Напоминание

"Оптическая дисграфия. Ранняя профилактика и пути коррекции в работе логопеда с детьми дошкольного возраста"


Автор: Шевлякова Елена Иосифовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МОУ детский сад № 279
Населённый пункт: г. Волгоград
Наименование материала: СТАТЬЯ
Тема: "Оптическая дисграфия. Ранняя профилактика и пути коррекции в работе логопеда с детьми дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад





ТЕМА: «Оптическая дисграфия в дошкольном возрасте:

ранняя профилактика и пути коррекции»

Дисграфия
(от греч. δυς – «сложность» и греч. graphō – «писать, изображать») – это частичное специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения навыками письма.
КОРОТКО!
Дисграфия - это частичное специфичное нарушение процесса письма.
По

МКБ-10

(ДЕСЯТАЯ

МЕЖДУНАРОДНАЯ

КЛАССИФИКАЦИЯ

БОЛЕЗНЕЙ)



Дисграфия(F81.1) – специфическое расстройство спеллингования. (Спеллингование
(англ. spel – писать или произносить слова по буквам) – процесс перевода устной речи в письменную и обратно). Дисграфия «начинается» не в школе, а значительно раньше: у детей дошкольного возраста. Именно в этом возрасте возможно выявление предпосылок дисграфии, которые неизбежно проявятся у детей с началом их школьного обучения в случае непринятия профилактических мер. Нарушения письменной речи отрицательно сказываются на школьной успеваемости детей, увеличивают сроки овладения школьной программой, вызывают негативное отношение детей к процессу обучения. Дисграфия влечет за собой и трудности в овладении орфографией, особенно при усвоении сложных орфографических правил.
Классификация (виды) дисграфии

1.

Артикуляторно-акустическая
.
2.

Дизартрия на основе нарушения фонемного распознавания (акустическая)
.
3.

Дисграфия

на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

4.

Аграмматическая.

5.

Оптическая
- вербальная, - литеральная.
6. Неспецифические виды дисграфий:
- идеаторная, - дисграфия на почве истерии.
7. Смешанная дисграфия.
Проанализировав ошибки детей при письме выделяем чаще всего встречаются такие
виды

дисграфий
как
:
-
артикуляторно-акустическая
(отражение в письме неправильного звукопроизношения; -
дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания
(отражение неправильного восприятия и произношения звуков на письме); -
аграмматическая
(недоразвитие грамматического строя речи); -
оптическая
(недоразвитие зрительного гнозиса, анализа, синтеза, пространственных представлений).
Оптическая дисграфия
- это дисграфия, в основе, которой лежит замена букв по принципу оптического сходства и искажённое их написание (ребенок, как бы ни видит разницы в начертании оптически сходных букв, что и приводит к их заменам на письме или к неправильному написанию некоторых букв).
Механизм (причина)
возникновения этого вида нарушений является несформированность зрительно-пространственных функций: зрительного гнозиса, зрительного мнезиса, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений.
Проявляется в:

• искаженном воспроизведении букв на письме (неправильное воспроизведение пространственного соотношения буквенных элементов, зеркальное написание букв, недописывание элементов, лишние элементы); • заменах и смешении графически сходных букв П-Т, Л-М, И-Ш, В-Д, Э-С - отличающиеся одним элементом и п-т, х-ж в-д, т-ш - состоящие из сходных элементов, но различно расположенных; • зеркальном письме (левши); • пропусках элементов, особенно при соединении букв ау=оу; • лишних элементах ш=ии; • неправильно расположенных элементах. Все буквы русского алфавита состоят из набора одних и тех же элементов («палочки», «овалы») и нескольких «специфических» элементов. Одинаковые элементы, по-разному комбинируясь в пространстве, и образуют различные буквенные знаки. Если ребёнок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведёт к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме.
Виды ошибок оптической дисграфии:

Оптико-моторные ошибки: Оптико-пространственные ошибки:

Пути коррекции
• правильное произношение всех звуков родного языка в словах и во фразовой речи; • развитие зрительного и слухового внимания; • развитие фонематического слуха; • развитие звукового анализа и синтеза слов; • развитие грамматического строя речи.
Приемы коррекции:
• Детальный разбор элементов буквы.

Развитие зрительного восприятия. • При зеркальном письме: - медленное продвижение по строке в правильном направлении; - обведение букв, сравнение с неправильно написанными; - нахождение правильно написанных букв среди неправильных.
СТОЛ КРЕСЛО МУХА ШКАФ

Виды оптической дисграфии: литеральная и вербальная
Смешения оптически сходных букв: Они – очи, цветами - дветами Неточность передачи графического образа буквы: Неадекватное начертание: Зеркальность: Реверсия формы: тол, Rша Реверсия порядка : уже – ежу, он - но Реверсия направления Нарушения наклона :



Литеральная дисграфия
проявляется в трудностях воспроизведения даже изолированных букв.

П р и
вербальной

дисграфии
воспроизведение изолированных букв сохранно. Однако при написании слов отмечаются искажения букв, замены и смешения графически сходных букв, контекстуальные влияния соседних букв на воспроизведение зрительного образа буквы.
Схема оптической дисграфии

Оптическая дисграфия
Как и любое другое речевое нарушение, оптическую дисграфию легче предупредить, чем устранить. Поэтому важно провести профилактику данной патологии еще в дошкольном возрасте. И начинать можно с самого раннего возраста. Речь – составляющая человеческого интеллекта. А значит, любое нарушение или недоразвитие не может существовать изолированно. Чем опасна оптическая дисграфия? Может не так уж и страшно, если ребенок иногда пишет буквы и цифры наоборот? Мы, взрослые, все равно понимаем, что ребенок хотел написать? На самом деле оптические нарушения будут влиять не только на письмо. Затруднения ребенок будет испытывать и при чтении. Да и по математике могут возникнуть трудности: при усвоении смысла понятий и употреблении знаков «больше», «меньше»; при усвоении смысла понятий и употреблении знаков + и -; в ходе решения задач, содержащих понятия «на… больше», «на …меньше», с выбором знака + и -; при вычислениях (например, ребенок вместо 10 пишет 01; постепенно эта ошибка уходит, но проявляется при работе с многозначными числами; соответственно, чем сложнее запись при вычислениях, тем больше возникает трудностей, а письменное умножение и деление, когда очень важно не смещать запись, осваивается с большим трудом). Значительные затруднения возникнут и при обучении письму, а позднее и при изучении русского языка. Следует помнить, что у большинства детей графомоторные навыки формируются не сразу. Возможны оптические ошибки на первых порах обучения. Однако если ошибки сохраняются, необходима специальная помощь ребенку.
Основными задачами коррекционного обучения являются:

• Формирование звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков. • Развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений. • Расширение словарного запаса, обогащение активного словаря. • Развитие мышления, памяти, слухового и зрительного внимания. • Формирование связной речи: необходимо научить детей разным видам пересказа (подробному, выборочному, краткому), составлению рассказа по серии картинок, по одной сюжетной картинке, по предложенному плану, по заданному началу или концу и т.п. • Совершенствование пространственно-временных ориентировок на себе, на листе бумаги, развитие способности к запоминанию, автоматизации и воспроизведения серий, включающих несколько различных движений (кулак-ребро-ладонь), пробы Хеда, рядоговорение (времена года, дни недели). • Развитие мелкой моторики рук с использованием массажа и самомассажа пальцев, игр с пальчиками, обводки, штриховки, работы с ножницами, пластилином и др. • Развитие тактильных ощущений: посредством дермалексии проводят профилактическую работу по предупреждению дислексии (необходимо узнать, какую букву "написали" на спине, на руке, в воздухе рукой ребенка, узнать буквы на ощупь и т.д.). • Расширение "поля зрения" ребенка. • Развитие конструктивного праксиса путем моделирования букв из палочек, из элементов букв, реконструирования букв. • Подготовка к обучению грамоте: знакомство с основными понятиями (предложение, слово, слог, буква, звук), составление схем и т.д.
Коррекционная работа по преодолению

данного вида дисграфии проводится поэтапно:


1.

Организационный этап
, на котором проводится
обследование детей
с целью выявления тех детей, которые страдают нарушениями письма и чтения. Для этого логопедом анализируются учебные тетради детей, предлагает различные виды письменных работ (диктанты, списывания), исследует процесс чтения.
2.
На следующем этапе осуществляется
специальное обследование
детей с нарушениями письма с целью определения симптоматики, вида дисграфии, степени выраженности. Для этого выявляется состояние биологического зрения ребенка, состояние зрительно – пространственных функций, определение ведущей руки (проба на переплетение пальцев рук, проба на апплодирование, скрещивание рук на груди). Для определения ведущего глаза ребенку предлагается посмотреть в калейдоскоп, в отверстие трубы... Для определения ведущего уха предлагается ребенку прислушаться, приложив ухо, например к часам, к двери… Для выявления ориентировки в окружающем пространстве предлагается ребенку назвать, что находится справа от него, что слева. Показать правой рукой левое ухо, показать правые и левые части своего тела), составить картинку, разрезанную на 5, 6, 7 , 8 частей, построить фигуру из палочек по образцу и по представлению и т.д.
3.

Подготовительный этап коррекционной работы
проводиться по нескольким направлениям.
Первое направление

- включает в себя следующие виды работы
: • Развитие зрительного восприятия и узнавания предметов. С целью развития зрительного гнозиса предлагаются такие виды упражнений, как: назови предмет по контуру, найди одинаковые тени от предметов, какой предмет спрятался (зашумленные картинки), найди правильную тень от предмета, дорисуй половинку картинки, что забыл дорисовать художник и т.д. • Развитие цветового гнозиса. Здесь ребенка знакомят с цветами, используя следующие виды игр и упражнений: найди пару (упражнение на соотнесение цветов), собери в цветные коробки соответствующие по цвету фрукты и овощи, что бывает такого цвета и т.д. • Знакомство с геометрическими формами: на какую геометрическую форму похожи предметы, найди часть от фигуры, раскрась фигуры, дорисуй незаконченные фигуры, геометрическое лото и т.д. • Развитие буквенного гнозиса. Ребенку предлагаются игры, помогающие запомнить и выучить графические изображения букв (с помощью пластилина, счетных палочек, мозаики, рисование букв красками, узнавание букв тактильным способом – ощупывание картонных букв с закрытыми глазами, обведение букв по трафарету). Данные задания помогают запомнить написание букв, развивают логику, внимание и память. • Развитие зрительного анализа и синтеза. Детям предлагается найти буквы в фигуре, конструирование букв из палочек, найти и показать правильную букву среди пар букв, изображенных правильно и зеркально.
Второе направление

предполагает развитие пространственных представлений

и является важной частью коррекционной работы:
• Данная работа начинается непосредственно над схемой тела. Коррекцию необходимо вести перед зеркалом, анализируя расположение частей лица по параметрам: «выше всего», «ниже всего», «выше чем», «ниже чем», вводятся предлоги «над», «под», «между». По этой аналогии анализируется положение других частей тела (рук, тела, ног). • Затем отрабатывается и анализируется расположение объектов во внешнем пространстве. Ориентация в пространстве закрепляется посредствам движений (прыгни вперед и т.п.), вначале ребенок выполняет движение вместе с логопедом, который поясняет каждое направление, затем переходим от совместного к самостоятельному выполнению. По инструкции ребенок переходит от
движений всем телом к показу названного направления рукой или поворотом головы, а затем только взором. • Следующим этапом формирования пространственных представлений является переход к двигательным диктантам и графическим схемам. Развитие пространственных схем начинается с формирования ориентировки на «местности», затем на листе бумаги и графического произведения направлений. Можно сопоставить лист бумаги с высоким домом, у которого показать верх, низ, все углы. Потом можно нарисовать такой дом на листе бумаги, обсудить и подписать с ребенком названия соответствующих направлений и углов. Затем ребенка можно попросить сделать то же самое по памяти, на чистом листе бумаги. • Неотъемлемой частью формирования пространственных представлений являются упражнения, выполняя которые ребенок может творчески манипулировать разнообразными объектами. Это могут быть конструкторы, кубики, пазлы, разрезные картинки, мозаики. Важно учитывать и то, что при усвоении букв ребенку необходимо самому «сваять» их из пластилина, палочек, раскрасить карандашами и т.п.
Третье направление

– подразумевает развитие зрительно-моторных координаций:
• Условием выработки графомоторного навыка является овладение детьми двигательными стереотипами при записи букв и слов, появление у них автоматизированного кинетико- кинестетического контроля записи. В то же время при овладении навыком письма немаловажную роль играет и организация предшествующей деятельности детей (предметно-практической, художественно-графической, бытовой, игровой), прямо или опосредованно влияющей на развитие функций руки. • Рекомендуется знакомить детей с такими играми и упражнениями в определенной последовательности: сначала включать в комплекс те из них, которые способствуют формированию умения удерживать статическую позу кистей и пальцев, а затем – игры и упражнения динамического характера. Особое внимание следует обратить и на то, что бы дети, во- первых, упражнялись в разных действиях (сжатие, расслабление, растяжение мышц рук) и, во- вторых, тренировались в выполнении изолированных движений каждым пальцем обеих рук.
4.
Следующим этапом коррекционной работы является
основной этап
, на котором проводится работа по закреплению связей между произнесением звука и его графическим изображением на письме. Автоматизация смешиваемых и взаимозаменяемых букв и дифференциация букв изолированно, в слогах, словах, предложениях, текстах.
5.

Заключительный этап
характеризуется тем, что полученные знания и навыки закрепляются, полученные умения используются на других видах деятельности. Таким образом, хотелось бы еще раз подчеркнуть важные составляющие коррекционно- логопедической работы, а именно: • Важность и необходимость раннего выявления предпосылок дисграфии у дошкольников. • Комплексность мероприятий, так как дисграфия – это глобальный синдром, включающий нарушения предпосылок интеллекта, языковую недостаточность, поведенческие отклонения, непосредственно нарушения письменной речи. • Преемственность между специалистами, участвующими в коррекционной работе, это необходимо для согласования коррекционных занятий с программой образовательного учреждения и, наоборот, для внесения некоторых необходимых изменений в методику преподавания в классе. Таким путем можно решить проблему оптической дисграфиии обеспечить в будущем обучающимся возможность полноценногоовладения грамматикой родного языка.
Литература

1. Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей. – М.: Просвещение, 2005 – 156 с. 2. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей (диагностика, коррекция, предупреждение). – М.: Сан.- Петербург, Издательский Дом «М и М».2004 – 218 с. 3. Левина Р.Е. Нарушение чтения и письма у детей. //Хрестоматия по логопедии. – М.: ВЛАДОС, 2001 – 423 с.. 4. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. – Сан.- Петербург. Изд-во «Союз», 2003 – 189 с. 5. Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. - М.: Просвещение, 2001. 6. Поваляева М.Психология детства и педагогика Профилактика и коррекция нарушений письменной речи: качество образования/ М. Поваляева – М.: Феникс.2006 – 158 с. 7. Парамонова Л.И. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция/ Л.Г. Парамонова. – Санкт- Петербург: Детство-Пресс, 2006. – 122с. 8. Садовникова, И.Н. Дисграфия, дислексия: технология преодоления пособие для логопедов, учителей, психологов, студентов педагогических специальностей / И.Н. Садовникова. – М.: Парадигма, 2011, - 279с.


В раздел образования