Напоминание

"План по самообразованию"


Автор: Орлова Алёна Аслановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №35"
Населённый пункт: г. Петропавловск - Камчатский, Камчатский край
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "План по самообразованию"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Тема: «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников».

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой растем

И березки у дороги,

По которой мы идем

Что мы Родиной зовем?

Солнце в небе голубом.

И душистый, золотистый

Хлеб за праздничным столом

Что мы Родиной зовем?

Край, где мы с тобой живем.

В. Степанов

Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это

открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в

детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с

чем не сравнимая красота Отечества.

Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной

сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует

воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.

Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение

к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром,

и гордость за свой народ и свою Родину.

Сформированность нравственных ценностей является важнейшим

показателем целостной личности, подлинно самостоятельной и

ответственной, способной создать собственное представление о своем

бушующем жизненном пути. Интуитивно наши дети отличают добро и зла,

понимают ценность сострадания, милосердия, ценят правду и честность. В

достаточной ли мере мы поддерживаем в них лучшие душевные проявления?

Достаточно ли внимания уделяем рассмотрению жизненных ситуаций,

поступков, помогаем ли детям разбираться в реальных житейских проблемах,

требующих принятия решения?

Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной

край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется

«пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению

психологов – лучший период для формирования любви к малой родине.

Мы очень гордимся своей малой родиной и нашими земляками, знакомим

детей с историей и культурой своего края, воспитываем к нему любовь и

уважение.

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много,

поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость

за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать

культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его

культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к

культурным традициям других народов.

Чувство Родина… оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым

близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие

его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой

малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя

многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через

детское восприятие, они играют огромную роль, в становлении личности

патриота.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю

имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским

садом, своей семьей, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее

столицей и символами.

Родной город… Надо показать ребенку, что родной город славен своей

историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими

людьми.

Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом.

Поэтому воспитание любви к своему отечеству, гордости за свою страну,

должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к

культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от

цвета кожи и вероисповедания.

Определены цели и задачи нравственно-патриотического воспитания во во

всех возрастных руппах.

Цель: Формировать у детей дошкольного возраста патриотические

отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе

исторических и природных особенностей родного края. Воспитание

собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к

прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к

представителям других национальностей.

Задачи:

Формирование у дошкольников нравственных качеств личности через

ознакомление с родным городом.

Формирование гражданской позиции и патриотических чувств к

прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за

свою малую Родину.

Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, родному

дому, земле, где он родился.

Воспитание любви и уважения к своему народу, его обычаям, традициям.

Формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко

всему живому.

Формирование художественного вкуса и любви к прекрасному, развитие

творческих способностей.

Воспитание у дошкольников чувств уважения и заботы к Защитникам

Отечества.

Воспитание здорового образа жизни.

Воспитание чувства уважения к профессиям и труду взрослых.

«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

Вторая младшая группа

блока

Тема

Программное содержание

Методы и приемы

Методическое

обеспечение

1.

Формировани

е знаний о

семье

Формировать

представление

о

семье,

Воспитывать

у

детей

чувство любви, привязанности

к своей семье. Вызвать желание

говорить

о

своих

близких,

умение называть имена членов

своей семьи.

Рассматривание

сюжетных

картин

из

серии

«Моя

семья»;

ч т е н и е

р у с с к и х

н а р од н ы х

с к а з о к ;

Дидактические

игры

«В

гостях

у

куклы»,

«Встреча

го стей».»

Ладушки-ладушки мы

были у бабушки»

Развлечения: «Давайте

знакомиться»,

«Праздник мамы»

Чтение произведений.

Набор

сюжетных

картин;

фото

альбомов

воспитанников.

2.

Изучение

микросоциум

а /Мой

детский сад/

Формировать знания

детей о

жизни

детей

в

детском

саду;

рассказать,

чем

занимаются

дети, взрослые в детском саду,

кто

работает

в

детском

саду.

Воспитывать

у

детей

чувство

привязанности,

любовь

к

детскому

саду,

интерес

к

совместной деятельности.

Э к с к у р с и и

п о

детскому

саду:

по

территории

детского

сада:

м ед . ка б и н е т,

прачечная,

м у з ы к а л ь н ы й

з а л

,знакомство

с

трудом

взрослых;

ролевые

игры,

дидактические

и г р ы ,

и г р ы -

драматизации.

Демонстрацион

но-наглядный

материал «Мой

детский сад»;

3.

Изучение

родной

природы

Расширять

п р ед с т а вл е н и я

д е т е й

о

ж и в о т н о м

и

растительном

мире

нашего

края,

его

своеобразии

и

особенностях. Дать начальные

с в еде н и я

о

ж и в от н ы х

и

растений.

Обратить

внимание

детей

на

необычную

и

своеобразную красоту северной

природы. Воспитывать у детей

Рассматривание

картин,

иллюстраций,

к н и г,

а л ь б ом о в

с

изображением

р а с т и т е л ь н о г о

и

ж и в о т н о г о

м и р а ,

а л ь б о м о в

с

изображением

д е р е в ь е в

и

кустарников.

Демонстрацион

но-наглядный

материал серии

«Растительный

и

ж и в о т н ы й

мир

северного

края»

интере с

к

о к ру ж а ю ще м у

миру,бережное

отношение

к

природе.

Разучивание

с т и х о т в о р е н и й

о

природе,

песенок,

п о т е ш е к ;

ч т е н и е

русских

н а р од н ы х

сказок

о

животных:

целевые прогулки.

4.

Страницы

истории и

культуры г.

Петропавловс

к-Камчатский

Познакомить детей с историей

в о з н и к н о в е н и я

г о р о д а

Петропавловск-Камчатского.

Вызвать

у

детей

чувство

восхищения

его

красотой

и

своеобразием.

Воспитывать

чувство

любви

к

родному

городу и чувство гордости.

рассматривание

а л ь б о м а

« М о й

л ю б и м ы й

г о р о д » ,

«Орнаменты

народов

Севера».

Подвижные

игры народов Севера.

Чтение сказок.

Демонстрацион

но-наглядный

материал «Мой

любимый

город»,

«Орнаменты

народов

Севера».

5.

Никто не

забыт, ничто

не забыто

Ф о р м и р о в а т ь

у

д е т е й

п ат р и от и че ск и е

ч у в с т в а ,

в о с п и т ы в а т ь

л ю б о в ь

и

у в а же н и е

к

з а щ и т н и к а м

Родины.

Рассматривание

картин.

Рассказы

о

защитниках

отечества

.Разучивание стихов и

п е с е н

с

в о е н н о й

тематикой.

Чт ение

произведений.

Демонстрацион

но-наглядный

материал

«Защитники

отечества»

«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

Средняя группа

Тема

Программное содержание

Методы и приемы

Методическое

блока

обеспечение

1.

Формировани

е знаний о

семье

П р о д о л ж а т ь

р а с ш и р я т ь

представления

детей

о

своей

семье,

объяснить

понятие

«близкие

р од с т в е н н и к и » .

Уточнить

домашний

адре с

п р о ж и в а н и я

д е т е й .

Воспитывать

у

детей

чувство

любви, привязанности к своей

с е м ь е ;

г о р д о с т ь

з а

принадлежность к своему роду,

желание

стать

продолжателем

лучших качеств своих предков.

Рассматривание

сюжетных

картин

из

серии

«Моя

семья»;

ч т е н и е

р у с с к и х

н а р од н ы х

с к а з о к ;

составление

коротких

рассказов

из

личного

опыта. Общение «Дом,

в

котором

я

живу.»;

« Л ю б и м ы й

о т д ы х

ч л е н о в

с е м ь и » .

Р и с у н о к

д о м а .

Дидактические

игры

«День

р ож д е н и я » ,

«Встреча гостей».

Праздники-

развлечения: «Давайте

знакомиться»,

«Праздник

семьи»,

«Именины»,

«Праздник

мамы» ,

«Праздник

друзей»,

«Праздник

дружного

дома».

Чтение

произведений

К. Ушинский «Четыре

желания»,

С.

Черный

«Имя», Л. Толстой «У

бабки была внучка».

Набор

сюжетных

картин;

фото

альбомов

воспитанников.

2.

Изучение

микросоциум

а /Мой

детский сад/

Закрепить

и

уточнить

знания

детей с жизнью детей в детском

с а д у ;

р а с с к а з а т ь ,

ч е м

занимаются дети, взрослые

в

детском

саду,

кто

работает

в

детском

саду.

Воспитывать

у

детей

чувство

привязанности,

любовь

к

детскому

с а д у,

друзьям, интерес к совместной

деятельности.

Рисунки; экскурсии по

д е т с к о м у

с а д у :

знакомство

с

трудом

взрослых,

ролевые

игры «Кто работает в

детском

саду»;

«Я

воспитатель».

Э к с к у р с и и

п о

территории

детского

сада:

м ед . ка б и н е т,

прачечная,

музыкальный

з а л .

Рассматривание

фото

Демонстрацион

но-наглядный

материал «Мой

детский

сад»;

фото

а л ь б ом

детского

сада;

предметы-

заместители

для

сюжетно-

ролевых игр.

альбома

« И с т о р и я

д е т с к о г о

с а д а » .

Составление рассказов

по картинам из серии

«Мой

детский

сад».

П р а з д н и к :

« Д е н ь

рождения

дет ского

с а д а » ;

« П р а з д н и к

детского сада – нашего

родного

дома »(для

р о д и т е л е й

и

сотрудников

детского

сада).

3.

Изучение

социальной

сферы

микрорайона

Обратить внимание детей на то,

что в нашем городе много улиц,

у

каждой

е сть

н а з в а н и е .

П о з н а к о м и т ь

д е т е й

с

названиями улиц микрорайона.

Расширять

п р ед с т а вл е н и я

детей о том, что улицы в нашем

городе

отличаются

друг

от

друга, не только названиями, но

и

видом

зданий,

находящихся

на них. Воспитывать у

детей

интерес

к

истории

города,

уважение

к

труду

людей,

обустраивающих

наш

город.

Н а б л ю д е н и я

и

э к с к у р с и и

н а

территории

детского

сада.

Рассматривание

домов

( э т а ж н о с т ь ,

ф о рм ы

д ом о в ,

и з

к а ко го

м а т е р и а л а

построены,

номера).

Общение:

«Микрорайон

как

ч а с т ь

г о р о д а » .

Создание

м а ке т о в

домов.Рисунки.

Дидактические

игры:

«Волшебные

ленты

дорог»;

«Район,

в

котором

мы

живем».

Развивающие

игры:

«Экскурсия»,

«Кто

больше

знает

улиц

в

нашем городе?»

Демонстрацио

нно- наглядный

материал серии

«Улицы

моего

города»

4.

Изучение

родной

природы

Расширять

п р ед с т а вл е н и я

д е т е й

о

ж и в о т н о м

и

растительном

мире

нашего

края,

его

своеобразии

и

особенностях. Дать начальные

сведения

о

приспособлении

Рассматривание

картин,

иллюстраций,

к н и г,

а л ь б ом о в

с

изображением

р а с т и т е л ь н о г о

и

ж и в о т н о г о

м и р а ,

Демонстрацион

но-наглядный

материал серии

«Растительный

и

ж и в о т н ы й

мир

северного

животных и растений к жизни в

таких

суровых

у с л о в и я х .

Обратить

внимание

детей

на

необычную

и

своеобразную

красоту

северной

природы.

Познакомить

с

правилами

поведения в природе в разное

время

года.

Воспитывать

у

детей интерес к окружающему

миру,

желание

помогать

и

заботиться

о

животном

и

растительном

мире;

бережное

отношение к природе.

а л ь б о м о в

с

изображением

д е р е в ь е в

и

кустарников.

Разучивание

с т и х о т в о р е н и й

о

природе,

песенок,

п о т е ш е к ;

ч т е н и е

русских

н а р од н ы х

сказок

о

животных:

« З и м н я я

с к а з к а » ,

«Зимовье»,

«Лисичка-

сестричка

и

серый

волк»;

рассказов

Н.

Носова

«Лисята»,

Е.

Чарушина

«Что

за

зверь»,

считалки,загадки.

Наблюдение за небом,

с о л н ц е м ,

в е т р о м ,

снегопадом;

целевые

прогулки в лес, к реке,

к озеру.

Опыты

со

снегом,

с

воздухом

и

водой,

растениями.

края»

5.

Страницы

истории и

культуры г.

Петропавловс

к-Камчатский

Познакомить детей с историей

в о з н и к н о в е н и я

г о р о д а

Петропавловск-Камчатского,

его достопримечательностями;

с

традициями

и

обычаями

коренных

жителей

Крайнего

Севера.

Вызвать

у

дет ей

чувств о

во схищ ения

е г о

красотой

и

своеобразием.

Воспитывать чувство любви к

родному

городу

и

чувство

гордости.

Э к с к у р с и и

в

краеведческий

музей

города

Петропавловска-

Камчатского,

рассматривание

а л ь б о м а

« М о й

л ю б и м ы й

г о р о д » ,

«Орнаменты

народов

Севера».

Подвижные

игры народов Севера.

Ч т е н и е

с к а з о к .

Рассматривание

п р е д м е т о в

б ы т а

народов Севера.

Развивающие

игры:

Демонстрацион

но-наглядный

материал «Мой

любимый

город»,

«Орнаменты

народов

Севера».

«Экскурсия»,

«Кто

больше

знает

улиц

в

н а ш е м

г о р о д е ? » ,

« Зн аток и

р о д н о г о

города», «Так бывает»,

«Найди

о т л и ч и я » ,

« В с е

л и

в е р н о ?

Докажи»,

«Загадки

о

родном городе».

6.

Никто не

забыт, ничто

не забыто

П о з н а к о м и т ь

д е т е й

с

названиями

городов-героев

нашей

страны,

объяс нить

з н ач е н и е

э т о го

с т а т у с а ;

рассказать

о

выдающихся

людях

почетных

гражданах

городов-героев.

Воспитывать

интерес

к

истории

сво ей

Родины; объяснить, что народ с

благодарностью

чтит

память

защитников России.

Рассматривание

к а р т и н

и з

с е р и и

«История

Ро ссии»;

б е с е д ы

о

в о й н е ,

рассказы

о

мужестве,

отваге, героизме всего

народа.

Разучивание

стихов

и

пе сен

с

военной

тематикой.

Общение «Что лучше

плохой

мир

или

х о р о ш а я

в о й н а » ,

с о зда н и е

а л ь б о м а

«Нам

нужен

мир».

Чтение

произведений

С.

Михалкова

«День

Победы»; С. Маршака

«Пограничник»;

Л.

Киссиль

«Памятник

солдату».

Демонстрацион

но-наглядный

материал

«Они

сражались

з а

Родину»

План по самообразованию по теме:

«Нравственно-патриотическое воспитание

детей старшего дошкольного возраста»

Тема

Программное

Методы и приемы

Методическое

блока

содержание

обеспечение

1.

Формирование

знаний о

семье

Продолжать

расширять

представления

детей

о

своей

семье,

о

своей

биографии,

за крепить

знания детей о фамилии,

и м е н и

и

о т ч е с т в а

родителей;

объяснить

п о н я т и е

« д а л ь н и е

родственники».

Уточнить

д о м а ш н и й

а д р е с

п р о ж и в а н и я

д е т е й .

Воспитывать

у

дет ей

ч у в с т в о

л ю б в и ,

привязанности

к

своей

с е м ь е ;

г о р д о с т ь

з а

принадлежность к своему

р од у,

же ла н и е

с т а т ь

продолжателем

лучших

качеств своих предков.

Рассматривание

сюжетных

картин

из

серии

«Моя

семья»;

чтение

русских

н а р о д н ы х

с к а з о к ;

с о с т а в л е н и е

ко р о т к и х

рассказов из личного опыта.

Беседа

«Любимый

отдых

членов

семьи»,

«Мамины,

бабушкины

руки»,

«Мой

папа». Игра «Моя комната».

Р и с у н о к

д о м а .

Дидактические

игры

«День

р о ж д е н и я » ,

« В с т р е ч а

г о с т е й » .

С о с т а в л е н и е

альбома «Дом, в котором я

живу». Чтение произведений

А. Пушкина «Сказка о царе

Салтане», «Сказка о мертвой

царевне и семи богатырях»,

П.Ершов «Конек-горбунок».

Набор

сюжетных

картин;

н а л ич ие

ф о т о

а л ь б о м о в

воспитанников.

2.

Изучение

микросоциума

/Мой детский

сад/

Познакомить

детей

с

историей

детского

сада.

Расширять

представления

д е т е й

о

л ю д я х ,

работающих

в

нашем

с а д у.

В о с п и т ы в а т ь

чувство любви и гордости

за

свой

детский

с ад ,

желание

сделать

в с е

возможное

для

т о г о ,

чтобы

наш

детский

сад

был еще лучше и краше.

Рисунки;

экскурсии

п о

детскому саду, путешествие

по

плану

детского

сада;

ролевые игры «Кто работает

в

детском

саду»;

«Я

воспитатель». Экскурсии по

территории

детского

сада,

з н а ко м с т в о

с

п л а н о м

участка.

Рассматривание

фото

альбома

«История

детского сада». Составление

рассказов

по

картинам

из

серии

«Мой

детский

сад».

Выставка

изобразительного

искусства

«Мой

любимый

детский

сад».

Праздник

детского

сада

нашего

р о д н о г о

д о м а »

( д л я

родителей

и

сотрудников

детского сада).

Демонстрационно-

наглядный материал

«Мой детский сад»;

ф о т о

а л ь б о м

д е т с к о г о

с а д а ;

предметы-

заме стители

д л я

сюжетно-ролевых

игр.

3.

Изучение

социальной

сферы

микрорайона

Уточнить знания детей о

названиях

н е кот о р ы х

улиц; показать детям, что

по названиям улиц можно

многое узнать об истории

своего города. Рассказать

об истории возникновения

названия

первой

улицы

города

Петропавловска-

К а м ч а т с к о г о

.

Воспитывать

у

дет ей

интерес к истории города,

уважение к труду людей,

обустраивающих

наш

город.

Наблюдения и экскурсии на

территории детского сада и

з а

е г о

п р и д е л а м и .

Р ас с мат ри в ан и е

д о м о в

(этажность, формы домов, из

какого материала построены,

номера).

Общение

«Мой

домашний адрес». Создание

макетов

домов,

ул и цы .

Рисунки.

Дидактические

игры

«Путешествие

п о

городу», «Расскажи о своем

городе».

Р а з в и в а ю щ и е

и г р ы :

«Экскурсия»,

«Кто

больше

знает улиц в нашем городе?»

Демонстрационно-

наглядный материал

серии «Улицы моего

города»

4.

Изучение

родной

природы

Расширять

представления

детей

о

растительном

и

животном мире края, его

особенностях,

своеобразии

и

красоте;

приспособлении к жизни в

суровых условиях Севера.

Познакомить

с

Красной

книгой ЯНАО. Расширять

представления

детей

о

правилах

поведения

в

п р и р од е ,

е е

о х р а н е .

Воспитывать

у

дет ей

интерес

к

окружающему

миру,

желание

бережно

относиться,

заботится

и

охранять

хрупкий

мир

природы.

Рассматривание

ка рт и н

«Времена

года»,

«Цветы»,

« П о с л е д н и й

с н е г » ,

диафильмов, иллюстраций,

к н и г ,

а л ь б о м о в

с

изображением растительного

и

ж и в о т н о г о

м и р а .

Разучивание

стихотворений

о

природе

С.

Есенина

«Белая березе», М. Никитин

« В с т р е ч а

з и м ы » ,

Н .

Минский

«Листопад»,

А.

Плещеев

«Уж

тает

снег»;

песенок,

потешек;

чтение

русских народных сказок о

животных

«Заяц

–хвастун»,

Лиса

и

кувшин»,

«Серая

ш е й к а » .

Н а б л ю д е н и е ,

целевые

прогулки

в

лес,

к

р е ке ,

к

о з е р у,

р а з б о р

проблемных ситуаций.

Д/и

«Кто где живет?», «Когда это

бывает?»,

«Времена

года»,

« Зо ол ог иче с ко е

л о т о » ,

« Н а й д и

д е р е в о

п о

о п и с а н и ю » .

О п ы т ы :

п р о р а щ и в а н и е

с е м я н ,

Демонстрационно-

наглядный материал

серии

«Растительный

и

ж и в о т н ы й

м и р

северного края»

испарение воды; снег и лед –

вода,

изменившее

с в о е

состояние под воздействием

температуры.

5.

Страницы

истории и

культуры края,

города.

Закрепить

и

расширить

знания

детей

о

родном

крае,

городе;

объяснить,

что город – это результат

т руд а

люд е й

р а з н ы х

поколений,

что

мы

хозяева города, и каждый

житель

должен

о

нем

позаботиться;

познакомить

с

историей

возникновения

города,

с

к ул ь т у р о й

и

б ы т о м

к о р е н н ы х

н а р о д о в

К а м ч а т с к о г о

к р а я .

Воспитывать

н е т е р п и м о с т ь

к

беспорядку,

стремление

сделать

улицы

своего

города

краше,

ч и щ е ,

благороднее;

интере с,

уважение

к

коренным

народам

Ка м ч ат с ко го

края, их культуре.

Экскурсии

в

краеведческий

м у з е й

г о р о д а

Петропавловск-Камчатского,

рассматривание

альбома

«Мой

любимый

город»,

« О р н а м е н т ы

н а р о д о в

Севера»,

«Моя

Камчатка».

Подвижные

игры

народов

Севера: «Хейро», «Перетяни

палку»,

«Северные

олени».

Чтение

ненецких

сказок.

Рассматривание

предметов

б ы т а

н а р од о в

С е в е р а .

В ыст авка

сувениров

о

р о д н о м

г о р о д е .

Проигрывание

и

анализ

ситуации

«Мы

в

городе».

Р а з в и в а ю щ и е

и г р ы :

«История

родного

города»,

«Заколдованный

город»,

«Здесь

каждый

камешек

знаком

тому,

кто

в

городе

своем, как в родном дому».

Демонстрационно-

наглядный материал

« М о й

л ю б и м ы й

город», «Орнаменты

народов Севера».

6.

Никто не

забыт, ничто

не забыто

П о з н а к о м и т ь

с

п а м я т н и ка м и

г е р о я м

Великой

Отечественной

войны города. Дать детям

знания

о

том,

как

люди

чтут

память

о

героях,

защищавших нашу страну

в

г о д ы

В е л и к о й

Отечественной

войны.

Воспитывать

уважение

к

в е т е р а н а м

В е л и к о й

Отечественной войны.

Рассматривание

картин

из

серии

«История

России»;

беседы о войне, рассказы о

мужестве,

отваге,

героизме

всего

народа.

Разучивание

стихов

и

песен

с

военной

тематикой.

Общение

«Что

лучше

плохой

мир

или

хорошая

война»,

создание

альбома «Нам нужен мир».

Занятие-праздник

«Этот

Д е н ь

П о б е д ы … » ,

фотовыставка «У нас в семье

праздник

9

мая».

Вечер-

досуг: «Цветы для героев».

Чтение

произведений

А.

Гайдара «Сказка о военной

Демонстрационно-

наглядный материал

«Они

сражались

за

Родину»

тайне», А. Митяев «Родина»,

А. Прокофьев «Нет на свете

Роди н ы

к р а с и в е й »,

В .

Суслов

«На

страже»,

С.

Маршак «День Победы», Л.

Кассиль «Твои защитники».

Концерт

для

вет ера нов

«Благодарим, солдаты, вас!».

План по самообразованию по теме:

«Нравственно-патриотическое воспитание

детей старшего дошкольного возраста»

(подготовительная к школе группа)

блока

Тема

Программное содержание

Методы и приемы

Методическое

обеспечение

1.

Формирование

Продолжать

рас ши ря т ь

Рассматривание

Набор

с юже т н ы х

знаний о семье

представления детей о своей

семье,

о

своей

биографии,

закрепить

знания

детей

о

фамилии, имени и отчества

родителей,

бабушек

и

дедушек,

их

з н ач е н и е .

Уточнить

домашний

адрес

проживания

детей

и

место

работы родителей и других

членов семьи. Воспитывать

у

детей

чувство

любви,

привязанности

к

сво ей

с е м ь е ;

г о р д о с т ь

з а

принадлежность

к

своему

р о д у,

ж е л а н и е

с т а т ь

продолжателем

лучших

качеств своих предков.

сюжетных картин из

серии «Моя семья»;

ч т е н и е

р у с с к и х

народных

сказок;

составление

коротких

рассказов

из

личного

опыта.

Беседа

«Любимый

о т д ы х

ч л е н о в

семьи»,

«Мамины,

бабушкины

руки»,

«Мой

папа».

Игра

« М о я

к о м н а т а » .

Р и с у н о к

д о м а .

Дидактические игры

«День

рождения»,

«Встреча

гостей».

Составление

альбома

«Дом,

в

котором

я

живу».

Экскурсии на места

работы

родителей.

Чтение

произведений

Я .

Аким «Моя родня»,

В .

Д р а г у н с к и й

«Друг

детства»,

Э.

Мошковская

«Хитрые старушки».

картин; наличие фото

альбомов

воспитанников.

2.

Изучение

микросоциума

/Мой детский сад/

П о з н а ко м и т ь

д е т е й

с

историей

детского

сада,

особое

внимание

обратить

на то, что наш детский сад –

это второй родной наш дом.

Закрепить

адрес

детского

с а д а .

Р а с ш и р я т ь

представления

детей

о

л юдя х ,

р а бот а ю щ и х

в

нашем

саду.

Воспитывать

чувство любви и гордости за

свой детский сад, желание

сделать все возможное для

того, чтобы наш детский сад

Рисунки;

экскурсии

по

детскому

саду,

п у т е ш е с т в и е

п о

плану детского сада;

ролевые

игры

«Кто

работает

в

детском

с а д у » ;

« Я

воспитатель».

Э к с к у р с и и

п о

территории детского

сада,

знакомство

с

п л а н ом

у ч а с т к а .

Рассматривание

ф о т о

а л ь б о м а

Демонстрационно-

наглядный

материал

«Мой

детский

сад»;

фото альбом детского

с а д а ;

п р е д м е т ы -

з а м е с т и т е л и

д л я

сюжетно-ролевых

игр.

был еще лучше и краше.

«История

детского

сада».

Составление

р а с с к а з о в

п о

картинам

из

серии

«Мой детский сад».

Выставка

изобразительного

и с к у с с т в а

« Мо й

любимый

детский

сад».

Развлечение

«Праздник

детского

сада»,

«Праздник

друзей».

3.

Изучение

социальной

сферы

микрорайона

Уточнить

знания

детей

о

названиях

некоторых

улиц;

показать

детям,

что

по

названиям

улиц

можно

многое

узнать

об

истории

своего города. Рассказать об

истории

возникновения

Общественных

зданий

на

улицах,

их

назначение.

П о з н а к о м и т ь

к а к

организовано

движение

по

улице. Воспитывать у детей

интерес

к

истории

города,

уважение

к

труду

людей,

обустраивающих наш город.

Н а б л ю д е н и я

и

э к с к у р с и и

н а

территории детского

с а д а

и

з а

е г о

приделами.

Рассматривание

домов

(этажность,

формы

домов,

из

какого

материала

построены, номера).

Общение

«Микрорайон

как

ч а с т ь

г о р о д а » .

Создание

макетов

д о м о в ,

у л и ц ы ,

общественных

зданий.

Ри сун ки .

Дидактические игры

«Путешествие

по

городу»,

«Расскажи

о

своем

городе».

Экскурсии по улице,

в

Г И Б Д Д .

Развивающие

игры:

«История

родного

города»,

«Заколдованный

город», «Волшебные

ленты дорог».

Демонстрационно-

наглядный

материал

серии «Улицы моего

города»

4.

Изучение родной

Расширять

представления

Рассматривание

Демонстрационно-

природы

детей

о

растительном

и

животном

мире

края,

его

особенностях,

своеобразии

и

красоте;

приспособлении

к жизни в суровых условиях

С евера;

о

п р оя в л е н и и

ч у в с т в

ж и в о т н ы х

(изменение

окружающей

с р е д ы ,

в о з д е й с т в и е

человека);

сходства

их

с

чувствами

человека

(голод,

б о л ь ,

у д о в о л ь с т в и е ,

радость).

Познакомить

с

Красной

книгой

ЯНАО.

Расширять

представления

детей о правилах поведения

в

природе,

ее

ох р а н е .

В о с п и т ы в ат ь

у

д е т е й

интерес

к

окружающему

миру,

желание

бережно

относиться,

заботится

и

охранять

хрупкий

мир

природы.

картин

«Времена

года», иллюстраций,

книг,

телепередач,

а л ь б о м о в

с

изображением

р а ст и т е ль н о го

и

животного

м и р а ,

плакатов

об

охране

п р и р о д ы

и

животных,

труд

на

участке

д е т с ко го

сада,

в

живом

и

природном

уголках.

Разучивание

стихотворений

о

природе

И.

Бунин

« П е р в ы й

с н е г » ,

загадки,

пе сенок,

потешек;

ч т е н и е

русских

народных

сказок

о

животных.

Ежедневные

наблюдение,

целевые прогулки в

лес, к реке, к озеру.

Д / и

« К т о

г д е

живет?», «Когда это

бывает?»,

«Времена

года»,

«Зоологическое

л о т о » ,

« Н а й д и

д е р е в о

п о

описанию», «Где чей

д о м ? » ,

« Ч ь и

следы?»,

«Скажи

наоборот».

Чтение

художественной

литературы:

пер.С.Маршака

«Двенадцать

месяцев»,

В.Бианки

«Синичкин

к а л е н д а р ь » ,

А .

П у ш к и н а

« У

л у к о м о р ь я

д у б

з е л е н ы й » ,

К .

наглядный

материал

серии «Растительный

и

животный

м и р

северного края»

Ушинский

«Спор

деревьев». Труд

на

участке

д е т с ко го

сада. Наблюдение за

птицами

в

природе.

Дежурство в живом

у го л ке

д е т с к о г о

с а д а .

З а н я т и я

с

во спитателем

п о

экологии.

Проведение

опытов:

«Из

каких

цветов

состоит

солнечный

л у ч » ,

« В о з д у х

занимает

место»;

с

водой.

5.

Страницы

истории и

культуры края,

города

Петропавловск-

Камчатского

Закрепить

и

расширить

знания детей о родном крае,

городе; объяснить, что город

– это результат труда людей

разных поколений, что – мы

хозяева

города,

и

каждый

житель

должен

о

н е м

позаботиться; познакомить с

историей

возникновения

города, с культурой и бытом

к о р е н н ы х

н а р о д о в

Камчатского

края;

дать

знания о том, что такое герб,

объяснить символику герба

города, его назначение.

В о с п и т ы в ат ь

у

д е т е й

интере с

и

уважение

к

национальной

культуре;

любовь и гордость за свой

город,

уважение

к

людям,

прославившим

город

и

сейчас работающих на благо

народа;

желание

побольше

узнать о городе, в котором

живут дети.

Э к с к у р с и и

в

краеведческий музей

города

Петропавловск-

Камчатский,

рассматривание

а л ь б о м а

« М о й

любимый

город»,

«Орнаменты

народов

Севера»,

.

Чтение

ненецких

сказок.

Рассматривание

п р е д м е т о в

б ы т а

на родо в

С е в е р а .

Выставка

сувениров

о

родном

городе.

П р оиг ры ва ние

и

анализ

с и ту а ц и и

« М ы

в

г о р о д е » .

Познавательный

рассказ

воспитателя

о

т р а д и ц и я х

и

обычаях

коренных

жителей

Камчатского

края.

Подвижные

игры

народов

С е в е р а :

«Хейро», «Перетяни

Демонстрационно-

наглядный

материал

« М о й

л ю б и м ы й

город»,

«Орнаменты

народов

С е в е р а » .

П р е д м е т ы

б ы т а

коренных

жителей

Камчатского края.

палку»,

«Северные

олени».

6.

Никто не забыт,

ничто не забыто

Дат ь

предст авление

о

причинах войны, объяснить,

почему

нашему

народу

пришлось

испытать

такую

лихую,

лютую

год и н у,

почему

и

от

кого

мы

в ы н у ж д е н ы

б ы л и

защищаться;

на

примерах

подвигов

юных

ге р о е в

рассказать

о

борьбе

с

ф а ш и з м ом .

З а к р е п и т ь

знания

о

том,

как

воины-

солдаты

защищали

нашу

Родину

в

годы

Великой

Отече ственной

в о й н ы .

Познакомить

с

героями

В О В ,

ч ь и м и

и м е н а м и

названы

улицы

город а,

в с п ом н и т ь

п а м я т н и к и

героям

ВОВ.

Воспитывать

уважение

к

в е т е р а н а м

Великой

Отечественной

войны.

Рассматривание

картин

из

с ер ии

«История

России»;

бе седы

о

в о й н е ,

р а с с к а з ы

о

мужестве,

отваге,

г е р о и з м е

в с е г о

народа. Разучивание

стихов

и

песен

с

военной

тематикой.

О б щ е н и е

« Ч т о

лучше – плохой мир

или хорошая война»,

создание

альбома

«Нам

нужен

мир».

Занятие-праздник

« Э т о т

Д е н ь

Победы…»,

фотовыставка

«У

нас в семье праздник

9 мая». Экскурсии к

мемориальным

памятникам,

в

их

честь.

Сравнение

картин

изображающих

мирно е

врем я

и

в о й н у .

Ч т е н и е

пр оизвед ений

З ,

Александрова

« Д о з о р » ,

С .

Алексеев

«Первый

ночной

таран»,

Л.

Б а р а б а с

« И м я

героя», Е. Благинина

«Шинель», А. Жаров

«Пограничник»,

А.

М и т я е в

« Н а ш е

оружие».Концерт

д л я

в е т е р а н о в

«Благодарим,

с о л д а т ы ,

в а с ! » ;

вечера-досуги:

Демонстрационно-

наглядный

материал

«Они

сражались

за

Родину»

«Достойны

памяти

г е р о е в » ,

« В а ш

подвиг будет жить в

веках!».



В раздел образования