Напоминание

Физика за чайным столом


Автор: Зайцева Валентина Васильевна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ СОШ №11
Населённый пункт: г. Искитим Новосибирской области
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: Физика за чайным столом
Раздел: среднее образование





Назад




«Физика за чайным столом»

Цель:

Задачи урока:

1.Учебные: Закрепление, обобщение знаний, полученных при

изучении темы «Тепловые явления» и «Изменение агрегатных

состояний вещества»

2.Развивающие: Развитие интереса к физике, формирование

логического мышления. Умение анализировать и устанавливать

связь между элементами содержания ранее изученного материала

на уроках физики. Умение применять приобретённые знания на

уроках математики, химии, истории, информатики, литературы.

3.Воспитательные: воспитание культуры общения друг с другом

при работе в группах.Воспитание любви к русским традициям.

Формирование культуры поведения за столом,культуры речи и

общения.

Оборудование: стакан с водой, термометр, чашка фарфоровая,

стакан граненый и тонкостенный, ложка, заварной чайник, кружка

металлическая, салфетки, скатерти, таблица удельной теплоёмкости

веществ

2.Конкурсные вопросы по физике

3.Сообщения учащихся о способах заваривания чая, изтории чая.

Плакат.

Оформление доски:

Пословица «Чай пить - не дрова рубить»

План проведения урока:

1.Организационный момент

2.стих про чай

3.история чаепития

4. вынос самовара

5. самовар – такой же символ России, как матрешка

3.1.Практическая часть

3.2.Конкурс вопросов « Пока чайник закипает»

3.3.Конкурс вопросов «Завариваем чай»

3.4.Опыты

3.5.Конкурс вопросов «Разливаем чай»

4.Итоги урока

1 .мультфильм:

.

II.Вступительное слово учителя технологии

Сегодня на уроке попытаемся объяснить всё то, что вы видите,

садясь традиционно выпить чашку чая.

Чаепитие - неотъемлемая часть гостеприимства и традиций разных

народов. Однако если посмотреть на этот процесс под особым

углом зрения, то мы найдём в нём множество интересных

физических явлений.

Учитель физики:

Так как вы думаете, какая тема урока будет у нас?

Ответ: Физика за чайным столом.

На уроке вы будете работать в группах. Первой группе было дано

домашнее задание узнать историю чая. Заслушаем сообщение «Из

истории чая».

Сообщение об истории чая:

Ч а й

один

из

самых

древних

напитков,

употребляемых

человеком. В старинной китайской легенде так рассказывается о

рождении чайного растения: жил некогда в Китае мудрый монах

Даррама. Однажды он увидел во сне Будду и, потрясенный этим,

дал обет молиться, не смыкая глаз дни и ночи. Как-то раз Даррама

не выдержал, веки его незаметно сомкнулись, и он крепко уснул.

Проснулся монах в ужасе — он нарушил обет, данный самому богу,

и Даррама отрезал свои веки и бросил их на землю. А весной на

том месте, куда упали веки мудреца, вырос зеленый куст, листья

которого обладали чудесным свойством — они прогоняли сон.

Родина чая — Китай. Молодой листочек по- китайски называется

«ацайей». Отсюда и произошло слово «чай».

Учитель технологии:

Чаепитие в России за 300 лет стало настолько популярным,

превратилось в один из национальных обычаев. Один из

иностранных путешественников заметил, что русские до того

наупражнялись в приготовлении чая, что неожиданно для себя

изобрели самовар.

Ученик:(Вынося самовар)

Самовар у нас стоит,

Весь, как солнышко, блестит.

А как песня зазвучит,

Подпевая, он кипит…

Про печенье и варенье,

Конденсации явленье,

Не забыл и про кипенье,

И про скорость испаренья.

Учитель технологии:

Самовары вошли в каждый дом, стали характерной чертой русского

быта. Поэт Борис Садовской в предисловии к сборнику "Самовар"

писал: "Самовар в нашей жизни бессознательно для нас самих,

огромное занимает место. Как явление чисто русское, он вне

понимания иностранцев. Русскому человеку в гуле и шепоте

самовара чудятся с детства знакомые голоса: вздохи весеннего

ветра, родимые песни матери, веселый призывный свист

деревенской вьюги. Этих голосов в городском европейском кафе не

слышно".

Учитель физики:

Среди водонагревательных приборов особое место занимает

самовар - русская чайная машина, как её называли в Западной

Европе. Слово "самовар" перешло от нас почти во все языки мира.

Первые упоминания о самоварном производстве и о самоварах

относятся к 1745 году.

Второй группе было дано домашнее задание узнать историю

самовара. Заслушаем сообщение «Из истории самовара».

Сообщение об истории самовара:

История самовара насчитывает более 250 лет. Все началось еще во

времена Петра с уральских демидовских заводов, на которых

производили различную медную посуду. Именно на Урале начинают

выпуск первых отечественных самоваров. Но со временем

производство перемещается в Тулу, которую в 19 веке уже называют

«самоварной столицей». В начале 20 века (гг.) здесь работало 50

фабрик (после революции – две).

- А почему именно в Туле такого расцвета достигла самоварная

промышленность?

Предположения детей.

Этому есть несколько объяснений: богатые месторождения железных

руд, выгодное географическое положение (близость к Москве), и,

наконец, ни один регион России не имел стольких мастеров по

металлу, сколько Тула.

Первую самоварную мастерскую здесь открыли в конце 18 века (1778

г.) братья Иван и Назар Лисицины. Известные фабриканты 19 в.:

Баташевы, Тейле, Шемарины. Их называли «самоварными королями».

Фабрик Баташевых в Туле было три, но принадлежа-

ли они различным семействам, не находящимся в родстве.

Каждый производитель обязан был клеймить свою продукцию. С

середины 19 века за этим строго следило Министерство финансов. С

нарушителей взимали штраф или сажали в тюрьму на срок до 4-х

месяцев. Посмотрите, какие великолепные самовары выпускали на

тульских заводах.

Чем они отличаются друг от друга? Верно,

размерами. А также материалом. А из какого

материала изготавливают самовары?

Предположения детей.

На самом деле медных самоваров не существует. Это латунь (сплав

меди с другими металлами). А она прочнее меди. Иногда самовары

покрывают слоем никеля. А зачем?

Предположения детей.

Для долговечности. Кроме того, самовары отличаются формой. Как бы

вы назвали вот эти формы?

Учитель физики (устройствосамовара)

В одном агрегате он объединяет топку, теплообменник и газоход.

Теплообменник представляет собой осесимметричный резервуар

сложной геометрической формы. Его внутренняя поверхность

образована жаровой трубой, являющейся стенкой самоварной

топки или камеры сгорания

(. Какое топливо является

лучшим для самовара?Почему? смотрим таблицу.

Лучшее топливо для самовара - древесный уголь. Количество

сгоревшего углерода, а следовательно, и выделившегося тепла

пропорционально расходу кислорода. Это дает возможность

регулировать процесс топки подачей воздуха. Горение не должно

быть чересчур интенсивным, иначе возрастают теплопотери.

Вода, непосредственно прилегающая к трубе самовара,

превращается в пар, который образует в воде небольшие пузырьки.

Как более легкие, пузырьки эти вытесняются окружающей водой

вверх. Здесь они попадают в воду, температура которой ниже. Пар в

пузырьках охлаждается, сжимается, и стенки пузырьков под

давлением окружающей воды с легким треском смыкаются. От этих

многочисленных потрескиваний и происходит шум, который мы

слышим перед закипанием.: Благодаря своей форме, усиливающей

резонанс, самовар обладает способностью издавать звуки, точно

передающие состояние кипящей воды: на первой стадии самовар

"поет", на второй "шумит", на третьей "бурлит". Так как

разогревание самовара происходит медленно, то по звуку очень

удобно улавливать скоротечную вторую стадию кипячения

Большим преимуществом самовара явилось то, что в нем жаровая

труба помещена внутри резервуара и окружена со всех сторон

водой. Поэтому теплопотери малы, а коэффициент полезного

действия очень высок.

Ученик:

Глухая тоска без причины

И дум неотвязный угар.

Давай-ка наколем лучины –

Раздуем себе самовар!

За верность старинному чину,

За то, чтобы жить не спеша!

Авось, и распарит кручину

Хлебнувшая чаю душа!

Включаем самовар

Учитель технологии:

Какое торжество обходится без чаепития? Да и само чаепитие

можно превратить в настоящий праздник, если знать о чае самое

главное и уметь творчески отнестись к процессу его приготовления.

Кто интересуется особенностями чайной культуры, стремится

внести в свою жизнь уют и гармонию.

Как мы уже слышали чай имеет длинную историю и является

одним из самых распространенных напитков.

В каждой стране сложилась своя культура чаепития.

Русская церемония чаепития направлена на объединение духовного

мира людей, собранных за столом, раскрытие каждой отдельной

души перед обществом, семьей, друзьями. Чаепитие создает

условия для задушевного разговор

Пришло время заварить чай.

Сценка

( На сцене барыня с ларцом, ставит на стол, открывает его и нюхает

одобрительно.)

Барыня:

Из заморских стран далеких

Мне прислали сундучок.

А в посылке написали,

Что заварка-то - чаек.

Эй, Федька, подь сюда,

(выбегает Федька, кланяется в пояс барыне)

Ну-ка, чаю завари!

(барыня уходит, Федька чешет затылок)

Федька:

Вот дала ларец мне чаю,

И велит его сварить,

А я отроду не знаю,

Как проклятый чай варить.

Вот возьму, налью водички,

Всыплю чай я весь в горшок,

И приправлю перцу, луку,

Да петрушки корешок.

(наливает в чашку чаю, входит барыня)

Барыня:

Ну, что, Федор, чай готов?

Дай отведать тех листов.

(пробует из чашки и сразу выплевывает)

Тьфу, что за гадость не пойму.

Ты решил меня сгубить.

Чашкой чая отравить.

Ах ты, глупый дуралей.

Получи скорей плетей.

(барыня бьет Федьку и убегают со сцены)

Федька выходит на сцену с горшком и чешет затылок.

Федька:

Долго думал, удивлялся,

Чем же мог не угодить?

А потом я догадался,

Что забыл я посолить!

Пойду барыню еще раз чаем угощу!

Правило заваривания чая

Для создания духа демократичности был необходим некий

"молчаливый собеседник", глядя на которого, и, обращаясь к

которому, можно было бы высказать самое сокровенное, не боясь

быть непонятым. Эта роль отводится в русском чаепитии самовару.

Но и нельзя забывать о сервировке стола. Она не только создает

приятную обстановку, но и определенный порядок на столе,

обеспечивая присутствующих необходимыми приборами и

предметами. Красиво убранный стол, на котором удобно

расставлены необходимые предметы и оформлены блюда, вызывает

приятные чувства и повышает аппетит. Сервировать стол

необходимо повседневно, а не только для гостей.

Конкурс сервировки стола к завтраку.(сделать лист контроля для

жюри)

Оборудование: 2 набора чашек, блюдец, 12 ложечек, 2 заварника, 2

самовара, 2 сахарн

Пока чайник закипает и сервируются столы проведём

викторину.

За каждый правильный ответ команда получает по 1 чайнику

Учитывается развернутый ответ, тишина, организованность.

1.

Почему ручки у самовара деревянные?

Ответ: Дерево - плохой проводник тепла, а металл - хороший.

Если бы ручки у самовара были металлическими, они бы, когда

вода в самоваре закипает, нагревались так, что до них

невозможно было бы дотронуться рукой.

2.

Почему самовар распаивается, когда его начинают

разогревать, забыв предварительно налить в него

воды?

Ответ: Вода, которая налита в самовар, для своего нагревания

требует известного количества теплоты, получаемой от

раскаленных углей, если же воды в самоваре нет, то все это

количество теплоты идет на нагревание металлических частей

самовара, вследствие чего места, спаянные легкоплавким оловом,

распаиваются.

3.

Отчего крышка чайника, иногда начинает на нем

подпрыгивать?

Ответ: Когда упругость пара в чайнике с кипящей водой

достигает такой величины, что будет в состоянии преодолеть вес

крышки чайника, то последняя приподнимается и дает выход

пару. Затем это явление будет повторяться.

4.

Когда в чайнике начинает кипеть вода, то сам чайник

несколько увеличивается в объеме от нагревания.

Увеличивается ли в это время дырочка в его крышке?

Ответ: Дырочка на крышке чайника увеличится, так как

отверстия при нагревании металлических предметов

увеличиваются в той же мере, как и окружающий их материал.

.

5..Почему из только что поданного самовара стаканы

наполняются быстрее, чем потом, когда воды в самоваре

убавится?

Ответ:Вода вытекает из крана под влиянием давления жидкости

на боковую стенку самовара. Чем меньше воды в сосуде, тем

меньше давление, испытываемое частицами воды, находящимися у

крана, и тем с меньшей силой вода вытекает из сосуда.

6..Почему электрические чайники делают блестящими?

Ответ: Блестящая поверхность испускает меньше тепловых лучей.

Поэтому в чайниках с такой поверхностью вода быстрее

нагревается и медленнее остывает.

7.Почему у чайных стаканов дно делается несколько

толще, чем стенки?

Ответ: Дно в стаканах делается толще стенок для того, чтобы

стаканы были более устойчивы

8.Стаканы часто трескаются, когда в них наливают

горячую воду. Какой стакан скорее треснет, граненый или

гладкий?

Ответ: Граненые стаканы имеют более толстые стенки, чем

гладкие. Стаканы ж с толстыми стенками при наливании в них

горячей воды лопаются чаще, так как внутренняя и внешняя

стороны их стенок расширяются неравномерно.

9.Зачем в стакан кладут ложечку, когда наливают

горячий чай или кипяток?(Какая ложка лучше?)

Ответ: Металлическая ложка (особенно серебряная), будучи

прекрасным проводником тепла, поглощает значительное

количество теплоты, которое должно быть сообщено стеклу

стакана, поэтому стакан с положенной в него ложечкой нагревается

не так быстро и не так сильно.

Опыт

пробуем налить (на столе стакан с водой блюдце масло)

10.Почему из полного стакана бывает трудно налить

чай в блюдце, не пролив его на скатерть?

Ответ: Так как стекло имеет способность смачиваться водою, то

жидкость при начале выливания ее из стакана прежде всего потечет

по стеклу и отчасти прольется, не попав на блюдечко. Если бы

стекло в этом месте смазать салом, чтобы оно перестало

смачиваться жидкостью, то последняя выливалась бы на блюдце

непрерывной массой (вследствие своего веса).

11.Что заставляет чай вливаться в наш рот, когда мы

пьем из полного стакана или чашки?

Ответ: Прикоснувшись губами к чаю и вытянув глубоким

дыханием воздух из полости рта, вы достигнете того, что жидкость

под влиянием наружного атмосферного давления начнет

переливаться туда, где давление меньше, то есть в полость рта.

12.Почему, чтобы остудить горячий чай, на него дуют?

Ответ: Когда мы дуем на горячую воду, то воздух над ней все время

сменяется, испарение происходит более интенсивно и вода

остывает быстрее.

13.Почему чай в чашке,пиале¸ как правило, остывает

быстрее, чем в стакане?

Ответ: Как правило, чашки имеют, больший диаметр, чем стакан,

поэтому испарение жидкости в них происходит с большей

поверхности и жидкость остывает быстрее.

14.Какая вода, сырая или кипяченая, скорее закипит,

если перед нагреванием температура их была

одинаковой?

Ответ: Раньше закипит вода сырая, так как она содержит в

растворе воздух, который ускоряет кипение. Вода, из которой

предварительным кипячением выгнан весь растворенный в ней

воздух, закипит позднее.

15.Можно ли видеть пар?

Ответ: Пар видеть нельзя, так как он прозрачен и невидим. Тот

белый туман, который вырывается изпод крана самовара, вовсе не

пар (хотя его так называют в обиходе), а вода, распыленная в

мельчайшие водяные капельки, которые, как пылинки, парят в

воздухе и делают пар непрозрачным.

16.Хотя температура кипящей воды и температура пара

одинаковы, ожоги паром более опасны, чем кипятком.

Почему?

Ответ: Ожоги паром более опасны, чем кипятком, потому что пар

обладает большей внутренней энергией, чем вода.

.

17.Почему в кастрюлях не образуется такой накипи,

как в чайниках и самоварах?

В какой посуде пища подгорает легче :

в медной или чугунной?

18.- Почему молоко опускается на дно стакана, когда его

подливают в чай?

Опыт

19.Как отличить вареное яйцо от сырого по их вращению на

столе?

.20. На дне и крышке консервных банок выштампованы

концентрические круги (гофры). Какое они имеют значение?.

21.Почему хлебная мякоть вся в дырочках?

Почему хлеб черствеет?

22.Почему острым ножом легче резать, чем тупым?.

Опыт

23.Попробуйте раздавить яйцо в таком положении: скрестив пальцы

обеих рук и положив между ладонями яйцо, напирая на его концы

(внимание, для осторожности наденьте фартук и проделайте опыт

над тазиком).

Я :

Вы в экстремальных условиях.

Чай в палатах и в хибаре,

В Калахари и Сахаре,

Чай на севере, в тайге

При метели и пурге.

Согревает, освежает,

Чай нас заново рождает.

24.Увас бумага, огонь, вода. У вас бумага, огонь, вода. Нужно

вскипятить воду для чая .

Почему бумага не горит?

Итог урока.

Жюри подводит итоги конкурса и викторины.

Чёрный ящикУ меня в ящике физическое тело при

изготовлении которого использовали лёд и соль.

( В сосуд клали данное тело обкладывали сосуд

льдом и посыпали солью. Что это за тело.? И

почему сыпали соль на лёд?

Учитель физики:

На уроке вы убедились, как физика помогает объяснить явления,

связанные с чаепитием.

Надо не только сегодня, а постоянно пытаться объяснить явления,

которые нас окружают, ведь физика вокруг нас.

Учитель технологии:

Приглашаю всех отведать физического чая. Но прежде чем сесть за

стол, напоминаю о правилах этикета, которые необходимо

соблюдать за чайным столом.

Сахар надо класть из сахарницы той ложкой, которая там

находится, причём, её не надо опускать в чашку.

Размешивают чай своей ложкой и кладут её рядом на блюдце, а не

оставляют в чашке. Надо стараться размешивать чай беззвучно.

Печенье, пирожки, конфеты берут рукой. Торт кладут специальной

лопаткой. Торт, как и пирожные едят ложкой или десертной вилкой.

Варенье берут общей ложечкой себе в розетку.

ПРИЯТНОГО ЧАЕПИТИЯ!

Ученик:

Глухая тоска без причины

И дум неотвязный угар.

Давай-ка наколем лучины –

Раздуем себе самовар!

За верность старинному чину,

За то, чтобы жить не спеша!

Авось, и распарит кручину

Хлебнувшая чаю душа!

Сообщение об истории чая:

Ч а й

один

из

самых

древних

напитков,

употребляемых

человеком. В старинной китайской легенде так рассказывается о

рождении чайного растения: жил некогда в Китае мудрый монах

Даррама. Однажды он увидел во сне Будду и, потрясенный этим,

дал обет молиться, не смыкая глаз дни и ночи. Как-то раз Даррама

не выдержал, веки его незаметно сомкнулись, и он крепко уснул.

Проснулся монах в ужасе — он нарушил обет, данный самому богу,

и Даррама отрезал свои веки и бросил их на землю. А весной на

том месте, куда упали веки мудреца, вырос зеленый куст, листья

которого обладали чудесным свойством — они прогоняли сон.

Родина чая — Китай. Молодой листочек по- китайски называется

«ацайей». Отсюда и произошло слово «чай».

Сообщение об истории самовара:

Прежде всего это китайские хо-го в которых подавали(а не варили)

бульоны и супы. В Древнем Риме для подогрева воды и варки пищи

пользовались сосудами двух типов. Первый тип – автепса. Второй

тип - сосуды в виде вазы с краном, но без трубы и поддувала.

Первые самовары и внешне и по-своему устройству были похожи

на английские так называемые "чайные урны" или "чайные

сосуды".

К концу XVIII века самовар уже имел все отличительные

конструктивно-функциональные особенности, необходимые для

нагревания воды, которые привычны сейчас. Это позволяет считать

самовар сугубо национальным русским изделием.

Ученик:

Раз прислал мне барин чаю и велел его сварить.

А я отроду не знаю, как же этот чай варить

Взял тогда, налил водички. Всыпал чай я весь в горшок,

И приправил луку, перцу, да петрушки корешок.

Разлил варево по плошкам, хорошенько размешал,

Остудил его немножко, на господский стол подал.

Гости с барином плевались, сам он ажно озверел,

И, отправив на конюшню, меня выпороть велел.

Долго думал, удивлялся, чем же мог не угодить?

А потом-то догадался, что забыл я посолить.

Ученик:

Самовар у нас стоит,

Весь, как солнышко, блестит.

А как песня зазвучит,

Подпевая, он кипит…

Про печенье и варенье,

Конденсации явленье,

Не забыл и про кипенье,

И про скорость испаренья.

III.Организация деятельности учащихся.

1.Практическая часть:

Расчёт количества теплоты, необходимого для нагревания воды

в чайнике.

Чтобы приготовить чай, необходимо вскипятить воду. Перед вами

задача: получить необходимые данные и рассчитать количество

теплоты, которое необходимо затратить, чтобы нагреть воду до

температуры кипения.

Представители от каждой группы измеряют объём воды в чайнике,

начальную температуру воды. Данные записываются на доске. В

группах приступают к расчётам.

Результаты расчетов записываются на доске.

Накрываем чайник крышкой и включаем его в сеть

2. Конкурс вопросов «Пока чайник закипает»

Вопрос 1 группе.

Зачем с точки зрения физики чайник накрывают крышкой, когда

кипятят в нём воду?

Правильный ответ. Из чайника с открытой крышкой в процессе

нагревания будет уходить в воздух наиболее быстрые молекулы,

унося с собой энергию и охлаждая оставшуюся в чайнике

воду(испарение сопровождается охлаждением). Чтобы довести воду

до кипения, будет уходить больше энергии и времени.

Вопрос 2 группе.

В каком чайнике вода скорее нагреется: в новом или старом, на

стенках которого имеется накипь?

Правильный ответ. Накипь обладает плохой теплопроводностью,

поэтому процесс нагревания будет идти медленнее.

Вопрос 1 группе

Какой чайник светлый или тёмный быстрее остынет?

Правильный ответ. Темный. Темные тела лучше принимают

энергию излучения и лучше отдают.

Вопрос 2 группе. При нагревании воды на стенках и дне чайника

образуются пузырьки.

Откуда они появились?

Правильный ответ. В воде всегда содержится воздух. При

нагревании излишек воздуха из воды выделяется в виде пузырьков.

В них содержится насыщенный водяной пар, так как вода

испаряется внутрь этих пузырьков.

Вопрос 1 группе

Почему перед закипанием чайник шумит?

Правильный ответ. С ростом пузырьков возрастает архимедова

сила и они всплывают, соприкасаясь с более холодными слоями

жидкости. Водяной пар в пузырьках конденсируется, пузырьки

захлопываются, т. е. сжимаются и в жидкости распространяется

звук. Одновременное схлопывания большего количества пузырьков

воспринимается как шум.

Вода закипела

Вопрос 2 группе Какой процесс мы называем кипением?

Правильный ответ. Парообразование, происходящие со всего

объёма жидкости при достижении определённой температуре.

Какой есть ещё способ перехода жидкости в пар?

Правильный ответ. Испарение.

Вопрос1 группе. Чем процесс испарения отличается от процесса

кипения?

Правильный ответ. Испарение происходит при любой температуре.

А кипение при определённой.

Вопрос 2 группе. Некоторые хозяйки, желая ускорить варку,

усиливают огонь под кастрюлей, в которой вода кипит. Правильно

ли они поступают?

Правильный ответ. Нет, так как когда вода кипит, температура

жидкости не меняется.

Чтобы жидкость продолжала кипеть достаточно небольшого огня.

Учитель. Вода закипела. Начинаем заваривать чай. Вкус чая зависит

от того, правильно ли

он заварен. Заваривать его нужно так, чтобы вкусовые качества,

входящие в состав чайного листа перешли в воду.

Со способами заваривания чая познакомит нас представители

второй группы.

3.Конкурс вопросов « Завариваем чай»

Вызываем к демонстрационному столу по 1 человеку от группы.

Вопрос 1.

На каком физическом явлении основан способ заваривания чая?

Правильный ответ. На диффузии.

Вопрос2.Какой чайник, металлический или фарфоровый вы

выберите для заваривания чая и почему?

Правильный ответ. Фарфоровый, т. к он обладает худшей

теплопроводностью, чем металлический. Значит, в нём будет более

высокая температура.

Вопрос3.Зачем чайник закрываем на несколько минут полотенцем?

Правильный ответ. Чтобы уменьшить теплообмен с окружающей

средой.

Пока заваривается чай, проведём опыты.

4.Опыты.

Опыт для первой группы.

Продемонстрируйте опыт по нагреванию воды в бумажном стакане.

Почему бумага не воспламеняется?

Опыт для второй группы.

Продемонстрируйте опыт по завариванию чая в холодной и тёплой

воде. Почему в горячей воде процесс заваривания чая протекает

быстрее?

5.Конкурс вопросов «Разливаем чай»

Вопрос 1 группе. Металлическую кружку или фарфоровую чашку

выберем, чтобы не обжечься? Объяснить выбор.

Правильный ответ. Фарфоровую. Она обладает меньшей

теплопроводностью.

Вопрос 2 группе. Прежде чем налить в стакан кипяток, в него

опускают ложку. Объясните, для чего это делают.

Правильный ответ. Металл обладает хорошей теплопроводностью

и будет забирать часть тепла. Поэтому стакан не треснет.

Вопрос 1 группе. Какие стаканы лучше использовать:

толстостенные или тонкостенные?

Правильный ответ. Тонкостенные, так как они прогреваются

быстрее и равномерно. Толстостенные внутри прогреваются и

расширяются, а снаружи нет, поэтому могут треснуть.

Вопрос 2 группе. Что раньше наливать в стакан: заварку или

кипяток?

Правильный ответ. Заварку, Так как её температура ниже и

процесс перемешивания происходит быстрее.

Вопрос1руппе. Для чего дуем на горячий чай?

Правильный ответ. Молекулы, покинувшие жидкость могут

вернуться обратно и это затрудняет процесс остывания. Когда дуем

на чай, то часть молекул рассеивается в воздухе и не возвращается

обратно.

Вопрос 2группе. Для чего наливаем горячий чай в блюдо?

Правильный ответ. Чем больше площадь поверхности, тем

большее число молекул может покинуть жидкость, значит, процесс

остывания будет идти быстрее.



В раздел образования