Напоминание

"О деятельности по экологическому образованию в Год экологии, перспективах создания ресурсного центра по экологическому просвещению"


Автор: Макеева Марина Алексеевна
Должность: заместитель директора
Учебное заведение: МБУ ДО " Станция юных натуралистов"
Населённый пункт: город Саров, Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: "О деятельности по экологическому образованию в Год экологии, перспективах создания ресурсного центра по экологическому просвещению"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Статья

«О деятельности по экологическому образованию в Год экологии,

перспективах создания ресурсного центра по экологическому

просвещению»

Человек

будущего

это

всесторонне

развитая

личность,

живущая

в

гармонии

с

окружающим

миром

и

самим

собой,

действующая

в

рамках

экологической

необходимости.

Экологическая

культура

есть

результат

воспитания, который выражается в умении индивида достигать гармоничных

отношений с окружающим миром и самим собой.

Образовательная

деятельность

Станции

юных

натуралистов

обладает

значительным

потенциалом

для

формирования

экологической

культуры,

социального опыта школьника, осознание элементарного взаимодействия в

системе

«человек

природа

общество»,

воспитание

правильного

отношения к среде обитания и правил поведения в ней. Мы считаем, что

результат

экологического

образования

должен

ориентироваться

на

формирование

компетентностных

качеств

личности

и

способность

применять знания в своей жизни, устанавливая непосредственную связь

обучения и «жизни вне школы».

На

Станции

разработана

образовательная

программа, содержание

которой строиться на единстве трех компонентов – сознания, переживания и

действия.

Реализация Программы осуществляется по следующим направлениям:

1. организация кружков естественно -научной направленности;

2. исследовательская работа;

3. эколого-просветительская деятельность;

4. организация работы по формированию здорового образа жизни.

В связи с переходом на новое поколение федеральных государственных

образовательных

стандартов

большое

внимание

уделяется

интеграции

общего

и

дополнительного

образования,

которая

предполагает

взаимодействие общего и дополнительного образования детей. Основным

содержательным механизмом интеграции

Станции юных натуралистов с

образовательными

организациями

является

реализация

совместных

дополнительных

общеразвивающих

программ,

областных

программ

«Дети.

Творчество.

Родина»

и

«

Выбери

жизнь»

в

таких

формах,

как

проектирование,

коллективные

творческие

дела,

практикумы,

занятия-

исследования,

лекции,

круглый

стол,

экскурсии,

экологические

акции,

направленные

на

решение

воспитательных

задач;

предоставление

образовательных услуг (консультативных, информационных); обмен опытом.

Организация

взаимодействия

с

образовательными

организациями

осуществляется на договорной основе по проведению занятий в рамках

кружков естественнонаучной направленности на базе ОО.

Образовательный

процесс

по

естественнонаучному

направлению

представлен

20

дополнительными

общеразвивающими

программами,

охватывающими

следующие

предметные

области:

экология,

биология,

окружающий

мир,

прикладная

экология,

география.

Большинство

дополнительных

общеразвивающих

программы

ориентированы

на

долгосрочную

перспективу

и

рассчитаны

на

учащихся,

занимающихся

проектной, научно-исследовательской деятельностью.

Одним

из

интересных

и

удачных,

мы

считаем

участие

наших

кружковцев

в

проекте

Марафон

Добрых

Дел.

Это

всероссийский

экологический квест, главная задача которого - закрепить в обществе норму

ответственного отношения к природе. В этом году мы участвовали в 5 этапах

и выполнили 38 заданий, среди которых вы наверняка найдете те, которые

придутся

и вам по душе и набрали 1530 баллов. Могу Вам сказать, что

участие

детей в данном проекте явилось превосходным подспорьем при

организации досуга в летнем оздоровительном лагере в течение двух смен и

дети с удовольствием участвовали в

таких акциях как «Помоги приюту»,

«Построй скворечник», « Экосумка», « Вторая жизнь» и многие другие.

Акция продлится до 4 ноября!

Кроме нас в проекте Марфон Добрых

Дел приняли 10 образовательных учреждений.

Экологическая

грамотность

формируется,

прежде

всего,

в

процессе

самостоятельной

учебно–исследовательской

деятельности.

Эта

работа

помогает понять всю многогранность взаимодействий, взаимозависимость

человека и окружающей среды.

Сотрудничество Мордовского заповедника и Станции юннатов началось

давно, ещё с 1998 года, а в последние два года заключён договор на сетевое

взаимодействие между Мордовским заповедником и Станцией юннатов по

организации и научном сопровождении научно-исследовательской работы с

учащимися.

Принципы организации юннатских работ близки к студенческим, с

той лишь разницей, что юннаты принимаются организованными, заранее

подготовленными

группами

со

своим

руководителем.

Условие

предварительной

договоренности

с

заповедником

и

выполнение

конкретной

практической

работы

по

тематике,

интересной

для

заповедника, остается неизменным. Результаты

этих работ составляют

существенную

часть

“Летописи

природы”

и

выливаются

в

научно-

исследовательский труд, с которым учащиеся выступают на конференциях

и конкурсах разного уровня организации.

Вышеприведенные

факты

свидетельствуют,

что

с

участием

заповедника сложилось некое научно-педагогическое сообщество. Оно не

имеет официального статуса (да он и не нужен), но существует вполне

реально, объединяя как начинающих исследователей, так и сложившихся

специалистов

различных

возрастов,

направлений,

живущих

в

разных

городах. Естественно, что плотное и

постоянное сотрудничество столь

многих

людей

стало

возможным

благодаря

изначальной

общности

взглядов, развивавшихся и уточнявшихся на протяжении многих лет.

Очень важно также, что практика работы в заповеднике является

превосходным

средством

профориентации

и

для

учащихся.

В

любом

случае понятно, что возможность ранней профориентации крайне важна

для будущего специалиста.

Мордовский заповедник, с нашей точки зрения, является идеальным

местом для передачи

опыта организации, обучения и сопровождения

научно-исследовательской деятельности не только детей, но и педагогов,

работающих в тесном сотрудничестве не только из-за наличия нужных

специалистов, но и потому, что некие “эталонные” отношения человека с

природой являются здесь нормой, а полевая жизнь - один из лучших

индикаторов профессиональных и человеческих качеств.

Некоторые высказывания из анкет, заполняемых учащимися летней полевой

экологической экспедиции:

Что бы вы хотели на прощание сказать заповеднику и его сотрудникам

Успехов в работе, терпения, удачи и хочу пожелать, чтобы заповедник еще долго жил и

процветал.

Большое спасибо всем сотрудникам заповедника, за то, что, несмотря на столь тяжелое

время, они думают о природе, очень успешно помогают ей, занимаются важнейшими

проблемами

современного

мира,

причем

ведут

гигантский

труд,

объединяя,

что

называется

невозможное:

великолепно

поддерживают

и

изучают,

плюс

ведут

познавательные работы со школьниками. За это я бы хотела от всей души сказать вам

спасибо, за то, что вы есть, и я считаю, что такие работы должны проводиться все

больше и больше. Спасибо вам!!! И Удачи, которой вы заслуживаете!!!

Ждите меня, я еще вернусь! Вы обо мне услышите! Я вас люблю!

Выражаю

большую

благодарность

сотрудникам

заповедника

за

их

сложную

и,

несомненно, полезную работу, за их лекции и интереснейшие практические занятия.

Спасибо за все!!!

Таких впечатлений, которые я получил в заповеднике, я не испытывал никогда

.

Одной из форм при воспитании экологической культуры и сознания

учащихся

явилось

наше

участие

во

Всероссийском

экологическом

субботнике

«Зеленая

Весна» —

это

ежегодный

проект,

который

реализует Неправительственный

экологический

фонд

имени

В.И.

Вернадского.

Мероприятия

Всероссийского

экологического

субботника

«Зеленая

Весна»

охватывают

практически

все

регионы

нашей

страны

и

традиционно включают:

уборку территорий от мусора;

посадку цветов и деревьев;

сбор макулатуры и вторсырья;

раздельный сбор мусора;

акции помощи ветеранам ВОВ,;

другие экологические и социально значимые мероприятия.

В этом году в проекте от всех образовательных учреждений приняло

участие 18 организаций и 4850 человек.

Экологические

тропы

и

маршруты

имеют

большое

значение

для

получения

дополнительного

экологического

образования

в

урбанизированных

условиях

и

на

территориях

ООПТ.

Нами

разработаны две экологические тропы по « Заливному лугу» и

« По следам батюшки Серафима Саровского». В этих проектах мы

постарались

максимально

учесть

элементы

сохранившейся

исторической структуры, культурные ландшафты, памятники природы и

культуры. Через эти элементы можно проследить характерные приёмы

бережного взаимоотношения населения и окружающей природы.

Наполнение

е сте ственнонаучной

направленно сти

и с то р и ко -

культурными

объектами

позволяет

создать

на

маршруте

целостную

образовательную

среду,

основанную

на

использовании

богатейшего

природного и культурного наследия памятников природы города Сарова.

Ежегодно

по

заявкам

школ

учащиеся

кружка

«

Мой

край

родной»

проводят экскурсии по эти экологическим тропам.

В рамках года экологии все образовательные учреждения приняли

участие

во

Всероссийском экологическом

уроке

и

всероссийском

экологическом

диктанте.

18

февраля

наши

учащиеся

участвовали

в

онлайн

трансляции,

и

очень

приятно,

что

открытие

данного

мероприятие

началось

с

видеосюжета

о

нашей

станции

юных

натуралистов

устами

нашей

учащейся

Комаровой

Дарьи.

В

образовательных учреждениях было проведено 302 урока в различных

формах,

в

которых

приняли

участие

5635

учащихся

и

13

образовательных

учреждений

приняли

участие

в

экологическом

диктанте, в котором приняло участие 1721 учащийся.

И

как

сказал

первый

заместитель

председателя

комитета

Г о с у д а р с т в е н н о й

Д у м ы

п о

о б р а з о в а н и ю

и

н а у к е

Геннадий Онищенко « Работа, которую Вы проводите, вселяет оптимизм

в то, что мы вместе сохраним уникальную самобытную природу нашей

необъятной Родины».

В

2012

году

Неправительственным

экологическим

фондом

имени В.И.

Вернадского,

Международной

экологической

общественной

организацией «ГРИНЛАЙТ» был учрежден и реализован Международный

Проект «Экологическая культура. Мир и согласие.» В рамках реализации

Международного

Проекта

основной

задачей

является

выявление

реализованных проектов и идей, имеющих практическое применение в

области

формирования

и

развития

экологической

культуры

населения

Российской Федерации.

В этом году в Международном проекте экологическая культура

«Мир

и

согласие»

приняли

участие

15

лицей

и

Станция

юных

натурлистов,7 учащихся 2 педагога.

Станция

юных

натуралистов

является

региональным

отделением

Общероссийского

общественного

детского

экологического

движения

«Зелёная планета» и провела муниципальный этап всероссийского форму

«

Зелёная

планета-2017»,

в

котором

приняли

420

участников

образовательных учреждений.

В

соответствие

с

Положением

о

проведении XV

Всероссийского

Форума «Зелёная планета-2017», в рамках Года экологии в России,

Дипломами

ЛАУРЕАТА

конкурса

в

номинациях

«Многообразие

вековых традиций»,

« Природа-бесценный дар», «Зелёная планета

глазами детей» награждены учащиеся МБОУ Школ №10, 11,16,17, МБУ

ДО ДДТ, МБУ ДО « Станция юных натуралистов».

Грамотой за большой вклад в формирование экологической культуры

детей и подростков, сохранение культурного наследия родного края,

организацию и проведение регионального этапа XV Всероссийского

детского экологического форума «Зелёная планета 2017» награждена

МБУ ДО « Станция юных натуралистов» и

кружки МБУ ДО «

Станция

юных

натуралистов»

«

Мой

край

родной»

и

«

Юные

исследователи Сарова»( педагог Габдулина Г.А.)

В целях развития познавательного интереса и социальной активности

Обучающихся Станция

юных

натуралистов

является

куратором

реализации

областной

программы

«

Дети.

Творчество.

Родина»

по

естественно-научному направлению.

В рамках Года экологии было организовано 8 муниципальных этапов

данной программы, в которых приняло участие 528 учащихся.

Одним из основных направлений в экологическом просвещении является

ежегодные

природоохранные

акции

такие

как

«

Подкормка»,

«

Дни

наблюдения птиц», «Соловьиные вечера», « Помоги бездомный животным», «

Марш парков».

Природоохранные

акции

инициируют

размышления,

побуждают

к

действиям, в которых проявляется гражданская позиция по отношению к

окружающей среде.

Одной из самой масштабной природоохранной акцией в рамках города

является Марш парков. Это международная общественная акция по оказанию

поддержки особо охраняемым природным территориям. Цели проведения

акции:

привлечение

внимания

населения,

в

том

числе

и

школьников,

к

проблемам охраны ООПТ. Все школы города ежегодно принимают в ней

участие, она проходит ярко и ребята не только убирают территорию поймы

реки Сатис в районе памятника природы « Заливной луг», но и в рамках

данной акции проходит конкурс плакатов, речёвок.



В раздел образования