Напоминание

Из опыта работы "Кружок по пескотерапии "Чудеса на песке" с детми дошкольного возраста


Автор: Рузляева Ирина Ивановна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 111
Населённый пункт: город Пенза
Наименование материала: статья
Тема: Из опыта работы "Кружок по пескотерапии "Чудеса на песке" с детми дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 111 г. Пензы «Олененок»

Из опыта работы на тему:

«Кружок по пескоперапии

«Чудеса на песке»

с детьми дошкольного возраста»

Подготовил и провел

учитель-логопед

высшей квалификационной

категории

Рузляева Ирина Ивановна

г. Пенза,

2017 год

«Наилучшая для малыша та игрушка,

которую он может заставить по-разному изменяться;

для маленьких детей наилучшая игрушка – это куча песка»

Л. Ушинский

Модернизация современного образования предполагает достижение

нового современного качества на всех его ступенях. Это вызывает

необходимость не только активно применять современные коррекционно-

образовательные технологии, но и разрабатывать собственные,

способствующие повышению уровня образования на должный уровень,

соответствующий федеральным государственным образовательным

стандартам. В этом может помочь пескотерапия как здоровьеразвивающая и

здоровьесберегающая технология.

Пескотерапия (sand-play) – дословно переводится «песочная игра». Это

вид современной арт-терапии и арт-педагогики, включающий систему игр с

песком, позволяющих раскрыть индивидуальность каждого ребёнка,

разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать

свои желания и возможность их реализации.

Песок – это удивительный, богатый своими возможностями материал,

податливый и способный принимать любые формы. Игры в песочнице – одна

из форм естественной деятельности ребенка. Поэтому целесообразно

использовать песочницу в развивающих, обучающих и коррекционных

занятиях.

Перенос традиционных педагогических знаний в песочницу дает большой

воспитательный и образовательный эффект:

существенно усиливается желание ребенка узнать что-то новое,

экспериментировать и работать самостоятельно.

в песочнице мощно развивается «тактильная» чувствительность, как

основа развития «ручного интеллекта».

в игре с песком более гармонично и интенсивно развиваются все

высшие психические функции (память, мышление, восприятие, внимание), а

также речь и моторика.

совершенствуется развитие предметно-игровой деятельности, что в

дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и

коммуникативных навыков ребенка.

Песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию. Это его

свойство особенно востребовано в работе с «особыми» детьми.

На базе ДОУ № 111 города Пензы разработана дополнительная

общеразвивающая программа «Чудеса на песке» для детей:

4 -5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет.

Цель - создать условия для развития у воспитанников речи, познавательной

активности, творческих способностей, социально-коммуникативных навыков

через пескотерапию.

Для каждого дошкольного возраста программа учитывает речевые

возможности, уровень познавательного, психического и физического

развития детей и определяет приоритетные задачи.

Для обучения детей технике рисования песком созданы необходимые

условия: занятия проводятся в отдельном помещении, которое оборудовано

индивидуальными столами-планшетами на ножках со стеклянной

поверхностью, со съемной крышкой (5 шт.), подсветкой, с высокими

бортами, чтобы песок не высыпался, настольными планшетами-песочницами

40\60 см.

Для работы используется цветной кварцевый песок. А также различные

сыпучие материалы (манка, бисер, соль), набор трафаретов и силуэтов,

бросовый материал: камни, кристаллы, раковины, семена, отполированные

водой стёклышки, веточки, перья, палочки, пуговицы, одноразовые

соломинки для коктейля, миниатюрные игрушки (высотой 5–10 см),

изображающие людей, животных и растений; транспорт, различные здания и

постройки;

Разработан цикл специальных игр и упражнений познавательно-речевого

характера, который используется в игровой деятельности детей с песком.

Обучающие игры, обеспечивающие процесс обучения чтению, письму, счёту,

грамоте. Такие игры направлены на развитие тактильно-кинестетической

чувствительности и мелкой моторики рук. Ребёнок говорит о своих

ощущениях, тем самым спонтанно развивается его речь и словарный запас.

Игры: «Угадай, какая цифра, буква», «Найди нужное количество», «Пекарня»,

«Угадай по описанию», «Ищи по инструкции».

Познавательные игры, с помощью которых мы помогаем познавать

многогранность нашего мира. Перенос традиционных обучающих и

развивающих заданий в песочницу существенно повышает мотивацию к

занятиям. Игры: «Путешествие», «Загадки», «Песочная арифметика».

Логопедические игры, помогающие устранить дефекты и

несформированность речи:

игры на развитие диафрагмального дыхания «Песочный ветер»,

«Выровняй дорогу», «Что под песком», «Замети следы», «Ямки», «Дорога к

другу»;

артикуляционные упражнения с движениями по песку «Лошадки»,

«Индюки», «Часики»;

автоматизация звуков «Моторчик», «Горочка», «Дорожка»);

развитие фонематического слуха и восприятия «Два города», «Кто в

городе живёт?»;

совершенствование лексических и грамматических средств языка и

навыков связной речи «Чего не стало», «Подбери слово», «Зверюшки на

дорожках», «Дорисуй картинку»;

формирование слоговой структуры слова «Исправь ошибку», «Засели

города», «Цветы на клумбе».

Графо-моторные игры, направленные на развитие координации движения и

графо-моторных навыков, восприятие пространства и двуручных движений.

Творческие игры, развивающие воображение, эмоциональную отзывчивость,

а также формирование потребности в творчестве и общении с искусством:

конструирование из песка; составление узоров на песке; создание картин на

песке и «песочного мира»; создание песочных композиций.

Анимационные игры: игры по созданию анимации на песке.

Общие рекомендации по проведению песочных игр

1.

Игры в песочнице проводят с подгруппой или индивидуально.

2.

До занятия и после занятия моют руки.

3.

Перед занятием в «песочнице» желательно провести пальчиковые игры-

разминки.

4.

Во время работы с песком следует соблюдать определённые правила:

песок не должен высыпаться из песочницы;

нельзя брать песок в рот и кидаться песком;

отряхивать руки и играть можно только над песочницей;

5.

Педагог вначале показывает способы действия в играх с песком, а затем

ребёнок «рука в руке» или самостоятельно повторяет их. Не стоит настаивать

на

чётком

выполнении

инструкции,

взрослый

должен

на

первых

порах

подстраиваться под ребёнка.

6.

Для

начала

и

окончания

игр-занятий

в

песочнице

вырабатывается

особый

ритуал

приветствия

и

прощания

(это

может

быть

дыхательная

гимнастика, психопластика, релаксация).

Структура занятий разработана с учетом возрастных особенностей детей,

исходя из целей и задач программы.

Организационный момент начинается с ритуала «входа» в песочницу и может

включать дыхательную гимнастику

,

пальчиковую гимнастику, сюрпризные

моменты, проблемную ситуацию через персонажа-посредника, тематические

игры, опыты с песком, чтобы создать положительный настрой на занятие,

заинтересовать и организовать детей.

Содержание основной части непрерывной образовательной деятельности не

обходится без повторения, совершенствования различных приемов рисования

на песке. Песок можно разравнивать как ладонями, так и пальцами. Руки

могут работать и как «бульдозер», разгребая песок вокруг. Пальцами можно

проделывать отверстия в песке или рисовать на нём. Для изображений можно

использовать кулачок или указательный палец, кисть руки.

После подготовительных упражнений мы переходим к игровой деятельности

детей с песком на лексическую тему с использованием специальных игр и

упражнений познавательно-речевого характера.

Для смены статической позы на динамическую проводим в конце занятия

подвижные игры, психогимнастические игры, ритмопластику, физ. минутки.

Ритуал «выхода» из песочницы содержит дыхательную гимнастику или

релаксационные упражнения, направленные на снятие у детей мышечного и

эмоционального напряжения всего организма.

Продолжительность кружка «Чудеса на песке» составляет от 25-30 минут в

зависимости от возрастной группы.

На итоговом мероприятии или родительском собрании проводится

презентация песочного творчества воспитанников для родителей в виде фото-

галереи. В дальнейшем мы планируем следующий этап творчества – это

создание мультфильмов с помощью песочной анимации руками

воспитанников.

Уникальность пескотерапии состоит в том, что она имеет универсальный

характер и рассчитана на любого ребёнка.



В раздел образования