"Оптическая дисграфия. Ранняя профилактика и пути коррекции в работе логопеда с детьми дошкольного возраста"
Автор: Шевлякова Елена Иосифовна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МОУ детский сад № 279 Населённый пункт: г. Волгоград Наименование материала: СТАТЬЯ Тема: "Оптическая дисграфия. Ранняя профилактика и пути коррекции в работе логопеда с детьми дошкольного возраста" Раздел: дошкольное образование
ТЕМА: «Оптическая дисграфия в дошкольном возрасте:
ранняя профилактика и пути коррекции»
Дисграфия (от греч. δυς – «сложность» и греч. graphō – «писать, изображать») – это частичное
специфическое
расстройство
письменной
речи,
проявляющееся
в
многочисленных
типичных
ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью высших психических функций,
участвующих в процессе овладения навыками письма.
КОРОТКО! Дисграфия - это частичное специфичное нарушение процесса письма.
По
МКБ-10
(ДЕСЯТАЯ
МЕЖДУНАРОДНАЯ
КЛАССИФИКАЦИЯ
БОЛЕЗНЕЙ)
–
Дисграфия(F81.1) – специфическое расстройство спеллингования. (Спеллингование (англ. spel –
писать или произносить слова по буквам) – процесс перевода устной речи в письменную и обратно).
Дисграфия «начинается» не в школе, а значительно раньше: у детей дошкольного возраста.
Именно
в
этом
возрасте
возможно
выявление
предпосылок
дисграфии,
которые
неизбежно
проявятся у детей с началом их школьного обучения в случае непринятия профилактических мер.
Нарушения
письменной
речи
отрицательно
сказываются
на
школьной
успеваемости
детей,
увеличивают сроки овладения школьной программой, вызывают негативное отношение детей к
процессу обучения.
Дисграфия влечет за собой и трудности в овладении орфографией, особенно при усвоении
сложных орфографических правил.
Классификация (виды) дисграфии
1.
Артикуляторно-акустическая .
2.
Дизартрия на основе нарушения фонемного распознавания (акустическая) .
3.
Дисграфия
на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
4.
Аграмматическая.
5.
Оптическая
- вербальная,
- литеральная.
6. Неспецифические виды дисграфий:
- идеаторная,
- дисграфия на почве истерии.
7. Смешанная дисграфия.
Проанализировав ошибки детей при письме выделяем чаще всего встречаются такие виды
дисграфий как :
- артикуляторно-акустическая (отражение в письме неправильного
звукопроизношения;
- дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания (отражение
неправильного восприятия и произношения звуков на письме);
- аграмматическая (недоразвитие грамматического строя речи);
-
оптическая
(недоразвитие
зрительного
гнозиса,
анализа,
синтеза, пространственных
представлений).
Оптическая дисграфия
-
это
дисграфия,
в
основе,
которой
лежит замена
букв
по
принципу
оптического
сходства
и
искажённое их написание (ребенок, как бы ни видит разницы в начертании оптически сходных букв,
что и приводит к их заменам на письме или к неправильному написанию некоторых букв).
Механизм (причина) возникновения этого вида нарушений является несформированность
зрительно-пространственных функций: зрительного гнозиса,
зрительного мнезиса, зрительного
анализа и синтеза, пространственных представлений.
Проявляется в:
•
искаженном воспроизведении букв на письме (неправильное воспроизведение пространственного
соотношения буквенных элементов, зеркальное написание букв, недописывание элементов,
лишние элементы);
•
заменах и смешении графически сходных букв П-Т, Л-М, И-Ш, В-Д, Э-С - отличающиеся одним
элементом и п-т, х-ж в-д, т-ш - состоящие из сходных элементов, но различно расположенных;
•
зеркальном письме (левши);
•
пропусках элементов, особенно при соединении букв ау=оу;
•
лишних элементах ш=ии;
•
неправильно расположенных элементах.
Все буквы русского алфавита состоят из набора одних и тех же элементов («палочки»,
«овалы»)
и
нескольких
«специфических»
элементов.
Одинаковые
элементы,
по-разному
комбинируясь в пространстве, и образуют различные буквенные знаки. Если ребёнок не улавливает
тонких различий между буквами, то это непременно приведёт к трудностям усвоения начертания
букв и к неправильному изображению их на письме.
Виды ошибок оптической дисграфии:
Пути коррекции
•
правильное произношение всех звуков родного языка в словах и во фразовой речи;
•
развитие зрительного и слухового внимания;
•
развитие фонематического слуха;
•
развитие звукового анализа и синтеза слов;
•
развитие грамматического строя речи.
Приемы коррекции:
•
Детальный разбор элементов буквы.
•
Развитие зрительного восприятия.
•
При зеркальном письме:
- медленное продвижение по строке в правильном направлении;
- обведение букв, сравнение с неправильно написанными;
- нахождение правильно написанных букв среди неправильных.
СТОЛ КРЕСЛО МУХА ШКАФ
Виды оптической дисграфии: литеральная и вербальная
Смешения оптически сходных букв:
Они – очи, цветами - дветами
Неточность передачи графического
образа буквы:
Неадекватное начертание:
Зеркальность:
Реверсия формы:
тол, Rша
Реверсия
порядка
:
уже – ежу, он - но
Реверсия
направления
Нарушения
наклона
:
•
Литеральная дисграфия проявляется в трудностях воспроизведения даже изолированных букв.
•
П р и вербальной
дисграфии
воспроизведение
изолированных
букв
сохранно.
Однако
при
написании слов отмечаются искажения букв, замены и смешения графически сходных букв,
контекстуальные влияния соседних букв на воспроизведение зрительного образа буквы.
Схема оптической дисграфии
Оптическая дисграфия
Как и любое другое речевое нарушение, оптическую дисграфию легче предупредить, чем
устранить.
Поэтому
важно провести профилактику данной патологии еще в дошкольном возрасте. И
начинать можно с самого раннего возраста.
Речь – составляющая человеческого интеллекта. А значит, любое нарушение или недоразвитие
не может существовать изолированно. Чем опасна оптическая дисграфия? Может не так уж и
страшно, если ребенок иногда пишет буквы и цифры наоборот? Мы, взрослые, все равно понимаем,
что ребенок хотел написать? На самом деле оптические нарушения будут влиять не только на письмо.
Затруднения
ребенок
будет
испытывать
и
при
чтении.
Да
и
по
математике
могут
возникнуть
трудности: при усвоении смысла понятий и употреблении знаков «больше», «меньше»; при усвоении
смысла понятий и употреблении знаков + и -; в ходе решения задач, содержащих понятия «на…
больше», «на …меньше», с выбором знака + и -; при вычислениях (например, ребенок вместо 10
пишет 01; постепенно эта ошибка уходит, но проявляется при работе с многозначными числами;
соответственно,
чем
сложнее
запись
при
вычислениях,
тем
больше
возникает
трудностей,
а
письменное умножение и деление, когда очень важно не смещать запись, осваивается с большим
трудом).
Значительные затруднения возникнут и при обучении письму, а позднее и при изучении
русского языка.
Следует помнить, что у большинства детей графомоторные навыки формируются не сразу.
Возможны
оптические
ошибки
на
первых
порах
обучения.
Однако
если
ошибки
сохраняются,
необходима специальная помощь ребенку.
Основными задачами коррекционного обучения являются:
•
Формирование звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков.
•
Развитие
фонематического
слуха,
фонематического
анализа
и
синтеза
слов,
фонематических
представлений.
•
Расширение словарного запаса, обогащение активного словаря.
•
Развитие мышления, памяти, слухового и зрительного внимания.
•
Формирование связной речи: необходимо научить детей разным видам пересказа (подробному,
выборочному, краткому), составлению рассказа по серии картинок, по одной сюжетной картинке,
по предложенному плану, по заданному началу или концу и т.п.
•
Совершенствование пространственно-временных ориентировок на себе, на листе бумаги, развитие
способности к запоминанию, автоматизации и воспроизведения серий, включающих несколько
различных
движений
(кулак-ребро-ладонь),
пробы
Хеда,
рядоговорение
(времена
года,
дни
недели).
•
Развитие
мелкой
моторики
рук
с
использованием
массажа
и
самомассажа
пальцев,
игр
с
пальчиками, обводки, штриховки, работы с ножницами, пластилином и др.
•
Развитие тактильных ощущений: посредством дермалексии проводят профилактическую работу
по предупреждению дислексии (необходимо узнать, какую букву "написали" на спине, на руке, в
воздухе рукой ребенка, узнать буквы на ощупь и т.д.).
•
Расширение "поля зрения" ребенка.
•
Развитие конструктивного праксиса путем моделирования букв из палочек, из элементов букв,
реконструирования букв.
•
Подготовка к обучению грамоте: знакомство с основными понятиями (предложение, слово, слог,
буква, звук), составление схем и т.д.
Коррекционная работа по преодолению
данного вида дисграфии проводится поэтапно:
1.
Организационный этап , на котором проводится обследование детей с целью выявления тех
детей, которые страдают нарушениями письма и чтения. Для этого логопедом анализируются
учебные тетради детей, предлагает различные виды письменных работ (диктанты, списывания),
исследует процесс чтения.
2.
На следующем этапе осуществляется специальное обследование детей с нарушениями письма с
целью определения симптоматики, вида дисграфии, степени выраженности. Для этого выявляется
состояние биологического зрения ребенка, состояние зрительно – пространственных функций,
определение
ведущей
руки
(проба
на
переплетение
пальцев
рук,
проба
на
апплодирование,
скрещивание рук на груди). Для определения ведущего глаза ребенку предлагается посмотреть в
калейдоскоп,
в
отверстие
трубы...
Для
определения
ведущего
уха
предлагается
ребенку
прислушаться, приложив ухо, например к часам, к двери… Для выявления ориентировки в
окружающем пространстве предлагается ребенку назвать, что находится справа от него, что слева.
Показать правой рукой левое ухо, показать правые и левые части своего тела), составить картинку,
разрезанную на 5, 6, 7 , 8 частей, построить фигуру из палочек по образцу и по представлению и
т.д.
3.
Подготовительный этап коррекционной работы проводиться по нескольким направлениям.
Первое направление
- включает в себя следующие виды работы :
•
Развитие зрительного восприятия и узнавания предметов. С целью развития зрительного гнозиса
предлагаются такие виды упражнений, как: назови предмет по контуру, найди одинаковые тени от
предметов,
какой
предмет
спрятался
(зашумленные
картинки),
найди
правильную
тень
от
предмета, дорисуй половинку картинки, что забыл дорисовать художник и т.д.
•
Развитие цветового гнозиса. Здесь ребенка знакомят с цветами, используя следующие виды игр и
упражнений:
найди
пару
(упражнение
на
соотнесение
цветов),
собери
в
цветные
коробки
соответствующие по цвету фрукты и овощи, что бывает такого цвета и т.д.
•
Знакомство с геометрическими формами: на какую геометрическую форму похожи предметы,
найди часть от фигуры, раскрась фигуры, дорисуй незаконченные фигуры, геометрическое лото и
т.д.
•
Развитие буквенного гнозиса. Ребенку предлагаются игры, помогающие запомнить и выучить
графические изображения букв (с помощью пластилина, счетных палочек, мозаики, рисование
букв красками, узнавание букв тактильным способом – ощупывание картонных букв с закрытыми
глазами, обведение букв по трафарету). Данные задания помогают запомнить написание букв,
развивают логику, внимание и память.
•
Развитие
зрительного
анализа
и
синтеза.
Детям
предлагается
найти
буквы
в
фигуре,
конструирование
букв
из
палочек,
найти
и
показать
правильную
букву
среди
пар
букв,
изображенных правильно и зеркально.
Второе направление
предполагает развитие пространственных представлений
и является важной частью коррекционной работы:
•
Данная работа начинается непосредственно над схемой тела. Коррекцию необходимо вести перед
зеркалом, анализируя расположение частей лица по параметрам: «выше всего», «ниже всего»,
«выше
чем»,
«ниже
чем»,
вводятся
предлоги
«над»,
«под»,
«между».
По
этой
аналогии
анализируется положение других частей тела (рук, тела, ног).
•
Затем
отрабатывается
и
анализируется
расположение
объектов
во
внешнем
пространстве.
Ориентация в пространстве закрепляется посредствам движений (прыгни вперед и т.п.), вначале
ребенок выполняет движение вместе с логопедом, который поясняет каждое направление, затем
переходим от совместного к самостоятельному выполнению. По инструкции ребенок переходит от
движений всем телом к показу названного направления рукой или поворотом головы, а затем
только взором.
•
Следующим
этапом
формирования
пространственных
представлений
является
переход
к
двигательным диктантам и графическим схемам. Развитие пространственных схем начинается с
формирования ориентировки на «местности», затем на листе бумаги и графического произведения
направлений. Можно сопоставить лист бумаги с высоким домом, у которого показать верх, низ,
все углы. Потом можно нарисовать такой дом на листе бумаги, обсудить и подписать с ребенком
названия соответствующих направлений и углов. Затем ребенка можно попросить сделать то же
самое по памяти, на чистом листе бумаги.
•
Неотъемлемой частью формирования пространственных представлений являются упражнения,
выполняя которые ребенок может творчески манипулировать разнообразными объектами. Это
могут быть конструкторы, кубики, пазлы, разрезные картинки, мозаики. Важно учитывать и то,
что
при
усвоении
букв
ребенку
необходимо
самому
«сваять»
их
из
пластилина,
палочек,
раскрасить карандашами и т.п.
Третье направление
– подразумевает развитие зрительно-моторных координаций:
•
Условием
выработки
графомоторного
навыка
является
овладение
детьми
двигательными
стереотипами
при
записи
букв
и
слов,
появление
у
них
автоматизированного
кинетико-
кинестетического контроля записи. В то же время при овладении навыком письма немаловажную
роль
играет
и
организация
предшествующей
деятельности
детей
(предметно-практической,
художественно-графической, бытовой, игровой), прямо или опосредованно влияющей на развитие
функций руки.
•
Рекомендуется
знакомить
детей
с
такими
играми
и
упражнениями
в
определенной
последовательности:
сначала
включать
в
комплекс
те
из
них,
которые
способствуют
формированию
умения
удерживать
статическую
позу
кистей
и
пальцев,
а
затем
–
игры
и
упражнения динамического характера. Особое внимание следует обратить и на то, что бы дети, во-
первых, упражнялись в разных действиях (сжатие, расслабление, растяжение мышц рук) и, во-
вторых, тренировались в выполнении изолированных движений каждым пальцем обеих рук.
4.
Следующим
этапом
коррекционной
работы
является основной этап , на котором проводится
работа по закреплению связей между произнесением звука и его графическим изображением на
письме.
Автоматизация
смешиваемых
и
взаимозаменяемых
букв
и
дифференциация
букв
изолированно, в слогах, словах, предложениях, текстах.
5.
Заключительный этап характеризуется тем, что полученные знания и навыки закрепляются,
полученные умения используются на других видах деятельности.
Таким
образом,
хотелось
бы
еще
раз
подчеркнуть
важные
составляющие
коррекционно-
логопедической работы, а именно:
•
Важность и необходимость раннего выявления предпосылок дисграфии у дошкольников.
•
Комплексность
мероприятий,
так
как
дисграфия
–
это
глобальный
синдром,
включающий
нарушения
предпосылок
интеллекта,
языковую
недостаточность,
поведенческие
отклонения,
непосредственно нарушения письменной речи.
•
Преемственность между специалистами, участвующими в коррекционной работе, это необходимо
для
согласования
коррекционных
занятий
с
программой
образовательного
учреждения
и,
наоборот, для внесения некоторых необходимых изменений в методику преподавания в классе.
Таким
путем
можно
решить
проблему
оптической
дисграфиии
обеспечить
в
будущем
обучающимся возможность полноценногоовладения грамматикой родного языка.
Литература
1.
Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей. – М.:
Просвещение, 2005 – 156 с.
2.
Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей (диагностика, коррекция, предупреждение). – М.:
Сан.- Петербург, Издательский Дом «М и М».2004 – 218 с.
3.
Левина Р.Е. Нарушение чтения и письма у детей. //Хрестоматия по логопедии. – М.: ВЛАДОС,
2001 – 423 с..
4.
Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших
школьников. – Сан.- Петербург. Изд-во «Союз», 2003 – 189 с.
5.
Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. - М.: Просвещение, 2001.
6.
Поваляева
М.Психология
детства
и
педагогика
Профилактика
и
коррекция
нарушений
письменной речи: качество образования/ М. Поваляева – М.: Феникс.2006 – 158 с.
7.
Парамонова Л.И. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция/ Л.Г. Парамонова. – Санкт-
Петербург: Детство-Пресс, 2006. – 122с.
8.
Садовникова,
И.Н.
Дисграфия,
дислексия:
технология
преодоления
пособие
для
логопедов,
учителей,
психологов,
студентов
педагогических
специальностей
/
И.Н.
Садовникова.
–
М.:
Парадигма, 2011, - 279с.