Напоминание

"Формирование коммуникативной компетентности школьников: подходы, этапы, уровни, показатели"


Автор: Дрёмова Анна Сергеевна
Должность: учитель английского яхзыка
Учебное заведение: КГУ
Населённый пункт: Курск
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование коммуникативной компетентности школьников: подходы, этапы, уровни, показатели"
Раздел: полное образование





Назад




1.2. Формирование коммуникативной компетентности

школьников: подходы, этапы, уровни, показатели

В отечественной науке сложилось представление о коммуникации как

об

одном

из

подпроцессов

общения,

включающего

также

перцепцию

и

интеракцию [3]. Г.М. Андреева поясняет разницу в традициях использования

терминов «общение» и «коммуникация» следующим образом: «Сам термин

"общение" не имеет точного аналога в традиционной социальной психологии

не

только

потому,

что

не

вполне

эквивалентен

обычно

употребляемому

английскому

термину

"коммуникация",

но

и

потому,

что

содержание

его

может быть рассмотрено лишь в понятийном словаре особой психологической

теории, а именно теории деятельности. Конечно, в структуре общения ...

могут быть выделены такие его стороны, которые описаны или исследованы

в

других

системах

социально-психологического

знания.

Однако

суть

проблемы,

как

она

ставится

в

отечественной

социальной

психологии,

принципиально отлична» [3, с. 58-59].

Становится понятным, почему выдающийся отечественный психолог,

создатель теории деятельности А.Н. Леонтьев в своей книге «Психология

общения» называет различие в использовании терминов «терминологической

тонкостью»

и

указывает,

что

он

«сознательно

избегает

термина

«коммуникация», «чтобы не вносить в свое изложение все те нежелательные

коннотации, которые ... связаны с этим термином (теория коммуникации =

теория связи = теория передачи информации по каналу связи)» [33, с. 27].

Таким образом, если следовать традициям отечественной науки, то в рамках

данного

исследования

необходимо

было

рассматривать

формирование

коммуникативной

компетентности

подростков в области межкультурного

общения. Необходимо заметить, что приверженность отечественных авторов

научным

традициям

деятельностного

подхода

сохраняется

в

настоящее

время.

В

частности,

на

понятие

«межкультурное

общение»

крупнейшая

поисковая система Google выдает 691 тысячу ссылок на русском языке, а на

понятие «межкультурная коммуникация» лишь 356 тысяч ссылок.

Несмотря на широкое распространение переведенных с английского

языка

понятий

«компетенция»,

«компетентность»,

«компетентностный

подход»,

в

нормативных

документах,

касающихся

деятельно сти

общеобразовательный

организаций,

сохранена

ориентация

н а

деятельностный

подход

в

обучении

и

воспитании

и,

как

следствие,

на

различение понятий «коммуникация» и «общение». В частности, в ФГОС

ООО

(далее

Стандарт)

в

качестве

одного

из

важнейших

предметных

результатов изучения предметной области «Иностранные языки» (базовый

уровень) рассматривается «сформированность коммуникативной иноязычной

компетенции, необходимой для успешной социализации и самореализации,

как инструмента межкультурного общения в современном поликультурном

мире» [49]. Под коммуникативной компетенцией в Стандарте понимается

«умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной

деятельности,

учитывать

позиции

других

участников

деятельности,

эффективно

разрешать

конфликты»,

а

также

«владение

языковыми

средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения,

использовать адекватные языковые средства» [49].

В

современном

образовании

широкое

применение

нашел

компетентно стный

подход

к

формированию

коммуникативной

компетентности личности. Особое внимание обращается на формирование

коммуникативной

компетентности

обучающихся.

Необходимость

формирования

коммуникативной

компетентности

личности

на

ступени

основного общего образования обусловлена также переходом обучающихся в

подростковый возраст, на который приходятся сложные процессы развития

самосознания, формирования системы ценностей, определяющей новый тип

отношений [10].

Формирование

коммуникативной

компетентности

как

целевая

установка

основного

общего

образования

обнаруживается

в

личностных,

метапредметных

и

предметных

результатах

освоения

о сновной

образовательной

программы.

Согласно

ФГОС

ООО

одним

из

важных

личностных

результатов

является

«формирование

коммуникативной

компетентности

в

общении

и

сотрудничестве

со

сверстниками,

детьми

старшего

и

младшего

возраста,

взрослыми

в

процессе

образовательной,

общественно

полезной,

учебно-исследовательской,

творческой

и

других

видов деятельности» [49].

Одним

из

метапредметных

результатов

освоения

основной

образовательной

программы

основного

общего

образования

выступает

«умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей

коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей», а

также «владение устной и письменной речью, монологической контекстной

речью» [49].

В число предметных результатов освоения основной образовательной

программы

основного

общего

образования

по

предмету

«Иностранный

язык»,

входящему

в

предметную

область

«Филология»,

входят

«формирование

и

совершенствование

иноязычной

коммуникативной

компетенции; расширение и систематизация знаний о языке, расширение

лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение

общей речевой культурой» [49].

В

рамках

данной

работы

речь

пойдет

о

ф о рм и р о ва н и и

коммуникативной

компетентности

в

межкультурной

и

межэтнической

коммуникации.

Развитие

коммуникативной

компетентности

происходит

за

счет

освоения форм речевого этикета, адекватных различным ситуациям общения

[2]. Как подчеркивает Н.А. Морева, «к основным источникам приобретения

человеком

коммуникативной

компетентности

можно

отнести

жизненный

опыт, искусство, общую эрудицию и специальные научные методы» [39, с.

60]. Данные источники имеют субъективную значимость. Формированию

коммуникативной

компетентности

способствуют

такие

факторы,

как:

способность анализировать свое поведение в различных ситуациях; умение

максимально эффективно использовать существующих личностные ресурсы

в

общении;

способность

абстрагироваться

от

имеющихся

внешних

и

внутренних

недостатков,

мешающих

общению,

и

сконцентрироваться

на

достоинствах [39, с. 61].

Проблема

формирования

коммуникативной

компетентно сти

школьников достаточной хорошо разработана в отечественной и зарубежной

дидактике.

Применительно

к

преподаванию

иностранных

языков

на

сегодняшний

день

хорошо

известны

педагогические

технологии

Д.И.

Архаровой, Т.А. Долининой, Н.А. Зайцева, Е.И. Пассова, Г. Лозанова, Г.А.

Китайгородской

и

др.

Однако

в

данных

технологиях

не

используются

возможности

медиаобразования,

поэтому

в

рамках

данного

исследования

необходимо определить общие подходы к формированию коммуникативной

компетентности школьников, этапы ее формирования, конкретные умения,

которыми

должны

овладеть

обучающиеся,

а

также

уровни

и

показатели

сформированности коммуникативной компетентности школьников.

Л.Н. Булыгина предлагает опираться на следующие подходы в процессе

формирования коммуникативной компетентности школьников:

1)

системно-деятельностный,

позволяющий

определить

«особенности

организации

процесса

формирования

коммуникативной

компетентности

с

позиции

целостной

системы

ее

структурных

и

содержательных

компонентов»,

раскрыть

«системные

свойства

процесса

формирования

коммуникативной компетентности в школьном обучении»;

2)

компетентностный,

направленный

на разработку

и

реализацию

«принципов, методов, приемов и средств, способствующих формированию

коммуникативной

компетентности

подростков

как

цели,

ценности

и

результата

их

обучения

в

основной

школе

на

основе

принципов

сотрудничества и кооперации»;

3)

коммуникативный,

дающий

возможность

«практического

овладения

подростками

коммуникативными

действиями,

освоения

коммуникативных

компетенций,

что

проявляется

в

активном

включении

обучающихся

в

коммуникативную

ситуацию

урока

на

основе

общей

учебной

темы

и

проблемы,

организации

взаимодействия

и

кооперации

при

решении

коммуникативных задач в обучении»;

4)

герменевтический,

с о с т о я щ и й в

«организации

п р о ц ед у р ы

сотрудничества и кооперации подростков на уроке на основе текста как

любой упорядоченной знаковой системы, являющейся основным хранителем

и источником знаний по учебным предметам» [10, с. 13]. Очевидно, что в

роли текста может выступать любой медиапродукт. Автор прямо указывает,

что «в контексте конкретной предметной темы в роли интерпретируемого

текста

выступают статьи

учебника,

аудиозаписи,

учебные

фильмы,

репродукции картин, музыкальные произведения, таблицы, схемы и др., в

том числе и с использованием Интернет» [10, с. 15].

Коммуникативные

умения

вырабатываются

различными

способами:

благодаря наставлениям и личному примеру взрослых, из чтения литературы,

в результате специального обучения правилам культурного поведения и даже

путем особых тренировочных упражнений. Каждый, вероятно, хотел бы тем

или иным способом повысить уровень своей коммуникативной культуры. Но

для этого нужно прежде всего знать, каков этот уровень сегодня» [58].

Л.Н.

Булыгина

раскрывает этапы

формирования

коммуникативной

компетентности и умения, которыми должны овладеть школьники на каждом

из этапов:

1)

ориентационный этап – ориентация в коммуникации – школьник умеет

«вступать в общение с учетом темы и проблемы, настроения и состояния

партнера, осмысливать отношение к месту и времени речевого контакта,

соотносить собственную цель общения с целью собеседника»;

2)

интерпретационный этап – интерпретация текста и формирование

собственного отношения к коммуникации – школьник умеет «видеть в тексте

тему, проблему, авторскую позицию и средства ее выражения, определять

свое отношение к обозначенным характеристикам»;

3)

деятельностный

этап

осуществление

продуктивной

групповой

коммуникации

и

проектирование

собственного

текста

школьник

умеет

«поворачивать

тему

исходного

текста

в

плоскость

собственного

текста,

определять

свою

функциональную

цель

в

сотрудничестве

и

кооперации,

соотносить со своей целью тему и основную мысль собственного текста,

выбирать ситуативно-уместные средства коммуникации, опорные, ключевые

слова для собственного словесного текста»;

4)

презентационный

этап

публичная

демонстрация

овладения

коммуникацией,

презентация

собственного

текста

школьник

умеет

«понимать

уникальность

коммуникативной

ситуации,

соблюдать

законы

этики,

предписывающие

доверие

к

сказанному,

полноту

и

качество

информации, обеспечивать взаимодействие в общении, воспринимать мнение

других, корректировать свое поведение в соответствии с коммуникативной

ситуацией, конструктивно вести диалог» [10, с. 17].

Важной

целью

формирования

коммуникативной

компетентности

школьников выступает освоение следующих коммуникативных действий:

осуществлять целеполагание

в

коммуникации, то

есть

принимать

ценности коммуникации, формировать коммуникативные цели, воплощать их

в своем поведении;

планировать

коммуникативные

ситуации, то

есть

осуществлять

их

проблемный

анализ,

учитывать

ресурсы

и

возможности

реализации

намеченных целей;

инициативно

и

продуктивно

сотрудничать, учиться высказывать

отрицание, сомнение, утверждение, задавать вопросы

и отвечать на них,

приводить доказательства, аргументы;

осуществлять

рефлексию, то

есть

давать

способам

и

результатам

взаимодействия с окружающими объективную оценку [10, с. 13].

По мере овладения коммуникативными действиями будут происходить

изменения в личности и деятельности обучающегося, в частности, в умении

взаимодействовать

с

окружающими

людьми,

создавать

с в о й

«коммуникативный

продукт».

Оценить

уровень

сформированности

коммуникативной культуры школьников позволяют следующие показатели:

рецептивный уровень диагностируется, когда ученик ориентируется в

коммуникативной ситуации, понимает контекст общения, оценивает позиции

участников, но не вполне самостоятелен в общении;

конформный

уровень диагностируется,

когда

ученик адаптируется в

ситуации общения, осознавая собственные потребности и возможности;

репродуктивный

уровень определяется,

когда

подросток

способен

реализовать свои потребности и возможности в групповой коммуникации;

продуктивный

уровень определяется,

когда

подросток

проявляет

самостоятельность

в ситуации

общения,

овладел

различными

способами

интерпретации текстов разной коммуникативной направленности;

креативный

уровень характеризуется

способностью

подростка

продуктивно реализовывать свои потребности в социальной коммуникации

[10, с. 13].



В раздел образования