Напоминание

"Обучающее изложение"


Автор: Власова Наталья Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Лицей № 67"
Населённый пункт: г. о. Тольятти, Самарская область
Наименование материала: Открытый урок
Тема: "Обучающее изложение"
Раздел: начальное образование





Назад




Открытый урок по теме: «Обучающее изложение»

Цель урока: формировать у обучающихся умения воспроизводить и оформлять прослушанный и

прочитанный текст по составленному плану.

Задачи урока:

- развивать у обучающихся личностные универсальные учебные действия (далее - УУД): уметь строить свои

взаимоотношения с окружающими; проявлять доброжелательность, доверие, внимательность;

- развивать у обучающихся регулятивные УУД: формировать целевые установки учебной деятельности

(удерживать цель деятельности до получения ее результата; работать по алгоритму; анализировать эмоции,

полученные от результата деятельности); формировать умения контрольно-оценочной деятельности

(оценивать результаты деятельности (чужой, своей)); анализировать собственную работу: соотносить план и

совершённые операции, находить ошибки, устанавливать их причины; оценивать уровень владения тем или

иным учебным действием.

- развивать у обучающихся познавательные УУД: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для

решения учебной задачи; выделять общее и частное в изучаемых объектах; устанавливать причинно-

следственные связи и зависимости между объектами;

- развивать у обучающихся коммуникативные УУД: работать с текстом (воспринимать текст с учетом

поставленной учебной задачи, составлять план текста, пересказывать по плану, воспроизводить текст);

организовывать продуктивное сотрудничество (работать в парах, выслушивать мнение собеседника, задавать

вопросы на понимание); составлять небольшие устные монологические высказывания, "удерживать" логику

повествования, приводить убедительные доказательства; писать изложение, используя информацию,

полученную в ходе парной, коллективной и групповой работы.

Страница

1

из

7

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Приложения

Универсальные учебные

действия (УУД)

1.

Введение в тему урока.

Тема нашего

сегодняшнего урока

"Изложение текста".

Пожалуйста, посмотрите

на экран. Прочитайте

тему нашего урока,

рассмотрите

иллюстрации.

Отгадайте загадку.

Ответьте, почему у

слона такие большие

уши? Прочитаем, зачем

слону хобот?

Читают тему. Рассматривают

иллюстрацию. Отвечают на

вопросы учителя.

(На экране - слайд с

изображением слона, на

доске записана тема

урока.)

(Загадка про слона.)

Познавательные УУД.

Регулятивные УУД.

2.

Знакомство с текстом.

(Первичное восприятие текста)

Учитель читает текст

без заголовка).

Внимательно

послушайте текст

изложения и подумайте,

Дети слушают.

На экране слайд с текстом.

В Индии одна семья

имела слона. Мать

уходила на работу, а с

ребёнком оставляли

Познавательные УУД.

Регулятивные УУД.

Страница

2

из

7

какова его главная

мысль, как его можно

озаглавить?

слона.

Эта огромная няня

очень хорошо ухаживала

за ребёнком. Иногда

малыш уползал далеко

от дома. Слон нежно

брал его хоботом и

приносил во двор.

Когда ребёнок

плакал, слон хоботом

играл с ним. Во время

сна слон хоботом

отгонял мух. Малыш

очень любил свою

огромную няню.

Обсуждение текста.

(Учитель организует

обмен детей мнениями по

поводу прослушанного

текста.)

Давайте сравним ваши

заголовки с тем, который

предложил автор. Теперь

нужно выбрать наиболее

подходящий заголовок и

записать его в тетрадь

Обучающиеся предлагают

свои варианты

заголовков.

(Обучающиеся

сравнивают.

Дети выполняют задание

учителя.)

Познавательные УУД.

Страница

3

из

7

3.

Ответы на вопросы.

А теперь поработайте в

парах. Ответьте на

вопросы по тексту.

(Обучающиеся работают

в парах, отвечают на

вопросы по

прослушанному тексту.

Вопросы по

прослушанному тексту.

1. С кем оставляла мать

своего ребёнка?

2. Как слон ухаживал за

ребёнком?

3. Как малыш относился к

огромной няне?

Личностные

универсальные учебные

действия.

Коммуникативные УУД.

Фронтальная работа.

- Прочитай и перескажи

первую часть.

- Прочитай и перескажи

вторую часть.

- Прочитай и перескажи

третью часть.

- Обрати внимание на

написание трудных слов.

Объясните значение

незнакомых слов.

Расскажите друг другу, о

чем говорится в тексте.

Прочитайте текст еще раз

(один - читает, другой -

слушает). Составьте план

текста в парах.

Прочитайте фрагменты

Обучающиеся обсуждают

ответы.

Читают и пересказывают

по частям.

Объясняют значение и

написание трудных слов.

Сравнивают свой план с

планом на доске.

Личностные

универсальные учебные

действия.

Коммуникативные УУД.

Страница

4

из

7

текста. Перескажите

фрагменты текста друг

другу. Выделите главную

мысль фрагментов.

Сравните свой план с

планом на доске.

4.

Запись изложения.

А теперь запишите по

памяти изложение.

Дети пишут изложение.

Познавательные УУД.

Регулятивные УУД.

Коммуникативные УУД.

5.

Рефлексия.

А теперь опишите свое

отношение к

литературному

произведению: нарисуйте

рисунок, сочините

стихотворение или

рассказ по тексту

изложения. Представьте,

что вы сами стали

писателями, художниками

и поэтами. Как бы вы

описали то, что узнали

сегодня про слонов?

текста в форме прозы,

рисунка или

Индивидуальная работа.

Обучающиеся выражают

свое отношение к

содержанию.

Познавательные УУД.

Регулятивные УУД.

Коммуникативные УУД

Страница

5

из

7

стихотворения.

Итоги.

Чему мы сегодня

научились?

Дети помогают подведению

итогов.

Сегодня мы научились:

1.

Воспринимать текст.

2.

Составлять план

текста.

3.

Излагать содержание

текста по плану.

4.

Формулировать свои

мысли.

5.

Удерживать логику

повествования.

6.

Приводить

убедительные

доказательства.

7.

Работать в парах.

Выслушивать мнение

товарища.

Задавать вопросы на

понимание.

Познавательные УУД.

Регулятивные УУД.

Заключение.

В заключение нашего

урока желающие могут

зачитать свои изложения.

Молодцы! Теперь

расскажите мне, что

сегодня на уроке у вас

получилось, а с чем

(2-3 обучающихся

зачитывают свои

изложения.

(Дети отвечают на

вопросы учителя.)

Регулятивные УУД.

Страница

6

из

7

возникли затруднения?

Какая организация

учебной работы помогала

в написании изложения?

Молодцы, ребята!

Большое спасибо за

работу на уроке!

Страница

7

из

7



В раздел образования