Автор: Верховец Надежда Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 83"
Населённый пункт: город Северск Томской области
Наименование материала: Разработка урока ОМ 2 класс
Тема: "Природа живая и неживая"
Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 83»
Управления образования Администрации ЗАТО Северск
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
Предмет: окружающий мир
Разработчик: Верховец Надежда Анатольевна,
учитель начальных классов
МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Тема урока:
Природа живая и неживая. Контрольно-обобщающий урок.
Цель урока:
Обобщить знания учащихся о живой и неживой природе
Задачи урока:
Обучающая: обобщить знания, понятия и представления
учащихся живой и неживой природе, их взаимосвязи.
Развивающая: формировать умение самостоятельно
работать с текстом; вести диалог, слушать собеседника,
излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения;
развивать навыки сотрудничества в группе; формировать
контрольно-оценочную самостоятельность работы на
уроке.
Воспитательная: формировать у учащихся качества
духовно-нравственной личности; прививать любовь к
природе, бережное отношение к ней..
Планируемые
результаты:
Предметные: закрепление знаний о живой и неживой
природе.
Личностные: формирование положительной мотивации к
учению, познавательного интереса к предмету;
формирование гражданской позиции; самостоятельности и
личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных ценностях; развитие
навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Метапредметные:
Регулятивные: формирование умений планировать,
контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей;
самостоятельно
оценивать собственную учебную деятельность и
способность к самоконтролю; умение находить наиболее
эффективные способы достижения результата.
Познавательные: поиск и выделение из текста
необходимой информации; устанавливать связи жиз-
недеятельности растений, животных и времени года;
группировать предметы, объекты на основе существенных
признаков; характеризовать признаки года времён года.
Коммуникативные: готовность слушать собеседника,
вести диалог, участвовать в обсуждении проблемы, умение
работать в группе, построение речевого высказывания.
Методическая
цель урока
Создание условий для учебной и познавательной
деятельности учащихся, развития способностей,
формирования личностных качеств, формирования
контрольно-оценочной самостоятельности.
Тип урока:
Контрольный.
Формы
организации
учебной
деятельности
индивидуальная работа
групповая работа
Педагогические
технологии
Технология развития критического мышления
Технология самостоятельной деятельности
Межпредметные
Литературное чтение
связи
Ход урока.
I.Организационны
й момент
На уроке у нас присутствуют ученики 5 класса. Они
приготовили для вас сюрприз, о котором позже расскажут.
II. Объявление темы
и целей урока.
Слайд 1
Сегодня повторим и проверим свои знания по изученной
теме.
III. Повторение
пройденного
материала.
Мозговой штурм.
Слайды 2-8
1). Работа в парах.
Отгадать загадку, найти отгадку в филфорде (слова
читаются в любом направлении, но не пересекаются).
м
к
л
ю
н
с
в
о
к
р
о
к
в
а
ф
з
е
ж
л
и
к
д
у
д
ж
в
к
о
ю
г
х
б
к
о
з
р
г
ш
ч
п
а
ь
д
о
в
я
в
е
л
и
у
х
а
ч
с
т
м
н
а
щ
н
ц
р
е
-На болоте там и тут капли красные растут. (клюква)
-Горькую ягоду в мороз очень сладкой в дом принес.
(калина)
-Сердитый недотрога живет в глуши лесной,
иголок очень много, а ниток ни одной. (еж)
-Назовете вы легко, кто дает нам молоко. (корова)
-Я похож на зайца очень, но не заяц, между прочим.
(кролик)
-Летит не птица, воет не зверь. (ветер)
-Чего не видишь и жить без него не сможешь? (воздух)
2) Проверка работы
IV. Условия
проверочной
работы.
Прием «Зигзаг»
1). Наши гости пятиклассники приготовили для вас
интересную проверочную работу. Они сами подобрали
для вас задания, будут проверять правильность
выполнения работы и, при необходимости, окажут
помощь.
2). Проверочная работа проходит с использованием
приема «зигзаг».
Класс делиться на группы по 6 человек. У каждой группы
два ученика 5 класса в качестве контролера, один из них,
при необходимости, выполняет роль консультанта при
групповой работе.
Каждый ученик получает зачетную карточку и
индивидуальное задание.
1 ученик – карточка с заданиями с №№ 2,3,4,5,6,1
2 ученик - карточка с заданиями с №№ 3,4,5,6,1,2
3 ученик - карточка с заданиями с №№ 4,5,6,1,2,3
4 ученик - карточка с заданиями с №№ 5,6,1,2,3,4
5 ученик - карточка с заданиями с №№ 6,1,2,3,4,5
6 ученик - карточка с заданиями с №№ 1.2,3,4,5,6
Выполнив его, он обращается к контролеру. Если задание
выполнено правильно, ученик возвращается на место
выполняет следующее. Если в работе допущена ошибка,
ученик занимает место за другим столом, где к нему
присоединятся ребята, допустившие ошибки. За этим
столом учащиеся имеют возможность выполнить
индивидуальное задание коллективно в группе и получить
помощь консультанта. После этого каждый из них
обращается к контролеру за проверкой и новым
индивидуальным заданием. За каждое задание,
выполненное в группе, ученик получает на балл меньше.
(приложение 1-3)
V. Проведение
проверочной
работы
1.Знакомство с условиями работы.
2.Выполнение работы.
VI. Подведение
итогов.
1).Подведение итогов. Подсчет баллов.
VII. Самооценка
работы на уроке.
1). Заполнить таблицу: Поставить «+», оценив свою
работу. (приложение 4)
VIII. Итог урока
1).Понравился ли урок? Чем?
2) Пожелание дальнейший успехов.
Приложение 1.
Ф.И.___________________________________________________________
Зачетная карточка ученика
№ задания
Максимальное количество баллов
Полученное количество баллов
1
2
2
2
3
2
4
3
5
3
6
4
Итого: 16 баллов
Итого _____ баллов
Приложение 2
Карточка индивидуальные заданий:
№ п/п
Задания и ответы
1
Все изменения, происходящие в природе, называются:
а) сезонные явления б) явления погоды в) явления природы
2
К осенним явлениям в неживой природе относятся:
а) увядание трав б) первые заморозки
в) отлет птиц г) листопад
3
Книга, которая содержит сведения о редких и исчезающих животных и
растениях называется:
а) Зеленая книга б) Желтая книга в) Красная книга
4
Подчеркни названия зимующих птиц одной чертой:
скворец, журавль, синица, соловей, воробей, ворона, ласточка.
5
Укажи стрелками, какие из растений имеют:
Мягкие сочные стебли деревья
Несколько стволов кустарники
Один ствол травы
6
Животные, у которых шесть ног, - это ________________
Водные животные, тело которых покрыто чешуей – это _______________
Птицы- это животные, тело которых покрыто _____________________
Звери - это животные, тело которых покрыто ___________________
Приложение 3
Контрольная карта (для контролера и консультанта)
№
п/п
Задания и ответы
Кол-во баллов
инд. работа
Кол-во баллов
групп. работа
1
Все изменения, происходящие в природе,
называются:
а) сезонные явления
б) явления погоды
в) явления природы
2
1
2
К осенним явлениям в неживой природе
относятся:
а) увядание трав
б) первые заморозки
в) отлет птиц
г) листопад
2
1
3
Книга, которая содержит сведения о редких и
исчезающих животных и растениях называется:
а) Зеленая книга
б) Желтая книга
в) Красная книга
2
1
4
Подчеркни названия зимующих птиц одной
чертой:
скворец, журавль, синица,
соловей, воробей, ворона, ласточка.
3
2
5
Укажи стрелками, какие из растений имеют:
Мягкие сочные стебли травы
3
2
Несколько стволов кустарники
Один ствол деревья
6
Животные, у которых шесть ног, - это пауки
Водные животные, тело которых покрыто
чешуей – это рыбы
Птицы- это животные, тело которых
покрыто перьями
Звери - это животные, тело которых
покрыто шерстью
4
3
Приложение 4
Фамилия __________________________ Имя _________________________
Все получилось.
Я доволен(а)
результатами
работы.
Почти все
получилось.
Но я могу и хочу
работать лучше
Много не
получилось.
Я хочу и постараюсь
работать лучше
Недоволен(а)
результатом.
Постараюсь
работать лучше.