Напоминание

"Экологический проект как средство взаимодействия семьями воспитанников".


Автор: Лукина Наталия Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ МО "Центр- детский сад №217"
Населённый пункт: Г.Краснодар
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Экологический проект как средство взаимодействия семьями воспитанников".
Раздел: дошкольное образование





Назад




МБДОУ МО г.Краснодар «Центр- детский сад №217»

Экологический

проект как средство

взаимодействия семьями воспитанников.

Выполнила: воспитатель

Лукина Наталия Викторовна

Экологический проект как средство взаимодействия семьями воспитанников.

В. А. Сухомлинский: «Мир, окружающий ребенка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений,

с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума».

Паспорт проекта

Описание:

Экологический проект как средства взаимодействия с семьями воспитанников был разработан для работы с детьми

подготовительной группы и реализуется в марте– сентябре. Ведь именно в марте ежегодно проходит акция «Огород на

окне», «Наш лес», «Наш огород»»Наш цветник», »Посади свое дерево». Эта акция и стала итоговым мероприятием

данного проекта. Для проведения акции

были выделены молодые саженцы деревьев. Активное участие в посадке саженцев на территории детского сада

приняли семьи воспитанников вместе с сотрудниками детского сада. После высадки дошкольники наблюдали за ростом

саженцев, вели дневник вместе с воспитателем, ухаживали за ними.

Вид проекта: познавательно - творческий, групповой.

Продолжительность проекта:

среднесрочный (март– сентябрь)

Участники проекта: воспитатели, дети подготовительной группы, родители, музыкальный руководитель.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально –

коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Актуальность

Экологическое воспитание является одним из приоритетных направлений дошкольного воспитания. Именно в

дошкольном возрасте необходимо формировать у детей правильное отношение к различным объектам природы, так

как в это время закладываются основные способы познания окружающей действительности. Экологическое воспитание

в детском саду – это не только передача знаний о природе, но и возможность воспитать у детей эмоциональную

отзывчивость, любовь к родной природе, желание беречь ее.

Родная природа в душе ребенка оставляет глубокий неизгладимый след, потому - что своей яркостью, своим

многообразием воздействует на его чувства. Деревья, птицы, облака, лужицы после дождя, разноцветная радуга – все

это привлекает внимание детей.

Экологический проект как средство взаимодействия с семьями воспитанников- способствует формированию

познавательного интереса к представителям растительного мира – деревьям; усвоению детьми трудовых навыков и

умений по уходу за живыми объектами; развитию умственных способностей, которые проявляются в умении

экспериментировать, анализировать и делать выводы.

Цель проекта:

Создание условий для вовлечения детей в исследовательскую деятельность по выращиванию культурных растений.

формировать у детей представления о растениях, деревьях, животных, как о живых объектах природы;

развивать познавательные и творческие способности детей старшего дошкольного возраста;

воспитывать бережное отношение к природе.

Задачи проекта:

формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности; партнерские взаимоотношения между

педагогами, детьми и родителями

расширять знания детей об особенностях строения и условиях роста растений; деревьях, цветах, овощах, фруктах,

явления природы: особенности строения, произрастания, место обитания, возможность использования человеком;

привлекать детей к активной самостоятельной деятельности по выращиванию растений;

воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям,

активизировать речь и обогащать словарь детей;

учить различать и называть деревья и плоды, цветы, овощи, фрукты, явления природы;

формировать исследовательские способности в процессе реализации проекта;

развивать интерес к окружающему миру;

воспитывать эмоциональное отношение ко всему живому, умение видеть красоту природы.

Ожидаемый результат:

дети познакомятся с культурными и дикорастущими растениями;

с помощью опытнической работы дети получат необходимые условия для роста растений;

с помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала;

у детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру;

формирование у детей уважительного отношения к труду;

создание в группе огорода на подоконнике;

создание дневника наблюдений для фиксации наблюдений за растениями в огороде на подоконнике;

дети получат урожай с грядки ,в результате своей деятельности;

активное участие родителей в реализации проекта.

дети научатся различать, узнавать и называть деревья, и их плоды;

у детей появится желание общаться с природой, беречь ее;

развитие у детей познавательной активности, творческих и коммуникативных навыков;

дети научатся вести наблюдения за объектами живой природы, узнают о значении осадков, солнца, почвы в жизни

деревьев, растениях

План реализации проекта:

Структура проекта:

Работа проводилась в три этапа, на каждом из которых перед ребенком ставились определённые задачи.

Содержание деятельности по реализации проекта

Этапы

Совместная деятельность педагога с детьми

Взаимодействие с родителями

1 - этап

Подготовительный

• составление плана совместной деятельности

педагога с детьми, родителями;

• подбор художественного материала, песен и

музыкальных произведений, дидактических игр,

разработка бесед;

• организация развивающей среды;

- Прохождение анкетирования на темы

«Анкета для выявления уровня

педагогических возможностей

родителей», Изучение информации в

уголке для родителей по данной теме

проекта.

- Подбор информации для консультаций,

папок передвижек и буклетов на тему

проекта.

-Сбор информации по проекту совместно с

ребенком.

- Семинар – практикум родителей на

темы:

II - этап.

Практический

Формирование целостной картины мира.

«Деревья, которые нас окружают»

«Взаимосвязь дерева с живой и неживой

- Творческий досуг с ребенком

- Активное участие и помощь ребенку в

выполнении творческих работ.

природой»

«Как появляются деревья» (презентация)

«Почему нужно беречь и охранять деревья»

«Деревья в жизни человека»

«Растительный мир»,

«Экология – человек –растения»

«Как березу использовали в древности»

Опытно - экспериментальная деятельность.

«Посадка семян»

«Мох» наблюдение

«Деревянный брусочек»

«Сравнение свойств металла и дерева»

«С какой ветки детки»

«Сравнение коры разных деревьев»

Дидактические игры.

- Консультация родителей на темы проекта

- Придумывание рассказов с детьми по

теме проекта

Консультации

«Влияние природы на духовное развитие

ребенка»

«Будем любить и беречь природу»

Рекомендации

«Радость общения с природой»

«Чем занять ребенка на прогулке»

- Круглый стол с родителями «Воспитание

доброты к природе»

- Папки – передвижки

«Прикоснись к природе сердцем»

«Прогулки в природу – основа здоровья

ребенка»

- Привлечение родителей к акции «Наш

«Найди листок, какой покажу»

«Что сначала, что потом»

«С какого дерева лист»

«Где чей дом», «Где гриб»

«Найди дерево»

«Кто больше назовет действий»

«Четвертый лишний»

«Назови по признаку»

«Кто это»

«Свойства воздуха»

«Назови профессию»

«Найди дерево»

«Подбери пару»

«Угадай дерево по описанию»

«Чудесный мешочек»

лес. Посади свое дерево»

«Назови растения и где растет»

«Съедобное и несъедобное и где растет»(плоды и

семена)

«Назови дерево или кустарник»;

«Правила поведения в природе»

«Назови цветок»;

«Что делать если»

2. Образовательная область «Речевое развитие»

Беседы с детьми:

Психогимнастика «Цветок»

«Что мы знаем о деревьях»

«Какие деревья растут на нашем участке»

«Как родился листок у дерева»

«Назови по признаку»

«Как сберечь деревья»

Творческое рассказывание детей по темам

«Мы гуляли на участке»

«Что я видел в парке?»

«Как отдохнули на пикнике»

«Поход в горы»

Словесные игры

«Опиши, я отгадаю»

«Вспомни – назови»

«Один – много»

«Подбери действие».

«Когда это бывает»

«Кому что надо для работы»

«Составь предложение»

«Угадай по описанию»

«Тонут- плавают»

«Кто больше назовет действие»

Ознакомление с художественной литературой

Пословицы, поговорки, загадки о деревьях.

О. Высоцкая «Наш сад», «Две сосны»

К. Чуковский «Елка», «Чудо – дерево»

И. Токмакова «Ива»

А. Прокофьев «Наш лесок»

И. Семенова «Березка»

М. Ивенсон «Елочка»

П. Воронько «Липка», «Березка»

3. Социально – коммуникативное развитие

Сюжетно-ролевые игры

«Магазин семян»

«Путешествие в лес»

Игры – драматизации

«Лесная история»

«Сказки старого дуба»

«Волшебный лес»

Настольно – печатные игры

«Времена года»

«Деревья наших лесов»

«С какого дерева листок»

«Ветки и детки»

«Чей малыш»

«Сложи дерево»

Трудовая деятельность

- уход за деревом, уборка сломанных веток на

участке

- уборка опавшей листвы

- оказание помощи в случае необходимости

(подвязать сломанную ветку или «залечить» ранки

и др.)

Беседы по ОБЖ

«Почему в лесу нельзя ничего пробовать?»

«Почему могут быть опасны старые, засохшие

деревья?»

«Как вести себя в лесу?»

4. Художественно-эстетическое развитие

Аппликация

«Березка»

«Весеннее дерево»

«Первые цветы»

Рисование

«Деревья»

«Елочка»

«Ветка рябины в вазе» (коллективное рисование)

«Сказочное дерево»

«Первые цветы»

«Любимый цветок»

Лепка

«Гроздь рябины спелой»

«Дубок» (пластилинография)

Рассматривание картин И. Э. Грабарь «Рябинка»,

И. И Шишкин «Дубовая роща»

Слушание музыкальных произведений

Запись «Шум листьев», «Голоса леса»,»Звуки

природы» в музыкально – поэтическом

сопровождении: Е. Кочеткова «Дерево», «»Дуб» и

«Береза» И. Токмаковой.

Музыкальное сопровождение

«Дождик» слова Пикулёвой, музыка Попляновой

«В золоте берёзонька» слова и музыка Вихаревой

Досуги, развлечения

«Час загадки»

«Деревья мы сажаем, наш садик украшаем»

«КВН «Деревья родного края»

«Растения родного края»

«Растения красной книги»

5. Физическое развитие

Подвижные игры

«Поймай листок»

«1,2,3 к дереву беги»

«Найди пару»

«Ягодка -малинка»

«Кто быстрее добежит через препятствие к

дереву»

«Ягодка-малинка»

«Море волнуется»

«Палочка-выручалочка»

«Выше земли»

«Бусинки»

«Дальше бросишь -ближе бежать»

Физкультминутки

«Клён»

«Листопад»

«Ветер дует нам в лицо»

«Береза»

Пальчиковая гимнастика

«Листья»

«Деревья»

«Елка»

«Дождь»

«Узнай на ощупь»

Мероприятия по работе с родителями

Стендовая информация для родителей по теме

проекта

Консультации

«Влияние природы на духовное развитие

ребенка»

«Будем любить и беречь природу»

Рекомендации

«Радость общения с природой»

«Чем занять ребенка на прогулке»

Круглый стол с родителями «Воспитание доброты

к природе»

Папки – передвижки

«Прикоснись к природе сердцем»

«Прогулки в природу – основа здоровья ребенка»

Привлечение родителей к акции «Наш лес. Посади

свое дерево»

III этап – заключительный

Результаты проектной деятельности.

у детей пополнились, систематизировались знания

и представления об изменениях в природе, о

многообразии окружающих их деревьев, цветах,

явлениях природы;

на основе углубления и обобщения представлений

о деревьях, цветах, явлениях природы и в

использовании их человеком, в процессе

знакомства с рассказами, стихами, пословицами,

загадками у детей расширился и активизировался

речевой запас;

появилось желание самостоятельно заняться

творчеством, работать сообща над общим

проектом;

большинство родителей приняли активное участие

в реализации проекта

III-этап

Заключительный

III этап – заключительный

Оформление альбома «Правила поведения в лесу»

Викторина «Что такое весна»

Конкурс «Укрась свой двор»

Акция «Наш лес. Посади свое дерево»

Конкурс рисунков «Весна пришла»

Конкурс рисунков «Береги лес»

Выставка «Лето красное пришло»

Поделки из природного материала «

Яблочный

спас

»

.

дифференцированный подход на

основе изучения семьи и

ознакомления с уровнем готовности

родителей к экологическому

воспитанию детей;

индивидуальная работа,

направленная на более четкое

воздействие на семью, исходя из

интересов и потребностей

родителей и условий экологического

воспитания ребенка в семье;

Взаимодействие педагогов и

родителей как равноправных

партнеров, работающих для

достижения единых целей.

Результаты проектной деятельности.

Тщательное изучение семьи с целью выявления ее интересов, потребностей, запросов, пробелов в области экол.

знаний, недостатков семейного воспитания, имеющегося опыта и т.д.;

Осознание пед.коллективом этико-пед. требований к руководству семейным воспитанием;

Установление отношений в системе «воспитатель – семья воспитанника», характеризующихся обоюдным

доверием, уважением и заинтересованностью;

Построение работы на основе дифференцированного подхода к семье, с учетом уровня эколого-пед. культуры

родителей;

Индивидуальная работа, направленная на более конкретное воздействие на семью;

Взаимодействие ДОУ и семьи как равноправных партнеров, работающих на достижение единых целей

экол

огического

образования и воспитания детей;

Планирование воспитателем различных форм взаимодействия с родителями, взаимосвязь разных форм.

у детей пополнились, систематизировались знания и представления об изменениях в природе, о многообразии

окружающих их деревьев

, цвета, кустарниках;

на основе углубления и обобщения представлений о деревьях

, цветах, кустарниках, животных

и

использовании их

человеком, в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками у детей расширился и

активизировался речевой запас;

появилось желание самостоятельно заняться творчеством, работать сообща над общим проектом;

большинство родителей приняли активное участие в реализации проекта.

Литература

1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ Под редакцией

Н. Е. Вераксы Мозаика-Синтез Москва, 2014

2. «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями» В. А. Дрязгунова Москва Просвяшение 1981

3. «Словесные игры в детском саду» А. К. Бондаренко Москва «Просвещение» 1998

4. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» Т. С. Комарова Москва «Просвящение» 1991

5. «Хрестоматия для детей дошкольного возраста» Р. И. Жуковская Москва «Просвещение» 1981

1.

Ашиков В. Семицветик - программа культурно-экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998. N 2.

С. 34-39.

2.

Ашиков В., Ашикова С. Природа, Творчество и Красота // Дошкольное воспитание. 2002. N 7. С. 2-5; N 11. С. 51-54.

3.

Балаценко Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей // Ребенок в детском саду. 2002. N 5. С. 80-82.

4.

Бобылева Л., Дупленко О. О программе экологического воспитания старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998. N 7.

С. 36-42.

5.

Бобылева Л. Бывают ли "полезные" и "вредные" животные? // Дошкольное воспитание. 2000. N 7. С. 38-46.

6.

Большакова М., Морева Н. Народные названия растений как одно из средств формирования интереса к природе // Дошкольное

воспитание. 2000. N 7. С. 12-20.

7.

Букин А. П. В дружбе с людьми и природой. - М.: Просвещение, 1991.

8.

Зебзеева В. О формах и методах экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998. N 7. С. 45-49.

9.

Зенина Т. Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников // Дошкольное воспитание. 2000. N 7. С.58-63.

10.

Зенина Т. Наблюдаем, познаем, любим: // Дошкольное воспитание. 2003. N 7. С. 31-34.

11.

Зенина Т., Туркина А. Неживая природа: конспекты занятий для подготовительной к школе группы // Дошкольное воспитание.

2005. N 7. С. 27-35 /

12.

Зерщикова Т., Ярошевич Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим // Дошкольное воспитание. 2005. N

7. С. 3-9 /

13.

Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников

дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 56 с.

14.

Иванова Г., Курашова В. Об организации рабо-ты по экологическому воспитанию // Дошкольное воспитание. N 7. С. 10-12.

15.

Йозова О. Наглядные пособия в экологическом воспитании // Дошкольное воспитание. 2005. N 7. С. 70-73.

16.

Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 144 с.

17.

Королева А. Земля - наш дом // Дошкольное воспитание. 1998. N 7. С. 34-36.

18.

Кочергина В. Наш дом - Земля // Дошкольное воспитание. 2004. N 7. С. 50-53.

19.

"Мы" - Программа экологического образования детей / Н. Н. Кондратьева и др. - СПб: Детство-пресс, 2003. - 240 с.

20.

Марковская М. М. Уголок природы в детском саду / Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1984. - 160 с.

21.

Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М.

Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. - СПб.: детство-пресс, 2003. - 319 с.

22.

Николаева С. Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 1999.

23.

Николаева С. Ознакомление дошкольников с неживой природой // Воспитание дошкольников. 2000. N 7. С. 31-38.

24.

Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.:

Издат. центр "Академия", 2002. - 336 с.

25.

Николаева С. Н. Обзор зарубежных и отечественных программ экологического образования и воспитания детей // Дошкольное

воспитание. 2002. N 7. С. 52-64.

26.

Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду: работа с детьми сред. и ст. групп дед. сада.: кн. для

воспитателей дед. сада. - М.: Просвещение, 2004. - 208 с.

27.

Павлова Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания // Дошкольное воспитание. 2002. N 10. С. 40-49.

28.

Павлова Л. О значении туристической деятельности в экологическом воспитании // Дошкольное воспитание. N 7. С. 74-77.

29.

Парамонова Л. Конструирование из природного материала // Дошкольное воспитание. 2005. N 7. С. 90-96.

30.

Рыжова Н. "Наш дом - природа". Программа экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998. N 7. С.

26-34.

31.

Рыжова Н. О проекте "Стратегии экологического образования в Российской Федерации" // Дошкольное воспитание. 1998. N 7. С.

18-20.

32.

Рыжова Н. Экологический проект "Здравствуй, дерево" // Дошкольное воспитание. 2002. N 3. С. 38-47.

33.

Соломенникова О. Диагностика экологических знаний дошкольников // Дошкольное воспитание, 2004, N 7 - С. 21 - 27.

34.

Целищева И., Большакова М. Дикие животные: интегрированные занятия по ознакомлению с природой и развитию элементарных

математических представлений // N 7. С. 53-64.



В раздел образования