоторые цвета:

CoCl2*6H2O - сначала розовые, потом синие;

NiCl2*6H2O - зелёные;

FeCl3*6H2O - буро-коричневые;

MnCl2*4H2O - телесного цвета;

FeSO4*7H2O - чёрно-зелёного;

«Химическая радуга»

Радость, видите, какая!

В небе радуга сияет!

Краски дивной красоты

У небесной радуги (отвечают зрители)

Семь цветов сложились вместе,

Словно ноты в дружной песне.

Здесь и Солнце в жёлтом цвете,

Зелень всех лесов планеты,

Синь небесной глубины,

Фиолетовые сны.

Кто доверил нотный стан

Всем цветным карандашам?

Описание. (Можно предложить зрителям поучаствовать, но не больше двух, чтобы не

з а г о р а ж и в а т ь

о с т а л ь н ы м )

В семь больших пробирок, помещенных в демонстрационный штатив с белым фоном,

сливаем попарно растворы:

1- хлорид железа (III) и роданид калия (красный цвет);

2- раствор хромата калия подкисляем H2SO4 (оранжевый цвет);

3- нитрат свинца и иодид калия (желтый цвет);

4- сульфат никеля (II) и гидроксид натрия (зеленый цвет);

5- сульфат меди (II) и гидроксид натрия (голубой цвет);

6- сульфат меди (II) и раствор аммиака (синий цвет);

7- хлорид кобальта (II) и роданида калия (фиолетовый цвет).

Дорогие ребята! Вот и закончились наши чудеса и занимательные опыты. Надеемся они

вам понравились! Если вы будете знать химию, вам не составит труда разгадать секреты

«чудес». Изучайте эту очень интересную науку - химию. До новых встреч!



В раздел образования