Автор: Никитина Элла Сергеевна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГКОУ "Кувшиновская школа-интернат"
Населённый пункт: город Кувшиново, Тверская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Конспект занятия по развитию слухового восприятия и техники речи (фронтальное занятие). 2 класс (АООП для слабослышащих и позднооглохших обучающихся)."
Раздел: начальное образование
Государственное казённое общеобразовательное учреждение
«Кувшиновская школа – интернат»
Конспект урока
по развитию слухового восприятия и техники речи
(фронтальное занятие)
во 2
а
классе
Тема: Интонация. Стихотворение «Кошка
маленького роста».
Составитель: Никитина Э. С.,
учитель II квалификационной категории.
г. Кувшиново
Ц е л ь:
совершенствование
произносительных
навыков
и
ритмико-
интонационной стороны речи.
Задачи:
Образовательные:
формирование умений выражать эмоции интонационными средствами;
развитие навыков речевого общения; учить воспроизводить речевой материал
в заданном темпе, изменяя силу и высоту голоса;
учить воспринимать и
воспроизводить 4-х и 8-ми длительные ритмы.
Развивающие:
активизирование словаря учащихся по данной теме;
развитие общей моторики детей;
развитие психических процессов: память, мышление, воображение;
развитие навыков речевого общения;
совершенствование
правильной
артикуляции
слов
с
движениями;
формирование навыка синхронного выполнения движений.
Воспитательные:
воспитание
желания
пользоваться
речью,
слушать
и
понимать
речевой
материал; воспитание навыка самооценки;
воспитание бережного отношения к животным.
Здоровьесберегающие:
сохранять и укреплять здоровье детей.
Оборудование:
компьютер, электроакустическая аппаратура «СУВАГ СТ - 10», таблички с
речевым материалом, бубен, игрушки: кошка и котёнок
Тип учебного занятия: урок усвоения новых знаний
Вид учебного занятия: урок - игра.
Форма
работы:
индивидуальная
работа,
фронтальная,
самоанализ,
взаимопроверка, работа в парах
Методы используемые на уроке: словесные, наглядные, практические, частично
поисковые, сравнение, аналогия и обобщение.
Ход урока:
I.
Орг. момент.
(дети под марш входят в класс и встают полукругом)
Проверка аппаратов.
Учитель: - …как ты меня слышишь? – Я слышу …. .
- У нас сегодня гости. Давайте скажем: - Здравствуйте!
II. Работа над дыханием. (карточка)
1.
Диафрагмальное дыхание:
стоя - упражнение «разгоняем тучи» - появляется солнышко
(слайд № 1)
(дети выбирают солнышко, которое соответствует их
настроению)
Рефлексия настроения
Учитель: - Улыбнитесь друг другу и давайте пожелаем друг другу –
удачи!
2.
Речевое дыхание:
удачи___ успехов ___ (в движении)
Восприятие неречевых звучаний.
Учитель: - К нам на урок пришёл ещё один гость. Хотите узнать
кто это?
Слушайте внимательно.
(прослушивание неречевого звучания)
- Угадали? Кто это?
(игрушка - кошка)
Это кошка наша
Зовут её Маша! (за экраном)
Учитель: Как зовут кошку? (за экраном)
Ученики: - Маша.
Постановка цели.
Учитель: - Вместе с кошкой
Мы будем
работать над голосом, ритмом;
говорить стихотворение с интонацией;
слушать музыку.
(карточки)
Учитель: - Наша кошка пришла не одна. Она пришла со своим
детёнышем.
Как называется детёныш кошки? (за экраном)
Ученики: - Котёнок.
(если дети затрудняются с ответом, это слово произносится в
движении, а затем без него)
Учитель: - Давайте придумаем имя котёнку.
(дети придумывают имя котёнку)
III.
Голосовые упражнения.
Высота голоса
Учитель: - Как кричит кошка? - МЯУ!
- У кошки голос низкий. Послушайте!
- А у котёнка голос высокий. Послушайте!
(дети повторяют)
- Послушайте, кто кричит.
(учитель произносит за экраном, дети определяют кто кричит)
Ролевая игра.
Кошка: Василина.
Котята: Дима, Коля, Вова.
(роли меняются)
- Молодцы!
Учитель: - Мы узнали, что голос меняется.
Голос бывает низкий, высокий.
Изменение голоса называется - интонация (карточка)
Учитель: - Будем говорить предложения с интонацией.
Подключение аппаратуры.
Учитель: - Снимите аппараты, наденьте наушники, включите
аппарат.
Ученик: - Я надел (а) наушники и включил (а) аппарат.
Учитель: - …как ты меня слышишь?
Ученик: – Я слышу …. .
Работа над интонацией.
Учитель: - С помощью интонации мы передаём разные чувства:
испуг, злость, радость.
(слайды № 2 - 4)
Учитель: - Наша кошка увидела собаку.
Кошка испугалась – МЯУ.
Учитель: - Котёнок не слушается и кошка разозлилась.
Кошка злится – МЯУ.
Учитель: - Кошке налили молока.
Кошка обрадовалась– МЯУ! МЯУ!
Учитель: - А теперь покажем, как радуется котёнок, когда его
ласкают.
Котёнок ласкается – МЯУ! МЯУ!
Воспитательный момент.
Учитель: - Посмотрите на картинку. Какой мальчик?
Давайте пожалеем котёнка. Погладьте его ласково. Животных
нельзя обижать, их надо любить.
(слайды № 5-6)
Учитель: - Сейчас мы будем говорить стихотворение с интонацией.
- Посмотрите на кошку и котёнка.
Кошка – большая, а котёнок - маленький.
Почему же кошка эта
Маленького роста?
Ученик: – Потому, что это котёнок.
Учитель: - Правильно!
- Это же - ребёнок
Это же – котёнок.
- коллективная работа;
- индивидуальная работа;
- диалог:
- восприятие на слух слов, словосочетаний из стихотворения.
VI.
Работа над ритмом.
Учитель: - Мы будем работать над ритмом (карточка)
Ритмическая игра «Кошка и котёнок».
У: - Послушайте, кошка ходит так
ТА_ ТА_ ТА_ ТА_ - 4-х длительный
Учитель: - Как ходит кошка? - Медленно.
(дети отхлопывают, оттопывают)
У: - Послушайте, котёнок ходит так
ТА_ ТА_ ТА_ ТА_ ТА_ ТА_ ТА_ ТА_ - 8-ми длительный
(дети отхлопывают, оттопывают)
Учитель: - Как ходит котёнок? - Быстро.
Работа в парах.
У: - Возьмите бубен.
1-ая группа отбивает ритм 4-х длительный
2-ая группа отбивает ритм 8-ми длительный
VII.
Определение темпа и характера музыки.
Учитель: - Мы будем слушать музыку.
(прослушивание сначала первой мелодии, а затем второй мелодии)
- Какая звучит музыка?
(дети подбирают карточки со словами характеризующие данную
музыку)
Учитель: - Подумайте, кто танцует под эту музыку?
Ученики: - Кошка (котёнок).
- Давайте покажем как танцует кошка (котёнок).
(Имитирование движений кошки и котёнка)
VIII.Коррекционно-развивающее упражнение
«Что ест кошка?»
Учитель: - Наша кошка проголодалась.
Выберите картинки, чем мы накормим кошку с котёнком.
Ученики: - Кошка ест …
(дети выбирают картинки с изображением продуктов, которые
ест кошка)
Учитель: - Что лишнее? - Конфета
- Кто любит конфеты? – Дети
(дети получают конфеты)
IX.
Итог.
Учитель: - Что мы делали на уроке?
Ученики - Мы работали над голосом, ритмом.
- Слушали музыку.
- Говорили стихотворение с интонацией.
Учитель: - Как изменяется голос?
Ученики: - Голос бывает высокий, низкий.
Учитель: - Назовите детёныша кошки.
Ученики: - Котёнок.
Учитель: Какая бывает музыка?
Ученики: - Медленная, спокойная.
- Быстрая, весёлая.
X.
Рефлексия.
Учитель: - Возьмите карточки и оцените свою работу.
Самооценка
Оценивание учителя
Учитель: - Какое сейчас у вас настроение?
(дети выбирают солнышко, которое соответствует их
настроению на конец урока)