Автор: Коновалова Гузяль Мныровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ №40
Населённый пункт: город Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская область
Наименование материала: методическое пособие
Тема: Артикуляционная гимнастика для звуков л, р
Раздел: дошкольное образование
Указания к проведению
артикуляционной гимнастики:
•
выполнять перед зеркалом в течение
5-10 минут;
•
п р о в од и т ь
а р т и к ул я ц и о н н у ю
гимнастику
надо
ежедневно,
чтобы
в ы р а б а т ы в а е м ы е
у
д е т е й
двигательные
навыки
закреплялись,
становились более прочными;
•
в с е
у п р а ж н е н и я
в ы п о л н я т ь
е сте ственно,
бе з
н а п р я ж е н и я
(ребёнок сидит спокойно, плечи не
поднимаются,
пальцы
рук
н е
напряжены и не двигаются
С уважением Ваш логопед:
Гузяль Мныровна Коновалова
Артикуляционная
гимнастика
для звуков
[л][р]
МБДОУ № 40
2017
Артикуляция
-
Деятельно сть
р е ч е в ы х
о р г а н о в ,
с в я з а н н ы х
с
произнесением
звуков
речи
и
различных
компонентов , составляющих слоги, слова.
А рт икуля ционна я
г и м н а с т и к а
п о м о г а е т
б ы с т р о
м е н я т ь
о р г а н ы
а р т и к у л я ц и о н н о г о
а п п а р а т а ,
координировать
их
работу,
что
помогает
чётко произносить звуки, слова, фразы
Для
произнесения
зву ко в [л],[л]
н е о б х о д и м а
с л о ж н а я
и
дифференцированная
работа
различных
частей языка: кончик языка поднимается
вверх и прижимается к основанию верхних
зубов,
передняя
и
средняя
части
спинки
языка
опускаются,
задняя
часть
спинки
языка
приподнимается
и
оттягивается
н а з а д ,
к р а я
я з ы к а
о п у с к а ю т с я
и
пропускают выходящую воздушную струю.
Д л я
п р о и з н е с е н и я
з в у к а [р]
необходима
сложная
работа
всех
мышц
языка: кончик языка и его передняя часть
подняты к альвеолам и напряжены, кончик
языка вибрирует в проходящей воздушной
струе. Средняя часть языка опущена, его
боковые
края
прижаты
к
ве р х ним
коренным
зубам;
выдыхаемая
воздушная
струя должна быть сильной, направленной
Комплекс упражнений
для звуков [л],[л]
Наказать
непослушный
язычок
—
немного
приоткрыть
рот,
спокойно
положить
язык
на
нижнюю
губу
и,
пошлёпывая его губами, произносить звуки
«пя-пя-пя».
Удерживать
широкий
язык
в
спокойном
положении
при
открытом
рте
под счёт от одного до пяти.
П а р оход
г уд и т - приоткрыть
рот
и
длительно произносить звук [ы] (как гудит
пароход).
Облизнём
тарелочку
— на
плоскую
десертную тарелочку налить тонким слоем
сгущённое молоко (йогурт, варенье и т. п.),
но не мёд. И нужно слизать его с тарелки
передним краем языка движением снизу-
вверх.
Комплекс упражнений
для звуков [р],[р]
М а ляр
— улыбнуться,
открыть
рот
и
«погладить» кончиком языка твёрдое нёбо,
делая движения языком вперёд-назад.
Лошадка
— улыбнуться,
показать
зубы,
приоткрыть
рот
и
пощёлкать
кончиком
языка
(как
лошадка
цокает
копытами).
Нижняя
челюсть
не
должна
двигаться,
работает только язык!
Грибок
— улыбнуться,
показать
зубы,
приоткрыть рот и , прижав широкий язык
всей
плоскостью
к
нёбу,широко
открыть
рот.
(Язык
будет
напоминать
тонкую
шляпку грибка, а растянутая подъязычная
связка — его ножку.)
Барабанщики — улыбнуться, открыть рот
постучать
кончиком
языка
за
верхними
зубами,
многократно
и
о т ч ё тл и в о
произнося звук [д]: д-д-д. Сначала звук [д]
произносить
медленно.
По степенно
убыстрять темп.
Моторчик
—
губы
сомкнуты,
набираем
воздух через нос и резко подаём на губы,
чтобы
губы
завибрировали.
То
же
с
просунутым языком между губами.