Автор: Рузляева Ирина Ивановна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 111
Населённый пункт: город Пенза
Наименование материала: статья
Тема: Из опыта работы "Кружок по пескотерапии "Чудеса на песке" с детми дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 111 г. Пензы «Олененок»
Из опыта работы на тему:
«Кружок по пескоперапии
«Чудеса на песке»
с детьми дошкольного возраста»
Подготовил и провел
учитель-логопед
высшей квалификационной
категории
Рузляева Ирина Ивановна
г. Пенза,
2017 год
«Наилучшая для малыша та игрушка,
которую он может заставить по-разному изменяться;
для маленьких детей наилучшая игрушка – это куча песка»
Л. Ушинский
Модернизация современного образования предполагает достижение
нового современного качества на всех его ступенях. Это вызывает
необходимость не только активно применять современные коррекционно-
образовательные технологии, но и разрабатывать собственные,
способствующие повышению уровня образования на должный уровень,
соответствующий федеральным государственным образовательным
стандартам. В этом может помочь пескотерапия как здоровьеразвивающая и
здоровьесберегающая технология.
Пескотерапия (sand-play) – дословно переводится «песочная игра». Это
вид современной арт-терапии и арт-педагогики, включающий систему игр с
песком, позволяющих раскрыть индивидуальность каждого ребёнка,
разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать
свои желания и возможность их реализации.
Песок – это удивительный, богатый своими возможностями материал,
податливый и способный принимать любые формы. Игры в песочнице – одна
из форм естественной деятельности ребенка. Поэтому целесообразно
использовать песочницу в развивающих, обучающих и коррекционных
занятиях.
Перенос традиционных педагогических знаний в песочницу дает большой
воспитательный и образовательный эффект:
существенно усиливается желание ребенка узнать что-то новое,
экспериментировать и работать самостоятельно.
в песочнице мощно развивается «тактильная» чувствительность, как
основа развития «ручного интеллекта».
в игре с песком более гармонично и интенсивно развиваются все
высшие психические функции (память, мышление, восприятие, внимание), а
также речь и моторика.
совершенствуется развитие предметно-игровой деятельности, что в
дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и
коммуникативных навыков ребенка.
Песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию. Это его
свойство особенно востребовано в работе с «особыми» детьми.
На базе ДОУ № 111 города Пензы разработана дополнительная
общеразвивающая программа «Чудеса на песке» для детей:
4 -5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет.
Цель - создать условия для развития у воспитанников речи, познавательной
активности, творческих способностей, социально-коммуникативных навыков
через пескотерапию.
Для каждого дошкольного возраста программа учитывает речевые
возможности, уровень познавательного, психического и физического
развития детей и определяет приоритетные задачи.
Для обучения детей технике рисования песком созданы необходимые
условия: занятия проводятся в отдельном помещении, которое оборудовано
индивидуальными столами-планшетами на ножках со стеклянной
поверхностью, со съемной крышкой (5 шт.), подсветкой, с высокими
бортами, чтобы песок не высыпался, настольными планшетами-песочницами
40\60 см.
Для работы используется цветной кварцевый песок. А также различные
сыпучие материалы (манка, бисер, соль), набор трафаретов и силуэтов,
бросовый материал: камни, кристаллы, раковины, семена, отполированные
водой стёклышки, веточки, перья, палочки, пуговицы, одноразовые
соломинки для коктейля, миниатюрные игрушки (высотой 5–10 см),
изображающие людей, животных и растений; транспорт, различные здания и
постройки;
Разработан цикл специальных игр и упражнений познавательно-речевого
характера, который используется в игровой деятельности детей с песком.
Обучающие игры, обеспечивающие процесс обучения чтению, письму, счёту,
грамоте. Такие игры направлены на развитие тактильно-кинестетической
чувствительности и мелкой моторики рук. Ребёнок говорит о своих
ощущениях, тем самым спонтанно развивается его речь и словарный запас.
Игры: «Угадай, какая цифра, буква», «Найди нужное количество», «Пекарня»,
«Угадай по описанию», «Ищи по инструкции».
Познавательные игры, с помощью которых мы помогаем познавать
многогранность нашего мира. Перенос традиционных обучающих и
развивающих заданий в песочницу существенно повышает мотивацию к
занятиям. Игры: «Путешествие», «Загадки», «Песочная арифметика».
Логопедические игры, помогающие устранить дефекты и
несформированность речи:
игры на развитие диафрагмального дыхания «Песочный ветер»,
«Выровняй дорогу», «Что под песком», «Замети следы», «Ямки», «Дорога к
другу»;
артикуляционные упражнения с движениями по песку «Лошадки»,
«Индюки», «Часики»;
автоматизация звуков «Моторчик», «Горочка», «Дорожка»);
развитие фонематического слуха и восприятия «Два города», «Кто в
городе живёт?»;
совершенствование лексических и грамматических средств языка и
навыков связной речи «Чего не стало», «Подбери слово», «Зверюшки на
дорожках», «Дорисуй картинку»;
формирование слоговой структуры слова «Исправь ошибку», «Засели
города», «Цветы на клумбе».
Графо-моторные игры, направленные на развитие координации движения и
графо-моторных навыков, восприятие пространства и двуручных движений.
Творческие игры, развивающие воображение, эмоциональную отзывчивость,
а также формирование потребности в творчестве и общении с искусством:
конструирование из песка; составление узоров на песке; создание картин на
песке и «песочного мира»; создание песочных композиций.
Анимационные игры: игры по созданию анимации на песке.
Общие рекомендации по проведению песочных игр
1.
Игры в песочнице проводят с подгруппой или индивидуально.
2.
До занятия и после занятия моют руки.
3.
Перед занятием в «песочнице» желательно провести пальчиковые игры-
разминки.
4.
Во время работы с песком следует соблюдать определённые правила:
•
песок не должен высыпаться из песочницы;
•
нельзя брать песок в рот и кидаться песком;
•
отряхивать руки и играть можно только над песочницей;
5.
Педагог вначале показывает способы действия в играх с песком, а затем
ребёнок «рука в руке» или самостоятельно повторяет их. Не стоит настаивать
на
чётком
выполнении
инструкции,
взрослый
должен
на
первых
порах
подстраиваться под ребёнка.
6.
Для
начала
и
окончания
игр-занятий
в
песочнице
вырабатывается
особый
ритуал
приветствия
и
прощания
(это
может
быть
дыхательная
гимнастика, психопластика, релаксация).
Структура занятий разработана с учетом возрастных особенностей детей,
исходя из целей и задач программы.
Организационный момент начинается с ритуала «входа» в песочницу и может
включать дыхательную гимнастику
,
пальчиковую гимнастику, сюрпризные
моменты, проблемную ситуацию через персонажа-посредника, тематические
игры, опыты с песком, чтобы создать положительный настрой на занятие,
заинтересовать и организовать детей.
Содержание основной части непрерывной образовательной деятельности не
обходится без повторения, совершенствования различных приемов рисования
на песке. Песок можно разравнивать как ладонями, так и пальцами. Руки
могут работать и как «бульдозер», разгребая песок вокруг. Пальцами можно
проделывать отверстия в песке или рисовать на нём. Для изображений можно
использовать кулачок или указательный палец, кисть руки.
После подготовительных упражнений мы переходим к игровой деятельности
детей с песком на лексическую тему с использованием специальных игр и
упражнений познавательно-речевого характера.
Для смены статической позы на динамическую проводим в конце занятия
подвижные игры, психогимнастические игры, ритмопластику, физ. минутки.
Ритуал «выхода» из песочницы содержит дыхательную гимнастику или
релаксационные упражнения, направленные на снятие у детей мышечного и
эмоционального напряжения всего организма.
Продолжительность кружка «Чудеса на песке» составляет от 25-30 минут в
зависимости от возрастной группы.
На итоговом мероприятии или родительском собрании проводится
презентация песочного творчества воспитанников для родителей в виде фото-
галереи. В дальнейшем мы планируем следующий этап творчества – это
создание мультфильмов с помощью песочной анимации руками
воспитанников.
Уникальность пескотерапии состоит в том, что она имеет универсальный
характер и рассчитана на любого ребёнка.