Напоминание

"Использование современных педагогических технологий для развития креативного мышления учащихся".


Автор: Головань Елена Михайловна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ Лицей №6
Населённый пункт: Г.Шахты, Ростовская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Использование современных педагогических технологий для развития креативного мышления учащихся".
Раздел: среднее образование





Назад




«Использование современных педагогических технологий для развития

креативного мышления учащихся».

В чем актуальность этой темы? А в том, что очень часто мы на работе, в быту,

на учебе сталкиваемся с неординарными ситуациями и часто вынуждены принимать

решения в условиях недостатка информации. Этому мы должны научить наших детей -

принимать решения.

Опыт

обучения

некоторым

аспектам

и

способам

креативного

поведения

и

самовыражения демонстрирует существенный рост креативности, а также появление и

усиление

таких

качеств

личности,

как

независимость,

открытость

новому

опыту,

высокая потребность в творчестве».

Существуют различные тесты для исследования творческого потенциала или

креативности школьников. Один из таких тестов я проводила с детьми на занятиях .

Каждый ребёнок получил лист белой бумаги с изображениями 50 кругов одинакового

размера

и

равномерно

расположенных

на

листе.

За

ограниченное

время

ему

предлагается

нарисовать

и

подписать

максимальное

количество

объектов,

включающих в себя круг, или некоторое их количество. Затем данный тест провела уже

на следующий год и получила следующие результаты, приведённые в таблице.

5класс

6 класс

Очень высокий

-

34,7 %

Высокий

13,6 %

34,7 %

Средний

50 %

26 %

Низкий

18,2 %

4 %

Очень низкий

18,2 %

-

Из

таблицы

видно,

что

уровень

познавательного

и

творческого

развития

обучающихся

вырос,

однако

ещё

довольно

много

детей

с

средним

и

низким

показателем. Поэтому моя цель создавать на уроках условия, стимулирующие развитие

творческого мышления у детей.

Ключом

к

успеху

является

использование

современных

педагогических

технологий.

На

своих

уроках

использую

следующие

технологии:

информационно-

комуникативные,

здоровьесберегающие,

осуществляю

личностно–ориентированный

подход, провожу простейшую исследовательскую деятельность, создаём несложные

проекты , и, конечно, использую игровые технологии .

Ведущей технологией является информационно - коммуникативная.

Недавно у меня в классе появилась интерактивная доска. Для ребят - это новое

средство обучения, работать на ней увлекательно, поэтому у моих второклассников

повысилась мотивация на уроке, они

стали более внимательными. Интерактивная

доска помогает детям преодолеть страх и стеснение у доски, легко вовлекая их в

учебный процесс. Учащихся привлекают динамика, яркость, разнообразие сюжетов.

На своих уроках провожу демонстрацию видеосюжетов и иллюстраций, собственные

учебные презентации и энциклопедии для фронтальной работы с учащимися.

Используя

интерактивные

игровые

упражнения-тренажеры

на

уроках

по

географии,

увеличивается

продуктивность уроков на 30-40%. . Можно сделать

видеозапись

.

Более

того,

видео

можно

в

любой

момент

остановить

и

обратить

внимание учеников на какую-либо деталь в кадре, например, обведя её красным

цветом, а затем продолжить показ.

На уроках

дети могут увидеть фотографии и портреты первооткрывателей,

репродукции картин, услышать музыку и художественное чтение, что активизирует и

визуальные, и слуховые каналы восприятия учебной информации.

На

уроках

с

помощью

обычных

приложений

Windows

можно

производить

вычисления, обрабатывать результаты.

У меня уже есть небольшая коллекция дисков с играми, тренажёрами, тестами,

загадками и мультфильмами.

Здоровьесберегающие технологии.

Для того, чтобы дети не уставали на уроке, мною проводятся физкультминутки и

специальные

упражнения

для

снятия

напряжения

с

мышц

опорно-двигательного

аппарата, упражнения для рук и пальцев, упражнения для формирования правильного

дыхания,

упражнения

для

укрепления

мышц

глаз

и

улучшения

зрения,

комплекс

физических упражнений для профилактики заболеваний органов дыхания.

Личностно–ориентированный подход реализуется в проведении парной и

групповой работы .

Начала с 5 класса. Работа идёт поэтапно:

1. Работа в паре. Начинается почти с первых уроков .

2 Работа в четвёрке. Очень удобно (не надо переставлять парты)

3 Работа в малой группе(5 - человек). У меня группы постоянного состава.

Но

при

необходимости

объединяю

детей

в

группы

сменного

состава.

Сильные

составляют примеры самостоятельно, используя раздаточный материал. Дети послабее

получают

карточку-помогайку.

Кому

совсем

трудно,

работают

под

руководством

учителя.

Впервые

работа

ведётся

при

изучении

интересных

тем.

Заранее

мы

заключили договор о культуре общения, экономии времени на уроке, составляем

правила работы в группе. Вот пример одного задания в 5 классе: Какую одежду нужно

выбрать для прогулки в лес?(1 группа) Для праздника?(2 группа) Для уборки дома?(3

группа) Для школы?(4 группа).

Проекты и проектирование.

В практике работы с детьми полезно и исследование и проектирование. Проекты,

создаваемые детьми, активизируют их стремление к исследованию. Нередко детские

проекты бывают фантастическими. Они

полезны и в плане развития мышления

ребенка, и в плане формирования у него исследовательских умений и навыков.

В

учебном

процессе

технологию

проекта

использую

на

уроках

изучения

окружающего мира. Но часто эта деятельность разворачивается вне обычной учебной

работы, как дополнительная, внеучебная.

На

уроке

по

теме

«Мир

природы

дарит

нам

материалы

для

творчества»

дети

выполняли творческие работы «Дом, в котором я живу», «Сказочный чудо-дом». Эта

работа очень заинтересовала моих учеников, и группа детей из четырёх человек

взялась за разработку фантастического проекта «Жилой дом будущего». Продолжали

эту работу уже на кружке «Художественная студия».

Уже первые этапы работы

показали, что требуется не только умение фантазировать, а необходимо изучить этапы

развития

жилища

в

прошлом

и

настоящем.

Пришлось

познакомиться

с

историей

архитектуры,

с

особенностями

современного

строительства

жилых

домов.

В

конструкции

ребята

использовали

несуществующие

строительные

материалы.

Это

позволило

наделить

дом

необыкновенными

возможностями,

свойственными

природным (растения, морские раковины и др.) и фантастическим объектам.

Приведу пример теоретического исследования.

Моя ученица Марина на каникулах ездила с родителями в Египет. Девочку

поразили грандиозные пирамиды, заинтересовало величественное искусство Древнего

Египта. Итогом этих первых наблюдений и впечатлений стал интерес к культуре этой

древней

страны.

Поэтому

когда

мы

с

детьми

в

очередной

раз

выбирали

темы

предстоящих исследований, Марина без колебаний заявила, что она будет исследовать

искусство Древнего Египта. Вместе с Мариной мы определили, что итогом её трудов

должен стать доклад об архитектуре и искусстве Древнего Египта. Поскольку поездок

в

Египет

больше

не

предвиделось,

изучать

решили

по

книгам

историков,

документальным и художественным фильмам. С большим трудом давалось Марине

изучение текстов всемирной истории искусств, т.к. написаны они для специалистов

или

студентов

специальных

вузов.

В

день

защиты

набранный

на

компьютере

небольшой

текст

доклада

был

роздан

одноклассникам.

Основные

акценты

она

расставила

несколько

иначе,

чем

это

принято

во

взрослых

исследованиях.

Её

заинтересовал не столько своеобразный стиль искусства Древнего Египта, сколько

моменты, связанные с бытом и жизнью фараонов, жрецов и знати, а также простых

жителей Древнего Египта. Доклад вызвал живой отклик у одноклассников. Они с

интересом расспрашивали Марину: «Кто и зачем строил пирамиды?»; «Как делались

мумии?» и др. не на все вопросы исследователь дала точные ответы, многие из этих

ответов и профессионалам точно не известны, но ребёнок, наряду с полезной и

интересной

самостоятельно

полученной

информацией,

получил

первый

опыт

теоретического исследования.

Данный опыт помогает детям участвовать в различных конкурсах. В 2015-2016

учебном

году

Кибина

Яна

участвовала

во

Всероссийском

ежегодном

открытом

конкурсе для школьников «Ученик года». Яна прошла 3 тура, в одном из туров было

создание исследовательской работы «Моё открытие» по теме: «Этот удивительный

мир природы. »

Важнейший

из

методов

исследования

эксперимент.

Самые

интересные

эксперименты – это реальные опыты с реальными предметами и их свойствами.

Приведу примеры нескольких экспериментов, проведённых на уроках: «Определяем

плавучесть предметов»; «Как вода исчезает»; Эксперименты с магнитом и металлами,

с отражением, с домашними животными (как наши питомцы относятся к музыке,

резким жестам, насколько способен обучаться наш щенок или котёнок).

В работе с школьниками наиболее продуктивными и интересными

являются игровые технологии.

Игровые технологии занимают важное место в образовательном процессе.

Ценность игровой деятельности в том, что она учитывает психолого-педагогическую

природу ребёнка, отвечает его потребностям и интересам. Игровые технологии на

уроках

дают

возможность

повысить

у

учащихся

интерес

к

учебным

занятиям,

позволяют усвоить большее количество информации. Использование игровых форм

занятий ведёт к повышению творческого потенциала обучаемых и, таким образом, к

более глубокому, осмысленному и быстрому освоению предмета.

Часто использую элементы игры на уроках географии. Например, в 5классе дети

раскрывают

один

из

секретов

волшебницы

речи

рифму.

Работа

по

развитию

творчества направлена на упражнения по рифмованию. Загадки на договаривание.

Придумай рифму к слову “Кто больше?”, “Поймай рифму”. Сочинение чистоговорок.

Разгадай

ребус

и

составь

стишок.

Игра

“Буриме”.

Опиши

предмет

с

помощью

прилагательных. Допиши

строки

по

началу

(“Как

прекрасен

зимний

лес!”).

Упражнения, тренирующие память, внимание, воображение, чистоту речи, управление

голосом, рождают детскую смелость, веру в свои силы.

Дети много работают с дополнительной литературой: подбирают материал об

авторе, готовят сообщения, творчески оформляют работы, составляют кроссворды,

вопросы по теме, рисуют, пишут отзывы. Интересные рассуждения детей при анализе

произведений, их эмоциональность, самостоятельность в высказываниях говорят о

том, что они действительно сопереживают героям. В речи учу использовать выражения

“я

удивлен”,

“я

поражен”,

“я

тронут”,

“я

хотел

бы

помочь”,

“я

надеюсь”.

Свое

творчество

дети

активно

используют

на

уроках.

В

процессе

игры

учатся

самостоятельно

принимать

решения,

проявлять

оригинальные

мысли,

это

способствует развитию креативного мышления.

Стараюсь учить детей видеть необычное в обычном. Подбираю интересные и

понятные для детей темы для творчества. Известно, что дети любят сказки.

Новогодняя сказка. Осипов Иван

Новогодняя сказка, будто мамина ласка,

Нас окутала всех.

За собой поманила, в хоровод закружила –

Всюду шутки и смех.

Мы у ёлки кружимся, озорно веселимся

В ожидании чудес.

Вот и ночь наступила, пеленою накрыла:

Город, словно исчез.

Снег повсюду искрится, мягкой шубкой ложится.

Клонит, клонит ко сну.

А пока дети спали и о чем-то мечтали,

Приходил Дед Мороз.

Он подарки оставил, пап и мам всех поздравил.

А потом вдруг исчез.

Стало грустно немного, но всему есть конец.

Я люблю Новый год. Рябова Софья.

Я люблю Новый год, потому что всегда

В эту ночь волшебство очень радует нас.

В ожидании чуда я ложусь снова спать,

Зная, что Дед Мороз принесется опять.

И желания все, что хранила весь год

Вновь исполнятся вмиг, в эту ночь, в Новый год!

Я готовлюсь к нему, я послушна, скромна

И вот результат – подарков гора!

Получаю я всё, что желала, ждала,

Дед Мороз очень щедр, ведь он любит меня.

Я ему расскажу, как жила я весь год

Как я слушала маму, учила урок.

Как учила стихи, решала задачу,

И за это в награду получила удачу.

Как сидела за партой, играла с детьми

И по средам английский учила азы.

Новый год – это лучшее время детей

Время радостных, светлых и шумных дней.

Время ярких игрушек, сияющих звёзд,

Я люблю Новый год! Волшебство к нам идёт!

Эти работы мы отправили на Детский Международный литературный конкурс «Сказка

в Новогоднюю ночь»

Таким

образом,

для

развития

творческого

креативного

мышления

учащихся

педагогу необходимо вести постоянный поиск и отбор необходимой информации,

изучать новейшие педагогические технологии, методы и приемы обучения.



В раздел образования