Автор: Орлова Алёна Аслановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №35"
Населённый пункт: г. Петропавловск - Камчатский, Камчатский край
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "План по самообразованию"
Раздел: дошкольное образование
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Тема: «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников».
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем
И березки у дороги,
По которой мы идем
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом.
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом
Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем.
В. Степанов
Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это
открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в
детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с
чем не сравнимая красота Отечества.
Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной
сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует
воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.
Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение
к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром,
и гордость за свой народ и свою Родину.
Сформированность нравственных ценностей является важнейшим
показателем целостной личности, подлинно самостоятельной и
ответственной, способной создать собственное представление о своем
бушующем жизненном пути. Интуитивно наши дети отличают добро и зла,
понимают ценность сострадания, милосердия, ценят правду и честность. В
достаточной ли мере мы поддерживаем в них лучшие душевные проявления?
Достаточно ли внимания уделяем рассмотрению жизненных ситуаций,
поступков, помогаем ли детям разбираться в реальных житейских проблемах,
требующих принятия решения?
Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной
край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется
«пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению
психологов – лучший период для формирования любви к малой родине.
Мы очень гордимся своей малой родиной и нашими земляками, знакомим
детей с историей и культурой своего края, воспитываем к нему любовь и
уважение.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много,
поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость
за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать
культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его
культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к
культурным традициям других народов.
Чувство Родина… оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым
близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие
его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой
малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя
многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через
детское восприятие, они играют огромную роль, в становлении личности
патриота.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю
имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским
садом, своей семьей, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее
столицей и символами.
Родной город… Надо показать ребенку, что родной город славен своей
историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими
людьми.
Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом.
Поэтому воспитание любви к своему отечеству, гордости за свою страну,
должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к
культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от
цвета кожи и вероисповедания.
Определены цели и задачи нравственно-патриотического воспитания во во
всех возрастных руппах.
Цель: Формировать у детей дошкольного возраста патриотические
отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе
исторических и природных особенностей родного края. Воспитание
собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к
прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к
представителям других национальностей.
Задачи:
Формирование у дошкольников нравственных качеств личности через
ознакомление с родным городом.
Формирование гражданской позиции и патриотических чувств к
прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за
свою малую Родину.
Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, родному
дому, земле, где он родился.
Воспитание любви и уважения к своему народу, его обычаям, традициям.
Формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко
всему живому.
Формирование художественного вкуса и любви к прекрасному, развитие
творческих способностей.
Воспитание у дошкольников чувств уважения и заботы к Защитникам
Отечества.
Воспитание здорового образа жизни.
Воспитание чувства уважения к профессиям и труду взрослых.
«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
Вторая младшая группа
№
блока
Тема
Программное содержание
Методы и приемы
Методическое
обеспечение
1.
Формировани
е знаний о
семье
Формировать
представление
о
семье,
Воспитывать
у
детей
чувство любви, привязанности
к своей семье. Вызвать желание
говорить
о
своих
близких,
умение называть имена членов
своей семьи.
Рассматривание
сюжетных
картин
из
серии
«Моя
семья»;
ч т е н и е
р у с с к и х
н а р од н ы х
с к а з о к ;
Дидактические
игры
«В
гостях
у
куклы»,
«Встреча
го стей».»
Ладушки-ладушки мы
были у бабушки»
Развлечения: «Давайте
знакомиться»,
«Праздник мамы»
Чтение произведений.
Набор
сюжетных
картин;
фото
альбомов
воспитанников.
2.
Изучение
микросоциум
а /Мой
детский сад/
Формировать знания
детей о
жизни
детей
в
детском
саду;
рассказать,
чем
занимаются
дети, взрослые в детском саду,
кто
работает
в
детском
саду.
Воспитывать
у
детей
чувство
привязанности,
любовь
к
детскому
саду,
интерес
к
совместной деятельности.
Э к с к у р с и и
п о
детскому
саду:
по
территории
детского
сада:
м ед . ка б и н е т,
прачечная,
м у з ы к а л ь н ы й
з а л
,знакомство
с
трудом
взрослых;
ролевые
игры,
дидактические
и г р ы ,
и г р ы -
драматизации.
Демонстрацион
но-наглядный
материал «Мой
детский сад»;
3.
Изучение
родной
природы
Расширять
п р ед с т а вл е н и я
д е т е й
о
ж и в о т н о м
и
растительном
мире
нашего
края,
его
своеобразии
и
особенностях. Дать начальные
с в еде н и я
о
ж и в от н ы х
и
растений.
Обратить
внимание
детей
на
необычную
и
своеобразную красоту северной
природы. Воспитывать у детей
Рассматривание
картин,
иллюстраций,
к н и г,
а л ь б ом о в
с
изображением
р а с т и т е л ь н о г о
и
ж и в о т н о г о
м и р а ,
а л ь б о м о в
с
изображением
д е р е в ь е в
и
кустарников.
Демонстрацион
но-наглядный
материал серии
«Растительный
и
ж и в о т н ы й
мир
северного
края»
интере с
к
о к ру ж а ю ще м у
миру,бережное
отношение
к
природе.
Разучивание
с т и х о т в о р е н и й
о
природе,
песенок,
п о т е ш е к ;
ч т е н и е
русских
н а р од н ы х
сказок
о
животных:
целевые прогулки.
4.
Страницы
истории и
культуры г.
Петропавловс
к-Камчатский
Познакомить детей с историей
в о з н и к н о в е н и я
г о р о д а
Петропавловск-Камчатского.
Вызвать
у
детей
чувство
восхищения
его
красотой
и
своеобразием.
Воспитывать
чувство
любви
к
родному
городу и чувство гордости.
рассматривание
а л ь б о м а
« М о й
л ю б и м ы й
г о р о д » ,
«Орнаменты
народов
Севера».
Подвижные
игры народов Севера.
Чтение сказок.
Демонстрацион
но-наглядный
материал «Мой
любимый
город»,
«Орнаменты
народов
Севера».
5.
Никто не
забыт, ничто
не забыто
Ф о р м и р о в а т ь
у
д е т е й
п ат р и от и че ск и е
ч у в с т в а ,
в о с п и т ы в а т ь
л ю б о в ь
и
у в а же н и е
к
з а щ и т н и к а м
Родины.
Рассматривание
картин.
Рассказы
о
защитниках
отечества
.Разучивание стихов и
п е с е н
с
в о е н н о й
тематикой.
Чт ение
произведений.
Демонстрацион
но-наглядный
материал
«Защитники
отечества»
«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
Средняя группа
№
Тема
Программное содержание
Методы и приемы
Методическое
блока
обеспечение
1.
Формировани
е знаний о
семье
П р о д о л ж а т ь
р а с ш и р я т ь
представления
детей
о
своей
семье,
объяснить
понятие
«близкие
р од с т в е н н и к и » .
Уточнить
домашний
адре с
п р о ж и в а н и я
д е т е й .
Воспитывать
у
детей
чувство
любви, привязанности к своей
с е м ь е ;
г о р д о с т ь
з а
принадлежность к своему роду,
желание
стать
продолжателем
лучших качеств своих предков.
Рассматривание
сюжетных
картин
из
серии
«Моя
семья»;
ч т е н и е
р у с с к и х
н а р од н ы х
с к а з о к ;
составление
коротких
рассказов
из
личного
опыта. Общение «Дом,
в
котором
я
живу.»;
« Л ю б и м ы й
о т д ы х
ч л е н о в
с е м ь и » .
Р и с у н о к
д о м а .
Дидактические
игры
«День
р ож д е н и я » ,
«Встреча гостей».
Праздники-
развлечения: «Давайте
знакомиться»,
«Праздник
семьи»,
«Именины»,
«Праздник
мамы» ,
«Праздник
друзей»,
«Праздник
дружного
дома».
Чтение
произведений
К. Ушинский «Четыре
желания»,
С.
Черный
«Имя», Л. Толстой «У
бабки была внучка».
Набор
сюжетных
картин;
фото
альбомов
воспитанников.
2.
Изучение
микросоциум
а /Мой
детский сад/
Закрепить
и
уточнить
знания
детей с жизнью детей в детском
с а д у ;
р а с с к а з а т ь ,
ч е м
занимаются дети, взрослые
в
детском
саду,
кто
работает
в
детском
саду.
Воспитывать
у
детей
чувство
привязанности,
любовь
к
детскому
с а д у,
друзьям, интерес к совместной
деятельности.
Рисунки; экскурсии по
д е т с к о м у
с а д у :
знакомство
с
трудом
взрослых,
ролевые
игры «Кто работает в
детском
саду»;
«Я
–
воспитатель».
Э к с к у р с и и
п о
территории
детского
сада:
м ед . ка б и н е т,
прачечная,
музыкальный
з а л .
Рассматривание
фото
Демонстрацион
но-наглядный
материал «Мой
детский
сад»;
фото
а л ь б ом
детского
сада;
предметы-
заместители
для
сюжетно-
ролевых игр.
альбома
« И с т о р и я
д е т с к о г о
с а д а » .
Составление рассказов
по картинам из серии
«Мой
детский
сад».
П р а з д н и к :
« Д е н ь
рождения
дет ского
с а д а » ;
« П р а з д н и к
детского сада – нашего
родного
дома »(для
р о д и т е л е й
и
сотрудников
детского
сада).
3.
Изучение
социальной
сферы
микрорайона
Обратить внимание детей на то,
что в нашем городе много улиц,
у
каждой
е сть
н а з в а н и е .
П о з н а к о м и т ь
д е т е й
с
названиями улиц микрорайона.
Расширять
п р ед с т а вл е н и я
детей о том, что улицы в нашем
городе
отличаются
друг
от
друга, не только названиями, но
и
видом
зданий,
находящихся
на них. Воспитывать у
детей
интерес
к
истории
города,
уважение
к
труду
людей,
обустраивающих
наш
город.
Н а б л ю д е н и я
и
э к с к у р с и и
н а
территории
детского
сада.
Рассматривание
домов
( э т а ж н о с т ь ,
ф о рм ы
д ом о в ,
и з
к а ко го
м а т е р и а л а
построены,
номера).
Общение:
«Микрорайон
–
как
ч а с т ь
г о р о д а » .
Создание
м а ке т о в
домов.Рисунки.
Дидактические
игры:
«Волшебные
ленты
дорог»;
«Район,
в
котором
мы
живем».
Развивающие
игры:
«Экскурсия»,
«Кто
больше
знает
улиц
в
нашем городе?»
Демонстрацио
нно- наглядный
материал серии
«Улицы
моего
города»
4.
Изучение
родной
природы
Расширять
п р ед с т а вл е н и я
д е т е й
о
ж и в о т н о м
и
растительном
мире
нашего
края,
его
своеобразии
и
особенностях. Дать начальные
сведения
о
приспособлении
Рассматривание
картин,
иллюстраций,
к н и г,
а л ь б ом о в
с
изображением
р а с т и т е л ь н о г о
и
ж и в о т н о г о
м и р а ,
Демонстрацион
но-наглядный
материал серии
«Растительный
и
ж и в о т н ы й
мир
северного
животных и растений к жизни в
таких
суровых
у с л о в и я х .
Обратить
внимание
детей
на
необычную
и
своеобразную
красоту
северной
природы.
Познакомить
с
правилами
поведения в природе в разное
время
года.
Воспитывать
у
детей интерес к окружающему
миру,
желание
помогать
и
заботиться
о
животном
и
растительном
мире;
бережное
отношение к природе.
а л ь б о м о в
с
изображением
д е р е в ь е в
и
кустарников.
Разучивание
с т и х о т в о р е н и й
о
природе,
песенок,
п о т е ш е к ;
ч т е н и е
русских
н а р од н ы х
сказок
о
животных:
« З и м н я я
с к а з к а » ,
«Зимовье»,
«Лисичка-
сестричка
и
серый
волк»;
рассказов
Н.
Носова
«Лисята»,
Е.
Чарушина
«Что
за
зверь»,
считалки,загадки.
Наблюдение за небом,
с о л н ц е м ,
в е т р о м ,
снегопадом;
целевые
прогулки в лес, к реке,
к озеру.
Опыты
со
снегом,
с
воздухом
и
водой,
растениями.
края»
5.
Страницы
истории и
культуры г.
Петропавловс
к-Камчатский
Познакомить детей с историей
в о з н и к н о в е н и я
г о р о д а
Петропавловск-Камчатского,
его достопримечательностями;
с
традициями
и
обычаями
коренных
жителей
Крайнего
Севера.
Вызвать
у
дет ей
чувств о
во схищ ения
е г о
красотой
и
своеобразием.
Воспитывать чувство любви к
родному
городу
и
чувство
гордости.
Э к с к у р с и и
в
краеведческий
музей
города
Петропавловска-
Камчатского,
рассматривание
а л ь б о м а
« М о й
л ю б и м ы й
г о р о д » ,
«Орнаменты
народов
Севера».
Подвижные
игры народов Севера.
Ч т е н и е
с к а з о к .
Рассматривание
п р е д м е т о в
б ы т а
народов Севера.
Развивающие
игры:
Демонстрацион
но-наглядный
материал «Мой
любимый
город»,
«Орнаменты
народов
Севера».
«Экскурсия»,
«Кто
больше
знает
улиц
в
н а ш е м
г о р о д е ? » ,
« Зн аток и
р о д н о г о
города», «Так бывает»,
«Найди
о т л и ч и я » ,
« В с е
л и
в е р н о ?
Докажи»,
«Загадки
о
родном городе».
6.
Никто не
забыт, ничто
не забыто
П о з н а к о м и т ь
д е т е й
с
названиями
городов-героев
нашей
страны,
объяс нить
з н ач е н и е
э т о го
с т а т у с а ;
рассказать
о
выдающихся
людях
–
почетных
гражданах
городов-героев.
Воспитывать
интерес
к
истории
сво ей
Родины; объяснить, что народ с
благодарностью
чтит
память
защитников России.
Рассматривание
к а р т и н
и з
с е р и и
«История
Ро ссии»;
б е с е д ы
о
в о й н е ,
рассказы
о
мужестве,
отваге, героизме всего
народа.
Разучивание
стихов
и
пе сен
с
военной
тематикой.
Общение «Что лучше
–
плохой
мир
или
х о р о ш а я
в о й н а » ,
с о зда н и е
а л ь б о м а
«Нам
нужен
мир».
Чтение
произведений
С.
Михалкова
«День
Победы»; С. Маршака
«Пограничник»;
Л.
Киссиль
«Памятник
солдату».
Демонстрацион
но-наглядный
материал
«Они
сражались
з а
Родину»
План по самообразованию по теме:
«Нравственно-патриотическое воспитание
детей старшего дошкольного возраста»
№
Тема
Программное
Методы и приемы
Методическое
блока
содержание
обеспечение
1.
Формирование
знаний о
семье
Продолжать
расширять
представления
детей
о
своей
семье,
о
своей
биографии,
за крепить
знания детей о фамилии,
и м е н и
и
о т ч е с т в а
родителей;
объяснить
п о н я т и е
« д а л ь н и е
родственники».
Уточнить
д о м а ш н и й
а д р е с
п р о ж и в а н и я
д е т е й .
Воспитывать
у
дет ей
ч у в с т в о
л ю б в и ,
привязанности
к
своей
с е м ь е ;
г о р д о с т ь
з а
принадлежность к своему
р од у,
же ла н и е
с т а т ь
продолжателем
лучших
качеств своих предков.
Рассматривание
сюжетных
картин
из
серии
«Моя
семья»;
чтение
русских
н а р о д н ы х
с к а з о к ;
с о с т а в л е н и е
ко р о т к и х
рассказов из личного опыта.
Беседа
«Любимый
отдых
членов
семьи»,
«Мамины,
бабушкины
руки»,
«Мой
папа». Игра «Моя комната».
Р и с у н о к
д о м а .
Дидактические
игры
«День
р о ж д е н и я » ,
« В с т р е ч а
г о с т е й » .
С о с т а в л е н и е
альбома «Дом, в котором я
живу». Чтение произведений
А. Пушкина «Сказка о царе
Салтане», «Сказка о мертвой
царевне и семи богатырях»,
П.Ершов «Конек-горбунок».
Набор
сюжетных
картин;
н а л ич ие
ф о т о
а л ь б о м о в
воспитанников.
2.
Изучение
микросоциума
/Мой детский
сад/
Познакомить
детей
с
историей
детского
сада.
Расширять
представления
д е т е й
о
л ю д я х ,
работающих
в
нашем
с а д у.
В о с п и т ы в а т ь
чувство любви и гордости
за
свой
детский
с ад ,
желание
сделать
в с е
возможное
для
т о г о ,
чтобы
наш
детский
сад
был еще лучше и краше.
Рисунки;
экскурсии
п о
детскому саду, путешествие
по
плану
детского
сада;
ролевые игры «Кто работает
в
детском
саду»;
«Я
–
воспитатель». Экскурсии по
территории
детского
сада,
з н а ко м с т в о
с
п л а н о м
участка.
Рассматривание
фото
альбома
«История
детского сада». Составление
рассказов
по
картинам
из
серии
«Мой
детский
сад».
Выставка
изобразительного
искусства
«Мой
любимый
детский
сад».
Праздник
детского
сада
–
нашего
р о д н о г о
д о м а »
( д л я
родителей
и
сотрудников
детского сада).
Демонстрационно-
наглядный материал
«Мой детский сад»;
ф о т о
а л ь б о м
д е т с к о г о
с а д а ;
предметы-
заме стители
д л я
сюжетно-ролевых
игр.
3.
Изучение
социальной
сферы
микрорайона
Уточнить знания детей о
названиях
н е кот о р ы х
улиц; показать детям, что
по названиям улиц можно
многое узнать об истории
своего города. Рассказать
об истории возникновения
названия
первой
улицы
города
Петропавловска-
К а м ч а т с к о г о
.
Воспитывать
у
дет ей
интерес к истории города,
уважение к труду людей,
обустраивающих
наш
город.
Наблюдения и экскурсии на
территории детского сада и
з а
е г о
п р и д е л а м и .
Р ас с мат ри в ан и е
д о м о в
(этажность, формы домов, из
какого материала построены,
номера).
Общение
«Мой
домашний адрес». Создание
макетов
домов,
ул и цы .
Рисунки.
Дидактические
игры
«Путешествие
п о
городу», «Расскажи о своем
городе».
Р а з в и в а ю щ и е
и г р ы :
«Экскурсия»,
«Кто
больше
знает улиц в нашем городе?»
Демонстрационно-
наглядный материал
серии «Улицы моего
города»
4.
Изучение
родной
природы
Расширять
представления
детей
о
растительном
и
животном мире края, его
особенностях,
своеобразии
и
красоте;
приспособлении к жизни в
суровых условиях Севера.
Познакомить
с
Красной
книгой ЯНАО. Расширять
представления
детей
о
правилах
поведения
в
п р и р од е ,
е е
о х р а н е .
Воспитывать
у
дет ей
интерес
к
окружающему
миру,
желание
бережно
относиться,
заботится
и
охранять
хрупкий
мир
природы.
Рассматривание
ка рт и н
«Времена
года»,
«Цветы»,
« П о с л е д н и й
с н е г » ,
диафильмов, иллюстраций,
к н и г ,
а л ь б о м о в
с
изображением растительного
и
ж и в о т н о г о
м и р а .
Разучивание
стихотворений
о
природе
С.
Есенина
«Белая березе», М. Никитин
« В с т р е ч а
з и м ы » ,
Н .
Минский
«Листопад»,
А.
Плещеев
«Уж
тает
снег»;
песенок,
потешек;
чтение
русских народных сказок о
животных
«Заяц
–хвастун»,
Лиса
и
кувшин»,
«Серая
ш е й к а » .
Н а б л ю д е н и е ,
целевые
прогулки
в
лес,
к
р е ке ,
к
о з е р у,
р а з б о р
проблемных ситуаций.
Д/и
«Кто где живет?», «Когда это
бывает?»,
«Времена
года»,
« Зо ол ог иче с ко е
л о т о » ,
« Н а й д и
д е р е в о
п о
о п и с а н и ю » .
О п ы т ы :
п р о р а щ и в а н и е
с е м я н ,
Демонстрационно-
наглядный материал
серии
«Растительный
и
ж и в о т н ы й
м и р
северного края»
испарение воды; снег и лед –
вода,
изменившее
с в о е
состояние под воздействием
температуры.
5.
Страницы
истории и
культуры края,
города.
Закрепить
и
расширить
знания
детей
о
родном
крае,
городе;
объяснить,
что город – это результат
т руд а
люд е й
р а з н ы х
поколений,
что
–
мы
хозяева города, и каждый
житель
должен
о
нем
позаботиться;
познакомить
с
историей
возникновения
города,
с
к ул ь т у р о й
и
б ы т о м
к о р е н н ы х
н а р о д о в
К а м ч а т с к о г о
к р а я .
Воспитывать
н е т е р п и м о с т ь
к
беспорядку,
стремление
сделать
улицы
своего
города
краше,
ч и щ е ,
благороднее;
интере с,
уважение
к
коренным
народам
Ка м ч ат с ко го
края, их культуре.
Экскурсии
в
краеведческий
м у з е й
г о р о д а
Петропавловск-Камчатского,
рассматривание
альбома
«Мой
любимый
город»,
« О р н а м е н т ы
н а р о д о в
Севера»,
«Моя
Камчатка».
Подвижные
игры
народов
Севера: «Хейро», «Перетяни
палку»,
«Северные
олени».
Чтение
ненецких
сказок.
Рассматривание
предметов
б ы т а
н а р од о в
С е в е р а .
В ыст авка
сувениров
о
р о д н о м
г о р о д е .
Проигрывание
и
анализ
ситуации
«Мы
в
городе».
Р а з в и в а ю щ и е
и г р ы :
«История
родного
города»,
«Заколдованный
город»,
«Здесь
каждый
камешек
знаком
тому,
кто
в
городе
своем, как в родном дому».
Демонстрационно-
наглядный материал
« М о й
л ю б и м ы й
город», «Орнаменты
народов Севера».
6.
Никто не
забыт, ничто
не забыто
П о з н а к о м и т ь
с
п а м я т н и ка м и
г е р о я м
Великой
Отечественной
войны города. Дать детям
знания
о
том,
как
люди
чтут
память
о
героях,
защищавших нашу страну
в
г о д ы
В е л и к о й
Отечественной
войны.
Воспитывать
уважение
к
в е т е р а н а м
В е л и к о й
Отечественной войны.
Рассматривание
картин
из
серии
«История
России»;
беседы о войне, рассказы о
мужестве,
отваге,
героизме
всего
народа.
Разучивание
стихов
и
песен
с
военной
тематикой.
Общение
«Что
лучше
–
плохой
мир
или
хорошая
война»,
создание
альбома «Нам нужен мир».
Занятие-праздник
«Этот
Д е н ь
П о б е д ы … » ,
фотовыставка «У нас в семье
праздник
9
мая».
Вечер-
досуг: «Цветы для героев».
Чтение
произведений
А.
Гайдара «Сказка о военной
Демонстрационно-
наглядный материал
«Они
сражались
за
Родину»
тайне», А. Митяев «Родина»,
А. Прокофьев «Нет на свете
Роди н ы
к р а с и в е й »,
В .
Суслов
«На
страже»,
С.
Маршак «День Победы», Л.
Кассиль «Твои защитники».
Концерт
для
вет ера нов
«Благодарим, солдаты, вас!».
План по самообразованию по теме:
«Нравственно-патриотическое воспитание
детей старшего дошкольного возраста»
(подготовительная к школе группа)
№
блока
Тема
Программное содержание
Методы и приемы
Методическое
обеспечение
1.
Формирование
Продолжать
рас ши ря т ь
Рассматривание
Набор
с юже т н ы х
знаний о семье
представления детей о своей
семье,
о
своей
биографии,
закрепить
знания
детей
о
фамилии, имени и отчества
родителей,
бабушек
и
дедушек,
их
з н ач е н и е .
Уточнить
домашний
адрес
проживания
детей
и
место
работы родителей и других
членов семьи. Воспитывать
у
детей
чувство
любви,
привязанности
к
сво ей
с е м ь е ;
г о р д о с т ь
з а
принадлежность
к
своему
р о д у,
ж е л а н и е
с т а т ь
продолжателем
лучших
качеств своих предков.
сюжетных картин из
серии «Моя семья»;
ч т е н и е
р у с с к и х
народных
сказок;
составление
коротких
рассказов
из
личного
опыта.
Беседа
«Любимый
о т д ы х
ч л е н о в
семьи»,
«Мамины,
бабушкины
руки»,
«Мой
папа».
Игра
« М о я
к о м н а т а » .
Р и с у н о к
д о м а .
Дидактические игры
«День
рождения»,
«Встреча
гостей».
Составление
альбома
«Дом,
в
котором
я
живу».
Экскурсии на места
работы
родителей.
Чтение
произведений
Я .
Аким «Моя родня»,
В .
Д р а г у н с к и й
«Друг
детства»,
Э.
Мошковская
«Хитрые старушки».
картин; наличие фото
альбомов
воспитанников.
2.
Изучение
микросоциума
/Мой детский сад/
П о з н а ко м и т ь
д е т е й
с
историей
детского
сада,
особое
внимание
обратить
на то, что наш детский сад –
это второй родной наш дом.
Закрепить
адрес
детского
с а д а .
Р а с ш и р я т ь
представления
детей
о
л юдя х ,
р а бот а ю щ и х
в
нашем
саду.
Воспитывать
чувство любви и гордости за
свой детский сад, желание
сделать все возможное для
того, чтобы наш детский сад
Рисунки;
экскурсии
по
детскому
саду,
п у т е ш е с т в и е
п о
плану детского сада;
ролевые
игры
«Кто
работает
в
детском
с а д у » ;
« Я
–
воспитатель».
Э к с к у р с и и
п о
территории детского
сада,
знакомство
с
п л а н ом
у ч а с т к а .
Рассматривание
ф о т о
а л ь б о м а
Демонстрационно-
наглядный
материал
«Мой
детский
сад»;
фото альбом детского
с а д а ;
п р е д м е т ы -
з а м е с т и т е л и
д л я
сюжетно-ролевых
игр.
был еще лучше и краше.
«История
детского
сада».
Составление
р а с с к а з о в
п о
картинам
из
серии
«Мой детский сад».
Выставка
изобразительного
и с к у с с т в а
« Мо й
любимый
детский
сад».
Развлечение
«Праздник
детского
сада»,
«Праздник
друзей».
3.
Изучение
социальной
сферы
микрорайона
Уточнить
знания
детей
о
названиях
некоторых
улиц;
показать
детям,
что
по
названиям
улиц
можно
многое
узнать
об
истории
своего города. Рассказать об
истории
возникновения
Общественных
зданий
на
улицах,
их
назначение.
П о з н а к о м и т ь
к а к
организовано
движение
по
улице. Воспитывать у детей
интерес
к
истории
города,
уважение
к
труду
людей,
обустраивающих наш город.
Н а б л ю д е н и я
и
э к с к у р с и и
н а
территории детского
с а д а
и
з а
е г о
приделами.
Рассматривание
домов
(этажность,
формы
домов,
из
какого
материала
построены, номера).
Общение
«Микрорайон
–
как
ч а с т ь
г о р о д а » .
Создание
макетов
д о м о в ,
у л и ц ы ,
общественных
зданий.
Ри сун ки .
Дидактические игры
«Путешествие
по
городу»,
«Расскажи
о
своем
городе».
Экскурсии по улице,
в
Г И Б Д Д .
Развивающие
игры:
«История
родного
города»,
«Заколдованный
город», «Волшебные
ленты дорог».
Демонстрационно-
наглядный
материал
серии «Улицы моего
города»
4.
Изучение родной
Расширять
представления
Рассматривание
Демонстрационно-
природы
детей
о
растительном
и
животном
мире
края,
его
особенностях,
своеобразии
и
красоте;
приспособлении
к жизни в суровых условиях
С евера;
о
п р оя в л е н и и
ч у в с т в
ж и в о т н ы х
(изменение
окружающей
с р е д ы ,
в о з д е й с т в и е
человека);
сходства
их
с
чувствами
человека
(голод,
б о л ь ,
у д о в о л ь с т в и е ,
радость).
Познакомить
с
Красной
книгой
ЯНАО.
Расширять
представления
детей о правилах поведения
в
природе,
ее
ох р а н е .
В о с п и т ы в ат ь
у
д е т е й
интерес
к
окружающему
миру,
желание
бережно
относиться,
заботится
и
охранять
хрупкий
мир
природы.
картин
«Времена
года», иллюстраций,
книг,
телепередач,
а л ь б о м о в
с
изображением
р а ст и т е ль н о го
и
животного
м и р а ,
плакатов
об
охране
п р и р о д ы
и
животных,
труд
на
участке
д е т с ко го
сада,
в
живом
и
природном
уголках.
Разучивание
стихотворений
о
природе
И.
Бунин
« П е р в ы й
с н е г » ,
загадки,
пе сенок,
потешек;
ч т е н и е
русских
народных
сказок
о
животных.
Ежедневные
наблюдение,
целевые прогулки в
лес, к реке, к озеру.
Д / и
« К т о
г д е
живет?», «Когда это
бывает?»,
«Времена
года»,
«Зоологическое
л о т о » ,
« Н а й д и
д е р е в о
п о
описанию», «Где чей
д о м ? » ,
« Ч ь и
следы?»,
«Скажи
наоборот».
Чтение
художественной
литературы:
пер.С.Маршака
«Двенадцать
месяцев»,
В.Бианки
«Синичкин
к а л е н д а р ь » ,
А .
П у ш к и н а
« У
л у к о м о р ь я
д у б
з е л е н ы й » ,
К .
наглядный
материал
серии «Растительный
и
животный
м и р
северного края»
Ушинский
«Спор
деревьев». Труд
на
участке
д е т с ко го
сада. Наблюдение за
птицами
в
природе.
Дежурство в живом
у го л ке
д е т с к о г о
с а д а .
З а н я т и я
с
во спитателем
п о
экологии.
Проведение
опытов:
«Из
каких
цветов
состоит
солнечный
л у ч » ,
« В о з д у х
занимает
место»;
с
водой.
5.
Страницы
истории и
культуры края,
города
Петропавловск-
Камчатского
Закрепить
и
расширить
знания детей о родном крае,
городе; объяснить, что город
– это результат труда людей
разных поколений, что – мы
хозяева
города,
и
каждый
житель
должен
о
н е м
позаботиться; познакомить с
историей
возникновения
города, с культурой и бытом
к о р е н н ы х
н а р о д о в
Камчатского
края;
дать
знания о том, что такое герб,
объяснить символику герба
города, его назначение.
В о с п и т ы в ат ь
у
д е т е й
интере с
и
уважение
к
национальной
культуре;
любовь и гордость за свой
город,
уважение
к
людям,
прославившим
город
и
сейчас работающих на благо
народа;
желание
побольше
узнать о городе, в котором
живут дети.
Э к с к у р с и и
в
краеведческий музей
города
Петропавловск-
Камчатский,
рассматривание
а л ь б о м а
« М о й
любимый
город»,
«Орнаменты
народов
Севера»,
.
Чтение
ненецких
сказок.
Рассматривание
п р е д м е т о в
б ы т а
на родо в
С е в е р а .
Выставка
сувениров
о
родном
городе.
П р оиг ры ва ние
и
анализ
с и ту а ц и и
« М ы
в
г о р о д е » .
Познавательный
рассказ
воспитателя
о
т р а д и ц и я х
и
обычаях
коренных
жителей
Камчатского
края.
Подвижные
игры
народов
С е в е р а :
«Хейро», «Перетяни
Демонстрационно-
наглядный
материал
« М о й
л ю б и м ы й
город»,
«Орнаменты
народов
С е в е р а » .
П р е д м е т ы
б ы т а
коренных
жителей
Камчатского края.
палку»,
«Северные
олени».
6.
Никто не забыт,
ничто не забыто
Дат ь
предст авление
о
причинах войны, объяснить,
почему
нашему
народу
пришлось
испытать
такую
лихую,
лютую
год и н у,
почему
и
от
кого
мы
в ы н у ж д е н ы
б ы л и
защищаться;
на
примерах
подвигов
юных
ге р о е в
рассказать
о
борьбе
с
ф а ш и з м ом .
З а к р е п и т ь
знания
о
том,
как
воины-
солдаты
защищали
нашу
Родину
в
годы
Великой
Отече ственной
в о й н ы .
Познакомить
с
героями
В О В ,
ч ь и м и
и м е н а м и
названы
улицы
город а,
в с п ом н и т ь
п а м я т н и к и
героям
ВОВ.
Воспитывать
уважение
к
в е т е р а н а м
Великой
Отечественной
войны.
Рассматривание
картин
из
с ер ии
«История
России»;
бе седы
о
в о й н е ,
р а с с к а з ы
о
мужестве,
отваге,
г е р о и з м е
в с е г о
народа. Разучивание
стихов
и
песен
с
военной
тематикой.
О б щ е н и е
« Ч т о
лучше – плохой мир
или хорошая война»,
создание
альбома
«Нам
нужен
мир».
Занятие-праздник
« Э т о т
Д е н ь
Победы…»,
фотовыставка
«У
нас в семье праздник
9 мая». Экскурсии к
мемориальным
памятникам,
в
их
честь.
Сравнение
картин
изображающих
мирно е
врем я
и
в о й н у .
Ч т е н и е
пр оизвед ений
З ,
Александрова
« Д о з о р » ,
С .
Алексеев
«Первый
ночной
таран»,
Л.
Б а р а б а с
« И м я
героя», Е. Благинина
«Шинель», А. Жаров
«Пограничник»,
А.
М и т я е в
« Н а ш е
оружие».Концерт
д л я
в е т е р а н о в
«Благодарим,
с о л д а т ы ,
в а с ! » ;
вечера-досуги:
Демонстрационно-
наглядный
материал
«Они
сражались
за
Родину»
«Достойны
памяти
г е р о е в » ,
« В а ш
подвиг будет жить в
веках!».