Автор: Грачева Наталья Шагитовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Синеглазка"
Населённый пункт: город Ноябрьск, Тюменская область
Наименование материала: статья
Тема: "Содержание деятельности воспитателя по образовательным областям в рамках специальной коррекционной группы"
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СИНЕГЛАЗКА»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК
Тема городского методического объединения воспитателей ДОУ
«Содержание деятельности воспитателя по основным образовательным областям
«Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие»,
«Художественно-эстетическое развитие»
Тема
выступления
«Содержание
деятельности
воспитателя
по
образовательным
областям
в
рамках работы специальной коррекционной группы для детей с общим недоразвитием речи»
Подготовила:
воспитатель
Михайлова Светлана Владимировна
Проблема
воспитания
и
обучения
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья
в
общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода, так как всеми осознается,
что не все дети, имеющие нарушения в развитии, могут успешно интегрироваться в среду здоровых
сверстников. Индивидуальный образовательный маршрут предполагает постепенное включение таких
детей в коллектив сверстников с помощью взрослого, что требует от педагога новых психологических
установок на формирование у детей с нарушениями развития умения взаимодействовать в едином
детском коллективе. Дети с ОНР могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого
и
адекватно
организованного
процесса
воспитания
и
обучения.
Имеющиеся
у
детей
отклонения
приводят
к
нарушению
умственной
работоспособности,
недостаткам
общей
и
мелкой
моторики,
трудностям во взаимодействии с окружающим миром, изменению способов коммуникации и средств
общения, недостаточности словесного опосредствования, в частности — вербализации, искажению
познания
окружающего
мира,
бедности
социального
опыта,
изменению
в
становлении
личности.
Наличие
первичного
нарушения
оказывает
влияние
на
весь
ход
дальнейшего
развития.
Каждая
категория детей с различными речевыми нарушениями имеет специфические психолого-педагогические
особенности,
отличающие
одну
категорию
детей
от
другой,
которые
необходимо
учитывать
при
определении коррекционной работы с ними в интеграционном образовательном пространстве. Для
успешности воспитания и обучения детей с ОНР необходима правильная оценка их возможностей и
выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим особая роль отводится психолого-
медико-педагогической диагностике, позволяющей:
• своевременно выявить детей с ограниченными возможностями;
• выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности
ребенка с ОНР;
• определить оптимальный педагогический маршрут;
• обеспечить индивидуальным сопровождением каждого ребенка с ОНР в дошкольном
учреждении;
• спланировать коррекционные мероприятия, разработать программы коррекционной работы;
• оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы;
• определить условия воспитания и обучения ребенка;
• консультировать родителей ребенка с ОНР.
Организация
воспитания
и
обучения
детей
с
ОНР
ставит
вопросы
изучения
и
выявления
особенностей
познавательной
деятельности,
установление
характера
нарушений,
потенциальных
возможностей
ребенка
и
дает
возможность
прогнозировать
его
развитие.
В
комплексной
оценке
психического
развития
и
выявления
потенциальных
возможностей
детей
с
ОНР
для
определения
содержания дальнейшего обучения важным является педагогическое обследование. Педагогическое
изучение предусматривает получение сведений о ребенке, раскрывающих знания, умения, навыки,
которыми он должен обладать на определенном возрастном этапе, установление основных проблем в
обучении, темпа усвоения учебного материала, выявление особенностей образовательной деятельности.
Интересующие сведения можно получить с помощью таких методов, как непосредственная беседа с
ребенком и родителями, анализ работ ребенка (рисунков, поделок и др.), педагогическое наблюдение.
Педагогическое наблюдение должно быть специально спланированным, точно ориентированным и
систематическим. Оно позволяет оценить степень сформированности деятельности в целом — ее
целенаправленность,
организованность,
произвольность,
способность
к
планированию
действий.
Особенно важно наблюдение за ведущей деятельностью ребенка, его познавательной активностью, в
процессе которого отмечается мотивационный аспект деятельности, свидетельствующий о личностной
зрелости дошкольника.
Основная задача коррекционно-педагогической работы — создание условий для всестороннего
развития ребенка с ОНР в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в
коллектив сверстников. Содержание нашей деятельности по образовательным областям ориентировано
на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Задачи по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей мы решаем
интегративно
в
ходе
освоения
всех
образовательных
областей
наряду
с
задачами,
отражающими
специфику каждой образовательной области. При этом решение программных задач предусматривается
нами не только в рамках НОД, но и в ходе режимных моментов – как в совместной деятельности
взрослого и ребенка, так и в самостоятельной деятельности дошкольников. Охарактеризуем основные
образовательные области.
Образовательная область
«Социально-коммуникативное развитие»
Основная цель — овладение навыками коммуникации и обеспечение оптимального вхождения
детей с ОВЗ в общественную жизнь. Задачи социально-коммуникативного развития:
• формирование у ребенка представлений о самом себе и элементарных навыков для выстраивания
адекватной системы положительных личностных оценок и позитивного отношения к себе;
• формирование навыков самообслуживания;
• формирование умения сотрудничать с взрослыми и сверстниками; адекватно воспринимать
окружающие предметы и явления, положительно относиться к ним;
• формирование предпосылок и основ экологического мироощущения, нравственного отношения к
позитивным национальным традициям и общечеловеческим ценностям;
• формирование умений использовать вербальные средства общения в условиях их адекватного
сочетания
с
невербальными
средствами
в
контексте
различных
видов
детской
деятельности
и
в
свободном общении.
При реализации задач данной образовательной области мы формируем у детей представления о
многообразии окружающего мира, отношений к воспринимаемым социальным явлениям, правилам,
общепринятым нормам социума и осуществляем подготовку детей с ограниченными возможностями к
самостоятельной жизнедеятельности.
Освоение детьми с ОНР общественного опыта будет значимо при системном формировании
педагогом
детской
деятельности.
При
таком
подходе
у
ребенка
складываются
психические
новообразования:
способность
к
социальным
формам
подражания,
идентификации,
сравнению,
предпочтению.
На
основе
взаимодействия
со
сверстниками
развиваются
и
собственные
позиции,
оценки, что дает возможность ребенку с ОНР занять определенное положение в коллективе сверстников.
Работу
по
освоению
первоначальных
представлений
социального
характера
и
развитию
коммуникативных навыков, направленных на включение детей с ОНР в систему социальных отношений
мы осуществляем по нескольким направлениям:
• в повседневной жизни путем привлечения внимания детей друг к другу, оказания взаимопомощи,
участия в коллективных мероприятиях;
• в процессе специальных игр и упражнений, направленных на развитие представлений о себе,
окружающих взрослых и сверстниках;
• в процессе обучения сюжетно-ролевым и театрализованным играм, играм-драматизациям, где
воссоздаются социальные отношения между участниками, позволяющие осознанно приобщаться к
элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений;
• в процессе хозяйственно-бытового труда и в различных видах деятельности.
Работа
по
формированию
социально-коммуникативных
умений
должна
быть
повседневной
и
органично включаться во все виды деятельности: быт, игру, обучение.
В
работе
по
формированию
социальных
умений
у
детей
с
ОНР
важно
создать
условия,
необходимые
для
защиты,
сохранения
и
укрепления
здоровья
каждого
ребенка,
формирования
культурно-гигиенических навыков, потребности вести здоровый образ жизни; развивать представления
о
своем
здоровье
и
о
средствах
его
укрепления.
Для
реализации
задач
необходимо
правильно
организовать режим дня в детском саду и дома, чередовать различные виды деятельности и отдыха,
способствующие
четкой
работе
организма.
Дети
с
ОНР
могут
оказаться
в
различной
жизненной
ситуации,
опасной
для
здоровья,
жизни,
поэтому
при
формировании
знаний,
умений
и
навыков,
связанных с жизнью человека в обществе, мы «проигрываем» несколько моделей поведения в той или
иной ситуации, формируя активную жизненную позицию, ориентируем детей на самостоятельное
принятие решений.
Для дошкольников с ОНР целесообразно строить образовательную работу на близком и понятном
детям материале, максимально охватывая тот круг явлений, с которыми они сталкиваются. Знакомство с
новым
материалом
следует
проводить
на
доступном
детям
уровне.
Одним
из
важных
факторов,
влияющих на овладение речью, реальное использование в условиях общения, является организация
слухоречевой среды в группе сада и в семье. В создании этой среды участвуют воспитатели, педагоги
группы, родители, другие взрослые и сверстники.
Образовательная область
«Познавательное развитие»
Основная
цель — формирование
познавательных
процессов
и
способов умственной
деятельности, усвоение обогащение знаний о природе и обществе; развитие познавательных интересов.
Познавательные
процессы
окружающей
действительности
дошкольников
с
ОНР
обеспечиваются
процессами восприятия, мышления, внимания, памяти, соответственно выдвигаются следующие задачи
познавательного развития:
• формирование и совершенствование перцептивных действий;
• ознакомление и формирование сенсорных эталонов;
• развитие внимания, памяти;
• развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.
Учитывая быструю утомляемость детей с ОНР, образовательную деятельность мы планируем на
доступном
материале,
чтобы
ребенок
мог
увидеть
результат
своей
деятельности.
В
ходе
работы
применяем различные формы поощрения дошкольников. При обучении дошкольников с ОНР, опираясь
на
сохранные
анализаторы,
используем
принципы
наглядности,
от
простого
к
сложному.
Количественные
представления
обогащаем
в
процессе
различных
видов
деятельности.
При
планировании работы по формированию элементарных математических представлений продумываем
объем программного материала с учетом реальных возможностей дошкольников.
Образовательная область
«Речевое развитие»
Основная
цель
—
обеспечивать
своевременное
и
эффективное
развитие
речи
как
средства
общения, познания, самовыражения ребенка, становления разных видов детской деятельности, на
основе овладения языком своего народа.
Задачи развития речи:
•
формирование
структурных
компонентов
системы
языка
—
фонетического,
лексического,
грамматического;
• формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции — развитие связной
речи, двух форм речевого общения — диалога и монолога;
• формирование способности к элементарному осознанию явлений языка и речи.
Основные направления работы по развитию речи дошкольников:
Развитие словаря. Овладение словарным запасом составляет основу речевого развития детей,
поскольку слово является важнейшей единицей языка.
Важно учить ребенка вести диалог, развивать умение слушать и понимать обращенную к нему
речь, вступать в разговор и поддерживать его, отвечать на вопросы и спрашивать самому, объяснять,
пользоваться разнообразными языковыми средствами, вести себя с учетом ситуации общения. Не менее
важно и то, что в диалогической речи развиваются умения, необходимые для более сложной формы
общения — монолога.
Развитие речи у дошкольников с ОНР осуществляется нами во всех видах деятельности: игра,
занятия по физическому развитию, ИЗО (рисование, лепка, аппликация, конструирование), музыка и др.;
в свободный деятельности, в общении со всеми, кто окружает ребенка. Наиболее значимым видом
работы
по
развитию
речи
является
чтение
художественной
литературы.
Чтение
художественной
литературы имеет коррекционную направленность, так как стимулирует овладение детьми словесной
речью, развитие языковой способности, речевой деятельности. Для включения в эту работу детей с ОНР,
у которых отмечается разный уровень речевых умений, мы соблюдем ряд условий:
• выбираем произведения с учетом степени его доступности и близости содержания жизненному
опыту детей;
•
предварительно
беседуем
с
детьми
о
событиях
из
жизни
людей
близких
к
содержанию
литературных произведений и проводим заключительную беседу для выяснения степени усвоения
произведения, осмысления причинно-следственной зависимости;
• подбираем иллюстрации, картинки к произведениям;
• организовываем драматизации, инсценировки;
• демонстрируем действия по конструктивной картине с применением подвижных фигур;
• проводим словарную работу;
• адаптируем тексты по лексическому и грамматическому строю с учетом уровня речевого развития
ребенка;
• предлагаем детям отвечать на вопросы;
•
предлагаем
детям
разные
виды
работы:
подобрать
иллюстрации
к
прочитанному
тексту,
пересказать
текст;
придумать
окончание
к
заданному
началу.
Все
это
способствует
осмыслению
содержания литературного произведения.
Воспитание звуковой стороны речи, освоение грамматического строя, развитие связной речи
представляет большую сложность для детей с ОНР. В норме дети усваивают грамматический строй
практически путем подражания речи взрослых и языковых обобщений. Для развития связной речи,
освоения грамматических форм у детей с ОНР нами создаются специальные условия — разработка
грамматических схем, разнообразного наглядного дидактического материала, включение предметно-
практической деятельности и др. Преодоление нарушений звукопроизношения, наблюдаемых у детей с
ОНР, возможно при помощи специалиста.
Образовательная область
«Художественно-эстетическое развитие»
Основная
задача
—
формирование
у
детей
эстетического
отношения
к
миру,
накопление
эстетических представлений и образов, развитие эстетического вкуса, художественных способностей,
освоение
различных
видов
художественной
деятельности.
В
этом
направлении
решаются
как
общеобразовательные, так и коррекционные задачи, реализация которых стимулирует развитие у детей с
ОНР сенсорных способностей, чувства ритма, цвета, композиции; умения выражать в художественных
образах свои творческие способности.
Основные направления работы в данной образовательной области:
«Художественное творчество». Основная цель — обучение детей созданию творческих работ.
Специфика методов обучения различным видам изобразительной деятельности детей с ОНР должна
строиться
на
применении
средств,
отвечающих
их
психофизиологическим
особенностям.
Лепка
способствует развитию мелкой моторики рук, развивает точность выполняемых движений, в процессе
работы дети знакомятся с различными материалами, их свойствами. Аппликация способствует развитию
конструктивных возможностей, формированию представлений о форме, цвете. Рисование направлено на
развитие манипулятивной деятельности и координации рук, укрепление мышц рук.
Образовательная область
«Физическое развитие»
Основная
цель
—
совершенствование
функций
формирующегося
организма,
развитие
двигательных
навыков,
тонкой
ручной
моторики,
зрительно-пространственной
координации.
Физическое развитие лежит в основе организации всей жизни детей и в семье, и в дошкольном
учреждении. Это касается предметной и социальной среды, всех видов детской деятельности с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников. В режиме должны быть предусмотрены
занятия
физкультурой,
игры
и
развлечения
на
воздухе,
при
проведении
которых
учитываются
региональные и климатические условия. Работа по физическому воспитанию строится таким образом,
чтобы решались и общие, и коррекционные задачи. Основная задача — стимулировать позитивные
сдвиги в организме, формируя необходимые двигательные умения и навыки, физические качества и
способности,
направленные
на
жизнеобеспечение,
развитие
и
совершенствование
организма.
На
занятиях
по
физической
культуре,
наряду
с
образовательными
и
оздоровительными,
решаются
специальные коррекционные задачи:
•
формирование
в
процессе
физического
воспитания
пространственных
и
временных
представлений;
•
изучение
в
процессе
предметной
деятельности
различных
свойств
материалов,
а
также
назначения предметов;
• развитие речи посредством движения;
•
формирование
в
процессе
двигательной
деятельности
различных
видов
познавательной
деятельности;
•
управление
эмоциональной
сферой
ребенка,
развитие
морально-волевых
качеств
личности,
формирующихся в процессе специальных двигательных занятий, игр, эстафет.
Этап дошкольного детства — время врастания ребенка с ОНР в первую общественную
образовательную систему — дошкольное обучение и воспитание. Для оптимального осуществления
интеграции на этапе дошкольного детства необходимо соблюдать специальные условия воспитания и
обучения
детей
с
ОНР,
организовывать
безбарьерную
среду
их
жизнедеятельности.
В
процессе
образовательной деятельности в дошкольном учреждении важно гибко сочетать индивидуальный и
дифференцированный подходы; это способствует тому, чтобы все дети принимали участие в жизни
коллектива.
Одним
из
условий
повышения
эффективности
коррекционно-педагогической
работы
является
создание
адекватной
возможностям
ребенка
охранительно-педагогической
и
предметно-
развивающей среды.. В соответствии с возможностями детей с ОНР определяются методы обучения.
При планировании работы нами используются наиболее доступные методы: наглядные, практические,
словесные. Психологи доказали, что чем большее количество анализаторов использовалось в процессе
изучения материала, тем полнее, прочнее знания. Выбор альтернативных методов создает условия,
способствующие эффективности процесса обучения. Вопрос о рациональном выборе системы методов и
отдельных методических приемов решается нами в каждом конкретном случае.
Включение родителей в совместную деятельность со специалистами, педагогами предполагает
поэтапное
обучение
родителей
педагогическим
технологиям,
так
как
они
выступают
основными
заказчиками
образовательных
услуг
для
своих
детей
с
ОНР.
Задача
родителей
заключается
в
организации жизни ребенка таким образом, чтобы он мог ощущать свою принадлежность к обществу.
В
группах
компенсирующей
направленности
для
детей
с
тяжелыми
нарушениями
речи
в
организацию
непосредственно-образовательной
деятельности
воспитателя
с
детьми
целесообразно
включать интеграцию образовательных областей, сочетающих в себе разные виды самостоятельной
деятельности детей и совместной деятельности воспитателя с детьми. Это вызывает желание детей
участвовать в деятельности и успешно реализует выполнение поставленных педагогом задач.
Список
литературы
Аксенова Л. И. Социально-педагогическая помощь лицам с ограниченными возможностями //
Специальная педагогика. — М., 2001.
Архипова Е. Ф. Стертая дизартрия у детей: Учеб. пособие для студентов вузов. — М., 2006.
Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П. и др.
Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. — СПб.,
2001. . .
Дети
с
ограниченными
возможностями:
проблемы
инновационных
тенденций
обучения
и
воспитания: Хрестоматия /Сост. Л. В. Калинникова, Н. Д. Соколова. — М., 2005.
Лебединская К. С., Никольская О. С., Баенская Е. Р. и др.
Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-педагогичес-
кая помощь детям раннего и дошкольного возраста. — СПб., — 2008.
Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее
обучение и воспитание: Программа дошк. образоват. учрежд. компенси-
рующего вида для детей с нарушениями интеллекта. — М., 2003.
Жигорева М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии:
педагогическая помощь. — М., 2008.
Забрамная С. Д. Наглядный материал для психолого-педагогичес-
кого обследования детей в медико-педагогических комиссиях. — М., 1985.
Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умствен-
ного развития детей: Учебник для студ. дефектол. фак-тов педвузов и ун-
тов. — 2-е изд. — М., 1995. — 112 с.
.