Автор: Мохарева Надежда Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Кракольская СОШ"
Населённый пункт: пос. Усть-Луга, Кингисеппский район, Ленинградская область
Наименование материала: Программа дополнительного образования.
Тема: Программа дополнительного образования "Здоровое питание"
Раздел: начальное образование
«Здоровое питание»
Программа дополнительного образования .
Пояснительная записка.
«Среди причин, которые привели здоровье детей к плачевному состоянию, названы плохая
наследственность, вредное влияние окружающей среды и условий жизни, неправильное питание,
неблагополучие психологического климата школьных коллективов, интенсификация образования….»
(из материалов коллегии Министерства образования).
Следовательно, бесспорна необходимость существования программы, направленной на
воспитание элементарной культуры отношения к своему здоровью, формированию потребности
умения творить своё здоровье. Установка на здоровый образ жизни не появляется у человека сама
собой, а формируется в результате определённого педагогического воздействия, сущность которого
состоит в обучении здоровью с самого раннего возраста.
Данная программа разработана на основе программы «Разговор о правильном питании»,
предназначенной для учащихся 1-3 классов, входит в учебно-методический комплект, разработанный
специалистами Института возрастной физиологии Российской академии образования.
Программа предназначена для учащихся 1 – 3 классов, предоставлено примерное
планирование занятий, определены цели каждого занятия, научно-методическое обоснование,
информационная справка по изучаемой теме, а так же формы организации занятий, интересные
сведения, которые помогут расширить кругозор детей.
Предполагается активное вовлечение в работу родителей. Несмотря на то, что практически все
родители сталкиваются с проблемами в организации питания детей, далеко не все родители считают
необходимым рассказывать детям о важности правильного питания. Поэтому основная задача
педагога – сделать родителей своими союзниками. Предшествующая работа с родителями – беседы,
анкеты для родителей, анализ ответов родителей.
Программа предполагает использование разнообразных форм проведения занятий в
зависимости от возраста и возможностей детей. Поскольку игра является ведущей деятельностью для
младших школьников, то игровые методы должны быть основой организации обучения. Можно
выделить несколько типов игр, комбинация которых обеспечит эффективность процесса обучения:
сюжетно-ролевая игра, игра с правилами, образно-ролевая игра.
Программа предполагает использование разнообразных форм проведения занятий: сюжетно-
ролевую игру, игру - обсуждение, игру - инсценировку, игру - соревнование, динамическую игру,
тесты, конкурсы, викторины, кроссворды, утренники, праздники.
При организации занятий у каждого ребёнка должна быть своя рабочая тетрадь, в которой он
мог бы выполнять определённые задания.
Цель программы: сформировать у детей представление о необходимости заботы о своём здоровье,
и в первую очередь о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления
здоровья.
Задачи программы:
Освоить представление о здоровой и вредной пище, научить ради здоровья противостоять
вредным привычкам;
Сформировать у ребёнка потребность в самопознании, а также мотивационную сферу
гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;
Способствовать развитию межличностных отношений, контактности, доброжелательности.
Количество занятий в год.
1-ый класс
2-ой класс
3-ий класс
33 часа
34 часа
34 часа
Содержание программы 1-ого года обучения.
1.Вводное занятие «Если хочешь быть здоров». Беседа о важности обучения правильному
питанию. Анкетирование родителей, анкетирование детей, выявляющее степень сформированности у
них полезных привычек.
2. Самые полезные продукты. Беседа о продуктах наиболее полезных и необходимых человеку
каждый день. Учить детей выбирать самые полезные продукты.
3. Как правильно есть. Беседа об основных принципах гигиены питания .
4. Удивительные превращения пирожка. Беседа о необходимости и важности регулярного
питания, соблюдении режима питания.
5. Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной. Беседа о завтраке как обязательном
компоненте ежедневного меню, различных вариантах завтрака.
6. Плох обед, если хлебы нет. Беседа об обеде как обязательном компоненте ежедневного рациона
питания, его структуре.
7. Полдник. Время есть булочки.
Беседа о вариантах полдника, о значении молока и
молочных продуктов.
8. Пора ужинать. Беседа об ужине как обязательном компоненте ежедневного рациона питания, его
составе.
Развёрнутое тематическое планирование первого года обучения.
№п
/п.
Темы
занятий
Ценностно-
ориентированная
составляющая
(конкретные цели и
задачи)
Предметно-
коммуникативная
составляющая (знать,
понимать).
Формы проведения занятия.
Кол-
во
часов
1
Если
хочешь
быть
здоров.
Формировать
представление о
ценности здоровья,
значении правильного
питания.
Знать о структурных
компонентах пищи, о
том, что большинство
продуктов питания
содержат все
питательные вещества,
необходимые для
жизни и здоровья
человека.
Беседа.
Анкетирование родителей.
2
2
Самые
полезные
продукты
.
Формировать
представление о
продуктах
ежедневного рациона
питания, которые
нужно есть часто;
продуктах, которые
нужно есть иногда.
Знать, какие продукты
наиболее полезны для
человека.
Понимать о
необходимости
ответственного
отношения к своему
здоровью и питанию.
1.Сюжетно-ролевая игра «Мы
идём в магазин».
2.Игра-соревнование «Разложи
продукты на разноцветные
столы».
3. Тест «самые полезные
продукты»
3
3
Как
правильн
о есть.
Развивать основные
гигиенические навыки,
связанные с питанием.
Знать об основных
правилах гигиены,
важности их
соблюдения.
1.Игра-обсуждение «Законы
питания».
2.Игра «Чем не стоит делиться».
3
4
Удивител
ьные
превраще
ния
пирожка.
Формировать
представление о роли
регулярного питания
для здоровья.
Знать об основных
требованиях к режиму
питания.
1.Соревнование «Кто правильно
покажет время завтрака, обеда,
ужина».
2.Задание «Помоги Кате»,
«Доскажи пословицу»
3.Тест.
5
5
Из чего
варят
каши и
как
сделать
кашу
вкусной.
Формировать
представление о
завтраке как
обязательной части
ежедневного меню.
Иметь представление о
блюдах, которые могут
входить в меню
завтрака. Понимать,
что каша – полезное и
вкусное блюдо.
1.Игры «Пословицы запутались»,
«Отгадай-ка», Знатоки»,
«Сложные слова», «Угадай
сказку», «Поварята»
2.Конкурс «Самая вкусная и
полезная каша».
3.Викторина «печка в русских
сказках».
5
6
Плох
обед,
если
хлеба
нет.
Формировать
представление об
обеде как
обязательной части
ежедневного меню.
Знать об основных
блюдах, входящих в
состав обеда, об
опасности питания
«всухомятку»
1.Венок пословиц.
2.Игры «Угадай-ка», «Секреты
обеда», «Советы хозяюшки»,
«Лесенка с секретом».
3.Песня «»Зёрнышко»
5
7
Полдник
Время
есть
булочки.
Формировать
представление о
полднике как
обязательной части
ежедневного меню.
Знать о продуктах и
блюдах, которые
могут быть
включены в меню
полдника.
1.Викторина «Знатоки
молока».
2.Игры «Это удивительное
молоко», «Кладовая народной
мудрости».
3.Задание «Подбери рифму»
5
8
Пора
ужинать
.
Формировать
представление об
ужине как
обязательной части
ежедневного меню.
Знать о блюдах,
которые могут быть
включены в меню
ужина.
1.Игры «Объяснялка», « Как
приготовить бутерброды»,
«Что можно есть на ужин»
5
Требования к знаниям и умениям.
К концу первого года обучения дети должны знать:
о важности правильного питания;
о продуктах наиболее полезных и необходимых человеку каждый день;
об основных принципах гигиены питания;
о необходимости и важности регулярного питания, соблюдения режима дня;
о завтраке как обязательном компоненте ежедневного меню, о различных вариантах завтрака;
об обеде как обязательном компоненте ежедневного рациона питания, его структуре;
о вариантах полдника, о значении молока и молочных продуктах;
об ужине как об обязательном компоненте ежедневного рациона питания, его составе.
Содержание программы второго года обучения.
1.Где найти витамины весной? Познакомить детей о значении витаминов и минеральных веществ в
жизни человека. Витамины – жизненно необходимые вещества, недостаток которых вызывает
сначала недомогание, а в случае сильного авитаминоза – и различные заболевания.
2. Как утолить жажду. Сформировать представление о значении жидкости для организма человека,
ценности разнообразных напитков. Вода – важнейшая составная часть человеческого организма.
Потребность в жидкости особенно велика в период роста организма.
3. Что надо есть, если хочешь стать сильнее. Сформировать представление о связи рациона
питания и образа жизни, о высококалорийных продуктах питания. Ежедневный рацион питания, его
количественный и качественный состав во многом определяется нагрузками ребёнка, его образом
жизни.
4.На вкус и цвет товарищей нет. Познакомить детей с разнообразием вкусовых свойств различных
продуктов и привить практические навыки распознавания вкусовых качеств наиболее
употребительных продуктов. Несмотря на разные вкусовые пристрастия, каждому человеку и
особенно ребёнку необходимо разнообразное питание. Разнообразная пища – залог того, что
организм получит необходимые вещества.
5. Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты. Познакомить детей с разнообразием фруктов,
ягод, их значением для организма. Ягоды, фрукты и овощи – основные источники витаминов и
минеральных веществ.
6.Каждому овощу своё время. Познакомить детей с разнообразием овощей, их полезными
свойствами.
7. Праздник урожая. Закрепить полученные знания о законах здорового питания; познакомить
учащихся с полезными блюдами для праздничного стола.
Развёрнутое тематическое планирование второго года обучения.
№
Тема занятия
Ценностно-ориентационная
Предметно-
Формы проведения
Кол-
п/п
составляющая (цели и задачи)
коммуникативная
составляющая (знать,
понимать).
занятий.
во
часов.
1
Где найти
витамины
весной.
Формировать представление
детей о витаминах как
жизненно необходимых
веществах, недостаток
которых вызывает сначала
недомогание, а в случае
сильного авитаминоза – и
различные заболевания.
Знать о значении витаминов
и минеральных веществ в
жизни человека.
Игры: «Отгадай
название», «Отгадай
мелодию», «Вкусные
истории».
Дидактическая игра
«Морские продукты»
4
2
Как утолить
жажду.
Формировать представление
детей о воде как важнейшей
составной частью
человеческого организма.
Знать о значении жидкости
для организма человека,
ценности разнообразных
напитков.
Игры: «Посещение
музея Воды»,
«Праздник чая».
Демонстрационные
игры: «Из чего готовят
соки», «Мы не дружим
с сухомяткой»
5
3
Что надо есть,
если хочешь
стать сильнее.
Формировать представление
детей о ежедневном рационе
питания, его количественном
и качественном составе в
соответствии с нагрузками
ребёнка, его образом жизни.
Знать о связи рациона
питания и образе жизни, о
высококалорийных
продуктах питания.
Игры: «Мой день»,
«Меню спортсмена».
5
4
На вкус и цвет
товарищей нет.
Формировать представление
детей о разных вкусовых
пристрастиях;
совершенствовать понятия о
том, что каждому человеку и
особенно ребёнку необходимо
разнообразное питание.
Знать о разнообразии
вкусовых свойств
различных продуктов,
привить практические
навыки распознавания
вкусовых качеств наиболее
употребительных
продуктов.
1.Практическая работа
«Определи вкус
продукта», «Какой
сок?»
2.Конкурс-викторина
«Что за чудо
пирожки?»
3.Игра «Приготовь
блюдо».
5
5
Овощи, ягоды
и фрукты –
витаминные
продукты.
Формировать представление
детей о ягодах и фруктах как
основных источниках
витаминов и минеральных
веществ.
Знать о разнообразии
фруктов и ягод, их значении
для организма человека.
1.КВН «Овощи, ягоды
и фрукты – самые
витаминные продукты»
2.Игра «Овощи и
фрукты».
3.Праздник
«Капустник»
5
6
Каждому
овощу своё
время.
Формировать представление
детей о разнообразии овощей,
их полезных свойствах для
организма человека.
Знать о разнообразии
овощей, их полезных
свойствах.
1.Инсценирование
сказки «Вершки и
корешки».
2.Игры: «Какие овощи
выросли в огороде»,
«Собираем урожай».
3.Конкурсы: «Реклама
овощей», «Овощной
ресторан»
5
7
Праздник
урожая.
Закрепить полученные
знания о законах здорового
питания; познакомить
учащихся с полезными
блюдами для праздничного
стола.
Принять участие во
внеклассном мероприятии, в
котором используется
программа «Разговор о
правильном питании»
1.Подарки для друга.
2.Конкурс салатов,
бутербродов.
3.Игра «Правильно-
неправильно»
4.Игрф: «Доскажи
словечко», «Аукцион»,
«Азбука правильного
питания»
5
Требования к знаниям и умениям.
К концу второго года обучения дети должны знать:
о значении витаминов и минеральных веществ в жизни человека;
о значении жидкости для организма человека, ценности разнообразных напитков;
о связи рациона питания и образа жизни, о высококалорийных продуктах питания;
о разнообразии вкусовых свойств различных продуктов;
о разнообразии фруктов, ягод и овощей, их значении для организма;
о законах здорового питания.
Содержание программы третьего года обучения.
1.Давайте познакомимся. Обобщить уже имеющиеся у детей знания об основах рационального
питания, полученные при прохождении программы в 1-2 классах.
2.Из чего состоит наша пища. Представление об основных группах питательных веществ – белках,
жирах, углеводах, витаминах и минеральных солях, функциях этих веществ в организме.
3.Что нужно есть в разное время года. Особенности питания в летний и зимний периоды, причины,
вызывающие изменение в рационе питания.
4. Как правильно питаться, если занимаешься спортом. Зависимость рациона питания от
физической активности; роль питания и физической активности для здоровья человека.
5. Где и как готовят пищу. Предметы кухонного оборудования, их назначение; основные правила
гигиены, которые необходимо соблюдать на кухне.
6. Как правильно накрыть стол. Предметы сервировки стола (столовые приборы и столовая
посуда); правила сервировки стола для ежедневного приёма пищи.
7. Молоко и молочные продукты. Молоко и молочные продукты – обязательный компонент
ежедневного рациона; ассортимент молочных продуктов и их свойств.
8. Блюда из зерна. Полезность продуктов, получаемых из зерна, многообразие ассортимента
продуктов, необходимость их ежедневного включения в рацион.
9. Какую пищу можно найти в лесу. Дикорастущие растения как источник полезных веществ,
возможность включения их в рацион питания.
10.Что и как приготовить из рыбы. Ассортимент рыбных блюд, их полезность. Представление о
местной фауне, о животных, которых человек использует в пищу.
11. Дары моря. Морские съедобные растения и животные, многообразие блюд, которые можно
приготовить из них.
12. Кулинарное путешествие по России. Кулинарные традиции как часть культуры народа;
кулинарные традиции русского народа.
13. Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен. Блюда, которые могут быть
приготовлены из традиционных продуктов, многообразие этого ассортимента.
14.Моё недельное меню. Составление недельного меню, используя продукты, которые обязательно
должны присутствовать в рационе питания каждого человека.
15. Как правильно вести себя за столом. Представление о правилах поведения за столом,
необходимость соблюдения этих правил как проявление уровня культуры человека.
16.Обобщающее занятие. Закрепить знания детей о режиме питания, полезных продуктах, правилах
гигиены, которые позволяют заботиться о своём организме.
Развёрнутое тематическое планирование третьего года обучения.
№
п/п
Тема занятия
Ценностно-
ориентационная
составляющая (цели и
задачи)
Предметно-
коммуникативная
составляющая (знать,
понимать)
Формы проведения
занятия.
Кол-
во
часов
1
Давайте
познакомимся.
Обобщить знания детей об
основах рационального
питания, полученные на
предыдущих занятиях в 1
– 2 классах.
Знать о летнем рационе
питания, о традициях
питания, сложившихся в
разных районах и
областях.
Игра «Аукцион».
Семейная викторина
«Поле чудес»
1
2.
Из чего состоит
наша пища.
Дать детям представление
об основных группах
питательных веществ –
белках, жирах, углеводах,
витаминах и минеральных
солях, функциях этих
веществ в организме.
Знать о структурных
компонентах пищи, о том,
что большинство
продуктов питания
содержат все питательные
вещества в различных
соотношениях.
Игра «Меню сказочных
героев»
2
3
Что нужно есть в
разное время года.
Сформировать
представления об
особенностях питания в
летний и зимний периоды,
причинах, вызывающих
изменение в рационе
питания; познакомить с
блюдами, которые могут
использоваться в летний и
зимний периоды.
Знать о том, что рацион
питания может и должен
меняться, об основных
отличиях рациона питания
в летний и зимний
периоды.
Конкурс кулинаров.
Игра «В гостях у
тётушки Припасихи».
1
4
Как правильно
питаться, если
занимаешься
спортом.
Сформировать у детей
представление о
зависимости рациона
питания от физической
активности; научить
оценивать свой рацион
питания с учётом
собственной физической
активности.
Знать о том, что рацион
питания обязательно
должен учитывать
физическую активность
человека и может
различаться у разных
людей в зависимости от их
физической нагрузки.
Дневник «Мой день».
Конкурс «Папа, мама и
я – спортивная семья».
2
5
Где и как готовят
пищу.
Дать представление о
предметах кухонного
оборудования, их
назначении; Сформировать
представление об
основных правилах
гигиены, которые
необходимо соблюдать на
кухне; сформировать
навыки осторожного
поведения на кухне,
предотвращающие
возможность травмы.
Знать о том, что кухня –
особое помещение в
квартире, где должны
соблюдаться определённые
правила. Понимать, что к
хранению продуктов на
кухне также
предъявляются
определённые требования.
Конкурс «Сказка,
сказка, сказка».
Конкурс кроссвордов.
3
6
Как правильно
накрыть стол.
Расширить представление
детей о предметах
Понимать, что соблюдение
правил сервировки
Игра «Накрываем
стол».
2
сервировки стола,
правилах сервировки стола
для ежедневного приёма
пищи; помочь детям
осознать важность знаний
правил сервировки стола,
соблюдения этих правил
как проявление уровня
культуры человека.
продиктовано
соображением удобства.
Знать, что соблюдение
правил сервировки
соответствует
гигиеническим
требованиям, является
проявлением уважения к
другому человеку. Знать
правила сервировки к
завтраку, обеду и ужину.
Конкурс «Салфеточка»
7
Молоко и молочные
продукты.
Расширить представление
детей о молоке и
молочных продуктах как
обязательном компоненте
ежедневного рациона; об
ассортименте молочных
продуктов и их свойствах.
Познакомить с молочными
блюдами, которые готовят
в разных регионах страны.
Знать, почему молоко и
молочные продукты
относятся к группе
продуктов ежедневного
употребления. Понимать
необходимость
ежедневного
использования в пищу
разных видов молочных
продуктов.
Задание «Молочное
меню».
Игра-исследование
«Это удивительное
молоко»
2
8
Блюда из зерна.
Расширить знания детей о
полезности продуктов ,
получаемых из зерна;
Сформировать
представления о
многообразии
ассортимента продуктов,
получаемых из зерна,
необходимости их
ежедневного включения в
рацион.
Знать, что продукты из
зерна содержат важнейшие
питательные вещества,
необходимые для
ежедневного рациона.
Понимать, что получение
продуктов из зерна –
тяжёлый и длительный
труд.
Конкур «Венок из
пословиц». Игра-
конкурс «Хлебопёки».
3
9
Какую пищу можно
найти в лесу.
Расширить знания детей о
дикорастущих растениях
как источниках полезных
веществ, о возможности
включения их в рацион
питания. Сформировать
представление детей об
ассортименте блюд,
которые могут быть
приготовлены из
дикорастущих растений.
Знать, что дикорастущие
растения – самая первая
пища человека. Они
содержат множество
полезных питательных
веществ, и их следует
включать в свой рацион.
Понимать, что
дикорастущие растения –
богатство, которое
принадлежит всем и при
сборе растений нужно
проявлять осторожность и
бережность.
Игра «Походная
математика».
Игра-спектакль «Там
на неведомых
дорожках»
3
10
Что и как
приготовить из
рыбы.
Расширить представление
детей об ассортименте
рыбных блюд; о местной
фауне, о животных,
которых человек
использует в своём
рационе питания.
Знать, почему рыбные
блюда должны часто
включаться в рацион
питания.
Конкурс рисунков «В
подводном царстве».
Конкурс пословиц и
поговорок.
4
11
Дары моря.
Расширить представление
детей о морских
съедобных растениях и
животных, многообразии
блюд, которые могут быть
из них приготовлены.
Знать, что съедобные
морские растения и
животные – вкусный и
полезный продукт.
Понимать, что
морепродукты должны
хотя бы изредка
использоваться в рационе
питания.
Викторина «В гостях у
Нептуна».
Заочная экскурсия в
магазин.
2
13
Кулинарное
путешествие по
России.
Сформировать
представление о
кулинарных традициях как
части культуры народа;
Знать, что в каждом
регионе сложились свои
традиции питания.
Понимать, что необходимо
Конкурс рисунков
«Вкусный маршрут».
Игра-проект
«Кулинарный глобус»
4
расширить представление
о кулинарных традициях
русского народа.
бережно и внимательно
относиться к народным
традициям в области
питания, так как они
входят в понятие
«культура народа».
14
Что можно
приготовить, если
выбор продуктов
ограничен.
Расширить представление
о блюдах, которые могут
быть приготовлены из
традиционных продуктов.
Закрепить представление
об основных требованиях,
которые предъявляются к
организации ежедневного
рациона питания.
Знать о том, что
ежедневный рацион
питания может быть
составлен из самых
различных продуктов.
Конкурс «На
необитаемом острове»
2
15
Моё недельное
меню.
Самостоятельно составить
недельное меню,
используя продукты,
которые обязательно
должны присутствовать в
рационе питания каждого
человека.
Знать о значимости
каждого продукта для
здоровья человека, о
полезности продуктов и
блюд, которые человек
должен употреблять в
пищу.
1
16
Как правильно
вести себя за
столом.
Расширить представление
детей о предметах
сервировки стола,
правилах сервировки
праздничного стола;
сформировать
представления о правилах
поведения за столом,
необходимости
соблюдения этих правил
как проявления уровня
культуры человека.
Знать о правилах, которые
должен соблюдать каждый
человек во время приёма
пищи, о правилах
поведения в гостях и дома.
Игра «Тебя пригласили
в гости»
Игра «Ты принимаешь
гостей».
1
17
Обобщающее
занятие.
Закрепить знания детей о
режиме питания, полезных
продуктах, правилах
гигиены, которые
позволяют заботиться о
своём организме.
Знать вопросы, изученные
на занятиях в течение года.
КВН между командами.
1
Требования к знаниям и умениям.
К концу третьего года обучения дети должны знать:
наша пища содержит белки, жиры, углеводы, витамины и минеральные соли, необходимые
для здоровья человека;
особенности питания в летний и зимний период, необходимость разнообразного питания как
обязательное условие для здоровья;
роль питания и физической активности для здоровья человека;
основные правила гигиены, которые необходимо соблюдать на кухне;
важность соблюдения правил сервировки стола как проявления уровня культуры человека;
роль молока и молочных продуктов, как обязательный компонент ежедневного рациона;
необходимость ежедневного включения в рацион продуктов, получаемых из зерна;
возможность включения в рацион питания блюд, которые могут быть приготовлены из
дикорастущих растений;
о полезности включения в рацион питания рыбных блюд и морских растений и животных;
о кулинарных традициях своего народа;
о правилах поведения за столом, необходимости соблюдения этих правил как проявления
уровня культуры человека.
Формы контроля:
собеседование;
тестирование;
вопросник по программе;
участие в конкурсах, выставках;
КВН, викторины;
составление мини-книги;
участие в праздниках.
Условия реализации программы.
Средства материально-
технического обеспечения.
Наименование объектов.
Программа
дополнительного
образования.
М,М,Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева. Программа о правильном питании
«Разговор о правильном питании. Допущена Министерством образования
Российской Федерации.
Рабочие тетради
М.М.Безруких, Т.А.Филиппова. Рабочая тетрадь для школьников. Разговор о
правильном питании. Москва. ОЛМА Медиа Групп.
Методические пособия.
1.Методические рекомендации по разработке образовательной программы
дополнительного образования детей.
2. М.М.Безруких, Т.А,Филиппова, А.Г.Макеева. Разговор о правильном питании.
Методическое пособие для учителя. Москва. ОЛМА Медиа Групп. 2008 год.
3. М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева. Две недели в лагере здоровья.
Методическое пособие для учителя. Москва. ОЛМА Медиа Групп. 2009 г.
Печатные пособия.
1.Комплекты тематических таблиц.
2.А.А.Плешаков. Таблицы по окружающему миру.
Компьютерные и
информационно-
коммуникативные
средства.
1.Электронное сопровождение. Окружающий мир для малышей. Занимательные
основы физики, химии и биологии.
2.Электронный тренажёр. Окружающий мир. 1 – 3 классы. Тесты, кроссворды,
логические задания.
3. Электронная игра. Хочу всё знать на 5!.
Технические средства
обучения.
1.Магнитная доска.
2.Экспозиционный экран.
3.Телевизор.
4.Видеоплейер.
5.Аудиопроигрователь.
6.Персональный компьютер.
7.Диапроектор.
8.Мультимедийный проектор.