Автор: Макеева Марина Алексеевна
Должность: заместитель директора
Учебное заведение: МБУ ДО " Станция юных натуралистов"
Населённый пункт: город Саров, Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: "О деятельности по экологическому образованию в Год экологии, перспективах создания ресурсного центра по экологическому просвещению"
Раздел: дополнительное образование
Статья
«О деятельности по экологическому образованию в Год экологии,
перспективах создания ресурсного центра по экологическому
просвещению»
Человек
будущего
–
это
всесторонне
развитая
личность,
живущая
в
гармонии
с
окружающим
миром
и
самим
собой,
действующая
в
рамках
экологической
необходимости.
Экологическая
культура
есть
результат
воспитания, который выражается в умении индивида достигать гармоничных
отношений с окружающим миром и самим собой.
Образовательная
деятельность
Станции
юных
натуралистов
обладает
значительным
потенциалом
для
формирования
экологической
культуры,
социального опыта школьника, осознание элементарного взаимодействия в
системе
«человек
–
природа
–
общество»,
воспитание
правильного
отношения к среде обитания и правил поведения в ней. Мы считаем, что
результат
экологического
образования
должен
ориентироваться
на
формирование
компетентностных
качеств
личности
и
способность
применять знания в своей жизни, устанавливая непосредственную связь
обучения и «жизни вне школы».
На
Станции
разработана
образовательная
программа, содержание
которой строиться на единстве трех компонентов – сознания, переживания и
действия.
Реализация Программы осуществляется по следующим направлениям:
1. организация кружков естественно -научной направленности;
2. исследовательская работа;
3. эколого-просветительская деятельность;
4. организация работы по формированию здорового образа жизни.
В связи с переходом на новое поколение федеральных государственных
образовательных
стандартов
большое
внимание
уделяется
интеграции
общего
и
дополнительного
образования,
которая
предполагает
взаимодействие общего и дополнительного образования детей. Основным
содержательным механизмом интеграции
Станции юных натуралистов с
образовательными
организациями
является
реализация
совместных
дополнительных
общеразвивающих
программ,
областных
программ
«Дети.
Творчество.
Родина»
и
«
Выбери
жизнь»
в
таких
формах,
как
проектирование,
коллективные
творческие
дела,
практикумы,
занятия-
исследования,
лекции,
круглый
стол,
экскурсии,
экологические
акции,
направленные
на
решение
воспитательных
задач;
предоставление
образовательных услуг (консультативных, информационных); обмен опытом.
Организация
взаимодействия
с
образовательными
организациями
осуществляется на договорной основе по проведению занятий в рамках
кружков естественнонаучной направленности на базе ОО.
Образовательный
процесс
по
естественнонаучному
направлению
представлен
20
дополнительными
общеразвивающими
программами,
охватывающими
следующие
предметные
области:
экология,
биология,
окружающий
мир,
прикладная
экология,
география.
Большинство
дополнительных
общеразвивающих
программы
ориентированы
на
долгосрочную
перспективу
и
рассчитаны
на
учащихся,
занимающихся
проектной, научно-исследовательской деятельностью.
Одним
из
интересных
и
удачных,
мы
считаем
участие
наших
кружковцев
в
проекте
Марафон
Добрых
Дел.
Это
всероссийский
экологический квест, главная задача которого - закрепить в обществе норму
ответственного отношения к природе. В этом году мы участвовали в 5 этапах
и выполнили 38 заданий, среди которых вы наверняка найдете те, которые
придутся
и вам по душе и набрали 1530 баллов. Могу Вам сказать, что
участие
детей в данном проекте явилось превосходным подспорьем при
организации досуга в летнем оздоровительном лагере в течение двух смен и
дети с удовольствием участвовали в
таких акциях как «Помоги приюту»,
«Построй скворечник», « Экосумка», « Вторая жизнь» и многие другие.
Акция продлится до 4 ноября!
Кроме нас в проекте Марфон Добрых
Дел приняли 10 образовательных учреждений.
Экологическая
грамотность
формируется,
прежде
всего,
в
процессе
самостоятельной
учебно–исследовательской
деятельности.
Эта
работа
помогает понять всю многогранность взаимодействий, взаимозависимость
человека и окружающей среды.
Сотрудничество Мордовского заповедника и Станции юннатов началось
давно, ещё с 1998 года, а в последние два года заключён договор на сетевое
взаимодействие между Мордовским заповедником и Станцией юннатов по
организации и научном сопровождении научно-исследовательской работы с
учащимися.
Принципы организации юннатских работ близки к студенческим, с
той лишь разницей, что юннаты принимаются организованными, заранее
подготовленными
группами
со
своим
руководителем.
Условие
предварительной
договоренности
с
заповедником
и
выполнение
конкретной
практической
работы
по
тематике,
интересной
для
заповедника, остается неизменным. Результаты
этих работ составляют
существенную
часть
“Летописи
природы”
и
выливаются
в
научно-
исследовательский труд, с которым учащиеся выступают на конференциях
и конкурсах разного уровня организации.
Вышеприведенные
факты
свидетельствуют,
что
с
участием
заповедника сложилось некое научно-педагогическое сообщество. Оно не
имеет официального статуса (да он и не нужен), но существует вполне
реально, объединяя как начинающих исследователей, так и сложившихся
специалистов
различных
возрастов,
направлений,
живущих
в
разных
городах. Естественно, что плотное и
постоянное сотрудничество столь
многих
людей
стало
возможным
благодаря
изначальной
общности
взглядов, развивавшихся и уточнявшихся на протяжении многих лет.
Очень важно также, что практика работы в заповеднике является
превосходным
средством
профориентации
и
для
учащихся.
В
любом
случае понятно, что возможность ранней профориентации крайне важна
для будущего специалиста.
Мордовский заповедник, с нашей точки зрения, является идеальным
местом для передачи
опыта организации, обучения и сопровождения
научно-исследовательской деятельности не только детей, но и педагогов,
работающих в тесном сотрудничестве не только из-за наличия нужных
специалистов, но и потому, что некие “эталонные” отношения человека с
природой являются здесь нормой, а полевая жизнь - один из лучших
индикаторов профессиональных и человеческих качеств.
Некоторые высказывания из анкет, заполняемых учащимися летней полевой
экологической экспедиции:
Что бы вы хотели на прощание сказать заповеднику и его сотрудникам
Успехов в работе, терпения, удачи и хочу пожелать, чтобы заповедник еще долго жил и
процветал.
Большое спасибо всем сотрудникам заповедника, за то, что, несмотря на столь тяжелое
время, они думают о природе, очень успешно помогают ей, занимаются важнейшими
проблемами
современного
мира,
причем
ведут
гигантский
труд,
объединяя,
что
называется
невозможное:
великолепно
поддерживают
и
изучают,
плюс
ведут
познавательные работы со школьниками. За это я бы хотела от всей души сказать вам
спасибо, за то, что вы есть, и я считаю, что такие работы должны проводиться все
больше и больше. Спасибо вам!!! И Удачи, которой вы заслуживаете!!!
Ждите меня, я еще вернусь! Вы обо мне услышите! Я вас люблю!
Выражаю
большую
благодарность
сотрудникам
заповедника
за
их
сложную
и,
несомненно, полезную работу, за их лекции и интереснейшие практические занятия.
Спасибо за все!!!
Таких впечатлений, которые я получил в заповеднике, я не испытывал никогда
.
Одной из форм при воспитании экологической культуры и сознания
учащихся
явилось
наше
участие
во
Всероссийском
экологическом
субботнике
«Зеленая
Весна» —
это
ежегодный
проект,
который
реализует Неправительственный
экологический
фонд
имени
В.И.
Вернадского.
Мероприятия
Всероссийского
экологического
субботника
«Зеленая
Весна»
охватывают
практически
все
регионы
нашей
страны
и
традиционно включают:
уборку территорий от мусора;
посадку цветов и деревьев;
сбор макулатуры и вторсырья;
раздельный сбор мусора;
акции помощи ветеранам ВОВ,;
другие экологические и социально значимые мероприятия.
В этом году в проекте от всех образовательных учреждений приняло
участие 18 организаций и 4850 человек.
Экологические
тропы
и
маршруты
имеют
большое
значение
для
получения
дополнительного
экологического
образования
в
урбанизированных
условиях
и
на
территориях
ООПТ.
Нами
разработаны две экологические тропы по « Заливному лугу» и
« По следам батюшки Серафима Саровского». В этих проектах мы
постарались
максимально
учесть
элементы
сохранившейся
исторической структуры, культурные ландшафты, памятники природы и
культуры. Через эти элементы можно проследить характерные приёмы
бережного взаимоотношения населения и окружающей природы.
Наполнение
е сте ственнонаучной
направленно сти
и с то р и ко -
культурными
объектами
позволяет
создать
на
маршруте
целостную
образовательную
среду,
основанную
на
использовании
богатейшего
природного и культурного наследия памятников природы города Сарова.
Ежегодно
по
заявкам
школ
учащиеся
кружка
«
Мой
край
родной»
проводят экскурсии по эти экологическим тропам.
В рамках года экологии все образовательные учреждения приняли
участие
во
Всероссийском экологическом
уроке
и
всероссийском
экологическом
диктанте.
18
февраля
наши
учащиеся
участвовали
в
онлайн
трансляции,
и
очень
приятно,
что
открытие
данного
мероприятие
началось
с
видеосюжета
о
нашей
станции
юных
натуралистов
устами
нашей
учащейся
Комаровой
Дарьи.
В
образовательных учреждениях было проведено 302 урока в различных
формах,
в
которых
приняли
участие
5635
учащихся
и
13
образовательных
учреждений
приняли
участие
в
экологическом
диктанте, в котором приняло участие 1721 учащийся.
И
как
сказал
первый
заместитель
председателя
комитета
Г о с у д а р с т в е н н о й
Д у м ы
п о
о б р а з о в а н и ю
и
н а у к е
Геннадий Онищенко « Работа, которую Вы проводите, вселяет оптимизм
в то, что мы вместе сохраним уникальную самобытную природу нашей
необъятной Родины».
В
2012
году
Неправительственным
экологическим
фондом
имени В.И.
Вернадского,
Международной
экологической
общественной
организацией «ГРИНЛАЙТ» был учрежден и реализован Международный
Проект «Экологическая культура. Мир и согласие.» В рамках реализации
Международного
Проекта
основной
задачей
является
выявление
реализованных проектов и идей, имеющих практическое применение в
области
формирования
и
развития
экологической
культуры
населения
Российской Федерации.
В этом году в Международном проекте экологическая культура
«Мир
и
согласие»
приняли
участие
15
лицей
и
Станция
юных
натурлистов,7 учащихся 2 педагога.
Станция
юных
натуралистов
является
региональным
отделением
Общероссийского
общественного
детского
экологического
движения
«Зелёная планета» и провела муниципальный этап всероссийского форму
«
Зелёная
планета-2017»,
в
котором
приняли
420
участников
образовательных учреждений.
В
соответствие
с
Положением
о
проведении XV
Всероссийского
Форума «Зелёная планета-2017», в рамках Года экологии в России,
Дипломами
ЛАУРЕАТА
конкурса
в
номинациях
«Многообразие
вековых традиций»,
« Природа-бесценный дар», «Зелёная планета
глазами детей» награждены учащиеся МБОУ Школ №10, 11,16,17, МБУ
ДО ДДТ, МБУ ДО « Станция юных натуралистов».
Грамотой за большой вклад в формирование экологической культуры
детей и подростков, сохранение культурного наследия родного края,
организацию и проведение регионального этапа XV Всероссийского
детского экологического форума «Зелёная планета 2017» награждена
МБУ ДО « Станция юных натуралистов» и
кружки МБУ ДО «
Станция
юных
натуралистов»
«
Мой
край
родной»
и
«
Юные
исследователи Сарова»( педагог Габдулина Г.А.)
В целях развития познавательного интереса и социальной активности
Обучающихся Станция
юных
натуралистов
является
куратором
реализации
областной
программы
«
Дети.
Творчество.
Родина»
по
естественно-научному направлению.
В рамках Года экологии было организовано 8 муниципальных этапов
данной программы, в которых приняло участие 528 учащихся.
Одним из основных направлений в экологическом просвещении является
ежегодные
природоохранные
акции
такие
как
«
Подкормка»,
«
Дни
наблюдения птиц», «Соловьиные вечера», « Помоги бездомный животным», «
Марш парков».
Природоохранные
акции
инициируют
размышления,
побуждают
к
действиям, в которых проявляется гражданская позиция по отношению к
окружающей среде.
Одной из самой масштабной природоохранной акцией в рамках города
является Марш парков. Это международная общественная акция по оказанию
поддержки особо охраняемым природным территориям. Цели проведения
акции:
привлечение
внимания
населения,
в
том
числе
и
школьников,
к
проблемам охраны ООПТ. Все школы города ежегодно принимают в ней
участие, она проходит ярко и ребята не только убирают территорию поймы
реки Сатис в районе памятника природы « Заливной луг», но и в рамках
данной акции проходит конкурс плакатов, речёвок.