Автор: Валиуллина Альбина Фаридовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБО ДО "ЛДХШ им М.Х.Хаертдинова
Населённый пункт: Республика Татарстан г.Лениногорск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Текстильная кукла на уроке декоративно-прикладного искусства"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальная бюджетная организация дополнительного образования
«Лениногорская детская художественная школа им. М. Х. Хаертдинова».
А.Ф. Валиуллина
Текстильная кукла на уроке декоративно-
прикладного искусства
Методическая разработка
г. Лениногорск.
2017
Содержание
Введение. Роль куклы в творчестве ребенка.
Основная часть.
Раздел 1. Текстильная кукла на уроке на уроке декоративно-прикладного
искусства.
1.1. История создание куклы
1.2.Авторская кукла
Практическая часть.
Раздел 2. Технология изготовления текстильной куклы. 2.1.
Подготовка к работе
3.1. Практическая работа
Заключение
Литература
Приложения
Автор-составитель Валиуллина Альбина Фаридовна, преподаватель
декоративно-прикладного искусства в МБО ДО «ЛДХШ им. М. Х.
Хаертдинова»
Валиуллина А.Ф. «Текстильная кукла на уроке декоративно-прикладного
искусства»: методическая разработка \ А.Ф. Валиуллина. - г. Лениногорск:
МБО ДО «ЛДХШ им. М. Х. Хаертдинова», 2017г. – 34стр.
Аннотация
- Пособие раскрывает важность создания куклы детьми своими руками.
- Дает представление о технологии изготовления текстильной куклы,
знакомит с историй создания.
- Практическое задание изготовление текстильной куклы предназначено для
ребят, обучающихся по программам: «Декоративно прикладное искусство», а
также для проведения творческих мастерских, как индивидуальная работа.
Задание рассчитано на учащихся от 10 лет. Выкройки куклы и одежки,
сделаны в натуральную величину.
Введение. Роль куклы в творчестве ребенка.
Как отмечает В. С. Мухина, куклы имеют особое значение для
эмоционального и нравственного развития детей. Она пишет: "Ребенок
переживает со своей куклой события собственной и чужой жизни в
эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию.
Кукла для человека в детстве не обязательно "дочка" или "сыночек", она -
партнер в общении во всех проявлениях». В диалоге с куклой происходит
"замена" реального контакта с человеком, опосредованным через куклу, а в
ряде случаев сама кукла выступает в роли персонифицированного персонажа
или субъекта. Значимость эмоциональных контактов для детей очень велика,
и огромную роль в развитии эмоциональной сферы личности ребенка играют
именно куклы.
Для современного ребенка кукла - прежде всего милая игрушка, которую
можно превратить в некого символического партнера для игры. Взрослый
учит ребенка воспринимать куклу как объект для эмоционального общения.
Играя с куклой, ребенок учится рефлексии, эмоциональному
отождествлению. Ребенок умеет отделять игру от реальности, но при этом он
использует предметы и ситуации из реального мира для того, чтобы создать
собственный мир, в котором он мог бы повторить приятные переживания по
своей воле, был способен устанавливать и изменять события тем путем,
которым ему наиболее приятен. В игре возможно стать таким же, как
взрослые, и делать то, что могут делать только они. По воле ребенка, с
помощью его воображения кукла "ведет себя" так, как это нужно в данный
момент ее хозяину.
Именно поэтому в большинстве случаев события и свойство персонажей
игры вполне обоснованно могут рассматриваться как результат проекции
внутренних переживаний ребенка.
Творчество - актуальная потребность детства. Творческие способности детей
обусловлены их возрастными психологическими особенностями:
чувственной восприимчивостью, целостностью мировосприятия, интересом
к деятельному контакту с действительностью.
Детское творчество - сложный процесс познания растущим человеком
окружающего мира, самого себя, выражение своего отношения к познаванию
чего-то нового. Художественное творчество требует не только знаний, умений
и навыков в создании художественного образа, но и душевного
самовыражения, которое занимает особое место в художественно-творческой
деятельности ребенка.
Наиболее ценными для развития детского творчества в игровой деятельности
являются игрушки, сделанные своими руками. Игрушки, изготовленные
самими детьми по своему почину, по своему вдохновению, с затратой
умственных и физических сил, становятся из куска материи живыми
персонажами. Любой предмет, который в руках ребенка выходит за рамки
своего утилитарного назначения, проявляет неожиданные свойства,
пробуждающий эстетические ассоциации ребенка, становится куклой.
Одушевление неживой материи - это один из фундаментальных принципов
существования куклы. Различные предметы и специально изготовленные
куклы превращаются в персонажей кукольного действия, будучи
наделенными человеческими чувствами и ассоциациями, когда им
приписываются свойства и качества живых существ.
Изготовление кукол своими руками, как и всякий другой вид искусства,
обладает безграничными возможностями для экспериментирования и
творчества. Восприятие художником предметов и явлений окружающего
мира отличается особой гибкостью, чуткостью, для него суть вещи
раскрывается через точно найденные движения, жест, позу. Предмет, вещь
отрываются от своей привычной функции, в них открываются новые
качества, которые не были видны ранее, скрытые за привычной
утилитарностью восприятия. Изменяются структурные связи между
предметом, действием и словом, его называющим. За множественностью
проявлений, многогранностью свойств и качеств открывается сущность
предметов и явлений, расширяется диапазон их художественно-эстетического
восприятия.
Игры с куклами, предоставляют детям возможность действовать "за куклу",
говорить от ее имени, наделяя ее чисто человеческими качествами,
независимо от того, насколько она внешне напоминает человеческий облик.
Детей отличает особое качество - идентификация с другими людьми или
предметами или явлениями действительности. Овладение этим качеством
осуществляется "через развитие способности приписывать себе особенности
и склонности других, при этом и переживать их как свои". Развитие
способности к идентификации позволяет глубже понять не только других, но
и осознать себя, свое внутреннее "Я".
В основу содержания пособия положен полученный опыт работы на
уроке декоративно-прикладного искусства. В пособие даны общие
рекомендации по организации, планированию и проведению уроков,
описание технологии изготовления куклы. Пособие поможет
преподавателю организовать урок, привить детям необходимые
навыки и умения, подскажет путь к формированию у них образного
мышления, творческого отношения к работе, эстетического
воспитания, развитию фантазии и художественного вкуса.
Цель работы:
1.Освоить технику выполнения авторской текстильной куклы.
Задачи:
1.Краткое ознакомление с историей возникновения текстильной куклы.
2. Проявить интерес к творчеству авторской текстильной куклы.
3. Поделиться полученным опытом с другими преподавателями декоративно-
прикладного искусства
Текстильная кукла на уроке декоративно-прикладного
искусства.
Теоретическая часть.
1.1.История создания куклы.
Кукла - одна из самых древних игрушек. Первые из известных кукол -
египетские. Они имели уже подвижные суставы, настоящие волосы,
тщательно выточенные конечности. Огромное разнообразие кукол было и в
античном мире: здесь и глиняные животные (птицы, черепахи, лягушки,
зайцы, змеи, обезьяны). Греческие дети забавлялись и троянским конем,
начиненным солдатами и офицерами. Греческие и римские куклы делались
частью из воска, частью из глины, иногда ярко размалевывались.
Изготовление их составляло особую отрасль производства. А в наше время
производство кукол способно претворить в жизнь любую, даже самую
неожиданную фантазию.
Некоторые творческие люди всю свою жизнь посвящают куклам и
вкладывая в них частичку своей души, считают их своими детьми. Создание
куклы, отражает внутренний мир создателя. Ведь кукла повторяет человека
не только внешне, и после рождения, каждая кукла начинает жить своей
жизнью, создавая свою неповторимую историю и накапливая в себе энергию,
которую она впоследствии передает людям, созерцающим ее.
Симпатичные куклы шестнадцатого, семнадцатого, восемнадцатого,
девятнадцатого веков, сделанные из гипса, дерева или фарфора, вопреки
распространенному мнению, игрушками не являлись. Они служили для
украшения дома, для обрядовых целей, для домашних спектаклей и даже
государственными наградами.
Во многих английских аристократических семьях до сих пор передают
из поколения в поколение старинные куклы из гипса или папье-маше,
которые были вручены их предкам лично королями или королевами
за заслуги перед империей.
Довольно долгое время во всём мире предметом вожделения для
коллекционеров являлись лишь антикварные куклы. Но, в конце XX века
художественная авторская кукла вновь ожила и стремительно ворвалась в
мир искусства. И сегодня огромную коллекционную ценность имеют не
только старинные куклы, но и работы современных мастеров настоящих
"кукольных" художников-профессионалов.
Сегодняшние технологии далеко шагнули вперед, и современные мастера
делают кукол из многих материалов: из классического фарфора, современных
пластиков и даже текстиля.
Одним из новых течений в сегодняшнем кукольном мире стало изготовление
точных копий старинных кукол известных фирм, ставших в наше время
антикварными. Это ни в коей мере не является подделкой, и в сертификате
каждой реплики обязательно указывается как стандартная для маркировки
информация, так и данные об антикварном оригинале.
1.2. Авторская текстильная кукла.
Приблизительно в середине ХХ века появился новый вид искусства -
авторская кукла. В отличие от театральной куклы, кукольной анимации, от
детских кукол для "игры", эти произведения созданы исключительно для
созерцания и порой поражают своей неигрушечной глубиной. К настоящему
времени этот вид искусства полностью сформировался, обрел собственные
направления и течения, имеет своих классиков и авангардистов.
Современные авторы уже создают работы, которые можно с большим
трудом отнести к куклам, несмотря на их кукольную технологию. Скорее их
можно назвать фигурами, объектами. Их нельзя отнести к бутафории,
скульптуре малых форм или одетой скульптуре. Они слишком подробны,
отточены, ювелирны. Такие работы - плод экспериментов художника, поиска
новых приемов, новых фактур, сочетания стилей.
Традиционной игрушкой в быту с давних времен была тряпичная кукла,
которые были не только девчачьей забавой, в них играли все дети до 7-8 лет.
Текстильная кукла - простейшее изображение женской фигуры. Кусок
тканины, свернутый в "скалку", тщательно обтянутое льняной белой
тряпицей лицо, груди из ровных, туго набитых шариков, волосяная коса с
вплетенной в нее лентой и наряд из пестрых лоскутов. Лицо вышивали или
карандашом наводили, а в более ранних куклах - угольком. Обязательно
приделывали косу и ленту в нее вплетали. Кукла рассматривалась как эталон
рукоделия. По ним судили о мастерстве и вкусе их владелицы. Куклы никогда
не оставляли на улице, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики.
Первые куклы часто делались из всех видов материалов, таких как кожа
животных, хлопковая ткань и другие мягкие материалы. Из таких
незамысловатых материалов при помощи ниток и иглы на свет будут
рождаться невероятно характерные, колоритные по образу куклы.
Текстиль — очень разносторонний материал, позволяющий выразить любые
чувства, от иронии до утонченного лиризма. Благодаря мягкости материала,
текстильные куклы милы и уютны. Тряпичные куклы навсегда получили
сильную привязанность в наших сердцах.
Современная текстильная кукла - новое, увлекательное и доступное людям
любого возраста творчество: «культурный текстиль», текстильные куклы
значительно дешевле и доступны даже малообеспеченным гражданам, а
изготовление их — занятие очень увлекательное.
В процессе работы над куклой возникает особое настроение, состояние
души, при котором все негативное отступает на задний план. Замечено, что
настроение автора влияет на формирование задуманного образа. Будущая
кукла как бы запоминает его эмоции, а потом передает их окружающим.
Часто в ходе работы задуманный ранее образ преобразуется в нечто иное. Это
и удивляет, и рождает настоящую творческую радость. Польза от таких
занятий не только в создании самой куклы, но и в развитии художественной
фантазии, появлении положительных эмоций. А это все напрямую связано с
активизацией работы головного мозга и улучшением мелкой моторики рук.
В конечном счете, текстильная кукла приносит искреннюю радость творцам,
ощущающим свои широкие возможности. Кроме всего прочего, работа
предполагает также знакомство с национальными традициями,
историей
костюма, притчами и сказаниями, а это обогащает интеллект автора. На
занятиях царит доброжелательная обстановка. Многие утверждают, что
куклы лечат от одиночества, депрессии и даже от некоторых хронических
заболеваний.
Они все разные: сувенирные, декоративные, хозяйственные и просто для
игр детей. Они бывают фарфоровые, тряпичные, из пластики и даже из
дерева. Разный материал используют для создания кукол.
Сотни лет назад куклы уже были. В богатых домах они делались руками
умельцев. В бедных родители сами мастерили своим детям тряпичные куклы.
Малыши очень любили и берегли своих маленьких подружек.
В куклы, в основном, играют дети, но согласитесь, к куклам имеют слабость
и взрослые люди, особенно женщины.
Куклы интересны тем, что мастерить их очень увлекательно, и радость у
мастерицы огромная от сделанной работы. Когда видишь рождение своей
куклы, возникает ощущение, что происходит что-то необыкновенное,
волшебное!
Есть коллекционеры кукол. Их выставки посещать очень интересно, т.к.
можно встретить просто необыкновенные и неповторимые экземпляры.
Порой мастера делают кукол немного карикатурными и веселыми, милыми и
печальными, сказочно красивыми и загадочными.
В современном мире авторская кукла играет огромную роль в культурно-
духовной сфере жизни людей. Кукла – оберег, элемент эмоционально-
психологической разгрузки, престижный подарок, роскошный, оригинальный
и неповторимый предмет интерьера, арт-объект, участник рекламной
кампании и выгодный инвестиционный проект – с каждым годом ценность
художественной куклы возрастает, а через 50 лет она становится
антикварной.
В бешеном и непростом темпе нашей жизни авторская кукла дарит
неповторимые ощущения праздника, уюта, покоя и умиротворенного
созерцания.
Технология изготовления текстильной куклы.
Практическая часть
2.1. Подготовка к работе
Инструменты и материалы:
-ткань двунитка для тела куклы;
-
ткани для платья
,
белья, аксессуаров;
-
нитки для шитья, иголка;
-
пряжа для волос и большая игла с большим ушком;
-
ленты, кружева;
-
ножницы
,
булавки;
- акриловые краски для росписи лица, кисть;
-
с
и
нтепух или синтепон, палочка для набивания;
-
выкройки;
-
кусочек эко-кожи для обувки
2.2.Вопросы безопасности труда
Работа над созданием текстильной куклы требует выполнения обязательных
правил, поскольку работа связана с различными инструментами. В целях
безопасности ученикам следует придерживаться следующих правил:
При работе ножницами, иголками, булавками:
1.
Ножницы вовремя работы класть справа, кольцами к себе, чтобы не
уколоться об их острые концы. Лезвия ножниц в нерабочем состоянии
должны быть сомкнуты.
2.
Следить, чтобы ножницы не падали на пол, т.к. при падении они могут
поранить тебя и твоего соседа.
3.
Передавать ножницы кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями.
4.
Шить с наперстком, чтобы избежать прокола пальца.
5.
При шитье не пользоваться ржавой иглой, т.к. она плохо прокалывает
ткань, легко может сломаться и поранить палец.
6.
Во время работы нельзя вкалывать иголки и булавки в одежду, в стол
или в случайные предметы. Их надо вкалывать в специальную
подушечку.
7.
Нельзя перекусывать нитку зубами, т.к. можно поранить губы.
8.
Иголки необходимо хранить в игольнице или специальной подушечке, а
булавки в коробочке с крышкой.
9.
Сломанную иглу следует отдать преподавателю.
2.3.Поиск образа.
Работа по изготовлению куклы начинается с объяснения учителя и показа
самой куклы в оригинале «образца», наглядного ряда – рисунков или фото,
таблиц поэтапного выполнения куклы.
Детям предлагается выбрать свой образ куклы, за основу взяв предлагаемый
«образец». Для поиска образа делаются несколько вариантов, и выбирается
самый лучший. Весьма важно суметь ясно выразить свое композиционное
решение образа. Развитие чувства композиции приходит постепенно в
результате активной самостоятельной работы. В ходе работы надо научиться
отбирать лишь самое существенное, характерное для данной формы,
отбрасывая незначительные детали. Необходимо учить их рассказывать о
своих будущих замыслах: как будет называться кукла, какие материалы будут
использованы, цветовые решение, детали, аксессуары, дополняющие образ
ит.д.
2.4. Практическая работа.
1.Тело
. Для тела куклы возьмем ткань «двунитку» и выкройки. Нужно
сложить ткань лицом к лицу и обвести выкройки, добавляя по краю 1 см на
припуски.
2. Вырезать детали по припускам на шов.
3. Прошиваем детали в ручную швом « назад иголку».
Прошивая по контуру деталь, не забываем о том, что ее
нужно будет вывернуть. Поэтому снизу деталь оставляем
без шва. Таким методом прошиваем все детали.
4. Чтобы вывернуть наши детали, лучше использовать палочку или черенок
кисточки.
5. Набить детали синтепоном или синтепухом, так же используя
вспомогательную палочку или черенок.
6. Приколоть ножки и руки булавками к телу куклы и прошить.
2. Волосы.
Тело куклы готово и пора приступить к прическе. Для этого
возьмем пряжу по цвету задуманного образа. В данном случае наша пряжа
будет коричневого цвета. Разматывая ее примерно на 1м20см, мы складываем
нити в пучок толщиной примерно 2см.
Посередине получившегося пучка перевязываем этой же ниткой.
Готовим большую иглу с большим ушком, вдевая нить из пряжи.
.
Поэтапное пришивание волос
кукле.
Центр пучка пришиваем к макушке головы куклы (рис 2). Дальше работаем с
левой частью пучка, пришивая его вниз к затылку, верх к макушке и так до
конца, как показано на (рис 6), оставляя концы пучка снизу и закрепить их.
Затем работаем с правой частью затылка, повторяя предыдущие действия.
Как показано на (рис 9) остаются концы, которые нужно пришить, обрамляя
лицо наверх (рис 10,11,12,13,14), так чтобы они встретились на макушке (рис
15). Далее разводим их вновь влево и право (рис 8,9), закручивая в кубышки,
и пришиваем. Прическа готова!
Прическу кукле можно сделать любую по выбору автора, учитывая задумку и
выбранный образ куклы. Использовать разный цвет пряжи, делать хвостики,
кубышки, косы, пряди и т.д.
3. Лицо куклы.
Для росписи лица куклы нам
понадобятся акриловые краски по
ткани, тонкая кисть, черная гелиевая
ручка, широкая плоская кисть, румяна
и пудра, закрепитель (или лак для
волос).
Наметим глаза, нос, губы через трафарет из кальки (рис 1,2,3.) Гелиевой
ручкой прорисуем черты лица (рис 4,5.). Акриловыми красками распишем
глаза и губы (рис 6). Добавим бликов белым цветом (рис 7). Используя
широкую, плоскую, сухую кисть, наносим румяна (косметика) на щеки (рис
8). Также этой кистью наносим тени на лице, используя пудру (косметика),
как показано на (рис 9), придавая лицу объема. Закрепить полученный
результат специальным фиксатором или лаком для волос. Также вместо
косметики можно использовать пастель, размельченную в пудру, или
акриловые краски с нанесением ее методом «сухая кисть», т.е. растушевкой.
Лицо куклы готово!
4. Белье для куклы.
Мы будем шить «винтажные» панталоны. Нам понадобится - выкройки
панталон, ножницы, белая ткань, кружева, резинка, булавки, белые нитки и
иголка.
1.Ткань складываем лицом к лицу.
Прикладываем выкройку так, чтобы
линия сгиба на ткани и сторона
выкройки с указанием «линия сгиба»,
совпадали. Добавляем 1см по периметру
на шов, кроме линии сгиба. Скалываем
булавками и вырезаем. Должно
получиться две детали, как показано на
фото.
2. Затем прошиваем штанину швом
«назад иголку» на обеих половинках.
3. Скалываем булавками две детали, образуя панталоны, и прошиваем этим
же швом.
4.Выварачиваем панталоны. Сгибаем верх белья 1см на изнаночную сторону
и прошиваем, оставляя вход для булавки с резинкой.
5.Продеваем резинку с помощью булавки и сшиваем оба конца. Верх
панталон готов. Остаются штанины. Их можно украсить кружевами или так
же вставить резинки, как показано на рисунках снизу.
Панталоны готовы!
5. Платье.
Для пошива платья, нужно, прежде всего, подобрать
подходящую по образу и цветовому сочетанию ткань и декор.
Образец платья, который должен получиться и выкройки.
1.
Ткань сложите лицом к лицу. Обведите выкройки, добавляя припуски
на шов 1см, как показано на
рисунке. Надпись на лекало
«линия сгиба» и сгиб ткани,
должны совпадать. Здесь ничего
не добавляем.
2.
Вырежьте детали. У вас должно получиться четыре детали - одна
кокетка передняя часть, две детали
кокетки задней части, одна юбка.
На рисунке вырезанные детали в
развернутом виде.
3.
Сложить детали кокетке, т.е. верхней части платья, и сколоть лицом к
лицу.
Прошить линию плеча и рукава швом «назад иголку».
4.
Деталь юбки прошить наметочным швом и стянуть по ширине кокетки
на талии платья, затем булками сколоть, соединяя верх и низ платья.
5.
Прошить также швом «иголку назад», вывернуть изделие.
6.
Края платья сколоть булавками.
Горловину и края платья прошить максимально близко от края, где то 2мм,
тем же швом, но мелкими стяжками. Старайтесь делать это аккуратно,
поскольку это отделочный лицевой шов.
7.
Остается подогнуть рукава и подол платья.
Это мы будем делать одновременно, пришивая кружево. Т.к. наше кружево
розового цвета, нитки возьмем под цвет тоже розовые. Подгибая края,
пришиваем наш декор едва заметными маленькими стяжками с лицевой
стороны.
Получившееся изделие можно прогладить, если есть условия.
8.
Надеваем платье на куклу, и сшиваем сзади. Для удобства
воспользуемся все также булавками. Наша кукла не предназначена для
игры, и платье сниматься не будет.
Наше платье готово!
6. Сошьем украшение.
Для этого возьмем шифоновый лоскут, сложенный в двое, лицом к лицу.
Выкроим прямоугольник, и прошьем, отступив от края 1см, по всему
периметру, оставив 3см с боку, чтобы вывернуть изделие.
После того как изделие вывернуто, его можно прогладить. Как показано на
следующем снимке, перекрутим наше будущее украшение один раз и именно
таким образом, приложим на плечи куклы. Края складываем гармошкой и
сшиваем, соединяя оба конца. Место крепежа украсим хомутиком из той же
ткани.
Из этого же шифона сделаем бантики для куклы, разрезав на полоски 1,5 см
шириной и длиной 15см.
7. Обувь для куклы.
Обувку для куклы можно сделать из разных материалов - связать из пряжи,
сшить из не сыпучей ткани, кожи, замши, фетра. Все зависит от вашей
задумки. В нашим случаи это будет кожа заменитель.
С изнаночной стороны обвести выкройки с припуском на шов 5мм там, где
показано на (рис 2) и вырезать детали не забывая про декоративные выточки.
Должно получиться четыре детали - основная часть обувки 2шт и подошва 2
шт. Дыроколом сделать отверстия для шнурков (рис 3). Следующее действие
нужно прошить пяточку (рис 4). Затем пришиваем подошву (рис 5,6).
Выворачиваем туфельки и продеваем шнурки через заготовленные отверстия.
Надеваем обувь на ножки куклы и зашнуровываем. Наша кукла больше не
босая!
Декорировать обувку можно тоже по разному, на сколько только хватит вашей
фантазии и дизайнерского мастерства.
Полный образ нашей куклы!
Заключение.
Создавая кукол на уроке декоративно-прикладного искусства, мы можем
изучать с детьми разные эпохи, одевая их в одежды того времени,
самобытность разных народов, наряжая в национальные костюмы. Дети
очень любят сказки, и значит это, могут быть, сказочные герои. А если им
дать задание на воображение и вовсе могут получиться удивительные
создания. Каждая кукла, сделанная в ручную, уникальна и неповторима, и
она дает массу возможности для творчества и развития. Благодаря кукле – в
жизнь ребенка входит искусство.
Список литературы:
1.
О.С. Молотобарова. «Кружок изготовления игрушек-сувениров». 1990г.
2.
С.А.Соловьева. «Декоративное оформление». 1987г.
3.
Kuklatanya.moy Кукольная страна Татьяны Кузнецовой. 2012г.
Приложение.
Работы учеников.
Выкройки куклы.
Выкройки платья.
Выкройки обуви.
Выкройка для росписи лица куклы.