Напоминание

"Роль семьи в поликультурном воспитании дошкольников"


Автор: Нестерова Елена Сергеевна
Должность: воспиталель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №2
Населённый пункт: город Данков, Липецкая область
Наименование материала: статья
Тема: "Роль семьи в поликультурном воспитании дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка – детский сад №2 «Ромашка»

Данковского муниципального района Липецкой области

«Роль семьи в поликультурном воспитании

дошкольников»

Подготов

ила:

воспитатель

Нестерова Елена Сергеевна

г.Данков

2017г

Поликультурное воспитание – это комплексный разносторонний процесс социализации

личности, основанный на преемственности культуры, традиций и норм.

Проблема

поликультурного

воспитания

дошкольников

в

современных

условиях

приобретает

особую

актуальность.

В

настоящее

время,

когда

происходит

интенсивный

процесс гуманизации нашего многонационального общества, необычайно важное значение

приобретают

воспитание

и

образование

подрастающего

поколения

на

традициях

национальной

культуры,

обычаев.

Федеральным

государственным

образовательным

стандартом

определены

единые

воспитательные

процессы

дошкольного

образования,

ориентированные

на

становление

гражданина,

любящего

свой

народ,

свой

край,

свою

родину,

толерантно

относящегося

к

культуре,

традициям

и

обычаям

других

народов.

Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в

каждом поколении их надо воспитывать вновь, и чем раньше начинается формирование этих

качеств, тем большую устойчивость они приобретают.

Формирование

поликультурной

личности

определяют

конкретные задачи

поликультурного воспитания дошкольников:

- развитие

представлений об образе жизни человека в давние времена: (окружение

ребѐнка предметами народного быта (русская изба, ухваты, чугуны, рушники, народные

костюмы и др.) поможет детям с самого раннего возраста понять, что они часть русского

народа.

- приобщение детей к культурному богатству через традиции и обычаи, игры, фольклор;

- воспитание в детях патриотизма, толерантности, позитивного отношения к другим

культурам;

- воспитание уважения к личности и правам другого человека.

В нашем детском саду, как и во многих других в наше время, вместе воспитываются дети

разных национальностей. Мы стараемся сделать наш дом действительно добрым, теплым,

светлым для всех, кто по тем или иным причинам приехал в него и живет вместе с нами. Но

большая часть детей все же русские, поэтому начинаем работу с приобщения к

русской

культуре.

Все педагоги нашего ДОУ через различные формы работы знакомят детей с народными

играми,

народным

календарем,

произведениями

народно-прикладного

искусства,

фольклором,

основами православной культуры, традициями, бытом, обычаями русского

народа, крестьянским трудом, что способствует развитию познавательных способностей у

детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к

предкам, интерес к самобытной русской культуре.

С целью приобщения детей к народной культуре, народному искусству в детском саду и

группе создана специальная среда:

- оформлен уголок «Моя семья»,

- сделаны подборки дидактических, сюжетно-ролевых, русских народных, хороводных,

малоподвижных, подвижных игр,

- подборки методической и детской художественной литературы,

стихов, народных

пословиц и поговорок;

- настольный театр по сказкам «Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок»;

- в ДОУ оборудован мини-музей «Русская изба».

Знакомство с литературным богатством родного края и мест других народов позволяет

привить детям любовь к «малой» родине, уважение к своей истории и истории других

народов, учит сопереживать не только героям произведений, но и замечать настроение

близких и друзей. Использование

произведений фольклора, (сказки, песенки, пословицы,

поговорки), способствуют развитию у детей нравственно – ценностных представлений о

добре, красоте, правде, трудолюбии, храбрости, так, как, именно они, вмещают в себя

ценности русского языка.

Но рассказы о народных традициях не достигнут цели, если не найдут продолжения в

играх, изобразительной, театрализованной деятельности.

2

Игра является ведущим видом деятельности дошкольников, в которой ребенок познает

очень важные этапы человеческой культуры – взаимоотношения между сверстниками и

взрослыми людьми, усваивает нормы общения, привычки поведения.

Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до

наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в по коление, вбирая в себя

лучшие национальные традиции.

Особенно популярны и любимы детьми младшего дошкольного возраста игры:

- подвижные: «Дедушка», «Баба-Яга», «Медведь», жмурки, городки, игры с мячом;

- игры со словами «Садовник»;

- игры с пением «Злой волк», «У медведя во бору»;

- хоровод с песней: «Птицелов», «Капустка», «Заинька»,

- игра с подражанием «Стуколка»;

- игры по русским народным сказкам: «Репка», «Теремок».

Коллективная

деятельность

в

играх

способствует

становлению

и

развитию

коммуникативной культуры ребенка, что также очень важно в воспитании поликультурности.

Почти все игры

рассчитаны на участие в них группы детей, что заставляет каждого

участника в равной степени подчиняться воле всех играющих.

Воспитательное

значение

детских

игр

повышается

еще

тем,

что

в

их

процессе

применяется своеобразная система поощрений и наказаний. Поощрения складывается из

того,

что

победитель

первым

начинает

следующую

игру.

Наказания

в

играх

самое

разнообразное: станцевать или спеть в кругу участников.

В

народных

играх

много песен и потешек, веселых считалок, жеребьевок. Они

сохранили

свою

художественную

самобытность

и

составляет

ценный,

неповторимый

игровой фольклор.

Но серьезных результатов в вопросах воспитания детей дошкольного возраста можно

только совместными усилиями педагогов и родителей воспитанников.

«Семья - это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего возраста

направляет сознание, волю, чувства детей». Именно семья, являясь источником традиций,

дает ребенку важный опыт взаимодействий с людьми, в ней он учится общаться, осваивать

приемы коммуникации, учится слушать и уважать мнение других, терпеливо и бережно

относиться к своим близким. Большое значение имеет личный пример родителей.

Работа с семьей в области

поликультурного

воспитания детей требует серьезного

осмысления,

нетрадиционных

подходов

и

форм,

иначе

усилия

педагогов

окажутся

напрасными.

Решение

задачи повышения компетентности родителей в области

поликультурного

воспитания дошкольников, в детском саду осуществляется в двух направлениях:

1. Педагогическое просвещение

2. Вовлечение родителей в педпроцесс.

1. Педагогическое просвещение

- родительские собрания «Коли семья вместе, то и душа на месте», «Дети спасут мир,

если мы защитим детей», практикумы, мастер-классы;

- тематические консультации «Посеешь привычку, пожнешь характер»;

- диспуты «Хорошо-плохо – азбука нравственности»;

- вечера вопросов и ответов,

- беседы за круглым столом «Сказка ложь, да в ней намек…»,

3

- посиделки «Мы за чаем не скучаем».

В уголке для родителей постоянно помещается материал по народному календарю, по

русской кухне, по народным праздникам, всегда есть 2-4 новые игры для совместного

времяпровождения родителей и детей, папки-передвижки, информационные буклеты; на

сайте д/с № 2 регулярно размещаем новости о прошедших в группе праздниках, в газете

«Ромашкины вести» постоянно обновляется картотека народных игр на свежем воздухе.

2. Вовлечение родителей в педагогический процесс.

Наряду с организованной образовательной деятельностью мы все вместе

проводим

праздники: календарные, фольклорные, обрядовые, дни именин и т.д. Календарные народные

праздники – уникальная возможность для детей и взрослых ежегодно погружаться в мир

народных песен, танцев, обрядов, игр и естественным путем освоить духовный опыт своего

народа. В нашем

детском саду регулярно проводятся такие народные праздники, как:

Осенние посиделки, Масленица, Пасха,

Зимние святки и др.,

активными

участниками

которых являются и взрослые и дети. Эта работа тесно

планируется с

музыкальными

руководителями. При разработке сценария народного праздника особое внимание уделяем

подбору словесно-музыкальных, драматических, игровых и хореографических произведений

обрядово-календарного

фольклора

и,

конечно

же,

народных

подвижных

игр.

Ориентируемся

на

русские

народные

игры.

Родители

принимают

непосредственное

участие в изготовлении атрибутов для игр и танцев, в украшении группы к праздникам.

По рекомендациям воспитателей родители знакомят детей с народными обычаями и

традициями и в повседневной деятельности: во время прогулок по городу, на природе, во

время

наблюдений

за

трудом

взрослых,

семейных

экскурсий

в

краеведческий

музей,

посещения

городских

фестивалей

и

праздников.

Знакомство

с

народными

умельцами,

народными

промыслами

вызывает

у

детей

гордость

за

свой

народ,

за

родной

край.

(декоративная

народная

роспись (хохлома,

гжель), глиняная

игрушка

(дымковская,

филимоновская,

городецкая,

романовская

и

др.)

развивают

эстетическое

восприятие,

закрепляют представление о ярком, народном, праздничном колорите игрушек, которые

передают быт и жизненней уклад многих народов и поколений.

В о

в р е м я

п р о г ул о к

р од и т е л и

м о г у т

з н а ко м и т ь

д е т е й

н е

т о л ь ко

с

достопримечательностями

города,

но

и

правилами

поведения

в

природе,

элементами

экологической

культуры.

Формируя

понятия

о

временах

года,

погодных

изменениях,

поведении птиц, насекомых, растений, мы воспитываем у детей гуманное отношение к

природе, которое проявляется в добром, отзывчивом, заботливом к ней отношении.

Семья – это корни, которые связывают ребенка с родным домом, с улицей, где он родился

и где живут друзья. Любовь к малой родине переходит в любовь к государству, его истории,

его прошлому и настоящему. Детство - это то, что дается каждому из нас только на очень

короткий промежуток времени, это чувство, которое мы с нежностью храним всю жизнь и

передаем его следующему поколению. Поэтому от нас, от взрослых, зависит, что именно

наши воспитанники пронесут с собой по жизни и передадут своим детям. А это значит - мы

должны научить детей любить свою семью, Родину, уважать окружающих их людей, знать

историю, быт и культуру своего народа, быть толерантными к традициям и культуре народов,

проживающих рядом с нами.

4



В раздел образования