Автор: Власова Наталья Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Лицей № 67"
Населённый пункт: г. о. Тольятти, Самарская область
Наименование материала: Открытый урок
Тема: "Обучающее изложение"
Раздел: начальное образование
Открытый урок по теме: «Обучающее изложение»
Цель урока: формировать у обучающихся умения воспроизводить и оформлять прослушанный и
прочитанный текст по составленному плану.
Задачи урока:
- развивать у обучающихся личностные универсальные учебные действия (далее - УУД): уметь строить свои
взаимоотношения с окружающими; проявлять доброжелательность, доверие, внимательность;
- развивать у обучающихся регулятивные УУД: формировать целевые установки учебной деятельности
(удерживать цель деятельности до получения ее результата; работать по алгоритму; анализировать эмоции,
полученные от результата деятельности); формировать умения контрольно-оценочной деятельности
(оценивать результаты деятельности (чужой, своей)); анализировать собственную работу: соотносить план и
совершённые операции, находить ошибки, устанавливать их причины; оценивать уровень владения тем или
иным учебным действием.
- развивать у обучающихся познавательные УУД: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для
решения учебной задачи; выделять общее и частное в изучаемых объектах; устанавливать причинно-
следственные связи и зависимости между объектами;
- развивать у обучающихся коммуникативные УУД: работать с текстом (воспринимать текст с учетом
поставленной учебной задачи, составлять план текста, пересказывать по плану, воспроизводить текст);
организовывать продуктивное сотрудничество (работать в парах, выслушивать мнение собеседника, задавать
вопросы на понимание); составлять небольшие устные монологические высказывания, "удерживать" логику
повествования, приводить убедительные доказательства; писать изложение, используя информацию,
полученную в ходе парной, коллективной и групповой работы.
Страница
1
из
7
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Приложения
Универсальные учебные
действия (УУД)
1.
Введение в тему урока.
Тема нашего
сегодняшнего урока
"Изложение текста".
Пожалуйста, посмотрите
на экран. Прочитайте
тему нашего урока,
рассмотрите
иллюстрации.
Отгадайте загадку.
Ответьте, почему у
слона такие большие
уши? Прочитаем, зачем
слону хобот?
Читают тему. Рассматривают
иллюстрацию. Отвечают на
вопросы учителя.
(На экране - слайд с
изображением слона, на
доске записана тема
урока.)
(Загадка про слона.)
Познавательные УУД.
Регулятивные УУД.
2.
Знакомство с текстом.
(Первичное восприятие текста)
Учитель читает текст
без заголовка).
Внимательно
послушайте текст
изложения и подумайте,
Дети слушают.
На экране слайд с текстом.
В Индии одна семья
имела слона. Мать
уходила на работу, а с
ребёнком оставляли
Познавательные УУД.
Регулятивные УУД.
Страница
2
из
7
какова его главная
мысль, как его можно
озаглавить?
слона.
Эта огромная няня
очень хорошо ухаживала
за ребёнком. Иногда
малыш уползал далеко
от дома. Слон нежно
брал его хоботом и
приносил во двор.
Когда ребёнок
плакал, слон хоботом
играл с ним. Во время
сна слон хоботом
отгонял мух. Малыш
очень любил свою
огромную няню.
Обсуждение текста.
(Учитель организует
обмен детей мнениями по
поводу прослушанного
текста.)
Давайте сравним ваши
заголовки с тем, который
предложил автор. Теперь
нужно выбрать наиболее
подходящий заголовок и
записать его в тетрадь
Обучающиеся предлагают
свои варианты
заголовков.
(Обучающиеся
сравнивают.
Дети выполняют задание
учителя.)
Познавательные УУД.
Страница
3
из
7
3.
Ответы на вопросы.
А теперь поработайте в
парах. Ответьте на
вопросы по тексту.
(Обучающиеся работают
в парах, отвечают на
вопросы по
прослушанному тексту.
Вопросы по
прослушанному тексту.
1. С кем оставляла мать
своего ребёнка?
2. Как слон ухаживал за
ребёнком?
3. Как малыш относился к
огромной няне?
Личностные
универсальные учебные
действия.
Коммуникативные УУД.
Фронтальная работа.
- Прочитай и перескажи
первую часть.
- Прочитай и перескажи
вторую часть.
- Прочитай и перескажи
третью часть.
- Обрати внимание на
написание трудных слов.
Объясните значение
незнакомых слов.
Расскажите друг другу, о
чем говорится в тексте.
Прочитайте текст еще раз
(один - читает, другой -
слушает). Составьте план
текста в парах.
Прочитайте фрагменты
Обучающиеся обсуждают
ответы.
Читают и пересказывают
по частям.
Объясняют значение и
написание трудных слов.
Сравнивают свой план с
планом на доске.
Личностные
универсальные учебные
действия.
Коммуникативные УУД.
Страница
4
из
7
текста. Перескажите
фрагменты текста друг
другу. Выделите главную
мысль фрагментов.
Сравните свой план с
планом на доске.
4.
Запись изложения.
А теперь запишите по
памяти изложение.
Дети пишут изложение.
Познавательные УУД.
Регулятивные УУД.
Коммуникативные УУД.
5.
Рефлексия.
А теперь опишите свое
отношение к
литературному
произведению: нарисуйте
рисунок, сочините
стихотворение или
рассказ по тексту
изложения. Представьте,
что вы сами стали
писателями, художниками
и поэтами. Как бы вы
описали то, что узнали
сегодня про слонов?
текста в форме прозы,
рисунка или
Индивидуальная работа.
Обучающиеся выражают
свое отношение к
содержанию.
Познавательные УУД.
Регулятивные УУД.
Коммуникативные УУД
Страница
5
из
7
стихотворения.
Итоги.
Чему мы сегодня
научились?
Дети помогают подведению
итогов.
Сегодня мы научились:
1.
Воспринимать текст.
2.
Составлять план
текста.
3.
Излагать содержание
текста по плану.
4.
Формулировать свои
мысли.
5.
Удерживать логику
повествования.
6.
Приводить
убедительные
доказательства.
7.
Работать в парах.
Выслушивать мнение
товарища.
Задавать вопросы на
понимание.
Познавательные УУД.
Регулятивные УУД.
Заключение.
В заключение нашего
урока желающие могут
зачитать свои изложения.
Молодцы! Теперь
расскажите мне, что
сегодня на уроке у вас
получилось, а с чем
(2-3 обучающихся
зачитывают свои
изложения.
(Дети отвечают на
вопросы учителя.)
Регулятивные УУД.
Страница
6
из
7
возникли затруднения?
Какая организация
учебной работы помогала
в написании изложения?
Молодцы, ребята!
Большое спасибо за
работу на уроке!
Страница
7
из
7