Напоминание

Артикуляционная гимнастика для звуков л, р


Автор: Коновалова Гузяль Мныровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ №40
Населённый пункт: город Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская область
Наименование материала: методическое пособие
Тема: Артикуляционная гимнастика для звуков л, р
Раздел: дошкольное образование





Назад




Указания к проведению

артикуляционной гимнастики:

выполнять перед зеркалом в течение

5-10 минут;

п р о в од и т ь

а р т и к ул я ц и о н н у ю

гимнастику

надо

ежедневно,

чтобы

в ы р а б а т ы в а е м ы е

у

д е т е й

двигательные

навыки

закреплялись,

становились более прочными;

в с е

у п р а ж н е н и я

в ы п о л н я т ь

е сте ственно,

бе з

н а п р я ж е н и я

(ребёнок сидит спокойно, плечи не

поднимаются,

пальцы

рук

н е

напряжены и не двигаются

С уважением Ваш логопед:

Гузяль Мныровна Коновалова

Артикуляционная

гимнастика

для звуков

[л][р]

МБДОУ № 40

2017

Артикуляция

-

Деятельно сть

р е ч е в ы х

о р г а н о в ,

с в я з а н н ы х

с

произнесением

звуков

речи

и

различных

компонентов , составляющих слоги, слова.

А рт икуля ционна я

г и м н а с т и к а

п о м о г а е т

б ы с т р о

м е н я т ь

о р г а н ы

а р т и к у л я ц и о н н о г о

а п п а р а т а ,

координировать

их

работу,

что

помогает

чётко произносить звуки, слова, фразы

Для

произнесения

зву ко в [л],[л]

н е о б х о д и м а

с л о ж н а я

и

дифференцированная

работа

различных

частей языка: кончик языка поднимается

вверх и прижимается к основанию верхних

зубов,

передняя

и

средняя

части

спинки

языка

опускаются,

задняя

часть

спинки

языка

приподнимается

и

оттягивается

н а з а д ,

к р а я

я з ы к а

о п у с к а ю т с я

и

пропускают выходящую воздушную струю.

Д л я

п р о и з н е с е н и я

з в у к а [р]

необходима

сложная

работа

всех

мышц

языка: кончик языка и его передняя часть

подняты к альвеолам и напряжены, кончик

языка вибрирует в проходящей воздушной

струе. Средняя часть языка опущена, его

боковые

края

прижаты

к

ве р х ним

коренным

зубам;

выдыхаемая

воздушная

струя должна быть сильной, направленной

Комплекс упражнений

для звуков [л],[л]

Наказать

непослушный

язычок

немного

приоткрыть

рот,

спокойно

положить

язык

на

нижнюю

губу

и,

пошлёпывая его губами, произносить звуки

«пя-пя-пя».

Удерживать

широкий

язык

в

спокойном

положении

при

открытом

рте

под счёт от одного до пяти.

П а р оход

г уд и т - приоткрыть

рот

и

длительно произносить звук [ы] (как гудит

пароход).

Облизнём

тарелочку

на

плоскую

десертную тарелочку налить тонким слоем

сгущённое молоко (йогурт, варенье и т. п.),

но не мёд. И нужно слизать его с тарелки

передним краем языка движением снизу-

вверх.

Комплекс упражнений

для звуков [р],[р]

М а ляр

улыбнуться,

открыть

рот

и

«погладить» кончиком языка твёрдое нёбо,

делая движения языком вперёд-назад.

Лошадка

улыбнуться,

показать

зубы,

приоткрыть

рот

и

пощёлкать

кончиком

языка

(как

лошадка

цокает

копытами).

Нижняя

челюсть

не

должна

двигаться,

работает только язык!

Грибок

улыбнуться,

показать

зубы,

приоткрыть рот и , прижав широкий язык

всей

плоскостью

к

нёбу,широко

открыть

рот.

(Язык

будет

напоминать

тонкую

шляпку грибка, а растянутая подъязычная

связка — его ножку.)

Барабанщики — улыбнуться, открыть рот

постучать

кончиком

языка

за

верхними

зубами,

многократно

и

о т ч ё тл и в о

произнося звук [д]: д-д-д. Сначала звук [д]

произносить

медленно.

По степенно

убыстрять темп.

Моторчик

губы

сомкнуты,

набираем

воздух через нос и резко подаём на губы,

чтобы

губы

завибрировали.

То

же

с

просунутым языком между губами.



В раздел образования